-Метки

Henri Cartier-Bresson Paris mon amour Sting dior facebook leonardo da vinci richard avedon telegram youtube Арт-дневник Б.Акунин В.Соколов Д.Самойлов Е.Евтушенко ЖЖ-ссылки И.И.Левитан Лекарство от скуки П.Вайль Фред Варгас а.баталов а.васильев анна герман балет библиотеки биографии великая отечественная война весна времена года выставки г.нисский германия город города и страны города мира даты день победы дизайн дождь живопись жизнь замечательных людей (жзл) закат зима из жизни германии избранное из арт-дневника издательское дело издательство азбука издательство аст интересное интернет-магазины искусство история история СССР история россии италия кижи кино кино(теле)сериал книги книги в сети книжные анонсы книжные магазины книжный бизнес кыргызстан литература личное лучшие книги в сети любимые книги любимые песни любимые стихотворения любимые фильмы мемуары мода мода и красота море москва музеи музыка музыка/видео новости оксана грищук - евгений платов память париж пейзаж передвижники поздравления политика праздники пресса природа прочитанное путешествия рекомендую рецензия на книгу розы россия с.п.дягилев сад сербия события дня спорт ссылки старые кино-афиши стихи театр третьяковская галерея фигурное катание фото фотолетопись франция фредрик бакман цветы черно-белое фото читать не рекомендую читать/скачать швеция экранизации эрмитаж ю несбё ювелирные украшения юмор

 -Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Отражение_в_воде

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.06.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 18353


Отражение: прочитанное

Пятница, 24 Июня 2011 г. 16:14 + в цитатник
Рецензия будет на днях, а сейчас как бы заметки на полях.

SPDjagilev-Molgvar (95x145, 6Kb)Не понравился один момент (при том, что сама книга заслуживает самых добрых слов):

"Главные партии предназначались Вацлаву Нижинскому и Анне Павловой, которая уже была признана русскими критиками и балетоманами гениальной исполнительницей роли Жизели. С ней, как и положено, заключили контракт. Но Павлова, ревниво относившаяся к оглушительному успеху своего юного партнера, в нарушение условий контракта организовала свою собственную труппу, и их пути с Дягилевым разошлись. Роль получила Тамара Карсавина..." (стр. 186, Н.Д.Чернышова-Мельник "Дягилев. Опередивший время")

Да? Вот взяла и нарушила все? И ушла, снедаемая завистью? ? Хм-м-м...
А если все-таки восстановить всю последовательность событий тех лет и послушать не только Ромолу Нижинскую?

- Михаил Михайлович Фокин с великой горечью писал об уходе Павловой: «В первый сезон Павлова была прекрасна в „Сильфидах“, хороша в „Армиде“ и очень трогательна в „Клеопатре“. Но реклама, сосредоточенная на Нижинском, почти обошла эту великую танцовщицу. Естественно, что она не удержалась в деле и в других сезонах не участвовала в дягилевской антрепризе. Это большое художественное дело лишилось своей лучшей танцовщицы, а Павлова лишилась художественного ансамбля. Как это жалко! Как это несправедливо!»

- А.А..Васильев, "Терпсихора пакетботов": "Почему же участие балерины в «Русских сезонах» прекратилось так скоро? Павловой не нравилась музыка Стравинского в «Жар-птице», казавшаяся ей недостаточно мелодичной. В 1910 году вместо нее в этой роли выступила Тамара Карсавина, после чего Павлова танцевала лишь в семи дягилевских спектаклях во время гастролей 1911 года в Лондоне. Много было сказано о том, что, останься Павлова в труппе Дягилева, ее роли были бы интересней, а репертуар — богаче. Ведь именно благодаря поддержке Дягилева, обладавшего гениальным чутьем, получили возможность творить создатели нового направления в балете ХХ века: Мясин, Нижинская, Баланчин и Лифарь. Но Павлова, великая балерина классического стиля, ни душой, ни телом не принимала эстетики тех хореографов-новаторов, которые вслед за Фокиным пришли в «Русские балеты Дягилева» («Ballet Russe de Diaghileff») и произвели революцию в мире танца."

Оставим в покое несоответствие у М.Фокина и А.Васильева в том, что касается дальнейшего участия А.Павловой в "Русских сезонах", мы говорим о другом. Хроника событий тех лет:

- А.Павлова покинула труппу С.П.Дягилева после сезона 1909г., не стала танцевать в 1910г. Но ведь именно в 1910г. в Петербурге, за огромную растрату казенных средств, был арестован Виктор Дандре, а тучи над его головой начали сгущаться и того раньше. И Анна не могла не знать об этом (напомню, что большую часть этих средств он потратил на обеспечение достойной жизни Анны, на ее сценические костюмы и пр.) Сразу после ухода из труппы С.П.Дягилева, Анна Павлова подписала контракт с театральным агентством "Брафф" в Лондоне и тотчас получила огромный аванс, позволивший ей вызволить Дандре из тюрьмы. С.П.Дягилев таких средств ей выделить не мог. В 1911 году Виктор Дандре, отпущенный из тюрьмы благодяря залогу, внесенному за него Анной, несмотря на запрет покидать Россию в ожидании суда, все-таки бежал из страны и присоединился к труппе Анны, взяв на себя все дела, которые находятся в ведении импресарио.

Причин покинуть труппу Дягилева у Анны было много, но чтобы вот так, категорично: "ревниво относившаяся к оглушительному успеху своего юного партнера, в нарушение условий контракта организовала свою собственную труппу" - это кажется мне нечестным по отношению к памяти великой балерины.
У Н.Д.Чернышовой-Мельник в целом какое-то непонятное мне отношение к Павловой: после этой фразы в первой части книги, она про Павлову фактически не упоминает или же вставляет ее фамилию в текст в том случае, если в перечне имен без этого обойтись нельзя. Хотя Павлова и Дягилев в дальнейшем и встречались неоднократно, и остались воспоминания очевидцев тех лет, и даже Серж Лифарь написал в свои воспоминаниях о своем разговоре с Дягилевым после одного из выступлений Анны:
"«Парижский сезон 1924 года был особенно богатым и блестящим в музыкальном и театральном отношениях, — сколько мне позволяли мои бедные средства, я не пропускал ни одного интересного концерта, ни одного интересного спектакля и жил этим, жадно впитывая в себя все впечатления. Одним из самых сильных и значительных парижских впечатлений был спектакль Анны Павловой.

Когда появилась на сцене Анна Павлова, мне показалось, что я еще никогда в жизни не видел ничего подобного той не человеческой, а божественной красоте и легкости, совершенно невесомой воздушности и грации, «порхливости», какие явила Анна Павлова. С первой минуты я был потрясен и покорен простотой, легкостью ее пластики: никаких фуэте, никаких виртуозных фокусов — только красота и только воздушное скольжение — такое легкое, как будто ей не нужно было делать никаких усилий, как будто она была божественно, моцартовски одарена и ничего не прибавляла к этому самому легкому и самому прекрасному дару. Я увидел в Анне Павловой не танцовщицу, а ее гения, склонился перед этим божественным гением и первые минуты не мог рассуждать, не мог, не смел видеть никаких недостатков, никаких недочетов — я увидел откровение неба и не был на земле... Но в течение спектакля я бывал то на небе, то на земле: то божественные жесты Анны Павловой заставляли меня трепетать от благоговейного восторга, то минутами я видел в ее игре-танце какую-то неуместную излишнюю игривость, что-то от кривлянья, что-то от дешевки, и такие места неприятно коробили.

В антракте в фойе я встретил Дягилева — где бы я ни бывал этою весною, я всюду его встречал — и на его вопрос, как мне понравилась Анна Павлова, мог только восторженно-растерянно пролепетать: — Божественно! Гениально! Прекрасно!». Да Сергею Павловичу не нужно было и спрашивать моего мнения — оно было написано на моем лице. Но ни Дягилеву, ни кому другому я не решался говорить о моем двойственном впечатлении, о том, что некоторые места мне показались дешевыми и надувательскими. Я уверен был, что все меня засмеют и скажут, что я ничего не понимаю и богохульничаю. Впоследствии я убедился, что я не один богохульничаю — богохульничал и Дягилев, который много мне рассказывал об Анне Павловой»."


Интересные ссылки:
- В.Носова, "Балерины" (ЖЗЛ) (читать/скачать): http://www./books/nosova_valeriya/balerini/read/
- А.А.Васильев "«Терпсихора пакетботов» Жизнь и легенда Анны Павловой" (читать): http://ricolor.org/history/cu/balet/names/pavlova/1/
- про А.Павлову (читать): http://www.bestpeopleofrussia.ru/persona/Anna-Pavlova/bio
- Тамара Карсавина "Театральная улица" (читать): http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/130302/Teatral%27naya_ulica.html
- Ромолу Нижинскую, которая откровенно плюется ядом в адрес А.Павловой понятно, по какой причине (да и не только в Павлову - от Ромолы всем достается) в принципе можно не читать, но ради полноты информации - "Вацлав Нижинский" (читать): http://www.imwerden.info/belousenko/books/memoirs/nizhinsky_romola.htm
Рубрики:  Прочитанное
Книги в сети
Метки:  

Процитировано 1 раз

Александра_Саша_Шура   обратиться по имени Пятница, 24 Июня 2011 г. 16:24 (ссылка)
у каждого своя правда.....читаю книгу М.Плесецкой и тоже некоторые мменты удивляют и вызывают не понимание...
Ответить С цитатой В цитатник
Александра_Саша_Шура   обратиться по имени Пятница, 24 Июня 2011 г. 16:25 (ссылка)
сорри Плисецкой.....спешила и опечатка
Ответить С цитатой В цитатник
Отражение_в_воде   обратиться по имени Пятница, 24 Июня 2011 г. 16:30 (ссылка)
Александра_Саша_Шура, Саша, ну Майя Михайловна не объективна, конечно:))))) Я ее все равно люблю и книгу читала с огромным удовольствием. Надо, кстати, из Москвы ее сюда перевезти.
Ответить С цитатой В цитатник
masyanova   обратиться по имени Пятница, 24 Июня 2011 г. 20:10 (ссылка)
Трудно судить, но мне кажется, главная причина ухода Паловой - финансы, которые ей срочно понадобились для внесения крупной суммы за Дандре. То, что Дягилев платил артистам ничтожно мало, вспоминают все (например, Спесивцева в письме к маме), да и Стравинский...
Спасибо за ссылки!
Ответить С цитатой В цитатник
Отражение_в_воде   обратиться по имени Пятница, 24 Июня 2011 г. 20:23 (ссылка)
masyanova, вот-вот! Ну не Ромолу же слушать, в самом деле!
Мне как-то совершенно непонятно вот такое отношение Натальи Дмитриевны Чернышовой-Мельник именно к Павловой, при том, что всю книгу она старается быть максимально объективной и честной, придерживается хорошо известных источников и не позволяет отсебятины. А тут вдруг так про мою любимицу....
Я еще подумала, может автор просто мало знает о А.Павловой? Ну все же может быть, правда? Не интересовалась ее творчеством, не знает о ее жизни, где-то что-то прочитала мельком, заглянула в ту же Ромолу и вот так получилось некрасиво?
Ответить С цитатой В цитатник
masyanova   обратиться по имени Суббота, 25 Июня 2011 г. 09:27 (ссылка)

Ответ на комментарий Отражение_в_воде

Существует ещё субъективный взгляд автора, противостоять которому она не может.
Может она просто не любит Павлову? Справедливости ради надо сказать , что характер у балерины был тяжёлый, капризный, непредсказуемый... И она совершенно не терпела рядом с собой талантов, "ревновала" к их успеху.
Тот же Васильев вспоминает, как Павлова выгнала из труппы Валентину Кошубу, когда та понравилась королю Испании, сказав, что "звёзда у нас в труппе - одна"".
Ответить С цитатой В цитатник
Отражение_в_воде   обратиться по имени Суббота, 25 Июня 2011 г. 18:34 (ссылка)
masyanova, ой, да они все - все люди искусства, а уж тем более - звезды, - с такими характерами, что дай Боже:)
В том же "Дягилев" вон сколько похожих подробностей: и А.Н.Бенуа обижался, и Фокин какие ультиматумы Дягилеву по поводу Нижинского ставил... И т.д. и т.п.
Я про Павлову читаю все, что могу найти уже лет 20, наверное. Так что о ее тяжелом и непростом характере знаю. Но, справедливости ради, в ситуации с Кошубой надо сказать, что Александр Александрович Васильев был лично знаком с Валентиной, разговаривал с ней. Она уже была в весьма преклонном возрасте, плюс статус, плюс... да много чего еще надо учитывать. И то, что и как сказала тогда Павлова - это со слов Кашубы, что, все-таки, является видением ситуации только одной из сторон. А в любом конфликте надо бы знать мнение всех заинтересованный лиц. Вот в том же "Дягилев": не знай читатели всех моментов первого ухода Михаила Фокина из труппы и то, что С.П.Дягилев так поступал со многими, даже самыми верными, друзьями, второй приход Михал Михайловича в труппу к Сергей Павловичу можно было бы рассматривать как ультиматум и подумать: "Ой, ну ничего себе запросы! Нижинский, видите ли, ему не угодил". А на самом деле там все сложно, все непросто, но я лично очень хорошо понимаю Фокина. А почитать Ромолу Нижинскую, так вообще можно подумать, что все монстры и только она - ангел, она даже якобы слова Дягилева приводит: "Ой, что же я наделал!", хотя всю кашу заварила именно Ромола, что, конечно, не снимает вины с Сергей Павловича, но винить только его - это уже грех на душу брать.
Трудно это, конечно все, непросто.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку