Рецензия будет на днях, а сейчас как бы заметки на полях.
Не понравился один момент (при том, что сама книга заслуживает самых добрых слов):
"Главные партии предназначались Вацлаву Нижинскому и Анне Павловой, которая уже была признана русскими критиками и балетоманами гениальной исполнительницей роли Жизели. С ней, как и положено, заключили контракт. Но Павлова, ревниво относившаяся к оглушительному успеху своего юного партнера, в нарушение условий контракта организовала свою собственную труппу, и их пути с Дягилевым разошлись. Роль получила Тамара Карсавина..." (стр. 186, Н.Д.Чернышова-Мельник "Дягилев. Опередивший время")
Да? Вот взяла и нарушила все? И ушла, снедаемая завистью? ? Хм-м-м...
А если все-таки восстановить всю последовательность событий тех лет и послушать не только Ромолу Нижинскую?
- Михаил Михайлович Фокин с великой горечью писал об уходе Павловой:
«В первый сезон Павлова была прекрасна в „Сильфидах“, хороша в „Армиде“ и очень трогательна в „Клеопатре“. Но реклама, сосредоточенная на Нижинском, почти обошла эту великую танцовщицу. Естественно, что она не удержалась в деле и в других сезонах не участвовала в дягилевской антрепризе. Это большое художественное дело лишилось своей лучшей танцовщицы, а Павлова лишилась художественного ансамбля. Как это жалко! Как это несправедливо!»
- А.А..Васильев, "Терпсихора пакетботов":
"Почему же участие балерины в «Русских сезонах» прекратилось так скоро? Павловой не нравилась музыка Стравинского в «Жар-птице», казавшаяся ей недостаточно мелодичной. В 1910 году вместо нее в этой роли выступила Тамара Карсавина, после чего Павлова танцевала лишь в семи дягилевских спектаклях во время гастролей 1911 года в Лондоне. Много было сказано о том, что, останься Павлова в труппе Дягилева, ее роли были бы интересней, а репертуар — богаче. Ведь именно благодаря поддержке Дягилева, обладавшего гениальным чутьем, получили возможность творить создатели нового направления в балете ХХ века: Мясин, Нижинская, Баланчин и Лифарь. Но Павлова, великая балерина классического стиля, ни душой, ни телом не принимала эстетики тех хореографов-новаторов, которые вслед за Фокиным пришли в «Русские балеты Дягилева» («Ballet Russe de Diaghileff») и произвели революцию в мире танца."
Оставим в покое несоответствие у М.Фокина и А.Васильева в том, что касается дальнейшего участия А.Павловой в "Русских сезонах", мы говорим о другом. Хроника событий тех лет:
- А.Павлова покинула труппу С.П.Дягилева после сезона 1909г., не стала танцевать в 1910г. Но ведь именно в 1910г. в Петербурге, за огромную растрату казенных средств, был арестован Виктор Дандре, а тучи над его головой начали сгущаться и того раньше. И Анна не могла не знать об этом (напомню, что большую часть этих средств он потратил на обеспечение достойной жизни Анны, на ее сценические костюмы и пр.) Сразу после ухода из труппы С.П.Дягилева, Анна Павлова подписала контракт с театральным агентством "Брафф" в Лондоне и тотчас получила огромный аванс, позволивший ей вызволить Дандре из тюрьмы. С.П.Дягилев таких средств ей выделить не мог. В 1911 году Виктор Дандре, отпущенный из тюрьмы благодяря залогу, внесенному за него Анной, несмотря на запрет покидать Россию в ожидании суда, все-таки бежал из страны и присоединился к труппе Анны, взяв на себя все дела, которые находятся в ведении импресарио.
Причин покинуть труппу Дягилева у Анны было много, но чтобы вот так, категорично:
"ревниво относившаяся к оглушительному успеху своего юного партнера, в нарушение условий контракта организовала свою собственную труппу" - это кажется мне нечестным по отношению к памяти великой балерины.
У Н.Д.Чернышовой-Мельник в целом какое-то непонятное мне отношение к Павловой: после этой фразы в первой части книги, она про Павлову фактически не упоминает или же вставляет ее фамилию в текст в том случае, если в перечне имен без этого обойтись нельзя. Хотя Павлова и Дягилев в дальнейшем и встречались неоднократно, и остались воспоминания очевидцев тех лет, и даже Серж Лифарь написал в свои воспоминаниях о своем разговоре с Дягилевым после одного из выступлений Анны:
"«Парижский сезон 1924 года был особенно богатым и блестящим в музыкальном и театральном отношениях, — сколько мне позволяли мои бедные средства, я не пропускал ни одного интересного концерта, ни одного интересного спектакля и жил этим, жадно впитывая в себя все впечатления. Одним из самых сильных и значительных парижских впечатлений был спектакль Анны Павловой.
Когда появилась на сцене Анна Павлова, мне показалось, что я еще никогда в жизни не видел ничего подобного той не человеческой, а божественной красоте и легкости, совершенно невесомой воздушности и грации, «порхливости», какие явила Анна Павлова. С первой минуты я был потрясен и покорен простотой, легкостью ее пластики: никаких фуэте, никаких виртуозных фокусов — только красота и только воздушное скольжение — такое легкое, как будто ей не нужно было делать никаких усилий, как будто она была божественно, моцартовски одарена и ничего не прибавляла к этому самому легкому и самому прекрасному дару. Я увидел в Анне Павловой не танцовщицу, а ее гения, склонился перед этим божественным гением и первые минуты не мог рассуждать, не мог, не смел видеть никаких недостатков, никаких недочетов — я увидел откровение неба и не был на земле... Но в течение спектакля я бывал то на небе, то на земле: то божественные жесты Анны Павловой заставляли меня трепетать от благоговейного восторга, то минутами я видел в ее игре-танце какую-то неуместную излишнюю игривость, что-то от кривлянья, что-то от дешевки, и такие места неприятно коробили.
В антракте в фойе я встретил Дягилева — где бы я ни бывал этою весною, я всюду его встречал — и на его вопрос, как мне понравилась Анна Павлова, мог только восторженно-растерянно пролепетать: — Божественно! Гениально! Прекрасно!». Да Сергею Павловичу не нужно было и спрашивать моего мнения — оно было написано на моем лице. Но ни Дягилеву, ни кому другому я не решался говорить о моем двойственном впечатлении, о том, что некоторые места мне показались дешевыми и надувательскими. Я уверен был, что все меня засмеют и скажут, что я ничего не понимаю и богохульничаю. Впоследствии я убедился, что я не один богохульничаю — богохульничал и Дягилев, который много мне рассказывал об Анне Павловой»."
Интересные ссылки:
- В.Носова, "Балерины" (ЖЗЛ) (читать/скачать):
http://www./books/nosova_valeriya/balerini/read/
- А.А.Васильев "«Терпсихора пакетботов» Жизнь и легенда Анны Павловой" (читать):
http://ricolor.org/history/cu/balet/names/pavlova/1/
- про А.Павлову (читать):
http://www.bestpeopleofrussia.ru/persona/Anna-Pavlova/bio
- Тамара Карсавина "Театральная улица" (читать):
http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/130302/Teatral%27naya_ulica.html
- Ромолу Нижинскую, которая откровенно плюется ядом в адрес А.Павловой понятно, по какой причине (да и не только в Павлову - от Ромолы всем достается) в принципе можно не читать, но ради полноты информации - "Вацлав Нижинский" (читать):
http://www.imwerden.info/belousenko/books/memoirs/nizhinsky_romola.htm