
Посмотрел давеча по ящику кинофильм «Романовы. Венценосная семья» (режиссер Глеб Панфилов, 2000 г.).
Безусловно, нет никаких сомнений в добрых и искренних намерениях создателей этой кинокартины, в том, что авторы, в меру своих представлений, стремились показать семью Царственных Мучеников с самой лучшей стороны, исправить тот негативно-карикатурный образ, который десятилетиями навязывался большевицкой пропагандой. Хочется надеяться, что для кого-то этот фильм может сыграть большую положительную роль в пересмотре взгляда на Царскую Семью.
Но мне, откровенно говоря, картина совершенно не понравилась.
Во-первых, она исторически совершенно недостоверна (при чем речь идет не о «шевронах на сапогах» и прочих деталях, а о принципиально важных моментах). Думский заговор и генеральский бунт представлены не как результат злой воли определенных лиц и идейно-политических течений, а как некое случайное стечение обстоятельств. Люди, совершившие подлую измену своему Государю – от Родзянко и Шульгина до Алексеева и Корнилова – будто бы благородно «спасали страну» или, как минимум, «не ведали, что творят» (негативных красок не пожалели только для Керенского). Не думаю, что такая интерпретация измены способна содействовать осмыслению Февральской катастрофы.
Во-вторых, величайшую трагедию превратили, по сути, в слезливую мелодраму. В сущности, идея фильма сводится к уже набившей оскомину концепции, будто бы Николай II был «хороший человек, но плохой царь». В общем, и поплатился он за «плохое выполнение своих обязанностей», в чем сам и виноват. Сомнительно, однако, что такой подход может способствовать осознанию необходимости покаяния за предательство и убиение Царственных Мучеников.