Сегодня — Великая пятница. В богослужении этого дня Церковь как бы ставит верующих у подножия Креста Христова. Все становятся очевидцами страшного события — смерти Спасителя.
Божественная Литургия в этот день не совершается, а на службе Часов, в пятницу утром, снова прочитываются Евангелия о Его Страстях.
В середине дня совершается вечерня Великой пятницы. Она называется ещё «Вынос Плащаницы» и посвящена погребению Спасителя. Перед началом выноса Плащаницы в середине Церкви устанавливается возвышение, украшенное цветами. Оно символизирует гроб, в который был положен Спаситель. В алтаре, на престоле находится Плащаница — большой обрамлённый плат, на котором написан или вышит образ положенного во гроб Христа. Во время службы священник поднимает Плащаницу над головой, обходит престол, выходит на середину церкви и помещает её на гроб. На Плащаницу обычно кладут Евангелие, а перед ней ставят кадильницу, постоянно воскуряющую фимиам. Перед Плащаницей положено класть земные поклоны, прикладываться к ней.
Вечером служится чин погребения Плащаницы. Это богослужение имеет заупокойный характер. Верующие, подобно ученикам и друзьям Христа, идут хоронить Спасителя. Как на отпевании, все стоят в храме с зажжёнными свечами. В начале читается часть Псалтири, которую обычно читают при отпевании усопших или на панихидах. Но дальше в плаче о погребённом Христе, всё сильнее звучит новая тема — ожидание Воскресения, предчувствие Пасхи. Завершается всё скорбным крестным ходом вокруг храма с Плащаницей и со свечами. Всего несколько часов отделяет этот крестный ход от следующего, пасхального, совершаемого в воскресную полночь. Но как трудно прожить их в мире, где только что был похоронен Сам Господь.
Страстная и Светлая. В эти дни вся природа готова молиться с человеком или, по крайней мере, внимать человеческим молитвам.
Деревья не могут двигаться. Подари им Господь такую возможность, они пошли бы с нами вокруг храма на Страстной. Но, оставаясь бездвижными, они скорбно клонят долу ветви, сопровождая крестный ход.
И взгляд их ужасом объят.
Понятна их тревога.
Сады выходят из оград
Колеблется земли уклад:
Они хоронят Бога.
И видят свет у Царских врат
И чёрный плат, и свечек ряд,
Заплаканные лица —
И вдруг навстречу крестный ход
Выходит с плащаницей
И две берёзы у ворот
Должны посторониться.
«На Страстной»
Борис Пастернак