Классический торт «Наполеон» с заварным кремом Торт «Наполеон»: лучший рецепт! Ма...
Графиня Софья Владимировна Панина, дочь графа Орлова - (0)Графиня Софья Владимировна Панина, урождённая Орлова Графиня Софья Владимировна Панина (урож...
Тост И.С. Сталина "За русский народ" (полная версия) - (0)Тост И.С. Сталина «За русский народ» (полная версия) Помощник президента России, председатель ...
Новогодний концерт Венской филармонии 2024 - (0)Новогодний концерт Венского филармонического оркестра (2024) Новогодний конце...
Лимонный пирог - (0)Самый зимний пирог из всех — лимонный «Принц» на мягком кефирном тесте В холодное время ...
Александр Васильев о моде пушкинской эпохи |
Александр Васильев о моде пушкинской эпохи
Минуло почти 200 лет с тех пор, как отгремели балы пушкинской эпохи, ушли в небытие и франты, и гусары, и дамы, «приятные во всех отношениях». Но память о них жива. Она жива в воспоминаниях современников, строках пушкинских стихов, портретах и миниатюрах, в костюмах того времени. Женские платья и спенсеры, капоты и пудромантели, капоры и ридикюли, подобно мужским фракам, брюкам, жилетам и цилиндрам, сохраняют аромат той эпохи.
В области моды пушкинская эпоха делится на три стилистических периода. Первый период - стиль ампир, длился до 1815 года. В моде было подражание классицизму, античной эстетике Древней Греции и Древнего Рима. В моде дамские белые платья с высокой талией, часто без корсета, сшитые из струящихся прозрачных муслиновых тканей или батиста. Подолы этих платьев вышивали гладью в тон, заимствуя мотивы из греческих и римских орнаментов. В бальных нарядах шили золотой или серебряной нитью. В холодное время года такое ампирное платье надевалось на шерстяное или фильдеперсовое трико белого, но чаще телесного цвета. Своим видом женщина должна была напоминать ожившую мраморную скульптуру древнегреческой богини.
Для того чтобы сходство с античным мраморным изваянием было еще более явным, дамы не допускали ни малейшего попадания солнечных лучей на кожу лица, скрывая его под вуалью, зонтиком или капором, и подрисовывали синим карандашом вены, чтобы подчеркнуть прозрачность кожи.
Подражание античным образцам в морозной стране стало главной причиной увеличившейся смертности — дамы часто и скоропостижно умирали от воспаления легких и неизлечимой в начале XIX века чахотки.
Множество вещей того времени были сделаны из прозрачных материалов: муслина, линобатиста, тюля, вуали, легкого шелка. Эта легкомысленная мода пришла из Франции, где ее королем слыл придворный портной Леруа.
В начале XIX века были популярны изделия из ананасового волокна: маленькие, шитые пайетками веера, ажурные сумочки в виде ананасов, кошельки, вазочки-конфетницы, летняя обувь и даже беседки тех же очертаний.
После возвращения французской армии в 1799 году из египетского похода дорогостоящим и престижным увлечением светских красавиц сделались кашемировые шали. В России погодные условия способствовали популярности шалей. Здесь, в усадебных мастерских помещицы Мерлиной и ее брата помещика Колокольцова, рукодельницы из крепостных вручную вышивали неповторимые шали — настоящие шедевры прикладного искусства. Продавали их по баснословно высоким ценам, хотя труд рано слепнувших от напряженной работы крепостных девушек был очень дешевым. Эти шали были двухсторонними, и по тонкости работы они превосходили английские и французские образцы.
Второй период пушкинской эпохи — с 1815 года по 1830 год — засилье классицизма сменилось романтическим историзмом. Увлечение Средневековьем с легкой руки Вальтера Скотта нашло отражение в литературе, музыке, архитектуре, театре, живописи, декоративно-прикладном искусстве.
Белый цвет эпохи классицизма теперь остался лишь в бальных и подвенечных платьях; в моду вошли более темные тона и шотландка. Буфы на рукавах, гофрированные воротники-фрезы, как на портретах XVI века, фестоны, псевдоготические и «рыцарские» мотивы, отображенные в веерах, сумочках, вышивках - все это ассоциировалось у романтиков того времени со Средневековьем.
В 1820-е годы значимым предметом гардероба каждой модницы становится спенсер — короткая куртка-корсаж с завышенной талией. Изначально спенсер являлся мужским аксессуаром, его случайно изобрел английским франт лорд Спенсер, который однажды сжег фалды своего фрака в огне камина. Спенсер отпорол обгоревшие «хвосты», дав жизнь новому виду одежды.
Из-за того, что почти все золото и серебро ушло на нужды войны, самым модным материалом для аксессуаров и ювелирных украшений оказалась сталь, поэтому большинство фермуаров для сумочек, браслетов и пряжек для поясов изготавливалось из стали.
Если женской модой верховодила Франция, то мужская пришла из Англии, там зародился дендизм — преклонение перед сдержанной элегантностью рафинированного вкуса. Франты носили корсеты, подчеркивая стройность фигуры. Особой гордостью мужчины был не только его парадный фрак, сюртук или накидка-крылатка с многослойным воротником «каррик», но и шелковый жилет. Жилет говорил о богатстве, вкусе и посвященности в мир моды мужчины. Свадебные жилеты бывали муаровыми, а бальные — пикейными или атласными, часто вышитыми цветочными гирляндами или ориентальными мотивами.
Огромную роль в облике элегантного мужчины той поры играли галстуки, о них писали трактаты, восхищались десятками различных фасонов и способов их завязывания, носивших часто умопомрачительные наименования: галстук Эпикурейский, Сентиментальный, Гордеевский, Маратский, Биронский, Русский, Каскадный и даже Трон любви! Современник пишет о галстуке в издании 1829 года: «Человек хорошего общества не явится никогда в собрание в пестром платке, обыкновение не позволяет ему быть также в черном галстуке на свадьбе, принято правилом, что, присутствуя при каком-нибудь торжестве, должно быть непременно в белом галстуке».
Среди изящных мужских аксессуаров: бумажники для ассигнаций, визитницы и портрезоры — вышитые стальным бисером удлиненные кошельки-мешочки для серебряных и золотых монет. В домашней обстановке мужчины часто курили турецкий пенковый чубук, украшенный чехлом с бисерной вышивкой. Дома франты переодевались в шелковые халаты-шлафроки, часто носили на голове оттоманскую феску, в обиходе именуемую в России ермолкой.
Последний период пушкинской эпохи - 1830-е годы XIX века - время господства псевдобарочных форм: объемных рукавов «жиго» в виде бараньих окороков, достигших к 1836 году огромных размеров, и гораздо более богатого декоративного убранства в женском платье. Например, почти все сумочки 1830-х годов имеют золоченый фермуар из «пинчбека» - сплава меди, латуни и цинка. Браслеты, гребни, диадемы, ожерелья также изготавливаются из пинчбека, имитировавшего золотые изделия стилей ренессанс и барокко.
Тверской бульвар в Москве. 1830-е годы
Любимым развлечением франтов и модниц были променады. Экипажи, один за другим, проезжали по определенным улицам и окрестностям города: в Москве это были Тверской бульвар и Кузнецкий мост, в Санкт-Петербурге — Невский проспект, Большая Морская улица, острова. Большое распространение получили прогулочные платья, сшитые из индийского хлопка, окрашенного природными пигментами.
После долгих и изнурительных Наполеоновских войн дворяне мечтали об уютном семейном гнездышке с удобной мебелью красного дерева или карельской березы, обоями на стенах, с вышитыми сонетками и каминными экранами, коврами на полу и геранью на окнах. Вот почему самый модный рисунок в 1830-е годы — цветочный, называемый по-русски «глазки и лапки».
Мелкий набивной рисунок на хлопчатобумажных ситцевых и сатиновых платьях — особенность дамской моды 1830-х годов.
Шляпка была неотъемлемой частью женского образа. Для дневных прогулок полагался капор. Собираясь в дорогу, дамы надевали «кибитки» — шляпы с большими полями, притянутыми к щекам.
Главным развлечением после зимних балов в пушкинскую пору считался театр. Выезжая в театр, дамы облачались в самые дорогие туалеты, надевали ювелирные украшения: браслеты, ожерелья, камеи и броши, инкрустированные яшмой, агатом и любимым камнем Пушкина — сердоликом. Вместо прогулочных капоров женщины водружали на голову токи или тюрбаны, пышно украшенные цветами, эгретами из перьев, сотуарами и драгоценностями.
С собой в театр и на бал непременно брали веер. В пушкинскую эпоху веера делились на две основные категории: дамские и девичьи. Дамские веера поражали богатством резьбы, золотом, обилием пайеток, уникальной росписью экранов. Девичьи веера были намного скромнее, в эпоху романтизма их делали из ажурной слоновой кости, часто расписывали букетиками незабудок.
Кроме веера, в театр брали с собой лорнет, бинокль или трубку-одноглядку — осыпанные драгоценными камнями, с ручкой наподобие лорнета, с шелковым шнурком, который надевали на шею.
Каждая модница имела в своем арсенале кошелек или сумочку, вышитую цветочным узором; самым популярным был венок. Венок часто представлял собой зашифрованное имя любимого человека, которое складывалось из первых букв названий каждого цветка, вплетенного в этот венок. Большой популярностью пользовались также сумочки и кошельки, вышитые бисером.
Особенный шарм платьям 1830-х годов придавал модный тогда «мушкетерский» воротник, часто выполненный из батиста или шелка и вышитый в технике ришелье или английского шитья белым по белому. Эти воротнички тщательно стирались и кипятились, крахмалились и составляли предмет особой гордости модниц эпохи романтизма.
Обувь и чулки были ручной работы, как и все остальное в гардеробе модниц той поры. В дамской обуви не только никогда не делали каблука, но и не шили туфли на правую или левую ногу. Их подметки и стельки всегда одинаковы, и лишь наклейки определяли правую и левую туфельку. Все чулки были трикотажными: фильдекосовые — из хлопчатобумажной нити, фильдеперсовые — из шелковой и шерстяные — зимние. Чулки часто имели ажурные вставки, зачастую вышивку в районе щиколотки. Все чулки носили с подвязками.
В пушкинскую эпоху дамы никогда не пользовались декоративной косметикой, но употребляли лосьоны, туалетные воды, духи и изредка пудру, полировали ногти полисуарами, украшали лоб фероньеркой, носили серьги вытянутых форм, любили ожерелья, парные браслеты, кольца и поясные пряжки, акцентировавшие тонкость утянутой в корсет талии. Важным бальным аксессуаром в 1830-е годы была бальная книжечка со страничками из слоновой кости, куда дамы записывали очередность танцев и имена претендующих на них кавалеров. В качестве средства против неприятных запахов в душной бальной зале дамы пользовались портбукетами — изящными позолоченными подставками с ручками из перламутра, в которых закреплялись маленькие букетики мелких ароматных цветов. Вдыхая их аромат, дамы спасались от обмороков.
Перчатки и митенки — лайковые, замшевые и трикотажные — пользовались большой популярностью как на балах и в театре, так и на прогулках.
Мода пушкинской эпохи — прекрасный урок хорошего вкуса, искусного рукоделия, усидчивости и прилежности. Это урок утонченных и изысканных манер, урок тонкого понимания роли одежды в обществе и в истории. Мы никогда не устанем любоваться ушедшей прелестью этого далекого времени императорской России
****
Серия сообщений "***Дворяне":
Часть 1 - Старинное письмо (чернильницы, перья, печати)
Часть 2 - Четыре ноты на медальоне. М.Казиник
...
Часть 7 - Ко дню рождения последней русской императрицы
Часть 8 - Нейтронная бомба для "бывших"
Часть 9 - Александр Васильев о моде пушкинской эпохи
Часть 10 - Клад Нарышкиных - капсула времени для потомков
Часть 11 - Модные платья 1860 годов
...
Часть 27 - У рождественской ёлки (1910-1913 г.)
Часть 28 - Портрет графа С.П. Зубова
Часть 29 - Коллекция фарфоровых предметов антиквариата
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |