-Цитатник

Торт "Наполеон" с заварным кремом - (0)

Классический торт «Наполеон» с заварным кремом Торт «Наполеон»: лучший рецепт! Ма...

Графиня Софья Владимировна Панина, дочь графа Орлова - (0)

Графиня Софья Владимировна Панина, урождённая Орлова Графиня Софья Владимировна Панина (урож...

Тост И.С. Сталина "За русский народ" (полная версия) - (0)

Тост И.С. Сталина «За русский народ» (полная версия) Помощник президента России, председатель ...

Новогодний концерт Венской филармонии 2024 - (0)

Новогодний концерт Венского филармонического оркестра (2024)   Новогодний конце...

Лимонный пирог - (0)

Самый зимний пирог из всех — лимонный «Принц» на мягком кефирном тесте В холодное время ...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Нина_Симоненко

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

род орловых-давыдовых.


Александр Васильев о моде пушкинской эпохи

Суббота, 28 Октября 2017 г. 11:46 + в цитатник

Александр Васильев о моде пушкинской эпохи

97 (150x26, 7Kb)

Минуло почти 200 лет с тех пор, как отгремели балы пушкинской эпохи, ушли в небытие и франты, и гусары, и дамы, «приятные во всех отношениях». Но память о них жива. Она жива в воспоминаниях современников, строках пушкинских стихов, портретах и миниатюрах, в костюмах того времени. Женские платья и спенсеры, капоты и пудромантели, капоры и ридикюли, подобно мужским фракам, брюкам, жилетам и цилиндрам, сохраняют аромат той эпохи.

В области моды пушкинская эпоха делится на три стилистических периода. Первый период - стиль ампир, длился до 1815 года. В моде было подражание классицизму, античной эстетике Древней Греции и Древнего Рима. В моде дамские белые платья с высокой талией, часто без корсета, сшитые из струящихся прозрачных муслиновых тканей или батиста. Подолы этих платьев вышивали гладью в тон, заимствуя мотивы из греческих и римских орнаментов. В бальных нарядах шили золотой или серебряной нитью. В холодное время года такое ампирное платье надевалось на шерстяное или фильдеперсовое трико белого, но чаще телесного цвета.   Своим видом женщина должна была напоминать ожившую мраморную скульптуру древнегреческой богини.

4394006_f520 (390x579, 78Kb)

Для того чтобы сходство с античным мраморным изваянием было еще более явным, дамы не допускали ни малейшего попадания солнечных лучей на кожу лица, скрывая его под вуалью, зонтиком или капором, и подрисовывали синим карандашом вены, чтобы подчеркнуть прозрачность кожи.

122099_640 (391x592, 55Kb)

Подражание античным образцам в морозной стране стало главной причиной увеличившейся смертности — дамы часто и скоропостижно умирали от воспаления легких и неизлечимой в начале XIX века чахотки.

Множество вещей того времени были сделаны из прозрачных материалов: муслина, линобатиста, тюля, вуали, легкого шелка. Эта легкомысленная мода пришла из Франции, где ее королем слыл придворный портной Леруа.

1820 (311x480, 32Kb)

В начале XIX века были популярны изделия из ананасового волокна: маленькие, шитые пайетками веера, ажурные сумочки в виде ананасов, кошельки, вазочки-конфетницы, летняя обувь и даже беседки тех же очертаний.

После возвращения французской армии в 1799 году из египетского похода дорогостоящим и престижным увлечением светских красавиц сделались кашемировые шали. В России погодные условия способствовали популярности шалей. Здесь, в усадебных мастерских помещицы Мерлиной и ее брата помещика Колокольцова, рукодельницы из крепостных вручную вышивали неповторимые шали — настоящие шедевры прикладного искусства. Продавали их по баснословно высоким ценам, хотя труд рано слепнувших от напряженной работы крепостных девушек был очень дешевым. Эти шали были  двухсторонними, и по тонкости работы они  превосходили английские и французские образцы.

1150704 (700x152, 16Kb)

Второй период пушкинской эпохи — с 1815 года по 1830 год — засилье классицизма сменилось романтическим историзмом. Увлечение Средневековьем с легкой руки Вальтера Скотта нашло отражение в литературе, музыке, архитектуре, театре, живописи, декоративно-прикладном искусстве.

Белый цвет эпохи классицизма теперь остался лишь в бальных и подвенечных платьях; в моду вошли более темные тона и шотландка. Буфы на рукавах, гофрированные воротники-фрезы, как на портретах XVI века, фестоны, псевдоготические и «рыцарские» мотивы, отображенные в веерах, сумочках, вышивках - все это ассоциировалось у романтиков того времени со Средневековьем.

1150714 (300x543, 57Kb)

В 1820-е годы значимым предметом гардероба каждой модницы становится спенсер — короткая куртка-корсаж с завышенной талией. Изначально спенсер являлся мужским аксессуаром, его случайно изобрел английским франт лорд Спенсер, который однажды сжег фалды своего фрака в огне камина. Спенсер отпорол обгоревшие «хвосты», дав жизнь новому виду одежды.

Из-за того, что почти все золото и серебро ушло на нужды войны, самым модным материалом для аксессуаров и ювелирных украшений оказалась сталь, поэтому большинство фермуаров для сумочек, браслетов и пряжек для поясов изготавливалось из стали.

1150706 (300x489, 49Kb)

Если женской модой верховодила Франция, то мужская  пришла из Англии, там зародился дендизм — преклонение перед сдержанной элегантностью рафинированного вкуса. Франты носили корсеты, подчеркивая стройность фигуры. Особой гордостью мужчины был не только его парадный фрак, сюртук или накидка-крылатка с многослойным воротником «каррик», но и шелковый жилет. Жилет говорил о богатстве, вкусе и посвященности в мир моды мужчины. Свадебные жилеты бывали муаровыми, а бальные — пикейными или атласными, часто вышитыми цветочными гирляндами или ориентальными мотивами.

1836cost (450x549, 118Kb)

Огромную роль в облике элегантного мужчины той поры играли галстуки, о них писали трактаты, восхищались десятками различных фасонов и способов их завязывания, носивших часто умопомрачительные наименования: галстук Эпикурейский, Сентиментальный, Гордеевский, Маратский, Биронский, Русский, Каскадный и даже Трон любви! Современник пишет о галстуке в издании 1829 года: «Человек хорошего общества не явится никогда в собрание в пестром платке, обыкновение не позволяет ему быть также в черном галстуке на свадьбе,  принято правилом, что, присутствуя при каком-нибудь торжестве, должно быть непременно в белом галстуке».

1150712 (450x318, 94Kb)

Среди изящных мужских аксессуаров: бумажники для ассигнаций, визитницы и портрезоры — вышитые стальным бисером удлиненные кошельки-мешочки для серебряных и золотых монет. В домашней обстановке мужчины часто курили турецкий пенковый чубук, украшенный чехлом с бисерной вышивкой. Дома франты переодевались в шелковые халаты-шлафроки, часто носили на голове оттоманскую феску, в обиходе именуемую в России ермолкой.

Rukava-baraniy-okorok (344x576, 54Kb)

Последний период пушкинской эпохи - 1830-е годы XIX века - время господства псевдобарочных форм: объемных рукавов «жиго» в виде бараньих окороков, достигших к 1836 году огромных размеров, и гораздо более богатого декоративного убранства в женском платье. Например, почти все сумочки 1830-х годов имеют золоченый фермуар из «пинчбека» - сплава меди, латуни и цинка. Браслеты, гребни, диадемы, ожерелья также изготавливаются из пинчбека, имитировавшего золотые изделия стилей ренессанс и барокко.

Moscow,_Tverskoy_Boulevard,_1825 (700x382, 43Kb)

Тверской бульвар в Москве. 1830-е годы

Любимым развлечением франтов и модниц были променады. Экипажи, один за другим, проезжали по определенным улицам и окрестностям города: в Москве это были Тверской бульвар и Кузнецкий мост, в Санкт-Петербурге — Невский проспект, Большая Морская улица, острова. Большое распространение получили прогулочные платья, сшитые из индийского хлопка, окрашенного природными пигментами.

После долгих и изнурительных Наполеоновских войн дворяне мечтали об уютном семейном гнездышке с удобной мебелью красного дерева или карельской березы, обоями на стенах, с вышитыми сонетками и каминными экранами, коврами на полу и геранью на окнах. Вот почему самый модный рисунок в 1830-е годы — цветочный, называемый по-русски «глазки и лапки».

ODyVLJaUl70 (404x700, 90Kb)

Мелкий набивной рисунок на хлопчатобумажных ситцевых и сатиновых платьях — особенность дамской моды 1830-х годов.

Шляпка была неотъемлемой частью женского образа. Для дневных прогулок полагался капор. Собираясь в дорогу, дамы надевали «кибитки» — шляпы с большими полями, притянутыми к щекам.

1830 (375x426, 43Kb)

Главным развлечением после зимних балов в пушкинскую пору считался театр. Выезжая в театр, дамы облачались в самые дорогие туалеты, надевали ювелирные украшения: браслеты, ожерелья, камеи и броши, инкрустированные яшмой, агатом и любимым камнем Пушкина — сердоликом. Вместо прогулочных капоров женщины водружали на голову токи или тюрбаны, пышно украшенные цветами, эгретами из перьев, сотуарами и драгоценностями.

62812362_4 (462x638, 157Kb)

С собой в театр и на бал непременно брали веер. В пушкинскую эпоху веера делились на две основные категории: дамские и девичьи. Дамские веера поражали богатством резьбы, золотом, обилием пайеток, уникальной росписью экранов. Девичьи веера были намного скромнее, в эпоху романтизма их делали из ажурной слоновой кости, часто расписывали букетиками незабудок.

Кроме веера, в театр брали с собой лорнет, бинокль или трубку-одноглядку — осыпанные драгоценными камнями, с ручкой наподобие лорнета, с шелковым шнурком, который надевали на шею.

Каждая модница имела в своем арсенале кошелек или сумочку, вышитую цветочным узором; самым популярным был венок. Венок часто представлял собой зашифрованное имя любимого человека, которое складывалось из первых букв названий каждого цветка, вплетенного в этот венок. Большой популярностью пользовались также сумочки и кошельки, вышитые бисером.

0_9dd99_a4bd1ad2_orig (355x281, 59Kb)

Особенный шарм платьям 1830-х годов придавал модный тогда «мушкетерский» воротник, часто выполненный из батиста или шелка и вышитый в технике ришелье или английского шитья белым по белому. Эти воротнички тщательно стирались и кипятились, крахмалились и составляли предмет особой гордости модниц эпохи романтизма.

Обувь и чулки были ручной работы, как и все остальное в гардеробе модниц той поры. В дамской обуви не только никогда не делали каблука, но и не шили туфли на правую или левую ногу. Их подметки и стельки всегда одинаковы, и лишь наклейки определяли правую и левую туфельку. Все чулки были трикотажными: фильдекосовые — из хлопчатобумажной нити, фильдеперсовые — из шелковой и шерстяные — зимние. Чулки часто имели ажурные вставки, зачастую вышивку в районе щиколотки. Все чулки носили с подвязками.

collage_photocat 2 (583x583, 137Kb)

В пушкинскую эпоху дамы никогда не пользовались декоративной косметикой, но употребляли лосьоны, туалетные воды, духи и изредка пудру, полировали ногти полисуарами, украшали лоб фероньеркой, носили серьги вытянутых форм, любили ожерелья, парные браслеты, кольца и поясные пряжки, акцентировавшие тонкость утянутой в корсет талии. Важным бальным аксессуаром в 1830-е годы была бальная книжечка со страничками из слоновой кости, куда дамы записывали очередность танцев и имена претендующих на них кавалеров. В качестве средства против неприятных запахов в душной бальной зале дамы пользовались портбукетами — изящными позолоченными подставками с ручками из перламутра, в которых закреплялись маленькие букетики мелких ароматных цветов. Вдыхая их аромат, дамы спасались от обмороков.

2 (657x246, 68Kb)

Перчатки и митенки — лайковые, замшевые и трикотажные — пользовались большой популярностью как на балах и в театре, так и на прогулках.

Мода пушкинской эпохи — прекрасный урок хорошего вкуса, искусного рукоделия, усидчивости и прилежности. Это урок утонченных и изысканных манер, урок тонкого понимания роли одежды в обществе и в истории. Мы никогда не устанем любоваться ушедшей прелестью этого далекого времени императорской России

BOVqRGqrKtQ (462x604, 59Kb)

****

 

Серия сообщений "***Дворяне":
Часть 1 - Старинное письмо (чернильницы, перья, печати)
Часть 2 - Четыре ноты на медальоне. М.Казиник
...
Часть 7 - Ко дню рождения последней русской императрицы
Часть 8 - Нейтронная бомба для "бывших"
Часть 9 - Александр Васильев о моде пушкинской эпохи
Часть 10 - Клад Нарышкиных - капсула времени для потомков
Часть 11 - Модные платья 1860 годов
...
Часть 27 - У рождественской ёлки (1910-1913 г.)
Часть 28 - Портрет графа С.П. Зубова
Часть 29 - Коллекция фарфоровых предметов антиквариата

Метки:  

Процитировано 6 раз
Понравилось: 16 пользователям

Бархатный_блюз   обратиться по имени Суббота, 28 Октября 2017 г. 15:37 (ссылка)
Нина_Симоненко,
Благодарю, Нина!..

"Мода пушкинской эпохи — прекрасный урок хорошего вкуса, искусного рукоделия, усидчивости и прилежности. Это урок утонченных и изысканных манер...."

Сейчас живём мы в современном мире. В век электроники и нанотехнологий.
У нас есть всё: айфоны, рок-кумиры, мы чатимся и всё общенье в блоге.
А я хотела бы хотя бы на денёк взять в руки веер, на лицо чуть-чуть румян.
Да чтоб карету пОдал паренёк, уехать в ней в век 19-ый, на бал.

Там всюду музыка, свет тысячи свечей, на пуфиках сидят смиренно дамы.
Кружатся пары мимо их очей, с водой душистой возле стен фонтаны.
Там кавалеры чинно в черных фраках отвешивают девицам поклон.
Соловушки щебечут в полумраке. Гостей почетных просто полон дом.

А что за музыка звучит в огромном зале! Сначала полонез и котильон,
И минуэт, и вальс, чтоб не скучали. Тут нежный взмах руки, там царственный поклон.
Сеньоры в возрасте играют в преферанс вино потягивая чинно из бокалов.
Раскладывают рядом тётушки пасьянс. Пылают щёки дев от томных взглядов.

Век 19-ый, прекраснейшее время! Где шелест вееров, где локон золотой
Спадает на плечо, а танцев бремя не удручает прелестью ночной.
Там робкий взмах ресниц, любви признанье в стихах, что средь аллей, где можно петь.
Ах, этот бал, мечты очарованье... Хочу в своём миру тебя воспеть.

Елена Мартынова-Андреева

а этот очаровательный вальс - я хотела постик с ним у себя сделать сегодня, но потом решила Вам подарить..)




Приятных выходных Вам желаю, Нина!)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 28 Октября 2017 г. 17:24ссылка
Спасибо большое, Олечка! Вальс очаровательный! Стихотворное дополнение в тему! Всё, как я люблю!!!
Дюймовочка13   обратиться по имени Суббота, 28 Октября 2017 г. 16:17 (ссылка)
Спасибо
cvety-v-vaze-3 (500x250, 23Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Алла_Студентова   обратиться по имени Суббота, 28 Октября 2017 г. 16:25 (ссылка)
Прекрасного тебе осеннего настроения!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Откровения_Красоты   обратиться по имени Пятница, 03 Ноября 2017 г. 00:23 (ссылка)
Спасибо, Ниночка! На модниц прошлого всегда приятно смотреть - столько тут изящества, грации и элегантности!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
LUADMILA   обратиться по имени Воскресенье, 05 Ноября 2017 г. 14:15 (ссылка)
Нина_Симоненко, Здравствуйте, Нина. Рада нашей дружбе и теплому общению. Спасибо за интересный пост. Приятно узнать, что мы родились в один день) Удачи Вам, вдохновения, радости побольше и любви!
тюльпаны (460x345, 31Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 05 Ноября 2017 г. 14:24ссылка
Спасибо, Людмила, что вы написали мне!Да, мы родились с вами в один день! Мне показалось, что у нас есть общие интересы, и я хочу читать ваш дневник! Вам желаю всего доброго, пусть осень будет приятной!
Перейти к дневнику

Воскресенье, 05 Ноября 2017 г. 14:56ссылка
Нина_Симоненко, Спасибо большое, Нина. Мне у Вас оч интересно.  



Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку