Игумен Никон (ставший после Сергия Радонежского настоятелем Троице-Сергиевого монастыря) очень сокрушался, что вновь воздвигнутый белокаменный Троицкий собор не был украшен живописью. Предчувствуя скорую кончину свою и желая завершить убранство собора при жизни, Никон призвал для работы Андрея Рублева и Даниила Черного — прославленных живописцев, «изрядных вельми, всех превосходящих и в добродетели совершенных».
Работа заключалась не только в том, чтобы расписать храм фресками. Кроме этого, надо было написать большое количество икон для высокого многоярусного иконостаса. Игумен Никон еще при жизни своей хотел не только видеть храм украшенным, но и написанной икону, которая должна была стать главным памятником «в похвалу Сергию Радонежскому».
Приступать к росписи соборных стен можно было только через год после его постройки, когда фрескам уже не будет угрожать осадка здания. Но работы по внутреннему убранству храма можно было начинать сразу после окончания его строительства. И первой заботой было создание главной иконы — «Троицы», которая должна была стоять по правую сторону царских врат.
«Михайловская улица в Новгороде»
1899
Этюд
Холст, масло. 13.8 x 21.6 см
Государственная Третьяковская галерея
Московская улица XVII века в праздничный день. 1895
В 1895 г. художник показывает большое полотно "Московская улица XVII века в праздничный день". Среди старинной архитектуры, наряженные в старинные костюмы, бредут по колено в грязи непролазной мужчины и женщины, списанные Рябушкиным с крестьян деревни, где он жил.
На лицах - печать извечных житейских проблем. Обычный холодный осенний денек. Обычное передвижническое противопоставление нищеты одних и бездушного эгоизма других.
Воскресный день. 1889
РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ. Рябушкин Андрей Петрович (1861-1904).
http://www.liveinternet.ru/users/5124893/post411808665
Понедельник, 18 Декабря 2017 г. 18:44
+ в цитатник
Автопортрет. 1883-1884
История создания этой картины наиболее богата материалами, которые рассказывают о таинствах художнической работы Василия Сурикова. Сохранились почти все этапы ее композиционных поисков, зафиксированные в различных эскизах - от самых первых набросков до акварелей, подчас покрытых сеткой графления (то есть рассчитанных на перенос на полотно).
Боярыня Морозова. 1887
Первый написанный масляными красками эскиз картины «Боярыня Морозова» был сделан Суриковым в 1881 году Замысел картины еще окончательно не созрел, однако В. Суриков уже представлял всю сцену довольно конкретно. Hо другой художественный замысел на долгий срок отодвинул работу над этой картиной: с 1881 по 1883 год Суриков работал над «Меншиковым в Березове», а затем поехал за границу.
Воскресенье, 17 Декабря 2017 г. 15:48
+ в цитатник
Молодые женщины и цветы. 60.5 х 92.5 см. масло, шелк
Ле Фо (Le Pho), 1907-2001 - парижский импрессионист вьетнамского происхождения. В 1932 году получил стипендию для учебы в Художественной школе в Париже. Вернувшись во Вьетнам, преподавал в Высшей школе Изящных Искусств Индокитая в Ханое. В 1937 году он вернулся в Париж, где жил до самой своей смерти. Натюрморты, пейзажи с удлиненными фигурами людей, портреты женщины с ребенком являются постоянной темой в его творчестве.
В саду. ок. 1960. 65 х 91.5 см. масло, шелк
Чаепитие в саду. 96.5 x 130 см.
Полдень в саду. 118 х 148 см.
Удивительно светлые произведения.
В них даже нет теней - только сочные краски и разлитый повсюду солнечный свет. В этом царстве гармонии невозможны конфликты, поэтому его жители исполнены покоя и тихой радости.
В 1932 году получил стипендию для учебы в Художественной школе в Париже.
Вернувшись во Вьетнам, преподавал в Высшей школе Изящных Искусств Индокитая в Ханое.
В 1937 году он вернулся в Париж, где жил до самой своей смерти.
Воскресенье, 17 Декабря 2017 г. 14:17
+ в цитатник
Павел Николаевич Филонов (1883, Москва — 1941, Ленинград) — русский художник, теоретик искусства, поэт.
Родители Филонова, как он сам пишет, — «мещане г. Рязани». Мать была прачкой, отец — кучером, а позже — извозчиком.
Рано начал рисовать. До одиннадцати лет он был танцором в московских театрах. Вышивал, как и его сёстры, полотенца, скатерти. Окончил в Москве начальную школу.
После переезда в Петербург в 1897 году Филонов поступил в живописно-малярные мастерские и по окончании оных работал «по малярно-живописному делу». Параллельно, с 1898 года, он посещал вечерние рисовальные классы Общества поощрения художеств, а с 1903 — учился в частной мастерской академика Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1849—1916).
В 1905 — 07 г.г. Филонов путешествовал по Волге, Кавказу, посетил Иерусалим.
Пейзаж. Ветер, 1907
Масло на картоне. Русский музей
Завершив занятия в частной мастерской, Филонов пытался трижды поступить в Петербургскую Академию художеств; в 1908 г. был принят вольнослушателем в школу при Академии художеств, из которой он «добровольно вышел» в 1910 г.
К 1910 г. относится участие Филонова в выставке «Союза молодёжи», созданной по инициативе Е. Г. Гуро и М. В. Матюшина; к зиме 1910 г. — «первая картина» (по утверждению самого художника) — «Головы» (картон, масло, 28,5 Х 47,5 см.).
Головы, 1910
Масло на картоне. Русский музей
Крестьянская семья, 1910
Акварель, тушь. Русский музей
Белла Ахмадулина открыла в себе поэтический дар довольно рано, и в 15-летнем возрасте уже писала стихи, которые по глубине и чувственности могли бы составить достойную конкуренцию произведениям известных поэтов. Тем не менее, ее восхождение на литературный Олимп оказалось довольно сложным и тернистым. Во многом благодаря тому, что спутники жизни Ахмадулиной не разделяли ее увлечений поэзией и хотели видеть в своей избраннице, в первую очередь, примерную жену и мать.
В 18 лет Белла Ахмадулина вышла замуж за Евгения Евтушенко, однако этот союз двух творческих личностей оказался весьма непродолжительным. В 1956 году публикует стихотворение «Цветы», которое отчасти проливает свет на непростые взаимоотношения супругов.
К этому моменту Евтушенко является признанным поэтом, авторитет которого подкрепляется материально различными государственными премиями. Юная Ахмадулина может позволить себе очень многое, она живет в роскошной квартире и даже имеет собственную домработницу. Но при этом муж совершенно не разделяет ее стремления стать поэтессой, из-за чего между супругами постоянно вспыхивают ссоры. В своем стихотворении Ахмадулина проводит параллель между собственной жизнью, и жизнью оранжерейных цветов.
Прекрасные анютины глазки восхищают поэтессу, однако она им совершенно не завидует, «им дали света и земли не потому, что их жалели или надолго берегли». Сытая и безмятежная жизнь нравится Ахмадулиной, однако она понимает, что платить за комфорт придется слишком высокую цену. Ей предстоит отказаться от своей мечты стать литератором, посвятив жизнь мужу, который считает себя гением.
Такая перспектива совершенно не вдохновляет поэтессу, которая, сравнивая себя с цветами, отмечает «мне страшно их судьбы». Цена благополучия для нее – внутренняя свобода и возможность реализовать собственный талант. Поэтому Ахмадулина, рассказывая о цветах, но подразумевая собственную жизнь, отмечает: «Ведь никогда им так не пахнуть, как это делают сады».
Поэтессе кажется, что в замужестве она по крупицам теряет саму себя, убивая все те качества, которые и делают ее личностью. Осознавать это для молодой женщины очень тяжело, поэтому она готова пожертвовать материальным благополучием ради возможности жить так, как диктует ей внутренний голос. Как и оранжерейные цветы, Ахмадулина превращается в бледную копию самой себя, и это по-настоящему пугает поэтессу.
Цветы
Цветы росли в оранжерее.
Их охраняли потолки.
Их корни сытые жирели
и были лепестки тонки.
Им подсыпали горький калий
и множество других солей,
чтоб глаз анютин желто-карий
смотрел круглей и веселей.
Цветы росли в оранжерее.
Им дали света и земли
не потому, что их жалели
или надолго берегли.
Их дарят празднично на память,
но мне - мне страшно их судьбы,
ведь никогда им так не пахнуть,
как это делают сады.
Им на губах не оставаться,
им не раскачивать шмеля,
им никогда не догадаться,
что значит мокрая земля.
Уильям Тернер, британский живописец, блестящий акварелист и мастер пейзажа, - один из гениальнейших художников мирового искусства. Современниками он оценивался как второй Ребмрандт, а спустя время – искусствоведами и критиками – был признан предтечей импрессионистов.
Анри Матисс
Семейный портрет [1911]
Холст, масло.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Анри Матисс прожил долгую жизнь - в бурном мире, шумном и беспокойном, в мире, полном войн, катастроф, технических, научных и социальных революций. Этот мир оглушал, он менялся с поистине взрывной скоростью, опрокидывал все привычные представления, громоздил развалины, множил открытия, искал новые формы социального бытия. Никогда еще нервы всего человечества не подвергались такому всестороннему давлению и таким, порой едва переносимым, испытаниям.
А.Матисс вступил на путь самостоятельных художественных исканий тогда, когда западное искусство впервые соприкоснулось с этим тревожным, взрывным временем, когда оно инстинктивно постигало его. Мир то вспыхивал в неистовстве красок, то будто проваливался во мрак; его формы заострялись, дробились, разламывались, а то и застывали в оцепенении. И это завораживало многих художников, представителей первых направлений нового искусства, - фовизма, экспрессионизма, кубизма. Лишь немногие из мастеров начала XX века оказались способными не только впитать в себя драматические сложности эпохи, но и противопоставить многим ее разрушительным страстям творческую волю искусства. Среди них во Франции были А. Леже, П. Пикассо, Ж. Руо и А. Матисс.
В "Осеннем салоне" 1905 года в Париже несколько художников выставили свои произведения, за что получили от одного критика прозвище "фовисты" (дикие). Сначала публика потешалась над картинами новаторов, потом страсти поутихли, фовисты вошли в историю искусства и стали признанными законодателями художественных вкусов. Правда, эта группа просуществовала всего около трех лет, и позднее каждый из них пошел своей дорогой. Самый талантливый из них, А. Матисс, не только остался верен заявленным принципам, но и развил их дальше.
Понедельник, 11 Декабря 2017 г. 11:52
+ в цитатник
Пожалуй, сложно отыскать человека, который не знаком с выражением «Любовь окрыляет». Практически каждому из нас знакомо то ощущение легкости, появляющееся вместе с влюбленностью: кажется, будто паришь в воздухе — еще миг, и легкий порыв ветра понесет тебя куда-то вверх и далеко за горизонт… Марк Шагал был тем художником, которому удалось перенести саму суть этого состояния на полотно. На большинстве его картин можно увидеть персонажей, которые парят в воздухе, и лица их светятся счастьем и любовью.
Для Марка Шагала знакомство с Беллой Розенфельд было знаковым: благодаря этой женщине появились многие произведения этого удивительного мастера, в том числе и картина «Прогулка». Она была его маяком, музой, натурщицей и верной женой. Искусствоведы подсчитали, что ее облик можно увидеть более чем на 2 тысячах полотен Шагала.
Марк Шагал. Прогулка. 1917 год.
Холст, масло. 170х163,5 сантиметров.
Государственный Русский музей.
Большой любитель русских пословиц, художник обыгрывал их в своих произведениях. Так, на картине Марка Шагала «Прогулка» мы видим интерпретацию пословицы о синице в руках и журавле в небе. Молодая влюбленная пара выбралась на загородную прогулку. Они нашли уютное место на окраине города: зеленая лужайка, ветви дерева, дающие тень, живописный вид на город с виднеющимися розоватыми стенами церкви. От молодых людей исходит сияние любви и радости, они настолько переполнены чувствами, что практически парят над землей.
Художник изобразил себя уверенно стоящим на земле и крепко держащим за руку любимую женщину, взмывшую ввысь в порыве чувств. В его правой руке смирно сидит птица — таким образом Шагал словно говорит зрителю, что бывают моменты, когда человеку не нужно делать выбор между синицей и журавлем из известной пословицы: он может взять от жизни все.
«Прогулка» — это не одиночная картина Марка Шагала, а часть триптиха. Первой частью является полотно «Двойной портрет», изображающее подготовку к полету: на нем художник изобразил себя сидящим на плечах Беллы. Другая часть — «Над городом» — демонстрирует зрителю совместный полет пары. Художник использовал этот прием как своеобразную метафору, символизирующую ту свободу от земного тяготения, которое дарит человеку любовь.
Марк Захарович Шагал: chagall double portrait with glass of wine 1917-18
Над городом Государственная Третьяковская галерея, Москва
Сегодня эти произведения живут своей жизнью. Полотно «Над городом» находится в Третьяковской галерее. «Двойной портрет» был подарен художником в 1949 году парижскому музею искусств им. Помпиду. Картина Марка Шагала «Прогулка» является частью экспозиции Русского музея.
Понедельник, 11 Декабря 2017 г. 11:45
+ в цитатник
Эгон Шиле — один из самых скандальных и провокационных художников Вены первой половины XX века. Неисправимый ловелас, вечно искавший вдохновения в объятиях женщин, Шиле, тем не менее, пронёс через всю жизнь привязанность к двум самым важным для него женщинам. Это Герти, его младшая сестра и первая муза, и Валли, первая любовь художника, увековеченная им на знаменитой картине «Смерть и дева».
Воскресенье, 10 Декабря 2017 г. 21:31
+ в цитатник
Личность Марка Шагала, одного из самых ярких и выдающихся художников-авангардистов XX века, до сих пор вызывает много споров – его любят и ругают, восхищаются и не понимают. И это неспроста, ведь его работы гротескны, символичны и неординарны. Он прожил насыщенную творческую жизнь: он был и живописцем, и графиком, и иллюстратором, и поэтом, и мастером декоративно-прикладных форм искусства – и кем он только не был! Но, возможно, его главным искусством было искусство видеть мир иным, чем другие люди. И сегодня каждый, взглянув на его картины, может окунутся в удивительный сказочный мир Марка Шагала.
Картину «Над городом», написанную в период с 1914 по 1918 годы, многие считают самой загадочной и странной в его творчестве. Двое влюбленных парят высоко в небе над маленьким уютным Витебском. Мужчина и женщина, сбежав от мирской суеты, вознеслись над сонным городком. Нетрудно узнать в этой паре самого Шагала и его возлюбленную – Беллу. Наступил долгожданный момент встречи после утомительной разлуки и теперь они могут всецело отдаться наслаждению друг другом, забыв обо всем. Любуясь ими, фразы «парить в небесах» и «летать от счастья» уже не кажутся такими надуманными и иррациональными, граница между сном и реальностью размывается.
Над городом
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Символизм и гротеск не только в сюжете картины, но и в многочисленных деталях. Например, нельзя не обратить внимание на наличие у влюбленных по одной руке – символ единения, они стали одним целым. Одиноко пасущийся зеленый козел, как и человек со спущенными штанами на переднем плане отсылают к сказочности и нереальности всего происходящего. Большое внимание уделено женственному образу Беллы. Вся её наружность говорит о её чистоте, невинности и молодости: волосы, уложенные естественно, глубокий спокойный взгляд чёрных глаз, кружевная блузка и длинная черная юбка. Она в безопасности, её жених держит её крепко, хотя и поза его легка и непринужденна.