Почти зима. Я так её ждала.
Я, как ребенок, бесконечно рада.
И вот уж зазвонят колокола
в предчувствии святого снегопада...
Почти зима. Я счастлива почти.
Холодным ветром голову закружит.
Прочти меня, во всех стихах прочти
в морозную и ветреную стужу...
Как колыбель, ночная тишина.
Меня целует, любит или дразнит.
Я жду тебя, зима, моя зима,
как волшебство, как таинство и праздник...
На мой порог садится хмурый день.
В мою постель ложится тихий вечер.
И льдинки серебрятся на воде,
и карту крыть дождям осенним нечем...
Почти зима. Я не грущу почти.
В звучании волнительного Грига,
прочти меня, до ноты всю прочти!..
Найди меня во всех забытых книгах.
Прощай, прощай, серебряный туман.
Твои мне тайны издавна известны.
Сыграй меня, пожалуйста, зима
Хрустальным и таинственным оркестром.
Так краток день. Ноябрь неизлечим.
И если гости не придут на ужин,
давай с тобою просто помолчим
в морозную и ветреную стужу...
о тех, кто нам сегодня очень нужен.
у тихо догорающей свечи...
Шильдер Андрей Николаевич (1861-1919)
«Ручей в лесу»
1906
Холст, масло 77 х 104
Ставропольский краевой музей изобразительных искусств
Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч (1873-1954)
Солнце - на лето, зима - на мороз. 1910-е
Холст, масло. 58 x 88 см
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого
Клевер Юлий Юльевич (1850-1924)
«Зимний пейзаж с избушкой»
Холст, масло. 89 x 58 см
Частное собрание
Саврасов Алексей Кондратьевич (1830 - 1897)
Зима. 1873
Холст, масло. 84 x 62 см
Самарский областной художественный музей
Владимир Глебович Никонов (род. 29 декабря 1949, Москва) — советский и российский художник-миниатюрист, народный художник Российской Федерации (2007), почётный член Российской академии художеств (2004); математик, доктор технических наук, член-корреспондент Академии криптографии Российской Федерации.
Зеленый шум. 1904
Холст, масло. 107 x 146 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург
Друг замечательного русского пейзажиста Аркадия Александровича Рылова художник К. Ф. Богаевский как-то шутливо заметил:
«Картину писал Аркадий Александрович Рылов, а «Зеленый шум» – это мое изобретение».
Сам Рылов в книге своих прекрасных воспоминаний живо повествует о том, при каких обстоятельствах родилось поэтическое название этой широко известной картины, и одновременно знакомит нас с ее творческой историей.
«Я написал к выставке три большие картины и несколько меньших,– рассказывает он.– Перед выставкой по обыкновению пришел к нам Архип Иванович Куинджи (любимый учитель Рылова и высший для него художественный авторитет). Душа ушла в пятки, когда послышался его сильный звонок, показалась знакомая шуба и красивая голова с заиндевевшими усами и бородой. Куинджи прошел в комнату Богаевского... от Богаевского он пришел ко мне.
– Всё вокруг первобытно, грандиозно и величаво: могучим кольцом раскинулись и ушли в беспредельную даль горы. Мягкие линии сдвинулись одна за другую, смешались в лабиринте очертаний и замкнулись в неуловимой дали воздушной лазури.
Чорос-Гуркин
Автопортрет
Григорий Иванович Гуркин (Чорос-Гуркин) родился 12 января 1870 года в селе Улала (ныне город Горно-Алтайск) Бийского уезда в семье кустаря-седельника из древнего алтайского рода "чорос". Позднее имя рода, прибавленное к фамилии, составило его псевдоним.
Как и многие русские художники, Григорий Иванович Гуркин был певцом своей малой родины. Правда, необходимо существенное уточнение, ибо горный Алтай, Алтай, Южная Сибирь — края, красотам которых художник посвятил свои талант и призвание, — под определение "малые" никак не подходят.
Катунь. 1906
Холст, масло. 45 x 64 см
Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул
Подросток научился рисовать в мастерских "богомазов" Тельгерова и Никифорова. Наряду с иконами молодой Г. Гуркин увлекся изображением чудесной природы горного Алтая и копированием репродукций из доходившего до столь отдаленных окраин журнала Нива.
Алтайцы. 1907
Холст, масло. 55 x 72 см
Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул
Закат [1917]
Холст, масло. 100x129 см.
Смоленский областной музей изобразительных и прикладных искусств, Смоленск.
“Закат” является одновременно точно переданной картиной северного, холодного заката над озером и символом, предчувствием иных, не природных событий. Картина, написанная в 1917 году, традиционно воспринималась в советские времена как символический пейзаж, говорящий о “пожаре революции”. Такое толкование этого пейзажа вполне допустимо, поскольку Рылов не только поддержал Октябрьскую революцию, но и стал активным деятелем советского искусства.
Понедельник, 25 Декабря 2017 г. 15:49
+ в цитатник
Автопортрет с белкой. 1931
Бумага, тушь, итальянский карандаш. 24.5x36 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Русский художник, мастер живописных пейзажей в духе символизма.
Родился Рылов в пути, когда родители его ехали в Вятку. Этому городу, где будущий художник вырос, окружающей природе, своему детству Рылов посвятил прекрасные страницы воспоминаний.
Поселившись в Петербурге, занимался в Центральном училище технического рисования барона А.Л.Штиглица (1888-1891) у К.Я.Крыжицкого и в Академии художеств (1894-1897) у А.И.Куинджи. Участвовал в выставках "Мира искусства", "Союза русских художников", АХРР, был членом-учредителем (в 1925-1930 председателем) Общества имени А.И.Куинджи.
Чайки. Закат. 1922
Холст, масло. 83 x 131 см
Нижегородский государственный художественный музей
В 1893 г. Рылов поступил в АХ, а еще через год его пригласил к себе в мастерскую А. И. Куинджи, обучение у которого давно было заветной мечтой молодого художника. Рылова в полном смысле слова можно считать учеником и последователем Куинджи. Они удивительно близки по характеру художественного дарования. Рылов навсегда сохранил привязанность к романтически приподнятым и обобщающим, целостным образам, эффектам освещения, декоративному пониманию цвета, но при этом точно следовал завету учителя как можно больше работать на натуре. "Куинджиевской" - романтической, динамичной, с полыханием ночного пожара - была дипломная картина Рылова "Набежали злы татаровья" (1897). Сам художник досадовал потом: почему он обратился к такому "трескучему" сюжету и не взял "скромный русский пейзаж, знакомую природу"?
Вечер на реке. 1915
Холст, масло. 64 x 111 см
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М.Догадина