Он сказал: «подлинно они народ Мой, дети, которые не солгут», и Он был для них Спасителем (Ис. 63:8).
Почему честный человек странный в глазах окружающих людей, даже неудобный, а порой и лишний? Причина одна: мы отвергли Бога, и с тех пор наши ценности идут вразрез с Божьими ценностями. Пророк Исаия говорит, что это оборачивается для человека невыразимой горечью, неописуемыми последствиями: «Горе тем, которые зло называют добром и добро — злом, тьму почитают светом и свет — тьмою, горькое почитают сладким и сладкое — горьким!» (Ис. 5:20). Ведь все это творится у нас на глазах. Не видеть этого — значит быть безнадежно слепым. И такое состояние людей — всеобщая беда. Широкий путь — привлекательный, большинству по душе, узкий путь — удел немногих.
Путь, по которому движется человечество, — путь, прямиком ведущий в бездну. И мы сами по себе никуда и никогда с него не свернем и изменить это закономерное движение не в состоянии. Это ясно, как Божий день, неясно разве что сумасшедшему. Мы сами сознательно избрали этот путь, мы позволили Люциферу околдовать нас и убедить в том, что его альтернативные ценности имеют рациональное зерно — безграничную свободу, и мы ринулись без царя в голове по этому пути. И главный безбожник преуспел в том, что заверил нас и внушил нам, что христианский путь — библейская фантазия, а предложенные им ценности — идеальный для нас вариант.
Вот почему носители иных, Христовых, ценностей являются для мира юродивыми. Честный человек не вписывается в общество с его лжеценностями. Господствующий на нашей планете сатанинский истеблишмент правит бал, и метод управления у него единственный — насилие в любой форме. Дьявол не знает другого способа правления на захваченной обманом планете, он отверг Божью любовь, лишился Его благодати, он не может измениться сам по себе. Господь ничего общего с ним не имеет, благословений Своих ему не дает, разве что только поддерживает в нем жизнь, хотя физически он дряхлеет и мудрость и знания у него тают.
Честные люди — представители небес, носители Божьего света. Они называют добро добром, а зло злом, свет светом, а тьму тьмою. Иначе они просто не могут, иными принципами они не руководствуются, иного духа они не знают и знать не хотят. И своих принципов они не изменят, они преданы Богу, они честные Его подданные, «дети, которые не солгут».
А честный и мыслит о честном, и твердо стоит во всем, что честно (Ис. 32:8).
Честный — отличающийся неспособностью лгать, лукавить, лицемерить; открытый, прямой; не допускающий обмана, мошенничества; не способный украсть, похитить, не склонный к воровству; такой, на которого можно положиться, которому можно доверять; выражающий правдивость, добросовестный, безупречный, порядочный; не запятнанный чем-либо предосудительным, не опороченный чем-либо.
Подобная характеристика честного человека, который не допускает лжи, обмана, мошенничества, лукавства и т. д., свидетельствует о том, что он исполнен любви Божьей, ибо подобные поступки любовь не может совершать, любви это несвойственно, достоинства у нее иные. Согласно Библии — Божественному откровению — Бог есть любовь. И все замыслы, слова, действия Божьи — абсолютно все совершается Им из любви. Всемогущество, всеведение, премудрость, вездесущность — все эти физические свойства Бога являются исполнителями Его воли, рожденной любовью, они реализуют, воплощают любовь, материализуют ее — основу вечного бытия Божества.
Честность — всего лишь одна из граней Божьей любви. Определяя качества «честность, честный», мы исходим из чисто человеческого опыта. И если скрупулезно рассмотреть определение «честный человек», то мы увидим, что такой человек соответствует требованиям, принципам нравственного Закона Божьего. Жизнь честного человека в условиях господства греха высоконравственна, а поэтому выглядит странно, чуждо. И так смотрят на честного человека и в мире, и в церкви. Честный человек — странное существо, юродивый; его ценности, его жизнь непонятны людям. Его ничем не купить, для него дороже своей совести и ее чистоты ничего нет на свете.
Когда сабиняне решили подкупить римского военачальника Мания Курия и пришли к нему со своими предложениями, он как раз в это время ел репу. Отвергнув предложенное сабинянами золото, Курий сказал: «Пока я буду довольствоваться репой, на что мне ваше золото?» (В. Артемов).
И, очевидно, честность как добродетель высоко ценилась в античном обществе. Так, например, Сенека писал Луцилию: «Высшее благо — то, что честно, или, чтобы ты удивился еще больше: только то и благо, что честно, а все остальные блага ложные и поддельные».
Пошить постельное бельё самостоятельно несложно. Главная задача — правильно сделать замеры матраса и подушек. После этого для себя можно расчертить схему, чтобы понять, сколько метров ткани понадобится. Как правило, на стандартную двухместную кровать уйдёт порядка 7-8 метров ткани.
Шить начинаем с пододеяльника. Выкроив два прямоугольника, подвернуть у неё края и прострочить.
Затем края двух тканей соединить и прострочить, оставив окошко для одеяла.
Чтобы из окошка не выпадало одеяло, следует также пришить пуговицы и сделать петли для них с противоположной стороны.
Легче всего сшить простынь. Для этого, по размерам матраса, выкроить ткань, подвернуть и прострочить сначала длину, затем — ширину простыни.
Наволочки тоже шьются довольно просто. Отрезанный прямоугольник складывается пополам с подвёрнутой внутрь тканью, для подушки.
Всё прострачивается на машинке и выворачивается на лицевую сторону.
Комплект постельного белья готов! Если получится попасть в магазин на распродажу тканей, то готовое постельное белье, пошитое вручную, получится дешевле готового!
Подробнее о том, как сшить постельное белье своими руками, смотрите в видео ниже:
Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом (Ис. 53:4).
Когда настало время, Иисус начал трудиться на общественном поприще, несмотря ни на какие препятствия, ненависть и клевету. Небесный Отец поручил Ему выполнить дело на земле, и Он неуклонно совершал его.
В те далекие времена не было современных средств передвижения, и Господу приходилось пешком идти от одного населенного пункта к другому, чтобы нести людям небесную весть. «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 4:23). За три с половиной года Он исколесил практически всю территорию, на которой жил израильский народ, посещал также самарийские и языческие города и селения. Евангельское выражение «утрудившись (утомившись, устав) от пути» (Ин. 4:6) — это Его обычное, постоянное состояние.
Вот Господь идет в «Тирские и Сидонские пределы» по горам и сопкам около пятидесяти километров, чтоб исцелить дочь хананеянки и возвратиться к Галилейскому морю. И там собралось огромное количество людей — как потом оказалось, по скромным подсчетам около десяти тысяч человек. В основном это была масса больных с самыми разными тяжелейшими болезнями. Они три дня находились возле Иисуса. Три дня они в общем и целом голодали (ибо сказано: «Нечего было им есть» — Мк. 8:1). Трудно даже представить состояние этих несчастных, измученных людей: больные, дети, женщины, днем — жара, ночью — стужа, под открытым небом, ни сна, ни еды, ни воды. И несмотря ни на что люди не уходили от Господа, они прикипели к Нему со своими нуждами, они пришли к Нему со своими проблемами — кто с телесными, кто с духовными. Кто кроме Христа мог решить их проблемы, удовлетворить их нужды? И Он трудился, весь отдавался этому святому труду, высшему служению, чтоб помочь им, униженным, оскорбленным, обворованным дьяволом и агентами его.
Глядя на эти толпы, Иисус сказал ученикам: «Как жаль Мне народа, не хочу их отпустить голодными — ведь три дня они возле Меня». И Он, Царь неба, накормил их всех! И еще осталось семь полных корзин хлеба! Три дня Господь трудился: наставлял, исцелял, утешал, к концу дня уставал. Вот почему Он, войдя в лодку, только прилег на корме — и мгновенно погрузился в сладкий сон. Море бушевало, гром грохотал, и молнии сверкали, а Иисус — утружденный, уставший и голодный — спал безмятежно и крепко.
Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится (Притч. 22:6).
«Трудолюбие — вот качество, имеющее невыразимую ценность… Никто из нас не должен стыдиться работы, какой бы незначительной и унизительной она ни казалась. Труд облагораживает. Все работающие — головой ли, руками — это труженики. И все точно так же исполняют свой долг и отдают должное своей религии, когда стирают белье или моют посуду в столовой, как и тогда, когда приходят на богослужение. Пока руки заняты самым простым и скромным трудом, разум может воспарять к горнему и облагораживаться благодаря чистым и возвышенным размышлениям…
Научите детей быть полезными, выполнять обязанности согласно возрасту. Тогда трудолюбие станет их второй натурой, а полезная работа никогда не покажется им тяжкой. Родители совершают самый большой грех, если пренебрегают ответственностью, возложенной на них Богом, и позволяют своим детям бездельничать. Такие дети вскоре полюбят праздность и вырастут ленивыми, никчемными мужчинами и женщинами… Родители, любящие своих детей разумной любовью, не позволят им вырасти лентяями и неумехами… Там, где много праздности, сатана предлагает свои искушения, чтоб испортить жизнь и характер…
В Своем Слове Бог поместил план воспитания детей, и родители должны следовать ему. Их задача — научить детей побеждать привычку лености. Каждый ребенок должен знать, что у него есть дело в этом мире… Леность и праздность не растут на христианском дереве… Праздность является великим проклятием…
Работа — вот самый лучший воспитатель. Работа для детей не тяжелее, чем для их матерей. Соедините физический труд с умственным, и умственные способности будут развиваться намного лучше… Давайте научим наших малышей помогать нам, когда их руки еще малы, а силы немощны. Давайте внушим им, что труд благороден, что он был предназначен для человека Небом, что он был предписан Адаму и Еве как средство, необходимое для развития ума и тела» (Воспитание детей, с. 122–127).
Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков (Лк. 2:52).
Поскольку евангелисты умалчивают о жизни Иисуса в детские и юношеские годы, обратимся к боговдохновенным свидетельствам Духа пророчества об отношении Господа к работе в этот период.
«Родители Иисуса были бедны, и их благополучие зависело от каждодневного труда. Иисус испытал бедность, самоотречение и нужду. И это тоже оберегало Его от зла. В Его жизни не было праздных минут, которые создают условия для искушений. В Его жизни не было бесцельно проведенных часов — лазеек для праздных и порочных мыслей… Он научился ремеслу, трудясь в плотницкой мастерской вместе с Иосифом. В простой одежде труженика Он ходил по улицам маленького городка… Иисус трудился, Его тело и ум развивались. Он не расходовал беспечно Свои физические силы, но старался сохранять здоровье и выполнять любую работу наилучшим образом. Он искусно владел столярным инструментом. Иисус был совершенен во всем: и в труде, и в характере. Своим примером Он учит нас быть прилежными, выполнять работу аккуратно и тщательно, ибо честный труд почетен… Бог предназначил труд в благословление человеку, и только прилежный работник обретает истинную радость жизни…
Иисус всегда работал с радостью…
Иисус был источником целительной милости для мира, и во все годы уединенной жизни в Назарете она изливалась потоками любви и нежности. Престарелые, скорбящие, обремененные грехами, дети с их невинными забавами, лесные звери и терпеливые вьючные животные — все становились счастливее рядом с Ним. Тот, Кто властвовал над всеми мирами, склонялся над раненой птицей, чтобы помочь ей. Ничто не ускользало от Его внимания, и Он всякому готов был служить…
Он трудился, отдавая силы скромному ремеслу плотника, зарабатывая на хлеб насущный. Он выполнял служение Божье и тогда, когда работал в плотницкой мастерской, и когда являл чудеса множеству людей» (Э. Уайт. Желание веков, с. 72–74).
«Иисус никогда не отстаивал Свои права и часто вынужден был из-за Своей безропотности и безотказности трудиться без меры. Но Он никогда не падал духом и не унывал… Он был счастлив, когда оказывался наедине с природой и Богом… После этого Он возвращался домой, чтобы выполнять Свой долг и служить примером терпеливого труда» (там же, с. 72–74).
Понедельник, 27 Сентября 2021 г. 07:55
+ в цитатник
Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его (Лк. 6:40).
Какими бы невероятными и удивительными талантами и способностями генетически человек ни обладал, но если он с детства не будет развивать их упорным трудом и постоянным напряжением сил, он неизбежно погубит их. Из такого человека ничего путного не получится. И сколько есть одаренных детей, которые из-за беспечности и безответственности родителей не воспользовались Божьим даром, данным им для их блага! Чтобы гениально одаренный ребенок стал гением, надо гениально и потрудиться.
Знаменитый испанский скрипач и композитор Пабло де Сарасате получил мировую известность благодаря идеальной чистоте исполнения, богатой палитре звучания, виртуозной технике и легкости игры. Однажды узнав о том, что один критик назвал его гением, он покачал головой и сказал: «В течение тридцати семи лет я упражнялся в игре на скрипке не менее двенадцати часов в день. А теперь этот человек называет меня гением». Эта закономерность известна от сотворения мира, но как мало людей поступают в соответствии с этой закономерностью.
Что касается рождения вундеркиндов — детей с уникальными, необычными способностями, этот вопрос для нас более, чем тайна. Библия свидетельствует, что Господь может наделять дарами людей необязательно до их рождения. Так, например, Соломону Бог дал «мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря» в ответ на его молитву, когда он уже был взрослым и стал царем (3 Цар. 4:29).
«Если вы наделены большими талантами, — говорил Джошуа Рейнольдс, — трудолюбие усовершенствует их; если способности ваши не блестящи, трудолюбие разовьет их и восполнит недостатки. Нет ничего невозможного для хорошо направленного труда, а без него ничего нельзя достигнуть». Врачами, музыкантами, художниками, учеными, акробатами, да — что уж говорить — и сапожниками не рождаются, а становятся благодаря упорному труду. «Наиболее гениальные люди были самыми усердными и неутомимыми тружениками, и главной чертой их характера была способность к напряженной и успешной работе».
В Библии сказано: «Кто в работе своей нерадив, тот брат разрушителю» (Притч. 18:9; ИПБ). И апостол Павел писал Тимофею: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. О сем заботься, в сем пребывай» (1 Тим. 4:14, 15).
Воскресенье, 26 Сентября 2021 г. 13:40
+ в цитатник
Он (человек) гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: «не обман ли в правой руке моей?» (Ис. 44:20).
В Фессалонике апостол Павел столкнулся с другой проблемой, отличной от той, которая была в Коринфе. Среди уверовавших в этом городе были и такие, которые не считали своей обязанностью трудиться. Они утверждали, что лучше посвящать все время благочестию, чем работе; и вообще надо быть выше всех этих земных хлопот и суеты; нужно сосредоточить все силы на достижении святости, а работа только отвлекает человека от главного. Под влиянием таких взглядов некоторые из собратьев в Фессалонике впали в фанатизм, прозябая в безделии и предаваясь праздномыслию. Апостол Павел увещевал таких людей прекратить заниматься глупостями, а придерживаться учения Иисуса Христа. И апостол учил не только словом истины, но и своей жизнью подавал пример, как должен поступать истинный христианин. Позже в своем послании, адресованном верующим в Фессалонике, Павел напоминал им об этом: «Ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас („не предавались безделью“ — ИПБ), ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, — не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам» (2 Фес. 3:7–9).
Здесь, в Фессалонике, апостол, оказавшись в таких обстоятельствах, отказался от всякой материальной поддержки. Он день и ночь делал палатки и одновременно проповедовал, вконец изнуряя себя, чтобы иметь кусок хлеба. Своим самоотверженным трудом апостол учил правильному образу жизни. «Ибо когда мы были у вас, то завещавали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся („живут праздно: делают всё, что угодно, только бы делом не заниматься“ — ИПБ), таковых увещаваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии („смиренно“ — ИПБ, „спокойно“ — РБО), ели свой хлеб» (2 Фес. 3:10–12).
«Работа — благословение, а не проклятье, — пишет Э. Уайт. — Праздный дух уничтожает благочестие и огорчает Духа Божьего… Будучи одним из величайших учителей мира, Павел радостно выполнял как самую черновую, так и самую благородную работу… Его усердие и трудолюбие являются упреком праздности и жажде комфорта» (Деяния апостолов, с. 352–354).
Сегодня, когда дух алчности, стремления к обогащению окончательно околдовал человечество, когда господином мира являются деньги, называющие себя христианами должны брать пример с Его верных учеников, которые «стремились к лучшему, то есть к небесному» (Евр. 11:16).
Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии (Деян. 20:33, 34).
В израильских семьях детей приучали к труду с ранних лет. Каждый человек независимо от социального статуса обязательно владел каким-нибудь ремеслом. Это было в порядке вещей, что раввины, священники, члены синедриона были замечательными кузнецами, каменщиками, сапожниками, гончарами, плотниками и т. д. Апостол Павел, например, был мастером по изготовлению палаток. Когда он был призван Господом на апостольское служение, это ремесло ему пригодилось. Согласно священному принципу, «проповедующие Евангелие должны жить от благовествования» (см. 1 Кор. 9:14). Они обязаны были полностью посвятить себя делу проповеди и организации общин и быть свободными от необходимости зарабатывать своим трудом средства для содержания себя. Такова была воля Божья. Все апостолы, евангелисты, пастыри имели материальную поддержку со стороны церквей. И хотя это был Богом учрежденный закон, на практике и здесь возникали серьезные проблемы.
В принципе апостол Павел находился на содержании церквей. Но, проповедуя среди язычников, он столкнулся с неодобрительными взглядами на этот вопрос. Так, например, в проблемном во многих отношениях Коринфе, где народ был проквашен страстью к обогащению и торгашеский дух был в фаворе и считался благословением, даже некоторые верующие не были свободны от лукавых подозрений относительно служителей Евангелия; они считали, что такие люди проповедуют ради корыстных интересов. И апостол Павел, находясь в Коринфе, отказался от материальной поддержки, чтобы не дать повода подозревать его в стремлении к обогащению. Для того чтобы иметь средства для жизни, апостол трудился своими руками, делая палатки вместе с единоверцами, занимающимися этим же ремеслом.
Это был самоотверженный поступок великого апостола — он шел по следам своего Господа.
Так приходилось этому неутомимому труженику изнурять себя, зарабатывая себе и своим сотрудникам на хлеб своим трудом, и одновременно нести бремя благовествования и организации новых церквей.
Только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнить в точности (Гал. 2:10).
Какой бы работой мы ни занимались, какой бы труд мы ни совершали, мы, христиане, должны выполнять все старательно, вкладывая душу и предельно совершенно. Слова Господа: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» относятся не только к нравственной жизни, но и к любой области жизнедеятельности человека, в том числе и к любой работе. Так поступает наш Творец, так обязаны поступать и мы, Его творения. Он — наш образец и пример.
Описывая воскресение Христа, Э. Уайт отмечает одну деталь, свидетельствующую о совершенстве Господа в самых мельчайших делах, действиях: «Погребальные пелены не были разбросаны в беспорядке, но аккуратно сложены. Когда один из ангелов отвалил камень, другой вошел в гробницу и развязал пелены, связывающие тело Иисуса, а Спаситель Сам сложил их. В глазах Того, Кто управляет движением звезд и малейших атомов нет ничего маловажного. Порядок и совершенство видны во всех делах» (Желание веков, с. 789). Вот почему Господь говорит: «Заверяю вас („истинно говорю вам“ — Син. пер.), пока не исчезли земля и небо, ни одна, даже самая малая, буква и черточка ни одна из Закона не выпадет („не исчезнет“ — РБО), пока не сбудется всё» (Мф. 5:18; ИПБ).
В Библии описан один поучительный факт. Когда Ездра решил возвратиться из Вавилона в Иерусалим, чтоб «изучать закон Господень и исполнять его и учить в Израиле закону и правде», царь Артаксеркс дал ему сопроводительное письмо с подробной инструкцией в нем относительно принесения жертв в храме и источника финансирования служения. В этом же письме царь рекомендовал, как надлежит относиться к заповедям Божьим: «Все, что повелено Богом небесным, должно делаться со тщанием для дома Бога небесного» (Евр. 7:23). Языческий царь советует тщательно соблюдать повеление Божье! Для избранного Богом народа, которому Он открыл Себя, дал законы Свои, велел их соблюдать, а он их все время нарушал, совет язычника звучит как немой укор в том, как свято следует исполнять Божью волю.
Относительно каждой детали святилища (именно: каждой конкретно!) в Библии отмечено, что сделана она, «как повелел Господь Моисею» (Исх. 39:42). Никакое своеволие недопустимо!
Вот почему Господь говорит: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иер. 48:10).
Одной из причин болезней кишечника является неправильное питание.
Болезни кишечника возникают, как правило, под воздействием не одного, а сразу нескольких перечисленных ниже факторов. Чем больше этих факторов одновременно воздействуют на организм, тем тяжелее протекает патологический процесс и тем хуже он реагирует на лечение.
В развитии болезней кишечника играют роль:
генетическая предрасположенность;
иммунологические механизмы;
неправильное питание;
острые и хронические психоэмоциональные стрессы;
малоподвижный образ жизни;
вредные привычки, в частности курение;
кишечные инфекции (вирусные и бактериальные);
некоторые лекарственные препараты (в частности необоснованный долговременный прием антибиотиков).
Патогенез, патоморфология и терминология
В основе большинства заболеваний кишечника лежит острое или хроническое, инфекционное или асептическое воспаление.
Воспалительный процесс может поражать слизистую оболочку одного или сразу нескольких отделов кишечника. Воспаление слизистой каждого из отделов имеет свое название:
тонкой кишки – энтерит (включает в себя воспаление двенадцатиперстной кишки – дуоденит; тощей кишки – еюнит; подвздошной кишки – илеит);
слепой кишки – тифлит;
червеобразного отростка, или аппендикса – аппендицит;
ободочной кишки – колит;
сигмовидной кишки – сигмоидит;
прямой кишки – проктит.
Воспаленная слизистая оболочка гиперемирована, отечна и активно секретирует экссудат серозного или гнойного, а иногда и геморрагического характера. В тяжелых случаях в кишечнике образуются язвы, которые часто кровоточат. В отдельных случаях язвы поражают не только слизистую, но более глубокие слои стенки кишки, вызывая ее перфорацию (прободение) с последующим развитием воспаления брюшины – перитонита.
Вследствие патологического процесса в слизистой оболочке кишечника нарушаются и ее функции:
плохо переваривается пища;
не всасываются необходимые организму питательные вещества;
затрудняется продвижение каловых масс по кишечнику и их выведение из него;
увеличивается количество выделяемой кишечником слизи.
Такое заболевание, как синдром раздраженного кишечника, не сопровождается воспалительными явлениями… В его патогенезе играют роль следующие факторы:
нарушения взаимодействий в системе головной мозг – кишечник;
снижение порога чувствительности кишечных рецепторов, определяющих восприятие органа к боли;
снижение или повышение моторики;
дисбаланс серотонина, гистамина, брадикинина, холецистокинина и других важнейших биологически активных веществ, регулирующих функции кишечника.
Симптомы
Болезни кишечника зачастую сопровождаются болями в животе, метеоризмом, нарушениями стула.
Основными симптомами заболеваний кишечника являются:
боли в животе;
метеоризм (скопление в кишечнике газов);
нарушение аппетита;
поносы (диарея);
запоры;
кишечные кровотечения.
Рассмотрим каждый из симптомов подробнее. Итак…
Боли
Боли при заболеваниях кишечника могут быть самые различные – от неинтенсивных ноющих до резких приступообразных. Они могут беспокоить постоянно или возникать эпизодически, может прослеживаться связь с приемом пищи. Могут быть разлитыми (по всему животу), а могут локализоваться в области одного из отделов кишечника:
при поражении тонкой кишки – в околопупочной области;
при поражении слепой кишки – в правой подвздошной области;
при поражении сигмовидной кишки – в левой подвздошной области.
Разлитые боли часто отмечаются при вздутии кишечника вследствие растяжения его стенки газами. Боли этой природы проходят непосредственно после отхождения газов.
При болезнях прямой кишки боли могут быть интенсивные, они локализованы в самом низу живота и в области анального отверстия и сопровождают другой симптом – тенезмы, или ложные позывы к дефекации.
Не всегда боли в животе являются признаком болезней кишечника, ими могут сопровождаться и болезни других отделов пищеварительного тракта – желудок, печень, поджелудочная железа, а также почки, селезенка, женские половые органы и брюшина (боли при ее воспалении отличаются очень высокой интенсивностью).
Метеоризм
Метеоризм возникает вследствие присутствия в петлях кишечника большого количества газов, образующихся по причине активизации процессов брожения, при снижении моторики или атонии кишечника. Нередко повышенное газообразование отмечается и при кишечной непроходимости. Газы раздувают петли кишечника, растягивая их стенки, чем вызывают резкие боли. Клинически метеоризм проявляется вздутием живота.
Нарушение аппетита
В период обострений всех хронических болезней кишечника аппетит больных, как правило, снижается или пропадает совсем. Это связано с тем, что после приема пищи кишечник начинает работать активнее – сильнее сокращается и вырабатывает больше пищеварительных соков, что провоцирует болевые приступы.
При синдроме раздраженного кишечника аппетит снижается по психологическим причинам (больные боятся того, что после еды возникнут боли, поэтому плохо едят).
Диарея (поносы) и запоры
Поступающая в кишечник пища рефлекторно усиливает кишечную перистальтику. Нормальная частота испражнений – от 1–2 раз в сутки до 1 раза в 3–4 дня (при условии нормального самочувствия при этом человека и отсутствия напряжения и дискомфорта во время дефекации), кал при здоровом кишечнике – оформленный.
При болезнях кишечника перистальтика их ускоряется или же замедляется, что проявляется учащением или урежением стула и изменением его характера.
Состояние, при котором отмечаются многократные жидкие испражнения, называется диареей, или поносом. Данное состояние может возникать вследствие:
эмоционального стресса (при страхе или чрезмерном волнении);
погрешности в питании (употребление грубой растительной или жирной, трудноперевариваемой пищи);
избытка токсических веществ в организме (в данном случае понос – защитно-приспособительная реакция организма, при помощи которой вредные вещества быстрее из него выводятся);
попадания в кишечник плохо переваренной в желудке пищи (так называемые гастрогенные поносы);
замедления процессов всасывания питательных веществ и воды в кишечнике;
Ведущей причиной поносов является воспаление слизистой кишечника, вызванного инфекцией. При попадании на слизистую инфекционного агента усиливается перистальтика кишечника, процессы всасывания замедляются, слизистая оболочка активно продуцирует слизь, и в просвет кишечника выделяется воспалительный экссудат – все вместе эти факторы обуславливают разжижение и учащение стула.
Разные инфекционные агенты влияют не только на количество, но и на характер испражнений, определить который крайне важно для назначения адекватного лечения:
гнилостные микроорганизмы разлагают в кишечнике белковые вещества и вызывают гниение; данный процесс значительно усиливается при воспалении слизистой оболочки ободочной кишки (колите) – возникают гнилостные поносы (с тухлым запахом);
бродильные бактерии питаются углеводами и вызывают процессы брожения, которые резко усиливаются при воспалении тонкой кишки – энтерите; для бродильной диспепсии характерны так называемые бродильные поносы – пенистые, с кислым запахом.
Запоры возникают вследствие замедления перистальтики кишечника – испражнения при этом отсутствуют в течение нескольких дней. Запоры делятся на атонические и спастические.
Атонический запор часто возникает у пожилых людей или как результат операций на кишечнике. Патогенетическими причинами его являются:
ослабление мускулатуры кишечника;
атония кишок и мышц живота.
Способствует этому виду запоров и малоподвижный, сидячий образ жизни.
Существует такое понятие, как привычные запоры – при этом состоянии человек вследствие стеснительности, занятости, спешки подавляет естественный рефлекс на дефекацию – в результате кишечник привыкает к редким опорожнениям.
Спастический запор вызывается тоническими сокращениями циркулярных мышц кишечника, при которых в данном его отрезке прекращается перистальтика. Причиной кишечных спазмов нередко является перераздражение парасимпатической нервной системы. В случае имеющихся воспалительных процессах в кишечнике спазм гладкой мускулатуры его стенки является следствием воспаления.
Запор могут вызвать также механические препятствия прохождению каловых масс: опухоли, рубцовые сужения просвета кишки, геморроидальные узлы. У беременных причиной запоров может стать сдавливающая кишечник матка.
Кишечные кровотечения
Кровотечения возникают, как правило, при язвенных поражениях кишечника. По характеру кровотечения можно сделать вывод о том, какая часть кишечника поражена.
Данный симптом возникает при язвенных поражениях стенки кишечника. Незначительное кровотечение из верхних его отделов обнаруживается только при лабораторном исследовании каловых масс, поскольку кровь смешивается с содержимым кишки и частично переваривается. При интенсивно кровоточащей язве двенадцатиперстной кишки испражнения становятся черными и жидкими – принимают дегтеобразный вид.
Кровотечение из нижних отделов кишечника не успевает смешиваться с калом и перевариваться, поэтому кровь выходит в «свежем», чистом виде. При некоторых инфекционных заболеваниях (например, при туберкулезе кишечника, дизентерии и брюшном тифе) в составе испражнений визуализируется большое количество «свежей» крови.
К какому врачу обратиться
При появлении болей в животе и других признаков болезни кишечника нужно обратиться к гастроэнтерологу. В диагностике важную роль играет квалифицированный эндоскопист. В лечении разных болезней кишечника может участвовать диетолог, проктолог, онколог, хирург.
Видео версия статьи:
О причинах заболеваний кишечника, в особенности о дисбактериозе, в программе Елены Малышевой:
Параметр, по которому артроз подразделяется на виды, – местоположение. Основываясь на этом, специалисты составили следующую классификацию заболевания:
Спондилоартроз. Артроз позвоночника поражает один или более позвонков позвоночного столба. Причиной спондилоартроза является чересчур сильная нагрузка на определённый отдел позвоночника. Сколиоз является нередкой причиной возникновения этого вида заболевания, как и другие нарушения осанки.
Унковертебральный артроз. Шейный артроз напрямую связан с естественным процессом старения организма человека, поэтому чаще всего он диагностируется именно у людей преклонного возраста.
Артроз плечевого сустава. Плечевой артроз достаточно широко распространён среди населения, особенно у мужчин. У двух третей людей с диагностированным артрозом плечевого сустава происходит деформация суставов рук.
Остеоартроз рук. Артроз дистальных межфаланговых суставов – ещё одна разновидность артроза. Заболевание называется также узелками Гебердена. Чаще встречается у женщин в период менопаузы.
Коксартроз. Артрозом тазобедренных суставов, как правило, страдают люди среднего возраста и пожилые. Однако если имеется дисплазия суставов (врождённые нарушения структуры костей), то заболевание можно встретить и у молодых людей.
Гонартроз. Остеоартроз коленных суставов – один из самых распространённых видов. Больше всего ему подвержены люди старше 45 лет. Среди женщин заболевание встречается чаще, нежели среди мужчин.
Голеностопный артроз. Травмы стоп, подвывихи, ушибы ног и подобные проблемы – предвестники данной группы заболевания. Встречается среди всех возрастов и категорий населения.
Первичный полиостеоартроз. Для болезни Келлгрена характерно общее ослабление связок, дистрофия мышц. Встречается у женщин в период менопаузы на фоне общего артроза конечностей.
Механизм развития артроза
В нормальном состоянии хрящ обладает гладкой поверхностью, к тому же довольно гибок. Благодаря этому суставные поверхности могут без трудностей двигаться относительно друг друга. Иными словами, здоровый хрящ обеспечивает необходимый уровень амортизации и делает нагрузку на кости, мышцы, связки меньше.
В результате возникновения артроза со временем поверхность хряща становится всё более шершавой, а при движении суставов возникает трение. От хряща начинают отделяться небольшие частицы, со временем попадающие в суставную полость и жидкость.
Далее хрящ становится всё более и более жёстким, вплоть до окостенения. В центральных и глубоких зонах образовываются кисты, соприкасающиеся непосредственно с суставами.
Таким образом, обеспечивается постоянное нанесение травм капсуле и синовиальной оболочке сустава, вследствие чего они утолщаются. Со временем происходит и нарушение структуры непосредственно костей – они деформируются, а по краям появляются своеобразные выступы.
Повышенная нагрузка на связки и мышцы способствует возникновению очагов фиброзного происхождения. Вероятность повреждения связочно-мышечного аппарата увеличивается (растяжения, надрывы, разрывы). При значительном разрушении хряща движения резко ограничиваются, а образование анкилозов – нередкое явление.
Причины возникновения и факторы риска
Причины возникновения артроза разнообразны и многогранны. Однако существуют группы факторов, увеличивающих шансы возникновения заболевания:
возраст, превышающий границу 60 лет;
ожирение и большая масса тела, что создаёт повышенную нагрузку на суставы;
несоблюдение техники безопасности и регламента работы;
нарушение работы эндокринной системы;
нарушение гормонального фона;
недостаток витаминов и микроэлементов в организме;
отравление определёнными токсическими веществами;
плохая экологическая обстановка в месте проживания и работы;
частые переохлаждения организма.
Первичный артроз
Первичный артроз – последствие, возникающее в результате нарушения регенеративных процессов, усиление дегенерации хрящевой ткани сустава без сопутствующих отклонений в работе организма в целом.
Как правило, первичный артроз возникает в результате проявления наследственных факторов:
Состав хрящевой ткани. Генетическое нарушение состава ткани, из которой состоит хрящ, способствующее ускорению разрушения, – прямая предпосылка к артрозу. Чем стремительнее поражается хрящ, тем выше вероятность возникновения заболевания.
Врождённый дефект опорно-двигательного аппарата. С течением времени приводит к травматизации конкретного участка хрящевых суставных тканей, что, в свою очередь, в конечном итоге приводит к заболеванию.
Наследственность. Артроз имеет высокие шансы передаваться по наследству. Если хотя бы у одного из родителей наблюдается данное заболевание, то стоит уделять повышенное внимание суставам ребёнка.
Вторичный артроз
Как уже было упомянуто, вторичный артроз не возникает сам по себе, – ему всегда предшествует какой-либо фактор:
Повреждение сустава механическим образом. Травма, внутрисуставный перелом костей, постоянная чрезмерная нагрузка и многие другие факторы имеют крайне высокие шансы вызвать в последствии заболевание. Отягощающим фактором выступает недостаточное или отсутствующее лечение.
Оперативное вмешательство. Не столько сама операция, сколько врачебная ошибка, могут нанести ущерб суставу или хрящу.
Заболевание сустава. Артроз нередко возникает как результат воспалительного процесса: артрита, синовита и др. Дополнительно читайте чем артроз отличается от артрита.
Сосудистое заболевание. Множество заболеваний сосудистой системы, нарушающих кровоснабжение сустава, может привести к артрозу. В их списке варикоз, атеросклероз, облитерирующий эндартериит и др.
Аутоиммунное заболевание. Такие болезни, как гемохроматоз, псориаз, подагра, ревматоидный артрит и другие также являются предпосылкой к заболеванию.
Вторичный артроз наступает в результате течения патологических процессов либо как последствие частичного разрушения суставной поверхности вследствие повреждения внешним воздействием.
Различие между первичным и вторичным артрозом выражается в динамике и предпосылках заболевания: при первичном типе заболевание наступает медленным и естественным образом, для вторичного же необходим пусковой механизм развития.
Симптомы
Артроз сопровождается характерной и узнаваемой симптоматикой:
Болевые ощущения. Боль в суставе – визитная карточка заболевания. Для артроза типично возникновение боли при движении либо при сильной нагрузке на воспалённый сустав. Болевые ощущения при этом ощутимы, но терпимы. Однако с течением времени проявления симптома становятся всё интенсивные, и в конечном итоге боль будет сопровождать больного даже в состоянии покоя.
Хруст. Артроз нередко сопровождается хрустом воспалённого сустава. Симптом возникает в результате постепенного разрушения хрящевой прослойки и последующего трения костей.
Если у человека хрустят суставы – это ещё не повод для паники. При артрозе хруст достаточно специфический – грубый и сухой. Поэтому не стоит записываться на приём к специалисту, едва похрустев суставами. Особенно если других симптомов не наблюдается.
Скованность движений. Артроз по мере развития всё больше ограничивает движения в силу окостенения и разрушения хряща.
Изменение внешнего вида сустава. Один из сопутствующих симптомов – деформация воспалённого сустава. Человек с артрозом может наблюдать, что внешний вид одного или нескольких суставов изменился: например, острые всю жизнь колени стали более округлыми.
Воспаление мягких тканей. Однако артроз может вызывать не только деформацию сустава, но и воспаление мягких тканей, сопровождающееся скапливаем жидкости вокруг хряща (выпот).
Стадии артроза
Процесс развития артроза включает в себя три стадии:
Для артроза первой стадии характерны незначительные боли при движении и небольших нагрузках на поражённый сустав. Однако уже с первой стадии начинается изменение в структуре и составе хрящевой ткани.
Начиная со второй стадии, непосредственно сустав деформируется и разрушается. Проявления боли становятся всё более ощутимыми, появляется громкий и отчётливый хруст.
Самая тяжёлая стадия артроза, третья, ведёт к патологической деформации поражённого сустава. Визуально суставы также начинают меняться. На третьей стадии больной полноценно ощущает всю симптоматику заболевания: боль беспокоит суставы даже в состоянии покоя, человек уже не может совершать привычные движения, а визуально суставы становятся всё менее и менее привлекательными.
Третья стадия артроза приводит к полному разрушению сустава, сопровождающемуся неоартрозом (частичная противоестественная подвижность) или даже полной потерей подвижности. Как правило, на финише третьей стадии артроза специалисты принимают решение о радикальном вмешательстве – эндопротезировании повреждённого сустава.
Возможные осложнения и последствия
Несвоевременное, неправильное (или отсутствующее) лечение артроза может привести к массе неприятных последствий. Это не только полное разрушение поражённого сустава, но и изменение биомеханики позвоночника, что может привести к появлению грыж в межпозвоночных дисках и распространению заболевания на здоровые суставы.
Среди основных осложнений заболевания фигурируют следующие патологии:
деформация сустава;
разрушение сустава;
нарушение биомеханики позвоночника и иных суставов;
грыжи межпозвонковых дисков;
невозможность осуществления движений;
снижение уровня жизни пациента;
становление больного инвалидом.
Специалист и диагностика
При обнаружении у себя симптоматики, присущей артрозу, первый специалист, которого необходимо посетить человеку, – ортопед. В дальнейшем доктор соберёт анамнез, проведёт общий осмотр и направит пациента на обследование, включающее:
Рентгенографию (как правило, в двух проекциях), необходимую для обнаружения специфических признаков артроза.
Компьютерную томографию (КТ) в целях изучения костной структуры беспокоящего сустава.
Магнитно-резонансную томографию (МРТ), необходимую для определения состояния мягких тканей.
На основании полученных результатов обследования ортопед может либо сам назначить лечение, либо при обнаружении усугубляющих обстоятельств направить пациента к другим специалистам: ревматологу, гематологу, эндокринологу, гинекологу и т. д.
Лечение
Лечение артроза редко когда включает в себя только один метод терапии. Как правило, пациенту показан целый комплекс мероприятий, от правильного питания до медикаментозного лечения и физиопроцедур. Случаи, когда показано оперативное вмешательство, также нередки.
Общие рекомендации
Лечение артроза, помимо конкретных мер, включает в себя несколько основополагающих рекомендаций:
свести нагрузку на больной сустав к возможному минимуму;
рационально и правильно составленный рацион питания, богатый на витамины и минералы.
Препараты
Медикаменты при артрозе показаны достаточно часто. Как правило, это следующие виды препаратов:
Противовоспалительные средства. На начальном этапе лечения первые задачи, которые необходимо решить, – это устранение болевого синдрома и воспалительного процесса. Решение второй задачи включает в себя применение нестероидных противовоспалительных препаратов, предусматривающих внутривенное и внутримышечное введение – Диклофенак, Индометацин, Нимесулид и др.
Гормональные кортикостероиды. Кортикостероиды гормональной природы показаны на стадии обострения артроза. Чаще всего эта группа препаратов назначается в виде инъекций, но иногда имеют место быть пластыри, мази и настойки – Гидрокортизон, Кеналог, Дипроспан и др.
Хондропротекторы. Основное назначение группы лекарств – восстановление хрящевой ткани и нормализация состава синовиальной жидкости. Больному необходимо принимать препарат достаточно долго, так как восстановительный процесс занимает немало времени. Как правило, назначаются следующие препараты: Хиаларт, Синокром, Ферматрон и т. п. В запущенном случае артроза препараты могут так и не дать ожидаемого эффекта.
Обезболивающие. При особенно тяжёлых случаях заболевания может быть назначен приём анальгетиков, в том числе наркотических – Ибупрофен, Кетанов и др.
Лечебная физкультура
Лечебная физкультура нередко назначается больному артрозом, особенно в комплексе с медикаментозным лечением. Ортопедом подбирается комплекс упражнений, которые нужно выполнять в соответствии с такими принципами:
Без спешки. Нагрузка и объём занятий должны увеличиваться постепенно, спешить не стоит, как бы не хотелось ускорить наступление положительного результата.
Без боли. Занятия лечебной физкультурой не должны приносить болевых ощущений. Упражнения могут приносить дискомфорт, ощущение напряжения и усталость, но ни в коем случае не боль. Если болезненность всё-таки присутствует, значит, упражнения делаются неправильно.
Без перенапряжения. Упражнения должны быть интенсивными, но не заставляющими пациента перенапрягаться. Стоит помнить, что всё хорошо в меру.
Без перерывов. Только регулярные упражнения действительно смогут принести пользу суставам и помочь в преодолении заболевания. Занятия, проводимые раз в месяц по настроению, не принесут никакого эффекта.
Без обострений. Упражнения необходимо выполнять только в периоды ремиссии артроза.
Без поблажек. Как проблемный, так и здоровый сустав должны быть нагружены одинаково.
Физиопроцедуры
Ранняя стадия артроза, как правило, лечится медикаментозно. Однако в комплексе с препаратами часто назначаются и физиопроцедуры, увеличивающие эффект от препаратов. К тому же, при таком назначении дозировка и побочные действия лекарств могут быть снижены.
При артрозе показаны следующие процедуры:
Электрофорез. Абсолютно безболезненная процедура, позволяющая назначенному препарату действовать локально и в большой концентрации с минимизацией каких-либо побочных эффектов. Позволяет быстро снять боль, воспаление, улучшает питание сустава и способствует ряду других полезных эффектов от медикаментов.
Воздействие ультразвуком. Вызывает перечень благоприятных эффектов (согревание, микромассаж, улучшает капиллярный кровоток и метаболизм в тканях). Иными словами, физиопроцедура нацелена на улучшение состояния сустава и хрящевой ткани в целом.
Воздействие магнитным полем. Физиопроцедура уменьшает воспалительные процессы в повреждённом суставе и улучшает обменные процессы в нём. Ортопедом может быть назначена общая и (или) местная магнитотерапия в зависимости от вида артроза и общего состояния здоровья пациента.
Лучевое воздействие. Физиопроцедура назначается не только в случаях, когда к другим физиотерапевтическим методам имеются противопоказания, но и в дополнение к другим, как способствующее ускорению выздоровления средство.
Массаж
Массаж является эффективным способом лечения артроза в связи с улучшением периферического кровообращения в суставе. Чем лучше кровообращение, тем лучше будет происходить питание сустава и хряща питательными элементами.
При артрозе, зачастую, назначаются следующие техники массажа:
Японская. В ходе японской методики практикуется точечная нагрузка на определённые зоны сустава – жёсткие и болезненные. Нагрузки должны быть строго дозированными, поэтому обращаться необходимо именно к массажисту-специалисту по японской технике.
Финская. Техника характерна тем, что движения в основной массе проводятся большими пальцами рук, что также оказывает точечное, но мягкое воздействие.
Российская. Специалисты по российской методике в массаже поражённых суставов используют поглаживания и растирания ладонями.
Шведская. Шведская техника сходна с российской. Но она в дополнение к её движениям добавляет и свои – непосредственные разминания больного сустава.
Назначением массажа достигаются цели:
растянуть мышцы и связки, окружающие больной сустав;
освободить мышцы от венозной крови;
вывести отложения из сустава;
стимулировать отток лимфы и кровоток;
снять напряжение;
улучшить двигательную функцию сустава.
Питание
При артрозе коронным блюдом, которое должно быть в рационе, считается холодец – его употребление приводит к поступлению в организм желатина, так необходимого для нормального функционирования хрящей. Впрочем, другие блюда животного происхождения с содержанием хрящей также показаны к употреблению.
Помимо этого, существует перечень правил в питании, которых следует придерживаться больным артрозом:
не есть на ночь плотно, т. к. это может привести не только к повышению веса, но и приступу заболевания;
при большой массе тела – снизить вес, чтобы не добавлять нагрузки и без того больному суставу;
ежедневный рацион должен быть сбалансирован, богат на витамины и микроэлементы.
Санаторно-курортное лечение
В зависимости от стадии артроза, больному могут быть показаны процедуры санаторно-курортного характера с использованием специальной грязи:
Местные грязевые аппликации. Представляет собой нанесение целебной горячей (около 40 градусов) грязи на поражённые суставы на 15-20 минут. Курс проводится через день и составляет 10-15 процедур.
Общие грязевые аппликации. Общее нанесение горячей грязи на тело человека. Требуется около 10 процедур, проводимых через день.
Грязевые ванны на минеральной воде. Погружение человека в специфическую ванну, состоящую из целебной грязи, размешанной с минеральной водой повышенной температуры (36-37 градусов). Курс проводится по аналогии с аппликациями.
Компрессы. Грязевые компрессы различных составов наносятся на поражённые суставы (не более двух) на долгий промежуток времени (от получаса). Курсы составляют от 10 до 20 процедур.
Не стоит принимать решение о санаторном лечении самостоятельно. Перед посещением заведения обязательно проконсультируйтесь с лечащим специалистом.
К тому же показаны и другие процедуры:
гидрокинезотерапия;
подводное вытяжение конечностей с подвешиванием грузов;
вибромассаж;
рефлексотерапия;
лечебные ванны.
Хирургия
Хирургическое вмешательство проводится с целью улучшения подвижности сустава, а также в целях удаления части хряща или повреждённых менисков.
Операция при артрозе – крайняя мера, к которой стоит прибегать только в том случае, если консервативные методы лечения не принесли положительного результата, а пациент страдает болевым синдромом, частичной или полной неподвижностью сустава.
Во время операции проводят удаление фрагмента поражённого артрозом хряща, его шлифовку для придания гладкой поверхности, удаление наростов хряща, срезание части повреждённых связок.
Чаще всего проводится хирургия:
тазобедренного сустава – проведение частичного удаления хрящевой и костной ткани бедренной и тазовой кости;
коленного сустава – замена суставной поверхности сустава на металлические или комбинированные протезы.
Народные средства
Народные средства не способны самостоятельно победить артроз, однако могут быть прекрасным вспомогательным средством. Главное – перед применением посоветоваться с лечащим ортопедом.
Самыми эффективными в народной медицине при борьбе с заболеванием являются мази, компрессы и ванны.
Мази. Чтобы они возымели эффект, мази должны наноситься массажными движениями и оставаться на коже длительное время, например, на ночь.
Мазь № 1:
1 яичный желток;
1 ч. л. скипидара;
1 ч. л. яблочного уксуса.
Хорошо перемешать все ингредиенты.
Способ применения. Больной сустав нужно смазать на ночь, хорошо укутав. Использовать трижды в неделю.
Мазь № 2:
100 г мёда;
3 г мумие.
Хорошо перемешать все ингредиенты.
Способ применения. Ежедневно наносить на ночь на протяжении недели.
Компрессы. При артрозах они должны быть тёплыми и влажными. Нанесённый на сустав компресс накрывают плёнкой и тёплой тканью.
Компресс № 1:
вода;
1 ч. л. растительного масла;
6 листьев лопуха.
Сложенные стопкой листья необходимо немного подержать над кастрюлей с горячей водой для распарки.
Способ применения. Больной сустав смазывается растительным маслом, укутывается листьями, оборачивается пищевой плёнкой и тёплым шарфом. Держать необходимо несколько часов.
Компресс № 2:
2 яичные скорлупы;
1 ст. л. жирного кефира.
Измельчённая в порошок скорлупа перемешивается с кефиром до образования густоватой пасты.
Способ применения. Средство распределяется по больному суставу, накрывается льняной тканью и пищевой плёнкой, после чего суставу необходимо тепло (например, под одеялом). Спустя два часа состав необходимо смыть.
Если от артроза страдает крупный сустав, ему показано прогревание, и прекрасное для этого средство – ванна.
Ванна с солью и сосной:
1 килограмм морской соли;
несколько сосновых веток;
3 измельчённых клубня топинамбура;
2 ст. л. мёда;
1 ч. л. скипидара.
Все ингредиенты размешиваются в ванне с горячей водой. Принимается такая ванна до получаса.
Не стоит принимать целебные ванны ежедневно – интервал между процедурами должен составлять 1 день.
Ванна с травами:
4 ст. л. крапивы;
3 ст. л. зверобоя;
2 ст. л. календулы;
3 ст. л. душицы;
1 ст. л. болиголова;
1 ст. л. корня лопуха;
500 г глины.
Перемешанные травы нужно залить кипятком и дать настояться час. По истечении времени добавляется глина, раствор хорошо перемешивается и выливается в горячую ванну. Лежать в ванной стоит около 20 минут.
Меры профилактики
Несмотря на массу причин, вызывающих заболевание, существуют также и эффективные меры, призванные защитить человека от возникновения артроза:
Физические нагрузки. Здоровая и умеренная физическая активность, особенно с соблюдением техники выполнения, не только поможет в борьбе с лишним весом, но и усилит микроциркуляцию крови вокруг суставных хрящей, обогатив тем самым хрящи питательными веществами, необходимыми для нормальной работы.
Тепло. Стоит избегать переохлаждения суставов.
Питание. Правильный, сбалансированный рацион с содержанием суточной нормы питательных веществ, а также витаминов и микроэлементов поможет суставам прожить долгую и счастливую жизнь.
Нормальный вес. Поддержание веса в норме на протяжении всей жизни снижает вероятность возникновения артроза к минимуму.
Артроз – заболевание, заполучить которое может множество людей: от спортсменов (среди которых это самый частый недуг) до любителей абсолютно нездорового образа жизни. Но проведение профилактических мер, своевременное обращение к ортопеду и соблюдение всех предписаний позволяет если не полностью исключить шанс заболеть, то хотя бы свести повреждения к минимуму.
Погубит лентяя его собственная прихоть, потому что руками не хочет трудиться (Притч. 21:25; ИПБ).
Священное Писание осуждает лень, праздность, а труд как неотъемлемую составляющую жизни освящает, ибо «труд — закон нашего бытия». Празднолюбие, ничегонеделание развращает человека, и он неизбежно деградирует. Если человек не будет трудиться, дьявол найдет ему занятие. Как справедливо говорили в старину: «Праздный ум есть мастерская дьявола». А на Востоке говорят: «Дьявол искушает праздного человека, но и праздный человек искушает дьявола».
Господь определяет праздность как беззаконие, когда Он упоминает ее в числе тех мерзостей жителей Содома, за которые Он лишил их жизни: «Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала» (Иез. 16:49). Среди перечисленных грехов не упоминается ни убийство, ни воровство, ни обман, и даже не упоминается такой доминирующий в Содоме грех, как мужеложство. И не так уж и трудно понимать, почему Господь не упоминает этот грех. Именно пустое времяпрепровождение, праздность и лень являются причиной и источником возникновения и развития различных мерзких грехов, среди которых извращения в межполовых отношениях являются прямым результатом пресыщенности.
И. Ньютон некогда сказал: «Если я и оказал обществу какую-нибудь услугу, то этим обязан исключительно труду и терпеливому размышлению». Такая же закономерность имеет место и в духовной сфере. Благодаря усилиям (и не просто усилиям, но максимальным, на какие только способна наша природа), благодаря напряженному труду возможно достигнуть спасения. Дух пророчества говорит: «При помощи благодати Божьей и собственных усилий они (искупленные) должны выйти победителями в борьбе со злом» (Великая борьба, с. 425).
В великий день торжества Христа и Его правды, когда все жители земли предстанут перед праведным Судьей, настанет час воздаяния каждому по делам его. Только те услышат из уст Господа одобрение, которые трудились для созидания Царства Его на земле: «Хорошо, добрый и верный раб!» Они безукоризненно выполнили поручение Господа, Который дал им Свои дары: «Употребляйте их в оборот, пока Я возвращусь». Они выполнили волю Господа — умножили Его достояние. Тем же, которые зарыли свой талант, Он скажет: «Лукавый раб и ленивый! Почему ты не умножил Мое серебро?» И последует роковой приговор: «Выбросьте его во тьму внешнюю! Негодный он раб!» (см. Мф. 25:25–30).
Для чего я и тружусь и подвизаюсь («борюсь» — ИПБ) силою Его (Христа), действующею во мне могущественно (Кол. 1:29).
Джон Уэсли, основатель Методистской церкви, был человеком неутомимым и необычайно трудолюбивым в деле распространения Евангелия. Ни одной минуты у него не пропадало даром. В течение пятидесяти лет он вставал и летом, и зимой в четыре часа утра, а в пять часов уже был готов проповедовать, если находил слушателей. В течение года он проезжал на лошадях от 6500 до 8000 километров, проповедуя, организовывая общины, проводя групповые и личные беседы. Когда у него появлялось свободное время, он писал книги, трактаты и сам же их издавал и распространял. Его организаторские и административные способности были поразительны, благодаря чему общины его последователей росли. Уэсли отличался точными познаниями, ясностью ума и несокрушимой волей. Но все эти качества мало что значили бы, если бы он не обладал трудолюбием, воодушевлявшим многих, кто сотрудничал или сталкивался с ним.
Когда Уэсли перевалило за восемьдесят лет, он продолжал проповедовать два, иногда три раза ежедневно. Он не прекращал говорить проповеди до самой смерти. «Благодарение Господу, я не ослабеваю в труде, у меня еще есть силы проповедовать и писать», — сообщал он в письме на восемьдесят седьмом году жизни. Свое долголетие и трудоспособность он приписывал своему воздержанию, так как он действительно смолоду был человеком умеренным в удовлетворении своих нужд. Ко всему прочему он обладал редкой способностью, весьма важной для неистового труженика: он мог засыпать в любую минуту.
Будучи странствующим проповедником, Уэсли благовествовал в самых различных условиях и обстоятельствах. Он проповедовал под открытым небом: на рыночных площадях; на улицах; на лужайках для игр; во дворах, примыкающих к гостиницам, магазинам, домам; на заброшенных пустырях; на морском берегу; на кладбищах; на стрельбищах; на кирпичном заводе; на холмах; на расчищенных лесосеках; на доисторических курганах; на аренах для боев быков; на больших дорогах; на торфяных болотах, на причалах…
Ничто не могло остановить этого удивительного духовного труженика, он самоотверженно трудился для величайшего из тружеников всех веков — Господа Иисуса Христа!