Верою оставил он (Моисей) Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд (Евр. 11:27).
О Моисее в Библии сказано, что он «был человеком, перенесшим множество нападок, пострадавшим более, чем кто-либо другой на земле» (Числ. 12:3; ИПБ). Но Моисей был еще и человеком редкой смелости. В чем это проявилось? Из чего это видно в его жизнеописании?
Когда ему пришлось бежать от гнева фараона, он пришел в Мадиамскую землю. Там ему пришлось стать свидетелем непристойной картины возле общественного водопоя: девушки, которые пасли овец, пришли к колодцу и стали черпать воду и наполнять корыта, чтобы напоить стадо. Вдруг появились пастухи, мужчины, и нагло прогнали беззащитных девушек от колодца. Моисей не мог стерпеть подобного откровенного хамства и смело заступился за обиженных представительниц слабого пола. Он прогнал обидчиков и начал черпать воду для овец.
Иной трус стал бы рассуждать: «Я здесь чужак. Кто его знает, почему у них такие отношения? Может, эти девушки или их родные чем-то провинились, что с ними так поступают? Зачем я буду ввязываться в эту историю?» Но Моисей исповедовал другие принципы — он не мог допустить, чтоб на его глазах сильный унижал слабого и издевался над ним. Его не беспокоило то, что пастухов было несколько, а он — один. Моисей смело и властно повелел им убираться вон, и они молча повиновались его приказанию.
А разве это шутки: прийти к фараону и требовать отпустить народ? Это же каким надо быть смелым человеком, чтобы со всей решительностью сказать в лицо всемогущему властелину такое неслыханное требование, иначе язва за язвой свалятся на народ и на самого фараона! Но Моисей, невзирая на угрозы фараона, бесстрашно исполнял волю Божью.
Или взять другой случай. Когда израильский народ сделал идола и устроил дикую оргию, поклоняясь ему, как действовал Моисей в такой критической ситуации? Он, вконец потрясенный всеобщим безумием, пылая гневом, смело схватил идола, сжег, стер остатки его в пыль, высыпал ее в воду и заставил израильтян пить ее. Разве Моисей думал о том, что впавшие в идолопоклонство могли оказать ему сопротивление? Это меньше всего заботило его — честь Бога была для него превыше всего!
Таким и должен быть пастырь — бесстрашным Христовым представителем! Боязливых ожидает скверная участь.
И сказал он (Елисей): не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними (4 Цар. 6:16).
Повинуясь Божьему призванию выйти из Ура Халдейского, Авраам проявил смелость и решительность относительно духовной жизни. Но он проявил поразительную храбрость и тогда, когда обстоятельства требовали, чтобы он вступил в военное сражение. По своей природе Авраам был человеком миролюбивым. Для него было мучительным переживанием, если в семье или во взаимоотношениях с родными и соседями возникали ссоры, вражда, неприязнь. Он всеми способами старался погасить это разрушительное пламя и готов был поступиться чем угодно, даже в ущерб себе, лишь бы люди жили в мире.
Но вот грянула война, произошла кровопролитная битва объединенной армии пяти царей с коалиционной армией четырех царей. В результате армия пяти царей была вдребезги разгромлена. Победители разграбили города побежденных, взяли в плен их жителей, а скот угнали. В числе пленных оказался и Лот со своей семьей как жители Содома, царь которого участвовал в этой войне. Когда об этой трагедии узнал Авраам, он немедленно принял решение вступить в бой с армией победителей и освободить Лота и всех пленников. Естественно возникает вопрос: какими военными силами располагал Авраам? 318 человек — сообщает святая летопись! С этим ли «войском» идти в бой против армии четырех царей?
С человеческой точки зрения эта военная кампания Авраама выглядит как абсурд и авантюра. Но к Аврааму эта мерка не применима. Какой надо было обладать беспрецедентной смелостью, чтоб решиться на этот шаг! Авраам как раз и имел такую смелость, отвагу, он был праведник, а «праведник смел, как лев».
Там, где Господь, ничего невозможного нет и быть не может!
Вспомните Гедеона. Израиль порабощен мадианитянами, которые беспощадно и жестоко грабили его и довели народ до катастрофической нищеты и унижения. Израильтяне взывали к Богу о помощи. Господь услышал, явился Гедеону и сказал: «Иди… и спаси Израиля от рук мадианитян; Я посылаю тебя». «Господи! — взмолился Гедеон. — Как спасу я Израиля?» — «Я буду с тобою, и ты поразишь Мадианитян, как одного человека» (Суд. 6:16).
Вот и вся разгадка невозможного и абсурдного в глазах человека: с Авраамом был Господь! После победы Он явился Аврааму и сказал: «Не бойся, Авраам; Я твой щит; ты смело поступил, будь и впредь таким, ничего не бойся!» (см. Быт. 15:1).
Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет (Евр. 11:8).
Описанная в Библии жизнь верных Богу людей подтверждает истину, что праведник «смел, как лев». В чем проявилась смелость Авраама, отца всех верующих, ведь это чрезвычайно великая миссия и честь, оказанная ему Господом?
Прежде всего его смелость и решительность проявилась в том, что он сменил городской образ жизни на скитальческую жизнь в шатрах. Сменить лучшее на худшее? Сделать шаг в неизвестность, связанную с неудобствами, тревогами, страхами и массой всевозможных опасностей, в том числе и для жизни? Трусливый человек не способен на это. Но Авраам был не из числа таких людей, которые ищут в этом мире выгоды, удобств, комфорта, ибо он познал одну из важных истин, до которой не могут докопаться большинство христиан и которую он выразил в знаменательных словах: «Я прах и пыль» (Быт. 18:27; РБО). Это та же истина, которую так глубоко и всеобъемлюще провозгласил Экклезиаст: «Суета сует, — все суета» (евр. ха́вэль хавали́м — «абсолютная никчемность всего, бессмысленность» — ИПБ, прим.).
Мы можем знать эту истину умозрительно, но не каждый считает важным и нужным вникнуть и постигнуть ее зловещую реальность. Нам может казаться эта истина ясной, простой и даже примитивной: и что уж в ней такого таинственного, что надо копаться в ней, все тут и так понятно! Увы, это далеко не так. Почему же Господь и Его пророки и апостолы так настойчиво предостерегали и призывали верующих, чтобы они не привязывались к этому миру, который проходит и исчезает в пучине забвения? Понять и познать эту истину — значит вырваться из плена завораживающего пения сирен этого века: «Как прекрасен этот мир!»
У апостолов другой взгляд на этот мир: «Не любите мира, ни того, что в мире» (1 Ин. 2:15). И дальше Иоанн объясняет, почему: «Весь мир лежит во зле». Современные переводы усматривают в этом тексте несколько иной смысл: «А весь мир — во власти дьявола» (ИПБ); «Но весь мир — во власти Злодея» (РБО) (1 Ин. 5:19). И поэтому в Библии сказано: «Выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь» (2 Кор. 6:17). И с таким же призывом обратился Бог к Аврааму: «Выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего» (Деян. 7:3). И Авраам, не колеблясь, невзирая ни на что, решительно, смело, бесстрашно навсегда оставил прежний мир греха и шагнул в новый — Божий мир.
Несколько слов о том, кто участвует в процессе принятия и составления наследства. Об этом должен знать каждый.
На данный момент в России участниками операции являются:
наследодатель;
наследник;
уполномоченное лицо (чаще - нотариус), оформляющее сделку.
Вот и все. Далее более подробно рассмотрим наследодателей с наследниками. Не стоит забывать об оформлении наследства и его принятии - все это крайне важно для современных людей.
О наследодателях
Наследодатель - это человек, который за свою жизнь нажил какую-нибудь собственность и теперь хочет ее передать. Процесс вступления в наследство начинается после смерти хозяина того или иного объекта.
Наследодателем может быть любой человек. Гражданство, пол, возраст не играют никакой роли.
Подобный термин иногда заменяется на "завещатель". Подобное слово применяется в отношении наследодателя, оформившего при жизни завещательную бумагу.
Соответственно, в качестве человека, передающего имущество после своей смерти, может выступать любое лицо. Даже если у него нет гражданства. Главное - это наличие имущества или прав и обязанностей, связанных с имуществом.
О наследниках
Понятие наследователя в наследственном праве мы рассмотрим ниже. Кто может являться получателем имущества? Этот вопрос считается в реальной жизни более трудным.
Вообще, наследник - это тот, кому после смерти наследодателя перейдет часть или целое имущество. Получатель материальных благ.
Наследователями могут быть:
родственники умершего (чаще всего);
организации;
третьи лица.
Все зависит от того, как происходит передача наследства. Но об этом чуть позже.
Важно помнить, что в России среди родственников имеется так называемая очередность наследников. Чем ближе родство, тем выше шансы на получение доли имущества умершего гражданина.
Способы получения наследства
Наследодателем может быть как взрослый, так и ребенок. Но с некоторыми оговорками.
Дело все в том, что наследство может передаваться разными способами. А именно:
по закону;
по завещанию.
В первом случае можно выделить обычное вступление в наследство и получение материальных благ по праву представления (трансмиссии). В реальной жизни более распространен обычный расклад.
Получение имущества по закону
Наследодатель - это тот, кто передает имущество после своей смерти тем или иным гражданам. Рассмотрим особенности получения собственности по закону.
В этом случае наследниками выступают родственники погибшего. И здесь будет действовать очередность наследования. Чем ближе родня, тем больше шансов на то, что она получит долю собственности.
При наследовании по закону третьи лица и компании не могут выступать наследополучателями. Имущество распределяется в равных долях между всеми потенциальными наследниками той или иной ступени. Никакого предварительного оформления наследование по закону не предусматривает.
О наследовании по завещанию
Наследодателем может быть любой человек, у которого есть какое-нибудь имущество или доля собственности. Довольно часто в России встречается наследование по завещанию.
При подобных обстоятельствах получателями материальных благ могут выступать любые компании и лица. Главное, чтобы о них было упомянуто в завещании. Очередность наследования по закону в данной ситуации не играет никакой роли.
Завещание оформляется при жизни собственника имущества. Документ заверяется у нотариуса. Чуть позже рассмотрим процесс оформления завещательной бумаги.
Завещание можно корректировать бесконечное число раз. Это право остается у владельца собственности. Главное, придерживаться определенного порядка действий.
Право трансмиссии
Наследник (и наследователь) - это гражданин, который получит долю имущества после смерти наследодателя.
Иногда в России встречается наследование по праву представления (или трансмиссии). Подобный вариант развития событий предусматривается при распределении имущества по закону.
В этом случае тот или иной наследник не успевает вступить в наследство, и тогда его права переходят его же наследникам. Фактически это наследование "через поколение".
Об этом раскладе подробно говорить не будем. Ведь он встречается в реальной жизни крайне редко. И реальных хлопот он не доставляет.
Оформление завещания
Планируется передача наследства по закону? Очередность наследников представлена нашему вниманию. А что делать, если хочется самостоятельно разделить имущество при жизни? Нужно составить завещание.
Для этого потенциальному наследодателю необходимо обратиться в МФЦ или к нотариусу. При себе необходимо иметь:
паспорт;
справку о состоянии психического здоровья;
завещание, в котором указаны все желаемые наследники;
доли имущества, передаваемые тому или иному получателю;
правоустанавливающие бумаги на объекты имущества.
Как показывает практика, этого достаточно. При желании можно приложить выписки, подтверждающие родство с конкретными наследниками. Желательно доложить к завещанию копии паспортов получателей имущества. Вот так осуществляется оформление наследства по закону. Очередность родственников здесь крайне важна. Без нее невозможно справиться с поставленной задачей.
Как вступать в наследство
Права наследодателя на имущество утрачиваются только с его смертью. Пока собственник объектов и вещей жив, он считается их полноправным хозяином.
Как получать наследство по закону или по завещанию? В идеале инструкция выглядит так:
Дождаться открытия наследства. Обычно это действие происходит после кончины наследодателя по месту его жительства или по месту расположения большей части наследуемого имущества.
В течение полугода с момента открытия наследства/завещания оформить у нотариуса согласие на получение собственности. Если человек не хочет выступать наследником, он может отказаться от своего права в пользу кого-нибудь из наследников или просто так.
Получить на руки свидетельство о принятии наследства.
Оформить права собственности на имущество в Росреестре при необходимости.
Вот и все. Наследодатель, признанный умершим или реально погибший, утратит права на наследуемое имущество. Если гражданин объявится и по суду его признают живым, полномочия можно восстановить.
Документы для наследования
Мы выяснили, кто может быть наследодателем. Но как получить наследство? Какие документы пригодятся для реализации поставленной задачи?
Чаще всего требуется:
завещание;
свидетельство о смерти наследодателя;
справки, подтверждающие родство с прежним хозяином имущества;
копия паспорта наследодателя (желательно);
удостоверение личности получателя собственности;
документы на наследуемое имущество (рекомендуется);
согласие на вступление в наследство.
Вот и все. Теперь понятно, как в России осуществляется наследование. И кто может быть наследодателем. Все не так трудно, как кажется. Особенно если заранее подготовиться к операциям.
Важно: если на момент составления завещания наследодатель был недееспособен или находился в неадекватном состоянии, завещательную бумагу можно аннулировать по суду.
Так что мы смело говорим: «Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?» (Евр. 13:6).
Смелость — храбрость, отвага, решительность в поступках; смелый — не знающий страха, не боящийся трудностей, препятствий, решительный, дерзающий. Смелость — это замечательное качество характера человека. В ветхозаветных книгах Библии упоминается слово «храбрый» как синоним слова «смелый» более шестидесяти раз, практически во всех случаях для характеристики бесстрашных воинов. Но смелость, отвага, решительность относятся не только к воинам: эти качества проявляются во всех сферах жизни и взаимоотношениях людей. В книгах Нового Завета слово «смелый» упоминается для характеристики духа, который проявляли христиане первоапостольского века, проповедуя Христа. После того как апостолам в синедрионе строго-настрого запретили говорить об Иисусе и Его учении, они молились: «И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое» (Деян. 4:29).
Изначально человек был сотворен так, что ему была присуща смелость как составная часть любви. Апостол пишет, что в «любви нет страха», а смелому чужд страх. Собственно говоря, нашим прародителям в Эдеме не было причин и условий, чтобы проявлять животный страх и панически чего-то страшиться. Но грех постепенно разрушал девственный характер человека, и страх стал неотъемлемой частью его.
Безусловно, смелость, как и другие черты характера, можно воспитывать, усердно прилагая старания и волю. И жизнь подтверждает, что есть люди, которые, несмотря ни на какие препятствия, смело идут на любые риски, чтобы достигнуть земных целей и человеческих идеалов. И подобный героизм вызывает восхищение в народе, как верно заметил М. Горький: «Безумству храбрых поем мы славу».
Но жизнь нам дана не для реализации наших суетных замыслов и интересов, а для восстановления разрушенных отношений с Богом. И это должно быть целью и смыслом всей нашей кратковременной жизни. И для достижения этой цели мы должны смело отвергнуть земные ценности и решительно последовать за Иисусом! Став христианами, мы становимся воинами Христа и вступаем в великую борьбу со злом. Вот где нужны храбрость, отвага, бесстрашие! И Господь готов даровать нам это качество в полноте, чтобы каждый из нас был «смел, как лев» (Притч. 28:1).
Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его (Откр. 3:21).
Лаодикия — седьмая, последняя церковь. Ей, согласно Провидению, придется жить, трудиться и бороться в заключительные дни борьбы между силами добра и зла, когда она достигнет пика напряженности: «рассвирепеют язычники», «рассвирепеет дракон на жену», и закончится все Армагеддоном. На последнюю церковь Небо возложило особую ответственность в этот тяжкий период. Но Господь и позаботился о ней особенным образом — в церкви воссиял необыкновенный свет Духа пророчества: огромное литературное наследие свидетельства Иисуса обогатило Божий народ бесценным познанием библейской истины, ему была открыта удивительная Трехангельская весть — последнее Божественное послание народам всего мира. Церковь должна громким и могучим голосом провозгласить эту истину о том, кому надлежит оказывать подлинно честь и кто поистине достоин поклонения: Творец и Правитель Вселенной или мятежный херувим и его агенты, зверь и лжепророк, изолгавшиеся до предела и погрязшие в изощренном обмане и при этом претендующие на обладание истиной.
Вся Вселенная знает, что Божий Закон незыблем и седьмой день, суббота, — это Божественная печать и знамение между Творцом и творением. И как бы ни ухищрялись поборники зла убедить людей в своей лжи, что первый день недели надлежит праздновать в честь воскресения Христа, Небо отвергает это псевдопоклонение Богу. Никому не дано права изменять Закон Божий по своему усмотрению — это надругательство над Творцом, ниспровержение Его авторитета. И здесь не миновать окончательного глобального столкновения между истинными поклонниками Бога-Творца и Искупителя и коварными деятелями от религии, отвергающими авторитет Бога и на Его место ставящими свой авторитет.
Невзирая ни на что, церковь должна, подобно первоапостольской церкви, мужественно, настойчиво и бесстрашно провозглашать вверенную ей истину. И как церковь времен апостолов устояла в гонениях и исполнила возложенную на нее миссию проповеди Евангелия Царства Божьего, так и церковь последнего времени непременно устоит в предстоящих гонениях и выполнит свою вселенскую миссию защиты авторитета Бога и Его Закона, ибо Вождем ее в этом сражении будет Сам Христос — Сын Божий, и победа будет обеспечена силою Святого Духа (см. Зах. 4:6).
И обо мне молитесь, чтобы… мог я смело провозглашать тайну Вести Благой, послом которой остаюсь и в узах; молитесь, чтоб возвещал я смело, как то и подобает мне (Еф. 6:19, 20; ИПБ).
Настойчивость, неотступность, упорство — эти качества надлежит проявлять не только в личных или общественных молитвах в надежде получить просимое. Эти качества надлежит проявлять во всех сторонах церковной жизнедеятельности, связанной с выполнением великого поручения Христа, данного через апостолов на все времена. Как можно успешно нести спасительную Божью весть народам и племенам на всей земле, если не проявлять дух настойчивости, твердости и непоколебимости?
Когда после вознесения Господа на небеса апостолы начали активно и ревностно благовествовать массам людей в Иерусалиме о покаянии во Христе Иисусе и творить чудеса исцеления, священники и саддукеи арестовали их и на следующий день привели в синедрион для допроса. Узнав, что они проповедуют Иисуса, высший синклит Израиля приказал апостолам «не говорить и не учить об имени Иисуса». Но апостолы ответили: «Мы не можем не говорить того, что видели и слышали». И никакие предостережения и угрозы не могли остановить их — они настойчиво и неотступно продолжали говорить народу о Христе. И опять последовали арест и тюрьма, но ангел Господень ночью открыл тюремные двери и сказал апостолам: «Идите в храм и говорите народу слова жизни».
И опять синедрион, и опять допрос, и опять угрозы, запрет не говорить об Иисусе. Но апостолы сказали: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам». Члены синедриона «пришли в ярость и хотели убить их». Врагам истины это свойственно. В их арсенале: насилие, пытки, смерть. Так и здесь: они приказали бить апостолов и запретили говорить о Христе.
Перестали ли они проповедовать о Спасителе? Ничего подобного! Вот что сказано в Библии: «Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие; и всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе» (Деян. 5:42).
Так распространяли истину о Господе первые христиане: безбоязненно, настойчиво и мужественно. И Господь засвидетельствовал об этом периоде церкви: «Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал» (Откр. 2:3).
Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь? (Авв. 1:2).
Аврааму, отцу всех верующих, Бог повелел принести в жертву всесожжения Исаака. Это повеление во всех отношениях было невероятным, парадоксальным, иррациональным. Боги, которым поклонялись язычники, требовали от своих поклонников, чтобы они приносили в жертву им своих младенцев. Но чтобы такое потребовал от Своего слуги великий Бог — Бог любви и милосердия?! Аврааму это требование казалось каким-то недоразумением. Он не мог понять Бога и стал настойчиво, с криком и со слезами умолять Господа, чтобы Он объяснил ему: почему и для чего нужно приносить в жертву единственного, любимого сына, сына обетования, сына, которого он так долго ждал и наконец получил от Бога как дар и от которого должен произойти избранный многочисленный народ.
Несколько бессонных ночей провел Авраам в непрерывных молитвах, в неописуемых муках и агонии, но Небо — увы! — превратилось в железо — безмолвное, холодное, странное. Почему милосердный и сострадательный Господь не отвечал на невыразимые душевные страдания и непрестанные вопли и мольбу о Божьем ответе? Ответ на этот вопрос находится за пределами нашей осведомленности о том, что происходило на небесах относительно Авраама на таком же вселенском собрании, о котором упоминается во вступительной части книги Иова. В Библии ничего не сказано об этом, но Дух пророчества расширяет границы нашего познания: «Так как Авраам усомнился в Божьих обетованиях, сатана обвинял его перед ангелами и Богом в том, что он не выполнил условий завета и поэтому недостоин Его благословений. Бог желал доказать всему небу верность Своего раба, а также продемонстрировать, что Он не может принять нечто меньшее, чем совершенное послушание» (Патриархи и пророки, с. 154).
О эта священная борьба, которая идет между Христом и сатаной за каждого человека! С одной стороны, сатана — жесточайший обвинитель грешников, с другой — Господь Иисус — милосерднейший Защитник. В чем же он обвинял Авраама? Авраам проявил недостаток веры, решив родить сына от Агари. Он не обратился к Богу с вопросом: соответствует ли Его воле такой шаг с его стороны? Это его своеволие больно ударило по авторитету Бога, и Он после обвинений дьявола решил подвергнуть Авраама такому невероятно тяжелому испытанию. И Авраам, несмотря на то, что Бог не отвечал на его настойчивые и неотступные молитвы, устоял в этом испытании, и Бог был прославлен!
И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас (1 Ин. 5:14).
Апостол Павел был человеком молитвы. В своих посланиях современникам-христианам он приоткрывает завесу своей молитвенной жизни. Он пишет колоссянам: «Не перестаем молиться о вас»; фессалоникийцам: «Ночь и день всеусердно молясь о том, чтобы видеть лицо ваше»; филиппийцам: «Всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою»; коринфянам: «Молим Бога, чтобы вы не делали никакого зла».
Павел молился о других. Но в одном из посланий Павел описал свой необычный опыт молитвы: он обратился к Богу и умолял Его, чтоб Он помог ему — решил его проблему с жалом, данным ему в плоть. Об этом апостол молился не раз, а трижды. Среди иудеев было правило, согласно которому прощать ошибки другим или молиться о чем-нибудь надлежало до трех раз, и если Бог не отвечает на молитвы, молиться прекращали, считая, что воли Божьей нет в том, чтоб исполнить просимое.
Так и Христос в Гефсиманском саду трижды молил Бога о том, чтобы, если возможно, не пить Ему чашу предстоящих страданий. И если Небесный Отец не ответил Христу на Его молитвы, а послал ангела, чтобы он утешил Его, то Павлу Господь явился и объяснил ему, почему Он не желает помочь в его горе: «Я даровал тебе столько благодати, сколько нужно, чтобы ты успешно совершал твое служение. Но сила Моя может проявлять Себя только в том человеке, который полностью осознает свою немощь (греч.ασϑενεία (астенэй́а) — „бессилие, слабость, немощь“)».
Кто, как не представитель Христа, Его уполномоченный на земле, Его посол, каким был Павел, должен в совершенстве осознавать свое бессилие и ничтожество без Бога? В противном случае его служение будет сопровождаться серьезными недостатками, ошибками в лучшем случае, в худшем — поражением, ибо гордыня неизбежно будет проявлять себя. Поэтому Павел делает из этого опыта вывод: «Когда я немощен (бессилен), тогда силен» (2 Кор. 12:10). Эта закономерность кажется нам парадоксом. Это неудивительно. Апостол говорит, что «слово о кресте для погибающих юродств» (греч. мωρία (мори́а) — «глупость, нелепость, безумие, безрассудство, чепуха, юродство» — прим. авт.) и проповедь о распятом Христе для эллинов μωρία (см. 1 Кор. 1:18, 23).
В некоторых вопросах нам не следует добиваться от Бога исполнения наших просьб, но что касается изменения нашей греховной природы — здесь надо поступать так, как Иаков, говорить Богу: «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня».
И благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился; не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1 Кор. 15:10).
Апостол Павел был некогда ревностным фарисеем и яростным гонителем христиан. Встреча с Иисусом на пути в Дамаск, куда он направлялся, «дыша угрозами и убийством на учеников Господа», определила всю его дальнейшую жизнь. Он, который с ненавистью и злобой гнал верующих в Иисуса, с первых дней своего принятия Христа и до конца жизни был сам гоним. Иудеи в Дамаске решили убить Павла, и ему пришлось бежать из города «романтическим» способом — в корзине, спущенной собратьями через отверстие в городской стене. Придя в Иерусалим, он старался примкнуть к ученикам Христа, но его сторонились и не доверяли ему, пока Варнава не вмешался и не заступился за него. С присущей ему от природы ревностью Павел бесстрашно вступал в публичные диспуты с фарисеями, а также с эллинистами, которые решили тоже убить его. И ему пришлось спасаться опять бегством. И только в Антиохии Святой Дух послал его в содружестве с Варнавой благовествовать Евангелие Христово. Так началась его миссионерская одиссея, преисполненная всевозможных опасностей и треволнений, трудностей и триумфа, непрестанной борьбы как с внутрицерковными, так и с внешними врагами.
Трудно даже представить, что перенес и пережил этот, хотя и «наименьший из апостолов», но «более всех их потрудившийся» воин Христа. Читаешь его вынужденную вселенского значения апологию своего истинно апостольского служения и диву даешься: что же это была за жертвенная жизнь! Непрерывный труд, тюрьмы, побои: пять раз бичевали его иудеи, трижды его били палками римляне, а однажды побили его камнями. Ему часто приходилось смотреть смерти в глаза: три раза терпел кораблекрушения и целые сутки пропадал в море. Он постоянно находился в пути, его всюду подстерегали опасности: на реках, от разбойников, от иудеев, от язычников; не меньше пришлось столкнуться с опасностями в городах, в пустынях, на море, от лжебратий — словом, вот его жизнь: труд, изнурение, бессонные ночи, побои, нагота, холод, жажда и голод. А кроме этого — ежедневное бремя заботы обо всех церквах…
Вот настоящая жизнь настоящего христианина! Иной она и не может быть и не должна быть в этом греховном мире, где идут непрерывная брань и атаки сил зла на детей Божьих. И все это возможно перенести только «силою Возлюбившего нас». Апостол Павел нес апостольское бремя настойчиво, бесстрашно, непоколебимо.
Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего (2 Кор. 5:15).
Реформация. «В то время как вожди — зачинатели движения занимаются никчемными, нудными мелочами, Ж. Кальвин, этот никому не известный юрист и богослов, с великолепной смелостью юности мгновенно, за один год создает „Наставление в христианской вере“, учебник и руководство, каноническое произведение протестантизма». Это феноменальное творение в религиозном мире «определило ход истории и изменило облик Европы».
Жан Кальвин (1509–1564), приверженец и последователь Лютера, будучи гоним, был вынужден бежать из Франции и поселился в Базеле. В это время Фарель посредством общенародного голосования утвердил реформированную религию в Женеве. Он хорошо понимал, что на большее просто не способен, и поэтому обратился к Кальвину с необычной просьбой, чтобы тот «принял духовное руководство и построил здание Реформации» в Женеве. И когда Кальвин отказывался, Фарель сурово прогремел: «Ты навлечешь на себя проклятье Божье, если откажешь в своей помощи делу Божьему и будешь искать больше, чем Христа». И Кальвин сдался. Он согласился построить в Женеве новый порядок, основанный на идеях Реформации. В возрасте двадцати семи лет Кальвин отдал все свои силы, чтобы превратить жителей Женевы в истинных Божьих детей. Он допустил немало ошибок, за его суровые методы насаждения библейских принципов в обществе враги называли его «женевским папой», но он был непоколебим и добился, что Женева фактически стала центром Реформации.
Кальвин достиг этого благодаря своим выдающимся способностям. «Всю жизнь он держал свое тело в строжайшем повиновении. Три часа, самое большее четыре, для сна ночью, единственная в день скромная еда, да и то принятая наспех, при раскрытой Библии. Никаких прогулок, никаких игр, никаких удовольствий, в конечном счете фанатически самоотверженный Кальвин существовал только для религии — думал, писал, проповедовал, но ни часу не жил для себя». Его преследуют всевозможные болезни. Но он не сдается. «Если из-за лихорадки он не может добрести до кафедры, то, чтобы произнести проповедь, повелевает нести себя в церковь на носилках… Продуктивность Кальвина непостижима — этот постоянно больной человек выполняет одновременно работу четырех или пяти человек разных специальностей».
Невероятная настойчивость и устремленность! Воистину: он — «Violentissimus Christianus — неистовейший христианин» (С. Цвейг).
И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего (Втор. 8:5).
«Мне было тридцать с небольшим. Поверьте — я трепетал. Лев Николаевич был со мной ласков и добр. Он сказал: „Вы беспокоитесь, что подумают о нас с вами читатели? Я тоже беспокоюсь о том же. Поэтому я так долго и работаю над рассказом. Спасибо, что вы привезли мне гранки. Возвращайтесь спокойно в Петербург, я скоро пришлю вам корректуру“. Я думал — все сделано, и вернулся домой победителем. Но скоро это заносчивое чувство прошло: гранок опять не было и не было. А когда они прибыли, увы, — мы увидели знакомую картину: все пестрело исправлениями, и автор требовал прислать еще одну корректуру. Вы думаете, на этом кончилось? Нет, так продолжалось и дальше! В четвертый раз нам показалась эта история коварством, в пятый — пыткой. Но и пытке приходит конец. Наступил день, когда гранки возвращаются к нам с долгожданной надписью „Можно печатать“…
Я знал тогда все пять вариантов наизусть. И если бы Толстой потребовал не пять, а двадцать пять корректур, мы должны были бы произвести такую работу. Помните ли вы описание метели в рассказе? В первоначальном тексте оно занимало целых две страницы. Затем Толстой сократил его до одной. Потом до полстраницы. И в последней корректуре осталось только две-три фразы о метели. Но что это за фразы! Вы телесно ощущаете низвергшуюся на землю снежную массу, вы слышите на своем лице, у себя на руках жгучую влагу облепивших вас снежинок» (К. Федин).
Невозможно не удивляться упорству писателя в достижении совершенства своего произведения. Почему бы нам не проявлять подобную настойчивость в достижении совершенства нашего характера? Неужели это не послужит наставлением нам в духовном деле?
Однажды Господь повелел пророку Иеремии проделать странный опыт: он должен был, по слову Господа, пойти в семейство Рехавитов, пригласить мужчин в храм Божий, налить в чаши вина и предложить им выпить. Иеремия все это исполнил, но Рехавиты категорически отказались пить вино, мотивируя это тем, что им так заповедал их отец, чтобы они никогда не разводили виноградников, не пили вина, жили в шатрах. И тогда Господь сказал Иеремии: «Иди и скажи мужам Иуды и жителям Иерусалима: неужели вы не возьмете из этого наставление для себя, чтобы слушаться слов Моих? — говорит Господь» (Иер. 35:13).
Если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста (Иер. 15:19).
Как трудился выдающийся писатель Л. Н. Толстой над своими произведениями? Знаем ли мы об этом хоть что-нибудь? Вы спросите: для чего нам знать? Для того, чтобы понять, почему Господь обращает внимание «сынов света» на то, как «сыны века сего» проявляют настойчивость, упорство в достижении земных, временных целей, а «сыны света» не проявляют в такой мере подобные качества в достижении небесных, вечных целей.
«Итак, рукопись Льва Толстого была у нас в редакции, — вспоминает А. Волынский, руководитель журнала „Северный вестник“. — Она называлась „Хозяин и работник“. Мы прочитали ее со слезами на глазах. В тот же час она была в руках наборщика. Лев Николаевич поставил нам условие — прислать ему корректуру. Его требование было для нас священно. Как только были готовы гранки, мы отправили их Толстому и стали с нетерпением ждать, когда они вернутся. И вот проходит день за днем, неделя, другая, а гранки не возвращаются. В редакции —страшные волнения. Мы вынуждены перенести печатание рассказа в следующий номер. Наконец гранки приходят. Но Боже мой! Что это такое? От прежнего текста рассказа не осталось камня на камне, каждая гранка исчеркана вдоль и поперек рукою Толстого так, что совершенно невозможно править корректуру. Но хуже всего то, что неистовый автор, так беспощадно поступивший со своим рассказом, в письме к нам просит снова прислать ему гранки на корректуру. Мы тотчас сделали новый набор и отправили гранки, прося Льва Николаевича как можно быстрее их возвратить. Опять пролетают недели, опять мы отодвигаем публикацию рассказа, пропуская очередной номер. Мы шлем письмо за письмом Толстому. И вот снова прибывают гранки рассказа, и — о ужас! — снова мы насилу разбираемся во вставках, перечеркиваниях, перекройках Толстого и абсолютно теряем головы перед новым требованием — еще раз прислать гранки на корректуру. Теперь уж осталось немного исправить, писал нам Толстой, и он не задержит долго корректуру… Мы заставляем типографию еще раз перебрать весь рассказ, и редакция решает, что я должен лично отвезти Толстому гранки и вернуться в Петербург с окончательной правкой. Это была неслыханная дерзость, но — скажите — что нам оставалось делать? Рассказ Толстого был обещан при подписке, недоброжелатели распускали слухи, что наш журнал обманывает подписчиков. И я поехал к Толстому…» (Продолжение следует.)
Вечером, и утром, и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой (Пс. 54:18).
В книге «Пророки и цари» есть такие слова: «С настойчивой верой Иакова, с неотступным упорством Илии мы можем посылать наши просьбы к Отцу, прося обо всем, что Он обещал. Честь Его престола зависит от исполнения Его слова» (с. 157).
Пророк Илия — подлинно человек Божий, человек с удивительными чертами характера, противоположными и несовместимыми: поразительное бесстрашие и печальная трусость; редкое милосердие и суровость, граничащая с жестокостью; безграничное доверие Богу и недостойное пророка отчаяние.
Коснемся неотступности и настойчивости, которую проявил Илия на горе Кармил. Беспримерный поединок между одним-единственным пророком Божьим, Илией, и 850 лжепророками Ваала и Астарты закончился сокрушительным поражением представителей сил тьмы: они были публично постыжены и за свою смертоносную деятельность справедливо наказаны. Илия действовал там как подлинный представитель Бога: царь Ахав слушался его, как провинившийся мальчишка, и беспрекословно выполнял все приказания. Триумф авторитета Небесного Царя был полнейшим, очевидным для всех. Настал час, когда должно произойти еще одно немаловажное событие: по слову Илии должен пойти долгожданный дождь после многолетней засухи. Илия подошел к Ахаву, который был вконец обескуражен тем, что произошло на Кармиле, и сказал: «Пойди, ешь и пей, ибо слышен шум дождя». (О каком дожде можно говорить? На небе ни единого облачка, а он: «слышен шум дождя». Но Илия — слуга Божий, он действовал от Его имени, и Бог не мог подвести его).
Сказав это, Илия пошел на вершину Кармила, стал на колени, уткнулся лицом в них и начал молиться. Прошло какое-то время, и он повелел слуге: «Пойди, посмотри в сторону моря. Что там?» Слуга пошел, возвратился и доложил Илии: «Ничего нет». — «Продолжай это делать до семи раз». Сам же пророк неистово молился, неотступно взывал к Богу, чтоб Он явил Свою силу и могущество и прославил Свое имя. Между тем слуга периодически бегал и всякий раз, возвратясь, говорил: «Ничего нет». И вдруг, побежав седьмой раз, закричал: «Вот, небольшое облако поднимается от моря, величиною в ладонь человеческую». Илия торжествовал: вот грядет дождь! Небо заволокло тучами, стало темно, раздались оглушительные раскаты грома, полил дождь. Вот как заканчивается борьба с Богом: торжествует настойчивость, неотступность в молитвах…
Господи, Боже спасения моего! днем вопию и ночью пред Тобою (Пс. 87:2).
Господь пришел в наш грешный мир проповедовать «Евангелие Царствия Божия» (Мк. 1:14). Именно так Он и сказал народу, который удерживал, чтоб Он не уходил из Капернаума: «И другим городам благовествовать Я должен Царство Божие, ибо на то Я послан» (Лк. 4:43). И народ тысячами устремлялся к Нему, чтобы целыми днями напролет жадно слушать радостную, благую весть Небесного Отца, которую сообщал им Иисус. Но не меньше людей спешили к Нему со своими болячками с просьбой, чтоб Он исцелил их. И Господь, глядя на физические страдания Своих созданий, не мог проходить равнодушно мимо — Он никому не отказывал, но являл Свою любовь, исцеляя их от всяких болезней. Так Христос помогал грешникам, образно говоря, двумя руками: одной рукой благовествовал, а другой — исцелял от всевозможных хворей и недугов.
Однажды Господь решил пойти в Тирские и Сидонские края, туда, где жили язычники. Он с определенной целью пошел — преподать определенный урок Своим ученикам. Одна женщина, узнав, что Иисус пришел в ее селение, поспешила к Нему и, упав к Его ногам, умоляла исцелить ее дочь. Но Господь, не говоря ни слова ей, вышел из дома и пошел дальше (см. Мк. 7:24–30; Мф. 15:21–28). Тогда женщина, видя, что шанс получить исцеление может ускользнуть, решила продолжать просить Господа. Она, неотступно следуя за Ним, начала громко кричать, чтобы Он сжалился над ней и помиловал ее дочь. Но Иисус не обращал на нее внимания. И ученики, видя происходящее, были удивлены, что их Учитель, исцелявший тысячи людей и никому не отказывающий, здесь вел Себя странно, если не сказать жестоко.
И они решили внести свою лепту в эту неприятную сцену. Подойдя к Нему, попросили Его: «Да отпусти Ты ее, видишь: она не перестает кричать». — «Нет, — сказал Христос, — Я послан только к погибшим овцам Израиля». Женщина же, поклоняясь и падая ниц перед Ним, умоляла: «Господи, помоги мне!» Иисус ответил: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить собачкам» (см. прим. ИПБ, с. 1448). — «Да, Господи! Но и собачки едят крошки, падающие со стола их хозяев». — «О женщина! — сказал Иисус. — Велика́ вера твоя! Ты хочешь этого — пусть так и будет!» И в тот миг дочь ее исцелилась» (см. Мф. 15:25–28; ИПБ).
Вот еще яркий пример из жизни Христа того, что настойчивость, неотступность в молитвах приветствуется и одобряется Господом и увенчивается успехом.