Цитата сообщения Sveta_Savyhska
«Не делай себе … никакого изображения»
Исх. 20:4-5
С развитием поклонения Деве Марии и умершим святым, возникла в церкви потребность в изображениях этих святых угодников Божиих, Девы Марии, а позже и самого Христа.
Большое влияние на появление изображений оказали те рисунки, которыми первые христиане старались напомнить образную речь своего божественного Учителя. Символы агнца, лозы, рыбы, начертание альфы и омеги, монограмма имени Христа и пр. были своего рода ребусами, смысл которых был открыт верующим, но сокрыт от непосвященных.
Постепенно произошел переход от рисунков, изображающих земную жизнь Христа, к изображению христиан, прославившихся своею мученической кончиною и подвигами.
Несмотря на то прямое запрещение «создавать» изображения и «поклоняться» имзаблуждение это распространилось с неимоверной быстротой. Причины такого нездорового нововведения понятны. По мере того, как слабела вера в невидимое, росла потребность в культе видимом. Проповедь устная стала заменяться пояснением изображенного того или иного события Священной Истории.
Открылась новая сфера для деятелей живописи, скульптуры и мозаики, изображавших на свой лад и по воле собственной фантазии как отдельные сцены библейских событий, так и вымышленные «случаи» из жизни Девы Марии и усопших святых.
Знаменательно, что вначале изображения эти служили только украшением церковных стен, и только впоследствии, когда предмет воспоминания и украшения превратился в объект поклонения, они стали изготовляться на отдельных досках или холстах и помещались уже не только в местах богослужебных, но и в жилищах.
Не прошло много времени, как появилось новое и притом более печальное заблуждение. Некоторым изображениям Христа и святых, а в особенности изображениям Девы Марии церковью приписывалось совершение чудес и исцелений. Такие иконы (или статуи) торжественно тогда объявлялись «чудотворными» и становились источником постоянных и весьма значительных доходов церкви и клира.
Такие новшества в церкви были настолько очевидным нарушением заповеди Божией, что многие священнослужители, невзирая на всю опасность, которой они себя подвергали, не покоряясь папе, выступили с открытым протестом. Так, например, епископ Марсельский, в конце VI века, воспретил употребление всех изображений во всех подведомственных ему приходах.
Массовый и многократный отказ принять изображения и поклоняться им носит в истории церкви название иконоборчества. Еще задолго до выступления Марсельского епископа это новшество уже начало волновать истинных поборников воли Божией и вызвало среди многих энергичные протесты. Один из самых ранних церковных соборов, собравшийся в г. Эльвире (в 306 году по Р. Х.) строго запретил иконопоклонение, видя в нем не что иное, как проникновение в церковь грубого язычества.
Но из-за незнания Святого Писания и полному безразличию к вопросам веры так называемых «культурных людей», культ иконопочитнания процветает вплоть до наших дней
Обратимся к Слову Божьему и посмотрим, что оно говорит по этому поводу?
Все Священное Писание Ветхого и Нового Заветов ОСУЖДАЕТ иконопочитание (под этим общим названием понимаются все виды изображений), указывая на тот факт, что Бог является существом невидимым.
«Бога не видел никто никогда» (Иоан. 2:18). Нам известны некоторые земные формы Его проявлений, но по Своей божественной сущности Он «Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим. 6:15-16).
Бога с такими атрибутами изобразить невозможно.
Сам Бог спрашивает через пророка Исаию, говоря: «Итак, кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему? … Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый» (Ис. 40:18, 25). И действительно, где тот художник, который смог бы изобразить Христа воскресшего, Христа прославленного, и притом таким, каким изображает Его Слово Божие? Прочтите первую главу Откровения Иоанна Богослова и вы увидите, что изобразить Христа во всей Его небесной славе также немыслимо, как немыслимо изобразить Самого Бога, нетленного, непостижимого…
Изображать Христа в Его земном уничижении – неразумно.
Мы никогда не увидим уже Христа в Его земном уничижении. Он однажды пострадал на Голгофе за грехи наши по Писанию, но воскрес, вознесся и грядет опять во славе, чтобы судить живых и мертвых. Слушайте, что говорит об этом ап. Павел: «…Если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» (2 Кор. 5:16).
Для истинного поклонения Бог избрал единственный путь – путь духовный, путь веры.
Вера же должна утверждаться не на видимом или воображаемом объекте, а на реальном Слове Божьем.
Все изображения Христа, Девы Марии и святых не соответствуют данным Св. Писания.
И, наконец, Слово Божие призывает нас к духовному Богопоклонению.
Св. Писание безоговорочно запрещает поклоняться не только изображениям Божьего творения, но даже изображению Самого Творца, если бы человеку и удалось Его изобразить. Св. Писание учит: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан. 4:23-24). Бог – существо духовное… Поклонение Богу должно быть духовным. Таких духовных поклонников Бог ищет Себе.
Вторая заповедь гласит: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой» (Исх. 20:4-5).
Исторические факты и наш личный духовный опыт подтверждают, что нарушение второй заповеди искажает подлинное представление о Боге, приводит человека к неправильному поклонению, творящему хаос в душе, хаос в исповедании и хаос в жизни (Рим. 1:21-25).
П. Р.
Выпуск журнала Евангельская труба