Родился художник в Моравии в 1860 году в многодетной семье судебного чиновника. Семья жила небогато, однако дать счастливое детство и достойное образование мальчику финансы позволили. В детстве Альфонс пел в соборном хоре в Брно, что дало ему возможность обучаться в гимназии на полном пансионе. Но через пять лет мальчика исключили по причине подростковой мутации голоса. И вот в семнадцать лет он был вынужден вернуться домой. По дороге в родные пенаты Альфонс решает заглянуть к своему другу проживающему в городке по соседству. Так он оказался под сводами местной церкви Святого Вацлава. Там, на одной из стен была фреска, выполненная местным художником. Молодого человека осенило, что живописью можно зарабатывать деньги. Это стало решающим моментом в решении дальнейшей судьбы Альфонса Мухи.
Но поступить без специальной подготовки в Парижскую академию искусств не удалось. И, возвратившись домой, юноша некоторое время подрабатывал писарем благодаря протекции отца. А параллельно начал брать уроки у художника-декоратора в одной очень известной венской театральной компании. Жизнь того периода была полна творчества во всех ее проявлениях. Много времени он проводил на подмостках местного любительского театра и как актер, и как художник афиш и декораций, а по вечерам посещал художественные курсы и посещал выставки современного искусства. Особенное место в сердце Мухи занимали картины художника Ганса Макарта, мастера аллегорий и исторического жанра, чьи работы настолько были самобытными и отличались от работ других художников, что впоследствии его стиль письма получил название "Стиль Макарта". Творчество этого художника оказало сильное влияние на формирование будущего собственного и уникального стиля у Мухи.
В 1881 году произошел переломный момент в жизни Альфонса Мухи. Театр, в котором он работал, сгорел, это была одна из самых страшных катастроф, случившихся в театрах в XIX веке, с числом жертв никак не меньше 450 человек. Оставшись без средств к существованию и без какого-то желания возвращаться в родные пенаты, Муха приобрел билет на поезд, потратив при этом последние свои сбережения, и уехал в северном направлении. Бюджета хватило, чтобы приехать в Микулов, маленький городок, расположенный между Веной и Брно. Здесь он и проживет в дальнейшем ближайшие четыре года. Деньги получалось зарабатывать на заказных портретах местных буржуа, выполнял театральные декорации для местного театра и даже оформлял надгробия на кладбищах. И так бы Муха дальше бы так жил, если бы не один случай.
Дело в том, что Муха разместил объявление на портреты с весьма интересной подписью, которая как раз-таки привлекла внимание одного местного графа Эдуарда Хуэн-Беласи, большого любителя и почитателя произведений искусств. Граф заказал у Мухи фрески для своего замка в Тироле. И результат работы настолько впечатлил заказчика, что он спонсировал обучение Мухи в Мюнхенской академии изящных искусств. А через пару лет организовал и спонсировал обучение уже в Академии Жюлиана и Академии Колоросси, расположенных в самом центре Парижа. Но оплачивать полностью все обучение граф был не намерен. И через три года финансовый поток от благодетеля прекратился, Мухе пришлось самому зарабатывать себе на обучение и на жизнь с помощью своего ремесла. Муха работал иллюстратором в различных журналах и книжных издательствах.. И тут опять счастливая череда событий случилась с художником, и жизнь снова сделала новый поворот в судьбе Мухи.
По какой-то случайности Альфонс Муха оказался в типографии Лемерсье в тот самый момент, когда в заведение решила позвонить известная актриса Сара Бернар с требованием немедленно изготовить новый плакат для ее постановки "Гисмонды". И так вышло, что буквально все художники типографии оказались одновременно в отпуске, а тут как раз двери открываются, и в здание входит Муха. Лемерсье в отчаянии заламывает руки и просит Муху изготовить плакат в кратчайшие сроки. Художник выполняет заказ, и плакат получается такой, что сама Сара Бернар оказалась в неимоверном восторге от получившегося результата.
Вытянутой формы, почти в три квадрата длиной, в нежных пастельных тонах и светящимся ореолом вокруг головы актрисы, в роскошном длинном платье в византийском стиле с ниспадающими складками, головном уборе из орхидей и огромной лавровой ветвью в руке. Афиша "Гисмонды" выделялась среди других афиш и привлекла к себе огромное количество публики. И такое, что заядлые коллекционеры под покровом ночи приходили с острым лезвием и аккуратно срезали их с афишных тумб.
Это был первый успех Альфонса Мухи как художника, о котором заговорили многие. А его иллюстрация стала визитной карточкой в формировании его уникального стиля. Подобные приемы он будет использовать еще не раз в своих произведениях.
Более того, Сара Бернар предложила Мухе пятнадцатилетний контракт на создание эскизов декораций и костюмов, а также договорились на создание афиш к спектаклям, в которых принимала непосредственное участие актриса.
Популярность Мухи как мастера иллюстраций принесла ему множество заказов на рекламные плакаты. Среди них самые известные это, например, плакат, заказанный Шампань Руинарт для рекламы вина, плакат для сигаретной компании JOB, для рекламы шампанского Моэт.
Так постепенно сформировался уникальный стиль художника с элементами арт-нуво.
Но не только иллюстрацией прославился Альфонс Муха. Его живописные картины не менее грандиозны и превосходны. Самая известная и самая масштабная серия картин под названием "Славянская эпопея" насчитывает 20 работ, каждая из которых 6 на 8 метров. Профинансировал данный проект американский миллионер Чарльз Крейн. И когда работа над серией была окончена, ее передали в 1928 году Праге. Эта серия работ рассказывает о значимых событиях в жизни и мифологии славянского народа.