-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ovenca

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.06.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 64272


Русский балет во французской Нормандии

Пятница, 24 Августа 2018 г. 10:54 + в цитатник
Цитата сообщения IRIS Русский балет во французской Нормандии


Состоялось! Русский балет, спустя более века, вернулся в Довиль!
Очень хотелось рассказать вам и про балет, и про Довиль.
Я долго кумекала как это лучше совместить и утрамбовать в один пост, и в конечном итоге решила просто поделить пост на две части.
Так что готовьтесь!
Вы же знаете как "лаконично" я делюсь своими эмоциями. )))



Итак! Первая часть Марлезонского балета.
Верней, в данном случае балет будет русский!
Когда-то давно в далеком 1912 году великий русский меценат Сергей Павлович Дягилев привез в Довиль русский балет.
С тех пор много воды утекло, сменились эпохи и вот снова в Довиле русский балет!
18-го и 19-го августа в театре казино Довиля состоялось выступление солистов русского балета из трупп Большого театра,Мариинки,театра Станиславского и Немировича-Данченко.



1912 год. Август. Труппа Дягилева и Федор Шаляпин провели успешные гастроли в театре "Казино Барьер" в Довиле.
2018 год. Август. Солисты ведущих русских театров под громкие овации отдают дань знаменитым предкам.
Впервые с 1912 года русская балетная труппа вновь выступила на сцене Театра казино Довиля.
И посвящено сие действо было Сергею Дягилеву - человеку, открывшему миру русский балет и русский модерн.


В.Серов - Портрет Дягилева.1904 г.

Сергей Дягилев был противоречивой личностью.
Композитор Клод Дебюсси говорил, что очарование создателя «Русских сезонов» способно оживить камень.
А танцовщик Вацлав Нижинский, напротив, отзывался о Дягилеве как о тиране и «орле, душившем маленьких птичек». Импресарио мог заставить людей работать на себя, а спонсоров — оплачивать постановки.
При этом Дягилев не терпел чужого вмешательства в свои проекты и часто находился в состоянии конфликта даже с самыми близкими людьми.
Исчерпывающую характеристику самому себе Сергей Дягилев дал уже в возрасте 23 лет. «Я шарлатан, притом исполненный блеска, великий чародей, нахал; человек, обладающий большой долей логики и малой — щепетильности, человек, удрученный, кажется, полным отсутствием таланта.
Кстати, видно, я нашел свое истинное призвание: меценат. Для этого у меня всего есть в достатке, кроме денег, но это придет со временем!» — писал создатель «Русских сезонов».


Théâtre Casino Barrière de Deauville 1912



В августе 1912 года свой первый спектакль в новом городском театре Довиля дала русская балетная компания Сергея Дягилева.
Русские актёры стали одними из первых, кто выступал на подмостках "Казино Барьер" в год его открытия 106 лет назад.



Тогда перед зрителями выступали Вацлав Нижинский, Фёдор Шаляпин и артисты дягилевской труппы.
Артисты танцевали номера, которые уже имели большой успех в Париже, Монте-Карло и Лондоне.
Композиторами этих легендарных балетов были Клод Дебюсси и Равель, а костюмы и декорации разрабатывал сам Пабло Пикассо.





И вот история повторяется!
В эти выходные в память о знаменательном событии прошлого на сцене театра "Казино Барьер" в Довиле впервые после долгого перерыва вновь сияли звезды русского балета.
И пусть этот первый пробный шар больше был похож на русский междусобойчик, но уже стало известно - сезонам быть!
Так может таки история,действительно,не просто повторяется, а движется по спирали?
И в наше время все будет лучше, фантазийней и талантливей?
Будем посмотреть! ))
Ну а пока вернемся немного назад и пробежимся по истории.


Дягилев и Нижинский.1912

1912 год. Август.
Балетная компания Дягилева была первой русской труппой, сформированной для работы за рубежом.
В Старом Свете новое поколение русских артистов, объединившихся вокруг Дягилева, стало законодателем моды. Вместе с балеринами Тамарой Карсавиной, Верой Каралли и Ольгой Спесивцевой на сцене выступали и танцоры во главе с Вацлавом Нижинским.


Вацлав Нижинский


Михаил Фокин и Тамара Карсавина в балете "Жар-птица"


Тамара Карсавина

В одноактном спектакле "Видение розы", поставленном по мотивам поэмы Теофиля Готье на музыку Карла Марии фон Вебера, хореография Михаила Фокина впервые отводила мужской партии в балете столь же важную роль, что и женской. Французская актриса Сара Бернар называла Нижинского "величайшим артистом мира".



Свою лепту в славу компании внесли приглашенные Дягилевым поэты, художники, композиторы.
Помощь труппе оказывала Коко Шанель, которая была большим другом Дягилева.


Габриэль Шанель со своей тетей Адриенн перед бутиком Chanel в Довиле, 1913

Кстати, именно Коко Шанель оплатила похороны Дягилева.
Он умер одинокий и обнищавший. ((
Почти всю свою жизнь он прожил в гостиничных номерах и оставил всего несколько личных вещей.
В последние мгновения рядом с ним находились только самые близкие друзья: танцовщик Серж Лифарь, покровительница искусства Мися Серт, знавшая Дягилева уже более 20-ти лет, и Коко Шанель.
19 августа 1929 года история дружбы, изменившей направление развития моды и балетного искусства, закончилась навсегда.
Я дважды была на могиле Дягилева в Венеции. Там всегда лежат и висят пуанты!
Когда я приехала туда во второй раз, тоже повесила свои. ))



Но не будем о грустном.
Это я просто возмущена диалогом, который пришлось вести в Довиле.
Я считаю что россияне должны гордиться такими своими соотечественниками, а не копаться в их грязном белье. ((
Послушайте лучше как описывает зарождение "Русских сезонов" в Довиле Наталия Дмитриевна Чернышова-Мельник в своей книге "Дягилев".
"…Сезон подходил к концу, и все мечтали об отпуске. Но неожиданно Маэстро объявил, что в августе труппе предстоит дать несколько спектаклей в небольшом городке Довиле, расположенном в Нормандии, на берегу Ла-Манша. Здесь незадолго до этого начал функционировать фешенебельный курорт с казино с театром.
Но у каждого члена труппы были свои планы, поэтому эта новость никого особенно не обрадовала, «за исключением любителей морского купания».
Правда, все понимали: спорить с Дягилевым бессмысленно. Раз он решил дать в Довиле пять представлений — они будут даны.
Сцена местного театра слишком мала для крупных постановок? Не беда!
Труппа ограничится такими балетами, как «Сильфиды», «Карнавал» и «Половецкие пляски», ведь они требуют минимум декораций.


Репетиция Русского балета. Второй слева — И. Стравинский, в центре стоит М. Фокин, крайняя справа — Т. Карсавина.


Сцена из балета И. Стравинского Весна священная

Сергей Павлович рассчитал верно, и гастроли в Довиле оказались очень удачными, прежде всего потому, что выступления артистов понравились старому знакомому — Габриелю Астрюку, только что назначенному директором нового "Театра Елисейских Полей", открытие которого было запланировано на весну следующего года.
Астрюк решил ангажировать труппу Русского балета.



Зная, что с ним конкурирует дирекция самой Гранд-опера, он согласился на такую сумму гонорара, что Дягилев даже заподозрил неладное. Сергею Павловичу казалось, что Астрюк может остаться внакладе, и всё же он подписал договор. Приятно иметь гарантированные контракты за несколько месяцев до начала выступлений!"


Русский балет во главе с Дягилевым отправляется на гастроли

Довиль был первым городом, куда "Русский балет" отправился после парижского триумфа. Близость моря, мягкий климат и нормандское гостеприимство закрепили за Довилем репутацию "жемчужины Атлантического побережья".
Но своим рождением нормандский курорт обязан союзу между Шарлем де Морни и Софьей Трубецкой.



Французский герцог представлял своего сводного брата Наполеона III на коронации российского императора Александра II. Именно тогда он познакомился с одной из первых петербургских красавиц - княжной Трубецкой, морганатической сестрой нового русского государя.
Вскоре после их свадьбы в 1857 году де Морни привез свою избранницу в Довиль.
Врачи во Франции настойчиво рекомендовали ей климат Нормандии.


Константин Сомов. «На пляже». 1932

В то время на месте будущего курорта располагался едва ли десяток домов, но супруги рука об руку постепенно превращали город в "царство элегантности и безупречности".
Это было время, когда морское купание вошло в моду, и с началом железнодорожного сообщения в Довиль устремились парижане.
Со временем город стали называть "21-м округом" Парижа.


Коровин Константин Алексеевич [1861—1939]--Берег в Довиле. 1932

Спокойные краски побережья Ла-Манша и лаконичные пейзажи Нормандии — идеальный фон не только для парада роскоши, но и для того, чтобы собраться с мыслями и отдохнуть душой.


Клод Моне,Трувиль, 1870-71


!Клод Моне--пляж в Довиле

Именно за это Довиль и его особый стиль ценят те, кто определяет ключевые процессы в финансах, бизнесе, политике и культуре. Так было более полутора веков назад, так остается и по сей день.

Заканчивая путешествие в историю Довиля, не могу не упомянуть про еще одну интересную страничку в его биографии.
Эта история про писательницу Франсуазу Саган.



Она любила отдыхать в Довиле и снимала там виллу.
И город, и вилла так пришлись ей по душе,что она захотела там поселиться,но у нее не было денег чтобы приобрести эту виллу.
А когда у Франсуазы Саган не было денег, она ...шла в казино. ))
Однажды вечером она именно так и сделала.
Как-раз в день выхода на французские экраны фильма "Bonjour, tristesse!"("Здравствуй, грусть!"), Франсуаза пошла в местное казино и поставила на кон все деньги,которые у нее были.
И поставила она всю сумму на одно число - на 8.
И выиграла тоже 8 с шестью нулями - 8 000 000 франков!
На следующее утро вилла стала ее собственностью.
А произошло это в августе (восьмом месяце ) в 8 часов утра.
Вот такая мистическая цифра 8. ))
Кстати! А начиналась эта история еще гораздо раньше!
В Трувиле по соседству с французским писателем Прустом жила интересная мадам - княгиня Саганская.
Именно с нее Марсель Пруст списал образ своей героини в романе "В поисках утраченного времени".
Роман прочитала французская девочка Франсуаза Куарен и взяла себе псевдоним Саган.
Так появилась французская писательница с непростой судьбой и необычайным талантом Франсуаза Саган.



Но хватит ворошить пыль истории, давайте посадим наш времялёт в августе 2018 года.
Место приземления - Франция... Нормандия...Ла-Манш...Довиль...отель Норманди Баррьер.
Правда на самом деле все было более тривиально. ))
Из Парижа в Довиль можно добираться тремя путями: на самолете, на поезде,на машине.
И это как-раз тот случай, когда на машине быстрей,чем на самолете!
Его мы и выбрали.
Хотя было большое искушение уехать с вокзала Сен-Лазар, вспомнив знаменитый фильм "Мужчина и женщина" Клода Лелуша.
Но Нюлька же сказала что поезд это не мой вид транспорта. )))
Так что поехали мы на машине и меньше,чем за 2 часа были уже в Довиле.



А вот приехали как-раз в то место,которое и было назначено для времялёта. ))
Кстати, этот отель практически ровесник и первого выступления труппы Дягилева в Довиле, и казино, в котором состоялось и первое выступление русских артистов в 1912 году, и выступление наших современников (первое,но,надеюсь,не последнее).
И именно в этом отеле Клод Лелуш снимал фильм "Мужчина и Женщина".
Отель я вам уже показывала в прошлый раз,но не могу отказать себе в таком удовольствии показать этот игрушечный теремок еще раз.
Я влюблена в него и сколько ни буду приезжать в Довиль, буду останавливаться только здесь. ))
Элегантность, изысканность, внимательность и дружелюбие персонала - вот составляющие успеха отеля Норманди Баррьер на протяжении многих лет.























Но тпру!!!
Давайте сначала про балет!
Я уже и так сбилась с намеченного плана - все пошло в общей куче без намеченных разделений. ((
И в историю слишком углубилась, а время поджимает.
Сейчас подробно про балет, а потом быстренько закруглимся.
А рассказывать тут есть о чем. И показывать. ))











Фестиваль русского искусства прошел в театре казино Довиля под громкие аплодисменты многочисленных зрителей.



18 августа был Гала-концерт “Sergey D” ведущих артистов русского балета.
В вечере участвовали: Ольга Смирнова – прима балерина балетной труппы Большого театра, Денис Родькин – премьер балетной труппы Большого театра, Артем Овчаренко – премьер балетной труппы Большого театра, Анна Тихомирова – первая солистка балетной труппы Большого театра, Вячеслав Лопатин – премьер балетной труппы Большого театра, Анастасия Сташевич – прима балерина Большого театра, Наталья Филина – артистка балета балетной труппы Большого театра, Татьяна Ткаченко – ведущая солистка балетной труппы Мариинского театра, Иван Оскорбин – премьер балетной труппы Мариинского театра, Елена Соломянко – ведущая солистка балетной труппы Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, Иннокентий Юддашев – ведущий солист балетной труппы Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.
Некоторые из этих имен я запомню точно!
Возможно через несколько лет мы будем гордиться ими не меньше,чем мэтрами прошлых годов. ))



Первое отделение гала-концерта было составлено из балетного репертуара времен Дягилева.
Это были: балет "Видение розы", "Умирающий лебедь", отрывки из балета "Шахерезада", "Жар-Птица","Павильон Армиды".





Причем, танцоры были подобраны даже по внешнему сходству: Артем Овчаренко - Рудольф Нуреев; Ольга Смирнова - Анна Павлова; Денис Родькин - Михаил Барышников. Удивительное сходство!
Вы только посмотрите на руки Ольги Смирновой! Они живут!!!







Танцоры исполнили программу, которую готовили под руководством народного артиста России и лауреата премии "Бенуа танца" Сергея Филина.
В нее вошли фрагменты созданной Дягилевым хореографии "Русской балетной компании".
Когда танцоров пригласили выступить на сцене, где шел Нижинский, у них загорелись глаза.
И как доказательство того, что не все в нашем мире продается: исполнителям оплатили поездку Россия-Франция, но выступали они бесплатно!









А второе отделение состояло уже из номеров современной хореографии.
Оно было совсем иное по духу.
Это были авторские работы, которые ставили сами артисты.
Не могу сказать что мне понравилось все.
Возможно некоторые задумки я просто не смогла расшифровать.
Но! Главное то,что в номерах было использовано много оригинальных элементов,чувствовался творческий полет и колоссальная отдача!





Один из интересных номеров второго отделения — совместная работа Ольги Смирновой и американского хореографа Гарретта Смитта, который выступал и как хореограф,и как исполнитель.



По окончании представления был дан ужин “A la Russe” в бальном зале отеля Норманди Баррьер.
Автор меню – шеф московского ресторана "Белый кролик" - Владимир Мухин.
Владимир представляет пятое поколение поваров в своей семье.
Это первый российский шеф-повар, ресторан которого присоединился к рейтингу 50 лучших ресторанов мира!
Он много путешествует по России, чтобы запастись уникальными региональными продуктами (волокно березовой коры, лосиное молоко).





Хочу уточнить что меню было составлено из любимых блюд Федора Шаляпина.
Известно, что Федор Шаляпин, который пел в лучших театрах мира и ел в лучших ресторанах мира, так и остался приверженцем простой русской еды и самым изысканным деликатесам парижских ресторанов предпочитал щи и воблу.))
Конечно, воблу на ужине не подавали,но вот заливное из краба, капустный пирог и визига были! ))





Давайте пробежимся быстренько по городу.
Хорошо было бы еще и в Трувиль завернуть, но уже категорически не успеваю. ((
Поэтому только портрет морских гадов на рыбном рынке и пара видов.







Хотя город тоже имеет массу своих интересных историй и, кстати, именно он появился первым, а уж потом возник Довиль.
Но этих историй так много,что этому рассказу надо посвящать целый пост, а не просто пару слов мимоходом.
Ведь в Трувиле любили бывать многие известные французские писатели и художники.









Эти 2 города хоть и родственники, и разделяет их только река Тук,но они уж точно не близнецы.
Трувиль попроще, а Довиль ярче и выпендрежней. ))







На этой фотографии главное не яркая красная машина на переднем плане, а композиция из 12 колокольчиков сзади за ней.
Говорят что этот карильон на площади Морни, в который встроен часовой механизм, своим перезвоном отражает ритм жизни города.
Красиво!



А это первый магазин великой Коко Шанель.
Да, именно в Довиле, а не в Париже, Коко Шанель открыла в 1913 году свой первый бутик одежды.
И здесь же она впервые ввела моду на купальные костюмы и загар, появившись на пляже в удлиненной полосатой тельняшке, подвязанной тонким ремнём и нырнула в море!
До этого купание считалось неприличным. ))



















А эта вилла в нормандском стиле была построена в 1907 году на землях недалеко от ипподрома, принадлежавших с 1837 года семье знаменитого писателя Гюстава Флобера.
Первым владельцем виллы был барон Генри Ротшильд, который был страстным любителем лошадей и предпочел поселиться рядом с местом, где проходят скачки.
Затем она была куплена американским медиа-магнатом Ральфом Страсбургером, чье имя носит до сих пор.
В 1975 году вилла была внесена в Список особо охраняемых памятников Франции, а с 1980 года ей владеет город.



Но как бы люди не старались, как бы не кичились, мы то знаем что самое большое богатство любой точки планеты, не то,что люди там понастроили, а то,что создала природа!
Научиться бы нам еще все это беречь. ((
Вчера услышала в новостях что начал таять самый большой ледник.
Ох и доиграемся мы со своим безалаберным поведением!
Смоет все к чертовой бабушке и пикнуть не успеем. ((
Но в Довиле, слава Богу, с экологией все в порядке и над знаменитым довильским пляжем необозримых размеров развевается голубой флаг!







Здесь с морем можно играть в догонялки. ))
Сначала оно убегает от тебя далеко-далеко, а потом вдруг появляется незнамо откуда и может подмочить репутацию.
Шаловливое море в Нормандии! ))





А кораблики в догонялки играть не умеют - неповоротливые, потому они после ухода воды лежат на брюхе.
Странная картина! Как-будто выбросили за ненадобностью.



С морем проблемы и непонятки, а вот с едой все лучше некуда!
Морских гадов всех мастей и размеров несусветное количество.
Видимо на стол попадают те,кто не успел убежать вместе с морем. ))
А еще очень много сладких вкусностей.
Здесь я съела самый вкусный круассан.
Даже в самых знаменитых патисри Парижа не встречала такой.
А какая у него начинка! Черника + фисташки! Песня!!! ))
Посмотрите сколько слоев! И буквально тает во рту!!



А еще в Довиле чествуют лошадей!
Они здесь гуляют по улицам как важные персоны, выстукивая каблучками.
Говорят что в Довиле количество жителей и число лошадей практически одинаковы.))



В Довиле находится один из самых старинных ипподромов Франции, где до сих пор разыгрывают самый престижнейший и главный приз "Большого шлема" и лошади соревнуются во всевозможных своих лошадиных дисциплинах.



Есть в Довиле и лошади, которые просто катают людей по берегу Ла-Манша, доставляя им несказанное удовольствие!
Если лошадь + закат + Ла-Манш, то тут уже счастья полные штаны. )))



А еще они умеют показывать на пляже в лучах заходящего солнца великолепные представления, демонстрируя свою изящную грацию и недюжинный ум!





А вы когда-нибудь видели как лошади целуются?
Смотрите! ))



Вот такой вот он французский город Довиль на берегу Ла-Манша с шаловливым морем и любвеобильной лошадиной мордой.))
Так что собирайтесь и приезжайте в следующем году на Второй Фестиваль возрожденных "Русских сезонов".
Элегантный и вместе с тем неформальный фестиваль просто обязан стать украшением нормандского побережья, событием, которое нельзя пропустить.





Ну и на прощание, по уже установившейся традиции, дарю вам что-нибудь интересненькое.
На этот раз это будут дыни с французской улыбкой с довильского воскресного био-рынка. ))



И вот еще вам птичка - невеличка из отеля Норманди Баррьер.
Видите?
Высоко сидит, далеко глядит!
Ну а я полетела. ))





Серия сообщений "ФРАНЦИЯ . путешествия.":

Часть 1 - Фонтан Стравинского в Париже.
Часть 2 - Спасибище , Друзья !!!
...
Часть 22 - БРИГАНТИНА ПОДНИМАЕТ ПАРУСА!
Часть 23 - Лазурное достояние Франции и присоседившихся. ))
Часть 24 - Русский балет во французской Нормандии


Рубрики:  Искусство/Живопись
Фотографии
Путешествия
Хореография
Эмоции
История
Метки:  
Понравилось: 4 пользователям