-Цитатник

Леонид Коган - (0)

✨ «Советский Паганини» Леонид Коган   Леонид Коган   Леонид...

Бакст Леон - (0)

ХУДОЖНИК ЛЕОН БАКСТ: ФИЛОСОФИЯ ЭЛЕГАНТНОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ Когда рождается талант? С первым в...

МАРКО д’ОДЖОНО - (0)

ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК ВЫСОКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ МАРКО д’ОДЖОНО / MARCO d‘OGGIONO (1470-1549), УЧЕНИК ЛЕОНА...

Казимир Малевич - (0)

11 ЗНАМЕНИТЫХ КАРТИН КАЗИМИРА МАЛЕВИЧА И ПОЧЕМУ ОНИ ВАЖНЫ Один из самых известных художников...

Альфонс Муха - (0)

КУЛЬТОВЫЕ «ЖЕНЩИНЫ АЛЬФОНСА МУХИ» Альфонс Муха: Автопортрет. 1907 г. Альфонс Муха (родился ...

 -Метки

Анна Ахматова Достоевский Шекспир Юнна Мориц август александр блок александр городницкий александр куприн александр кушнер александр пушкин александр твардовский александр ширвиндт алексей константинович толстой алексей саврасов анатолий папанов андрей дементьев андрей кончаловский андрей платонов андрей тарковский анна павлова антон чехов аполлон майков ариадна эфрон арсений мещерский арсений тарковский афанасий фет бах белла ахмадулина бетховен блок борис пастернак борис чичибабин булат окуджава валентин серов валерий брюсов варлам шаламов василий аксенов василий кандинский василий шукшин виктор гюго владимир высоцкий владимир маяковский владимир набоков вячеслав иванов геннадий шпаликов георгий адамович георгий иванов герман гессе давид самойлов джузеппе верди дмитрий мережковский евгений баратынский екатерина максимова елена образцова зиновий гердт иван бунин иван тургенев иван шмелев игорь северянин иннокентий анненский иосиф бродский константин бальмонт константин батюшков константин коровин лев гумилев лев толстой леон бонна леонид коган леонид филатов лермонтов максимилиан волошин марина цветаева мария каллас мария петровых маяковский микеланджело михаил кузмин михаил лермонтов михаил пришвин моцарт набоков николай гумилёв николай гумилев николай заболоцкий николай некрасов николай рубцов опера осень осип мандельштам оскар уайльд пушкин рафаэль рахманинов римский-корсаков рихард вагнер роберт рождественский ростропович рэй брэдбери сергей довлатов сергей есенин сергей рахманинов сомерсет моэм фёдор тютчев фазиль искандер федор тютчев федор шаляпин цветаева чайковский чехов шопен шостакович эрнест хемингуэй юлия друнина юрий визбор юрий левитанский яков полонский япония яша хейфец

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей: 12208
Комментариев: 34247
Написано: 59141


Роберт Шуман

Понедельник, 06 Февраля 2023 г. 20:16 + в цитатник

Роберт Шуман, Вена, 1839Роберт Шуман – одно из самых удивительных явлений романтического искусства. Среди блестящих имён композиторов ХIХ века он занимает особое, ему одному принадлежащее место.

Бездна поздних предсказаний Людвига ван Бетховена, песенность Франца Шуберта, демонизм Николо Паганини и Франца Листа, благородство ауры Фредерика Шопена…

Посмотрите, какая яркая и разнообразная музыкальная панорама возникла в начале XIX столетия! На этом фоне Шуман выстраивает своё, не похожее ни на что, художественное здание. Он заселяет его выдуманными персонажами, в которых угадываются черты литературных героев и близких композитору людей. Их жизнь протекает в двух параллельных мирах: реальном, заполненном радостью и болью, мечтами и разочарованиями, и театрально-условном, где они скрывают свои лица под масками и где всё окутано покровом тайны. Таинственность и загадочность, считал композитор, многократно усиливает эффектность восприятия. Себя самого он также поместил в этой среде преображённым. Иногда преображался в образ «безумного капельмейстера» Крейслера, ироничного и чудаковатого музыканта, иногда шифровал себя в двуликом образе Флорестана и Эвсебия, олицетворяющих противоположные, взаимоисключающие и в то же время взаимодополняющие стороны его личности.



И в жизни, и в творчестве Шуман был предельно активен и динамичен: композитор и литературный критик, организатор музыкальной жизни. Такой пример духовного универсализма – характерная черта романтического художника. У Шумана обширное и разнообразное наследие, есть и оперные, и симфонические произведения, однако в наибольшей мере он возвысился на ниве камерно-вокальной и фортепианной музыки. Вокалисты до сих пор «обожают» его романсы и песни из широко известных циклов «Любовь поэта», «Любовь и жизнь женщины»… В свою очередь, пианисты не перестают включать в концертный репертуар «Карнавал» и «Симфонические этюды», «Крейслериану» и Новеллетты, «Детские сцены» и «Фантастические пьесы», сонаты и отдельные миниатюры…

Фортепианное творчество было для него всем – другом, которому он поверял свои мечты и надежды, основным полигоном творческих испытаний, где он оттачивал необычные художественные идеи. Уже в первом сочинении возникают причуды и мистификации: что означают Вариации на тему ABEGG? Мелодический рисунок темы воспроизводит изящную устремлённую вверх мелодию, похожую на взмах крыла большой и красивой птицы. В то же время названия нот темы содержат шифр имени знакомой девушки Меты Абегг.



В «Карнавале» четыре «маленькие» буквы ASCH составили основу для грандиозного музыкального праздника, осуществлённого Шуманом с мастерством театрального режиссёра. Буквы означают не только название городка Аш, в котором жила привлекшая внимание композитора девушка Эрнестина фон Фрикен. Шипящее созвучие букв нравилось ему как эксперимент с начальными призвуками собственной фамилии.



Первые двадцать три опуса сочинений написаны исключительно для фортепиано. Не желая отвлекаться на освоение других сфер музыкального искусства, которым впоследствии он отдаст должное, композитор целенаправленно и самозабвенно исследует кажущиеся ему безграничными возможности одного инструмента. Это было время его юности, когда он много упражнялся на инструменте, стремясь стать концертирующим пианистом и превзойти своей игрой таких блестящих виртуозов того времени, как Гуммель, Мошелес, Герц и Тальберг. Однако Шуман не смог осуществить эту мечту из-за болезни руки. Интересно, что могло бы быть, если бы Шуман, не потеряв внезапно способности пианистического самосовершенствования, сосредоточился на фортепианных пьесах и в дальнейшем, подобно Шопену?

Исполняя Шумана, современный музыкант должен постоянно разгадывать загадки, расшифровывать названия, словесные ремарки, «кодовые» жанровые обозначения.

Смирнова Наталья Михайловна,
профессор кафедры специального фортепиано Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова, кандидат искусствоведения, Заслуженный работник высшей школы РФ

Известные композиторы: Роберт Шуман

dzen.ru›a/X-NiP7KKt3inzC20

Рубрики:  композиторы и дирижёры/Шуман
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 13 пользователям