-Метки

Анна Ахматова Достоевский Шекспир Юнна Мориц август агата кристи александр блок александр городницкий александр куприн александр кушнер александр пушкин александр твардовский александр ширвиндт алексей константинович толстой алексей саврасов алексей толстой альберт эйнштейн анатолий кони анатолий папанов андрей дементьев андрей кончаловский андрей платонов андрей тарковский анна павлова антон чехов аполлон майков ариадна эфрон арсений мещерский арсений тарковский архип куинджи афанасий фет ахматова белла ахмадулина бетховен борис пастернак борис чичибабин булат окуджава валентин серов валерий брюсов варлам шаламов василий аксенов василий шукшин виктор гюго владимир высоцкий владимир маяковский владимир набоков галина уланова георгий адамович георгий иванов герман гессе давид самойлов джузеппе верди дмитрий мережковский екатерина максимова елена благинина елена образцова иван бунин иван тургенев иван шмелев игорь северянин игорь стравинский иннокентий анненский иосиф бродский константин бальмонт константин коровин лариса миллер лев гумилев лев толстой леон бонна леонид коган леонид филатов лермонтов максимилиан волошин марина цветаева мария каллас мария петровых мария юдина маяковский микеланджело михаил глинка михаил кузмин михаил пришвин моцарт николай гумилёв николай гумилев николай заболоцкий николай некрасов николай рубцов окимоно опера осень осип мандельштам поль элюар пушкин рахманинов римский-корсаков рихард вагнер роберт рождественский россия рэй брэдбери сергей аверинцев сергей довлатов сергей есенин сергей рахманинов сомерсет моэм татьяна самойлова фёдор тютчев фазиль искандер федор тютчев федор шаляпин цветаева чайковский чехов шостакович эрнест хемингуэй юлия друнина юрий визбор юрий левитанский яков полонский япония

 -Рубрики

 -Цитатник

Русский художник Валерий Якоби - (0)

Галерея работ русского живописца, академика и профессора, члена академического Совета Императорск...

Донатас Банионис - (0)

✨Забытые имена советского кинематографа. Донатас Банионис Отмечаем столетний юбилей Д...

БЕНВЕНУТО ТИЗИ ДА ГАРОФАЛО - (0)

ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТ ПОЗДНЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ / БЕНВЕНУТО ТИЗИ ДА ГАРОФАЛОBENVENUTO TISI DA...

150 лет импрессионизма - (0)

150 ЛЕТ ИМПРЕССИОНИЗМА В МУЗЕЕ ОРСЕ: «Мы надеемся понять, насколько радикальными были эти художники»...

Изречения великих древнегреческих мудрецов - (0)

Многие умные люди нашего и более отдаленного времени считают, что древнегреческие философы&n...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 58987


Михаил Михайлович Пришвин

Понедельник, 29 Июня 2020 г. 19:33 + в цитатник

Михаил Пришвин в детстве

Михаил Пришвин в детстве

Когда Пришвин был еще подростком, в доме его отца, богатого помещика, была озорная горничная Дуняша. Она заигрывала с Мишей, и в тот момент, когда у них могла произойти физическая близость, юноша испугался: «нельзя!». Этот момент он опишет в своем откровенном дневнике, и поймет, что из этого «нельзя» и растет все его писательство. Если бы он не остановился тогда, то стал бы другим человеком.

После «эпизода с Дуняшей» Пришвин искал неземной, платонической любви. И в то же время он отчаянно хотел, чтобы рядом с ним была родная, близкая женщина. Когда Пришвин учился в Лейпциге на агрономическом факультете, ему часто говорили:

Вы так похожи на князя Мышкина!

Настолько он был идеалистом.

В 29 лет Пришвин встретил свою первую любовь Вареньку Измалкову. Это было в Париже, Варя училась в Сорбонне. Не было никаких сомнений — это Она, это ее он ждал столько лет. Варя поняла Пришвина со всеми его причудами и полюбила его. Они провели вместе счастливые студенческие каникулы, и расстались по инициативе Пришвина.

«К той, которую я когда-то любил, я предъявлял требования, которые она не могла выполнить.

Я не мог унизить ее животным чувством — в этом было мое безумие. А ей хотелось обыкновенного замужества.

Узел завязался надо мной на всю жизнь», — признавался он в своем денвнике.

После этого расставания Пришвин до 33 лет вел обычную жизнь, со стороны — такую же, как у всех. Знакомым он казался веселым, общительным экстравертом. Он успешно окончил университет, работал в Петровской (впоследствии Тимирязевской) академии, увлекался общественной деятельностью, начал заниматься журналистикой… А потом все бросил, купил ружье и пешком ушел на Север, в «край непуганых птиц». Об этом своем странствии он написал первую книгу. Путешествия и писательство — такой с тех пор и была его жизнь. Он исходил весь Север, Казахстан, Дальний Восток, Центральную Россию. Он писал книги, настолько прекрасные, что Горький во время первой встречи с ним сказал:

«Я счастлив, что живу с вами на одной планете!»

Пришвину было уже за сорок, когда он познакомился с Ефросиньей, молодой крестьянкой с красивыми и печальными глазами. Фрося осталась одна с годовалым ребенком, и Пришвин решил жениться на ней. Михаил Михайлович думал, что сможет переделать грубоватую и необразованную девушку в женщину из своей мечты. И, конечно, не смог. У Михаила Михайловича и Ефросиньи родилось еще трое мальчиков. Но брак был несчастливым. Пришвин все время рвался в далекие края. Для «долгих странствий» он оборудовал грузовую машину, кузов которой был поделен на четыре части: рабочий кабинет, спальня, фотолаборатория и закуток для собак.

Так и прошла жизнь. Писатель никогда не забывал свою первую любовь, в дневнике называл себя «великим однолюбом»: прошло больше 30 лет, а ему все снилась первая невеста.

 
«Очень много лет спустя я понял, что у поэтов она называется Музой».

К семидесяти годам Михаил Михайлович наконец-то получил квартиру, и жил в Москве отдельно от семьи, впрочем, помогая жене и детям деньгами. Он был абсолютно, стопроцентно одиноким человеком. Никогда, кроме двух собак, рядом с ним не было.

«Вот желанная квартира, а жить не с кем. Один я. Прожил долгую брачную жизнь «полумонахом».

Когда Пришвину было 67 лет, он решил привести в порядок свои дневниковые записи, и стал искать секретаршу. Знакомых просил порекомендовать ему деликатную женщину, которой можно было бы доверить откровенные записи, не боясь осуждения и злословия.

Так он познакомился с Валерией Дмитриевной Лиорко. Валерии Дмитриевне было за сорок, она дважды неудачно выходила замуж. В ее жизни были годы на поселении в Сибири, ей приходилось скрывать свое дворянское происхождение. К Пришвину она пришла с обмороженной ногой, обмотанной в вату. В первую встречу они страшно не понравились друг другу.

Но очень скоро писатель понял: 36 лет ожидания чуда не были напрасными. Пришла спасительница, которая расколдовала его больную душу.

«Валерия Дмитриевна и Михаил ПришвиныПосле того, как мы с тобой сошлись, я, наконец, перестал думать о путешествиях. Ты расточала дары любви своей, и я, как баловень судьбы, принимал эти дары…».

Ефросинья не давала Пришвину развода, боролась за свое положение писательской жены и за наследство для детей. Она жаловалась в Союз Писателей, требовала вернуть Михаила Михайловича в семью. Пришвина это просто убивало, он вообще не мог переносить весь этот кухонный чад жизни. Однажды пришел в Союз Писателей:

Заберите все, только любовь оставьте.

Ефросинья получила московскую квартиру и согласилась на развод.

Последние 14 лет жизни Пришвина были самыми счастливыми для него. Он давно смирился с одиночеством, с тем, что его Друг, его Близкий — это какой-то идеальный читатель. И вот его жизнь разделила женщина, которая понимала все так же, как он, любила то, что Валерия Дмитриевна и Михаил Пришвины        любил он…

Они, взрослые и немолодые уже люди, вели общий «Дневник любви», описывая свои чувства друг к другу и не стесняясь своей сумасшедшей страсти.

Поселились на даче под Звенигородом. Гуляли, читали, работали, принимали гостей. В день рождения Пришвина Валерия Дмитриевна пекла пирог и украшала его живым цветком. А еще они ежегодно отмечали день своей встречи, «день отмороженной ноги».

Любовь, спасибо, что ты есть.

Домашний очаг

Июнь 1926. Однажды зимой мужичок подвез меня до дому из города. Он был издалека, деревня его Голоперово была в глухом болотном лесу, верст за двадцать от нас. На вопрос его, кто я такой, чем занимаюсь, я ответил по правде, что я сочинитель, книжки пишу. Прошло много времени. Летней порой приходит ко мне этот мужик. Я успел забыть его, но он напомнил, что подвозил меня зимой. Я вспомнил и спросил его, – как пришел он ко мне, повидаться просто, или по делу. – По делу, – сказал он, – я давно собирался, да все не смел, по делу пришел. Мы вошли в дом мой, и я спросил: – По какому же делу?

– Вы книжки сочиняете, – сказал он, – сочините мне книжку, я у вас посижу немного, а вы сочините. – Ну, это не так просто, – ответил я, – скоро нельзя, а все-таки попытаюсь, тебе, наверно, хочется, чтобы я твою жизнь описал. – Нет, – сказал мужичок, – жизнь моя обыкновенная, мужицкая, известная жизнь. Я хочу попросить вас сочинить мне книжку хорошего обращения. И вот как удивил меня этот серый, самого серого вида и едва ли даже грамотный мужичок; я стал его расспрашивать, зачем нужна ему книга хорошего обращения. – В деревне-то ничего, туда-сюда, все сходит, – объяснил мне мужичок, – а вот как в город поедешь, все будто на другом языке говорят, и хорошо глядеть на людей, совсем люди другие, мне бы вот научиться, а потом бы я в деревне свое завел, так бы и пошло у нас в деревнях, как в городах. – Знаешь, – сказал я, – книжка моя тебе не поможет, этому нужно не по книжке учиться: вот я тебе задачу дам, отвыкай ругаться матерным словом. Ты понимаешь, с этим словом не может быть никакого обхождения. Сначала отвыкни, а потом приди еще ко мне, и я тебе сочиню. Мужичок очень обрадовался. – Правильно рассудил, – сказал он, – вроде как царь Соломон, это действительно так: прежде всего надо отвыкнуть, а то с этим словом, правда, какое же обхождение.

Июнь 1926. Прошел год с тех пор. Однажды под вечер под Троицу вышел я в поле пройтись. Тихо было, птички полевые распевали. Слышу, в тишине то железо о железо стукнет, то стекло о стекло со звоном. Стал я туда глядеть, откуда звенело, и вот вижу, на дороге показывается прохожий, у него в руке было два железных противня – позвякивали, а из каждого кармана выглядывало по два горлышка от бутылок – это позванивало. Что-то знакомое было в лице прохожего, я стал приглядываться к нему, он ко мне, и вдруг узнали друг друга и очень обрадовались: это шел тот самый мужичок из Голоперова, который год тому назад просил меня сочинить ему книжку хорошего обхождения. Я понял сразу: у них в Голоперове Троица годовой праздник, и мужичок нес противни – пироги жарить, а бутылки – угостить родню. – Ну и задачу ты мне задал, – сказал мужичок, – лучше бы ты задал мне весь год одной травой кормиться бился я бился… что хочешь, а не ругаться матерным словом никак не могу. – Как хочешь, – сказал я, – а с матерным словом не может быть книги хорошего обращения.

#ДневникПришвина

 

Серия сообщений "Пришвин":
Часть 1 - Михаил Пришвин: «Утверждаю, что на земле существует великая любовь…»
Часть 2 - Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954)
...
Часть 17 - Михаил Михайлович Пришвин (1873 - 1954)
Часть 18 - Михаил Пришвин "Кладовая солнца"
Часть 19 - Михаил Михайлович Пришвин
Часть 20 - Из дневников писателей
Часть 21 - Михаил Пришвин. О любви

Метки:  

Процитировано 5 раз
Понравилось: 17 пользователям