✨ «Советский Паганини» Леонид Коган Леонид Коган Леонид...
Бакст Леон - (0)ХУДОЖНИК ЛЕОН БАКСТ: ФИЛОСОФИЯ ЭЛЕГАНТНОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ Когда рождается талант? С первым в...
МАРКО д’ОДЖОНО - (0)ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК ВЫСОКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ МАРКО д’ОДЖОНО / MARCO d‘OGGIONO (1470-1549), УЧЕНИК ЛЕОНА...
Казимир Малевич - (0)11 ЗНАМЕНИТЫХ КАРТИН КАЗИМИРА МАЛЕВИЧА И ПОЧЕМУ ОНИ ВАЖНЫ Один из самых известных художников...
Альфонс Муха - (0)КУЛЬТОВЫЕ «ЖЕНЩИНЫ АЛЬФОНСА МУХИ» Альфонс Муха: Автопортрет. 1907 г. Альфонс Муха (родился ...
Ко дню рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова |
Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) – выдающийся русский композитор, педагог и дирижер.
Родился Римский-Корсаков 18 марта 1844 года в городе Тихвине Новгородской губернии. Несмотря на склонность к музыке, которая у Николая Андреевича проявилась с раннего детства, он все же пошел на военную службу. Сильное влияние на него оказал старший брат, офицер и будущий контр-адмирал.
Начав обучение в 6 лет, он увлекся церковной музыкой, народными песнями и в 11 написал первое произведение.
В 1862 году после смерти отца, семья Римского-Корсакова переехала в Санкт-Петербург. Там Николай Андреевич познакомился с выдающимся композитором и педагогом М. А. Балакиревым. Римский-Корсаков вступил в его кружок, который потом получил название «Могучая кучка».
С 1862 по 1865 год Римский-Корсаков служил на клипере (корабле) «Алмаз». Три года путешествий позволили ему повидать много стран, однако заниматься музыкой, практически не было времени.
Через три года вернувшись в Санкт-Петербург, Николай Андреевич возобновил контакты с кружком Балакирева. Именно тогда он знакомится с А.П. Бородиным, Л.И. Шестаковой (сестрой Глинки) и П.И. Чайковским.
Петербург дарит ему встречи с истинным искусством. Здесь он узнал «Ивана Сусанина», здесь слушал «Руслана и Людмилу», здесь на него буквально обрушились симфонии Бетховена.
Под влиянием Балакирева, Римский-Корсаков продолжает работать над своей Первой симфонией. В это же время из-под его пера выходят «Увертюра на русские темы» (1866), «Сербская фантазия» (1867), симфоническая картина «Садко» (186), Вторая симфония («Антар», 1868) и ряд ярких поэтичных романсов. Всего им было написано 79 романсов.
С помощью необычных приемов Римскому-Корсакову удавалось виртуозно предавать особенности моря и всего, что с ним связано. До него никто даже не пробовал изображать морскую стихию в музыкальных красках.
Римский-Корсаков обладал так называемым цветным слухом. То есть он каждую тональность видел в определенном цвете. Эта уникальная особенность называется синестезией. Ми мажор у него соотносился с синим цветом, поэтому все «морские» произведения написаны у него именно в ми мажоре.
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ В ЮНОСТИ
Успех произведений Римског-Корсакова был настолько очевиден, что он получил приглашение на должность профессора практического сочинения, инструментовки и оркестровки в Петербургскую консерваторию, несмотря на то, что у Николая Андреевича не было соответствующего образования. В настоящее время эта консерватория носит его имя.
Через два года Римский-Корсаков становится инспектором духовых оркестров Морского ведомства, а в 1874 – директором Бесплатной музыкальной школы. В этом же году Николай Андреевич начинает активно заниматься дирижированием симфонических концертов, а потом и оперных спектаклей.
В биографии Римского-Корсакова отчетливо прослеживается, насколько легко он принимался за тот или иной вид деятельности.
За любовь к фантастическому миру сказок: «Сказки о царе Салтане», опера «Кащей Бессмертный», «Сказании о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова прозвали прозвали «сказочником».
Он говорил, что работа над сказками доставляет ему особое удовольствие.
Римский-Корсаков придумал симметричный лад, который позже назовут «гамма Римского-Корсакова».
Первой оперой Николая Андреевича стала «Псковитянка», написанная в 1872 году. Через семь лет он создает «Майскую ночь» по сюжету Н.В. Гоголя. Затем, в 1881 появляется наиболее вдохновенная опера «Снегурочка», написанная по сказке А.Н. Островского.
В. А. Серов. Портрет Н. А. Римского-Корсакова, 1898
В начале 1890-х годов у Римского-Корсакова наметиля некоторый творческий спад. Но потом с невероятной интенсивностью появляются потрясающие оперы «Ночь перед Рождеством» (1895), «Садко» (1896), «Моцарт и Сальери» (1897), пролог к опере «Псковитянка» и «Царская невеста» (по драме Льва Мея, 1898).
Николай Андреевич познакомился с очаровательной девушкой, бывшей к тому же талантливой пианисткой, Надеждой Николаевной Пургольд. Молодые люди встретились в доме у А.С. Даргомыжского. Совместная работа над оперой «Псковитянка» настолько их сблизила, что в 1872 году появилась новая семья. Это был счастливый брак, в котором было рождено семь детей. Все дети получили хорошее музыкальное образование. Ведь и отец и мать были выдающимися деятелями на этом поприще.
Современники подчеркивали, что Римский-Корсаков был очень заботливым отцом и много внимания уделял своим детям. Он не только постоянно занимался с ними музыкой, но и воспитывал их в интеллигентных традициях того времени.
Римский-Крсаков на карикатуре П. Робера. 1903
В 1905-1907 годах в Российской империи начались революционные события. Римский-Корсаков выступил на стороне протестующих студентов, осуждающих действия администрации Петербургской консерватории. В знак солидарности с ними он вообще уволился, однако потом, когда руководство консерватории было сменено – вернулся на должность.
Некоторое время официально было запрещено исполнять произведения Римского-Корсакова. Несмотря на это, по стране регулярно проходили концерты произведений Николая Андреевича и толпы публики приходили послушать необыкновенную музыку. В знак поддержки Николая Андреевича слушатели каждый раз вставали.
Последователями Римского-Корсакова было около 200 выдающихся музыкантов, в их ряду Прокофьев, Стравинский, Гнесин, Танеев.
В 1908 году Римский-Корсаков сочинил оперу «Золотой петушок», в которой жестко высмеивал царя. Произведение запретили. Когда Николай Андреевич узнал об этом, с ним случился инфаркт.
Умер Николай Андреевич 21 июня 1908 года в деревне Любенск. Там у композитора была загородная усадьба. Теперь это музей его имени.
Похоронен Римский-Корсаков в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище. В 1930 году его прах был перенесен в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.
Однажды Римский-Корсаков поссорился с Львом Николаевичем Толстым, так как писатель утверждал, что любая музыка вредна, с чем Николай Андреевич, разумеется, не мог согласиться.
На протяжении всей жизни Римский-Корсаков обожал читать. Книги он буквально поглощал одну за другой.
Рубрики: | Русские композиторы/Римский-Корсаков |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |