-Цитатник

Гердт и Горин - (0)

«Видеть вас — одно удовольствие, а не видеть — совсем другое» ГОРИН и ГЕРДТ Когда Гердт сме...

Мария Башкирцева - (0)

165 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ РУССКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ ХУДОЖНИЦЫ МАРИИ БАШКИРЦЕВОЙ (1858/1860-1884) . 1876...

Доменико Морелли (1826-1901) - (0)

ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-СИМВОЛИСТ ЭПОХИ РИСОРДЖИМЕНТО ДОМЕНИКО МОРЕЛЛИ / DOMENICO MORELLI (1826-1901), ...

Борис Жутовский. Портреты (сообщение 3) - (0)

СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ БОРИС ИОСИФОВИЧ ЖУТОВСКМЙ (1932-2023), ЧАСТЬ V (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ) ...

Борис Жутовский (1932-2023) - (0)

СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ БОРИС ИОСИФОВИЧ ЖУТОВСКИЙ (1932-2023), ЧАСТЬ III Борис Жутовс...

 -Метки

Анна Ахматова Достоевский Шекспир Юнна Мориц август александр блок александр городницкий александр куприн александр кушнер александр пушкин александр твардовский александр ширвиндт алексей константинович толстой алексей саврасов анатолий папанов андрей дементьев андрей кончаловский андрей платонов андрей тарковский анна павлова антон чехов аполлон майков ариадна эфрон арсений мещерский арсений тарковский архип куинджи афанасий фет ахматова белла ахмадулина бетховен борис пастернак борис чичибабин булат окуджава валентин серов валерий брюсов варлам шаламов василий аксенов василий шукшин виктор гюго виктория токарева владимир высоцкий владимир маяковский владимир набоков вячеслав иванов геннадий шпаликов георгий адамович георгий иванов герман гессе давид самойлов джузеппе верди дмитрий мережковский евгений баратынский евгений евтушенко екатерина максимова елена образцова зиновий гердт иван бунин иван тургенев иван шмелев игорь северянин иннокентий анненский иосиф бродский константин бальмонт константин батюшков константин коровин лев гумилев лев толстой леон бонна леонид коган леонид филатов лермонтов максимилиан волошин марина цветаева мария каллас мария петровых маяковский микеланджело михаил кузмин михаил лермонтов михаил пришвин моцарт набоков николай гумилёв николай гумилев николай заболоцкий николай некрасов николай рубцов окимоно ольга берггольц опера осень осип мандельштам пастернак пушкин рахманинов римский-корсаков рихард вагнер роберт рождественский рэй брэдбери сергей довлатов сергей есенин сергей рахманинов сомерсет моэм фёдор тютчев фазиль искандер федор тютчев федор шаляпин цветаева чайковский чехов шопен шостакович эрнест хемингуэй юлия друнина юрий визбор юрий левитанский яков полонский япония яша хейфец

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей: 12170
Комментариев: 34232
Написано: 59086


Милий Алексеевич Балакирев. "Тамара"

Четверг, 02 Января 2014 г. 21:31 + в цитатник

 

Всякое новое открытие была для него истинным счастьем, восторгом, и он увлекал за собою, в пламенном порыве, всех товарищей своих.

 В. Стасов

   Милию Балакиреву выпала исключительная роль: открыть новую эпоху в русской музыке и возглавить в ней целое направление. Поначалу ничто не предвещало ему такой судьбы.

  Милий Балакирев родился в Нижнем Новгороде 2 января 1837 года. Детство и юность протекли вдалеке от столицы. Музыке Балакирев начал учиться под руководством матери, которая, убедившись в незаурядных способностях сына, специально отправилась с ним из Нижнего Новгорода в Москву. Здесь десятилетний мальчик взял несколько уроков у знаменитого в то время педагога — пианиста и композитора А. Дюбюка. Затем снова Нижний, ранняя смерть матери, учение в Александровском институте за счет местного дворянства (отец, мелкий чиновник, женившись вторично, бедствовал с большой семьей)...

   Привезенный в Москву в возрасте десяти лет, он некоторое время брал уроки у Джона Фильда; позже большое участие в его судьбе принял Улыбышев – просвещенный музыкант-любитель, меценат, автор первой русской монографии о Моцарте. В 1855 Балакирев встретился в Петербурге с Глинкой, который убедил молодого музыканта посвятить себя композиции в национальном духе. Балакирев в 1853-55 состоял вольнослушателем математического факультета Казанского университета. В 1856 дебютировал в Петербурге как пианист и дирижёр.

 

  Большое влияние на формирование идейно-эстетических позиций Балакирева оказала его дружба с критиком Стасовым. В начале 60-х под руководством Балакирева складывается музыкальный кружок, известный как "Новая русская музыкальная школа", "Балакиревский кружок", "Могучая кучка". В 1862 Балакирев совместно с хоровым дирижёром Ломакиным организует в Петербурге Бесплатную музыкальную школу, ставшую очагом массового музыкального образования, а также центром пропаганды русской музыки. В 1867-69 был главным дирижёром Русского музыкального общества. Балакирев способствовал популяризации опер Глинки: в 1866 дирижировал в Праге оперой "Иван Сусанин", в 1867 руководил пражской постановкой оперы "Руслан и Людмила".
   Конец 1850-х - 60-е годы были периодом интенсивной творческой деятельности Балакирева. Сочинения этих лет - "Увертюра на три русские темы" (1858; 2-я ред. 1881), вторая увертюра на три русские темы "1000 лет" (1862, в поздней ред. - симфоническая поэма "Русь", 1887, 1907), чешская увертюра (1867, во 2-й ред. - симфоническая поэма "В Чехии", 1906) и др. - развивают традиции Глинки, в них ярко проявились характерные черты и стиль "Новой русской школы" (в частности, опора на подлинную народную песню). В 1866 был опубликован его сборник "40 русских народных песен для голоса с фортепьяно", явившийся первым классическим образцом обработки народных песен.
   В 70-е Балакирев уходит из Бесплатной музыкальной школы, перестаёт писать, концертировать, порывает с членами кружка. В начале 80-х гг. он вернулся к музыкальной деятельности, но она утратила боевой "шестидесятнический" характер. В 1881-1908 Б. вновь возглавлял Бесплатную музыкальную школу и одновременно (1883-94) состоял директором Придворной певческой капеллы.
   Центральная тема творчества Балакирева - тема народа. Народные образы, картины русской жизни, природы проходят через большинство его сочинений. Для Балакирева характерен также интерес к теме Востока (Кавказа) и музыкальным культурам других стран (польской, чешской, испанской).



Фотография Балакирева в 1864 г.
Балакирев в черкесской одежде в Тбилиси, в 1863.

  Основная сфера творчества Милия Балакирев -  инструментальная (симфоническая и фортепьянная) музыка. Балакирев работал в области программного симфонизма. Лучший образец симфонической поэмы - "Тамара", построенная на оригинальном музыкальном материале изобразительно-пейзажного и народно-танцевального характера.

  Первоначальный замысел поэмы по стихотворению Лермонтова возник под впечатлением поездок Балакирева на Кавказ в 1862 и 1863 годах. «...Лермонтов из всего русского сильнее на меня действует... — писал он из Ессентуков Стасову. — Мы совпадаем во многом, я люблю такую же природу, как и Лермонтов, она на меня так же сильно действует... и много есть еще струн, которые Лермонтов затрагивает, которые отзываются во мне». Среди поэтического наследия Лермонтова (1814—1841) особенно привлекло композитора стихотворение, написанное под впечатлением старинной грузинской легенды, услышанной поэтом на Кавказе: «Когда еще царила в Грузии великая царица Тамара, у нее была развратная, беспутная сестра (Дарья)... Наконец, боясь срама, заперла ее Тамара в Дарьяльскую башню. Кто бы ни проходил по ущелью, все тут стали зазываться негодницей в крепость, а потом этих несчастных убивали, и поныне их души носятся вереницей по ущелью Дарьяла, а когда воет ветер в Девдорак- ском ущелье, — это стонут и плачут о своих грехах замученные бедняки Кавказа».



  Создание музыки растянулось на много лет. В 1866 году Балакирев часто наигрывал друзьям темы, предназначенные для «Тамары». Сочинение шло очень медленно, а вскоре и вовсе было прервано тяжелым кризисом, поразившим композитора в начале 70-х. Лишь в 1876, по настоянию сестры Глинки Шестаковой, Балакирев вновь принялся за сочинение. Однако годы молчания сделали свое: композитор больше не уверен в своих силах, в своих познаниях. По каждому поводу он обращается к бывшему своему ученику Римскому-Корсакову, часто откладывает уже написанное. Лишь в 1882 сочинение было закончено.

  «Тамара», партитуру которой Балакирев посвятил Листу, впервые прозвучала 19 марта 1882 в Петербурге под управлением автора. Широкой известности среди русской публики она не приобрела, зато была высоко оценена за рубежом, в частности в Париже. Там она дважды исполнялась в Концертах Ламуре. Французский композитор, знаток и исследователь народной песни Бурго-Дюкудре писал Балакиреву: «Когда я слушаю "Тамару", мне кажется, что я вдыхаю благоухание экзотических цветов. Чувствуешь себя перенесенным действительно в новый мир, и глубокая поэзия, которой отмечено ваше сочинение, раскрывает сущности, совершенно отличные от тех, с которыми мы, западники, знакомы».

belcanto.rubalakirev_tamara.html



  С именем Балакирева связано рождение жанра русской эпической симфонии. К 60-м годам относится замысел 1-й симфонии (наброски появились в 1862, первая часть - в 1864, окончена симфония в 1898). В 1908 написана 2-я симфония.

  Балакирев - один из создателей оригинального русского фортепианного стиля. Лучшее из фортепианных произведений Балакирева - восточная фантазия "Исламей" (1869), сочетающая яркую картинность, своеобразие народно-жанрового колорита с виртуозным блеском.
   Видное место в русской камерно-вокальной музыке занимают романсы и песни
Балакирева.



Умер Балакирев 16 мая 1910 года. Согласно его воле Ляпунов завершил ряд не законченных им произведений.

Рубрики:  Русские композиторы
Метки:  

Процитировано 6 раз
Понравилось: 5 пользователям

Татьяна_Бойко-Назарова   обратиться по имени Четверг, 02 Января 2014 г. 21:55 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 03 Января 2014 г. 20:46ссылка
Добрый вечер, Татьяна! Рада тебе!
nadia_obo   обратиться по имени Четверг, 02 Января 2014 г. 22:03 (ссылка)
Томочка! Большое спасибо. Очень, думаю, прекрасный пост получился. Сейчас некогда. Заберу себе с удовольствием.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 03 Января 2014 г. 20:51ссылка
Спасибо, Наденька! Я немножко разузнала о Балакиреве. Ты то давно Могучей кучке пишешь, а я только начала...
Перейти к дневнику

Пятница, 03 Января 2014 г. 20:58ссылка
Очень интересно о "Могучей кучке" читать. Я как-то, правда, в одно время забрела к ним. Так много узнала!
lora-46   обратиться по имени Четверг, 02 Января 2014 г. 22:34 (ссылка)
Спасибо большое, очень нужная мне информация!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 03 Января 2014 г. 20:54ссылка
Буду рада, Лариса, что это Вам понадобится. Счастливых праздников!
ГалаМаг   обратиться по имени Пятница, 03 Января 2014 г. 09:19 (ссылка)
Спасибо! Интересный был человек!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 03 Января 2014 г. 21:04ссылка
Я даже, Галя, не предполагала, что у Балакирева такая интересная судьба. Он всю энергию истратил на мощный взлёт, поднял могучую кучку, осветив им дорогу, они стали набирать высоту, а у него уже не было сил...
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку