
Примадонна советской эстрады, народная артистка СССР – Клавдия Шульженко прожила яркую творческую жизнь. Каждая ее песня – это целый спектакль, построенный по всем законам драматургии.


Пройдёт ещё, возможно, несколько десятков лет, и об этой певице почти забудут. Вместе с поколением фронтовиков уйдёт в небытие её живой голос, её обаяние, словом, то, что представляется ценным при непосредственном общении и кажется нелепым в телевизионных повторениях и старых трансляциях. Она уплывает в лодке времени все дальше и дальше в прошлое, и вряд ли что либо сможет удержать её в сегодняшнем дне. Она безнадёжно устаревает.

Вместе со своим оркестром певица дала 500 концертов только для ленинградских блокадников, а уж на передовой не найти было бойца, который не подпел бы ей «Синий платочек». Как и все участники фронтовых бригад, Клавдия Ивановна выступала в военной форме, пока кто-то из солдат робко не попросил ее надеть концертное платье: «Так хочется полюбоваться на Женщину, как в мирное время, а не видеть перед собой еще одного товарища по оружию...» Так простое женское платье стало своеобразным символом веры в победу, и во время очередной бомбежки она первый делом спасала чемодан с нарядами, прижимая его к груди, причитала: «Только не в платья, только не в платья!»

Военные песни Шульженко объединяли многие поколения. В 1950-1970-е годы Клавдия Ивановна продолжала исполнять знакомые, всеми любимые песни и немало новых. Среди них «Три вальса» - песня, которую она репетировала четыре года, прежде чем выйти с ней на эстраду. Она умела в песне, рассказывая об одной судьбе, объединить многие. Внешне Шульженко не была красива, но прекрасное возникало, когда она начинала петь.
10 апреля 1976 г. она давала юбилейный, посвященный ее 70-летию концерт в Колонном зале Дома союзов.
Едва оправившись от тяжелой болезни, она отдала много сил для подготовки к юбилейному вечеру. Концерт был не просто успешным, это был триумф замечательной певицы. Она говорила своим близким: «Я не переживу этот вечер». Но Бог дал ей еще восемь лет жизни. Она говорила: «Я живу в сутки всего два часа. Когда пою». Голос ее продолжает звучать и сейчас, хотя певицы уже давно нет с нами...
Впрочем, мало кто знает, что выдающаяся певица Клавдия Шульженко, как и современные звезды, была достаточно прихотливой. Никогда не экономила и все деньги тратила на концертную одежду и духи: любила дорогую парфюмерию и отдавала предпочтение одежде от известных модельеров. Сегодня в музее Клавдии Шульженко демонстрируют фото, которые в советские времена показывать запрещали: в частности, где известная певица на отдыхе или дома.
Умерла Клавдия Ивановна в 1984 году в своей московской квартире, где стоит рояль, который выдающийся композитор Дмитрий Шостокович проиграл когда–то ей в преферанс. Среди личных вещей - концертное платье от Вячеслава Зайцева, который тогда, в отличие от самой Шульженко, был малоизвестным. В записной книжке – телефоны поликлиники московского Большого театра и домашний телефон Аркадия Райкина, с которым ее связывала крепкая дружба.

Inn_Gallery
|