На восток со своим обозом |
«Я совершенно неожиданно узнал, что первую мою экономическую статью написал 40 лет назад. Самое удивительное, темы, которые я описывал тогда, остались злободневными. Подвижки оказались не слишком большими, хотя и система, и строй, и партия были другими», — доктор экономических наук, заслуженный экономист России Рифат Гусейнов высказал свой взгляд относительно экономической политики в России.
Рифат Мирахмедович говорит, что за свою профессиональную деятельность сделал четыре принципиально важных наблюдения, которые помогут разобраться в сегодняшней экономической ситуации и сделать более-менее объективные прогнозы на будущее. «Конечно, очень удобно делать прогнозы на 50 лет вперёд и даже на 30. Особенно в моём возрасте, когда результаты я не увижу по техническим причинам, — шутит специалист. — Но я постараюсь сделать прогнозы на три — пять лет вперёд». читать дальше
Метки: экономика Рифат Гусейнов |
Из газеты "Советская Сибирь" 31 декабря 1967 год |
Метки: Советская Сибирь газета история новый год |
Дети метро |
История не знает футуристических произведений, посвящённых Новосибирску. Руины оперного театра, огромная чёрная туча, которая заволокла небо над сибирской столицей, и люди, спрятавшиеся от радиации под землёй. Представляют ли жители и гости города, что будущее одного из российских мегаполисов может быть таким? Новосибирск после ядерной войны описал Сергей Москвин в своём фантастическом романе «Метро 2033. Увидеть солнце».
— Что такое «Вселенная метро 2033» и как вы стали участником этого интернационального литературного проекта?
— Несколько лет назад в интернете я обратил внимание на книгу Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Мне понравилась сама идея — мир спустя 20 лет после ядерной катастрофы. В проекте «Вселенная метро» все книги построены так, чтобы каждая последующая не противоречила всем предыдущим, чтобы все сюжеты объяснялись глобальным замыслом единого мира. Возникла мысль написать в этой серии, и через какое-то время я связался с редакцией и Дмитрием Глуховским.
— Почему вы написали о постъядерном Новосибирске? Как вы связаны с этим городом?
— Первоначально у меня возникла идея написать о Москве: там я учился и более-менее знаю этот город. Но когда начал примерять сюжет, выяснилось, что он на московские реалии никак не ложится. Редактор предложил мне написать о другом городе, и выбор пал на Новосибирск. Во-первых, на тот момент про него ещё никто не писал, хотя тогда в серии вышло порядка десяти книг. Во-вторых, я уже достаточно давно интересуюсь Сибирским регионом. Так, в посёлке Кольцово, который упоминается в книге, в своё время разрабатывали биологическое оружие, что опять же очень удачно подходило к моему выдуманному сюжету. Сам я в Новосибирске не был, и это создавало определённую трудность. Хотелось написать правдоподобный роман и отойти от стереотипов. Поэтому прежде, чем взяться за работу, я достаточно много прочитал о столице Сибири. У меня скопился целый фотоальбом с различными планами оперного театра, центра города, метромоста... Я собрал современные снимки всех мест на поверхности, куда попадают герои. Другое дело, что спустя 20 лет после катастрофы они очень сильно изменились. читать дальше
Метки: литература вселенная метро 2033 увидеть солнце |
Разговор без ярлыков |
В Новосибирске завершился третий литературный фестиваль «Белое пятно». Его участниками стали авторы популярного проекта «Этногенез», общий тираж проданных книг которого превысил полтора миллиона экземпляров. Писатели Игорь Пронин и Сергей Волков поделились впечатлениями от фестиваля и раскрыли некоторые секреты «литературного сериала».
О «Мао» и «Детях пустоты»
— Как вы восприняли идею приехать в Новосибирск и какие мысли возникли о «Белом пятне»?
С. Волков: Фестиваль чудесен. Это не скучное мероприятие для галочки. Видно, что в Новосибирске всерьёз занимаются литературой, культурой в широком смысле этого слова, что люди действительно по-хорошему болеют этим. И это очень важно, особенно в наше постиндустриальное время, когда в основном люди привыкли развлекаться, а понятие культуры ушло на второй план. читать дальше
Метки: литература фантастика фестиваль белое пятно |
«Белые пятна» современной литературы |
Сегодня в Новосибирске стартует третий литературный фестиваль «Белое пятно». О том, какие проблемы станут ключевыми в обсуждениях, рассказал писатель, поэт, переводчик, лауреат множества отечественных и международных литературных премий Геннадий Прашкевич.
Период невежества
— Геннадий Мартович, в каком качестве вы будете выступать на фестивале?
— Встречи с читателями, само собой. Но участие в фестивале предполагает и постоянный контакт с приезжими гостями. Дискуссии — это, может быть, самое главное, самое интересное, что будет. Не секрет, что нынешняя российская литература разбита на самые разные группы по интересам – и литературным, и коммерческим. Это не означает, что то или другое плохо, нет, конечно, коммерческая литература всегда существовала и всегда будет существовать. Хуже другое. Мы, на мой взгляд, находимся сейчас в периоде невежества, в периоде переизбытка информации, причём информации часто неверной, ошибочной, а иногда попросту лживой. Когда издательство начинает очередную новую серию, которая будет состоять, по меньшей мере, из ста томов, посвященных, скажем, истории цивилизаций Земли, необходимо, чтобы всем все книги были написаны в течение двух-трех лет, значит, нужно привлечь многих пишущих людей. Потому что нет и не может быть столько писателей, в классическом понимании этого слова. Да, маленькая, хрупая Дарья Донцова в год выдаёт по двенадцать романов. Да, конечно, мы не можем всерьёз к этому относиться. Но ведь люди привыкли считать литературой то, что лежит на их столе. А лежит та же Донцова, те же бесконечные серии, в которые привлеченные к работе авторы абсолютно потребительски относятся к любой исторической персоне. Достаточно поставить гриф - «альтернативный исторический роман», и переписывай жизнь Чингисхана, Гитлера, Сталина, кого угодно.
Теперь взглянем на эту проблему с другой стороны: «сериальные» книжки привычны, легко «глотаются». И когда у такого автора выходит одна, две, десять книг, он начинает осознавать себя именно писателем, совестью и честью народа. Самый лучший пример — недавняя встреча премьера с писателями. Я знаю, кто отказался от этой встречи и кто в ней участвовал. Когда премьер, улыбаясь, заметил, глядя на Дарью Донцову и Татьяну Устинову, что «в общем, ваша литература достаточно лёгкая», они искренне возмутились. «Мы и есть литература, мы и есть совесть народа!». Эти преломления, когда человек начинает подавать себя в качестве совести (занимаясь при этом всего лишь бизнесом), конечно, обескураживают. читать дальше
Метки: литература фантастика фестиваль белое пятно |
Чудеса древности |
Новосибирский государственный краеведческий музей (НГКМ) завершил летний археологический полевой сезон. Участникам раскопок в Сузуне, Колыванском и Искитимском районах удалось найти удивительные редкие предметы.
Рабочие прятали монеты
Около 40 сотрудников музея и учащихся клуба юных археологов Дворца творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» пополнили выставочные фонды 450-500 экспонатами. Так, в июне масштабные археологические раскопки на месте Сузунского медеплавильного завода и монетного двора (XVIII-XX века). Площадь раскопок — более 300 квадратных метров. продолжаю читать...
Метки: История археология Краеведческий музей |
Город как на ладони |
Метки: вылазки высота башня новосибирск |
Дом предков |
Новосибирский палеонтолог Игорь Гребнев создал первую в России реконструкцию жилища первобытного человека. В минувшие выходные экспонат уже отправился к заказчику — Пермскому краевому музею, но до того автор успел рассказать об особенностях «строительства домов» от сорока тысяч до двух миллионов лет назад.
О мамонтах и яках
Палеолит. Время, когда люди учились говорить, изготавливать оружие, возделывать землю, когда мамонты и пещерные гиены ещё ходили по этой земле. Палеолит занимает около 99 процентов времени существования человечества. Археологические находки палеолитических жилищ в России — не редкость. Наиболее известные стоянки Мальта и Буреть в Иркутской области, Волчья Грива — в Новосибирской области, Костёнки — в Воронежской области, Сунгирь — в Подмосковье.
— Во всех случаях жилища были либо округлой, либо овальной, продолговатой формы, — рассказал Игорь Евгеньевич. — По периметру вкапывались в землю крупные кости животных – большая берцовая, локтевая, бедренная. Как правило, в них проделывали отверстия, куда вставляли рёбра мамонта или деревянные конструкции, составлявшие основу шалаша. На каркас затем набрасывали шкуры животных. Это могли быть шкуры мамонта, оленя, бизона, первобытного шерстистого носорога. Чтобы шкуры не раздувались ветром, их придавливали рогами большерого оленя. Таким образом, получалось жилище, в которое обязательно помещали очаг для обогрева зимой.
Шалаш в мастерской новосибирского палеонтолога выглядит внушительно и занимает солидную его часть. Реконструкция полномасштабной копии жилища первобытного человека в диаметре, примерно, три метра и до двух метров в высоту. Хотя, согласно данным археологических находок, одинаковая по строению конструкция могла в разных случаях занимать площадь и в 30, и в 40 квадратных метров. Для создания экспоната новосибирцы понадобилось три месяца, несколько десятков оригинальных костей ископаемых животных, бивней мамонта, а также порядка 20 шкур современных животных.
— Вместо шкур мамонтов,которые находят только в вечной мерзлоте, мы использовали шкуры домашних яков, шерсть которых наиболее из всех современных животных похожа на шерсть мамонта, — пояснил Игорь Гребнев. — И по длине, и по структуре, и по пышности, и по наличию длинного подшёрстка. Из них же мы делаем макеты древних животных – тех же мамонтов, носорогов. У входа ставятся черепа и бивни — самые длинные кости в скелете: если вкопать два черепа в землю, то получается «арочный» вход, который легко можно закрыть, когда это необходимо.
История отдельно, голова отдельно
По задумке авторов проекта, рядом с палеолитическим жилищем будет стоять манекен первобытного человека — кроманьонца, облаченный в реконструированные одежды верхнепалеолитического периода. Его внешний облик восстановлен антропологами по обнаруженным стоянкам Сунгирь, Костёнки. Это был человек современного типа, но в разных погребениях останки имеют как монголоидные, так и европеоидные, и негроидные черты. Тогда люди ещё не поделились окончательно на расы.
— Одежда у позднеепалеолитического человека — арктического типа, напоминающая малицу современных народов севера: длинная рубашка с капюшоном, штаны и обувь типа мокасин, — объясняет Игорь Евгеньевич, показывая на манекен в своей мастерской. — Она также изготавливалась из шкур добываемых животных — мамонта, бизона, лошади, северного оленя, волка, медведя. Одежда могла быть украшена бусинами из бивня мамонта и зубами животных. Основным оружием служило копьё с кремневым наконечником и костяные, либо каменные ножи.
В то время как палеонтолог рассказывал об особенностях жизни в палеолит, известный новосибирский художник и скульптор Алексей Агриколянский заканчивал работу над головой кроманьонца. Бронзово-землистая кожа, волевой подбородок, высокий лоб, пышная копна тёмных волос (материалом для которых, кстати, послужили всё те же шкуры яков), — таким увидят любители древностей обобщённый образ своего предка. Последние штрихи – карие зрачки древнего жителя Земли – Алексей рисовал на моих глазах за день до отправки экспоната.
Новосибирцы получат носорога
Реконструкция жилища древнего человека — уже не первая крупная работа новосибирского палеонтолога Игоря Гребнева. Скелеты ископаемых животных, собранные либо отреставрированные ученым, установлены в музеях Москвы, Тобольска, Тюмени, Салехарда, Перми и Новосибирска. По заказу Пермского краевого музея он уже отреставрировал скелет мамонта, установил в экспозиции скелет бизона и копию мамонтенка, какой сибиряки могут увидеть в зале палеонтологии Новосибирского государственного краеведческого музея.
— В прошлом году мы для Пермского краевого музея реставрировали скелет мамонта, который нашли в Пермском крае в 1927 году, — объяснил Игорь Евгеньевич. — С тех пор находка ни разу не подвергалась никакой обработке. Работа нашей команды пермякам очень понравилась, и поступило предложение от губернатора, директора музея, министерства культуры создать для них Музей пермских древностей. Палеолитическое жилище сначала выставят в краевом музее, а потом переместят в новое учреждение. Но прежде экспонат будет участвовать в фестивале «Белые ночи», который впервые стартует в Перми в июне.
В ближайшем будущем жителей столицы Сибири тоже ожидает «древний» сюрприз: команда Игоря Гребнева получила заказ от Новосибирского краеведческого музея на создание скелета шерстистого носорога и макет этого вымершего животного. Проект обещает быть впечатляющим.
Метки: история музей палеолит гребнев |
Грустно и как-то неприкаянно |
Метки: дорога отношения чувства |
Экстрим-позитив |
Метки: экстрим вылазка |
Про бесов и российские законы |
В редакцию пришло письмо из областного центра с любопытнейшим названием "О последствиях Рождества Христова". Прочитала первые две строчки, а потом "проглотила" его целиком. Признаться, меня не покидала мысль, что это розыгрыш! Письмо достаточно длинное, но выкладываю целиком, ибо в нём столько перлов, что сократить было бы грешно (не побоюсь в контексте повествования этого слова:) ) Итааак...
Метки: религия законы письмо |
Пять этажей вниз |
Метки: экстрим альпинизм отдых |
Заброшенный санаторий под Новосибирском |
Метки: санаторий вылазка |
Тоннель в Новосибирске |
Метки: новосибирск тоннель вылазка |
Недостроенная пожарная часть |
Метки: новосибирск стройка вылазка |
Совсем близко |
Довелось не так давно побывать в "Парке бабочек". Кусочек тропиков посреди каменных джунглей :)
Теперь я знаю, что бабочки любят апельсины ^_^
Метки: новосибирск насекомые парк бабочек |
На северном полюсе |
Первые шаги в путешествии на северный полюс :)
Место, где мы оказались, практически разрушено! Даже удивительно, как на наши головы чего-нибудь не посыпалось.
Метки: вылазка северный полюс заброшеная стройка |
Я хочу... |
Когда видишь сотни ленточек, перед мысленным взором предстаёт целый город. Офисы, дома, школы, детские сады, кафе, кино... Как привидение, ходишь между людьми горда Мечты, заглядываешь им в глаза. Непослушный ребёнок, изо всех сил старающийся быть "хорошим", тёмноволосая женщина, смотрящая в монитор, мужчина, выпускающий кольца табачного дыма - неважно. Мысленно они уносятся к своему счастью. Как ловко и непобедимо увлекает их желание. Трогательная и смешная, мечта, написанная на ленте, отражает целую историю, которую можно додумать, придумать, угадать.
"Я хачу кампьютр"
"Хочу, чтобы мама и папа помирились"
"Хочу собаку пуделя, чтобы мама вышла замуж"
"Хочу, чтобы, когда я вырасла, я была мама"
"Я хочу в этом году ребёнка"
"Много, много, много, много денег"
"Хочу коллекцию бабочек"
"Хочу в этом году жениться!"
"Новую игрушку =Алиса= Хочу говорить букву "Р"
"Чтобы жизнь была яркой =)"
"Хочу, чтобы нашлась моя собака"
Метки: желания |
Мы на северном полюсе :) |
Метки: зима вылазка северный полюс заброшенное место |
Пьеру Ришару. До востребования |
Зрители аплодировали стоя. Столь продолжительные овации публика, обычно, дарит после хорошего спектакля. Пьеру Ришару вручили букет ромашек, и он сделал несколько шагов, намереваясь уйти со сцены кинотеатра «Победа». Это было начало творческой встречи со знаменитым французским актёром-комиком и режиссёром.
За псевдобегством дорогого гостя последовал не менее очаровательный поступок хозяев встречи: Высокому Блондину подарили валенки. Разные. Господин Ришар не удивился такому «гостеприимству» и не замедлил примерить излюбленную сибирскую обувь.
— Мне сказали, нужно обязательно приехать в кинотеатр, иначе новосибирская публика просто не поверит, что я действительно здесь в Сибири, — признался француз. — Как видите, я действительно здесь. Если хотите, можете подойти и потрогать меня (в зале громким шепотом — «хотим»). Поездка в Сибирь, в ваш город – огромное удовольствие. Для французов, для парижан Сибирь – это всё-таки почти конец света, что-то такое мифическое (восторженный смех). Вы так далеки от Франции, и в то же время вы очень нам близки.
Пьер Ришар непринуждённо садиться в кресло, слева от него — сын Оливье Дефэй. От расслабленной позы знаменитого комика, от его коричневой кофты, валенок, ромашек взволнованно-торжественная атмосфера в зале как-то ломается, перетекает в другую. Домашнюю, тёплую. И все в зале – пожилые учительницы французского, скромные пары, студенты-филологи – расслабляются тоже.
— Насколько я знаю, сегодня вы будите смотреть этот знаменитый фильм «Игрушка»? — продолжает господин Ришар. — Это мой любимый фильм. Для меня он не только комичный и смешной. Он очень глубокий. Не скажу, что «Игрушка» автобиографична, но, тем не менее, какие-то черты из моей биографии всё-таки там присутствуют. Конечно, я не был журналистом. Но скорее я был тем ребёнком, которого вы видите в этом фильме. Это кино трогает, волнует, затрагивает глубокие социальные проблемы, происходящие во французском обществе. Вы заметили, гениальность маленького мальчика, который снимался в «Игрушке»? Когда я забывал кусочки текста, он мне всегда их подсказывал. Этот фильм очень-очень мне близок.
— Дорогой Пьер, есть мнение, что французы и русские похожи, — зачитывают вопрос от зрителя Александра. — Вы тоже так считаете? В чём, по-вашему, у нас и вправду есть сходство, а в чём мы кардинально различаемся?
— Русские – это тот народ, который любит Францию, французский народ и французский язык, — отвечает актёр. — Мне кажется, что я намного ближе к русским, нежили к американцам по внутренней культуре. Что меня потрясает, что меня притягивает в русских, это чрезмерность. Всё выливается через край: ваши чувства, ваша работа, даже то, как вы говорите. Чувства и чувствительность — это нас сближает. Кроме того, хочу сказать: вы же столько же пьёте, сколько французы (зал взорвался). Но это комплимент, — с улыбкой уточнил Ришар.
— Дорогой Пьер, какой поступок, о котором вы сейчас думаете «Вот это да!», вы совершили ради женщины? — звучит следующий вопрос от Ирины.
— Это такой обширный вопрос, — растерянно заметил Пьер, в то время как зрители в очередной раз полегли от смеха. — Я бы хотел женщине вернуть и воздать всё то, что она дала и даёт мне. Даже если я смогу вернуть хотя бы половину, это уже много, это уже для меня огромная честь.
— В фильме «Укол зонтиком» главная героиня сварила ваши пластинки в кастрюле, — вспомнила Анна. — Какие из них были вам особенно дороги? Каковы ваши музыкальные предпочтения?
— Мои музыкальные вкусы очень обширны. Очень люблю джаз. Люблю бразильскую музыку, потому что моя жена родом из Бразилии. Мне очень нравятся Гинсбург (прим. авт. — видимо, имеется в виду Люсьен Гинсбург, известный под псевдонимом Серж Генсбур), Джо Дассен. Это два великих французских поэта и исполнителя. Они больше, чем певцы. Они больше, чем поэты в душе. «Я, конечно же, люблю гулять по елисейским полям…», — произносит Пьер Ришар. Видя непонимание в зале, старается наспех «вытянуть» строчку из песни Джа Дассена «Елисейские поля» (все в зале улыбаются). — Музыку, которую вы слышите в фильме «Игрушка», была написана композитором, моим другом Владимиром Косма, с которым я работал в восьми или десяти фильмах. Все его композиции позволяют раскрывать характер персонажей, которых я исполнял. Также мне нравится Майкл Джексон. К сожалению, не могу изобразить все его трюки (ловко задирает ногу к верху, не смотря на возраст). Валенки мешают (и снова смех в зале).
— Ваш спектакль «Пьеру Ришару. До востребования» построен на письмах. А получали ли вы письма из России? — прозвучал вопрос от Ольги.
— Я получаю много писем из России. Особенно меня взволновало письмо от семилетнего мальчика, проживающего во Владивостоке. Это очень трогательно и немножко даже странно, что человек, которому шесть-семь лет находится в десяти тысячах километрах от Франции, страны, где я живу, смотрит мои фильмы, реагирует на них и пишет мне письма. Я повторяю: это трогательно, и в то же время как-то странно. Спектакль, который вы увидите, меня очень подбадривает. Вы привыкли меня видеть на экране, теперь увидите на сцене. Я думаю, что на сцене я, наверное, лучше, чем на экране. Все письма, на которых основам спектакль — вымышленные. Потому что я не могу зачитывать на широкую публику сцены из тех посланий, которые мне приходят. Но ответы, которые я даю, абсолютно реальные. В них я как бы рассказываю о своей жизни, о своих отношениях с очень разными людьми, о своих приключениях.
Возможно, в будущем в спектаклях знаменитого французского актёра и режиссёра Пьера Ришара появится отдельная «статья» — о приключении Высокого Блондина в Сибири. Так, по приезде в Новосибирск он забыл мобильный телефон в самолете. По словам артиста, он довольно часто теряет вещи.
— Мне очень было приятно, что нашли мой мобильный телефон, и мне его вернули. Если вы увидите, что где-то на лице что-нибудь валяется — это все мое, — пошутил Пьер Ришар.
Метки: люди звёзды пьер ришар француз кино новосибирск |