-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Соккар

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.01.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 29811


Алкеста. Аполлон в рабстве у Адмета

Воскресенье, 29 Марта 2015 г. 14:58 + в цитатник
  Греческие мифы представляют собой бесконечный калейдоскоп убийств и насилий, чудесным образом превращённый спустя много столетий в неподражаемые и необъяснимые деяния великих богов. Казалось бы, невидимым и бессмертным богам нет никакого дела до жалких смертных, живущих ничтожными повседневными заботами и не способными возвыситься до вечных божественных истин. Тем не менее, боги взаимодействуют с людьми и иногда даже приходят к ним на помощь, хотя и делают это отнюдь не бескорыстно. На этом фоне поразительным контрастом выглядит поступок Алкесты, спасающей мужа ценой своей жизни. Так понимает миф об Алкесте и её муже Адмете большинство исследователей. Но ведь условия, в которых невеста была вынуждена жертвовать своей жизнью, сложились в результате активного участия в этих событиях Аполлона. Прочтём эту историю о самопожертвовании и великодушии женщины и представим, какие события могли произойти в далёком прошлом и послужили основой для этого мифа.

Аполлодор, "Мифологическая библиотека", книга I:

   "Когда Адмет царствовал в Ферах, у него в услужении находился бог Аполлон. Это было то самое время, когда Адмет сватался к дочери Пелия Алкесте. Пелий приказал оповестить всех, что отдаст дочь за того, кто сумеет запрячь в колесницу львов и вепрей. Аполлон сделал это и передал колесницу Адмету. Последний, приведя колесницу к Пелию, получил Алкесту. Во время свадьбы Адмет принес жертвы всем богам, но забыл об Артемиде. Это и было причиной того, что, когда Адмет открыл двери свадебного покоя, он нашел его наполненным клубками свернувшихся змей. Но Аполлон и тут пообещал умилостивить богиню и выпросил у Мойр следующее. Когда настанет для Адмета смертный час, он избавится от смерти, если кто-нибудь — отец или мать, или жена — добровольно согласится умереть вместо него. Когда настало время Адмету умереть, ни отец, ни мать не захотели отдать за него свою жизнь и только Алкеста согласилась умереть вместо своего мужа. Но Кора вновь вернула ее на землю; некоторые же говорят, что это сделал Геракл, сразившийся с Аидом".

   Казалось бы, всё в этой легенде ясно. Благородный Аполлон, находящийся на службе у Адмета, смог выполнить невероятное условие Пелия - запрячь в колесницу львов и вепрей - и Адмет получает невесту. Но роковая забывчивость жениха приводит к тому, что в спальне появляются змеи, присланные Артемидой и его жизнь повисает на волоске. И снова заботливый Аполлон приходит на помощь неблагодарному жениху, хотя и делает это несколько сомнительно и крайне неловко: вместо виновного перед Артемидой Адмета гибнет ещё не успевшая стать его женой самоотверженная Алкеста. И вот тут у непредвзятого читателя могут возникнуть вопросы. А настолько ли случайно такое развитие событий? Если Аполлон смог запрячь в одну колесницу львов и вепрей, то почему он не напомнил Адмету о его обязанностях в отношении Артемиды? Спасает ли Аполлон Адмета или губит Алкесту таким образом? Могут ли быть справедливы боги, если гибнут невинные? А если боги несправедливы, то нужны ли такие боги?

   Эллинам классического периода Аполлон известен как жизнерадостный, гармоничный бог, предводитель Муз и мастер игры на кифаре. Но словно на иконе под этим образом скрывается нечто более древнее и жестокое. Состязаясь с Марсием в игре на музыкальных инструментах на условии, что "победитель сможет сделать с побеждённым всё, что захочет", и став победителем в игре на кифаре, Аполлон подвесил Марсия на сосне и содрал с него кожу! Гибель конкурента для него победа. И этой победой предводитель Муз наслаждается, глядя на мучения поверженного врага. Зачем он это делает? Боги расправляются с конкурентами, врагами и даже критиками. Их деяния должны внушать страх окружающим, ведь именно так можно быстрее всего достичь повиновения от оставшихся в живых и получивших таким образом урок повиновения. Гармоничный Аполлон - это не только макияж художников на лике древнего и жестокого божества, но и явное свидетельство, что в его образе слиты разные боги, результат творчества нескольких столетий и многих поколений сказителей. Настоящий музыкант просто не может быть таким жестоким. Жестокость - это чаще всего качество людей, борющихся за власть или за деньги или же это врождённое свойство. Но обратимся к Адмету и Алкесте.

   К Адмету Аполлон попадает решением Зевса: это было наказание за убийство кузнецов-оружейников царя богов. Источники по-разному оценивают срок его службы (или рабства): одни называют год, другие говорят о восьми годах. Из этого можно представить тяжесть данного преступления.
   Если понимать условия Пелия для выдачи дочери замуж буквально, то оно выглядит не только непонятным, но и невозможным. При таких условиях она до конца своих дней останется старой девой! Станет ли создавать препятствия для своей дочери отец девушки? Очевидно, что нет. Какой же смысл в том, чтобы запрячь в одну колесницу несколько (!) львов и вепрей? Куда на ней можно поехать? В лес или в саванну? Невозможность объяснить буквально смысл данного условия означает всего лишь, что его надо понимать как иносказание. Колесница - это, так сказать химера, союз лошади, повозки и человека. Примирить "хищников" и "травоядных" - в этом и заключается цель Пелия. "Львы" и "вепри" в одной колеснице - это союз двух родов. Пелий и Ферет, отец Адмета, - родные братья по матери, а вот отцы у них разные: Ферет - сын Кретея, а Пелий - это то ли сын речного бога Энипея, то ли Посейдона. То есть он незаконнорождённый. Адмет - сын Ферета, а Алкеста - дочь Пелия, они двоюродные брат и сестра по материнской линии. Видимо, между потомками Ферета и Пелия существовал конфликт и Аполлон пообещал его уладить за определённое вознаграждение.

  Обстоятельства мирного посредничества Аполлона миф не сообщает. По условиям тайного договора с Адметом Аполлон должен получить вознаграждение, представленное в мифе как жертва его сестре Артемиде. Если бы автор мифа сказал, что Адмет забыл наградить Аполлона, то это могло бы бросить тень на его последующие действия. А ему важно было представить Аполлона милостивым, а не губительным. Лик бога должен быть прекрасным для послушных и ужасным для неверующих и сомневающихся. Адмет "забыл" о том, что нужно быть благодарным даже своим рабам... Ведь всё в этом мире временно - и боги, и рабы, и жизнь. Возможно, он и заплатил, но эта плата показалась Аполлону незначительной. По причине этой "забывчивости" в свадебном покое его ждал подарок от Артемиды (или всё же от Аполлона?) - клубок ядовитых змей.

   По обычаю того времени первыми заглянуть в свадебный покой должны были мать и отец Адмета, что вполне естественно. По какой-то причине они этого не сделали. Но, возможно, Аполлон подбросил змей уже после их посещения. Это и спасло им жизнь, а не нежелание умереть за сына. "Желание" Алкесты умереть вместо Адмета - это просто стечение обстоятельств: она первой перешагнула порог брачного покоя. Укус змей оказался не смертельным, невеста была на краю смерти и её, можно сказать, спасли с того света.


1.
0_7eaca_ad269409_orig (700x541, 352Kb)
Рубрики:  Мифологическая библиотека
Метки:  
Понравилось: 5 пользователям

Тор5   обратиться по имени Воскресенье, 29 Марта 2015 г. 21:28 (ссылка)
Соккар,
Весьма любопытный миф, но, множество допущений (предположений) усугубляют и без того малоправдоподобную версию.
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Воскресенье, 29 Марта 2015 г. 21:39 (ссылка)
Тор5, всё дело в том, что чрезвычайно мало сведений по этому мифу. А у Еврипида в его трагедии "Алкеста" история приобретает скорее романтический характер, чем фактологический. Я старался изложить как можно более реалистично с позиций здравого смысла.
Ответить С цитатой В цитатник
Тор5   обратиться по имени Понедельник, 30 Марта 2015 г. 13:16 (ссылка)
Соккар,
В любом варианте - прочитал с большим интересом. Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Понедельник, 30 Марта 2015 г. 13:29 (ссылка)
Вам спасибо за внимание к моему дневнику.

У меня свой особый взгляд на мифы. Он выработался в результате длительных самостоятельных поисков прежде всего на базе индийской мифологии. Но даже для меня показалось неожиданным, когда гиппокампы (кони) и бусы (быки) греческой мифологии превратились в корабли. А ещё легенды о Геракле оказались совсем не такими романтичными и приключенческими какими они казались в детстве и юности. А царство Аида вдруг превратилось в мир рудников...
Проблем в работе с мифами множество. Очень трудно восстанавливать историю на основе устных легенд, живших в гуще народа в течение столетий. В них много слухов, сплетен, выдумок, но в основе всё-таки скрываются какие-то факты. Вот показать, что именно они и послужили основой для всей легенды и восстановить очертания подлинной истории и является задачей исследователя.
Ответить С цитатой В цитатник
Тор5   обратиться по имени Понедельник, 30 Марта 2015 г. 13:35 (ссылка)
Соккар,
Честь и хвала исследователю!
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Понедельник, 30 Марта 2015 г. 14:07 (ссылка)
Тор5, спасибо. Вот ради такой оценки и хочется работать. Если у вас будет желание и время, то можете прочесть о путешествии Геракла в Аид http://www.liveinternet.ru/users/3616936/post344692167/ или сказание о Минотавре http://www.liveinternet.ru/users/3616936/post304081245/
Это очень яркие эпизоды, раскрывающие суть моего метода. Но не прочтёте, я не обижусь. У каждого есть своя жизнь, свои задачи и время, отпущенное только ему для решения этих задач...
Ответить С цитатой В цитатник
Son_mira   обратиться по имени Вторник, 31 Марта 2015 г. 10:56 (ссылка)
Интересное описание , спасибо Соккар,
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Вторник, 31 Марта 2015 г. 11:07 (ссылка)
Son_mira, да, пожалуйста, стараюсь, чтобы не было скучно моим читателям:-) Ну, и самому интересно, найдутся ли среди древних греков люди с совестью...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 31 Марта 2015 г. 11:18ссылка
Это как Соккар,?
Ты знаешь что было у древних греков Совесть ?
Было ли у них такое понятие как у нас ?
И вообще откуда пошел такой термин - как совесть ?
Соккар   обратиться по имени Вторник, 31 Марта 2015 г. 11:32 (ссылка)
Исходное сообщение Son_mira
Это как Соккар,?
И вообще откуда пошел такой термин - как совесть ?

Самому интересно. Есть такой исследователь Ярхо, и у него имеется статья "Была ли у древних греков совесть?", она у меня в дневнике недавно появилась. Он утверждает, что у греков было такое понятие как "стыд", а вот "совести" не было... Переводчики в трагедиях Еврипида иногда говорят о совести, но Ярхо говорит, что это не точный перевод...
В той статье развернулась полемика с Яной Малыхиной, но мы вместе пытались найти ответ на этот вопрос. И он оказался очень и очень не простым...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 31 Марта 2015 г. 21:07ссылка
Да сложные темы опредилиться с такими понятиями Соккар,
Соккар   обратиться по имени Среда, 01 Апреля 2015 г. 22:20 (ссылка)
Son_mira, я стараюсь... Кто ищет, тому открывается. Ищущий да обрящет.
Ответить С цитатой В цитатник
redakt0r   обратиться по имени Воскресенье, 05 Апреля 2015 г. 12:09 (ссылка)
И я прочёл
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Воскресенье, 05 Апреля 2015 г. 12:15 (ссылка)
И каковы же впечатления? Мне довелось увидеть ролик с Невзоровым, где он в споре с Ардовым как раз пересказал этот миф как Геракл вывел Алкесту с Аида, сравнив его с мифом о Христе, который воскресил Лазаря. На фоне священников Невзоров смотрится энциклопедистом, а по сути яркий представитель типа "британский учёный"...
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку