Когда Кришна и Арджуна явились к Юдхиштхире, то Дхармараджа подумал, что Карны уже нет среди живых. Царь "дружелюбно и ласково приветствовал их, ...улыбаясь" и спросил, как был убит Вайкартана. Он стал вспоминать, что из-за него он не знал покоя ни днём, ни ночью в течение 13 лет, "предчувствуя свою гибель" (Карапарва, гл. 46, шл. 9 - 17). Охваченный гневом, сын Кунти заявил, что его радует смерть злокозненного, грешного Карны, который "был беспредельно любим Суйодханой". Снова и снова он перечислял недостатки Вайкартаны. По его словам он был скудоумным, грешным разумом, тупоумным: "Низкий помыслами, неугомонный Сын суты, который некогда в Собрании перед лицом царей назвал нас бесплодным сезамом, наконец-то нашел свою смерть, встретившись в битве с тобою! Нечестивый Сын суты, который когда-то с усмешкой говорил (Духшасане): «Приведи-ка сам силою Яджнясени, которую выиграл Саубала», — теперь наконец-то повержен тобой! Низкий душою, скудоумный сын Адхиратхи, тот, кто в сражении, деля колесницу с другим, низринул на землю Деда, лучшего среди тех, что владеют оружием, наконец-то повержен тобой. Так скажи мне: «Мною повержен сегодня грешный помыслами (Карна)!» — погаси поскорее, о Пхальгуна, постоянно раздуваемое ветром бесчестия неистовое пламя, которое тайно сжигает мое сердце!" (Карнапарва, гл. 46, шл. 42 - 48).
Фразеологизм "Благими намерениями вымощена дорога в ад" удивляет своей нелогичностью. Казалось бы, любые начинания мы сопутствуем добрыми пожеланиями и, следовательно, не желаем зла ни себе, ни другим. И вдруг такая нелогичность. Почему добрые намерения могут завести в ад? Как они доведут нас до худого конца и дело кончится фиаско? Не ошибся ли автор этого фразеологизма? Что он хотел сказать нам, от чего хотел предупредить? Некоторые люди даже говорят, что не следует делать добра и мы не получим зла. А ведь в этом случае кто-то пытается отучить нас от добрых дел... И это явно ошибочная позиция! Читать далее
1. Миф как он есть
На правом крыле войска кауравов расположились Крипа, Критаварман и Магадха, а на самой оконечности крыла Шакуни, Улука и гандхары. На левом крыле выстроились саншаптаки на 34 тыс. колесницах, на оконечности левого крыла располагались колесницы и конница камбоджей, шаков и яванов. В центре войска кауравов находился Карна со своими сыновьями. За Карной располагались Духшасана и Дурьйодхана, охраняемые мадрами и кекаями, а далее Ашваттхаман и воины куру.
Войско пандавов выдвинулось навстречу кауравам. Обратившись к Арджуне, Юдхиштхира сказал: "Итак, выступайте: ты против Радхеи, Бхимасена — против Суйодханы, Накула — на Вришасену, а Сахадева — против сына Субалы, Шатаника — на Духшасану, бык в роду Шини — на Хардикью, Дхриштадьюмна — на сына Дроны, сыновья Драупади с Шикхандином — на остальных сынов Дхритараштры, сам же я пойду на Крипу! И пусть каждый из нас сразит порознь своего из врагов!" (Карнапарва. гл. 31, шл. 33 - 35). Читать далее
Так говорит Кришна Арджуне после убийства Гхатоткачи, разрабатывая сценарий убийства Карны. И далее он перечисляет убитых ночью Хидимбу, Кирмиру, Баку... В это время обычно хищники из рода кошачьих убивают травоядных, пользуясь преимуществом в лучшем зрении ночью. Но и среди людей ночью убийца получает преимущество: он заранее готов к преступлению, в то время как его противник, наоборот, не ждёт нападения и думает о том, что он находится в безопасности. Точно так же были убиты ночью Джарасандха, Кирмира и находящийся в гостях за обеденным столом Шишупала. Кришна говорит Арджуне: "А ведь представится один удобный случай для его (Карны - Л.П.) убиения... И ты заранее получишь от меня знак". Речь идёт об удобном моменте. Такой же знак получит Бхима от Арджуны после подсказки Кришны при убийстве Дурьйодханы. Читать далее
1. Миф как он есть
На рассвете следующего дня Карна сказал Дурьйодхане, что поединок его с Арджуной ранее не мог состояться "из-за множества других деяний", но теперь время пришло и он к нему готов. Вайкартана сравнивает свои возможности с возможностями Арджуны и говорит, что преимущество на его стороне, ведь у него есть лук Виджая, который "Шакра даровал Бхаргаве, а Бхаргава передал мне... Этим луком, который дарован Рамой, о чудесных деяниях которого сам Бхаргава мне поведал, я и буду биться против Пандавы" (Карнапарва, гл. 22, шл. 35 - 40). Карна просил Дурьйодхану, чтобы его возничим был Шалья, потому что только он способен управлять колесницей лучше Кришны. Читать далее
Планируя наше время, мы распределяем его на сон, работу и свободное время. Далеко не всегда наша трудовая деятельность соответствует интересам человека. Для многих людей это время просто даёт возможность заработать средства для жизни. Но и часть свободного времени мы тратим на необходимые процессы и занятия: приготовление пищи, походы по магазинам, гигиенические процедуры, домашние хлопоты. Назвать это время свободным трудно. И только ту часть времени, когда мы можем позволить себе заниматься любимым делом, в полном смысле можно назвать свободным. Читать далее
1. Миф как он есть
Пандавы построили свои войска в форме полумесяца, а Карна расположил кауравов боевым порядком "макара".
В поединок вступили каурава Кшемадхурти и Бхимасена. Пандава бросил в своего противника железное копьё, но каурава расщепил его 10 стрелами, поразил пикой Бхиму, а вслед за тем поверг его слона железными стрелами. Соскочив со слона, Бхима "пеший, сокрушил слона своего противника палицей" (Карнапарва. гл. 8, шл. 39 - 45). Кшемадхурти спрыгнул со своего слона и погиб от удара палицы Бхимы.
Сатьяки сражался с братьями кекаями Виндой и Анувиндой, Дурьйодхана - с Юдхиштхирой, Арджуна - с саншаптаками, Сахадева - с Духшасаной, Ашваттхаман - с Бхимасеной. Сын Дроны поразил пандаву стрелой в лоб, Бхимасена сделал то же самое, но уже тремя стрелами. Бой между ними длился долго, пока их раненых не вывезли возницы. Читать далее
По традиционным индийским представлениям время тесно связано со смертью. Не случайно "время" и "смерть" обозначаются одним и тем же словом "kala". Говоря о смерти какого-нибудь героя, эпос употребляет выражение: он уступил (или подчинился) закону времени. В "Бхагавадгите" Кришна появляется перед Арджуной в образе вселенской формы (Вишварупы" и произносит: "Я - Время...". Так переводят почти все филологи. Но не меньше оснований может иметь и другой вариант перевода: "Я - Смерть...". Для индусов нормой является понимание, что время (кала) убивает. Смерть изображается в образе страшной богини Кали. Читать далее
После гибели Дроны Вайшампаяна сообщает, что Карна, "учинивший недругам своим в той схватке великое побоище, на глазах у всех сынов Дхритараштры сражен был Пхальгуной" (Карнапарва, гл. 1, шл. 13 - 17).
Санджая прибыл в Хастинапур и стал в подробностях рассказывать о последних событиях на поле Куру. Узнав о гибели Вайкартаны, Дхрираташтра, Гандхари и "другие женщины гарема" от горя не находили себе места. "Глядя на своих жён", царь безмолвствовал. Санджая рассказал, что от рук Бхимасены пал Духшасана и советник Дхритараштры Вришаварман, Абхиманью убил Лакшману и сына Джарасандхи Джаятсену, Дхриштадьюмна - сына Духшасаны Бахушалина, Арджуна - сына Карны Вришасену и братьев Шакуни Вришаку и Ачалу.
По просьбе Дхритараштры Санджая перечислил оставшихся в живых кауравов. Среди них были три сына Карны, Санджая назвал имя одного из них, его звали Сатьясеной. Царь никак не мог смириться с мыслью о гибели Карны. Придя в себя, он стал задавать вопросы суте. Читать далее
Если утром, днём и вечером наше сознание находится в бодрственном состоянии, то ночью отдыхает и тело, и сознание. Ночью мы не осознаём течение времени. Природный механизм сна основан на том, что к концу светлого времени суток у нас накапливается усталость и сознание медленно погружается в сон. Он продолжается примерно третью часть суток: от шести до восьми часов.
Течение времени ночью зависит от фазы сна. Иногда мы его не ощущаем, а иногда кажется, что сон продолжается очень долго. Сон позволяет отдохнуть телу и сознанию. Расстройство сна переживается как наказание, из жизни уходит радость. Качество сна зависит от многих составляющих: физической усталости, вечерней прогулки, пищи и напитков в вечернее время. А ещё для полноценного сна нужна полная темнота в помещении для сна. Хороший сон - это почти награда, после него гармония и радость устанавливаются сами по себе. Читать далее
Услышав об убиении своего отца при помощи обмана (Дхриштадьюмной), вершителем греховных дел, сын Дроны залился слезами и преисполнился гнева... И вытирая все снова и снова слезы, ...он сказал Дурьйодхане такие слова: "Я узнал сейчас, как отец мой, сложивший оружие, был повержен низкими людьми и как был совершен нечестивый поступок (царем), прикрывающимся знаменем справедливости!... Сегодня земля несомненно наполнится кровью того царя справедливости, который путем обмана заставил тогда наставника сложить оружие! Всеми средствами я буду стараться, чтобы уничтожить панчалов".
Ашваттхаман решил применить оружие нараяна. Это оружие может сокрушить любого врага, но его нельзя применять, "когда нанесено ранение в пылу битвы, когда пускаются в бегство или бросают оружие, когда обращаются к врагам с просьбой о пощаде или прибегают к защите, ища убежища..." (Дронапарва, гл. 166, шл. 43 - 50). Читать далее
Понедельник, 11 Февраля 2019 г. 13:50
+ в цитатник
Утренние и дневные часы не в полной мере принадлежат нам. В них есть некоторая спешка, вынужденность и предопределённость. Всё-таки мы должны успеть к точному времени на рабочее место и в течение восьми часов мы не принадлежим сами себе. Есть должностные обязанности, которые редко могут совпадать с кругом наших интересов. А вот вечернее время всегда было синонимом свободы, покоя, отстранённости от дел и умиротворённости. После рабочего дня можно неспешно прогуляться в парке, подвести итоги или просто помечтать. Вечерний закат солнца представляет истинное наслаждение для любителей красоты и мечтателей в летнее время. Зимой он не такой яркий, но и в нём есть своя красота. Читать далее
1. Миф как он есть
Встретившись с Кришной, Юдхиштхира сообщил ему, что Дрона виноват в гибели Абхиманью, а Карна виновен в гибели Гхатоткачи, поэтому он отправляется на битву с Вайкартаной. Войско двинулось за ним, но пандаву остановил неожиданно появившийся здесь Вьяса. Мудрец сказал ему, чтобы Дхармараджа не поддавался гневу и "на пятый день (отсюда) земля будет" его. После этих слов он так же внезапно исчез.
Вокруг была ночная мгла. Часть воинов не покидала своих подразделений, другая часть, оставив оружие, спала на земле или колесницах, третья часть сражалась. Арджуна распорядился, чтобы воины отдохнули. Такое же решение приняли и кауравы. Прошло какое-то время и на восточной части неба появился месяц. Ощутив его лучи, воины проснулись. Битва возобновилась, "когда осталась на исходе только третья часть ночи... Вскоре, затмевая блеск месяца, показалась заря, предвестница солнца" (Дронапарва, гл. 161, шл. 1 - 6), Читать далее
Светлое время суток в течение года сильно меняется, оно зависит от широты местности и времени года. Ритм жизни сильно зависит от этих условий. Если зимой продолжительность этого периода уменьшается до шести часов в высоких широтах, то летом она увеличивается до восемнадцати часов. А вот на экваторе продолжительность дня и ночи постоянные - около одиннадцати часов. Дневная жизнь летом различается от такой жизни осенью, зимой или весной. И в этом случае можно говорить о коротких и длинных днях, тёплых и холодных, светлых и тёмных, снежных и дождливых, морозных и жарких. Время, как на картине художника, становится окрашенным в разные цвета, наполнено различными звуками, как в музыкальной пьесе. Рассуждать о времени без упоминания пространства почти невозможно.Словно сам воздух дня напитан этой атмосферой, тут имеют значение температура, освещённость, весь облик окружающей среды. И это налагает сильное влияние на образ деятельности. Читать далее
1. Миф как он есть
После убийства Джаядратхи Крипа и Арджуна ринулись против Арджуны. Отражая стрелы учителя и сына учителя, пандава метал в них "стрелы с медленной скоростью", чтобы не убить. Крипа впал в "обморочное состояние" и возница вывез его. Умчался прочь и Ашваттхаман.
Карна двинулся в бой против Арджуны, но Кришна сказал, что с ним справится Сатьяки, Дхриштадьюмна и Шикхандин, ведь при каураве "сверкающий дротик, ... данный ему Васавой" (Дронапарва, гл. 122, шл. 27 - 34). Кришна затрубил в раковину, примчался Дарука и Сатьяки взошёл на колесницу. Стражи колёс Арджуны поехали вместе с ним. Внук Шини бросился в бой против Карны. Сатьяки убил возницу и четырёх коней Карны, каурава вынужден был взойти на колесницу Дурьйодханы.
Бхима пожаловался Арджуне, что Карна оскорблял его словами "евнух, глупец, обжора", поэтому его надо убить. Послушав его, Арджуна приблизился к Карне и дал клятвенное обещание убить его. Зашло солнце. Заливаясь слезами, Юдхиштхира благодарил Кришну за убийство Джаядратхи. Читать далее
С восходом Солнца начинается светлое время суток. В зимнее время продолжительность его меньше двенадцати часов, а в летнее время, наоборот, больше. Если исходить из астрономических условий, то начало утра связано с восходом Солнца, но образ жизни человека привязан к повседневным занятиям и деловой практике, поэтому многие люди встают ещё до восхода Солнца. Трудовая деятельность человека во многом определяет весь ритм жизни.
Если весна - это время перехода от зимы к лету, то утро - это переход от ночи ко дню. Можно сказать, что утро - это весна в миниатюре. Как и после зимней спячки, утром природа также постепенно просыпается после ночного отдыха. Утром организм человека постепенно привыкает к дневному ритму. Лучшим средством для этого является специально подобранный комплекс физических упражений, асан йоги или занятия на тренажёрах. Украшением йоги является сиршасана или стойка на голове. Не следует считать время на эти занятия потраченным напрасно. Благодаря им организм обретает необходимый тонус, наполняется гармонией и радостью. Для ленивых это, возможно, и в тягость, а для увлечённых людей такие занятия в удовольствие. Читать далее
Сутки - это период обращения Земли вокруг своей оси. Обычно они делятся на четыре периода: утро, день, вечер, ночь. Можно по-разному определять длительность этих интервалов. Если исходить из астрономических предпочтений, то они, как и времена года, делятся на четыре равных периода. Но если для времён года точками отсчёта служат солнцестояния и равноденствия, то для деления суток на четыре периода будет служить точка зенита Солнца (полдня), которая хорошо фиксируется. Тогда ночь продолжается от полуночи до 6 часов, утро с 6 часов до 12, день от 12 до 18, а вечер от 18 до 24 часов. Но такое деление суток трудно совместить с трудовым ритмом и повседневной деятельностью. Поэтому большинство людей делят сутки по другой шкале.
Понедельник, 31 Декабря 2018 г. 09:40
+ в цитатник
1.Миф как он есть
Утром во время построения войск Дрона сказал Джаядратхе, чтобы он, Бхуришравас, Карна, Ашваттхаман, Шалья, Вришасена и Крипа заняли "место на расстоянии трёх гавьюти" от него (Дронапарва, гл. 63, шл. 10 - 17). Боевой строй кауравов был частью в виде круга, а частью в виде тележки..
Дронапарва, гл. 63, шл. 18 - 25:
"Санджая сказал:
Тот боевой строй, установленный сыном Бхарадваджи, частью в виде круга и частью в виде тележки, был длиною двенадцать гавьюти, а шириною с тыловой стороны простирался на пять гавьюти... А внутри того лотосообразного строя был образован другой, скрытый строй, называемый иглой... У головы иглообразного строя расположился могучий лучник Критаварман".
В бой с Арджуной вступил Духшасана с войском слонов, но вынужден был отступить "в боевой строй в виде тележки". На пути Арджуны стоял Дрона, но сын Кунти после слов Кришны уклонился от него. Дрона преследовал его по пятам. Арджуна применил оружие Брахмы и устремился между Критаварманом и Судакшиной, правителем Камбоджи. Савьясачин "не убил Критавармана, хотя последний и был вполне досягаем" (Дронапарва, гл. 67, шл. 31 - 37). Царь бходжей остановил Юдхаманью и Уттамауджаса, стражей колёс пандавы и сын Кунти уехал дальше без них. Читать далее
В эпосе используются следующие меры длины: кроша, гавьюти и йоджана. Санскритские словари для кроши дают значение 3, 5 - 4 км. Две кроши равны одному гавьюти (7 - 8 км), четыре кроши - одной йоджане (13 - 14 км или 16 - 17 км). Казалось бы, всё ясно. Но вместе с тем кроша определяется как расстояние, на котором слышен крик человека. Крик человека же слышен на расстоянии 350 - 400 метров. Исходя из практических соображений этой мерой длины пользовались чаще других пастухи или воины. Что касается воинов, то есть такие примеры, когда герой посылает стрелы на расстоянии целой кроши. Но луков, способных послать стрелу на расстояние 4 км, в истории человечества не было. На этом расстоянии цель редко когда видна, да и вести прицельную стрельбу по ней нельзя, даже если бы такие луки были А вот луки, поражающие на расстоянии 400 метров в истории были, хотя и в этом случае прицельную стрельбу можно вести на расстоянии 70 - 90 метров. Любопытно, что это противоречие никак не отражается в комментариях. Читать далее
Задумывались ли вы, какие вещи самые ценные в вашей жизни?
Многие ответят: семья, дети, дом, работа... Но кажется, что-то очень важное выпало из этого перечня. Мы часто упускаем из нашего внимания какие-то факторы, без которых жизнь невозможна. Они не столь заметные, а, значит, нам кажутся несущественными. Воздух, вода, свет и тепло так же важны, как и еда. Без воздуха мы не сможем прожить более двух-трёх минут. Без воды мы проживём дольше, тот, кто практиковал "сухое голодание" знает, что это можно делать в течение семи-десяти дней. Без еды можно прожить около 40 дней, но в этом случае воду нужно пить каждый день. Наш организм может осуществлять свою жизнедеятельность благодаря энергии, полученной из еды, воды и воздуха. Читать далее