-Цитатник

Помоги себе сам. Cоветы от арт-терапевта - (1)

Устал – рисуй цветы Злой — рисуй линии Болит – лепи Скучно –...

СУПЫ В БАНКЕ: 5 заготовок на зиму - (0)

Супы в банках. Заготовки на зиму - рассольник, гороховый суп, фасолевый суп, борщ и свекольник. З...

Кабачковое лечо с чесноком. Заготовка на зиму - (0)

Ингредиенты (на 2 кг кабачков): сладкий перец 1 кг, чеснок 15 зубчиков, томатн...

Вкусная закуска из слив на зиму. Сливы с чесноком в маринаде - (1)

Такая закуска в остро-сладком маринаде отлично дополнит любые мясные и рыбные блюда зимой. Этот р...

 -Метки

2020 год 70-е fashion gobelin lifehack stalic style акварель актёры анекдоты архитектура афоризмы баклажаны биография великобритания вера видео видеорецепт видеорецепты витамин война вокал выпечка гадание геология германия гобелен городской пейзаж графика дача декоративно-прикладное искусство десерт диабет долголетие дом домашняя кухня достопримечательности еда женская красота женская судьба живопись животные жизнь заготовка на зиму закуска здоровье изобразительное искусство иконы иллюстрации иллюстрация инструменталка интерьер интерьеры инфографика искусство история история гобелена история любви кексы кино китай китайская медицина ковроткачество колбаса без мяса консервация концерт красота кровь крым кукуруза кулинария культура лайфхаки лечение лимфосистема литература льняное семя любовь массаж мастер класс минерал минералогия мода молитва москва музыка мясо народная медицина нато натюрморт наука новый год нтв огород оздоровление отёки париж пейзаж пейзажи печень питание польза поминовение усопших помощь похудение православие православный календарь праздник прикладное искусство приправа природа продукты пряность психология путешествия религия ремонт ретро рецептик российская империя россия рукоделие сад санкт-петербург сахарный диабет свинина скульптура смешное спецоперация ссср ссылка сталик ханкишиев стихи суп пюре суставы счастье сша творог театр тест ткаческое искусство травник траволечение тыква украина фильм фото фотограф фотографии франция художник художники цветы цитаты частичная мобилизация шитьё шпалера энергия ювелирное искусство ювелирные изделия юмор

 -Рубрики

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Donnarossa

 -Интересы

делюсь с вами всем друзья чему сама удивляюсь! а мне интересно многое...

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.02.2009
Записей: 20193
Комментариев: 80267
Написано: 133775


Гобелен, шпалера это вечное декоративно-прикладное искусство. Часть 2

Четверг, 05 Мая 2022 г. 22:13 + в цитатник
Во Франции, Голландии и Фландрии становятся популярными шпалеры с реалистическим пейзажем и натюрморты. Фон шпалер, ранее гладкий или орнаментальный, к концу XV века постепенно становится пейзажным. Позднее появляются шпалеры, где главной темой становится изображение природы. Первые вердюры (фр. verdure — листва, зелень) были созданы на брюссельских мануфактурах. Выполненный со вниманием к мельчайшим деталям гармоничный пейзаж дополнялся изображением реальных и фантастических животных, иногда вступающих в схватку. Часто эти сцены имели геральдический смысл. Одним из центров производства вердюр в XVII веке стал фламандский город Ауденарде.
File:Kronborg - Gobelin Rhinozerus.jpg
Носорог. Фландрия. 1550. Замок Кронборг
Вердюры из Ауденарде отличаются особым колоритом, где господствуют зелёные и коричневые тона, дополненные сине-зелёными и желтовато-кремовыми оттенками; из животных наиболее часто изображены фазаны, цапли, олени, петухи и павлины; из растений — дубы, маки, клёны. В Брюсселе одним из первых мастеров вердюры стал представитель знаменитого семейства ткачей Паннемакеров — Виллем. Он работал окрашенным в разнообразные цвета шёлком, активно использовал в своих произведениях золотые и серебряные нити.
Два леопарда, фазан и обезьяна. Ок. 1555г. Вавельский замок
Замечательные образцы шпалер-вердюр были созданы во Фландрии в середине XVI века для королевского дворца на Вавеле. Комплекс шпалер, заказанных королём Сигизмундом Августом во Фландрии (Брюссель), выполнен по картонам Виллема Тонса и Михиля Кокси, работы над ним начались в 20-е годы XVI века. Полный комплект состоял из трёхсот пятидесяти шести шпалер. В то время в моду вошла так называемая «шпалерная развеска», когда вся стена скрывалась под коврами, поэтому в комплект вошли также шпалеры для простенков между окнами, размещения над дверями и т. д. Залы королевского замка в Вавеле — редкий случай сохранения ренессансных интерьеров до наших дней.
В XVI веке популярность снискали шпалеры из Турне, в этом городе работали совместно ткачи Фландрии и Франции. Одними из самых знаменитых мастеров Турне были Паскье Гернье, с именем которого связывается появление новых приёмов ковроткачества, и его четыре сына.
БароккоРазвитие барочной стилистики в шпалере связано с именами Рубенса и его сотрудников и учеников Якоба ЙордансаФранса СнейдерсаКорнелиса СхютаЮстуса ван Эгмонта, а также французских художников Шарля Лебрёна и Симона Вуэ.
Гнев Ахилла. Шпалера по картону Рубенса. 1630—1635
Музей Бойманса-ван Бёнингена, Нидерланды
По картонам Рубенса в Брюсселе и Париже выполнялись серии «История Деция Муса», «История Константина», «Апофеоз Евхаристии», «История Ахилла».
С 1619 года в английском Мортлейке в графстве Суррей была открыта королевская мануфактура, на ней под руководством Филипа де Мехта трудились фламандские ткачи, приглашённые Яковом I. Здесь первоначально вырабатывались ковры по картонам Рубенса. В 1630—1632 годах в Мортлейке была выполнена первая английская серия из шести шпалер — «Геро и Леандр» по эскизам Френсиса Клейна. В 1630 году король Карл I купил в Брюсселе картоны Рафаэля «Деяния апостолов», а в 1637—1638 годах на мануфактуре по ним были сотканы реплики знаменитой серии. Эскизы для бордюров в стиле барокко для этих шпалер создавал Антонис Ван Дейк, по его же эскизам ткались шпалеры с историческими сюжетами.
Файл:Шарль Лебрен. Людовик XIV посещает фабрику гобеленов — WGA12552.jpg
Шарль Лебрён  (1619–1690). Людовик XIV вместе со своим братом Филиппом
и Кольбером посещает мануфактуру Гобеленов. 1673 г. Версальский Дворец
В 1658 году во французском местечке Менси владельцами красильни семьёй Гобелен, была основана мастерская, выполнявшая заказы по производству шпалер в основном для замка Николя Фуке Во-ле-Виконт. Руководил ей Шарль Лебрён. В 1662 году Людовик XIV купил красильню («Отель Гобелен») и ткацкую в казну и создал «Королевскую мануфактуру гобеленов и мебели». Так появилась крупнейшая во Франции шпалерная мануфактура, первое промышленное производство ковров, располагавшееся в парижском предместье Сен-Марсель.
С середины XVIIв законодательницей мод в производстве шпалер надолго становится Франция. Произведения мануфактуры Гобеленов вследствие своей дороговизны шли почти исключительно на убранство королевских дворцов и на подарки и лишь в редких случаях поступали в продажу.
В 1663 году во главе «Королевской мануфактуры гобеленов и мебели» был поставлен «первый живописец короля» Лебрён. Лебрён был не только руководителем предприятия, по его эскизам и картонам созданы такие серии шпалер, как «Времена года», «Королевские замки», «История Александра Македонского», «История Людовика XIV».
В 1664 году королевские привилегии получила мануфактура Бове, работавшая на королевский двор, а в 1665 году — мануфактура в Обюссоне, выпускавшая продукцию в основном для заказчиков из провинции. Мануфактура в Обюссоне специализировалась на копиях пейзажей из Фландрии и мебельных тканей из Бове.
Рококо. В первой половине XVIII в. вычурный и помпезный стиль барокко сменяется более изящным, камерным направлением — рококо: …до крайности утончённый декоративный стиль, в формах которого, однако, пропал последний остаток целесообразности. Э. Кон-Винер.
Дети-садовники. Шпалера. Мануфактура Гобеленов. Конец XVIII в.
Музей изящных искусств Гробе-Лабади. Марсель
Для французских мануфактур работал известный художник, яркий представитель стиля рококо Франсуа Буше, стоявший во главе Королевской мануфактуры в 1755—1770 годах. По его эскизам были выпущены серии шпалер — «История Психеи», «Любовь богов» (Бове, за 23 года было выпущено 73 гобелена этой серии) и три шпалеры в подарок китайскому императору («Китайская серия») в модном стиле «шинуазри» (Обюссон).
В XVIII в. в Мадриде была основана королевская шпалерная мануфактура. Более всего она известна тем, что эскизы картонов для неё выполнял Франсиско Гойя.
Петербургская шпалерная мануфактура. В России первая мануфактура по производству шпалер для дворцовых интерьеров появилась при Петре I: в 1716 г. из Франции были приглашены мастера Королевской гобеленовой мануфактуры, с которыми были заключены пятилетние контракты, предусматривавшие кроме собственно работы обучение российских ткачей. Первым директором мануфактуры стал Филипп Бегагль, прибывший в Санкт-Петербург в 1717 г. и сыгравший значительную роль в развитии российского шпалерного искусства.
Лебеди. 1758. Петербургская мануфактура
Поначалу ткачи мануфактуры не имели для работы инструментов, им не выплачивали жалованье; материал для работы приходилось закупать за рубежом. С начала 1720-х шпалеры помогали ткать уже и русские ученики. Готовые изделия подписывали только иностранные мастера, поэтому имена русских учеников — Ивана Кобылякова, Филата Кадышева, Михайло Ахманова, Сергея Климова — известны только по архивным документам. На обучение мастерству требовались годы: Иван Кобыляков смог подать прошение о переводе в подмастерья только после двенадцати лет ученичества.
В 1722 году Шпалерная мануфактура была передана в управление Мануфактур-коллегии. К 1725 году на производстве работало 5 французских мастеров и 22 русских ученика, «дошедших до совершенства». В 1730 году мануфактура была переведена из Екатерингофа в Петербург, на Первую Береговую улицу (в настоящее время — Шпалерная). За Литейным двором расположилось пять мастерских: десять станков и красильня. После смерти Ф. Бегагля в 1732 все работы на мануфактуре велись силами только русских специалистов.
В 1740-х годах мануфактура переживала упадок: спрос на её продукцию резко снизился, готовые изделия, которым не находилось применения, заполняли склад. Во второй половине десятилетия из мастеров-ткачей только двое были обеспечены работой. В 1755 году по распоряжению Елизаветы Петровны было возрождено производство шпалер для помещений нового Зимнего дворца, с этой целью вновь прибегли к помощи мастеров из Франции.
Расцвет мануфактуры пришёлся на 1760—1770-е годы, к тому времени на ней работали отечественные ткачи, картоньеры и художники. На Петербургской мануфактуре культивировался редкий для шпалеры жанр — портрет, требовавший от ткача особого мастерства при выполнении лица модели. Производились в основном портреты царствующих особ и людей, близких ко двору.
В 20-х годах XIX века в связи с новым падением спроса на продукцию мануфактуры она совсем не приносила дохода. В музеях России хранится чуть более ста шпалер отечественного производства, около половины из них — в коллекции Эрмитажа.
XIX век. Попытки возрождения шпалерного ткачества. Развитие машинного производства во второй половине XIX века, а также изменения моды и вкусов заказчиков привели к упадку шпалерных мануфактур. Одним из тех, кто сделал первую попытку возродить искусство классического средневекового ткачества, был Уильям Моррис. Он сам освоил ремесло ткача, работая дома по несколько часов в день на станке. В 1881 году Моррис открыл в Мертонском аббатстве шпалерную мастерскую. В Мертонском аббатстве шпалеры создавались точно так же, как в средние века.
File:Holy Grail Tapestry -The Arming and Departure of the Kniights.jpg
Фирма «Моррис и Ко». Выступление воинов. Э. Бёрн-Джонс
Шпалера из серии «Святой Грааль»
В 1893 художник Майоль открыл небольшую мастерскую по производству шпалер в Баньюльс-сюр-Мер. Шпалеры, выполненные по картонам Майоля, — «Музыка», «Очарованный сад» — экспонировались на брюссельской выставке «Группы двенадцати» и получили благосклонные отзывы критиков. Для ковров Майоля характерны плавно изгибающиеся линии рисунка, стилизация изображения под растительные формы. Экономические трудности, зависимость от наличия заказов, проблемы со зрением заставили Майоля в 1900 году закрыть мастерскую.
Первая половина XX века. Реформа шпалеры. Жан Люрса. С середины 1920-х годов предпринимались неоднократные попытки модернизировать искусство шпалеры. Жан Люрса вывел искусство шпалеры на новый уровень и стал первым художником современной шпалеры. Он создал около тысячи картонов для шпалер. Последняя его работа — грандиозная серия «Песнь Мира», законченная уже после его смерти. Люрса основал в 1945 году Ассоциацию художников-картоньеров Франции.
Ле Корбюзье начал работать в области художественного ткачества с 1945 года. Его первые картоны для мануфактуры в Обюссоне, где в то время Люрса возрождал производство шпалеры, были небольшими по размеру.
Вторая половина XX—XXI век. В середине XX века Франция утратила ведущие позиции в области художественного текстиля. В развитии современного ткачества, принципиально нового синтетического направления, в 1950-х и 1960-х годах сыграли значительную роль художники Скандинавии, Восточной ЕвропыЯпонииСША. В создании шпалеры участвует уже один художник, не прибегающий к помощи картоньера. Таким образом мастер полностью контролирует создание произведения от замысла до технического воспроизведения, что значительно обогащает возможности его самовыражения.
Шпалера уже более не просто ковёр, украшающий стену, она превращается в самостоятельный художественный объект.
Особое направление в развитии современного текстильного искусства сложилось в странах Восточной Европы — Польши, Югославии и Венгрии. В СССР родоначальником школы современного гобелена стал латышский художник Рудольф Хеймратс, который в начале 60-х годов XX века вместе с Георгом Баркансом заложил его эстетические принципы.
Современный гобелен, привезёный из ОАЭ
В настоящее время современный гобелен, выполненный в технике ручного ткачества, существует в двух видах. Во-первых — это авторские произведения; во-вторых — повторение классических образцов шпалерного искусства на фабриках, расположенных преимущественно в странах Юго-Восточной Азии. Некоторые мастера, работающие в области традиционного ткачества, особенное внимание уделяют декоративности, колориту художественного произведения. Их работы близки к произведениям, выполненным специально для театра (занавеси, декорации). Существует также тенденция переноса в гобелен приемов графики или станковой живописи, когда главным становится содержательная часть произведения, его повествовательность.
МатериалыДо XVIII века для основы в шпалерах использовалась шерсть — самый доступный и лёгкий в обработке материал, чаще всего это овечья шерсть. Главное требование, предъявляемое к материалу основы, — прочность. В XIX веке основу для шпалер иногда делали из шёлка. Хлопчатобумажная основа значительно облегчает вес изделия, она прочна, в большей степени устойчива к неблагоприятным воздействиям внешней среды.
В Европе шерсть могла комбинироваться со льном, шёлком (им выполнялись светлые места рисунка), хлопком, конским волосом, гарусом. Блестящие нити шёлка и гаруса оттеняли матовую шерсть, разнообразили фактуру шпалеры. Тонкими нитями выполнялись мелкие детали. Ткачи из Арраса в XV веке положили начало использованию в европейских шпалерах золотых и серебряных нитей.
Плотность шпалеры. В шпалерном ткачестве плотность ковра определяется количеством нитей основы на 1 см. Чем выше плотность, тем больше возможностей у ткача выполнить мелкие детали, и тем медленнее продвигается работа. В средневековой европейской шпалере насчитывается около 5 нитей основы на 1 см. Изделия брюссельских мануфактур XVI века имели такую же небольшую плотность (5—6 нитей), однако местным ткачам удавалась передача сложных нюансов изображения. Со временем шпалера всё более приближается к живописи, её плотность увеличивается. На мануфактуре Гобеленов плотность шпалер составляла 6—7 нитей на 1 см в XVII веке, а в XVIII веке — уже 7—8. В XIX веке плотность изделий мануфактуры Бове достигла 10—16 нитей. В XX веке французские мануфактуры вернулись к плотности шпалер в 5 нитей. В современном ручном ткачестве плотность принята в 1—2 нити на см, плотность свыше 3 нитей считается высокой.
Продолжение следует >>>
Рубрики:  Рукоделие, мода, самоделки, hand-made, переделки,
Наука, искусство, мода, история, культура, архитек
Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 5 пользователям

Валентина-л-1   обратиться по имени Пятница, 06 Мая 2022 г. 03:14 (ссылка)
С благодарностью.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку