Каждый декабрь знаменитый календарь Pirelli посылается
ограниченному кругу избранных знаменитостей,
политических лидеров и воротил мирового бизнеса
Большинство людей никогда не войдут в этот эксклюзивный список, тем не менее календарь Pirelli уже несколько десятилетий будит воображение многих людей благодаря своей гламурной версии высокохудожественной эротики, демонстрируемой супермоделями года.
«Календарь Пирелли»/итал. Pirelli calendar — ежегодный фотокалендарь компании Пирелли/Pirelli издаётся с 1964 года. Первым фотографом стал Роберт Фриман, официальный фотограф The Beatles. Первый выпуск имел огромный успех, стал настоящей сенсацией для 60-х и стал выпускаться ежегодно. Только с 1975 по 1983 календарь из-за нефтяного кризиса не выпускался. Снимки для него делают известнейшие фотографы, в их объективе оказываются звёзды сцены, экрана и подиума.
Фотография Альберта Уотсона для календаря Pirelli 2019. Модель: Джиджи Хадид
Ежегодно над календарём работают только лучшие мировые фотографы и лучшие модели и актрисы. Предложение поработать с Пирелли для любого фотографа — его официальное признание на мировом уровне. Сниматься для календаря Пирелли также делает честь любой из суперзвёзд, а сам календарь выходит очень ограниченным тиражом и распространяется среди «сильных мира сего», и купить его можно разве что на аукционе.
История Pirelli началась в 1872 году с производства резиновых мячей, обуви, волоконно-оптических кабелей и шин для велосипедов. Сегодня Pirelli - один из ведущих производителей шин высшего и ультра-класса, а также эксклюзивный поставщик Формулы 1. Вклад Pirelli в историю мирового искусства, моды и шоу-бизнеса не только "календарный". Снятые в разные годы рекламные фотографии, телевизионные ролики и художественные короткометражки от итальянского производителя не умещаются в рамки типичного коммерческого продукта, а претендуют на то, чтобы считаться культурными шедеврами и символами своего времени.
1964 год — Ливерпульская четвёрка на гребне волны, Джаггер с Хендриксом раздаются из каждого открытого окна, модницы то сооружают высоченные начёсы как у Брижит Бардо, то коротко остригают волосы, словно под линейку. И непременно запасаются всевозможными мини. На фоне этой активно прорезающейся свободы фотограф The Beatles Роберт Фриман схватил фотоаппарат и снял свою жену Сонни Дрэйн на пляже в одной джинсовой рубашке. Так началась история календаря Pirelli как сборника художественных фотографий, а не просто снимков девушек разной степени обнажённости на фоне продукции компании.
В разное время для календаря снимались такие суперзвёзды как Наоми Кэмпбелл, Синди Кроуфорд, Милла Йовович, Хайди Клум, Кейт Мосс, Адриана Лима, Алессандра Амбросио, Фернанда Таварес, Жизель Бундхен, Мина Сувари, Каролина Куркова, Наталья Водянова, Бриттани Мерфи, Дженнифер Лопес, Софи Лорен, Пенелопа Крус, Хилари Суонк, Кэролин Мерфи, Наоми Уоттс и многие другие.
1970, фото: Франсис Джакобетти
Календарь 1972 года доверили бывшей модели и фотографу Саре Мун — получились даже не снимки, а фотокартины, напоминающие полотна Эдгара Дега. Кстати, именно после съёмки Мун на календарь обратили внимание спекулянты: они перепродавали каждую страницу за 100 фунтов как подлинное произведение живописи.
Даром что итальянская корпорация Pirelli & C — один из старейших производителей шин, пятый в мире по выручке. Сегодня у большинства людей название Pirelli ассоциируется в первую очередь с фотографией. Поначалу, в 1962-63 годах, корпоративный календарь The Cal был набором рекламных постеров для кабины водителя грузовика: страницы пестрели моделями на фоне покрышек. Но британское представительство компании и конкретно арт-директор Дерек Фостер перекроили концепцию.
В 1974-м грянул нефтяной кризис — The Cal временно приостановил выпуск, британские и зарубежные СМИ возмущались и протестовали, а преданные фанаты бережно собирали и издавали сборники со съемками за 10 лет существования календаря. Особенно удачная ретроспектива вышла у Дэвида Найвена — его издание разлетелось меньше чем за два месяца.
Съёмки возобновились спустя десять лет, в 1984 году. Кресло арт-директора занял Мартин Уолш, попытавшийся повернуть время вспять. Точнее, он вернулся к ненавязчивой демонстрации шин Pirelli — товара, из-за которого, собственно, календарь и затевался. Например, первая съемка после долгого затишья выглядела так: обнажённые модели нежились на багамском пляже, а по песку расходились следы протектора новенькой шины P6.
Нативную рекламу обсуждали недолго — в 1987-м на первый план снова вышла художественная (а вместе с ней и социокультурная) ценность календаря. Всё потому, что фотограф Теренс Донован за добрых 30 лет до чехарды с diversity отснял резонансный выпуск, позвав в объектив исключительно чернокожих моделей, в том числе и 16-летнюю прелестницу Наоми Кэмпбелл.
Фотография Теренса Донована для календаря Pirelli 1987.
К 1993-му руководство компании окончательно отказалось от любой рекламы шин в календаре. А 1994 год и вовсе оказался поворотным для издания. На страницы The Cal зашёл Херб Ритц и подвёл художественную черту под XX веком. Он запечатлел не кого-нибудь, а супермоделей, отведя каждой определённую роль в истории века.
Так, Летиция Каста символизировала новый шик 50-х, а Синди Кроуфорд — откровенность 80-х. Отдав дань этим женщинам, Ритц окончательно вплёл The Cal в гламурный и модный ландшафт — съёмки для календаря приравнивались к съёмкам для глянцевых обложек.
1997, фото: Ричард Аведон
Миллениум начался со съёмки Марио Тестино с Жизель Бундхен — и по страницам понеслась вереница див разной степени известности. В 2007-м в Pirelli отметилась даже Софи Лорен. А отданный на откуп Карлу Лагерфельду выпуск 2011 года превратился в альбом древнегреческих нимф, сатиров и богов.
2001, фото: Марио Тестино
2005, фото: Патрик Демаршелье
2006, фото: Мерт Алас и Маркус Пиггот
Софи Лорен. 2007, фото: Инес ван Ламсвеерде и Винуд Матадин
2012, фото: Марио Сорренти
2015, фото: Стивен Мейзел
В 2016-м Энни Лейбовиц поразмыслила над ролью женщины в современном мире и выдала серию лаконичных портретов на сером фоне. В проект попали Серена Уильямс, Патти Смит, Наталья Водянова и Йоко Оно.
Наталья Водянова
Серена Уильямс в календаре 2016, фото: Энни Лейбовиц
Следующий именитый фотограф, Питер Линдберг, продолжил тему монохромных фото и переосмысления глянцевой красоты. С его лёгкой руки вышел первый календарь без капли ретуши, со страниц спокойно смотрели гранд-дамы Голливуда: Николь Кидман, Кейт Уинслет, Ума Турман и наша соотечественница — преподаватель МГИМО Анастасия Игнатова (чьё появление наделало немало шума в российских соцсетях и СМИ).
45-й календарь Pirelli на 2018-й год посвящён сказке «Алиса в стране чудес», снял который фотограф Тим Уолкер в привычной ему кинематографичной манере. Его главными героями стали темнокожие модели, музыканты и актёры. Наоми Кэмпбелл, Вупи Голдберг, Пи Дидди, Ру Пола и ещё 15 селебрити снялись в этом календаре в качестве героев сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Как происходили съёмки, можно посмотреть в бэкстейдж-видео.
В 2019-м на вахту создателя картин и смыслов заступил шотландец Альберт Уотсон. Чтобы понять, кто это, вспомните самые знаменитые снимки Альфреда Хичкока и Стива Джобса. Искусный портретист придумал историю четырёх женщин.
Летиция Каста сыграла некоего Пигмалиона в женском обличье — художницу, работающую над скульптурой возлюбленного (Сергея Полунина). Джиджи Хадид изобразила одинокую девочку в золотой клетке, единственное утешение которой — беседы с другом (Александром Вэном). Артистке Американского театра балета Мисти Коуплэнд выпала роль танцовщицы, мечтающей о большой сцене, но работающей стриптизёршей. В похожей истории оказалась героиня Джулии Гарнер, у которой никак не выходит стать портретистом.
15 февраля 2019 года в Москве стартовала выставка фотографий Альберта Уотсона в рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии», которые мастер сделал для нового выпуска легендарного календаря Pirelli. Посетителям предстоит увидеть 40 цветных и монохромных снимков, герои которых — Джиджи Хадид, Александр Вэнг, Мисти Коуплэнд, Летиция Каста, Джулия Гарнер и другие. По задумке автора, изображения напоминают стоп-кадры из фильмов. Посетителям предстоит познакомиться с историями четырёх женщин, рассказанными на языке фотографии.