«Спаситель мира» — картина Леонардо да Винчи, которая долгое время считалась утраченной. Её заказчиком обычно называют короля Франции Людовика XII. Несколько эскизов хранятся в Виндзорском замке. Сохранилось порядка 20 работ леонардесков на этот сюжет.
Леонардо да Винчи. Спаситель мира/Salvator Mundi, около 1499
Деревянная панель, масло. 66 × 47 см. «Лувр» - Абу-Даби
Алан Винтермьют/Alan Wintermute, ведущий специалист аукционного дома Christie’s по картинам старых мастеров, назвал работу «Salvator Mundi» «святым Граалем», а её обнаружение – «событием большим, чем открытие новой планеты». По его словам, работу иногда называют мужской ипостасью «Моны Лизы». На полотне запечатлён образ Христа в одеждах голубого и малинового цвета, держащего хрустальный шар в руке.
Картина «Salvator Mundi» была создана приблизительно в 1499 году. В первой половине XVII века ею владел английский король Карл I, о чём есть достоверные письменные свидетельства. Долгое время картина считалась утерянной – с 1763 года по 1900 не было известно, где и у кого находилась эта работа. За этот период о картине и её истории забыли, пока в начале 20 века она не была приобретена сэром Чарльзом Робинсон как полотно одного из учеников Леонардо да Винчи.
В 1958 году картина попала на аукцион Sotheby’s, где была продана некому американцу за 45 фунтов, после чего снова исчезла на 50 лет. В 2004 году картину продали в Америке вместе с небольшим поместьем. Её приобрёл Роберт Саймон, известный эксперт по старым европейским мастерам. Новый владелец решился на реставрацию, в ходе которой полотно освободили от наслоений краски, под которыми обнаружили оригинальное изображение. Интересно, что обе руки Христа, изящно сделанные волосы, стеклянный шар и большая часть драпировки одежды на самом деле замечательно сохранились и близки к своему оригинальному состоянию.
Парижская версия
На протяжении десятилетий маркиз де Гане пытался убедить музейное сообщество в первичности того «Спасителя», который украшал его особняк в Париже. По версии де Гане, один из прежних владельцев картины, барон де Ларанти, приобрёл её в XIX веке из монастыря в Нанте, куда завещала передать работу вдова Людовика XII.
В 1982 году картина участвовала в выставке работ мастера в его родном городе Винчи; эту выставку курировал Карло Перетти, опытный специалист по атрибуции леонардесков. Несмотря на все усилия, маркизу не удалось доказать принадлежность парижского «Спасителя» кисти Леонардо.
В большинстве современных каталогов он приписывается Франческо Мельци или Марко д’Оджоно. В 1999 году картина была продана на аукционе «Сотбис» за 332 000 долларов.
Нью-йоркская версия
Репродукция из каталога коллекции Кука, 1913
Картина до реставрации
Известна также гравюра середины XVII века, выполненная Вацлавом Холларом, вероятно, по заказу английской королевы Генриетты Марии. Если гравюра сделана с оригинала Леонардо, то можно сделать вывод, что в то время картина принадлежала Стюартам.
Возможно, именно эта работа поступила в 1688 году в собрание герцога Бекингема. Во всяком случае, в 1763 году его потомки продали её на аукционе как работу Леонардо, после чего след картины затерялся.
В 1900 году его приобрёл как работу миланской школы один из богатейших людей викторианской Англии, баронет Фредерик Кук, владелец роскошного дворца Монсеррат в Синтре. В его доме висели работы Филиппо Липпи, фра Анджелико, Хуберта ван Эйка, Диего Веласкеса и Рембрандта.
«Спаситель мира» из коллекции Кука был искажён позднейшими записями и исправлениями: в эпоху Контрреформации к безбородому и до странного женственному лицу Спасителя пририсовали традиционные усы и бородку. В таком виде атрибутировать картину было настолько затруднительно, что в 1958 году наследники Кука смогли реализовать её на аукционе «Сотбис» только за 45 фунтов.
В 2004 году на неназванном аукционе эта работа была приобретена (за чуть менее $ 10 000) Робертом Саймоном, специалистом по старым мастерам, и группой арт-дилеров. Затем произведение было отправлено на реставрацию, в ходе которой его удалось расчистить от записей. Специалистов особенно впечатлило обнаружение пентименто — следов исправления положения большого пальца правой руки Христа, выполненного первоначальным художником (наличие значимых отклонений от изначального замысла свидетельствует об оригинальности произведения). Детали реставрации, которой руководила Диана Дуайер-Модестини/Dianne Dwyer Modestini), не раскрываются.
Преображённый реставраторами «Спаситель» проходил экспертизу в нескольких музеях Европы и США. Из них только лондонский после консультаций с крупнейшими экспертами рискнул признать авторство Леонардо.
Полотно было впервые представлено публике на беспрецедентно полной выставке «Леонардо да Винчи: придворный живописец в Милане», которая открылась в Лондоне 9 ноября 2011 года.
В качестве аргументов за атрибуцию полотна гению Ренессанса обращалось внимание на высокое мастерство исполнения стеклянной державы и как бы светящейся длани Христа, воздушную лёгкость голубых одеяний, использование сфумато, сходство рисунка с эскизами из Виндзорского замка и полное соответствие пигментов нью-йоркского «Спасителя» и лондонской «Мадонны в скалах».
Противники атрибуции (включая Карла Перетти) подчёркивали безыскусственность иератичной позы Христа (которая вполне традиционна и имеет мало общего с динамической сложностью композиции зрелых работ Леонардо), переосвещённость десницы в сравнении с остальными деталями, а также некорректность отображения прозрачной сферы, символизирующей мироздание (что более чем странно для такого специалиста по оптике, каким был Леонардо да Винчи).
Атрибуция нью-йоркского полотна Леонардо получила широкое признание среди специалистов по творчеству художника, так что летом 2011 года его рыночная стоимость оценивалась в $ 200 млн.
В 2012 году попытку приобрести картину предпринял Музей искусств Далласа. Год спустя у арт-дилера Ива Бувье за 127,5 млн долларов полотно купил российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев. Самому Бувье картина обошлась почти в два раза дешевле.
Отмечается, что главный акционер Банка Кипра и бывший владелец «Уралкалия» продаёт также и другие картины из своей коллекции, среди которых шедевры Гогена, Модильяни, Пикассо и Матисса. Картину «Salvator Mundi» он приобрёл в 2013 году за 79 млн долларов, а надеялся продать не менее чем за 130 млн долларов.
Продажа в 2017 году
В 2015 году в Монако разразился скандал вокруг обвинений в мошенничестве, выдвинутых Рыболовлевым против Бувье. На фоне утверждений прессы, что арест Бувье был организован по наущению Рыболовлева министром юстиции Нармино, последний был вынужден уйти в отставку. Чтобы компенсировать убытки, нанесённые махинациями Бувье семейству Рыболовлевых, осенью 2017 года картина «Спаситель мира» была выставлена на продажу. Ввиду плачевного состояния оригинального красочного слоя стартовая цена лота оценивалась всего в 100 млн долларов.
В преддверии торгов аукционный дом «Кристис» развил беспрецедентную активность, позиционируя лот как последнее живописное произведение Леонардо, оставшееся в частных руках. На Youtube были размещены ролики, где картину разглядывают такие знаменитости, как Леонардо ди Каприо, Дженнифер Лопес и Патти Смит.
Чтобы увидеть полотно на предпродажном показе в Нью-Йорке, нужно было отстоять часовую очередь. С целью привлечь внимание наиболее обеспеченной публики произведение было перенесено из секции старых мастеров в секцию современного искусства, чего раньше также не случалось.
На нью-йоркских торгах 15 ноября шаг аукциона составлял беспрецедентные $ 30-40 млн. В итоге картина была продана за 400 млн долларов (450 млн с учётом комиссии аукциона), став самым дорогим в мировой истории произведением искусства. Это вызвало разноречивые отклики среди специалистов: так, Джейсон Фараго из The New York Times характеризовал «Спасителя мира» как довольно заурядное для Высокого Возрождения произведение, не открывающее новых художественных горизонтов.
По версии The New York Times покупателем картины стал принц Бадр бин Абдалла бин Мухаммад бин Фархан ас-Сауд. Картина будет выставлена в новом музее «Лувр» в Абу-Даби.