Сундук был также прародителем креденцы (сгеdenza).
В средние века это столик, за которым пробовали пищу перед тем, как подать к столу.
Но позже креденца приобрела солидный цоколь, спереди опиралась на две ноги, а сзади - на сплошную стенку. В XVI веке креденцы строили уже в два этажа, разделяя их выдвижными ящиками. Креденца, как правило, украшала гостиную, но к XVIII веку её поселяютв бельевые и гардеробные помещения (разумеется, в домах, где они были, то есть в домах с достатком). Во второй половине XIX века креденца снова вошла в моду: громоздкие резные креденцы в стиле нового Ренессанса опять появились в гостиных.
В близком родстве с креденцей был дрессуар (dressoir), известный со времён раннего средневековья. Это подобие буфета с этажеркой, на полках которой на виду размещалась дорогая посуда.
Во Франции обладание дрессуаром строго регламентировалось королевским указом: дрессуар с двумя полками разрешалось иметь барону, с тремя - графу, с четырьмя - герцогу. Когда Анна Болейн стала супругой английского короля Генриха VIII (XVI век), она получила в подарок необычайный дрессуар в двенадцать полок.
История серванта (от французского servante) начинается со второй половины XVIII века. Так тогда назывался низкий ящик с цилиндрическими ячейками. Потом сервант превратился в консольный столик с выдвижными ящиками. Мода на эту мебель держалась не более века. Ничего общего у неё с современными сервантами нет, ведь нынешние серванты - это большие витринные шкафы.
Точно известен год рождения секретера (от французского secretaire) - 1730. Тогда это был дамский изящный столик со шкафчиком для бумаг, закрывавшийся дверкой. Когда дверку откидывали, она превращалась в столешницу.
Покои богачей XVII века невозможно представить себе без кабинетов - изящных шкафов и шкафчиков с многочисленными ящиками для хранения бумаг, письменных принадлежностей и драгоценностей. Родина кабинетов - Италия, где их изготовили уже в XVI веке.
Loyola University, Chicago, Martin D'Arcy Collection, chest French, ~1565
Переписка была стержнем отношений. Любовные и дружеские послания, родительские наставления, предостережения и поучения, поздравления и приглашения - всё это доверялось бумаге и хранилось в ящиках кабинетов. Их украшали слоновой костью, черепаховыми пластинками, привозными породами дерева. В общем, это было ювелирное изделие интерьера.
В Италии научились делать миниатюрные кабинетцы величиною с ладонь. А французский кардинал Мазарини дарил оппозиционным вельможам кабинеты фламандской работы, чтобы хоть на время усыпить их бдительность.
О первом книжном шкафе можно получить представление по древнеримскому могильному барельефу. Дверки его открыты и на полках видны свитки папируса - свидетельство бюрократических (или интеллектуальных) занятий усопшего. Возможно, такой шкаф был мебелью римских присутствий.
В средние века книги были драгоценными произведениями из пергамента. Обычно их не доверяли шкафам, а прятали в сундуках за семью запорами. В шкафах держали лишь хозяйственные книги да семейные хроники, которые вёл сам хозяин. Когда книги стали печатными и более доступными, им нашли место в буфетах вместе с посудой. И только в первой половине XVIII века - с тех пор как в Англии научились делать шкафы со стеклянными дверцами - книжный шкаф снова начинает самостоятельное существование.
Гардеробы - английское изобретение середины XVIII века, хотя название происходит от французских слов garde – «хранить», rоbе – «одежда».
Для гардеробов тогда же придумали распялки («плечики»). Наружное зеркало в платяной шкаф вставили не раньше середины XIX века.
Особое место в истории мебели принадлежит комоду. Он поселился в домах аристократов и богатых буржуа в начале XVIII века. По-французски commode значит «удобный».
Предки комода - ренессансный итальянский шкаф с выдвижными ящиками кассетоне и всё тот же сундук. Стиль рококо придал этому приземистому шкафчику волнистые контуры и причудливые украшения из бронзы.
Старинный комод из дуба, резной, Франция
Средневековая мебель была из дуба, пихты, груши, яблони. Но предпочтение отдавалось дубу.
Антикварный комод старинный дубовый
С XVI века лучшую мебель оклеивали эбеном. С 1720-х годов начинается эпоха, красного дерева махагони (в России 1730-х годов оно было известно под названием «мегагень» или «магонское»), которое случайно, в качестве корабельного балласта, было завезено в Лондон с Ямайки. Сначала сколотили из него ящик для свечей, а с середины XVIII века английский виртуоз-мебельщик Чиппендейл ввёл красное дерево во всеобщее употребление.
История современного шкафа-стенки началась в 1945 году. Поль Кадовис создал первую в мире стенку. Набором унифицированных элементов он сразу решил проблему гардероба, комода, буфета и даже бара в некоем синтетическом решении. Прожив лет сорок, эта стенка вновь тяготеет к традиционным формам корпусной мебели.
Шифоньер - французский перевод шифоньера означает «тряпка-собиратель» или "тряпичник", предполагая, что он был изначально построен, чтобы хранить мелочи, которые не имеют другого места хранения в домашних условиях. Так появился ящик для нежелательных вещей! Шефоньеры сегодняшнего дня в стиле ампир мебели в Англии были построены из любимой древесины той эпохи, розового дерева.
Шифоньер с изображением аллегорических фигур Веры и Надежды
Южная Германия, XVIII в. Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург
Вид шифоньера постепенно менялся. Иногда это был высокий набор ящиков, другие говорят, что это предмет мебели, который меньше, чем сервант, спереди окружённый дверьми. Шифоньеры обычно имели вид широкого и низкого, своего рода шведского стола. Двери, как правило, были даже оторочеными медным бисером. Ноги шифоньера были либо дополнены когтями или даже имели вид позолоченных сфинксов.
Теперь вы знаете историю шкафа. Далее антикварные образцы различных шкафов: