Антонио Вивальди (итал. Antonio Lucio Vivaldi; 4 марта 1678, Венеция — 28 июля 1741, Вена)
Это единственная из четырех ораторий Вивальди дошедшая до нас была написана как раз в то время, когда Вивальди делал свои первые шаги как оперный композитор. В это время он занимал должность руководителя оркестра и хормейстера школы Оспедалле дела Пьета (Ospedale della Pieta), учреждения для девочек-сирот, известное как своей коллекцией
музыкальных инструментов, так и вокальным искусством своих учениц.
Оратория "Торжествующая Юдифь" по свежести мелодического вдохновения и тонкости
оркестрового колорита принадлежит к лучшим созданиям Вивальди. Автор текста Якопо Кассетти определил ее как "священную военную ораторию"; в основе сюжета известное библейское предание о героической Иудифи, спасшей родной город от неприятеля. История подвига Юдифи, окрашенная в тона зловещей экзотики, неоднократно привлекала композиторов эпохи барокко; интерес к ней сохранился и впоследствии.
Юдифь (Juditha) была молодой и прекрасной вдовой из иудейского города Ветилуи. Когда в 659 году до н.э. Навуходоносор послал ассирийскую армию под командованием Олоферна (Holofernes), чтобы заставить непокорных евреев платить дань, Ветилуя оказалась в многодневной осаде. Изнуренные голодом и жаждой жители города уже были готовы сдаться на милость врагов, но Иудифь решила спасти соплеменников ценою своей чести. Одев лучшие одежды, она в сопровождении служанки Авры (Abra) отправляется в неприятельский стан.
Пораженный красотой Юдифи, Олоферн три дня подряд устраивает в ее честь
пиршества, домогаясь любви иноземки; наконец, на четвертый день, когда Олоферн засыпает после очередного пира, Юдифь отсекает ему голову его собственным мечом; затем она возвращается в осажденную Ветилую, захватив его голову в качестве трофея. Слуга Олоферна Вагус (Vagaus) шокирован и опечален происшедшим. А Озия (Ozias), первосвященник иудеев, возглавляет празднование в честь триумфального возвращения Юдифи.
В оратории Вивальди Юдифь символизирует Венецию, царицу Адриатики.
Оратория "Торжествующая Юдифь, победившая варвара Олоферна", RV644
Vivaldi: "Juditha triumphans", oratorio in two parts, RV 644
Ведя длительные войны с турками, венецианцы искали в далеком прошлом
вдохновляющие примеры самоотверженности и героизма. Не удивительно, что
автор текста оратории вложил в уста еврейского первосвященника, славящего освобожденную Ветилую, сакраментальные слова: "Так провижу я, по вечно истинному предсказанию, град моря Венецию невредимой и неприкосновенной во веки веков. Пусть станет женственно юный град новой Юдифью подобно своей предшественнице, победившей в Азии языческого тирана Олоферна..." Заключительный хор оратории провозглашает: "да живет и царствует Адриатика в мире".
Число действующих лиц в оратории Вивальди сведено к минимуму. Юдифь и ее
служанка Авра противостоят Олоферну с его оруженосцем. Представители
народа выступают значительно реже, чем главные герои. Хор молодых женщин
Ветилуи олицетворяет иудейский народ, возглавляемый первосвященником
Озией. Лагерь ассирийцев обрисован воинственными хорами солдат с трубами
и литаврами в сопровождении.
Так же как и в "Моисее", первой оратории Вивальди, партитура которой к сожалению
утрачена, все сольные партии предназначались для женских голосов.
Строение большой 2-частной оратории, почти всецело состоящей из речитативов и арий, напоминает оперы Вивальди. В Италии подобные оратории назывались "священным действием" ("azione sacra") и могли ставиться на сценах театров.
Многочисленные арии Юудифи раскрывают различные стороны ее образа. В оркестровом
сопровождении арий использованы редкие в то время инструменты - виола
д'аморе, мандолина, сальмое (последний, очевидно, представляет разновидность близкого к гобою народного инструмента, распространенного в Абруццах). Выбор тембра инструмента обычно связан с образным содержанием арии. Так, аристократически-изысканное звучание виолы д'аморе сопровождает арию Юдифи "Чем больше благородства..." Серебристый трепетно-мерцающий тембр 5-голосной группы виол окрашивает речитатив героини "Высший создатель звезд" и ее последующую арию - одну из лучших в оратории (в ночь перед свершением подвига Юдифь призывает верховного
творца в свидетели чистоты ее помыслов).
Редкие инструменты встречаются и в партиях других персонажей. Одну из арий
оруженосца Олоферна сопровождают 4 теорбы, басовые разновидности лютни.
Частая смена тембров составляет характерную черту партитуры оратории.
Разнообразные возможности ее оркестра, включающего, помимо названных
инструментов группу струнных, кларнеты, 2 чембало и орган, никогда не
используются одновременно, благодаря чему создается колоритная
звукокрасочная мозаика.
Джорджоне "Юдифь", Эрмитаж, Санкт-Петербург