Песни наших дворов. Это сейчас все сидят в он-лайн, общаясь друг с другом при помощи пальца на экране смартфона. Сбросил ссылку на понравившуюся песню, в ответ получил картинку с пальчиком вверх или вниз. Доступен любой фильм и любое музыкальное произведение. Но нет живого общения или, как сейчас модно говорить, непосредственной коммуникации, в связи с чем и, тоже модное словечко, социализация человека страдает.
Да и дворов то таких, где пацанва с примкнувшими к ним самым смелыми чувихами могла бы собраться вечерком после школы, потравить анекдоты и попеть под что-нибудь раздолбанную семиструнку какую-нибудь "шизгару" или "когда фонарики качаются шальные", уже нет. Не говоря уже о подоконниках в подъездах.
Были среди этих песен и настоящие народные, вроде "я помню тот Ванинский порт" и "идут на север этапы длинные". И уже "новоделы" типа высоцкой "Нинки", бардовские - "вечер бродит по лесным дорожкам" и "солнышко лесное, военные, туристские. При том никто не знал их авторов, слова записывались в тетрадки и отдавались для переписки только самым лучшим друзьям. А аккорды разучивались на слух. Да любая такая песня влегкую шла под простейший перебор и гитарный бой на трех дворовых аккордах.
Вот так в народе стихийно и распространялся этот жанр "дворовой песни". Но некоторые песни пришли в дворы с экранов кинотеатров. И сочинили их профессиональные композиторы и поэты.
В 1972 г. на экраны страны вышел новый двухсерийный фильм Владимира Басова "Возвращение к жизни". Фильм был снят по мотивам автобиографического романа эстонского писателя Ахто Леви "Записки Серого волка". Автор романа человек с очень непростой судьбой. Мальчишкой вывезен немцами в Германию во время войны, потом вернулся в СССР, из фильтрационного пункта сбежал, был пойман и посажен в сибирский лагерь. Оттуда тоже бежал, добрался до Эстонии, там попал к "лесным братьям". От них попал к уголовникам, много лет пробыл в местах лишения свободы. Роман начал писать в заключении.
Фильм, вызвал большой интерес зрителей, но со временем был как-то забыт. Ведь Басов снял его сразу после фильма "Щит и меч" и перед "Опасным поворотом" и "Днями Турбиных". И осталась от фильма в памяти только бесподобная стилизация под "блатняк" композитора В. Баснера и поэта М. Матусовского "Корешок мой Сенечка и я". Песня сразу же приобрела огромную популярность и среди дворовой пацанвы, и в криминальной среде. Исполнил ее в фильме незабвенный Борис Сичкин. .
"Воры есть?"- кричит при входе на зону вор в исполнении колоритнейшего Владимира Яббарова. Он играл Володю-сектанта в чухраевском фильме "Жили-были старик со старухой". Вновь прибывший "воровской" этап проверяет не "сучья" ли зона. Время суровое, послевоенное, по зонам идет "сучья война". "Есть!"- весело отвечают.
В фильме этот шлягер звучит не в полном объеме. Вот его полная редакция в исполнении Аркадия Сержича.
А в 1966 г. дворовый фольклор обогатился сразу двумя песнями из фильма "Республика ШКИД" . Фильма, сделавшего знаменитым режиссера Геннадия Полоку, и ставшего его визитной карточкой. Самой популярной его картиной. В немалой степени своей популярностью фильм обязан двум песням композитора Сергей Слонимского, написанным на текст одного из авторов повести "Республика ШКИД" Леонида Пантелеева. Первая, заглавная песня фильма "По приютам я с детства скитался." Леонид Пантелеев, сам бывший беспризорник и воспитанник "ШКИДы". Вот как воспоминаниям С. Слонимского эта песня создавалась
Он (Пантелеев — С.К.) вспомнил лишь одну строчку: «По приютам я с детства скитался, не имея родного угла. Ах, зачем я на свет появился, ах, зачем меня мать родила…», а дальше забыл. Я сказал: «Попробую сочинить мелодию. Если она вам понравится, вы напишете мне ещё два куплета, не понравится — я отказываюсь писать музыку». Но мелодию я подобрал достаточно быстро…
…Когда я спел песню, то Пантелеев вдруг заплакал: «Это та самая мелодия, которую я забыл!» Конечно, не та самая, но значит — попал.
А вторая песня- знаменитая, "жалистная" "У кошки четыре ноги" , исполнялась малолетним вором Костей "Мамочкой", попавшим в "ШКИДу". Играл "Мамочку" 15-ти летний Саша Кавалеров, как он сам себя тогдашнего характеризовал - " вполне нормальный ленинградский малолетний хулиган, не бандит". Потому и образ "Мамочки" получился таким достоверным, и после выхода фильма на просторах СССР вот такие мелкие и наглые "нормальные хулиганы, не бандиты", стали получать погоняло "Мамочка". Кстати, и первую песню беспризорника поет Саша Кавалеров.
А уже в нашем веке появился расширенный вариант этой песни.
Через два с половиной года, в 1969 г. во дворах стали петь "Нейлоновое сердце" из кинофильма "Мужской разговор", режиссера Игоря Шатрова. Этот режиссер через два года снимет "Минуту молчания" по завершающей трилогию о "Кроше" повести "Неизвестный солдат", где Саша Кавалеров играет Кроша и является первым исполнителем песни "За того парня", тоже ставшей одним из хитов советской песни. А потом Шатров снимет телефильм "И это все о нем...", где тоже играл и пел "Не надо бояться" Саша Кавалеров.
И в "Мужском разговоре" Саша Кавалеров играет и поет "Нейлоновое сердце", которое потом будут петь во дворах. Песню написал Ян Френкель на стихи И. Шаферана. Вот ролик с этой песней, а следом за ней там же и другая замечательная песня из этого фильма "Три раза уже ты мне снился мальчишка".
А еще в том же 1969 г. вышел фильм режиссера Г. Натансона "Еще раз про любовь", откуда во дворы соскочил "Солнечный зайчик". В фильме песня исполнялась Татьяной Дорониной. Простой, но со смыслом текст, простая мелодия - все это способствовало, чтобы под простой гитарный перебор песню запели во дворах, подъездах, пионерлагерях. Особенно девчонки.
С этой песней связана некоторая загадка. Многие считают, что ее автором является Новелла Матвеева. Однако, на самом деле авторами являются композитор А. Флярковский и поэт Р. Рождественский. Об этом даже указано в тирах фильма. Но в народе упорно ходят слухи, что, так как творчество Новеллы Матвеевой во время выхода фильма находилось под полузапретом властей, она отметилась в качестве "подписанта" некоторых писем с критикой политики советских властей, то этот "Солнечный зайчик" вышел под "прикрытием" Флярковского и Рождественского. Но никаких подтверждений авторства Матвеевой не имеется. У нее есть стихи про "солнечный зайчик, но совсем другие.
Солнечный зайчик
Памяти С.Я. Маршака
Я зайчик солнечный,
снующий
По занавескам в тишине
Живой,
По-заячьи жующий
Цветы обоев на стене.
На грядке стрельчатого лука,
Который ночью ждал зарю,
Из полумрака, полузвука
Рождаюсь я и говорю...
А песня Флярковского и Рождественского стала очень популярной.
"Я начал жить в трущобах городских и добрых слов я не слыхал".
В 1969 г. в Москве проходил очередной VI Московский международный кинофестиваль. В то время Московский кинофестиваль по своему уровню входил в первую тройку мировых кинофестивалей наряду с Каннским и Венецианским. США на кинофестивале представлял фильм Стэнли Кубрика "2001: космическая одиссея". Американцы справедливо надеялись на один из трех Золотых призов кинофестиваля, в то время на ММК вручались три Золотых и два Серебряных приза. Но фильм Кубрика не получил ни Золотого, ни Серебряного приза, а лишь приз за использование технических средств. Золотыми призерами стали кубинский фильм "Лусия", советский "Доживем до понедельника" и итальянская комедия с Адриано Челентано о простом сельском парне, комиссованном из армии по слабоумию, "Серафино".
Американцы обиделись и на следующий ММК в 1971 г. прислали фильм не самого известного в США режиссера Холла Бартлета "Генералы песчаных карьеров", который у них провалился в прокате. На кинофестивале фильм никак не был отмечен, но через год закуплен для проката в СССР. И тут произошел триумф этого фильма. Он стал необыкновенно популярен в СССР. Фильм собрал в 1972 г. 43 млн. зрителей. Это не первый такой случай, когда провалившийся в американском прокате фильм становится лидером просмотров в СССР. Через два года, в 1974 г., провалившийся в 1969 г. в США "Золото Маккенны", стал абсолютным лидером проката в СССР с 63 млн. зрителей.
"Генералы песчаных карьеров" сняты по повести "Капитаны песка" самого знаменитого бразильского прозаика ХХ века, коммуниста, лауреата Сталинской премии мира 1951 г. Жоржи Амаду. Повесть написана в 1937 г. и рассказывает об одной из детских банд беспризорников, возраст которых 8-16 лет. Повесть является одним из самых популярных прозаических произведений в Бразилии. И вполне заслуженно. Это выдающееся произведение.
Снятый в США по мотивам этой повести фильм значительно уступает своей литературной первооснове. Фильм очень среднего уровня и вполне закономерно провалился в США. Но вот в СССР фильм имел огромный успех. И особенно популярной стала песня из этого фильма "Марш рыбаков", которая по своему содержанию к теме малолетнего беспризорного бандитизма не имеет никакого отношения. Написал ее бразильский композитор Доривал Каими.
Моя жангада (рыбацкая лодка) уплывает вдаль.
Судьба моя, ты так трудна!
Я верю — скроется на дне печаль,
Но я боюсь — всплывёт со дна.
И об одном прошу, о боже мой —
Пусть будут все мои друзья со мной
И вот эта песня ушла в народ. На музыку рыбацкой песни стали сочиняться множество самодельных текстов, исполняемых под гитару во дворах. Вот один из вариантов.
Увидев такую популярность этой песни, подключились профессиональные авторы и исполнители. Наиболее известным стал вариант поэта Юрия Цейтлина в исполнении "квартета "Аккорд". Вот уж где была отражена тема несчастных бразильских беспризорников, гибнущих в каменных джунглях бесчеловечного капитализма.
А вот это еще один, пародийный, вариант песни в исполнении группы "Несчастный случай". Это уже наши дни.
И еще одна песня иностранного композитора из художественного фильма ушла во дворы. Очень она попала в масть самодеятельным гитаристам. В 1970 году на экраны вышел советско-румынский музыкальный фильм-ревю "Песни моря". Главные ролив фильме играли "синеглазка" Наталья Фатеева, за нее пела Лариса Мондрус, и румынский певец Дэн Спэтару. После выхода фильма песня румынского композитора Темистокля Попы на стихи Р. Рождественского "От зари до зари" стала звучать во всех дворах, подворотнях, подъездах и кухнях СССР.
В 1954 г., бывший фронтовик, один из самых первых советских бардов, журналист Евгений Агранович написал "песню перемещенного лица", которую должен был петь в приключенческом фильме "Ночной патруль" бывший вор по кличке Огонек. Огонек после плена, мытарств на Западе в качестве "перемещенного лица", вернулся на Родину. Огонька играл Марк Бернес. Но песню Аграновича не взяли в фильм. Бернес там поет песню А Эшпая на стихи Л. Ошанина. Вот она. Тоже очень хорошая песня.
А через 13 лет режиссер Вениамин Дорман приступил к съемкам фильма "Ошибка резидента". И совершенно случайно он услышал ту самую "песню перемещенного лица" Евгения Аграновича, которая уже ушла в народ. И эту песню он вставил в свой фильм, где ее исполнил чекист Павел Синицын. Синицына играл и пел Михаил Ножкин, известный к тому времени эстрадный артист. И после этого фильма песню запела уже вся страна. И стала это не "песня перемещенного лица", а "Я в весеннем лесу..."
Авторство песни стали приписывать Михаилу Ножкину. А он это и не опровергал. На своих концертах Ножкин не объявлял, что песню написал Евгений Агранович, а последний на это обижался. Вот песня в авторском исполнении.
Еще одна очень популярная песня, автора стихов которой почти никто не назовет, "О героях былых боев" из фильма "Офицеры", написана так же Евгением Аграновичем. Но у него есть еще одна прекрасная песня, написанная им еще в 1942 г. "Лина". Это его обращение к любимой девушке, которая осталась в Москве - если я погибну, не будь "черной вдовой", жизнь продолжается. В войну и сразу после нее, песня была так же популярна, как и "Жди меня" Константина Симонова. Вот она в исполнении автора.
А в том же фильме "Ошибка резидента" Михаил Ножкин исполнил и свою песню "На кладбище". Тут уже в свою очередь песню Ножкина стали приписывать Владимиру Высоцкому, который записал ее, и песня разошлась по стране на магнитофонных пленках.
Вот полный вариант песни.
И в завершение классическая дворовая песня "Дым кольцами" в классическом дворовом исполнении, как пели лет 50 назад во дворах и подъездах. Замечательное самодеятельное исполнение "БандыVasco" в составе Светланы Забулдыжной и ее сына Вована.