Хочу вместе со своим читателем поразмышлять об актуальных проблемах современного образования.
Поговорить о тонкостях восприятия художественного произведения, заглянуть в творческую "лабораторию" писателя, где он, "колдует," создавая свою "золотую розу" - КНИГУ.
Дерзнём по-новому взглянуть на хрестоматийные образы "школьной" литературы, поразившись,, насколько они современны и не похожи на те, что "проходили" на уроках .
Познакомимся с живыми, а не покрытыми "хрестоматийным глянцем" Пушкиным или Гоголем.
Попробуем разобраться, почему современному учителю-словеснику так редко удаётся самое главное - вырастить ученика , умеющего радоваться хорошей книге, а не попсовой безделушке, - ученика с талантом ЧИТАТЕЛЯ, любящего размышлять о прочитанном.
Ученики, студенты, родители, все те, для кого классика была и остаётся неизменной, всегда актуальной ценностью, - мои главные соавторы, единомышленники и... оппоненты.
. |
.
ВОТ ЭТО И ЕСТЬ ТОТ САМЫЙ УДИВИТЕЛЬНЫЙ МАЛЬЧИК, О КОТОРОМ ПОЙДЁТ НАШ РАССКАЗ.
ЧИТАЙТЕ ПОСТ "ИНТЕРВЬЮ С БРАТОМ"
|
УДИВИТЕЛЬНЫЙ РЕБЁНОК |
|
УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ. ЛЮБОВНЫЕ ИСТОРИИ |
CТУДИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА
|
УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ |
О РИФМЕ
|
УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ |
|
МОЯ ШКОЛА |
ШКОЛА В "ТВОРЧЕСТВЕ" УЧИТЕЛЕЙ
Да, именно учителей…
Более двухсот комментариев только лишь двух последних моих материалов (личка не в счёт!) посвящены педагогическому «творчеству» современной школы. Я благодарен моим отзывчивым читателям, которые в своих «чистосердечных признаниях» попытались хотя бы частично, но весьма откровенно ответить на обращённые к современной школе эти «коварные» -
« п о ч е м у ?!» (см. предыдущий пост).
Я знаю,что теперь обязан показать хотя бы малую часть из этих наиболее типичных, «обобщающих» комментариев. Насколько они справедливы – судить вам. Хочу заметить - я вовсе не хотел демонстрировать один лишь «негатив». Просто выбора не было – положительные отзывы о школе – явный «эксклюзив»: не более пяти...
· Одна из причин взаимонепонимания между педагогом и учениками - разный уровень знаний.
Как это ни дико звучит, но наступило такое время, когда в чём-то ученики становятся более знающими, чем их учителя - замотанные работой, семейными проблемами, нехваткой свободного времени и денег на то, чтобы иметь ПК в личном распоряжении.(говорю о российских, но такие же проблемы можно обнаружить и в школах Израиля, хотя ПК здесь есть у всех учителей, но нехватка времени и нагрузок всё так же актуальна Азма
· Учителя были все "среднестатистические". Ученик, если он на уроке литературы выражал свою точку зрения ( отнюдь не бредовую), то это воспринималось в штыки. Нормальных, понимающих учителей ОЧЕНЬ МАЛО. Надин
· Несправедливости так много. Слишком много, чтобы на это молча смотреть. Ещё «навязывание материала»... Учителя даже не пытаются нас заинтересовать, а одна учительница говорит – Вам всё это нужно ради оценок. И ещё. Для многих из нас большая проблема – школьная форма. Ведь так хочется показать себя перед друзьями и просто носить удобное, а не одну и ту же форму. Причём, чёрную. Угнетает Mona Lizettta
· В нашей школе проблемы только со старшим поколением учителей, совсем старшим. Ну, не могут они справляться уже с ребятами. Например, моя учительница по физике сама говорит, что хочет уйти из школы, но остаётся только из-за того, что ей нет замены. Так о каком обучении может идти речь, если человек не хочет учить... Alifka
· .... Не помню, в каком классе нас заставляли прочитать «Очарованного странника». Господи, как же я им давилась! Как же он, елки-палки, «не лез»! Я его вчера прочитала. С огромным удовольствием. Вчера. Читала и хихикала, и языку радовалась, и жалела, что кончилось. ВЧЕРА. За каким чертом его нужно было непременно впихивать в эти мои 16? Ну за каким? А «Война и мир»? Сейчас – запросто, под винцо и пледик. Но тогда-то зачем? Кому оно было нужно?
И как-то так оно все устроено, что неинтересно. Ведь вот химия – ну, шикарный же предмет. Весь мир вокруг – химия. Разве мир может быть неинтересным? Может. Позубрите формулы пару лет, и «мир» за ними потеряется, а останутся только эти латинские буквы.
Или история. Историю люблю очень. Это ведь бесконечный роман по сути дела, а только и его можно изгадить. Достаточно вместо рассказа устроить лекции с приказом записывать под диктовку, и история потеряется.
А еще крамольное скажу. Вы можете бить меня тапками, но я против всестороннего развития. Точнее, может быть и «за», но в очень и очень разумных пределах. Всего по чуть-чуть, так, чтобы к окончанию школы можно было выбрать лучшее. То, что действительно хочется..
Ненавижу школу! Ненавижу. katechkina
· Тетушка моя рассказала.Их доктор приходит и спрашивает, как написать "Разевает щука рот,а не слышно,что поет."Тетка возмущенно говорит: "Мать,ты что, сочинение в мед. не писала,что ли?"
Та вздыхает - дочь во 2 классе писала диктан, написала разЕвает,а тетя-учительница исправила разИвает и поставила 4.Мамка-доктор пошла выяснять -почему разИвает - от слова разИня.Та -в шоке, схватила Ожегова и Даля – нет, все правильно -разЕвает от слова зЕв,открывать или показывать зЕв.Принесла детскую книжку -откуда про эту щуку-там тоже разЕвает.Нет, в книжке опечатка,у Ожегова и Даля -тоже.Доктор пошла по больнице -все млеют и отвечают -разЕвает.
Как объяснить ребенку,чтобы тетя-учительница не затравила -сказали,что надо писать разЕвает,а тете ничего не говорить.
Филолог с высшим образованием... Shuurey.
· .... Знаю тех, кто вспоминает школу с ужасом, почему-то среди них немало успешных учеников, и тех, кто вспоминает это время с благодарностью, и среди таких почему-то немало двоечников и хулиганов. .
Огромные проблемы доставил ЕГЭ (Единый государственный экзамен). Пользы в нём пока нет. А печальные результаты всем известны. Пытаются, хоть и локально, но обхитрить эту систему Все-таки польза - молодые люди приспосабливаются к трудным условиям и бессмысленным перспективам.
Думаю, что принципом педагогики в сложившихся современных реалиях, должен быть как в медицине: - «Не навреди!»
... Действительно, трудно представить, каким образом могут пригодиться тангенсы и катангенсы, а в юной жизни немолого количества школьников они уже оставили жуткие ощущения. Тут многое зависит от учителя, который либо превратит свои уроки в вышеупомянутые "концлагерь", "казарму" и т.д., установив диктатуру "тангенса", либо превратит урок в занимательную гимнастику ума, а кто же не хочет быть умным. Адамыч
· ...Про учителей, как мы их ценим. Была у нас в школе одна учительница-по русскому языку и литературе, вела с пятого класса, ненавидела её вся школа. Сейчас она уже там не работает....На пенсии. Каждый год она нам говорила,Что доведет нас и уходит, и каждый год 1 сентября мы её снова видели.
В общем, старушка была немного странная, глубоко верующая и перечить ей нельзя было ни в каком контексте. Нам больше всего нравилось -когда её зацепишь о чем-то таком вот, о вере, о святых-то она говорит без умолку, и урок так и проходит.
Прогульщикам звонила домой, кто что не прочитал(хорошо,что меня это ни разу не коснулось), ставила в угол со швабрами и заставляла читать "колобка"...
А как мы выпустились,так все теперь только её и вспоминаем, она все же была настоящей,хорошей учительницей,и поняли мы это все только после выпуска,Пусть странная, зато приколы вспоминаем только с её уроков, всякие конкурсы,шутки-прибаутки звезда морей Мария
...Был у меня в школе, в старших классах, блокнот, куда я записывала смешные выражения учителей и учеников...
Слева слевая часть, справа – справая…
Расширять кругоЖор.
Работать сегодня будем до посинения пульса.
Перевод : Холодно, Бобик побежал. На украинском перевод: ХІЛОДНО, БІБІК ПІБІГ.
Пишем сочинение на тему «слово о полку Игореве» Сашка спрашивает у меня, можно ли начать так (сочинение на укр.яз.) : ДІЛО БІЛО ПІД ПІЛТАВОЙ.
Раздень куртку.
Вы на улице ноябрь.
Одним ухом слушаете, другим конспектируйте.
Отвернись сюда.
В одно ухо влетело в третье вылетело.
Быстренько встань и очень медленно выйди.
Тетрадь для работ по словарю.
Вы мне рассказки не рассказывайте.
Тазовые вращения с левой ноги – начинай!
Чей бы кабан мычал.
Что ты смотрришь как какбан на новые ворота?
Ты что ,первый раз родился?
Откройте страницу на сто девятсот триста.
Я хочу услышать как ты рот закроешь.
На ДПЮ: разрешите присоседится за соседнюю парту?
- Вы молчали? Вы так молчали, что я услышала!
- А теперь посередине поставьте в кружечке букву два.
-Его осудили на 5 лет, но выпустили досрочно - через 9.»…?
С задней парты «звонок будет».
-Я уже изучила анатомию твоего затылка.
- Продолжаем разговор говорить.
- Адъютантом Раскольникова был Кутузов.!
- Где твоя совесть?
Я её в первом классе на булочку поменял..
Выклюнуть жвачку.
- Лоб на глаза вылез.
- Всем прийти завтра в одноКомнатной кофточке..
-на физике учим призму. (рассматриваем радугу на потолке)
Какие там цвета?
Синий, жёлтый, красный, оранжевый.
Какой там на хрен оранжевый? То потолок грязный!
-С какими металлами взаимодействует вода?
С ржавчиной.
-Предложили нейтронно-протонную модель два учёных.
Нейтрон и Протон что ль?
У нас каждая минута по часам расписана.... звезда морей Мария
· Знаете, всё же как бы ни отзывались ребята о школе, всё равно в 11 классе у всех слёзы. Как у мальчиков, так и у деврчек.. Школьная пора – это одна из самых весёлых вещей в жизни. Только почему-то многие начинают понимать это слишком поздно. the scream of my soul
Да, только теперь я по-настоящему осознал, какого джинна выпустил из бутылки. Но я его породил, я его и...
Нет , нет! Я не собираюсь оспаривать всё то смешное, нелепое, печальное, бессмысленное, вредное и страшноватое, о чём рассказывают и эти мои читатели, и многие-многие другие. Хотя бы потому, что э т о - правда! Это их личная школьная жизнь.
Но... гнев и обиды выплеснуты. Высказаны огорчения и упрёки. Даже ненависть прорвалась. В общем – облегчили душу.
А теперь я призываю Вас – давайте всё-таки подумаем, сколько светлого, доброго и хорошего оставила в нас школа. Ведь случались же...
И замечательные учителя, и верные друзья, и любимые предметы, и светлые праздники. Была и школьная любовь, самая – самая...
Было! И из сердца это не выкинешь...
И я не случайно в заключение поместил слова этой школьницы : плохо, когда начинаешь это понимать слишком поздно...
|
УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ. ШКОЛА В ТВОРЧЕСТВЕ ДЕТЕЙ |
ШКОЛА В ТВОРЧЕСТВЕ ДЕТЕЙ
продолжение дискуссии
Об этих проклятых «почему",
О золотом ключике к сердцу учителя,
О том, как учитель физики Толика отсоединил
И о бардаке
Прежде всего я хочу от души поблагодарить моих отзывчивых читателей, принявших участие в обсуждении школьных проблем.На перечисление одних лишь имён участников дискуссии потребуется солидный по размерам пост. А если принять во внимание личные отклики – то целых два.
Дебаты продолжаются, но уже можно и нужно сделать какие-то выводы...
Я приветствую тех людей, кто, ссылаясь на свой личный опыт (иногда очень давний), рассказывают и о прекрасных добрых учителях и учительницах, о школах, которые были для них родным домом, о радостных днях, проведённых в её стенах. К сожалению, таких счастливцев в моей теперешней аудитории очень немного, и им остаётся только позавидовать. Им действительно повезло. Везёт кому-то и из нынешних учеников!
Есть такие чудесные школы! И учителя есть, дай Бог им здоровья! Кто бы спорил...
Но я хочу поговорить о том , что же всё-таки побуждает большинство моих читателей выражать явную неприязнь к школе. Чем для них она так уж плоха?
Я опускаю слишком уж эмоциональные «школофобские» реплики типа «концлагерь», «пыточная камера» , «казарма», «каторга», - их немного. К тому же – отсутствуют «улики»: значит, «суд не примет во внимание».
Но я назову некоторые «статьи обвинений», с которыми, на мой взгляд, трудно не согласиться. Всё это - выводы из доброй сотни комментариев и личных писем.
· Однообразие и тягомотина школьной жизни.
· Бесконечные конфликты с учителями, где всегда побеждает сильнейший ( кто этот «сильнейший» - догадаться нетрудно).
· Почему забыли «педагогику сотрудничества», когда преподаватель не «вдалбливает»материал, а вместе с ребятами увлечённо решает поставленную проблему, когда совместно с учителем дети находят долгожданный ответ, испытав при этом подлинный восторг открытия? Школа радости...
· Почему так мало и плохо учат учиться, добывать для себя знания, а не бездумно «скачивать» чужие?
· Почему иной учитель перестал быть духовным наставником, другом, а сделался «ментором», машиной для передачи информации?
· Почему «нелюбимые, неподдающиеся предметы» доводят учеников до нервных срывов - все эти «проклятые математики, физики, химии» (строки из писем детей)?
· Почему редкий учитель способен объяснить своему ученику, где, когда и при какой погоде ему пригодятся в жизни все эти тангенсы-котангенсы, синусы-косинусы, эти формулы по органической химии величиной с простыню, совершенно неподъёмные задачи по физике...?
· Почему в некоторых школах держат не смыслящих в педагогике, не умеющих учить преподавателей?
· Почему падает культура, интеллигентность, эрудиция, профессионализм учителя?
· Почему у детей ( и не только) так резко ухудшается грамотность? Любовь к книге? Умение выразительно читать вслух? Рассуждать? Дискутировать? Вообще - рассказывать?
· Почему взамен этому пришли тесты, отучившие думать и научившие отгадывать ответы, как в телевизионных играх на деньги?
· Почему у детей отбили любовь и тягу к творчеству, фантазии, «сочинительству», замучив «стандартами» и бесконечной подготовкой к этому жуткому централизованному экзамену?...
Все эти «почему?» - лишь небольшая часть претензий, что предъявляют мои читатели современной школе. И самой системе образования - бесконечно «реформирующейся» и в то же время падающей в пропасть.
Бытие, как мы знаем, определяет сознание. В том числе и творческое.
Здесь ответ и на другой вопрос – Отчего дети, чьи произведения вы здесь читаете и даже хвалите, - в своих рассказах о «любимой» школе предпочитают сатиру и юмор? Подначки, хохмы, «антипедагогические выпады», как выразилась одна учительница.
И почему возникла вдруг такая тема страшноватая – «Школа выживания»...
А потому, я думаю, что чувство юмора , как песня, «нам строить и жить помогает»: последнее, с чем человек расстаётся – как с надеждой. Поэтому заключить своё «подведение итогов» (извините за канцеляризм) мне хочется не на мрачных, а на наших обычных нотках...
Ведь в Школе, любой, столько прекрасного! Составляется, например, целый «Кодекс обращения с учителем»...
В своей газете я его печатал с продолжениями под рубрикой «Советы деловых людей»
В последнее время, как я заметила, кое-кто из нас начал позволять себе не совсем светские и совсем неуважительные замечания в адрес наших учителей. В том числе – и в прессе. В том числе и в «Тусовке» ( моя газетная рубрика – А.Г.).
Вот я задумалась – откуда такая... нетерпимость? Долгий внутренний диалог привёл меня к выводу: оттуда, леди и джентльмены, что мы с учителями ладить не умеем. Ведь к ним подход нужен! Думаете только они обязаны подбирать к нашим сердцам заветные «золотые ключики»?
А подберёшь ключик к сердцу педагога – глядишь, и он на тебя уже посматривает понежнее, хорошие оценки ставит.
И тебя уже в школу тянет – к нему, возлюбившему и ласковому. Надо раз и навсегда зарубить себе на носу: учителя не терминатры какие-нибудь и не киборги-убийцы. Они тоже люди, только сильно нервные и ранимые.
Так давайте же поможем им расслабиться, стать мягче, доверчивее. Будем делать то, что им больше нравится.
Прежде всего – станем примерными учениками. Это беспроигрышно. Только не пугайтесь и не впадайте в панику. Без истерик...
Примерный ученик – не отличник, не всезнайка ( таких некоторые учителя очень боятся) и не спортивная гордость школы. Примерный ученик – образ чисто внешний. И милые его черты таковы...
1. Преданный взгляд. Хорошенько запомните, как смотрит на вас перед кормёжкой ваш пёс Джек. Запомнили? Теперь отработайте этот взгляд перед зеркалом. Не забудьте – в глазах должна ясно читаться жажда (знаний, разумеется) и верность служебного сенбернара, иначе не проймёт. Таким манером надо учителя пожирать глазами во время уроков, на переменах, при случайных встречах на улице, одним словом – всегда, когда не лень. Когда лень – тоже!
2. Широкая и открытая улыбка. Такой очаровательной улыбке стоит поучиться у нашего бывшего министра иностранных дел Биркавса, по прозвищу «череп».
3. Помните и о том, как много значат в потеплении наших отношений такие непреходящие ценности, как общая наша с вами любовь к таксам или пуделям или наша любовь, вплоть до полного подражания - к новой причёске учительницы, или... просто любовь. А что? Советую подумать.
4. Неплохо также узнать, какой сериал смотрит учитель. Здесь ну просто неисчерпаемая тема для самых задушевных бесед, вплоть до полнейшего взаимоуважения.
Напрягитесь, господа и дамы, и вы сами не заметите, как вас начнёт неудержимо тянуть в школу, ибо ничто так не сближает людей, как родство душ и общность интересов.
Дима, 10 класс
Жили-были старик со старухой. Жили они с собакой Жучкой, кошкой Муркой и Вещей Кауркой...
Тут и сказке конец. Потому как очень уж она неприличная получается.
Насупился компот.
И грозно рассабачился
На бультерьера кот.
Окрысилися мыши.
Ершиться стал судак.
Козёл напетушился:
- Ку- кка-ре- ку!
Лёвушка Гупаха
|
УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ. ШКОЛЬНЫЙ ЮМОР |
С ВЕЛИКИМ ПРАЗДНИКОМ ВАС, ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ, ДАМЫ И ГОСПОДА
ШКОЛА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЮНЫХ ЮМОРИСТОВ
О мрачном псе, не терпящем подхалимов,
о школе выживания,
о горах бегущих к Магомету,
о школьных страшилках и
о гиппопотанго
Читаю сегодня «лирушные» дневники ребят – сплошные страдания и стенания: - О Боже! Конец летнему счастью. Опять туда – в заточенье. Не обходится и без крепких слов в адрес её, любимой.
«Но странною любовью», - как сказал Поэт.
И вот что интересно. Чуть ли ни для каждого моего автора до боли родная школа - неизменный повод похохмить и подурачиться.
- Что за школа без прикола! – сказал мне один из них, предлагая очередную «байку».
Может, это защитная реакция от неуёмной педагогической прыти? От страстного желания «подобрать ключик»?
Или наоборот – всплеск этой самой «странной любови», выражаемый в несколько своеобразной форме? А может и впрямь наболело? Крик души...
Вот Женька и первоклассник. Целых три дня он сидел , как учила Вероника Ивановна: прямо, руки на парте, перед собой. Захотел что-то сказать – подними руку, и Вера Ивановна спросит. Только на четвёртый день Женьке это чуть-чуть надоело. Или оттого, что ему слишком часто хотелось спрашивать, и не только у Веры Ивановны, но и у Витьки. Тот сидел за его спиной. Или у Славика, сидящего на передней парте.
В общем, Вера Ивановна рассердилась и сказала Женьке: - Вот что, Берёзкин, встань и смотри, как другие дети правильно себя ведут.
Женька стоял и смотрел. А потом Вера Ивановна спросила: - Теперь ты видел, как все прекрасно сидят?
- Прекрасного мало! – строго сказал Женька веривановным голосом. – Двое ногами болтали. – Безобразие!
Как-то раз один очень мрачный пёс пришёл в школу и заглянул в учительскую. Учителям это, конечно, не понравилось; и так жизнь не сахар, а тут ещё мрачный пёс.
- Кыш! – закричали учителя. – Брысь!
Мрачный пёс их не понял. Ведь «кыш» и «брысь» - это кошачьи команды, а кошачьего языка он не знал. Поэтому пёс сел в дверях учительской и ласково улыбнулся. В улыбке он показал свои красивые зубы.
Одна учительница со вставными зубами тут же потребовала, чтобы пса вышвырнули. Остальные учителя её поддержали. Но они не знали, как конкретно вышвыривают псов из учительской.
И вообще, - загомонили учителя, - что этот мрачный тут делает? Зачем явился?
Учительница биологии задумчиво протёрла очки.
- Возможно, он просто зашёл поздороваться.
- А почему не уходит?
- Ждёт. Что поздороваемся в ответ.
- «Гав-гав» скажем?
- Откуда у нас хвосты? Мы учителя, а не макаки! Если надо, можем ему «Добрый день!» сказать, но хвостом...
- Ну, давайте хором: «Добрый день!
Пёс отвернулся. Он терпеть не мог подхалимов.
Павел Петрович с трепетом распахнул школьные двери и замер на пороге. Затем, стараясь держаться поближе к стенке, начал продвигаться к лестнице.Середина коридора была покрыта резиновым клеем, в котором тоскливо застыли сапоги завуча Анны Михайловны. Ловко перемахнув через натянутую за поворотом верёвку и не поскользнувшись на рассыпанных далее стеклянных шариках, Павел Петрович благополучно вступил на лестницу. Лестница была смазана синтетическим жиром, перила опять-таки – клеем. Поэтому продвижение вверх требовало немалой сноровки. У Павла Петровича она была.
Оставив лестницу, он не спеша ступил на паркет третьего этажа. Встав на колени и проведя по паркетинкам руками, определил, что некоторые из них всего лишь раскрашенные листы бумаги, прикрывающие ямы- ловушки.
Не теряя бдительности, Павел Петрович медленно продвигался вперёд. Успешно увернувшись от ведра воды, что обрушилось из-под потолка, и вентилятора, обдувающего меловой пудрой из-за угла, достиг наконец ненавидимой двери.
Надев резиновые перчатки, открыл – удар током из конденсатора, прикреплённого к дверной ручке, не достиг цели.
Так начинался самый обычный день самого обычного учителя начальной школы.
А из средней школы неподалёку доносились взрывы и звуки выстрелов.
Из распахнутых окон в голубое небо время от времени взмывали праздничные петарды и шутихи.
Андрей, 10 класс
... Когда я наконец очнулась от сладких воспоминаний вчерашнего вечера, Изольда Ахметовна со словами «Если Магомет не идёт к горе...» - решительно направилась к моей парте. Потом мне сказали, что она раз пять приказывала мне выйти к доске...
А вечером меня посетило вдохновение. Я представила Изольду Ахметовну горой. Гора начала двоиться. Потом троиться...
Оля, 11 класс
Одна девочка пришла в школу, подавилась "флешкой", и её увезли в реанимацию.
А другую девочку загрыз бешеный учитель.
Третья девочка купила в школьном бистро пломбир, съела и отморозила язык. Пришлось ампутировать
Маленькому мальчику приходилось носить в школу очень тяжёлый рюкзачок – вот он и сломал позвоночник. Теперь мальчик не может ходить, а только ползает и кусает всех за ноги.
А большого мальчика надвое перерезало входной дверью.
Третий мальчик впал в кому во время контрольной. У него злой учитель отнял шпаргалку.
Шестой надел себе на голову глобус и не сумел снять. До сих пор ходит с Евразией вместо лица.
А у ни в чём не повинной девочки случился выкидыш, когда в школьной библиотеке на неё упало полное собрание сочинений Льва Толстого.
Ещё одна девочка поскользнулась на лестнице и немножко повредилась головкой. Падая, она задела ещё троих, и они тоже повредились. Эти трое тоже каждый задели по три человека. Те – ещё по три.
Дина, 10 класс
... «От радости в зобу дыханье спёрло, - и на приветливы лисицыны слова...»
- Ну что ты опять не понял, горе луковоё?
- Про ворону, Вера Степановна. Чего она там спёрла? Не по понятиям ведь...
И в заключение, чтобы разрядить все эти ужасы, танцуем танго ...
Лёвушка Гупаха, 11 класс - автор «Жабьего вальса»
|
УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ. ЮМОР. САМОИРОНИЯ |
С некоторых пор в нашей студии завелся обычай. Мы собирались в редакции и договаривались об общей теме. Условие было одно:
О чём бы ни писать – писать с юмором. Даже о самом – самом.
- И о любви тоже? – испугалась Юля.
Дней через десять Юля мне путано объясняла: - Всё было не совсем так. Вернее, совсем не так. Но у меня вышло вот так...
Спешу на свидание. Не слишком ли шикарную прическу сделала? Скажу, что днём на свадьбе у подруги была. Боже,зачем я эти туфли на высоком каблуке обула? Ноги уже болят. И юбка узкая. Некомфортно. Взгляд на часы. Пришла на полчаса раньше. Нужно уйти, он не должен видеть, что я жду его. Кафе. Кофе. Булочка. Забыв про узкую юбку, вставая, сделала слишком широкий шаг в сторону. Душераздирающий звук рвущейся ткани. Только не это! Молясь всем богам, осторожно осматриваю нанесённый ущерб. Маленький декоративный разрез стал значительно длиннее. Юбка безнаджно испорчена, но стало гораздо легче передвигаться.. Время. Ещё пятнадцать минут. Проверка макияжа. Улыбка. Кошмар! Зачем я ела булочку с маком? Зубочистка. Отлично. Время. Ровно семь. Иду. Ждёт. Цветы. Жёлтые. Ненавижу жёлтые цветы. Поставлю на холодильник. Сказал что-то. Пройтись? По Старой Риге? Мои ноги!!! Отказать неудобно. Идём. Сказать что-нибудь? Но голова, видимо, уехала в отпуск. Адреса не оставила. Телефон отключила. Молчать? Подумает, что мне скучно. Или – дебилка. Вопрос задал. Как день провела? Со скоростью света пронеслись события дня. Магазин. Парикмахерская. Дом. Порвала пару чулок, спеша одеться. На брюки пролила молоко. Пришлось надеть юбку. Красясь кисточкой для туши, попала в глаз. Вышла пораньше. Автобус передо мной закрыл двери. Маршрутка. Неуклюже влезая, стукнулась головой. Лёгкий обморок. Значит, как день провела – говорю «нормально». Не заметила бордюра. Споткнулась. Подвернула ногу. Хруст. Упала. Каблук! Сломан! Отлтчно. Взгляд на цветы. Слёзы. Смех.. Столько усилий, чтобы понравиться, а он за два месяца не запомнил, что я люблю белые цветы. Букет ему вернула. Такси. Спешу домой.
Я давно заметил – самоирония, неуемное желание поухмыляться над собой у старшеклассников присутствует не только в их быту, но и в том, как они пытаются изобразить себя в своих произведениях. Какое-то мазохистское стремление представить себя в смешном свете. Думаю, здесь и комплекс какой-то и желание замаскировать «сокровенное», несбывшееся, спрятать мечту. Особенно – когда речь идёт о «делах сердечных».
-В общем так... – начал Виталик.- я давно хотел тебе сказать...
Я часто задышала и пристально уставилась ему в глаза.
-Хотел тебе сказать... сказать, что...
- Что?!
- Ничего. – Виталик развернулся, собираясь бежать.
Но от меня не уйдёшь! Одним рывком я ухватила его за шиворот и дёрнула назад.
- Нет, ты всё-таки скажи!
Виталик вяло затрепыхался.
- Да я ничего... Я так... Отпусти меня!
- Не отпущу, пока не признаешься!
- В чём?
- В любви, придурок!
Виталик опять дёрнулся, всем своим видом подтверждая, что в любви он действительно придурок.
- Итак, Виталий, что ты хотел сказать?
- Ну...
- Я хотел...
- Это хорошо, что хотел.
- Да нет, я хотел сказать...
- Так говори же!
Виталик зажмурился, набрал в грудь воздуха и на одном дыхании выпалил:
- Наташка, я давно хотел сказать: ты – дура!!!
... А потом кто-то предложил: - Давайте на кулинарную тему.
- Это что блюда всякие?
- Ну да, рецепты приготовления. Только чтоб прикольно было...
- Рецепты – это можно, - задумчиво проговорила Кристина...
Кусок ржаного хлеба с маслом.
Начнём-с. Любовь сперва оставим
В приправе сладких обещаний,
Теперь – обид (чтоб не был пресный).
И ожидания звонка.
Пусть над огнём отвар чудесный
По вкусу – лести. Много можно
Разлуки – каплю. Всё несложно.
Я вот думаю – чего в этих стихах Кристины больше – иронии, обманутой надежды, грусти, скрытой обиды? Всего хватает. И поэзии – тоже. Одного лишь нет – кулинарного рецепта. Но он –то как раз и не нужен – ибо "кулинария" здесь – метафора. Метафора любви. И каждая строка о ней....
( продолжение
***
Это очередная моя статья, где проводятся "разборы полётов" юных авторов
|
УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ. ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ. |
стаях апельсиновых лис
некоторой «лоховатости"
Как я и обещал, мы постепенно подбираемся к творчеству детей постарше. Восьмой- девятый классы...
У девочек, по моим наблюдениям, чаще всего - это бурная пора жгучего стремления поделиться своими любовными терзаниями. И большинство «страстных излияний» высказано в духе самых приторных образцов раннего «альбомного» сентиментализма и робкого девичьего романтизма. Со всей присущей этим душераздирающим жанрам атрибутикой – «томными грёзами»,"увядшими розами" «терзаниями сердца», «болями разлуки», «безумными лобзаниями», «неземными страданиями», «пламенными объятиями», «ранеными душами», «муками страсти», «злодеями-искусителями»...
Сочинительница, желая растрогать читателя - на самом деле его смешила. Сама об этом, к сожалению, не догадываясь. Отвечал я на эти крики души, умоляющие о немедленной публикации ( маме понравилось, бабуше и подруге Леночке тоже) – с неизменной деликатностью и робкими "спасительными"советами. Предлагал поместить эти признания в личный «Альбом для сердечных излияний». У многих школьниц таковые, как они сами признаются, имеются до сих пор.
И в то же время, несколько подустав от влюблённых графоманок ,я с удовольствием обращаюсь к тем авторам, для кого поиск
с в о е г о слова имеет значение первостепенное. Является тем, ради чего человек творческий, собственно, и берётся за перо. И вот время от времени ко мне в редакцию стала приходить девятиклассница Оля. Девочка застеничивая и неговорливая. Молча доставала исписанный бисерным почерком листочек в клеточку и начинала ждать.
Я медленно просматривал эти очень короткие «стишки», как она сама их называла, и понимал, что никакой я не редактор, а просто читатель, получающий удовольствие. Помню, как поразили меня вот эти строки.
По сине-зелёному снегу
Под яблочно- жёлтой луной
Голубоглазая кошка
Танцует сама с собой.
Было и «про любовь». Одно-единственное, кстати..
Хочешь, я тебе всё промолчу.
Хочешь, я обо всём прокричу.
Хочешь, я к тебе прилечу
По серебряному лучу,
Словно бабочка на свечу.
Своим у неё было и чувство юмора. Какое-то особое, утончённое, не для всех доступное. Может быть, оттого, что всегда грустноватое. И с неизменной иронией.
В поиске сладком по саду бродила.
Змею на хвост невзначай наступила.
Спал этот Змей у искомого древа.
Самого древнего древа в Саду.
И прошипел он без всякого гнева:
- Знаете, яблочки, милая Ева,
Не уродилися в этом году.
А потом пошли сны...
Что-то синхрофазатроны
Раскричались поутру...
Отрицательным ионом
Блаз Паскаль пробил пчелу.
Дядя Ньютон на пригорке
Шустро щёлкает миндаль.
Наблюдая оком зорким
Немигающую даль.
Центрифугу тянут кони...
И туманится слегка
На темнеющей иконе
Лик Эйнштейна-старика.
Буря мглою небо кроет.
Кони чуткие храпят.
Баба Маня кружку моет.
Оплавляется свеча.
То раздастся резкий, шалый
Молодецкий ветра свист.
То по кровле обветшалой
Пробежится трубочист.
С пальмы сорвался малиновый лист.
В джунглях глаза леопардов зажглись.
И меж стволов эвкалиптов мелькают
Стаи хвостов апельсиновых лис.
...Мы ещё вернёмся к стихам и прозе Оли.
А в заключение, следуя нашей теме, я хочу показать один из многих «тестов», сочинённых школьниками. Условие для их публикации было одно - «тесты» должны быть смешными. Странное условие, не так ли? И тем не менее...
1. Как вы обычно готовите яйца?
а) вкрутую (3 очка)
б) всмятку ( 1 очко)
в) делаю яичницу (2 очка)
г) всю еду готовит домоработница (4 очка)
2. Какого года выпуска ваш «Мерседес», ( БМВ, джип)?
а) 2007 (3 очка)
б) 2006 ( 2 очка)
в) а у меня велосипед ( 1 очко)
г) а у меня танк ( 4 очка)
а) крутка ( 1 очко)
б) пиво ( 3 очка)
в) «АБСОЛЮТ» ( 4 очка)
г) кефирчик (2 очка)
а) из золота (3 очка)
б) из серебоа (2 очка)
в) из малахита (1 очко
г) я чё, дерьмо, чтобы лазить и проверять? (4 очка)
5. Когда вы в последний раз убивали или делали на кого-нибудь заказ?
а) никогда (1 очко
б) год назад ( 2 очка)
в) на прошлой неделе ( 3 очка)
г) на этот вопрос буду отвечать только в присутствии адвоката (4 очка)
6. Каким образом на вас обычно покушаются?
а) стреляют из «калаша» ( 2 очка)
б) стреляют из снайперской винтовки (4 очка)
в) подкладывают бомбу в машину ( 3 очка)
г) подкладывают лягушку в портфель ( 1 очко)
а) 0 долларов ( 1 очко)
в) миллион баксов ( 3 очка)
г) может, тебе и ключ от квартиры, где деньги лежат? (4 очка)
22-28 очков. Вы круты, как склон Эвереста. В такой же степени велики и могучи. Но – будьте бдительны! На подобной крутизне может закружиться головка. А при падении – бесславная гибель гарантирована.
15 -21 очко. Ну, круты вы примерно, как Гайзинькалнс ( гора в Латвии). По мировым масштабам, может, и пустяк, но в пределах нашей скромной державы...
И главное – вы когда –нибудь слышали, чтобы кто-нибудь разбился, упав с Гайзиньша?
7-14 очков. Вы – не крутой. Вы – милый, честный, симпатичный человек, не лишённый, правда, некоторой «лоховатости». Иначе стали бы вы на полном серьёзе отвечтаь на вопросы теста?
|
УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ. СЛОВА ЗАБАВЛЯЮТСЯ |
СТУДИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
и прекрасномордом помидоре
Читая «Про Мамонта», мы убедились: внося путаницу в смысл слова, заменяя значения одних глаголов или наречий ( правильные) – другими «неправильными», смешивая и премешивая понятия, юный сочинитель как бы приглашает нас принять участие в весёлой игре, посмеяться над тем, что произойдёт, если слова выйдут из повиновения и начнут забавляться, проказничать. Ребёнок уверен – забавляющиеся таким образом слова обязательно потешат и читателя. Путаница, кстати, происходит не только в значении слов, но и в смысле эмоций, настроений. И это тоже порождает смешное, потому что взамен ожидаемого, привычного читатель получает небывальщину.
Однажды ко мне в редакцию мама привела восьмилетнего Никиту. И он протянул листок, исписанный какими – то немыслимо корявыми буквами. И разукрашенный странными картинками.
Очередной абсурдистский опус...
Были у старичка три сына. – Андрей, Иванушка и Ванька. Решили они жениться – и поехали на гору, чтобы оттуда стрелять. Первые два умных сына выстрелили правильно и вышли замуж за дочерей торгаша и торговки.
А вот Ванька сел на коня, сунул ногу в ту штуку, которая висит на боку, и поехал искать, в кого же он попал. Долго он плутал по болоту и вдруг неожиданнно услышал чей-то взгляд. Обернулся и увидел, что под кустом лежит лягушка, тихо сложив руки.
Он взял её домой, потому что понял, что она его невеста. Но лягушка была не простая, а заколдованная, и чтобы она опять стала царевной, нужно было убить Кащея Бессмертного.
Пошёл Ванька искать Кащея, зашёл к Бабе Яге, а она ему выдала сундук, в котором и был Кащей. Открыл Ванька, а оттуда как что-то вылетит. Поднял он голову и увидел, что орёл сидит на ветке и каркает. Выстрелил Ванька в орла, заяц упал и побежал в кусты. Не раздумывая, Ваня выхватил шпагу и выстрелил в противника. Тут же из зайца вывалилось яйцо. Разбил Иван яйцо и достал из него иголочку, сломал её, и Кащей испарился.
Элементарная безграмотность? «Винегрет» из знакомых сказок – на почве переутомления? Или намеренная «путаница», как у Чуковского, когда синички «взяли спички и море синее зажгли» ? Путаница с целью – рассмешить...
- Может, с ним что-то неладно? Может, к врачу обратиться? Представляете – только такое и сочиняет...
И снова – дети, с их лингвистическими изобретениями, фантазиями, словесными играми ...
Появился у меня автор Лёня с острым ощущением фонетического образа, «помешанный» на «прикольных» созвучиях. Мальчик сам догадался: любой звук ( р, ж, л, с) может стать главным, а иногда единственным материалом, из которого лепится смешной, комический образ. Звукопись, фонетическая инструментовка подчиняет себе , организует весь текст. ЗВУК выступает в роли дирижёра – то и дело убеждая нас в своём умении озвучивать смешные картины.
Игра со звуком, как правило, провоцирует игру со словом, точнее – словотворчество. И формула смешного усложняется – звукопись + неологизм.
Вы, конечно, заметили. Наши сочинители уже несколько повзрослели. Меняется поэтика, растёт эрудиция. Следующие свои страницы я, наверное, уже целиком, отдам ребятам среднего школьного возраста и даже старшеклассникам. Но и они не могут удержаться от игры словами и звуками. Может, это будущие детские поэты? Кто знает...
Не ходи гулять во двор!
|
УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ. ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ |
КАЖДЫЙ
ПИШЕТ, КАК ОН ДЫШИТ...
СТУДИЯ
ДЕТСКОГО
ТВОРЧЕСТВА
ЮМОР В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЕТЕЙ
о джипе из бронировсанного золота,
воздушном пароходе,
«Стремление детей к сочинительству является такой
самых изумтельных феноменов детства».
Про неосознанное творчество детей мы уже говорили. О нём – в книге Корнея Чуковского «От двух до пяти». Ребёнок сочиняет смешное, не догадываясь, что он это делает. Даже не хочет никого рассмешить или потешить. Он пытается объяснить для себя суть предмета и часто представляет его со смешной, неожиданной стороны – языком образов.
Долгие годы я вёл в одной из центральных газет Риги «Студию детского творчества» - так что и насмотрелся, и надивился, и намаялся...
Игорю было семь лет, когда я впервые напечатал его «Сказку про Иванушку-царевича и ведьму». Там и скатерть-самобранка, которая угощает Ваню красно- чёрной икрой и кока-колой. И лягушка, что лежит на берегу - загорает. Она согласна перевезти Ваню через реку, если тот сбегает на заправочную станцию и принесёт для нее три канистры дефицитного бензина. А потом лягушка эта, выпив бензин, раздувается, как воздушный пароход, который и доставляет Ваню на Кудыкину гору, где сидит одноглазое чудище и сторожит золотой огнетушитель. Из него Ваня заливает огонь в пасти дракона. А потом надевает на него намордник, седлает и летит к ведьме...
В общем, каждая строка этой сказочки, навеянной, конечно, знакомыми образами – игра воображения. И... игра со смыслами. Современный предметный мир подключает нас к современным отношениям «деловых людей». На первый план выступает нелепая возня вокруг вещей. Очевидна абсурдность происходящего. Впику традиционной сказке здесь вся кутерьма – не ради чего-то доброго и светлого, а ради добывания волшебного мерседеса или джипа из бронированного золота.. Каждый ребёнок, рассказывающий свою сказку, привносит в неё собственное видение сегодняшнего мира, свой личный опыт. И конечно же, свою фантазию.
Вот «Сказка о Маньке-царевне, Иванушке-дурачке и волшебном сникерсе», написанная семилетней Машей. Здесь есть характеры, а сама Манька – весьма «автобиографична». Комическое звучание – от верно воспроизведённых диалогов из жизни, пародирования ворчливых маменькиных интонаций – у автора они всегда на слуху.
«Манька была вредная, непослушная. Скажут ей: «Маня, надень носки, пол холодный!», а она – нет, босиком по холодному полу так и скачет.
Или скажут: «Съешь гречневую кашу, будешь здоровенькая, а она одни конфетки ест и бумажки бросает куда попало. Зарядку не делала, зубы не чистила. Орбит не жевала. Так и кариас нажила. А Ваня – он съел волшебный сникерс, испытал неземное блаженство и сделался от глюкозы умным и сильныи. Сникерснул как полагается. Увидел его Змей и закричал: «Не бей меня, Ваня, забирай Маньку-царевну, достала она меня...»
Пикантность этой сказке придают, как я уже говорил, многочисленные биографические детали, касающиеся «абсурдных», с точки зрения героини сказки, мамкиных «предъяв». Со взрослой точки зрения – всё, что мы предъявляем ребёнку, - правильно, имеет смысл. Со «смыслом» этим Манька и борется. Как умеет.
Но я видел в детском абсурдизме свои «золотые зёрна» и был убеждён – это искусство. Вероятно, и читатель сих строк осудит и меня и моих авторов. Возмутится, удивится и даже разгневается – какое там искусство! Об этом можно будет и поговорить в комментариях...
...Помню, как ужаснулись в одной редакции, когда я предложил им стихотворение Кости «Про Мамонта».
Пока «Мамонт» бродил по разным редакциям, я читал его своим знакомым, студентам. Стоял хохот. Рвали из рук. Перпеписывали.
И вот нашёлся, наконец, редактор, который эту «чушь» понял и принял. Всю целиком – такую как есть. «Мамонта» опубликовали. И всё равно не обошлось без казусов. Когда стихотворение попало в корректуру, началось исправление «досадных ошибок и неточностей», «приведение в божеский вид» - пошла борьба за «правильность». А на самом деле – за то, чтобы «Мамонт», вся суть которого в этой шутливой «неправильности» и заключалась, - перестал существовать.
Безграмотность –да! Чушь – конечно! Но что делать, если чушь эта – один из элементов образности, своеобразная манера автора над всем подшучивать, в том числе и над грамотностью.
|
УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ |
юмор портрета
Смешной может быть не только ситуация или речь. Но и сам персонаж. Вернее так – иной человек то и дело попадает в потешные ситуации потому, что такой у него характер. Он по жизни – смешной.
К о м и ч н ы й х а р а к т е р - ещё одна составная комического...
...Джонатан Билл,
который купил
в прошлом году
Джонатан Билл,
который скопил
пробок два сундука,
Джонатан Билл,
который кормил
финиками быка,
Джонотан Билл,
который учил
петь по нотам
Джонатан Билл,
который уплыл
в Индию
к тётушке Трот, -
так вот
этот самый Джо Билл
очень любил
Вот такой забавный человек – Джонатан Билл...
Смешны герои комедий Шекспира, Мольера, Фонвизина, Гоголя; смешон барон Мюнхгаузен, Иванушка-дурачок, Буратино, Карлсон...
А сколько по-настоящему смешных героев кинофильмов, мультяшек! Одно лишь «Ну, погоди!» чего стоит!
Какие уникально смешные характеры представлены Аркадием Райкиным, Михаилом Жванецким, Романом Карцевым...
Но одно уточнение. От смешных персонажей следует отличать персонажи смеющиеся или ещё лучше – высмеивающие.
Чем, например, рознятся в этом смысле Швейк и Остап Бендер? Первый сам по себе очень смешной человек. Но у него два назначения: смешит, разыгрывая идиота, всем своим неповторимым обликом , смешит самим собой – и смешит, без конца «подставляя» нам мелькающих друг за другом патологических придурков, кретинов, уродов, «чудаков». В общем – трудится в поте лица, окарикатуривая «Великую» австрийскую армию...
А Остап Бендер? Он что – смешон? Нет, конечно. Но благодаря его неподражаемой зоркости, остроумию, находчивости, таланту видеть и подмечать всех и вся насквозь, облекая свои наблюдения в искрящуюся словесную афористическую форму, - мы и хохочем над этой вереницей бесконечно смешных человеческих «экземпляров».
Киса Воробьянинов, мадам Петухова, мадам Грицацуева, Шура Балаганов, Паниковский, отец Фёдор, «людоедка» Эллочка, слесарь Полесов, Кислярский... да разве всех перечислишь.
Не придумав Остапа Бендера ( кстати, он поначалу и не планировался в главные герои), Илья Ильф и Евгений Петров и половины не скзали бы про своих персонажей, не раскарыли бы их в том виде, который заставляет хохотать над ними поколение за поколением. Времена меняются, а остаповская идея превращения захолустных Васюков в столицу межпланетного шахматного турнира остаётся. Куда нам без Нью-Васюков, без бизнеса по продаже билетов в Провал, чтоб совсем не провалился, без таланта к нищенству, заложенному в бывшем предводителе дворянства с детства, без автора бессмертной «Гаврилиады», без людоедки Эллочки с её лексиконом из 30 слов, без вечной погони за бриллиантами, без «универсальных пособий» для графоманов и бездарей – писак, без «кидал» и подпольных миллионеров образца Корейко, без фирм под названием «Рога и копыта» и без «Союза меча и орала»...?
Комический портрет персонажа, костюм – неотъемлемые составные его характера.
Вот гоголевская Агафия Федосеевна – та самая, что откусила ухо у заседателя, носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капот с жёлтенькими цветами...
«Весь стан её похож был на кадушку, и оттого отыскать её талию было так же трудно, как увидеть без зеркала свой нос. Ножки её были коротенькие, сформированные на образец двух подушек».
Промелькнув на минуточку, некоторые гоголевские миргородцы уже никогда не появятся в повести. Но этого «промелька» вполне достаточно, чтобы комичный человечек, как живой, остался в нашей памяти. Эту гоголевскую особую манеру заставлять «второстепенных персонажей выскакивать при каждом повороте» заметил ещё Владимир Набоков...
Вот один смешной «человечек»...: «съедает за один раз девять пирогов, а десятый кладёт в карман»; другой: « судья – человек с доброю миною, губы – под самым носом, и оттого нос его мог нюхать верхнюю губу, сколько душе угодно было - эта губа служила ему вместо табакерки, потому что табак, адресуемый в нос, всегда сеялся в неё»; третий - Антон Прокофьевич Попопуз, бегающий в коричневом сюртуке с голубыми рукавами; четвёртый – дядя Митяй «похожий на деревенскую колокольню или лучше на крючок, которым достают воду в колодцах»...
Завершая этот краткий обзор «секретов комического», хотелось бы предостеречь от возможного заблуждения: здесь, мол, смешная фраза, здесь – ситуация, а здесь –характер. Не стоит раскладывать всё по полочкам. Разве можно смешной характер человека оторвать от его речи или от ситуации, где он себя проявляет? Или наоборот – смешную фразу от того, кто её произносит? Забавную ситуацию – от того, кто в ней участвует?..
А домашнее задание вот какое – давайте начнём собирать в свою копилку смешные персонажи – из литературы, кино, изобразительного искусства, эстрады, из жизни. Это и будут лучшие комментарии.
И ещё одна возможность - «протестировать « своё чувство юмора.
В следующем постинге речь пойдёт об явлении особом. Я хочу назвать его «Юмор в творчестве детей».
|
Без заголовка |
|
КОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ |
|
УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ. ЛЬВЯТА - РИСУНОК Sky - b |
( продолжение 11)
Мы смеёмся, когда обнаруживаем в тексте смешные сравнения, метафоры, забавные неологизмы, потешные изречения, словечки, каламбуры, афоризмы.
У человека с чувством юмора «взрывная» реакция на смешной словесный образ – не замедлительна.
Комичные фразы плотно населяют «Похождения бравого солдата Швейка» Ярослава Гашека, «Трое в одной лодке Джерома К. Джерома, многие рассказы Антона Чехова, Аркадия Аверченко, Исаака Бабеля, Михаила Зощенко, Фазиля Искандера...
Романы «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок» буквально растащены на афоризмы.
«Может, тебе ещё и ключ от квартиры дать, где деньги лежат?»; «знойная женщина – мечта поэта»; «Европа нам поможет»; «великий комбинатор»; «бензин ваш – идеи наши»; «не бейте себя ушами по щекам». «дело утопающих – дело рук самих утопающих»; «тщательно пережёвывая пищу, ты помогаешь обществу»; «Эрнестуля, хамите», "с таким счастьем и на свободе";...
Почти все эти фразы можно найти в "Записных книжках" Ильи Ильфа. И не только эти...
"По линии огурцов дело обстоит благополучно"; "брови, как серп луны в начале апреля"; "гражданин Грубиян"; "просьба о скатерти руки не вытирать"; "у старушки узкий ротик, как у копилки"; "искусство на грани преступления"; "Умалишенец, Улучшанский- Ухудшанский, Плотский - Поцелуев"( фамилии); "всемирная лига сексуальных реформ";...
Очень часто комический характер вполне нейтральная фраза приобретает в контексте.
«Австрия располагает тремя управляемыми дирижаблями, восемнадцатью не поддаюшимися управлению и пятью самолётами. Такова её воздушная мощь. ( Ярослав Гашек).
Юмористический эффект может создать одно-единственное слово, использованное не по назначению, не к месту. У Михаила Зощенко, например: «А в своё время я, конечно, увлекался одной аристократкой».
Слово «конечно» здесь явно ни к чему. Но без него фраза вмиг лишилась бы своего комизма, а герой... индивидуальности. Ведь именно это, не свойственное вульгароно-безграмотной речи персонажа словечко «конечно» ( в его понимании оно – признак интеллигентности, даже некоторой изысканности) и создаёт эффект смешного. Комично в его устах и слово «аристократка», ибо противоположно своему истинному значению: «аристократка» для него – это «ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках или зуб золотой...»
Возникает из забавных жизненных ситуаций, случайных встреч, совпадений, недоразумений, абсурдных действий, парадоксальных поступков ( «Мэри Поппинс»!), из резкого изменения условий, в которые попадает персонаж.
Смеёмся мы, конечно, не только над смешными поступками, но и над тем, как о них рассказывает писатель. Без комизма слова даже очень смешной поступок может оказаться несмешным и пресным. Мы хохочем над забавными соловечками, остроумными фразами, над самой манерой изображения комического положения. Возведение абсурда в самую высокую степень всегда даёт комический эффект, вызывет смех.
Вот картина. Ночь. Посреди комнаты на стуле, ножки которого погружены в пустые стаканы, стоит мистер Мак-Вильямс. Стоит без штанов. На голове – пожарная каска. На боку ополченская сабля. На ногах – шпоры. Он стоит и что есть сил звонит в большой колокол.
Таким образом по приказу супруги мистер Мак -Вильямс спасается от молнии, которая вот-вот ворвётся в дом. Гроза, видите ли...
«...В окно просунулись чьи-то головы, чьи-то глаза ошалело уставились на мою сорочку и боевые доспехи ...
«Гроза? Молния? Да что вы, Мак-Вильямс, рехнулись, что ли? Прекрасная звёздная ночь, ниткакой грозы нет.
Я выглянул в окно и так удивился, что сначала не мог выговорить ни слова. Потом сказал:
- Ничего не понимаю... Мы ясно видели вспышки молнии сковзь занавески и ставни и слышали гром.
Один за другим эти люди валились на землю, чтобы отхохотаться; двое умерли; один из оставшихся в живых заметил: - То, что вы слышали, была пушка, а то, что видели – вспышки выстрелов. Видите ли, по телеграфу получено сообщение, как раз в полночь, что Гарфилд избран президентом...» ( Марк Твен «Миссис Мак-Вильямс и молния»)
Абсурдную ситуацию создаёт здесь ошалевшая от страха супруга, которая, спрятавшись в шкафу и читая инструкцию, даёт мужу один за другим идиотские советы. Они и вызывают у читателя неудержимый смех. И его даже не омрачает то обстоятельство, что двое человек умерли. Ведь умерли то они - от смеха...
Великий мастер «смаковать» смешные ситуации – английский писатель Джером К. Джером. Сами по себе случаи у него нарочито – обыденны...
Закрывая зонт, человек сбивает с головы шляпу. Ну что тут, казалось бы, смешного? А если напрячь воображение? Найти подобающие слова, превратив их в «смешинки", подпустить чуть-чуть иронии...
«... И начинается дикая погоня за шляпой. Вместе с вами мчится возбуждённая собачонка, вообразившая, что с ней играют, а вы обязательно сбиваете с ног ни в чём не повинных детишек ( не говоря уже об их матерях), валите толстяка на детскую коляску и заставляете воспитанниц женского пансиона отскочить прямо в объятия какого-то мокрого оборванца. После этого идиотский смех зевак и неприличный вид пойманной наконец шляпы уже не имеют особого значения. ( «О погоде»).
Юмористический эффект, как мы уже дважды убедилсь, обретает силу и начинает «работать» лишь в том случае, если комизм ситуации явится нам в соединении с комизмом слова.
Итак, мы с вами уже выявили четыре секрета комическаого:
Открытие «секретов будет продолжено...
А сейчас – для разминки, в качестве домашнего задания – «перлы" из сочинений абитуриентов, которые собрал учитель ВЛАДИМИР ЕЛИСТРАТОВ.
Педагогические поэмы для оголтелого ржания:
"У Троекурова было много денег, крестьяне, девки под забором, род, связи. Ел и пил алкоголь он без перерывов. Троекуров относился к людям с недоброжелательностью и в доказательство того порой спускал на них собак и мишек. Крестьяне уважали барина за финансовое благополучие. Чиновники трепещали над Троекуровым, который, с его стороны, был большой шалун и хам. Троекуров был также гурман: два раза в неделю он обжирался, как свинья, и недомогал."
"Однажды астролог сказал Олегу, что тот помрет от коня. Олег накричал на астролога, но коня сдал. Прошли многие года. Однажды Олег пришел на кладбище животных. Там его ждал конец жизни. Астролог оказался прав: в трупе личной лошади князя завелась гадюка. Она укусила его за ногу, и он приостановил свой жизненный путь."
"Любил ли Обломов Ольгу? Да, но как-то по-русски: лежа, вяло и недолго".
Совсем иная любовь сложилась между Онегиным и Татьяной:
"Сначала Татьяна горячо любила Онегина, а он ее в глаза не видел. Когда Татьяна, красная от позора, призналась Онегину в любви, он ей сказал такой холодный текст, что лучше б он молчал. А потом Татьяна похолодела, а Евгений решил начать все сызнова. Но было поздно. Костер замерз, и угли закоченели..."
Особенно трогательны, конечно, женские образы. Прекрасна, скажем, булгаковская Маргарита:
"Маргарита вымазалась жирным целебным кремом, села на швабру и полетела навстречу своему счастью".
"Красивость Наташи Ростовой шла из ее каких-то глубоких внутренних мест, снаружи она была средней. Например, у нее был большущий неэстетичный рот, отнюдь не затмевавший ее красоты".
:
"Во время встречи князя Андрея с дубом многое в его голове встало на место".
"У Наполеона, как известно, были жирные ляжки, которые гадко, мерзко тряслись, причем не от русского холода, а от отрицательности персонажа".
"Пьер разглядел звезды на небосводе, раскаялся в культе Наполеона, сблизился с народом, и слезы проступили на его добрых щеках".
Платон Каратаев был весь русский и круглый, как национальный колобок".
"Раскольников жил в настоящем гробу без самых элементарных удобств".
"Свидригайлов - нравственно ограниченный человек, ему пошло снятся девочки".
"Соня Мармеладова совсем бедная, она вынуждена заниматься распродажей собственного тела за бесценок на улице".
"Раскроив голову старухи-процентщицы колуном, Раскольников задумался всерьез о смысле жизни".
"Собака Джек - член нашей семьи. Наш член большой, лохматый и добрый. Ночью член спит на коврике, а днем бегает по пустырю, играет с другими собаками, членами других семей. У нашего члена все время мокрый, холодный нос. Когда к нам в гости приходят гости, они гладят нашего члена, а он старается залезть к ним на колени. Когда наш член голодный, он весь покрывается слюной. Когда наш член болеет, мы несем его к ветеринару..."
"Иван Грозный был тиран. Он убил сына и бояр. По всей стране разгуливали его блюдолизы с собаками и вениками, которые обозначали опричников".
"Нельзя идеализировать Петра, у него тоже были отдельные недостатки и промахи, например, он часто собственноручно убивал людей, рвал зубы подчиненным, любил пропускать одну за другой чарку алкоголя..."
"Конкретно восстания 1825 года не получилось. В результате царской разборки все крупные авторитеты декабризма были ликвидированы на висИлице. Страна накрылась царским мраком".
Кто знает...
|
УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ |
и смехе без причины
В прошлой нашей беседе читатели не раз высказывались...
-Ну, хорошо, допустим, чувство юмора – врождённое, от Бога - либо есть, либо нету его.
Утешает, правда, совет польского писателя Ежи Леца: «Если у тебя нет чувства юмора, то у тебя, по крайней мере, должно быть чувство, что у тебя нет чувства юмора».
Но тем не менее - нельзя ли «поднатужиться» и разложить «по полочкам"," по пунктикам»...
Какими же способами автор высекает из своего читателя смех? Как происходит смехотворение?
Что именно вызывает комический эффект, заставляет смеяться?
А не попробовать ли обнаружить хотя бы некоторые «универсалные» секреты юмористов, при помщи которых они производят на свет свои «смешинки», «хохотинки» и даже целые «хохотища»?
Однажды я «поднатужился» и написал книжку под названием
«В стране Хохотании» . Она и стала попыткой выполнить многочисленные пожелания читателей научить их смеяться. «Смехотанией» у нас и сейчас широко пользуются в школах, детсадах и дома.
Так вот. В этой книжке я и попытался дать, выражаясь языком «учёным», - классификацию смешного или комического...
ЭФФЕКТ «СВЕРНУВШИХ РЕЛЬСОВ»
В прошлый раз мы справедливо заметили: острить надо внезапно. И реагировать на смешное – тоже.
«Трамвай построить – это не ишака купить!»
В толпе внезапно послышался громкий смех Остапа Бендера. Он оценил эту мудрую фразу докладчика на митинге по поводу пуска трамвая.
Всё поначалу происходит тихо, мирно и логично. И вдруг – удар! Встряска! Что-то неожиданное ломает, взрывает нашу логику. И следует немедленная реакция – хохот.
«Не падай духом»...», «ученье свет...», «не отставай от времени...»- абсолютно стандартные, банальные и фразы и мысли! Ничего смешного от них не ждёшь. Но вдруг - взрыв! Рельсы резко сворачивают: следуют внезапные завершения этих банальностей, и в результате - «смешинки». Юмор!..
«Не падай духом – ушибёшься»; «ученье свет – неучёных тьма»; «не отставай от времени, но и не очень приставай к нему» ( Эмиль Кроткий).
Или у Ежи Леца: «Есть любители нырять в глубину ( обычное и банальное) – лишь для того, чтобы пускать пузыри» (внезапно свернувшие рельсы). Взрыв смеха. Юмор!
Схему смеха здесь можно объяснить словами турецкого юмориста Азиза Несинова: «Мозги наши настроены на определённые рельсы, И когда рельсы резко меняют направление, человек смеётся».
По принципу смены направления рельсов строится множество анекдотов ( Посетитель: «Что значит муха в моём чае?». Официантка: «Откуда мне знать? Я официантка, а не предсказательница судьбы»).
Взрывы смеха от внезапно свернувших рельсов - в «задачах» и «Вредных советах» Григория Остера. В «рельсах» этих – один, но не единственный, конечно,- секрет его юмора.
Не лететь ему, как птице,
Над взволнованной толпой,
« Мэри Поппинс глядела в потолок. Джейн и Майкл тоже взглянули вверх и, к своему великому удивлению, увидели круглого, толстого лысого человечка, который висел на воздухе, положив ногу на ногу. Он только что выпустил из рук газету...
...- Я вижу, вы чем-то удивлены, - спросил мистер Паррик.
И действительно, ребята так разинули рты от изумления, что мистеру Паррику, будь он чуть-чуть поменьше, угрожала бы опасность быть проглоченным.
-..Понимаете ли, стоит мне в свой день рождения засмеяться- мне обязательно попадает в рот смешинка, и я так наполняюсь веселящим газом, что просто не могу удержаться на земле. Подумаю о чём-нибудь смешном – и взлетаю, как воздушный шар...
...Напрасно ребята изо всех сил сжимали губы, чтобы не выпустить смех наружу. Это ничуть не помогало И наконец они покатились по полу, стеная и визжа от смеха.
- Это что такое? – сказала Мэри Поппинс. – Что это за поведение?
- Ой, не могу, не могу!- заливался Майкл – он уже подкатился к камину. _ Ой, как смешно! Джейн, как смешно-о!
Джейн не успела ответить, как с ней произошла очень странная вещь. Она вдруг почувствовала, что от смеха она становится всё легче и легче, словно её накачивали воздухом. Это было и странно, и приятно. И её всё больше разбирал смех. И вдруг – гоп!- она сильно подпрыгнула и взлетела...
...- Ну, - сказала Мэри Поппинс, - всё это очень глупо и неприлично, но раз уж вы все оказались там и, по-видимому, неспособны спуститься, придётся мне, пожалуй, подняться к вам.
С этими словами она вытянула руки по бокам и, не засмеявшись – даже без тени улыбки! – стрелой взлетела в воздух и уселась рядом с Джейн
- Сколько раз, - сказала она ворчливо,- сколько раз интересно, я тебе говорила, что надо снимать пальто, когда входишь в тёплую комнату?...» ( Памела Трэверс «Мэри Поппинс»).
Вы скажете – но ведь мы уже слышали нечто похожее – смеянцы, весёлый старичок...
Но в этом фрагменте «смех без причины» обретает новый облик. Какой?
Вот это и есть не такой уж лёгкий вопрос для домашнего задания. Вернее – заданий ( весьма желательная тема для комментариев!). Итак.
Отчего мы смеёмся, читая «Мэри Поппинс»? Только ли оттого, что заражаемся и заряжаемся «беспричинным» смехом дядюшки Паррика?
Или здесь налицо – другие поводы похохотать?
Вглядитесь повнимательнее в контрасты поведения героев, в саму фантастическую ситуацию, постарйтесь найти очень смешные фразы в тексте.
Заметив их, можете себя поздравить – с чувством юмора у вас всё в порядке. Вы обязательно рассмеётесь – и по заслугам оцените мастерство писательницы в нелёгкой науке смехотворения.
Вы усовершенствуете свой дар читателя
Мы рассмотрели лишь два способа смехотворчества, рождения комического.Есть у меня в запасе ещё несколько. Но о них – в следующий раз.
|