Хочу вместе со своим читателем поразмышлять об актуальных проблемах современного образования.
Поговорить о тонкостях восприятия художественного произведения, заглянуть в творческую "лабораторию" писателя, где он, "колдует," создавая свою "золотую розу" - КНИГУ.
Дерзнём по-новому взглянуть на хрестоматийные образы "школьной" литературы, поразившись,, насколько они современны и не похожи на те, что "проходили" на уроках .
Познакомимся с живыми, а не покрытыми "хрестоматийным глянцем" Пушкиным или Гоголем.
Попробуем разобраться, почему современному учителю-словеснику так редко удаётся самое главное - вырастить ученика , умеющего радоваться хорошей книге, а не попсовой безделушке, - ученика с талантом ЧИТАТЕЛЯ, любящего размышлять о прочитанном.
Ученики, студенты, родители, все те, для кого классика была и остаётся неизменной, всегда актуальной ценностью, - мои главные соавторы, единомышленники и... оппоненты.
А. ГУСЕВ. УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ |
.АЛЕКСАНДР ГУСЕВ. КНИГИ ДЛЯ ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ
|
УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ |
ПРИГЛАШЕНИЕ В СТРАНУ ХОХОТАНИЮ
О чувстве юмора, «секретах» смешного, смехотворчестве, о том, как научитьсся радоваться смеху, и о Григории Остере
Если вы подумаете, что в стихотворении Даниила Хармса смешны невероятные рулады, трижды звучащие на новый лад, вы только улыбнётесь. А вот смеяться и радоваться смеху вы начнёте тогда, когда увидите, что буквально каждый поступок старичка нелеп и каждое слово в строке противоречит смыслу. Например, увидев паука, старичок пугается, а в результате испуга – смеётся. Вид стрекозы вызывает в нём гнев, из-за чего – неожиданный и невероятный по силе смех ( повалился на траву).
Почему старичок называется «весёлым»? А потому, что смеётся по любому поводу. Значит, в этом стихотворении «весёлый» - это смеющийся без причины или вопреки причине. Самое название стихотворения нелепо по отношению к его смыслу.
Поэт смеётся не только над своим незадачливым героем, но и над столь же незадачливым читателем...
Вспомните смеянцев Генриха Сапгира – те тоже хохотали без повода и получали от этого огромное удовольствие...
Значит, есть какая-то особая черта у некотрых людей – радоваться самому смеху. И совсем неважно – есть ли для него повод.
Мы же с вами поговорим о поводах. Поговорим о чувстве юмора. И для начала признаем: отличить смешное от несмешного присуще далеко не каждому – совершенно не умеет это делать наш «весёлый старичок». Чувство юмора – вещь тонкая. Иным оно дано от природы. Как, скажем, музыкальный слух. Или талант художника. А вот другие по отношению к юмору «туговаты на ухо». Не слышат. Не замечают. И пожимают в недоумении плечами, когда не расхохотаться просто невозможно. Никаких разъяснений, почему именно смешно, человеку с чувством юмора не требуется. Юмор говорит сам за себя. До сих пор ведутся споры – а можно ли чувство юмора развить, «привить». Ведь развивают же каким-то образом музыкальный слух.
Но прежде чем раскрывать «секреты» смешного, неплохо выяснить, что такое юмор вообще. Если совсем просто – одна из разновидностей смеха. Один из его ликов. А что такое смех? Это – как бы с и г н а л, что обнаружено нечто весьма нелепое, несуразное. Смех – это крик радости ( эврика!), вырывающийся из нас всякий раз, когда мы осознаём: ситуация, с которой столкнулись, - с м е ш н а я. Достойная осмеяния. Согласимся в главном: смех всегда возникает внезапно – как вспышка, некое мыслительное потрясение.
Стричься тоже бесполезно,
Облысеет голова. ( Г. Остер «Вредные советы»)
Или – Я твой директор школы. Нарочно снегом облепился, чтобы всю правду про твоё поведение узнать... ( это у Г.Остера - снежная баба говорит).
Внезапность явления смешного для Григория Остера особенно характерна. Его смехотворчество широко представлено во всех моих книгах для детского чтения. ( «Книжкин дом», «Книга для чтения», «Родная речь», 6 кл.», «В стране Хохотании»).
- Рассказывают, что однажды Любочка пришла в зоопарк и забралась в клетку к большой обезьяне. А когда обезьяна захотела её укусить, Любочка взяла и сама обезьяну укусила...
- Баран обиделся на Бяшу, сказал: «Ты, Бяша, самая умная в стаде, потому что остальные ещё глупее
Остер – мастер афористической фразы, особенно той, что завершает произведение. Я как-то предложил детям вместо авторских вопросов к его знаменинытм задачам («Задачник») придумать свои. Попробовали – и... ничего не получилось. Вопросы-то были правильные, но смешного в них уже ничего не оказалось. Вот несколько примеров ( «Книжкин дом»).
Три барана влюбились в одну и ту же овцу...Дальше рассказывается, сколько часов признавался в своей любви каждый баран.
Вопрос направшивается сам собой. – его обычно и задают дети: -Сколько всего часов бараны говорили о своей любви? Или что-нибудь в этом роде.
А у Григория Остера так: - Сколько часов слушала влюблённых баранов с ч а с т л и в а я овца?
Или – вопрос к задаче о Лягушке-Царевне. Известно, что Иван Царевич обследовал 4 болота и на каждом было – 9 лягушек..
Банальный вопрос – и ничего смешного в нём нет: - Сколько лягушек обследовал Иван Царевич?
Однако, врпрос Остера сразу же, внезапно вызывает взрыв смеха:- Сколько лягушек перецеловал Иван Царевич в поисках своей невесты?
Без этой остроумной фразы «задача» не была бы забавным анекдотом.
Кстати, «Задачник»Остера – замечательное, на мой взгляд, «руководство» к упражнениям в остроумии.
- Кто смешнее поставит вопрос?
- Сочиним по аналогии свои задачи. Условие одно – они должны быть смешными...
Придумайте смешные вопросы к задачам!
- Допустим, что ты решил прыгнуть в воду с высоты 8 метров и, пролетев 5 метров, передумал...
-Допустим, твой лучший друг дал тебе 9 раз по шее, а ты ему только три...
-Коле и Толе купили 5 пирожных. Коля съел свои пирожные за шесть минут и стал сходить с ума от зависти, глядя как Толя ест каждое пирожное по 4 минуты...
(продолжение следует)
|
Без заголовка |
…Однажды мы гуляли с Мурой по взморью, и она впервые в жизни увидела вдали пароход. -Мама, мама, паровоз купается! - пылко закричала она.
Боря обозвал бормашину зубного врача больмашиной.
Вентилятор у него –вертилятор.
- Ты же пил чай.
- Да не пил я. Я только пивнул немножко.
- Ах, как обснегилась улица! Капельку.
…Было приятно узнавать от детей, что у лысого голова босиком, что муж стрекозы – стрекозёл, что у папы брюки нахмурились…
И что существуют на свете червячные яблоки, жмутные туфли, дочкастые мамаши, молоконные кастрюли, дыркатые ( Корней Чуковский)
Новые слова придумывают дети. Об этом и рассказывает в своей книге «От двух до пяти» Корней Чуковский. Новые слова придумывают поэты.
Разве нужно ребёнку объяснять, кто такой Бармалей? Или доктор «Айболит»? Они уже с раннего детства были «старыми знакомыми» - так удачно придумал эти радующие и пугающие слова-имена Корней Чуковский. Точно так же, как Карабас Барабас, придуманный Алексеем Толстым.
Сама жизнь избирает, впитывает в себя новые слова. Они появляются вместе с теми изменениями, которые происходят вокруг нас. Чаще всего это "иностранцы" - прижившиеся у нас заимствования: спонсор, спикер, реферат, офис, бизнес, менеджер, креативный, пиар, имидж, провайдер, брэнд, плейкаст, постинг, хакер…
Эти и многие другие новоявленные слова мы называем - неологизмы, что в переводе с греческого означает - новые слова . Новые - до поры до времени...
Человек бесчеловечный.
Даже и не веpится.
Кpокодил БЕСКРОКОДИЛЬHЫЙ
пyсть yж лyчше встpетится!
Он невинный, безобидный,
кpокодил бескpокодильный,
но опасный, бессеpдечный
человек БЕСЧЕЛОВЕЧHЫЙ!
( Эмма Мошковская «Не верится»)
- Страшный, зубастый, безжалостный, коварный, прожорливый ужасный, хитрый, чудовищный, беспощадный…
- А если взять и отнять у него все этих ужасные качества, – каким он будет?
Кто-то даже сказал – добрый. Как крокодил Гена.
И вдруг девчонка на первой парте радостно воскликнула: Бескрокодильный!
И добавила: - Как в стихе…
И мы ведём разговор о том, что без этого слова нельзя бы было понять смысл стихотворения Эммы Мошковской.
человеке. С таким лучше не встречаться.
И мы понимаем ещё одно: без слова бескрокодильный - этого стихотворения вообще бы не было.
Вот что значит удачно придуманное новое слово- неологизм !
Без неологизмов не было бы и стихотворения Генриха Сапгира
В стране Хохотании Сбежались смеянцы:
Жили смеянцы. – Скажите, откуда
Веселье и танцы. Нелепое чудо?-
И просто смеяться Дымом дохнули
Вставал Смеяться не смейте,
И смеялся Иначе вы будете
По будням они Моё слово – закон.
Мастерили Я, как известно,
Из каждой улыбки – Смеются смеянцы
Скрипки, Дракону в ответ:
А из самого громкого Драконов на свете
Барабаны, -Да разве такие
Полные грохота! Драконы бывают?
И каждое воскресенье - И вовсе не так
Смеянки пекли печенье -Они рты разевают!
Из хорошего - Какой там дракон -
НО ВОТ… Пожарный рукав!
В страну Хохотанию - Хе-хекс,
На трёх самолётах - Ха-ха,
Пожаловал он. Это ж чайник
Над Смехоградом Из племени чайников
Ударил гром: Необычайных!...
Трёхголовый, Убеждает Дракон.
Дракон разозлился,
Как жаркая печка,
Дракон раскалился…
И тут бы, наверно,
Случилась беда.
Вспыхнул Дракон
И сгорел без следа.
Со злости сгорел,
Над городом смеха
Весёлое эхо
И шуткам,
И песням
Звучало в ответ:
- Драконов, Драконов,
Лиловых, зелёных,
Огромных
И страшных
Давно уже нет!
И ласточки в небе
В стране Хохотании жили смеянцы.
И без «небывальщины», когда из каждой шутки получаются дудки, из каждой улыбки – скрипки, из хохота – барабаны… Без всего этого образный мир стихотворения оказался бы тусклым и… скучным.
( продолжение следует)
|
УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ |
ВСЁ НАОБОРОТ
о промокшей воде, о кошке, которую съела колбаса, о мяукающем ките и виляющем хвостом доме
(продолжение - 7)
КИТ И КОТ
Добрый КОТ ни с кем не дрался,
«Мир наоборот» занимает особое место в жизни ребёнка. Нелепицы, небылицы, путаницы, перевёртыши...
Всё это появляется уже с первых страниц «Книги для чтения». Ими плотно заселён «Книжкин дом».
Для чего? Чтобы разбудить фантазию и воображение ребёнка. А это – для чего? Чтобы возник повод для вопросов – завязалась беседа. Чтобы ребёнок разговорился, начал рассуждать. Ведь когда всё идёт привычным заведённым порядком, то и вопросов никаких не возникает. Но как только случается что-то необыкновенное, невозможное, сразу являются ворпросы:
Что это такое?
Может ли такое быть?
А если не может быть, почему не может?
А если может быть, то почему может? И как это сначала показалось, что не может быть?
Вы не успели ещё прочесть весёлый стишок ребёнку, а все вопросы у него в голове уже поставлены и ответы получены в одну секунду. И ребёнок начинает смеяться. Потому что знает, в чём суть беспорядка – радуется своему знанию. Это – интеллектуальная радость...
И «Книжкин дом», и «Книга для чтения» то и дело предлагают ребёнку воображаемые игры в необычность ситуаций, действий, поступков, интонаций, диалогов.
Вот «УДИВИТЕЛЬНАЯ КОШКА» Даниила Хармса...
Какая тонкая игра! Суть её в абсурдности чьей-то инициативы, может быть, самого поэта. Дети хохочут. Слишком уж смешная возникает в их воображении картинка, когда они представляют это событие в лицах, красках, шуме улицы, по которой шествует наша «удивительная кошка».
Поверив в «правду» этой в общем-то абсурдной истории, дети в будущем сумеют адекватно воспринять «взрослую» литературу абсурда, одим из ярких представителей которой и был Даниил Хармс...
-ВОТ ЧТО ЗНАЧИТ ЗАПЯТАЯ!
( продолжение следует)
|
УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ |
Ч Т О Н А Ч Т О П О Х О Ж Е
О спящем верблюде и
о гусенице, похожей на поезд
( продолжение -6)
Всё на что-нибудь похоже!
Ель похожа на пингвина:
В основе искусства лежит п о д р а ж а н и е. Одна из примет поэтической речи – троп: изменение основного значения слов, употребление его в переносном смысле. Одно воспринимается через другое. В результате возникает художественный образ .
В «Лесной азбуке» Генриха Сапгира, к примеру, буква В – свернувшийся Уж, Г – стоящая на одной ноге пичужка, Ж – лежащий жук, О - дупло в дереве, Л – шагающий человек...
Для ребёнка это может стать забавной игрой – он с удовольствием ищет «похожести». Делает свои первые художественные открытия, радуется им. Начинают работать фантазия, воображение – всё, что нужно для проницательного читателя. Нам нужно только чуть помочь ему, обратить внимание, увлечь...
И мы читаем с детьми книжки, где писатель-художник заманчиво вовлекает ребёнка в неповторимый мир бесконечных «похожестей»...
Музыкант играл на трубе. Труба была похожа на улитку. Улитка была похожа на домик. Домик был похож на чашку, опрокинутую. Чашка была похожа на чайник. Чайник был похож на Ивана Ивановича. Иван Иванович был музыкант и играл на трубе
*
Ползла Гусениуа. Мимо шёл поезд. «Наверное я – поезд, - решила Гусеница. – Я такая же зелёная и длинная. Гу-се-ни-ца.
Я состою из целых четырёх слогов-вагончиков.
Гусеница уснула на листке. А проснулась бабочкой.
Порхала бабочка. Высоко летел самолёт, тоже красивый. "Наверно, это мой знакомый поезд. Он тоже уснул и превратился в самолёт, - прошелестела бабочка.. ( Генрих Сапгир).
- Оглянись вокруг, - говорим мы ребёнку. – что на что похоже?
Давай смотреть вместе!..
Игра продолжается. Дети уже сами задают друг другу вопросы. И не устают удивляться – как много на свете "похожестей". Как прекрасен мир природы – художественный, образный мир.
Плыли по небу тучки.
Тучек – четыре штучки.
На первой до третьей – люди,
Четвёртая была – верблюдик.
К ним, любопытством объятая,
По дороге пристала пятая.
От неё в небесном лоне
Разбежались за слоником слоник.
И не знаю, спугнула шестая ли,
Тучки взяли все – и растаяли.
И следом за ними, гонясь и сжирав,
Солнце погналось – жёлтый жираф! ( Владимир Маяковский)
Поэт или писатель часто олицетворяет природу: звёзды, солнце, тучи, деревья, горы...
Трудное слово?
Что ж, разыщем его ближайшего родственника. Вот он: лицо. Значит, говоря олицетворяет, мы подразумеваем: природа обретает, творит лицо. Становится как бы живой. Как человек. Как любое живое существо. Вот тучка в стихотворении Маяковского стала верблюдиком. А солнце – жёлтым жирафом.
В литературе это так и называется: олицетворение - сотворение лица.
Вот и все «сложности!».
Я думаю, во всём есть своя душа. И в деревьях, и в облаках, и в ветре.
|
.МОИ "ГАСТРОЛЬНЫЕ УРОКИ" - ПЕРВЫЙ РАЗ В НОВЫЙ КЛАСС! |
|
УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ |
гололедице
и распетушившихся петушках
Вернёмся к Бегемоту и надоедливой мухе...
На своих открытых уроках в 1-3 классах я превращал это стихотворение - жужжание в увлекательную игру. Дети изображали при помощи звука Ж полёт нахальной мухи. Показывали, как «бацает», «топает», «хлопает», «шлёпает» измученный Бегемот. «Дзинькали» - озвучивали» звон разбитой посуды..
А потом каждый попытался сочинить свою историю – рассказать, что собственно, происходило в этой тесной когмнатке. Фантазия работала во всю – рассказы получились и смешные, и грустные, и страшные, и весёлые...
Ребята наяву убедились, как усердно «поработал» звук Ж...
А «звучащие» наши уроки продолжаются...
- Уже в глубокой древности, - говорю я детям,- человек старался понять раскаты грома. И он искал звук, похожий на эти раскаты. Прошли века, и появились раскатно-громовые строки в русской поэзии...
...Когда весенний пеРвый гРом,
Как бы Резвяся и игРая,
Новый, другой, особый мир открывался человеку во всём , что пеЛо, цвеЛо, ЛетаЛо, ЛаскаЛо, ЛеЛеяЛо...
Так обретал своё поэтическое звучание - Л.
-Повторение какого-то одного гласного звука звука (ассонанс) или согласного (аллитерация), - говорим мы ребятам, - придаёт слову особое музыкальное звучание, помогает представить картину, художественный образ, догадаться о значении незнакомого слова.
Этот секрет поэзии так и называется «звукопись».
И новая игра...
Читаем стихотворение А.Шибаева - все вместе.
Сначала шёпотом...
И вот уже дождик
Тихонько –
Ты слышишь?-
- Какие звуки помогают изобразить дождь?
Его предчувствие? Начало? Самый рпазгар? Можно ли по звучанию догадаться о значении слова з а к р а п а л?
«Звучащие стихи», «звучащие» строки прозы, как я уже говорил, занимают особое место и в «Книжкином доме» и в «Книге для чтения»...
И очень важно, мне кажется, научить ребёнка «напрягать слух", всячески побуждать его у с л ы ш а т ь звучащее поэтическое слово. И тем самым оценить мастерство поэта. Тогда и происходит маленькое чудо. Повествовать, рассказывать о чём-то начинают не слова, даже не строки, а сами звуки. Мы уже это видели.
Без звучащего слова не состоялись бы "музыкальные" шедевры Корнея Чуковского «Телефон» ( с его «хрю-хрю». «ква-ква»), «Муха-Цокотуха» ( с её «тара-тара-таракашечки», или «сапоги скрипят, каблуки стучат» - с «танцующими» П,К,Т), «Путаница» с «Бармалеем», где звукоподражает и поёт чуть ли ни каждая строка...
И в заключение – задание для ребёнка...
Закрой глаза...
Вслушайся в звуки твоей комнаты, в звуки, которые доносятся издалека. Расскажи о них. Опиши шум леса. Журчание ручья. Пение разных птиц...
ГОЛОЛЕДИЦА ПЕТУШКИ
Не идётся и не едется. Петушки распетушились,
Потому что гололедица. Но подраться не решились.
Но зато Если очень петушиться,
Отлично падается! Можно перышек лишиться,
Почему ж никто Нечем будет петушиться.
Не радуется?
Валентин Берестов
|
УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ |
О кислом настроении и о
страшной гибели
очень нахальной мухи
Мы уже договорились: если ребёнок не научит «работать» все свои ощущения ( зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые), он может лишиться радости встречи с прекрасным – не только в природе, но и в искусстве. В том числе – и в искусстве слова.
Р а б о т а т ь – значит уметь передавать словами свои впечатления от всего мнгоцветья и многозвучия МИРА. Это - давать волю фантазии: дорисовывать увиденное , переозвучивать услышанное, воображать новые и новые картины.
Попросите ребёнка рассказать, каковы, например, на вкус - ржаной хлеб, помидор, шоколад, мороженое, огурец, пирожное, сметана, молоко, малиновое варенье, горчица...
И вы увидите –какое это нелегкое для него дело – передать словами свои впечатления от этих и многих других «вкусностей» и «невкусностей»...
Писатель или поэт, в силу своего воображения, обычные вкусовые ощущения превращает в поэзию. И ребёнок это чувствует. Удивляется. А от удивления искусством и начинается дар читателя. Прочтите своему малышу вот эти «Кислые стихи» Эммы Мошковской...
Встало солнце кислое,
смотрит– небо скисло,
в кислом небе кислое
облако повисло...
И спешат несчастные
кислые прохожие
и едят ужасно
кислое мороженое...
Даже сахар кислый!
Скисло всё варенье!
Потому что кислое...
А теперь остановитесь и скажите: - Попробуй-ка досочинить последнюю строчку сам. Или – сама. И вы знаете, на моих уроках не было случая, чтобы ребёнок, хотя бы с самым зачаточным слухом на поэзию, тут же не проговорил эти два слова - было настроение.
И с удовольствием не повторил бы последние двустишие...
Потому что кислое
Было настроение.
Вот так, рассказываем мы детям, - поэт самые обыкновенные слова превращает в образы, и эти образы удивляют и радуют нас своей новизной и неожиданностью.Образы-сюрпризы! Образы-парадоксы. Мы уже говорили, что такие парадоксы называют оксимороны. И сейчас уместно об этом напомнить. Дети, я убежден, должны знать . как называется то или иное средство художественной выразительности. В школе, уверяю вас, у него с этим
Вспомните «Записки Бабушки». Тёму с его игрой в «омонимы»...
«Играть» с оксиморонами, как и со звукописью, сравнениями, метафорами, можно так же увлекательно, как с любимыми игрушками. Мы уже говорили об этом однажды...Я это – для тех, кто только что присоединился к нашим «Урокам словесности»...
Итак, стихи - «кислые», «сладкие и кисло сладкие», «горькие», «солёные...
Стихи- настроения, создаваемые обыкновенными вкусовыми ощущениями.
Особая тема – «звучащие стихи», «звучащие» строчки прозы. Мой «Книжкин дом» и «Книга для чтения» изобилуют заданиями, побуждающими детей расслышать поэтическую речь. И снова удивиться - как замечательно умеет «работать» звук, воссоздавая определённую картину, а то и – целое «приключение»...
Как это делает звук Ж в стихотворении Тима Собакина - с очень длинным названием...
(НЕмножко Необычное Нестихотворение)
|
УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ |
... Дорогие читатели, все, кто привыкли в каждом моём постинге находить
размышления, рекомендации о формировании дара или таланта читателя у ребёнка. Вместе с вашими комментариями сложилась уже своеобразная "педагогическая поэма" на эту тему. Она, как я понял, волнует очень многих - и родителй, и бабушек, и дедушек, и всех, кому самому захотелось поделиться опытом своего детского чтения, воспоминанием о первой "своей" книге.
И разговор этот я с удовольствием продолжу - если он останется, как у нас уже это сложилось, разговором, диалогом, а не унылым монологом с продолжениями.
Сейчас я хочу сделать крохотную паузу...
Но не с тем, чтобы прервать беседу о читающем или нечитающем ребёнке, а для того, чтобы подключить к нашей теме "взрослую аудиторию".
Дело в том, что к комментариям в моём постинге "УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ"
Мои читатели при желании могут познакомиться с материалами этих дискуссий...
Думаю, что это придаст нашей основной теме новое, дополнительное звучание.
УЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ, ОКАЗЫВАЕТСЯ, НУЖНО ПРЕЖДЕ ВСЕГО НАМ САМИМ! .
ХОТЯ БЫ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПЕРЕДАТЬ ЭТО ИСКУССТВО РЕБЁНКУ.
ИЛИ Я НЕ ПРАВ?
.
|
УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ |
Некоторые поэты окрашивают звуки в определённый цвет. Каждый звук – становится выражением каких-то чувств, переживаний, настроений. В знаменитом «Цветном сонете» Артура Рембо, к примеру: А – чёрный, белый – Е, И - красный, У – зелёный, О – синий...».
В книге Бальмонта «Поэзия как волшебство» О – звук восторга, У- музыка шумов и вскрик ужаса, звук грузный, как туча; И – пронзительно вытянутая былинка, крик, свист, визг...
Нередко и мы, не поэты, разрисовываем звуки в разные цвета. И краски эти редко совпадают. Наверное, в сознании каждого человека, а лучше сказать - в душе его, каждый звук сопрягается со своим, индивидуальным цветом. Почему? Я думаю, мои читатели попробуют рассказать об этом...
Звук Р у некоторых людей имеет такие ярко выраженные свойства, как «сильный». «храбрый», «могучий», «величественный», «громкий», «активный», «яркий»; звук У - «грустный», «медленный» (медлительный), «печальный», «тусклый», «холодный», «страшный», «тёмный». И так каждый звук нашей речи.
Давая цветовую оценку звуков, немало людей, как подтвердили другие эксперименты, всё же сходятся в соём ощущении...
Звук А обычно называют красным, Е - зелёным, И – синим, О – светло-жёлтым или белым, У – тёмно-синим, тёмно-зелёным, тёмно-лиловым, Ы – мрачным, тёмно-коричневым или даже чёрным.
Ни один из этих звуков, как мы видим, не совпадает по окрасу с «Цветным сонетом» Артура Рембо. У него – другой звукоцвет...
Бесспорно одно – на ощущения, фантазию, чувства, воображение ребёнка, на его восприятие поэзии «звукоцвет» оказывает своё воздействие. Какое? Мы пока не знаем. Но я думаю, это зависит от индивидуальности ребёнка, эмоционального его настроя, склада характера, может быть, и от настроения.
Дар читателя проявит себя ещё в одном свойстве – способности вообразить звук или слово. Не просто его услышать, но и увидеть – в цвете, в красках. В этом умении, мне кажется, есть своя составная эстетического воздействия произведения искусства, книги. Свой стимул – к эмоциям и словесному их выражению.
Вот стихотворение Генриха Сапгира из моей «Книги для чтения»:
- Встань под деревом с закрытыми глазами и втяни в себя все запахи. Расскажи о них как можно подробнее своей маме, друзьям.
- Пройдись по дому и вдохни в себя запах окружающих предметов: стен, штор, кресел, дивана, книжной полки, ванной комнаты, компьютера... Опиши словами эти запахи.
- Во время экскурсии , прогулки или путешествия тебя окружало столько ароматов – расскажи о них.
- Твоя квартира. Зоопарк. Книжный магазин. Овощной рынок... Расскажи, какие там запахи.
- Попробуй написать коротенькое стихотворение или рассказик. Постарайся передать в нём своё впечатление об ароматах...
Столь же интересными могут оказаться задания для желающих научиться слушать, осязать, видеть...
|