| Нелли_Солодкова написал 01.11.2015 20:30:07: Хм...Чисто мужской дневник...и хоть...\"Немойберег\"..но собеседник интересный..Только бы знать...где ваш берег...? Тогда многое по стихам можно узнать о хозяине дневника...
|
| AIw написал 08.10.2015 21:40:37: Триолет
Стоит на ринге, как боксёр,
В любую непогоду.
И смотрит фото режиссёр,
Не отрывая хитрый взор:
Стоит на ринге, как боксёр,
Уже давно, с каких-то пор,
Здесь света проводник народу
Стоит на ринге, как боксёр,
В любую непогоду. )
|
| Немойберег написал 09.04.2015 00:02:16: Чтобы познакомиться с автором, нужно читать его произведения.
|
| vlad_mir написал 04.04.2015 15:46:19: Хотелось бы познакомиться с автором, но в разделе \"О себе\" нет ничего. Хотя - нет! Там же просьба о цитирование, а это уже кое-что.
|
| Lovuhcka написал 23.03.2015 09:29:11: Милейший блог, милейшие стихи! |
Словарь поэтических форм. Оглавление.
Газель | Словарь поэтических форм |
Газель - классическая твердая поэтическая форма персидской поэзии, включающая в себя обычно от 5 до 12 бейтов (двустиший). Рифмический рисунок: aa ba ca da ea... или aa ba ba ba ba... Содержание газелей - лирическое, философское или и то, и другое вместе.
Им похотливо даришь ты цветы
И смотришь прямо вплоть до слепоты.
А девочки немеют, как газели
В круг стаи львиц зажатые, и стыд
Девичий, словно яблочко у цели,
И стрелы из очей летят... Остынь!
Они любви, любви твоей хотели,
Даров, что так изысканно просты:
Ни нищеты измятой в ком постели -
Жемчужин нежности, мех теплоты
И злата вздохов, не сокрытых в теле...
Богат влюбленный! Как же беден ты!
Василиса_Иванова,
Поэтические_игры.
Ты вырвала признание моё:
Любить тебя - призвание моё!
Ты грубым словом грудь мою исстервишь,
Пусть! Это - наказание моё!
Насмешками всего меня изнервишь,
Пусть! Это - испытание моё!
Но каждый вечер ты постель мне стелешь,
Пленяешь всё сознание моё...
День ото дня люблю сильнее, веришь?
Ответом "да!" молчание твоё...
Я нищ деньгами, как последний дервиш,
Ты - это состояние моё!
Немойберег,
Поэтические_игры.
В своей газели я пользуюсь редифой - это рифма перед сквозным рефреном, очень популярный прием в восточной поэзии.
Метки: словарь стихи поэзия признание газель бейты словарь поэтических форм |
Серенада с иллюстрацией |

Метки: стихи поэзия серенада |
Дактилическая рифма | Словарь поэтических форм |
Дактилическая рифма - один из видов рифмы, в котором ударение в каждом рифмующемся слове (фразе) падает на третий от конца слог. Ниже приведены стихи, где все рифмы - дактилические.
Птица хрустальная, птица морозная
С перьями снежными,
Ты ли седая, последняя, поздняя
Боль моя нежная?
Что ни спою тебе, что ни придумаю,
Что я ни сделаю,
Ты мимо глаз, мимо губ неприступная
Смотришь в степь белую.
Не отогреть тебя робкою ласкою.
Словно спасения
Жду не дождусь, когда хлынут из глаз твоих
Слёзы весенние.
Feniks-poetry,
Поэтические_игры.
Искорки бережно кто-то укладывал
по деревам, берегам, будто взглядами,
белое небо на землю - так радостью
медленно снегом земля укрывается.
Замерло всё, ничего не случается,
белые птицы летят... не кончаются...
Зимушка к свадебке скорой обновится,
только вот сердце мое остановится -
платье её нежноснежное шубное
враг изорвет в нити пальцами грубыми
белое... белое... белое...
Немойберег.
Во втором стихотворении, правда, последняя строчка для выразительности ни с чем не рифмуется.
СМОТРИ ТАКЖЕ:
Мужская рифма
Метки: словарь стихи поэзия рифма дактиль снежный стих словарь поэтических форм дактилическая рифма |
Стих-кольцо | Словарь поэтических форм |
Стих-кольцо - поэтическая форма, в которой первая строчка является ключом. Ключ смыкает кольцо - конец стихотворения подводится так, чтобы, продолжив его с первой строчки, можно было его читать снова, и снова, и снова... Содержание такого стихотворения, его настроение, состояние - также бесконечное.
Взгляду взгляд не рад.
Пелена вокруг.
Не шагов набат
И не сердца стук -
Гильотин немых
Ритм-падение,
Будто слово "Мы" -
Откровение.
Словно я - не я,
А насильник злой.
Иль ползет змея
Пред налой с тобой?
Будто миг пройдет,
И состаримся,
А коль дни на счет,
Так удавимся...
Я люблю, люблю...
Но всё ж не пойму,
Не кошмар - не сплю! -
Ну так почему
Взгляду взгляд не рад...
Немойберег,
Поэтические_игры.
Не зеленеет шелест -
Жалких плетей обрубки
Чуть поднимает ветер,
Стук их разносит гулкий.
Смерть меж людей - на стыке
Двух оживленных улиц,
Стригли, они привыкли -
Так и росли, ссутулясь,
Кровоточили соком
Из молодых росточков
Срезанных... рок обочин:
Вместо кустов - кусточки.
Копоть, бензин и масло...
Что же за жизнь такая?
Но - как цвели прекрасно
Мученики средь мая! -
Бело-невинно, слепо
Цветы друг к другу жались,
Бедненькие калеки,
Вы ведь и размножались...
Хоть и земли немного,
Было вам место в мире.
Кто ж подписал дорогу
Прямо по вам расширить?
Серым асфальтом ляжет
Путь по корням - могильник.
В шуме, дыму и саже
Вдоль тротуаров пыльных
Не зеленеет шелест...
Василиса_Иванова,
Поэтические_игры.
Метр и строфность у стихов-колец могут быть совершенно любыми. Некоторые твердые формы соблюдают правила стихотворения-кольца (например, сонет-кольцо).
Метки: словарь стихи поэзия стих-кольцо словарь поэтических форм |
Мужская рифма | Словарь поэтических форм |
Мужская рифма - один из видов рифмы, в котором ударение в каждом рифмующемся слове (фразе) падает на последний слог. Ниже приведены стихи, где все рифмы - мужские.
Сердце-пожар под рукой кузнеца,
Каждый удар - боль-рассказ про отца:
Как он ковал, уже будучи стар,
Как убивал его каждый удар...
Руки-пожар - чтобы солнце ковать,
Ноги-пожар - чтобы крепко стоять,
Сын узнаёт взгляд в пожаре лица -
Молот куёт тело духу отца.
Немойберег,
Поэтические_игры.
Во всё небо дыра -
Всю ночь ковали ветра
И весь день.
Вспышки северных ран
Вдоль по немым небесам
Как нигде
Белая пустота,
Лишь белая пустота
На года.
Тьма пришла, ей пора,
Тебя сковали ветра,
Спи, вода!
Василиса_Иванова,
Поэтические_игры.
В обозначении рифмовки в тех твердых формах, где это важно, мужская рифма обозначается строчными буквами (в противоположность женской, которая обозначается прописными). Например, рифмический рисунок стихотворения Василисы можно записать так: aabaabcccaac.
СМОТРИ ТАКЖЕ:
Дактилическая рифма;
Женская рифма.
Метки: словарь стихи поэзия мужская рифма словарь поэтических форм |
Перехлесты | Словарь поэтических форм |
Перехлесты - это форма стихотворения, в котором есть только внутренние рифмы, находящиеся в каждой строфе строго на определенных местах. Концы строк при этом между собой специально не рифмуются. Сколько бы строк ни было в строфе, все соседние строки в перехлестах считаются парами и имеют две внутренние рифмы - последняя стопа первой строки в паре рифмуется с первой стопой второй и предпоследняя стопа первой рифмуется с последней стопой второй строки.
Самый простой пример перехлестов - это дистихи (двустишия):
Сон впился клыками в шею,
Шепчет дрёма... гасит пламя...
Вздох, и мрак морщины множит,
Боже, сну ведь нет причины...
Чай остыл, а запах бродит,
Входит грусть и манит знаком...
Дни, года листает память,
Пламя снова зажигая...
Солнце всходит в мгле туманной,
Раной сердце, жарким летом...
Миловал тебя я, нежил,
Тешил, целовал, родная...
... снова мрак, чуть-чуть осталась
Жалость к прожитому чувству...
Немойберег,
Поэтические_игры.
Стихотворение, написанное терцетами, будет таким:
...снова мрак, чуть-чуть осталась
Жалость к прожитому чувству.
Грусть, вы? Будьте же как дома.
Тишиной и полумраком -
Так я вас зову в пыль комнат,
Помните, в глаза, не в губы...
Тихим сном смыкая веки,
Лекарь к телу приникает...
Встанешь, а на сердце - иней...
Немойберег,
Поэтические_игры.
Слушая перехлесты или читая про себя все эти выделения интонацией концов строк, эту подчеркнутую нерифмованность, вы сами не замечаете, как несколько гипнотизируетесь припрятанными рифмами. В таком завораживающем звучании красота и индивидуальность этой формы.
Метки: словарь стихи поэзия словарь поэтических форм твердые формы перехлесты дистих терцет |
Рондо | Словарь поэтических форм |
Рондо (от фр. круглый) - твердая поэтическая форма европейской поэзии, стихотворение-песня из трех строф (пентет, катрен и секстет) на две рифмы с двумя рефренами. Рифмовка: aabba abbA aabbaA, где A - это первая половина первой строки с рифмой a. Для красоты и певучести стиха лучше не использовать рифмы одного типа (мужские, женские, дактилические), чередование звучания рифм придает рондо ту самую округлость.
любимый мой, я пришла домой,
а дом немой, будто стал тюрьмой,
и ты… ни звуком мне не ответил,
в глазах лишь боль, жутко в бездны эти
смотреть… куда ты, любимый мой…
… ты льнешь, ты рвешься к земле сырой,
ужель легли в нее наши дети?...
уйдем отсюда, тут солнце светит,
любимый мой…
…поник ты бусою головой,
лицом же черен, как неживой,
но без тебя – мрак ночной на свете…
…пусть бьется сердце, ты мог согреть им
меня… твой пульс – тишины самой,
любимый мой…
Немойберег,
Поэтические_игры.
В этом рондо в последнюю строку первой строфы я ввел дополнительный рефрен, не требуемый формой, но усиливающий эффект повтора.
Есть еще "Сложное рондо" и "Двойное рондо". Про них я еше расскажу :).
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Дактилическая рифма.
Женская рифма.
Катрен.
Мужская рифма;
Пентет.
Метки: словарь стихи поэзия рондо поэтические игры твердая форма словарь поэтических форм |
Четыре катрена с движущимся ключом | Словарь поэтических форм |
Квартон (четыре катрена с движущимся ключом) - твердая поэтическая форма (иногда называют просто "квартон", "четыре катрена", "четыре строфы"), в которой строчка-ключ появляется в каждом катрене. Строки ключа соответствуют порядковому номера катрена в стихе (в первом - ключ в первой строчке, во втором - во второй и т.д.). Вкус формы - в умении поэта использовать ключ по-разному, органично вписывая в тело стиха. Иногда строчку-ключ считают так же и названием стихотворения.
Плачет грудь кровью, но я бы и копья сдержал
Сломанных ребер щитом, что видны из под лат.
Стрелы не в счет, ведь во мне уже тысячи жал,
Но врагам замок не взять, хоть бы тьма их пришла.
Нет, не гляди из окна, как рву в клочья людей,
Плачет грудь кровью, но я бы и копья сдержал.
Знаю, желаешь, принцесса, ты смерти моей,
Но говорит мне любовь, чтоб ее избежал.
На поединках – влюбленных в тебя – я сражал,
В прах повергал, и глаза твои были в огне.
Плачет грудь кровью, но я бы и копья сдержал –
Все это море врагов, как соперники мне.
Замок не тронут стоит. Враг постыдно бежал.
Раны мои не смертельны, надежд не питай.
Воля твоя в сердце дротики взглядов метать –
Плачет грудь кровью, но я бы и копья сдержал.
Немойберег.
В сообществе
Поэтические_игры этот текст кто-то выбрал для размещения в категории "Лучшие стихи".
Для разнообразия вот еще четыре катрена:
Ядом разлуки
Тишь в моем доме -
Гулкие звуки,
Сны, словно в коме.
Каждым рассветом,
Ядом разлуки,
Фотопортрет твой
Я беру в руки.
В горестной муке
Взглядом касаюсь -
Ядом разлуки
Выжечь стараюсь
Образ твой милый...
Даже миг скуки
Ты отравила
Ядом разлуки...
Немойберег.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Катрен.
Метки: словарь стихи любовь поэзия рыцарь принцесса словарь поэтических форм четыре катрена |
Стих-мысль | Поэтические забавы | Словарь поэтических форм |
Стих-мысль - это поэтическая забава, в которой пишется стихотворение, сосредоточенное исключительно на заранее заданной мысли.
Вот стих-мысль "Мне больше не нужно твое присутствие, чтобы любить тебя":
сорвётся крик с губ - лишь шепот, лишь шелест... так ветер играет листом... без тебя не могу, не заменишь на шее нежных рук... из верблюжки шарфом. в лужах рябь... сберегу, соберу по мгновенью всё, что было - из слов и из снов... осенит осень труп твоих чувств, и веснее станет мне... пусть хоть так, но любовь...
Метки: словарь стихи поэзия поэтические игры стих-мысль словарь поэтических форм поэтические забавы |
Продолжение турнира в Блуа. |
Galaxy_Hunter объявляет продолжение турнира в Блуа. Как и Франсуа Вийон, вы должны написать стихотворение, в котором будет присутствовать неизменной строка "От жажды умираю над ручьём" (по самому известному из переводов вийоновской баллады Эренбурга; в оригинале она звучит как "Je meurs de seuf auprès de la fontaine"). Строчка, заданная герцогом Орлеанским, в вашем стихотворении может быть не обязательно в начале.
Метки: стихи турнир поэзия поэтические игры ручей жизни |
Нонет | Словарь поэтических форм |
Нонет - это твердая форма (как следует из названия, девятистишие) с построчно изменяющимся количеством слогов. Есть два вида нонета - восходящий и нисходящий. В восходящем нонете первая строка состоит из одного слога, вторая - из двух... восьмая из восьми и девятая из девяти. Строгое правило: строчек, не срифмованных ни с одной другой, быть не должно.
Шаг |
Затвердил наизусть "Я люблю-с!" |
мир, |
Метки: стихи поэзия самовар поэтические игры нонет |
Четвертый Самовар. Тур 1. |

Метки: стихи поэзия творчество поэтические игры подпись к рисунку |
Майские ужасы |
Метки: русская поэзия поэзия стихи творчество боль хруст сирень май весна |
Ты прислушайся... |
Метки: русская поэзия поэзия стихи поэтические игры стих творчество игры богатый стих |
Стих-отражение | Поэтические забавы | Словарь поэтических форм |
Стих-отражение - это сюжетная поэтическая забава, когда изначально задается настроение, а поэт пишет стихотворение, в котором показывается отражение этого настроения из внутреннего мира во внешнем или наоборот из внешнего во внутреннем.
Вот, например, стих-отражение с настроением "Грусть", здесь показано отражение внешнего мира во внутреннем:
душа болит... болит, будто
деревянной ногой на мозоль
и занозами тонкими внутрь,
и встаешь-идешь - каждое утро,
наступая сквозь боль, сквозь боль
мимо новых проплешин газонов,
усеченных сухих тополей,
мимо кустиков чуть зеленых...
и в душе боль дырой озоновой,
вся, как город, она загазована
этой грустью моей...
Немойберег,
Поэтические_игры.
А у этого стиха отражение грусти, наоборот, из внутреннего мира во внешний:
Давит тишина в душе и в мыслях,
Сердца охолаживая пыл.
Видно, умер он иль не родился -
Тот, кто в жизни прошлой любым был.
Так темно... На город давят выси
Бременем своим, но зря прождем:
Видно, умер он иль не родился -
Тот, кто собирался стать дождем.
Василиса_Иванова,
Поэтические_игры.
Метки: словарь стихи поэзия настроение грусть стих-отражение словарь поэтических форм поэтические забавы |
Смерть смиряет. |
Метки: стихи жизнь поэзия смерть |
Сталь и стекло... |
Метки: стихи поэзия город грусть |
Бородинская строфа | Словарь поэтических форм |
Бородинская строфа - твердая форма с определенным метром, количеством строк и рифмовкой, которой была написана поэма Михаила Лермонтова "Бородино". Строфа состоит из 7 строк, 1, 2, 4, 5, 6 строки - 4-стопный ямб, 3 и 7 - трехстопный. Рисунок рифм: AAbCCCb (заглавными буквами выделены женские рифмы, прописными - мужские).
Ладонь дороги опустела,
Лежит, накрыта светом белым,
Но – из чужих небес.
Из тысяч, тысяч звезд, что светят,
Я ни одной родной не встретил,
И взгляды, и улыбки эти
У лиц чужие здесь.
Любовь сквозь даль – поодиночке
И днем, и в черноте полночной…
Окрепнет ли, умрет?
Здесь, средь чужих домов и улиц,
Стоит бессонница, нахмурясь,
Склоняясь кровожадным гулем
Над теми, кто идёт.
Идёт, делами управляем,
А сам – душой и сердцем – в дальнем
Навек родном краю,
Где звезды до одной знакомы,
Где жизнь твоя – родник, не кома,
Где можешь крепко-крепко дома
Любовь обнять свою…
Немойберег,
Поэтические_игры.
Форма очень хорошо подходит для мечтательной, ностальгической, грустной поэзии.
Метки: словарь стихи поэзия бородинская строфа словарь поэтических форм твердые формы |
Внутренние рифмы | Словарь поэтических форм |
Внутренняя рифма - рифма, где хотя бы одно слово или фраза из пары созвучий располагается не по концам строк стихотворения, а в начале или середине. Внутренняя рифма может располагаться как в той же строке, так и в любой другой в пределах одной строфы (слова и фразы, созвучные между собой, но находящиеся в разных строфах, образуют межстрофные рифмы).
Тело-витрина, тело-реклама, тело-шаблон,
Взгляд «ровно мимо», взгляд «думать рано» – девочка-клон.
Деньги на брюльки, деньги на мульки, деньги на ветер.
Жизнь словно в дурке – сердце окурком, девство на вечер.
Рабыня агентства, где твое детство? Это ли место? –
Ночью на party в чьей-то кровати чьё-то блаженство?
Станешь железней? – скопишь болезней, гнили… плачь, предки!
Дыхание в дыме, кровь как мартини – жизнь на таблетки…
Лом твой – картина, смотрит с экрана труп на пороге.
Тело-витрина, тело-реклама, ты – в некрологе.
Немойберег,
Поэтические_игры.
В этом стихотворении необходимость в обилии внутренних рифм из-за желания сделать более напористый, настойчивый ритм созвучий. Здесь расположение рифм строго вертикальное или горизонтальное. При их смещении в строчках можно добиться другого звукового эффекта.
Грусть, пусть за мной
ты стеной тихо следуешь, пусть...
Взгляд мой ночной -
яд на все мимолётные встречи.
Чувство спиной:
взят я в руки - мой лёд будто меч ей...
Грустью одной
Ты убьёшь себя, милая грусть!
Немойберег,
Поэтические игры.
Есть твердые формы, целиком построенные на внутренних рифмах, например, "перехлесты".
Метки: словарь стихи поэзия внутренние рифмы словарь поэтических форм |
Скажи мне... |
Метки: современная русская поэзия русская поэзия поэзия стихи стих творчество любовь |