«До изобретения камеры, – объясняет The Watercolour World, – для документирования мира люди использовали акварель. На протяжении веков художники – как профессионалы, так и любители – создавали сотни тысяч изображений, запечатлевающих жизнь, какой они её видели. У каждой из этих картин есть своя история».
«Рыбацкая Гавань (Булонь)», Ричард Паркс Бонингтон, 1818
The Watercolour World/Мир акварели – это масштабная оцифровка 80 000 акварелей, которые были найдены по всей территории Великобритании бывшим дипломатом Фредом Хохлером. Идея этого проекта пришла ему в голову во время тура по британским публичным коллекциям.
«Бал в честь Александра II, устроенный в Гельсингфорсе в сентябре 1863 года
на территории железнодорожного вокзала», Михали Зичи, 1864
Как пишет Дейл Бернинг Сава в The Guardian: «Ценность проекта "Мир акварели" заключается в том, что он рассматривает исторические картины как документы, а не как эстетические объекты». Это не обязательно то, как их видели создатели. Большая часть ценности запечатлённых образов случайна. Очень часто это контекст-изобилующий линиями деревьев, снега или воды – нарисованный художником, например, цветок, который ему захотелось нарисовать. Такая случайная документация запечатлела одно из первых известных изображений Эвереста, расположенного на заднем плане, на картине 1840-х годов. Конечно, документальная цель в большинстве случаев была намеренной, например, в научных иллюстрациях, а также на многих других картинах, таких как вышеприведенное произведение 1833 года, которое иллюстрирует извержение Везувия.
Эти изображения становятся всё более важными для учёных и историков, поскольку ледяные шапки тают, исторические места подвергаются бомбардировкам или вандализму, а флора и фауна погибают. Сосредоточив внимание на картинах, которые были созданы до 1900 года, проект опубликовал около 80 000 оцифрованных акварелей. По оценкам Хохлера, их число может увеличиться до миллиона, и в этот момент проект станет «абсолютно незаменимым инструментом, который поможет нам лучше понимать сегодняшний день». Если говорить о контексте, в котором создавались эти работы – то это сложно. Многие картины снабжены большим количеством идентифицирующей информации. Одни художники были профессионалами, другие – военными чертежниками, ботаниками и экспедиционными акварелистами.
«Бальный зал расположен во внутреннем дворе отеля de Ville»,
Париж, Франция, художник-гравёр Жан Овриер, 1745
У некоторых была долгая и выдающаяся карьера, которая принесла им известность во многих странах. Например, у колониального британского генерала Джеймса Мориса Примроуза. Он нарисовал несколько очень впечатляющих пейзажей в Индии. И как пишет Дейл Бернинг Сава: «Есть также неисчислимое количество любителей, и, как подозревает Хохлер, они окажутся в основном женщинами (которым не платили за их время и мастерство), взявшими кисть, чтобы запечатлеть мир вокруг себя». Кем бы ни были эти художники и что бы ни побудило их нарисовать данные произведения искусства, мы можем быть благодарны им за то, что они это сделали, и что эти тысячи картин, многие из которых довольно хрупкие, выжили до сегодняшнего дня, чтобы их оцифровали в этом замечательном публичном архиве.
«Коронация Александра II в Успенском соборе Московского Кремля
26 августа 1856 года», Михали Зичи, 1857
Как говорит The Watercolour World: «Делая историю видимой для большего числа людей, мы можем углубить наше понимание мира». Британская организация постоянно ищет новые картины со всего мира, так как существует еще тысячи акварелей, которые необходимо добавить.
«Дуврский замок», генерал Джеймс Морис Примроуз
По мотивам картины Дэвида Кокса «Пересекая Ланкастерские пески», неизвестный художник
Без названия и даты, Индия, генерал Джеймс Морис Примроуз
«Эскиз в Кальпе», генерал Джеймс Морис Примроуз, октябрь 1858
«Кандагар» (город в Афганистане), генерал Джеймс Морис Примроуз, февраль 1879
«Венеция», Габриэль Карелли
«Спектакль в Михайловском театре в Санкт-Петербурге«,
Василий Семёнович Садовников, 1859.
«Больница Форда», Уильям Хау, 1857-1870
«Церковь Святой Троицы, Стратфорд-апон-Эйвон», Ричард Весталл, до 1836
«Аббатство Кумб», Мария Джонсон, 1797
«Вид на военный смотр на Дворцовой площади», неизвестный художник,
первая четверть XIX века
«Испытание пожарного насоса на центральной площади Амстердама»,
печать после Яна ван дер Хейдена, конец 17 века
«Вид на башню, упаковщиков сельди и новый рыбный рынок в Амстердаме»,
неизвестный художник, начало 18 века
«Вид на Смольный институт», Санкт-Петербург,
неизвестный художник, середина 1820-х годов
«Апельсиновый рынок, Сарагоса», Артур Мельвиль, 1872
«Гленко», Томас Майлз Ричардсон, 1866
«Североафриканская сцена», Дэвид Робертс
«Джордж Армор», Джордж Армор, 1891
«Аббатство Нетли», Томас Роулэндсон, 1791
«Гонка на гондолах, Венеция», Григорий Гагарин, 1830-е годы
«Выставка индейских племенных церемоний в Олимпийском театре, Филадельфия»,
приписывается Джону Льюису Криммелю, ок. 1811-1813
«Статуя Свободы в Нью-Йорке», Фредерик Август Бартольди, ок. 1893
«Увертюра к балу в Зеркальной галерее (Galerie des Glaces), Версаль»,
Виктор-Жозеф Чавет, 1855