Без заголовка |
ЦВИНГЕР – дворцовый ансамбль, находящийся в Альтштадте (Старом городе) Дрездена (Германия), яркий памятник немецкого барокко , состоящий из изящных нарядных павильонов, объединенных галереями, и здания Дрезденской картинной галереи, построенной в стиле неоренессанса (начата в 1847 Г.Земпером, закончена придворным архитектором Крюгером к 1855).
Этот шедевр барочного искусства, был построен в 1719 г по образцу дворцово-паркового ансамбля Версаль архитектором М. Пёппельманном для Августа Сильного (курфюрста Саксонии и Короля Польши). Название его происходит от немецкого слова «покорять», «побеждать»: местность, где расположен Цвингер, раньше была частью Дрезденской крепости, содержащей внутреннюю и внешнюю стены, в пространстве между которыми должен быть уничтожен возможный противник.
На том месте, где ныне расположен знаменитый Цвингер (Zwinger), находился бастион «Луна», своим углом выдвинутый далеко вперед. Внутри бастиона «Луна» располагался сад с названием Цвингер (это понятие связано с германской крепостной инженерией того времени и означает место между двумя сходящимися под острым углом крепостными стенами).
Предлагаю вам узнать подробнее историю этого архитектурного ансамбля ...
В 1709 Август Сильный дал распоряжение своим архитекторам построить на внутренней стороне цвингеровского вала оранжерею. Слово «оранжерея» (франц. оrangerie, от orange – апельсин) происходит от названия апельсиновых деревьев, но оранжереи предназначались и для других экзотических деревьев (лавров, лимонов).
Лимоны и апельсины на севере не вызревают, но даже недозрелые плоды ярко окрашены. В теплое время года растения в кадках выносили во двор и составляли из них целые аллеи, по которым прогуливались придворные как по волшебному саду.
Наряду с оранжереей, которой первоначально и был Цвингер, на противоположном берегу Эльбы был выстроен фарфоровый замок Августа Сильного, со специальными кабинетами, где хранились работы по лаку. От него сохранились до наших дней Японский дворец и величайшее в мире собрание фарфора, занимающее четвертую часть помещений Цвингера.
Экзотические деревья, лаки, фарфор – были данью моде на все восточное, появившейся при дворе французского короля Людовика XIV (1643–1715), а каждый из немецких князей воображал себя «королем-солнцем». Но в Германии дань моде сочеталась с научными интересами, яркий пример – упорные поиски и вторичное открытие в Саксонии тайны производства фарфора в начале 18 в. И.Бётгером и Э.Чирнгаузом (Чирнгаузеном). В 1710 в Мейсене возник первый в Германии фарфоровый завод.
Цвингеровская оранжерея – одна из первых оранжерей Германии, превзошла все, что существовало до нее в этом плане. Сохранился набросок, сделанный королем собственноручно, где он раскрывает свой замысел: там, где вал выдавался вперед, Август хотел построить три полукруглые, расположенные одна над другой террасы, на которых рядами должны были располагаться экзотические деревья. Впоследствии король утверждал, что Цвингер построен по его замыслу, однако то, что было создано, мало напоминает королевский набросок.
Кликабельно 8000 рх
Король и архитектор М.Д.Пёппельман как будто состязались в изобретательности и, в конце – концов, вместо оранжереи возникло сооружение для празднеств и торжественных церемоний. Правда, для этого многим пришлось пожертвовать: снесли часть имевшихся строений и часть бастионов, защищавших город, углубили фарватер реки Эльбы, начиная от города Кёнигштайн, чтобы доставлять по ней из каменоломен мощные песчаниковые блоки для опор, колонн и монументальной скульптуры.
Когда архитектор М.Д.Пёппельман, сын купца из Херфорда в Вестфалии, возглавил строительство Цвингера, ему было 47 лет. До этого более 20 лет он прослужил при Дрезденском дворе и только в 1705 после смерти своего начальника был назначен архитектором земли Саксонии и смог наконец-то выступить с собственными планами.
Начиная с 1707 Пёппельман участвовал в строительстве Ташенбергского дворца, руины которого и сейчас находятся напротив Колокольного павильона.
Еще в 1709 архитектор предложил вместо террас построить две закругленные галереи – постоянные зимние помещения для деревьев. Закругленные галереи Пёппельман поставил на низкую террасу, связанную с садом лестницей, а на их крышах создал верхнюю террасу для променада. Окна галерей доходили до пола, перед каждым окном располагалась консоль, на которую в теплое время удобно было выносить цитрусовые деревья в тяжелых кадках.
Август Сильный послал Пёппельмана в Вену и Рим, чтобы он посмотрел, как надо строить дворцы и разбивать сады. Возвратившись в 1710, Пёппельман предлагает королю пристроить к Закругленным галереям два двухэтажных павильона, а перепад высоты между цвингеровским валом и садом использовать для сооружения каскадов и фонтанов – вода как стоячая, так и текучая приобретает в это время особую функцию в архитектуре. Так в Цвингере появился «водяной театр», позднее названный Купальней нимф. Архитектуру оживляла вода и прекрасные скульптуры, выполненные Балтазаром Пермозером вместе с помощниками.
В 1712 были закончены обе западные Закругленные галереи, а год спустя и оба угловых Павильона, Вслед за этим начали строиться обе южные галереи и Коронные ворота. При постройке Прямых галерей с Коронными воротами дрезденская крепость лишилась вала с оборонительными сооружениями и защитного рва (через него теперь был перекинут деревянный мост, который в случае нападения врагов можно было легко уничтожить).
Даже в 1715 все еще не было точных планов завершения Цвингера.
Кликабельно 8000 рх
В 1715 Пёппельман был послан в Париж для изучения дворцовых сооружений и их интерьеров. В это же время архитектор решает проблему, над которой он бился несколько лет – оформление стыка между западными Закругленными галереями – Пёппельман запланировал здесь целое сооружение – Павильон на валу, который должен был увенчать собой всю архитектурную группу и выполнить несколько важных функций: в нем расположены входные двери в обе Закругленные галереи, лестницы, три фонтана, образующие грот, и небольшой парадный зал.
Павильон на валу был сооружен в 1716–1718, к этому времени завершается отделка Французского и Физико-математического павильонов, которыми заканчиваются западные Закругленные галереи.
После пышных свадебных празднеств государственная казна была опустошена. Лишь в 1722 закончился мертвый период в строительстве Цвингера. Были сооружены уже из камня обе восточные Закругленные галереи и так называемые Городские ворота (Колокольный павильон). Их увенчала фигура Геркулеса с дубинкой. Все остальные скульптуры были включены в архитектуру лишь как грубо обтесанные каменные блоки. На этом работы в Цвингере прекратились.
В 1728 Август Сильный дал распоряжение забрать деревья и растения из галерей Цвингера, и на их месте организовать естественнонаучные музеи и кабинет графики – назначение Цвингера вновь изменилось.
К 1730 Цвингер становится самым значительным комплексом естественнонаучных музеев Европы, в нем представлены наряду с графикой экспонаты кунсткамеры, коллекции минералов, окаменелостей, раковин, кораллов, янтаря, материалов по зоологии, ботанике, анатомии, а также можно было пользоваться естественнонаучной библиотекой. Теперь Цвингер называют не оранжереей, а Королевским дворцом наук, праздников там больше не устраивалось.
Барочные фасады Цвингера лишены ровных поверхностей. Колонны, пилястры, ниши, выступы, углубления и прочие декоративные формы образуют живописный рельеф. Чрезвычайно большое значение придавалось скульптурным фигурам, выполненные под руководством придворного скульптора Б.Пермозера, которому во время строительства уже за 60. Пермозер, сын баварского крестьянина, был необычайно живым человеком, одевался и вел себя по собственному усмотрению, а в своих произведениях попирал законы анатомии. У его веселых детских фигурок оказывались складки жира, круглые животы и чересчур толстые щеки, у фавнов – чрезмерно большие козлиные копыта, у молодых женщин – непомерно длинные изогнутые шеи.
У Пермозера было много помощников, верных выработанному им методу обработки камня и форме, которую сейчас называют цвингеровским стилем. Среди них были и известные мастера: Беньямин Томэ, Пауль Герман, Иоганн Иоахим Кречмар, Кристиан Кирхнер, Пауль Эгель.
Вода в ансамбле Цвингера играла не менее важную роль, чем скульптура. Четыре больших бассейна с фонтанами и сейчас можно видеть в центре цвингеровского двора. У Прямых галерей было запроектировано 10 фонтанов: струясь из чаши в чашу, вода образовывала сверкающую завесу. В Павильоне на валу было 3 фонтана-бассейна; первоначально 1 этаж Физико-математического павильона выглядел как зал с гротами и фонтанами. Однако самым удивительным творением остаются бассейны, гроты, фонтаны и каскады Купальни нимф или, как называли это место современники – «пещеры отшельника».
Пёппельман в архитектурной композиции Цвингера постоянно использует контрасты: он сталкивает свет и тень, массивность и воздушность, закругления и прямые линии; смену высоких и низких элементов, причудливые и строгие формы, воду, бьющую вверх и льющуюся вниз. По этим законам создавались многие произведения в стиле барокко, но в Цвингере перед нами предстает невиданное богатство мотивов и форм, их вариации и переплетения, порожденные неисчерпаемой фантазией.
Цвингер часто страдал от войн, первые серьезные разрушения были нанесены прусской армией во время Семилетней войны (1756–1763). Кроме того, построен ансамбль из песчаника – камня довольно мягкого, подверженного выветриванию. Поэтому уже в 1783 начались реставрационные работы, которыми руководил И.Д.Шаде. С тех пор уже более 200 лет непрерывно ведутся реставрационные работы.
В 1849 во время революционных боев в Дрездене начался сильнейший пожар – сгорела почти вся восточная часть Цвингера. К 1857 часть строений была восстановлена К.М.Хэнелем, причинившим по неведению большой вред: вплоть до 1863 статуи и стены под его руководством покрывались олифой, которая вызвала разрушение песчаника. С 1910 олифу стали снимать растворителем, провели частичную реконструкцию зданий и скульптур. К 1936 реставрация была закончена, однако 13 февраля 1945 англо-американская авиация разбомбила центр Дрездена, сильно пострадал и Цвингер. Вплоть до 1964 (19 лет) там продолжались реставрационные работы под руководством Г.Эрмиша и А.Брауна, которых впоследствии сменили арх. Френцель и скульптор Шлезингер. Реставрационные работы в Цвингере обошлись в 20 млн. марок.
В 1962 в помещениях от Закругленной галереи Колокольного павильона до восточной Прямой галереи расположился музей фарфора. В западной Закругленной галерее – музей Зоологии, а в 1 этаже Французского павильона разместилась выставка о придворной охоте.
Рубрики: | ПУТЕШЕСТВИЯ |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |