***
***
***
Доменико Андреа Трезини — архитектор и инженер, итальянец, родился около 1670 года в Думенце, близ Лугано, Италия, на границе со Швейцарией. Архитектурному делу учился в Венеции. С 1703 года Трезини работал в России, став первым архитектором Санкт-Петербурга. Трезини стоял у истоков Санкт-Петербурге, будучи практически самым первым зодчим города на Неве.
Мастер был приглашён в будущий Петербург для перестройки земляной Петропавловской крепости в каменную.
Работы над сооружением крепости велись до 1740 года. А в 1712-1733 годах архитектор возглавлял строительство Петропавловского собора.
В 1710 году по проекту Доменико Трезини был заложен Зимний дворец Петра I, на месте нынешнего Эрмитажного театра.
Зимняя резиденция Петра I была готова к осени 1712 года, до нашего времени не сохранилась. Почти одновременно со строительством Зимнего дворца, Трезини начал работу над Летним дворцом Петра I.
В 1718 году Доменико Трезини выиграл первый в России архитектурный конкурс на строительство здания. Это сооружение — Здание Двенадцати Коллегий — первое каменное правительственное сооружение в Санкт-Петербурге.
Наши дни - теперь главное здание Петербургского университета
Трезини заложил основы европейской школы в русской архитектуре, повлиял на многих последующих архитекторов, в том числе у него учился Михаил Земцов, с 1710 года приставленный по приказу Петра I помощником к Трезини. По проектам Трезини заложены Кронштадт (1704)
и Александро-Невская лавра (1717),
в 1706 году начата перестройка Петропавловской крепости в камне, выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова (1715), выстроены Летний дворец Петра I в Летнем саду (1710—1711), Петровские ворота (деревянные — 1708, каменные — 1714—1717) и Петропавловский собор (1712—1733) в Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий (1722—1734) — теперь главное здание Петербургского университета, расширение Зимнего дворца Петра I (1726—1727), Галерная гавань и большое количество ныне не сохранившихся зданий, среди них Гостиный двор на Васильевском острове.
В наши дни
Будучи главным архитектором Санкт-Петербурга, Трезини составил по указанию
Петра I "образцовые" (типовые) проекты городских жилых домов и пригородных дач (1717—1721). Постройки Трезини характерны для зодчества петровского барокко. Их отличает регулярность планов, скромность декоративного убранства, сочетание красивых ордерных элементов с барочными деталями. Приехал в Россию один, оставив свою первую жену Джованне ди Вейтис в Астано. Вторично женился в 1708 году, а от третьего брака с Марией Карлоттой у него были сыновья Иосиф, Иоаким, Георгий, Матфей и дочь Катарина. Трезини жил сначала в Греческой слободе, в районе набережной Мойки и Миллионной улицы, где был избран старостой. Затем в 1720-х поселился в собственном доме на Васильевском острове, на современной Университетской набережной, дом № 21, сохранился в перестроенном виде. Похоронен на кладбище при церкви Сампсония, ныне Сампсониевский собор, могила не сохранилась. В Петербурге есть еще 2 памятника, посвященных архитектору:
Доменико Трезини на Университетской набережной
и "Рука Творца" во дворе Музея городской скульптуры.
_____________________________________________________
Карл Иванович Росси, урождённый Карло ди Джованни, — российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Карло Росси родился 18 (29) декабря 1775 года
в Неаполе. С 1787 года вместе с матерью, балериной Гертрудой Росси, и отчимом, выдающимся балетным танцором Шарлем Ле Пиком, жил в России, в Санкт-Петербурге, куда был приглашён его знаменитый отчим. Карлу Росси, итальянскому мальчику из Неаполя, было около десяти лет, когда он приехал в Россию с матерью-балериной и отчимом, известным балетмейстером Шарлем Ле Пиком. Вскоре первый танцовщик императорских театров Ле Пик получил участок в Павловске недалеко от дворца и построил дом, а соседом его оказался Винченцо Бренна, придворный архитектор императора Павла I. В 1788 году Росси поступил в известную немецкую школу St.Petri-Schule. Будучи с детства связанным с миром искусств, Росси обучался у архитектора Винченцо Бренна. Это во многом определило судьбу молодого Карла Росси, который стал учеником и воспитанником Бренны. С юных лет он часто бывал в дворце, где его учитель отделывал комнаты для владельцев Павловска великого князя Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны. Став императором, Павел I задумал превратить Павловск в императорскую резиденцию и поручил Бренне работы по расширению дворца. В 1795 Карл Росси поступил на службу в Адмиралтейскую коллегию архитектуры чертёжником. С 1796 Карл Росси был помощником Бренна на строительстве Михайловского замка. С этого времени архитектурным помощником Бренны определён Карл Росси, с 1796 года официально зачисленный по штату Кабинета Его Императорского Величества. Молодой Росси принял самое активное участие в строительных и отделочных работах своего учителя в Михайловском замке и Павловске, тщательно вычерчивая архитектурные планы и подготавливая проекты для предметов художественного убранства. Природа щедро наградила его талантом, в Павловске на строительных лесах и за чертежным столом он постигал секреты творчества и совершенствовал мастерство. Из ранних работ привлекает внимание проект скульптурной группы "Три грации", подготовленный специально для портика в Собственном садике с учётом его размеров.
Именно по этому проекту скульптура была выполнена П. Трискорни в Италии по заказу Александра I для подарка матери-императрице.
В 1801 году Карл Росси стал архитектурным помощником 10 класса. С вступлением на престол Александра I Бренна решил покинуть Россию. Испросив разрешение у императора отпустить с ним Росси для совершенствования того в науках, он отправился со своим воспитанником в путешествие по Европе. Благодаря Бренне, перед Росси открылся весь мир архитектуры от античности до XVIII века. В 1802 Росси получил заграничную командировку для завершения образования и уехал на два года в Италию. Когда весной 1803 года в Павловском дворце случился пожар, вдовствующая императрица Мария Федоровна обратилась к Бренне с просьбой прислать чертежи дворца, которые тот увёз с собой, потому что хотела возродить дворец в его первоначальном виде. Бренна с чертежами послал в Россию Карла Росси, который к тому же хорошо помнил дворец до пожара. Летом 1803 года вместе с чертежами Росси преподнёс императрице красную шёлковую папку с золотым тиснением, в которой находились листы с проектами различных украшений. Этот уникальный альбом, истинное сокровище хранится в коллекции музея в Павловске. В 1806 году по возвращении из Европы Росси стал архитектором Кабинета. Однако сначала он получил работу не как архитектор, а как художник по фарфору, и некоторое время работал на фарфоровом и стеклянном заводе. Затем Росси получил звание архитектора и был направлен в Москву, где построил Театр на Арбате,
перестроил и заново отделал Путевой дворец в Твери для дочери императрицы Великой княгини Екатерины Павловны и её супруга Тверского и Ярославского губернатора принца Георгия Петровича Ольденбургского. В 1808 Росси участвовал в экспедиции Кремлёвского строения. В 1815 году Росси вернулся в Санкт-Петербург.
Первое появление Росси в Павловске связано с грандиозным праздником в честь Александра I, победителя Наполеона, который состоялся 27 июля 1814 года у Розового павильона. Часть торжеств проходила в отделанном Росси Павильоне Мира.
В 1816 России был назначен членом Комитета строений и гидравлических работ.
С 1816 года Росси много работал для Павловска, выполняя обязанности главного архитектора. В Павловском парке появились различные объекты малых архитектурных форм: мосты, ворота, беседки, паромные пристани, декоративные вазы, фонари. Они выполнены из чугуна в технике художественного литья на Александровском чугунолитейном заводе талантливым инженером Матвеем Кларком. Благодаря чувству пропорций и красоте формы они гармонично вписываются в ансамбль. Там же в 1826 году была отлита чугунная статуя Аполлона для знаменитой Колоннады Аполлона.
К ранним работам Росси в Петербурге и его окрестностях относятся реконструкция Аничкова дворца (1816), ряд павильонов и библиотека в Павловском дворце (1815—1822, в 1822—1824 годах архитектор надстроил над Галереей Гонзаго библиотеку), Елагин дворец с оранжереей и павильонами (1816—1818).
Главной сферой деятельности Росси стало создание городских архитектурных ансамблей. Во многом благодаря ему Петербург обрёл новое лицо, превратившись в центр гигантской империи, гордой своими победами над Наполеоном. Его проекты имели гармоническое сочетание архитектурных форм с аллегорической скульптурой, новаторские конструктивные приёмы, например, металлические перекрытия. Выдающееся архитектурное и градостроительное мастерство Росси воплощено в ансамблях Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819—1825)
(теперь здесь расположен "Русский музей")
Дворцовой площади с грандиозным дугообразным зданием Главного Штаба и триумфальной аркой (1819—1829)
Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829—1834)
Александринской площади со зданиями Александринского театра (1827—1832)
нового корпуса Императорской публичной библиотеки
и двумя однородными протяжёнными корпусами Театральной улицы (ныне улица Зодчего Росси).
Войдя в конфликт с окружением Николая I, Росси в 1832 ушёл в отставку, уволившись "от всех занятий по строениям". Одной из последних построек Росси была колокольня Юрьева монастыря близ Великого Новгорода.
К. И. Росси скончался 6 (18) апреля 1849 года в Санкт-Петербурге. Был похоронен на Волковом лютеранском кладбище. Перезахоронен в 1940 году на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
________________________________________________
Андреян Дмитриевич Захаров — русский архитектор, представитель стиля ампир, создатель комплекса зданий Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Захаров родился 8 августа 1761 года в семье мелкого служащего Адмиралтейств-коллегии. В раннем возрасте был отдан отцом в художественное училище при петербургской Академии Художеств, где проучился до 1782 года. Его учителями были А. Ф. Кокоринов, И. Е. Старов и Ю. М. Фельтен. В 1778 году Андреян Захаров получил малую серебряную медаль за проект загородного дома, в 1780 году — большую серебряную медаль за "архитектурную композицию, представляющую дом принцев". При окончании училища Андреян Захаров получил большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу для продолжения образования. Продолжал учиться в Париже с 1782 года по 1786 год у Ж. Ф. Шальгрена. В 1786 году А. Захаров вернулся в Петербург и начал работать преподавателем в Академии художеств, одновременно начав заниматься проектированием. Через некоторое время Захарова назначили архитектором всех недостроенных строений Академии Художеств. После этого он работал в Санкт-Петербурге, достиг звания главного архитектора Морского ведомства. С 1787 года Захаров преподавал в Академии Художеств, среди его учеников был архитектор А. И. Мельников. С 1794 года Захаров стал академиком петербургской Академии Художеств.
В конце 1799 года указом Павла I Захаров был назначен главным архитектором Гатчины, где проработал почти два года. Самое известное здание, созданное Захаровым в Санкт-Петербурге - здание Адмиралтейства. Оно стало единственным сооружением архитектора, дошедшим до наших дней без изменений.
Также он, будучи главным архитектором Адмиралтейств-коллегии, создал ряд проектов для Кронштадта, в том числе Андреевский собор. Для Санкт-Петербурга им были сделаны проекты перестройки провиантских складов, Морских казарм (на месте Дворца Труда), Морского госпиталя и Галерного порта. Кроме того, Захаров готовил проекты казённых строений и церквей для губернских и уездных городов России. Эксперты отмечают их подчёркнуто монументальный характер. В частности, мастер разработал около 1805 года проект кафедрального собора Святой Великомученицы Екатерины в Екатеринославе. Собор построен уже после смерти архитектора, в 1830—1835 годах под именем Преображенского и сохранился до наших дней.
Захаров умер 27 августа (8 сентября) 1811 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1936 году прах и надгробие Андреяна Захарова и его родителей были перенесены на Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры.
_________________________________________________
Франческо Бартоломео (Варфоломей Варфоломеевич) Растрелли — российский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств (1771). Наиболее яркий представитель так называемого елизаветинского барокко. Сын обрусевшего итальянца Б. К. Растрелли (1675—1744).
Растрелли родился в 1700 году в Париже, в семье известного впоследствии скульптора Бартоломео Карло Растрелли, имевшего также и архитектурное образование. В то время флорентиец Карло Растрелли работал при дворе Людовика XIV, а в 1715 году вместе с семьёй был приглашён Петром I в Россию, где для важности стал именовать себя графом.Период расцвета архитектора Франческо Растрелли начался с постройки для императрицы Елизаветы Петровны деревянного летнего дворца в Санкт-Петербурге (1741—1744 годы; не сохранился). На пике славы мастер по требованию императрицы сопровождал сразу несколько поистине грандиозных строительных проектов. С 1747 по 1752 год архитектор посвятил себя работе над Большим дворцом в Петергофе.
В 1747 году был создан эскиз Андреевского собора в Киеве. На 1752—1757 годах пришлась полная перестройка Екатерининского дворца в Царском Селе.
В 1750-е годы Растрелли также курировал работы по ремонту дворца в Стрельне. Основным материалом служил курляндский крупногабаритный кирпич, который был использован Растрелли ещё при строительстве дворцов для Бирона. Два последних грандиозных замысла Растрелли — это ансамбль Смольного монастыря (1748—57)
и Зимний дворец с его знаменитой Иорданской лестницей (1754—62).
В 1750—1760-х годах Растрелли жил в доме на Невском проспекте (современный адрес — Невский, 46).
В 1758 году по его проекту началось строительство Гостиного двора, которое вскоре было приостановлено.
Трудности заключались в неприятии проекта купцами, которые жаловались на дороговизну работ и архитектурные излишества.
Пожалуй, Франческо Бартоломео Растрелли был самым "плодовитым"
из архитекторов Санкт-Петербурга. Увы, после смерти Елизаветы Петровны стиль барокко вышел из моды, и поток заказов у Растрелли быстро иссяк. Екатерина II благоволила Антонио Ринальди, а Растрелли перестали давать важные заказы.
Дата смерти и место захоронения Растрелли неизвестны, однако есть предположение, что он умер в Митаве и был похоронен рядом с супругой Марией возле Реформатской церкви. Эта могила была утрачена во время Второй мировой войны.
____________________________________________
НУ И ЕЩЁ НЕМНОГО ФОТОГРАФИЙ САМОЙ КОМПОЗИЦИИ
"ЗОДЧИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Теперь вы знаете кто есть кто и где сидит или стоит.
Благодаря величайшему таланту этих архитекторов мой город
настоящий музей под открытым небом !
https://peterburg.center/ln/znamenitye-zodchie-voz...hitektorov-i-ih-tvoreniya.html
***
|
|