-Метки

Анна Ахматова Достоевский Шекспир Юнна Мориц август александр блок александр вампилов александр городницкий александр куприн александр кушнер александр пушкин александр твардовский александр чаянов александр ширвиндт алексей константинович толстой алексей саврасов анатолий папанов андрей дементьев андрей кончаловский андрей платонов андрей тарковский анна павлова антон чехов аполлон майков ариадна эфрон арсений тарковский афанасий фет ахматова белла ахмадулина бетховен блок борис зайцев борис пастернак борис чичибабин булат окуджава валентин серов валерий брюсов ваня якимов варлам шаламов василий кандинский василий шукшин вероника тушнова виктор гюго виктория токарева владимир высоцкий владимир маяковский владимир набоков владимир софроницкий георгий бурков георгий иванов герман гессе давид самойлов джузеппе верди дмитрий мережковский екатерина максимова елена образцова иван бунин иван ефремов иван тургенев иван шмелев игорь северянин иннокентий анненский иосиф бродский ирина одоевцева константин бальмонт константин коровин лев гумилев лев толстой леон бонна леонид коган леонид филатов лермонтов максимилиан волошин марина цветаева мария каллас мария петровых марк захаров маяковский микеланджело михаил лермонтов михаил пришвин моцарт николай гумилёв николай гумилев николай заболоцкий николай лесков николай некрасов николай рубцов олег янковский опера осень осип мандельштам пётр капица петр кончаловский пушкин рахманинов римский-корсаков рихард вагнер роберт рождественский россия рэй брэдбери сергей довлатов сергей есенин сергей рахманинов сомерсет моэм фёдор тютчев фазиль искандер федор тютчев федор шаляпин цветаева чайковский чехов шостакович эрнест хемингуэй юлий харитон юлия друнина юрий визбор юрий левитанский яков полонский япония ярослав смеляков

 -Рубрики

 -Цитатник

Русский художник Валерий Якоби - (0)

Галерея работ русского живописца, академика и профессора, члена академического Совета Императорск...

Донатас Банионис - (0)

✨Забытые имена советского кинематографа. Донатас Банионис Отмечаем столетний юбилей Д...

БЕНВЕНУТО ТИЗИ ДА ГАРОФАЛО - (0)

ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТ ПОЗДНЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ / БЕНВЕНУТО ТИЗИ ДА ГАРОФАЛОBENVENUTO TISI DA...

150 лет импрессионизма - (0)

150 ЛЕТ ИМПРЕССИОНИЗМА В МУЗЕЕ ОРСЕ: «Мы надеемся понять, насколько радикальными были эти художники»...

Изречения великих древнегреческих мудрецов - (0)

Многие умные люди нашего и более отдаленного времени считают, что древнегреческие философы&n...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 58993


Александр Дмитриевич Тихомиров (1916 - 1995)

Воскресенье, 09 Апреля 2017 г. 18:54 + в цитатник

   Художник Александр Тихомиров одинаково успешно прожил две жизни: официальную — главного в СССР автора портретов Ленина — и «подпольную» — создателя экспериментальных работ, никак не вписывавшихся в каноническое советское искусство.

Тема "человека в маске" - одна из основных в творчестве художника. Герои его произведений - актеры и акробаты, шуты и музыканты, изображенные им в минуты отдыха после спектакля. Уставшие от необходимости играть заученную роль, они снимают "маски", возвращаясь к своему истинному "Я", погружаясь в мучительные размышления о жизни и своем предназначении.

В картинах и графических листах Тихомирова яcно прослеживается отсыл к драмам Шекспира, фильмам Феллини, столь любимым художником. Живописные полотна, в которых органично сочетаются плоскостное и объемное изображения, и графические работы, выполненные в различной технике, отличаются сложностью композиции, богатой цветовой палитрой, оригинальным решением пластических задач.

Александр  Тихомиров  родился в Баку в 1916 году  и жил там до середины 1940-х.   За это время город сильно на него повлиял: из этого места смешения разных религий и народов в живопись Тихомирова пришла общая избыточность его поздних «неофициальных» работ, основная часть которых — чрезвычайно сложные, многосоставные и символичные. В Баку же в 1940-х Тихомиров начал карьеру социалистического художника, вступил в производственно-творческий комбинат и стал ответственным за художественную пропаганду.

В середине 1940-х Тихомиров переехал из Баку в Москву, но постоянный заработок нашел только в 1951, когда устроился на работу в московский Комбинат декоративно-оформительского искусства — и довольно скоро начал специализироваться на выполнении монументальных портретов Ленина. И почетно, и выгодно: за счет одного образа Ильича можно было жить, содержать семью и заниматься собственным неофициальным творчеством около полугода.

По большим государственным праздникам ленинскими «ликами» Тихомирова украшали фасады московских зданий. На МИДе, например, располагалась самая заметная из этих работ, портрет Ильича размером 42 х 22 метра. Создавал его художник вручную, расстелив полотно на стадионе «Динамо» и работая огромной кистью. Благодаря успеху этого произведения (его хвалили даже приезжавшие в Москву иностранцы) Тихомирову в обход очереди и правил удалось получить мастерскую, в которой он потом трудился до конца жизни.

Неофициальное искусство художника с его основными темами — балаганом, театральным закулисьем и лицедеями — главная часть выставки. Сценой автор интересовался с самого начала карьеры — первой его работой в Баку было изготовление рекламных плакатов для городского цирка. Позже в Москве Тихомиров устроился в театр Станиславского и Немировича-Данченко, а с 1960-х начал разрабатывать театральную тему уже в своей неофициальной живописи, сделав ее главными героями циркачей, клоунов, акробатов и актеров. Эти персонажи кочуют из одной картины в другую, превращая выставку в подобие бесконечной пьесы, сюжет которой неясен: все фигуры на полотнах погружены в размышления или полусон, а действие как будто остановилось.

 Холокост

Еще в 1910-х Тихомиров пережил погромы в Баку. Хотя художник не был евреем, впечатление осталось до конца жизни: автор вспоминал, как опьяненная бойней толпа громила кварталы и даже ворвалась к ним в дом, который все-таки чудом остался неразоренным.



Другое важное воспоминание детства — виселицы в бакинских парках и толпы беженцев, покидающих город. Резня в Баку до прихода Советской власти и тема Холокоста нашли отражение в недавно обнаруженной графике Тихомирова, о которой он никогда никому не рассказывал: листы трех серий, «Холокост», «Освенцим» и «Бабий Яр», передающие переживания отчаяния и боли, были случайно найдены среди бумаг художника несколько лет назад.

Яркие фовистические полотна цикла "Петрушка и балерина" написаны им под впечатлением от балета И. Стравинского "Петрушка". Будучи великолепным знатоком классической музыки, А. Д. Тихомиров создает живописные полотна и графические листы, вдохновляясь произведениями Скрябина, Бетховена, Моцарта, Чайковского. Живопись и графика этого периода поражают великолепным колоритом, необычным ритмическим строем - сочные, яркие пастозные мазки словно кружатся в вихре праздничного танца.

   Обращение к богатому внутреннему миру человека, его переживаниям, сомнениям, надеждам, темы любви и одиночества, тема человека-творца, создающего свой фантастический мир, находят отражение в работах неоклассического периода (с 1970-х), когда мастер вырабатывает свой неповторимый стиль, а героями его произведений становятся библейские персонажи, театральные и цирковые актеры.



       Ряд произведений Тихомирова посвящен теме женщины как источника жизни.   В этих выразительных живописных полотнах и графических листах воплотились зрительные впечатления бакинского периода жизни художника - яркие краски колоритного древнего города с его шумными празднествами, его удивительная архитектура, прекрасные пейзажи.

Постоянно экспериментируя с цветом, фактурой полотна, используя то рельефное, то гладкое письмо или их сочетание, художник ищет новые пластические решения, прибегая к выразительной деформации формы, создает сложные многофигурные композиции, добиваясь поразительного эффекта - фигуры словно вырываются за пределы живописного пространства. И каждая работа - проникновение в глубинные слои человеческой психики, отражение трагичности человеческого бытия и стремления любого из нас быть понятым и принятым, не отверженным, счастливым, любимым.

 Александр Дмитриевич Тихомиров практически не выставлял при жизни своих работ, столь отличных от произведений искусства, характерных для соцреализма.

Источник: http://rusiskusstvo.ru



Рубрики:  Наши ...
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 5 пользователям

Domro4ka   обратиться по имени Воскресенье, 09 Апреля 2017 г. 19:11 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 09 Апреля 2017 г. 20:09ссылка
Всего доброго Вам!
Откровения_Красоты   обратиться по имени Среда, 12 Апреля 2017 г. 21:17 (ссылка)
Спасибо, Томочка! Очень интересное творчество!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 13 Апреля 2017 г. 20:13ссылка
Такие времена были! И вождя пролетариата изображал и авангард. Лицо красивое нервное.
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку