В Америке нет ни одной крупной балетной труппы, где бы не работали наши талантливы...
Русский художник Валерий Якоби - (0)Галерея работ русского живописца, академика и профессора, члена академического Совета Императорск...
Донатас Банионис - (0)✨Забытые имена советского кинематографа. Донатас Банионис Отмечаем столетний юбилей Д...
БЕНВЕНУТО ТИЗИ ДА ГАРОФАЛО - (0)ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТ ПОЗДНЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ / БЕНВЕНУТО ТИЗИ ДА ГАРОФАЛОBENVENUTO TISI DA...
150 лет импрессионизма - (0)150 ЛЕТ ИМПРЕССИОНИЗМА В МУЗЕЕ ОРСЕ: «Мы надеемся понять, насколько радикальными были эти художники»...
Великая Анна Павлова |
Павлова сумела поднять живой танец на высоту, куда обычно воспаряет только дух
Марина Цветаева
Анна Павловна Павлова (12 февраля 1881, Санкт-Петербург, Российская империя — 23 января 1931, Гаага, Нидерланды) — русская артистка балета, одна из величайших балерин XX века.
Она не играла, а буквально трепетала, и не танцевала – а просто летала по воздуху. Можно было наблюдать два спектакля: один – на сцене, а другой – в зрительном зале; не только мужчины, но и женщины не могли сдерживать волнения чувств от напряженности и глубины испытываемых ощущений и прерывали танцы Павловой одобрительными возгласами.
Анюта была принята в балетную школу. И она всегда считала, что именно тогда началась ее жизнь... Талантливых среди девочек в школе и балерин в театре было много. И все же… даже среди них, многих, среди Вагановой, Кшесинской, Егоровой, Рославлевой, Преображенской, Гельцер она, Павлова, была одна. Слишком, пожалуй, отрешенная от жизни и суеты (такое ощущение, что реальность для нее лишь ожидание), она преображалась в балете. Технике можно научиться – грации не приобретешь.
Анна Павлова. "Бабочка"
Это была очень тоненькая девушка, ростом немного выше среднего. У нее была чарующая улыбка и красивые чуть грустные глаза; длинные, стройные, очень красивые ноги с необыкновенно высоким подъемом; фигура изящная, хрупкая и такая воздушная, что, казалось, она вот-вот оторвется от земли и улетит. Газеты посвящали ей пышные рецензии: «Павлова – это облако, парящее над землей, Павлова – это пламя, вспыхивающее и затухающее, это осенний лист, гонимый порывом ледяного ветра…».
Анна Павлова в балете "Сильфида"
Павлова завоевала мир. За двадцать два года гастролей она дала более девяти тысяч спектаклей, истанцовывая в год две тысячи пар балетных туфель, которые специально для нее шил знаменитый итальянский мастер Никколини. Ее называли не артисткой, а явлением природы. Ее именем – именем русского лебедя – называли сорта тюльпанов и роз.
Многие поворотные моменты биографии выдающейся балерины ХХ века неразрывно связаны с Санкт-Петербургом. Там она родилась, закончила Театральное училище, на сцене Мариинского театра зажглась ее "звезда", там она встретилась и подружилась со своим партнером и балетмейстером Михаилом Фокиным. Анне Павловой везло на встречи с выдающимися педагогами и репетиторами: Облаков, Вазем, Гердт, Соколова, Чекетти…
Анна Павлова. Одетта. "Лебединое озеро"
Дирижер Уолтер Хайден писал: «Тайна Павловой в том, что она была подобна динамо: постоянно отдавая энергию, возобновляла ее изнутри». Perpetuum mobile? Не только. Тайной этой балерины была непомерная, нечеловеческая гордыня – та самая, которая и сделала ее великой Павловой, божественной Павловой. Без этого «сокрытого движителя» никакой талант не превратится в гений, никакая энергия не поможет. А еще двигал ею крайний индивидуализм. В конце концов она поняла, что только тот
может оставаться всегда первым, кто пустился в путь один.
С 1908 года уже знаменитая Анна Павлова участвует в Русских балетных сезонах в Париже, организованных Сергеем Дягилевым. Прежде всего, вспоминается "Лебедь" в ее исполнении, поставленный Михаилом Фокиным. Через судьбу этого легендарного произведения прошла творческая история многих поколений балерин Мариинского театра.
Балетмейстер Фокин взял музыку "Смерть лебедя" из музыкальной сюиты Сен-Санса - "Карнавал животных" и поставил его для своей бездарной жены, надеясь "поразить Париж". Но тонкий Дягилев протрезвил его. "Вы с ума сошли! - сказал он Фокину, - только Павлова! Только она в состоянии быть лебедем и умирать, как лебедь! Я не допущу у себя бутафорию."
Роль, разумеется, перешла к Павловой и сделалась её коронной ролью. Номер был поставлен замечательно, исполнение совершенно сверхъестественно. На любую сцену - огромную, среднюю или маленькую - спускался луч и следовал за исполнительницей. Спиной к публике, на пуантах, (пальцах) появлялась буквально пушинка, то есть фигурка, одетая в лебяжий пух, и, не спускаясь с них до конца номера, металась в замысловатых зигзагах предсмертной агонии. Силы её ослабевали, она от ходила от жизни и покидала её в бессмертной позе, лирически изображающей обреченность, сдачу победителю - смерти. Невозможно описать чувство, какие вызывало это хрупкое существо.
В час ночи с четверга на пятницу 23 января 1931 года Анна Павлова умерла. Говорят, последними ее словами были: Принесите мне мой костюм лебедя… С этим, правда, спорят, уверяют, будто говорила она что-то другое… но вряд ли. Это так на нее похоже! Ведь лебедь поет перед смертью, а она хотела перед смертью танцевать.
Рубрики: | Великие балерины |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |