С 28 сентября в музейном комплексе «Новый Иерусалим» в Истре работает выставка «Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья». Крупный проект, приуроченный к 90-летию Московской области, объединил знаковые произведения из 11 подмосковных музеев и галерей, созданные самыми известными российскими художниками XVIII–XX веков.
И. Айвазовский. Прибой 1896
Увидеть эти полотна в одном пространстве можно впервые. Выставка представляет работы Ивана Айвазовского, Давида Бурлюка, Виктора Васнецова, Василия Верещагина, Натальи Гончаровой, Константина Горбатова, Алексея и Константина Коровиных, Филиппа Малявина, Михаила Нестерова, Василия Поленова, Алексея Саврасова, Василия Сурикова, Роберта Фалька, Ивана Шишкина, Александры Экстер и многих других.
Музейно-выставочный комплекс "Новый Иерусалим"
Выставка «Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья» развернулась
на площади 1200 метров. В 8 залах представлено 90 полотен
Н. С. Гончарова. Бабы с граблями. 1909
В числе участников проекта федеральные, региональные и муниципальные музеи Московской области: «Новый Иерусалим», Серпуховский историко-художественный музей, музей-усадьба «Архангельское», музей-заповедник «Абрамцево», музей-заповедник «Коломенский кремль», Химкинская картинная галерея им. С. Н. Горшина, Музей-заповедник «Усадьба «Мураново» имени Ф. И. Тютчева, Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, Церковно-археологический музей Московской Духовной Академии, Мытищинский историко-художественный музей, музей-заповедник «Дмитровский кремль».
Р. Р. Фальк. Натюрморт 1910
Константин Фёдорович Богаевский, Киммерийская область, 1910
Серпуховский историко-художественный музей
Основой построения экспозиции стала работа художников с цветом. С XVII века вопрос возникновения цвета занимал умы учёных, которые стремились упорядочить цвета, определив каждому из них место. Концепция выставки опирается на идею цветового круга, которым пользуются художники. В нём выделяются основные цвета: красный, синий, жёлтый — их никаким образом нельзя получить, но с их помощью, путём смешивания, можно создавать всевозможные цвета и оттенки.
Лев Львович Каменев, Запруда на мельнице, 1974
Историко-культурный музей заповедник "Коломенский кремль"
Жанна Алейникова, директор Серпуховского историко-художественного музея, куратор выставки:
- Цветовой круг стал отправной точкой в концепции нашей выставки. Мы хотим показать нашим посетителям не просто отдельные работы, но целую живописную историю с многообразием оттенков и смыслов. Возьмем, к примеру, красный цвет — это и небольшая терракотовая точка в пейзаже Айвазовского — фигурка устремляющая взгляд зрителя в глубину полотна, где и открывается вид на Ялту или доминирующий звучный народный акцент в портрете смеющейся красна-девицы Малявина, детали того же цвета, но очень благородного оттенка в парадных портретах XVIII века и, наконец, драматичный крик красного в работах художников авангардистов. Мы обратим внимание посетителей на то, что, возможно, они раньше не замечали.
Худ. неизвестен. Портрет г. Рымниковского до 1799
Ф. Рокотов «Портрет Анастасии Николаевны Надаржинской,
урождённой Тютчевой (1769-1830). Москва»
Среди работ, представленных на выставке, также впервые показаны несколько произведений, вошедших в коллекцию музея Новый Иерусалим после передачи в августе 2019 года конфискованной коллекции Жанны Булах, бывшей жены экс-министра финансов Московской области Алексея Кузнецова. Среди них: «Портрет девочки» Владимира Маковского, «Сосны на берегу залива» Ивана Шишкина и «Портрет старика» Василия Сурикова.
И. И. Шишкин. Сестрорецкий бор 1886
Иван Иванович Шишкин. Еловый лес
зимой, 1886. Серпуховский историко-художественный музей
|
И. Шишкин Сосны на берегу залива, 1889
Музей "Новый Иерусалим"
|
Иван Айвазовский. "Вид из Ливадийского парка
на Ялту". 1866. Музей "Новый Иерусалим"
|
И. Айвазовский «Прилив» 1870-е
|
Н. Лаков «Вечерняя улица. Трамвай» 1928
Потрясающий портрет К. Маковского «Портрет девочки в красном платке»,
посл. треть XIX века, Музей "Новый Иерусалим"
Никола де Куртейль, Крепостная актриса
Анна Борунова, 1810-1920. Государственный
музей-усадьба "Архангельское"
|
Алексей Петрович Антропов.
Портрет царевны Софьи, 1772
Музей "Новый Иерусалим"
|
В экспозиции выделена отдельная мультимеда-зона: здесь можно создать картины при помощи интерактивной световой проекции, способной реагировать на движения человека или знакомиться с шедеврами на специальном тач-столе.
Выставку будет сопровождать инклюзивная программа. Для незрячих и слабовидящих посетителей подготовлены тактильные рельефы по мотивам ключевых экспонатов и специальные этикетки с нанесением шрифта Брайля. Для инвалидов по слуху возможна организация дополнительных экскурсий с сурдопереводчиком. Для посетителей с расстройствами аутистического спектра подготовлена социальная история посещения.
Филипп Малявин «Смеющаяся девочка» 1930
Илларион Михайлович Прянишников, В ожидании шафера, 1851
Серпуховский историко-художественный музей
Александр Александрович Киселев, Деревенская сцена, 1888, Музей "Новый Иерусалим"
Николай Густавович Шильдер, Искушение, ок. 1856
Серпуховский историко-художественный музей
Генрих Ипполитович Семирадский, Песня
Рабыни, 1884. Серпуховский историко-
художественный музей
|
Н. Ярошенко «Цыганка» 1886
|
А. А. Харламов «Портрет девушки» конец XIX века
Серпуховский историко-художественный музей
Генрих Ипполитович Семирадский, Праздник вакха, 1890
Серпуховский историко-художественный музей
Неизвестный художник. Портрет купчихи
1853. Музей "Новый Иерусалим"
|
Неизвестный художник «Портрет купчихи
в вишнёвой шали», 1я четверть XIX в
Историко-культурный музей заповедник
"Коломенский кремль"
|
Андрей Иванович Федотов, Александр II на прогулке в Архангельском, 1860
Государственный музей-усадьба "Архангельское"
Алексей Константинович Коровин. Париж, 1930. Музей "Новый Иерусалим"
Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим», являющийся крупнейшим культурным центром Подмосковья, всего за несколько лет стал столицей музейной жизни региона, представив посетителям выставки всемирно известных художников, таких как Левитан, Пикассо, Дюрер, Кустодиев, Фальк и многих других. Новый проект поддерживает устоявшееся реноме музея.
Выставка продлится до 29 марта 2020 года
Выставочный комплекс "Новый Иерусалим" расположен в Истре (50 км от МКАД). Рядом с Воскресенским Ново-Иерусалимским монастырём. В 300-х метрах от монастыря, как бы позади его, на другом берегу реки Истра. Эти места называются Русской Палестиной. В 17 веке патриарх Никон замыслил создать тут комплекс святых мест Палестины. Учредил монастырь, главный Храм которого воспроизводил ветхозаветный Храм Соломона, а кусок реки Истры, огибающей монастырь, назвал Иорданом. Есть там и Гефсиманский сад...