Как нет Ленского без дуэли, Раскольникова без топора и Анны Карениной без паровоза, так нет и Наташи Ростовой без её первого вальса с Андреем Болконским.
"– Позвольте вас познакомить с моей дочерью, – сказала графиня, краснея.
– Я имею удовольствие быть знакомым, ежели графиня помнит меня, – сказал князь Андрей с учтивым и низким поклоном, ... подходя к Наташе и занося руку, чтоб обнять ее талию еще прежде, чем он договорил приглашение на танец. Он предложил ей тур вальса.
То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой. «Давно я ждала тебя», – как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей просиявшей из‑за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея. ...
Наташа танцевала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастия".
Лучшей завязки любовной линии Наташи и князя Андрея просто невозможно придумать. Предновогодняя ночь, первый бал, кружение вальса, мелькающие в быстрых поворотах Наташины атласные туфельки, глаза в глаза, его рука на её талии... И знакомый с детства фильм с Людмилой Савельевой и Вячеславом Тихоновым. А также чудесный оперный вальс Прокофьева:
Просто преступно разрушать этот прекрасный мираж и прояснять, а могло ли это быть на самом деле в 1809 году (так в романе). В конце концов, это не так уж важно, Лев Николаевич Толстой имел полное право на художественный вымысел и на некоторое отступление от исторической правды.
Тем не менее, приходится признать, что он действительно отступил. Вероятность того, что Наташа и Андрей могли танцевать свой вальс на этом балу практически равна нулю.
И вот почему.
Вальс против менуэта
В эпоху наполеоновских войн (до начала Отечественной войны 1812 года) вальс был уже довольно популярен. Его активно танцевали на общественных и частных балах в России и в Европе и описывали во всех руководствах по обучению танцам.
Правда, социальный статус вальса был гораздо ниже, чем у традиционных бальных танцев (менуэта, полонеза, экосеза, котильона). Он казался простоватым и вульгарным, потому что ещё недалеко ушёл от своих сельских предков - австрийских лендлеров.
В фильме "Звуки музыки" герои танцуют такой лендлер - раннюю форму вальса:
Кроме того, к вальсу было много претензий со стороны ревнителей моральных ценностей - неприличный, слишком тесный тактильный контакт дамы и кавалера. Считалось также, что это вредно для женского здоровья и травмоопасно: где вращение - там и головокружение, а где головокружение - там падения. Такие бальные "происшествия" описывались в газетах неоднократно.
Правда, не стоит преувеличивать эти "тесные контакты" и "опасные вращения". Они были тесными по сравнению с церемонным менуэтом, но совсем не тесными по сравнению с более поздним, например, венским, вальсом. То же касается и вращений.
Танцевали его не совсем так, как мы сейчас это себе представляем.
В вальсе начала 19 века была более сдержанная амплитуда движений и медленнее темп. Он включал в себя много разных фигур. Кружение - только одна из них. Так что, Наташа в 1809 году танцевала бы свой вальс не совсем так, как описано у Толстого, и не так, как в советском фильме 1964 года, и уж точно совсем иначе, чем во всех западных экранизациях "Войны и мира".
Как танцевали вальс в то время
Вот как выглядел вальс на рисунках "с натуры" начала 19 века, примерно во времена действия "Войны и мира". Поскольку этот танец пробивал себе дорогу под возмущённый ропот хранителей традиций, он многократно был осмеян в карикатурах, особенно злобных и даже непристойных в Англии. Там долго боролись с этой модой, завезённой, кстати, из России.
Обратите внимание, что привычная нам позиция "объятий вальса" была не единственной и даже не главной. Много движений из позиции "бок о бок".