Кто крепок телом, может терпеть и жару и холод. Так тот, кто здоров душевно, в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость и остальные чувства.
* * *
Спроси себя, чего ты хочешь – богатства или счастья? Если богатства – знай, что оно ни благо, ни в твоих руках; если счастья – будь уверен, что оно и благо, и находится в твоей власти: первым судьба ссужает нас только на время, тогда как быть счастливым зависит от нас самих. .
Если ты увидишь ехидну, ядовитую змею или скорпиона в ящике с украшениями из слоновой кости или золота, ты все равно не полюбишь и не захочешь иметь их, хотя они и посажены в дорогое помещение, напротив, станешь глядеть на них со страхом и отвращением, как на ядовитых животных. Так, когда ты встретишь людей богатых, щедро наделенных всем судьбою, но порочных, не изумляйся их блестящей внешности, а презирай их за их пороки.
* * *
Богатство нельзя назвать добром, роскошь – прямое зло, как бережливость – хорошее качество. Бережливость ведет к умеренности и к приобретению истинных благ, богатство – к роскоши и невоздержности. Трудно поэтому богачу быть умеренным, как человеку воздержному – разбогатеть.
* * *
Между понятиями "жизнь счастливая" и "жизнь роскошная" есть разница. Первая основана на воздержании, самосовершенстве, порядке, пристойности и простоте, последняя – на неумеренности, роскоши и отсутствии всякого порядка и пристойности, вследствие чего первая заслуживает справедливой похвалы, тогда как вторая – порицания. Итак, если ты хочешь жить счастливо, не ищи похвал за роскошную жизнь.
* * *
Богатством надо пользоваться, как и некоторыми вещами, не везде одинаково. Лучше желать всем приобрести добродетель, а не богатство, которое глупцам даже вредно: с богатством увеличиваются пороки, и, чем кто глупее, тем безобразнее ведет себя, благо имеет возможность удовлетворять своим желаниям.
* * *
Чего не следует делать, того не делай даже в мыслях.
* *
Делись своим добром со странником и неимущим: если ты не поможешь неимущему, не помогут и тебе в нужде.
* * *
Когда морского разбойника буря выбросила с кораблем на берег, один человек одел его, привел к себе в дом и дал ему все, в чем он нуждался. "В его лице я оказал благодеяние не человеку, а человечеству", – отвечал он на упрек, сделанный ему за то, что он сделал добро злодею.
* * *
Умный борется со страстью, глупец становится ее рабом.
* * *
Нет ничего легче найти друга в счастии и ничего труднее – в горе9.
* * *
Глупцов вылечивает от горя время, умных – их ум.
* * *
Умен тот, кто не печалится о том, чего нет, а доволен настоящим.
* * *
Когда Эпиктета спросили, чем можно мстить своему врагу, отвечал: "Стараться сделать ему как можно больше добра".
* * *
Ни один умный человек не должен отказываться от власти; только испорченный нравственно способен отказаться от обязанности помочь нуждающимся, так же как низко уступать свое место дурным людям: глупо желать лучше быть дурно управляемым, нежели управлять хорошо самому.
* * *
Кто не доволен настоящим своим положением, не доволен тем, что дала ему судьба, тот не знает жизни, но кто мужественно выносит это, здраво смотрит на вещи – поистине умный человек.
* * *
Довольство собою, как короткая и веселая дорога, имеет в себе много приятного и ничего тяжелого.
* * *
Старайся оставить после себя детей лучше образованных, нежели богатых: надежды образованных завиднее богатых невежд.
* * *
Лучше завещать детям незапятнанное имя, нежели богатство.
* * *
Воспитание, как и золото, дорого ценят везде.
* * *
Из всех творений самое прекрасное – получивший прекрасное воспитание человек.
* * *
Избегай дружбы дурных людей и вражды хороших. В несчастии познается друг и изобличается враг.
* * *
Врачом своим и другом выбирай не тех, с кем приятно проводить время, а тех, кто может принести тебе больше пользы.
* * *
На чью душу всего менее действует горе, кто борется с ним не жалея сил, – самый мужественный как из государственных людей, так и из частных граждан.
* * *
Глупец, испытавший, что значит счастье, делается, словно от вина, еще глупее.
* * *
Зависть – враг счастливых.
* * *
Помни, что такое человек, и будешь равнодушен ко всему происходящему.
* * *
Для благополучного плавания нужен хороший кормчий и попутный ветер; чтобы быть счастливым – ум и уменье.
* * *
Глуп тот, кто не доволен тем, что происходит по законам природы.
* * *
По воле Бога некоторые вещи – в нашей власти, другие – нет. Нам Он дал лучшее, прекраснейшее, благодаря чему Он сам блажен, – чувственное познание. Если им пользоваться разумно, оно принесет нам свободу, счастье, радость, твердость духа; оно же соединяет в себе понятие о справедливости, законе и умеренности, вообще о всякой добродетели. Надо всем остальным Бог не дал нам власти. Мы должны поэтому слушаться Бога и, зная, что кому принадлежит, всеми силами стремиться к тому, что в нашей власти, то же, что не зависит от нас, предоставлять на волю Провидения и, если от нас отнимут наших детей, лишат родины или жизни, – переносить все с веселым сердцем.
* * *
Он же говорил: "Не следует человеку с философскими взглядами на веши говорить среди невежд, как трезвому – в кружки пьяных".
* * *
Когда Эпиктета спросили: "Какой человек богат?" – он отвечал: "Довольный собой".
* * *
Когда Ксантиппа упрекнула своего мужа Сократа за то, что он бедно принимает своих друзей, он сказал: "Если они любят нас, они не обратят на это внимания; если не расположены к нам, нам не следует заботиться о них".
* * *
Что такое человек? – Душонка с телом – ходячим трупом.
* * *
Эпиктет советовал находить способ соглашаться со всем и вместе с тем умерять свои страсти, делать из них выбор, стараться, чтобы они не принесли обществу вреда, нигде не ронять, благодаря им, своего достоинства, всегда сдерживать свои желания и не чувствовать любви ни к чему, что не в нашей власти. Здесь вопрос не о пустяках, а о том, быть ли нам умными или нет.