-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в MOLODA_I

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) Неизвестная_Планета FREEDOM_2 Decor_Rospis
Читатель сообществ (Всего в списке: 2) О_Самом_Интересном Школа_славянской_магии

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.05.2017
Записей:
Комментариев:
Написано: 34699


ЛОШАДИНАЯ ИСТОРИЯ ПЕТЕРБУРГА ЧАСТЬ 15:

Среда, 01 Мая 2024 г. 10:52 + в цитатник

Имперский стиль, как «военный трофей». Колесницы влетели в Петербург с триумфом победы, когда после окончания войны с Наполеоном русские войска победителями вернулись в Санкт-Петербург. Вместе с победой наступил подъём во всём. В архитектуре классицизм достиг своего апофеоза, на улицах столицы Российской империи одна за другой вырастают величественные постройки в стиле ампир, а на их фасадах поселяются античные божества, мифические герои и бесконечные символы триумфа имперской власти.

Ампир в переводе и означает – «империя». А империя – это великое государство, занимающее огромную территорию, населённое разными народами, обладающее сильной армией и имеющее влияние в мире. Россия провозгласила себя империей после победы в Северной войне, начавшейся в начале 18 века. После победы в наполеоновских войнах в начале 19 столетия она вновь укрепила своё положение на мировой арене.

1 (700x390, 246Kb)
Колесница Славы над Аркой Главного штаба /фото с сайта grand-piter.ru/

Классицизм возродился в Европе ещё в 18 веке в подражание античности. Идеальные пропорции, чёткие формы и линии создали эталон изысканной «классики», позаимствованной у древних греков и римлян. Когда Наполеон Бонапарт провозгласил себя императором Франции (1804-1814), классицизм приобретает новые черты. Намереваясь завоевать весь мир, новый император обращается к истории Великой Римской империи. Во славу своих побед, в подражание римлянам, он возводит триумфальные арки и заимствует иные символы победы. Классика наполняется новым смыслом, ампир прославляет мощь и величие державы.

Но «непобедимая» армия Наполеона была разгромлена русской армией под предводительством императора Александра 1, который в 1814 году победителем вошёл в Париж. Французская империя пала. Россия увозила домой лавры победы, «прихватив» с собой величественный имперский стиль, который теперь Франции был не нужен. Ампир должен был на весь мир трубить славу России в её имперской столице.

Колесницы победы

Могущественная Римская империя достигла своего наивысшего расцвета в 3-2 веках до нашей эры. Она вела непрерывные войны, и к началу нового летоисчисления раскинула свои границы почти по всему побережью Средиземного моря. Победа несла победителю богатство, захваченное в ходе боевых действий, и новые территории, жители которых становились рабами Великого Рима. После окончания очередной войны победоносные легионы возвращались в Рим, где их встречали с величайшими почестями. Торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска получило название «триумф». К этому событию на дороге у городской черты сооружалась специальная арка, которую богато украшали скульптурой. Мифические боги спускались с Олимпа и, воплощённые в камне, приветствовали победителей.

2 (686x700, 506Kb)
Триумфальная арка Тита, 81 год /фото с сайта Википедия/

Через эту арку на своей боевой колеснице, двухколёсной повозке, в город въезжал император победитель. Увенчанный лавровым венком, одетый в пурпурную тогу, гордо стоял он в колеснице, держа в руке пальмовую ветвь, символ военного успеха. В колесницу впрягали нарядных лошадей серой или белой масти, которых вели под уздцы два воина. Эта колесница с тех пор и стала символом победы и триумфа!

За колесницей верхом на конях следовали отличившиеся в бою командиры, за ними в полном вооружении шли рядовые легионеры. За воинами тянулись повозки, гружёные богатыми трофеями. За награбленной добычей шли пленные. Народ, собравшийся для встречи победителей у ворот, ликовал, приветствовал их радостными криками и вслед за шествием устремлялся под триумфальную арку в город, где несколько дней радостно праздновали победу.

3 (655x347, 204Kb)
"Римский Триумф", худ. П.П.Рубенс, ок.1630 /фото с сайта Википедия/

Ещё Пётр 1 возродил в России эту римскую традицию отмечать победы русских войск возведением триумфальных ворот и всенародным ликованием. В начале 19 века прославление военных подвигов на берегах Невы вновь расцветает. И легендарные символы триумфальной славы появляются повсюду.

Триумф 1814 года и колесница, застывшая над Нарвскими воротами

В июне 1812 года Наполеон вторгся в Россию. Началась Отечественная война. Вся страна поднялась на борьбу с врагом, и уже в декабре 1812 года остатки разгромленной французской армии покинули Россию. Но русская армия во главе с императором отправилась следом. Александр 1 решил раз и навсегда расправиться с французским «монстром», держащим в страхе всю Европу. Уже в январе 1813 года боевые действия переместились в Германию и Францию. После нескольких решающих боёв русская армия победоносно вошла в Париж. В апреле 1814 года Наполеон отрёкся от престола. С ним было покончено.

Санкт-Петербург готовился к встрече воинов победителей в 1814 году. Они возвращались из Европы морем, прибывали в Кронштадт на кораблях, затем пересаживались на мелкие суда и по Морскому каналу добирались до Ораниенбаума, откуда пешим строем шли вдоль побережья по Петергофской дороге. Вот у этой дороги на въезде в Петербург, прямо за Обводным каналом, который был проложен вдоль южной границы, были поставлены триумфальные ворота, через которые войска вошли в город. Вдоль дороги стояли толпы людей. Они ликовали и радостными возгласами приветствовали своих героев. Возвышаясь над воротами, стоя на римской колеснице, победителей встречала богиня Слава (отождествлённая в России с древнеримской богиней победы по имени Виктория). Она венчала их лавровым венком победы. На сей раз победоносная колесница, запряжённая шестёркой лошадей, мчалась не впереди колонны воинов, а восторженно неслась навстречу.

4 (700x425, 340Kb)
Триумфальные ворота для встречи победителей в 1814 году, построенные по проекту Д.Кваренги /фото с сайта Ситиволс/

Деревянные Триумфальные ворота были сооружены всего за один месяц по проекту архитектора Джакомо Кваренги (1744-1817). Колесница и другая скульптура были изготовлены из алебастра (скул. И.И. Теребенёв). Эффект был потрясающий, триумф получился! Но деревянное сооружение со временем обветшало, и память о том, как встречали победителей, могла затеряться в истории. А этого не должно было случиться! Вступивший на престол после смерти Александра 1 его брат Николай 1 решает поставить в честь памятного события новые ворота на века. Правда, место им выбрано было чуть дальше от границы города, у Нарвской заставы.

5 (650x688, 308Kb)
Нарвские триумфальные ворота /фото из личного архмива/

6 (600x691, 257Kb)
Колесница над Нарвскими триумфальными воротами /фото из личного архива/

Работа над памятником велась 7 лет (1827-1834). Архитектору Василию Стасову было поручено сохранить прежний облик ворот. Но главное – вершиной ворот должна была остаться Слава, через века летящая на колеснице навстречу победителям (скул. С.С. Пименов, В.И.Демут-Малиновский, П.К. Клодт). Впервые в Петербурге при создании ворот использовали новую технологию – стены из кирпичной кладки обшили медными листами. Первоначально планировалось создание литой бронзовой композиции, венчающей арку. Но в целях экономии её также изготовили из меди С этой колесницы началась стремительная карьера скульптора Клодта, который стал виртуозом по созданию великолепных архитектурных коней.

7 (700x525, 505Kb)
Колесница над Нарвскими триумфальными воротами /фото с сайта Википедия/

В августе 1834 года, к 20-летию триумфа, торжественного возвращения российской армии после победы над Наполеоном, Нарвские ворота были торжественно открыты. И до сих пор расставленные веером кони, примчавшиеся откуда-то из поднебесья и поднятые на дыбы, создают неповторимое впечатление величия и торжественности момента.

Но, оказывается, после встречи русских войск в 1814 году, колесница Славы, всё-таки, тоже последовала в город через триумфальные ворота. И успела домчаться до императорского дворца.

Триумфальная колесница на главной площади столицы

Вернувшись в Россию с победой, Александр 1 начинает в столице преобразования. Не иначе как Европа, и Франция в частности, произвели на императора впечатление не меньшее, чем когда-то на Петра 1. Он стремится сделать столицу империи величественным имперским городом и начинает с Дворцовой площади, главной площади Петербурга. Но ещё более император был ошеломлён и горд победой России. А потому память об этой победе и прославление героев войны по его замыслу должны были стать главным лейтмотивом площади перед Зимним императорским дворцом.

Планировкой площади занимался Комитет строений и гидравлических работ под руководством инженера А. Бетанкура (1754-1824). В 1819 году к работам был привлечён архитектор Карл Иванович Росси (1775-1849). Росси начал свою творческую деятельность ещё в царствование императора Павла 1, а после его кончины отправился в заграничное путешествие. Вернувшись в Петербург работал на фарфоровом заводе, а потом снова покинул столицу. С 1808 по 1815, работая сначала в Москве, а потом в Твери и других городах, он начал заявлять о себе как талантливый архитектор. В Петербург он возвратился уже «с именем». Но стремительный взлёт его архитектурной карьеры начался с Дворцовой площади. По его проекту напротив Зимнего дворца в стиле ампир было возведено Здание Главного штаба (1820-1830).

8 (651x599, 282Kb)
Арка Главного штаба на Дворцовой площади /фото из личного архива/

Это была идея императора – расположить рядом с императорской резиденцией главное военное ведомство Российской империи. После постройки фасад нового здания протянулся вдоль площади почти на полкилометра (его длина 580 метров), став самым протяжённым зданием Европы. Главный штаб занял западное крыло (ближе к Адмиралтейству), восточное крыло было отведено для гражданских министерств Российской империи: Министерства финансов и Министерства иностранных дел. В итоге все стратегически важные ведомства империи (включая Военно-морское в здании Адмиралтейства), теперь были у императора «под рукой»

Росси эффектно развернул здание полукругом к площади. Плавно изогнутые крылья восточного и западного корпусов он соединил аркой, которая оформляет вход на Дворцовую площадь с главной улицы Петербурга, с Невского проспекта. Эта арка была задумана Росси как триумфальная. Воинские трофеи сложены при входе под арку. На уровне второго яруса застыли в приветствии фигуры часовых в античных доспехах, протягивая лавровые венки в сторону входящих на площадь, над ними сложены орнаменты из воинских трофеев и венков. Арочный свод украшают две симметричные фигуры окрылённых богинь победы, протягивающих героям лавровые венки и пальмовые ветви. Все эти декоративные элементы – непременные атрибуты триумфальной победы и символы архитектурного стиля ампир

Но кульминацией композиции всего ансамбля стала венчающая Арку триумфальная «Колесница Славы» (1827-1828, скул. С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский). Несётся она на площадь через века. Двое воинов в римских доспехах пытаются удержать шестёрку лошадей, впряжённых в повозку, в которой стоит богиня победы Виктория, в русском варианте превратившаяся в Славу. В правой её руке – лавровый венок победителям. Другой рукой она держит боевой штандарт с двуглавым орлом (специальный воинский знак под названием «лабарум»). Композиция была изготовлена из выколотной меди, держалась на чугунном каркасе и, в день торжественного открытия в октябре 1828 года Триумфальной арки Главного штаба, сверкала позолотой над стенами серого цвета с контрастной белой отделкой.

Неповторимый эффект производит это монументальное сооружение, ставшее неотъемлемой частью площади. И не последнюю роль здесь играет шестёрка лошадей! Появлением на площади колесницы мы обязаны императору Николаю 1. В первоначальном варианте Росси планировал украсить арку скульптурной группой, держащей щит с изображением герба Российской империи. Но вступивший на престол после смерти брата Николай 1 был ещё более одержим идеей прославления державы, чем Александр 1, а потому пожелал выразить славу героям отечества более пафосными художественными средствами. А ещё он был большим любителем лошадей. Вот тогда и появилась над Дворцовой площадью летящая колесница. Потрясённый эффектом, император одну за другой запускает колесницы над городом. По его воле сначала были воссозданы триумфальные ворота у Нарвской заставы с колесницей, а затем в Санкт-Петербург примчался на своей квадриге (колесница, запряжённая четвёркой лошадей) ещё один обитатель древнего Олимпа. Благодаря ему Санкт-Петербург стал культурной столицей империи.

Колесница Аполлона

Примчавшись в Петербург на своей колеснице, Аполлон остановился у самого Невского проспекта и навсегда застыл на крыше Александринского театра недалеко от Аничкова дворца. Аничков дворец на набережной реки Фонтанки был построен в середине 18 века для Алексея Разумовского, фаворита Елизаветы Петровны. Переходя из рук в руки фаворитов (позже Екатерина 2 подарила его Григорию Потёмкину), он, в конце концов, перешёл в казну и со временем стал своеобразным запасным дворцом императорской семьи. Там нередко проживали те Романовы, которым «негде было жить» (но это уже семейная «дворцовая история»). Дворец возводился на окраине Петербурга, когда вдоль Фонтанки тянулись загородные усадьбы горожан. Дома стояли на набережной, а за ними до самой Садовой улицы простирались усадебные сады, давшие название известной улице.

У западной границы сада Аничкова дворца находился театральный павильон, где выступали так любимые при императорском дворе итальянские артисты. К концу 18 века павильон передали в ведение Театральной дирекции, а часть сада Аничкова дворца отошла городу под устройство новой площади, обращённой к Невскому проспекту (нынешняя площадь Островского). Когда в 1815 году Росси вернулся в Петербург, ему были поручены работы по благоустройству этой территории. Но лишь после окончания строительства Главного штаба на Дворцовой площади Росси активно берётся за создание новой городской площади, доминантой которой стал Александринский театр (1828-1832, К.И. Росси), построенный на месте старого театрального павильона. Театр был подарком для императрицы Александры Фёдоровны, любимой супруги Николая 1. В честь неё он и получил своё название.

9 (700x464, 339Kb)
Александринский театр /фото с сайта Википедия/

Росси украсил фасады театра непременными театральными символами: по периметру здания тянется скульптурный фриз из античных театральных масок, а в нишах стен замерли со своими атрибутами античные музы. Их в своей колеснице доставил в Петербург их покровитель и повелитель Аполлон. Над выразительной колоннадой театрального здания остановилась квадрига Аполлона, исполненная по проекту великого зодчего Росси лучшими скульпторами своего времени (скул. С.С. Пименов, В.И. Демут-Малиновский). Выбитая из красной меди и отбронзированная скульптурная группа в 1832 году была установлена на аттике театра и навсегда стала символом высокого статуса театра.

10 (700x345, 226Kb)
Квадрига Аполлона /фото с сайта Википедия/

Как известно, все античные божества имели глубокий смысл и были связаны с законами мироздания и бытия, «курировали» разные сферы человеческой жизни и деятельности. Девять дочерей «главы» Олимпа Зевса и богини памяти Мнемосины стали покровительницами наук и искусств: Калиопа с «блокнотом для записи стихов» (дощечка и палочка) – муза эпической поэзии, Мельпомена и Талия с театральными масками – музы театра, трагедии и комедии соответственно, Полигимния с лирой – муза гимнов, танцующая Терпсихора – муза танцев, Урания с небесной сферой – муза астрономии, Эвтерпа с флейтой – муза музыки, Эрато с луком и золотой стрелой – муза любовной поэзии, Клио с книгой – муза истории. «Начальником» над этими прекрасными девушками был поставлен их сводный брат, сын Зевса и богини Лето. Лучезарный бог света и красоты, он был главным покровителем искусств. Были у Аполлона и иные должности: он предсказывал судьбу и врачевал, и при этом был столь же любвеобилен, как и его отец. Узнавали Аполлона, как и его собратьев и сестёр по предметам в руках. В соответствии со своим высоким статусом, он имел лавровый венок и использовал несколько атрибутов. Его изображали либо с кифарой (разновидность лиры), либо с серебряным луком и золотыми стрелами.

Аполлон прибыл в Петербург в своей нарядной колеснице вместе с музами, которые с тех пор остались в городе навсегда. В левой руке Аполлона – кифара, в правой – лавровый венок. А это значит, что очередная петербургская колесница снова стала символом триумфа, на сей раз – театрального.

Высоко парят над Петербургом кони, впряжённые в триумфальные колесницы, а по городу мчатся бронзовые кони, неся на своих спинах легендарных всадников.

Продолжение следует...

Источник

Рубрики:  ПУТЕШЕСТВИЯ/ПЕТЕРБУРГ
Метки:  

Процитировано 6 раз
Понравилось: 6 пользователям