-Рубрики

 -Метки

12 колен анекдоты антисемитизм арабо-израильский конфликт архитектура библейские образы вклад евреев в мировую цивилизацию деревья древний мир душа евреи евреи в мире евреи в россии евреи в ссср евреи в сша евреи во время войны евреи на войне еврейская кухня еврейская мудрость еврейские женщины еврейские истории еврейские традиции еврейский образ жизни еврейское счастье живопись иврит идиш иерусалим известные люди о евреях израиль израиль сегодня израильтяне имена имена и фамилии искусство история в лицах история еврейского народа история современного израиля иудаизм йом ацмаут йом кипур каббала календарь кино краткая еврейская энциклопедия литература молитвы музеи музыка наука и техника недельные главы нобелевская премия новое и новейшее время одежда одесса основная символика песах песни песни на иврите посты поэзия праведники мира праздники предметы-символы природа природа израиля прогулки по израилю прогулки по израилю. тель-авив пурим раввин рош а-шана самоидентификация сельское хозяйство семья символика растений символика чисел симхат тора синагога скульптура средние века стена плача суккот театр теилим тора тора и наука ту би-шват фауна фольклор фото фото-свидетельства хайфа ханука холокост храм цахал цветы шаббат шавуот юмор

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
21:16 09.07.2012
Фотографий: 8

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в rinarozen

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.10.2011
Записей: 7348
Комментариев: 6206
Написано: 14917


МАРК ШАГАЛ

Пятница, 17 Февраля 2012 г. 16:04 + в цитатник

МАРК ШАГАЛ

(1887-1985) 

1329478412_40563828_71 (431x699, 130Kb)

Автопортрет с мольбертом". 1914 

 ...«еврей-художник» и «еврейский художник» это, как говорят в Одессе, «две большие разницы». И потом, только ли еврейский? Большой Энциклопедический словарь 1997 года, например, называет М.Шагала «французским художником и графиком», а его учителя И.Пэна, писавшего исключительно на еврейские темы, «белорусским живописцем». Сам же Шагал «до конца своих дней называл себя «русским художником», подчеркивая родовую общность с российской традицией, включавшей в себя и иконопись, и творчество Врубеля, и произведения безымянных вывесочников, и живопись крайне левых».

 Марк Шагал. Одиночество. 1933 

Одиночество. 1933 

В этом отношении крайне важно свидетельство искусствоведа Г.Казовского, касающееся оценки национального самосознания М.Шагала и его понимания национального характера собственных работ. В книге «Еврейское искусство в России» он пишет:  «К примеру, Цадкин и Сутин (последний был даже проклят родителями за свое пристрастие к живописи) отрицали любые связи с еврейством, а Шагал всячески их подчеркивал, но при этом не проявлял никакого интереса к самой идее национального искусства… Для Шагала не существует искусства национального (по крайней мере, начиная с Ренессанса), он признает лишь Художника, который в своем искусстве раскрывает свою собственную индивидуальность, такую, какова она есть… Его искусство народно, но не только потому, что творчество для него – форма национальной жизни; оно имеет своим источником народную художественную традицию».

И, тем не менее, Марк Шагал остался в истории как «еврейский художник», вложивший свой серьезный вклад в национальную художественную традицию, в поиски современного «еврейского стиля». Собственно, иначе и быть не могло. Как писал сам М.Шагал, «если художник еврей и пишет жизнь, как может он отбросить еврейские элементы в своих работах».
 

Яков Басин, Иерусалим

источник: http://www.newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=3796

 

 

 

БИОГРАФИЯ

4638534_44_thumb1 (161x200, 12Kb)

Автопортрет с кистями. 1909 - 1910 

Марк Шагал родился 7 июля 1887 года на западе России, в Витебске (сейчас этот город находится в Беларуси). Из 60000 человек тогдашнего населения Витебска больше половины составляли евреи. Шагал появился на свет в большой и очень набожной еврейской семье (у него было восемь сестер и один брат). Отец будущего художника ежедневно вставал в шесть утра, чтобы успеть помолиться в синагоге перед работой. Служил он у купца, торговавшего селедкой. К детским годам Шагал всегда относился трепетно, с высокой ностальгией, спасаясь ими в трудную минуту и «подпитывая» ими собственный художественный мир - все его творчество окрашено воспоминаниями о юности, семье, о «грустном и веселом», как говорил он сам, Витебске, который будет вновь и вновь возникать на его полотнах.

Марк Шагал. Над Витебском. 1915

Над Витебском. 1915 - 1920

Иудаизм не признает изображений, но юному Шагалу неудержимо хотелось рисовать. Это желание вспыхнуло в нем, когда он увидел, как одноклассник копирует помещенную в журнале иллюстрацию. В 1906 году Марк поступил в частную художественную школу Иегуды Пэна, а спустя несколько месяцев, отправился в Петербург. В северной столице Шагал учился у разных художников (в том числе у «мирискусников» Бакста и Добужинского), перебиваясь случайными заработками (одно время, например, он писал вывески). Жизнь начинающего художника осложнялась еще и тем, что евреям не разрешалось жить в Петербурге без особого на то разрешения - его приходилось добывать всеми правдами и неправдами.

В столице Шагал пробыл до 1910 года, то и дело навещая родной Витебск. В один из этих наездов (в 1909 году) он познакомился с Беллой Розенфельд. Молодые люди полюбили друг друга с первого взгляда. Эта любовь вдохновила художника на создание целого ряда картин.

Марк Шагал. Голубые любовники. 1914 

Голубые любовники. 1914 

Леон Бакст, у которого Шагал брал уроки, часто выезжал за границу, а с 1909 года жил по преимуществу во Франции, сотрудничая с организатором Русских сезонов Сергеем Дягилевым. Именно Бакст «заразил»
Шагала Парижем. В конце 1910 года мечта Шагала побывать в Мекке художников сбылась. Деньгами помог Максим Винавер, депутат Государственной Думы и редактор еврейского журнала «Восход». Он предоставил художнику небольшую ежемесячную стипендию. Шагал часто называл Винавера своим вторым отцом.

Марк Шагал. Вид Парижа из окна. 1913

Вид Парижа из окна. 1913

В Париж съезжались молодые художники со всех концов света; Шагал свел дружбу со многими из них.  В 1912 году он переехал в комплекс художественных мастерских на Монпарнасе, который назывался «Ульем». Это место пользовалось большой популярностью у приезжих живописцев. К этому времени Шагал начал выставляться. В июне 1914 года у него с успехом прошла первая персональная выставка в берлинской авангардистской галерее «Штурм». Шагал побывал на выставке, а затем решил навестить свой родной Витебск. Время для визита оказалось крайне неудачным, поскольку в августе началась Первая мировая война - выехать из России в этих условиях Шагал уже не смог. Впрочем, эта задержка помогла ему довести до логического конца свой роман с Беллой. В июне 1915 года, преодолев сопротивление родителей Беллы (ее отец был богатым ювелиром), они поженились. На следующий год у них родилась дочь Ида. Брак этот оказался на редкость счастливым.


Шагал  Над городом (1914–1918)

 Тем временем Шагала призвали на военную службу. На фронт он не попал, сумев устроиться в интендантскую часть. Художник никогда не проявлял большого интереса к политике, однако после революции 1917 года был увлечен вихрем переустройства, гулявшим над российскими просторами. Его назначили комиссаром по делам искусств в родном Витебске.

 

За время своего комиссарства Шагал успел открыть художественную школу и организовать музей. В 1919 году среди преподавателей школы появился Казимир Малевич, автор знаменитого «Черного квадрата». Художники не сошлись во взглядах на преподавание, и в 1920 году Шагал уехал в Москву, где работал декоратором в только что открывшемся Еврейском камерном театре. Затем он преподавал в подмосковных колониях для беспризорников, но мыслями своими давно был в Париже. В 1922 году художнику удалось выбраться из России.

Марк Шагал. Белла в Mourillon. 1926

Белла в Mourillon. 1926

После недолгого пребывания в Берлине Шагал вернулся во французскую столицу. Известный торговец картинами и владелец галереи Амбруаз Воллар, в свое время поддержавший Сезанна, Пикассо и Матисса, предложил художнику работу над книжными иллюстрациями. Шагал начал с «Мертвых душ» Гоголя, потом иллюстрировал «Басни» Лафонтена и Библию. Все эти книги были изданы позже: «Мертвые души» - в 1948 году, «Басни» - в 1952 году, а Библия - в 1956 году. Занимаясь иллюстрированием Библии, Шагал - в целях ознакомления с географической «натурой» - посетил Палестину (в 1931 году), где в полной мере ощутил себя именно иудеем. В 1935 году он побывал в Вильнюсе, куда его пригласили на открытие Еврейского института. Проезжая Польшу, Шагал столкнулся со многими проявлениями нараставшего антисемитизма - результатом связанных с этим переживаний стало знаменитое «Белое распятие».

Марк Шагал. Белое распятие. 1938

Белое распятие. 1938

 За год до этого художник получил французское гражданство. После захвата Франции гитлеровской Германией в 1940 году он его лишился. Спасением могло быть только бегство. Шагал переехал на юг, подальше от Парижа, а в 1941 году перебрался в Испанию. 23 июня того же года он был уже в Нью-Йорке. В следующем году Пьер Матисс (сын Анри Матисса) устроил Шагалу выставку в своей нью-йоркской галерее. В 1942 году Шагал стал художником-постановщиком балета «Алеко». Его популярность росла, он был в хорошей творческой форме, много писал. Все было бы замечательно, но в 1944 году Шагала постигло огромное горе - от вирусной инфекции умерла его любимая Белла.

 Марк Шагал. Адам и три Ангела. 1954

Авраам  и три Ангела. 1954 - 1967

На некоторое время он погрузился в беспросветную депрессию, выйти из которой ему помогла его переводчица, молодая англичанка Вирджиния Хаггард (Шагал так и не научился говорить по-английски). Между ними вспыхнул роман; в 1946 году Вирджиния родила сына, Давида. Положение Шагала между тем продолжало укрепляться - особенно после ретроспективных выставок его работ, прошедших в нью-йоркском Музее современного искусства и Институте искусств в Чикаго. И все-таки Америка не стала для художника родным домом. В 1948 году он вернулся во Францию. Поначалу жил под Парижем, а в 1949 году обосновался на Ривьере.

В 1952 году Вирджиния ушла от Шагала, и он женился на Валентине Бродской («Ваве»), подруге своей дочери. Второй его брак был тоже счастливым. Последний период жизни художника, растянувшийся на три десятилетия, оказался спокойным и необыкновенно продуктивным. Шагал продолжал писать картины, заниматься гравюрой, работать над декорациями к театральным постановкам. Появились и еще два увлечения - витражи и керамика.

Марк Шагал. Из колена Вениаминова. 1960

Из колена Вениаминова. 1960

Художник продолжал получать награды; заказы следовали один за другим. Еще при жизни его назвали великим. Умер Шагал 28 марта 1985 года, в возрасте 97 лет. Вместе с ним ушла в прошлое целая эпоха, ибо он был последним звеном цепи, связавшей современность с авангардной живописью начала XX века, которая неузнаваемо изменила искусство.

 

источник: http://www.art-spb.ru/artspb88.html

 

 

МОЙ МАРК ШАГАЛ.

Фильм Льва Луцкера

 

      

 

источник: http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=DizONC_CP5A#%21

Рубрики:  ИСКУССТВО и ЛИТЕРАТУРА/живопись
Метки: