-Метки

Анна Ахматова Достоевский Шекспир Юнна Мориц август агата кристи александр блок александр городницкий александр куприн александр кушнер александр пушкин александр твардовский александр ширвиндт алексей константинович толстой алексей саврасов альберт эйнштейн анатолий кони анатолий папанов андрей дементьев андрей кончаловский андрей платонов андрей тарковский анна павлова антон чехов аполлон майков ариадна эфрон арсений мещерский арсений тарковский архип куинджи афанасий фет ахматова бах белла ахмадулина бетховен блок борис пастернак борис чичибабин булат окуджава валентин серов валерий брюсов варлам шаламов василий аксенов василий шукшин виктор гюго владимир высоцкий владимир маяковский владимир набоков георгий адамович георгий иванов герман гессе давид самойлов джузеппе верди дмитрий мережковский екатерина максимова елена благинина елена образцова иван бунин иван тургенев иван шмелев игорь северянин иннокентий анненский иосиф бродский константин бальмонт константин батюшков константин коровин лариса миллер лев гумилев лев толстой леон бонна леонид коган леонид филатов лермонтов максимилиан волошин марина цветаева мария каллас мария петровых маяковский микеланджело михаил кузмин михаил лермонтов михаил пришвин моцарт николай гумилёв николай гумилев николай заболоцкий николай некрасов николай рубцов окимоно опера осень осип мандельштам пётр капица пастернак поль элюар пушкин рахманинов римский-корсаков рихард вагнер роберт рождественский рэй брэдбери сергей аверинцев сергей довлатов сергей есенин сергей рахманинов сомерсет моэм фёдор тютчев фазиль искандер федор тютчев федор шаляпин цветаева чайковский чехов шостакович эрнест хемингуэй юлия друнина юрий визбор юрий левитанский яков полонский япония яша хейфец

 -Рубрики

 -Цитатник

Eвгeний Eвcтигнeeв в «Coбaчьeм cepдцe» - (0)

✨ Eвгeний Eвcтигнeeв в «Coбaчьeм cepдцe».  Чтo   пpoиcxoдилo дo и вo вp...

Житие Ивана Гончарова - (0)

=Иван Гончаров. Принц де Лень= После публикации в 1858 году «Фрегата «Паллады» Иван Александр...

Выдающаяся балерина Ирина Колпакова - (0)

В Америке нет ни одной крупной балетной труппы, где бы не работали наши талантливы...

Русский художник Валерий Якоби - (0)

Галерея работ русского живописца, академика и профессора, члена академического Совета Императорск...

Донатас Банионис - (0)

✨Забытые имена советского кинематографа. Донатас Банионис Отмечаем столетний юбилей Д...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей: 12115
Комментариев: 34227
Написано: 59025


Иван Бунин. Тёмные аллеи

Воскресенье, 01 Октября 2023 г. 17:19 + в цитатник
undefined
В рассказе Ивана Бунина "Тёмные аллеи", написанном 68-летним писателем в эмиграции, довольно зрелый герой-дворянин читает юной крепостной девушке Надежде, своей недолгой возлюбленной, стихи Николая Огарева "Обыкновенная повесть" (1842 год). По воспоминаниям Ивана Алексеевича, его рассказ и появился на свет в результате перечитывания им этого стихотворения. Действительно в этих двух произведениях, созданных молодым Огарёвым и уже достаточно зрелым Буниным, прослеживаются аналогии. Да и название бунинской новеллы есть по существу цитата из Огарёва: " Стояли тёмных лип аллеи..."
Была чудесная весна!
Они на берегу сидели -
Река была тиха, ясна,
Вставало солнце, птички пели;
Тянулся за рекою дол,
Спокойно, пышно зеленея;
Вблизи шиповник алый цвел,
Стояла темных лип аллея.
Символику своего рассказа Бунин объяснял в письме Тэффи:
«Вся эта книга называется по первому рассказу – „Темные аллеи“, – в котором „героиня“ напоминает своему возлюбленному, как когда-то он все читал ей стихи про „темные аллеи“, и все рассказы этой книги только о любви, о ее „темных“ и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях».


Борису Зайцеву Бунин писал в ноябре военного 1943 года: «Оделся и в ожидании отбоя дописываю. Книга эта называется по первому рассказу «Темные аллеи». Рассказы эти большей частью в лист, но есть и в одну страничку, это меня последнее время очень занимает – самая крайняя сжатость. И вот еще что – нынешней осенью все хотелось писать и писать что-нибудь милое, пустяковое, веселое – что же все думать о смерти и дьявольских делах в мире! Бокаччо написал «Декамерона» во время чумы, а я вот «Темные аллеи».
Многие отнеслись тогда к этим рассказам сдержанно, даже холодно. На упреки о том, что в книге, написанной в годы войны, не отобразились волновавшее всех события, Вера Николаевна отвечала:
«Рассказы «Темных аллей» отчасти появились потому, что «хотелось, уйти во время войны в другой мир, где не льется кровь, где не сжигают живьем и так далее. Мы все были заняты писанием, и это помогало переносить непереносимое – ведь было холодно, и голодно, и страшно – и если не за себя, то за близких людей… Кое-кто и скрывался. Поэтому нужно было отвлекаться, и всякий отвлекался по — своему».
Краткое содержание
Пожилой русский офицер в дороге останавливается отдохнуть. В горнице для проезжающих его встречает чернобровая хозяйка, немолодая, но «красивая не по возрасту». Они обмениваются парой ничего не значащих фраз, а потом женщина вдруг называет его по имени. Теперь и он узнает её: — Надежда! Ты? — Я, Николай Алексеевич. Они не виделись 30 лет. Ей теперь 48, ему — под 60. В волнении офицер начинает мерить шагами комнату, глядя в пол. Из разговора становится ясно, что когда-то у крепостной девушки Надежды и молодого дворянина был роман. Затем Николай Алексеевич её бросил. Вскоре хозяева дали крестьянке вольную грамоту — отпустили на свободу. Замужем она так и не была. Николай Алексеевич явно смущён, он пытается сказать, что их связь — дело давнее и уже неважное: «Всё проходит, мой друг». Однако Надежда твёрдо даёт понять, что её любовь с годами не угасла. Она с недоброй улыбкой вспоминает, как звала любимого Николенькой, как он читал ей стихи «про всякие тёмные аллеи». Офицер выражает надежду, что женщина его простила. Но та отвечает: «Простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было». Смущённый Николай Алексеевич спешит уехать. Напоследок он рассказывает Надежде, что после расставания с ней не был счастлив. Он женился, любил жену без памяти, но та изменила ему и бросила «ещё оскорбительней, чем я тебя». Обожал сына, но тот вырос подлецом. «Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни», — прощается он с Надеждой и уезжает. Офицер едет дальше, на душе у него грустно. Он вспоминает свою молодость и те волшебные мгновения, которые дарила ему возлюбленная. Вспоминает, как читал ей стихи: «Кругом шиповник алый цвёл, стояли тёмных лип аллеи…» (неточная цитата из стихотворения Николая Огарёва «Обыкновенная повесть»). Николай Алексеевич думает, могло ли всё выйти иначе. Могла ли Надежда стать его женой и матерью его детей? Старый офицер закрывает глаза и качает головой. Анализ. Любовь в рассказе Бунина «Тёмные аллеи» Рассказ «Тёмные аллеи», как и другие произведения цикла, был написан Иваном Алексеевичем Буниным в эмиграции. Пожилой писатель вспоминал ушедшую молодость и дореволюционную Россию, которой больше нет. Весь цикл проникнут чувством тоски по прошлому, к которому нет возврата, тоски по несбывшимся надеждам. Этим настроением в полной мере пронизан и рассказ «Тёмные аллеи». В промозглый осенний дождь где-то под Тулой пожилой русский офицер останавливается отдохнуть в горнице для проезжающих. Там он внезапно встречает давнюю возлюбленную, которую бессердечно бросил 30 лет назад. Он бы и не узнал Надежду, не назови она его по имени. Николай Алексеевич старается хранить хладнокровие, успокаивает себя и собеседницу словами о том, что «всё проходит». Но женщина не даёт ему заставить совесть замолчать. Она прямо говорит, что за прошедшие десятилетия так его и не забыла, так и не вышла замуж за другого, так и не смогла простить любимого Николеньку — слишком уж дорог он ей был. Не выдержав этой безжалостной правды, офицер велит поскорее подавать лошадей и уезжает. Однако неожиданная встреча пробуждает в главном герое не только тоску и стыд. Он с радостью вспоминает, как молоды и прекрасны они были когда-то, какие волшебные мгновения дарила ему любовь к девушке, как он был по-настоящему счастлив. Любовь в рассказах Бунина — это всегда яркое и недолговечное чувство. Бунинская любовь трагична, потому что быстро проходит, но оставляет в душе след на всю оставшуюся жизнь, заставляя человека страдать и одновременно упиваться воспоминаниями о тех чудесных минутах. Неслучайно автор дал героине символичное имя Надежда. Спустя годы стало ясно, что надеждам Николая Алексеевича на счастье не суждено было сбыться. Но и теперь, на склоне лет, мысль о прошлом греет его, хотя и причиняет боль. Уезжая прочь от некогда любимой женщины, офицер с грустью понимает, что невозможно вернуть прошлое, невозможно заново переиграть свою жизнь. Но как живой человек может не мечтать об этом? Даже если счастье — всего лишь мираж и обман, без мечты о нём жизнь была бы лишена всякой надежды.

https://fishki.net/4232402-ljubovy-v-rasskaze-bunina-tyomnye-allei

 

Рубрики:  Писатели и книги/Бунин
Метки:  
Понравилось: 11 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку