Расцвет дендизма приходится на конец XVIII - начало XIX века. Родиной этого культурного течения считается Англия. Денди – это не просто модник, умеющий красиво одеваться, это нечто таинственное, непонятное, неразгаданное. Это игра, в которую вовлечены были многие светлые умы того времени:
Первый денди Джордж Браммелл
Браммелл считается арбитром, законодателем, полководцем, названным «премьер-министром изящности», на которого равнялись все последователи этого явления. Джордж Браммел – это такой «король» всех денди. Именно он ввел моду на «небрежную элегантность». Браммелл стал именем нарицательным для франта, щёголя и светского денди. С его именем и поведением связаны десятки историй, афоризмов, карикатур. Байрон, которого также относят к денди, выделял среди современников всего трёх великих людей: Наполеона, Браммелла и себя, причём Браммелл в этом списке лидировал. Интересно, что Джордж Браммелл отчасти стал и прототипом образа Дон Жуана в романе Байрона.
Джордж Браммелл – законодатель дендизма
и персонаж произведений, художественных
фильмов, пьес и трактатов
|
Джордж Гордон Байрон/George Gordon Byron или просто лорд Байрон –
английский поэт, воспевавший безрадостный эгоизм
|
Джордж Браммелл получил образование в Итоне и Оксфорде. В наследство от отца ему досталось 20 тысяч фунтов, он купил дом в центре Лондона и стал членом клуба, в котором собирались местные франты. Их образ жизни и стиль в одежде вскоре получил название «дендизм», а первым денди Лондона называют самого шикарного из них, «красавчика Браммелла». Такое прозвище он получил за безупречный внешний вид и привычку одеваться изысканно и элегантно.
Лорд Байрон — английский поэт-романтик, покоривший воображение всей Европы своим «мрачным эгоизмом». Именно он ввёл моду на бледность и «мрачность», романтическую отрешённость, «разочарованность в иллюзиях юности» и правило «никогда и ничему не удивляться». В модном костюме «байронический» образ выражался в пышной шевелюре, перстнях с черепами. Сам Байрон был очень хорош собой и всегда одевался в чёрное, культивируя «романтический» образ.
Оскар Уайльд – лондонский философ,
писатель, эстет и поэт
|
Обри Винсент Бёрдслей – британский
художник, поэт и эстет. Портрет работы
Жака-Эмиля Бланша, 1895
|
Оскар Уайльд – гениальный британский писатель, драматург, философ, теоретик эстетизма, гедонистом, трендсеттером и, конечно, денди. Уайльд был большым любителем жилетов, составил впечатляющую коллекцию из экземпляров самых неожиданных расцветок. Известен экстрагантный костюм, который помог ему завоевать светский Лондон: короткая бархатная куртка, атласные панталоны до колен, жилет в цветок, лакированные туфли с серебряными пряжками, берет на длинных каштановых кудрях, лилия или подсолнух в руке, призван был эпатировать чопорную викторианскую публику. Однако вскоре на смену этому маскарадному одеянию пришли безупречные сюртуки и фраки, живописно драпированные плащи с атласными подкладками, ослепительной белизны сорочки с жабо, элегантный цилиндр, трости.
Он был блестящим лондонским денди,
бездельником и гениальным говоруном
/Паустовский об Оскаре Уайльде/
Винсент Бёрдслей был английским художником-графиком, иллюстратором, декоратором, поэтом, одним из виднейших представителей английского эстетизма и модерна, автором известных иллюстраций к «Саломее» Оскара Уайльда, а также художественным редактором журнала «Жёлтая книга»/англ. «The Yellow Book», который приобрёл популярность как сборник работ талантливых писателей, поэтов, художников, преимущественно гомосексуальной ориентации. Член клуба гедонистов, один из «королей дендизма», он носил в петлице увядшую розу и своим поведением культивировал скандал.
Пушкин Александр Сергеевич –
основоположник литературного русского языка, поэт, историк, критик и публицист.
Портрет худ. О. Кипренский, 1827
|
Шарль Бодлер – французский
основоположник декаданса, поэт, эссеист,
критик. Портрет работы Эмиля Деруа (1844)
|
Три составляющие дендизма
Денди – это светский лев, артист, сноб, интеллектуал и лидер моды. Недостаточно просто модно одеваться, хотя выкроенный по идеальным лекалам фрак, завитые локоны, и безупречной свежести рубашки, платки и носки обязательны. Адепт дендизма должен быть хладнокровен и элегантен, изящен и ироничен, его девизом являются три пресловутых правила:
* ничему не удивляться
* сохраняя хладнокровие ошеломлять непредсказуемостью
* вовремя удалиться, произведя впечатление
Дендистский портрет
Кто такой денди? Как он должен выглядеть? Британский критик и эссеист Уильям Хэзлитт в своей работе 1821 года On the look of a gentleman даёт довольно исчерпывающее определение физической наружности денди, подразумевающее, что тело джентльмена – это его инструмент, владение которым должно быть непринуждённым и виртуозным.
Все движения отточены, но свободны и полностью подчинены воле модника, который управляет им с бесстрастным видом. По мнению Хэзлитта денди – это более утончённая версия джентльмена, которому свойственна чёткость движений и блеск эффектных манер. Для истинного денди важно не только изысканно одеваться, но и уметь галантно и с воодушевлением подавать себя.
Длинные ногти, корсеты и другие тайны
мужского туалета настоящих денди XIX века
«Как денди лондонский одет, он наконец увидел свет» — это слова Пушкина о самом Пушкине. Александр Сергеевич был известным франтом, и на портретах он всегда изображён в том самом «небрежно повязанном галстуке». И ещё одна цитата, адресованная главному денди русской литературы – Евгению Онегину:
«Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей»
Старинный маникюрный набор
Всё это – и о Пушкине, и о дендизме в целом. «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей» - в этой фразе Пушкин высказал очень близкую для него самого мысль. Дело в том, что наш классик обожал ухоженные ногти и уделял этому вопросу большое внимание. Например, на знаменитом портрете Кипренского мы видим у Александра Сергеевича не только ухоженные пальцы, но и достаточно длинные ногти. А по воспоминаниям современников, это было для него обычным явлением.
«Я преодолел робость, подошёл к прилавку, у которого Пушкин остановился,
и начал внимательно и в подробности рассматривать поэта. Прежде всего
меня поразили огромные ногти Пушкина, походившие более на когти»
/И. И. Панаев, «Литературные воспоминания»/
«Других таких глаз я за всю мою долгую жизнь ни у кого не видала.
Говорил он скоро, острил всегда удачно, был необыкновенно подвижен, весел,
смеялся заразительно и громко, показывая два ряда ровных зубов,
с которыми белизной могли равняться только перлы.
На пальцах он отращивал предлинные ногти»
/В. А. Нащокина, «Воспоминания»/
Гениальный французский поэт Шарль Бодлер тоже был денди, считал, что дендизм является разновидностью гордыни и бунта: "Неразумно сводить дендизм к преувеличенному пристрастию к нарядам и внешней элегантности. Для истинного денди все эти материальные атрибуты - лишь символ аристократического превосходства его духа...
... Прежде всего это непреодолимое тяготение к оригинальности, доводящее человека до крайнего предела принятых условностей. Это нечто вроде культа собственной личности. Это горделивое удовольствие удивлять, никогда не выказывая удивления".
Сергей Павлович Дягилев – балетный
продюсер и театральный деятель
Портрет работы Бакста Л. Дягилев с няней.
1906
|
Портрет Робера де Монтескью, 1897. Худ.
Джованни Болдини (1842–1931) Музей Орсе
|
Известен случай, произошедший с одним из денди — знатным лордом, британским политиком и денди Джорджем Спенсером. Известный анекдот рассказывает, как однажды в клубе по неосторожности он сжёг фалды фрака в огне камина. Спенсер срезал их, дав жизнь новому виду верхней одежды — узкому короткому пальто-жакету без пол «спенсер». Одно время светлый спенсер надевался мужчинами к синему фраку, но вскоре это пальто стало частью женского гардероба.
Михаил Алексеевич Кузмин (1872—1936) —
русский литератор (поэт, прозаик, драматург,
переводчик, критик) и композитор
Серебряного века. Худ. Александр
Головин (1863-1930). Портрет 1910
|
Джордж Спенсер (1758-1834) — британский политик и библиофил. Худ. Джошуа
Рейнольдс (1723-1792). Портрет 1786.
Коллекция Althorp
|
Дендизм сам разрабатывает свои особые пренебрежительные правила поведения в обществе, жизненную позицию превосходства над окружающими и неповторимый стиль в одежде, сочетающий безупречный вкус и несколько спонтанный вид.
Строчки из «Евгения Онегина» о том, что тот «три часа по крайней мере пред зеркалами проводил» может вызвать удивление у современного читателя. Конечно, и сегодня мужчины следят за собой, но в моде больше подход «расчесался, и красавец». Известно, что Пушкин тоже уделял внимание своей внешности. На его портретах есть мелкие детали, которые могут удивить. В чём же заключался туалет настоящего «лондонского денди», к которому с полным правом причисляют и Евгения, и его создателя?
Иллюстрациия к Евгению Онегину
|
Карикатура на Браммела работы
Ричарда Дайтона, 1805
|
Одежда
Именно в первых десятилетиях XIX века мужская одежда стала подчёркнуто скромной, но элегантной. Из неё ушли яркие цвета и рюши, но эта простота, разумеется, «дорогого стоила». Тем не менее даже упрощённый по сравнению со средневековьем костюм мужчины той эпохи был намного сложнее современного. Бельём служили кальсоны и сорочка. Разумеется, они должны были быть идеально чистыми, белоснежными, сшитыми из тонкого батиста.
Бельё, которое мог бы надевать Евгений Онегин
Кстати, именно в XIX веке мужчины начали частенько использовать корсеты. Эффект, которого они добивались, даже стали называть «фигурой денди». Так что, хоть Пушкин и умалчивает, но эта деталь туалета вовсе не исключается в гардеробе Евгения Онегина.
Дальше шли «панталоны, фрак, жилет - всех этих слов на русском нет...». А вот вещи – были, и они должны были иметь идеальный крой. Ведь именно на это теперь делался упор в мужском костюме, который не так давно лишился массы отвлекающих внимание украшений. Интересно, что ткань для одежды, конечно, требовалась самая лучшая, но новизна костюма считалась дурным тоном. Чтобы придать ткани фрака вид слегка потёртой, его отдавали носить слуге или обрабатывали наждачной шкуркой. Так что потёртые джинсы – это тоже «забытое старое».
Жилет и галстук остались единственными цветовыми пятнами в костюме сдержанных тонов. Зато уж на галстуке можно было «оторваться». Владение искусством завязывания галстука отличало настоящего денди от обычного человека. Поэтому о том как правильно это делать писали целые трактаты и учебники. Вообще одежды для денди требовалось много. По мнению одного из авторов подобного учебника, «элегантный мужчина должен менять в течение недели двадцать рубашек, двадцать четыре носовых платка, десять видов брюк, тридцать шейных платков, дюжину жилетов и носков».
Боялись вульгарности, как огня
Таким образом основное правило, которое исповедует денди — принцип минимализма и связанный с ним принцип «заметной незаметности», который и лёг в основу современной эстетики мужского костюма. Именно из феномена дендизма сформировался современный культ небрежности в стиле casual. Для fashionista, как и для денди, нет ничего хуже чем выдать старательность тщательно подобранных деталей костюма в образе, который называют overdressed — то есть "слишком одетый", "тщательно одетый".
С. С. Уваров. 1819. Худ. Орест Кипренский
|
Бакст Лев Самойлович - известный русский художник-стилист, портретист, график,
театральный декоратор, модельер, ставший
одним из предтеч стиля ар-деко
|
Сергей Семенович Уваров (1786–1855), президент Санкт-Петербургской Академии наук (с 1818), в этой должности содействовал созданию Пулковской обсерватории, возобновил практику научных командировок заграницу. Председатель Главного управления цензуры. В 1833–1849 возглавлял Министерство народного просвещения, автор триады "православие, самодержавие, народность".
Бакст Лев Самойлович (1866-1924). Настоящее имя - Лейб-Хаим Израилевич Розенберг - автор балетных либретто, статей и лекций по искусству театра и одежды, автобиографического романа «Жестокая первая любовь» (1923). Имя замечательного живописца Л. С. Бакста принадлежит к плеяде тех русских художников, которые на рубеже XIX-XX вв совершили настоящую революцию в искусстве и способствовали развитию не только отечественной, но и мировой культуры.
Переодевались несколько раз в день
Денди тратили несколько часов только на утренний туалет, а ведь принято было переодеваться минимум несколько раз в день — к обеду, ужину, вечернему чаю 5 o`clock нужно было показываться в разных костюмах. Истинный денди узнавался и по чистым перчаткам — он их менял по несколько раз в день; сапоги же были начищены до блеска (по легенде, известный денди Браммел чистил сапоги шампанским). Характерной деталью облика денди был монокль, вмонтированный в рукоятку трости — предмет модной маскировки. С помощью своих новомодных оптических приспособлений денди в открытую разглядывали прохожих, гостей бала, дам в театре.
Валентин Серов. Портрет князя Феликса Феликсовича Юсупова (1887-1967)
Выбор цвета обуславливался обстоятельствами: тёмный (чаще всего синий) предназначался для вечера, светлый серый — для дневных выходов. Широко употреблялись для мужского костюма ткани чёрного, коричневого, зелёного цветов. Из украшений в мужской одежде остались булавка для галстука и часы. Обязательной принадлежностью повседневного костюма стал цилиндр. Лишь двум деталям мужского костюма — жилету и галстуку — разрешено было быть яркими. Жилет придирчиво выбирался по цвету, узору, фактуре.
В целом модный гардероб являлся предметом огромных финансовых и временных затрат, поэтому вторым принципом денди стала «продуманная небрежность». Сколько бы ни было часов потрачено на создание модного образа, настоящий денди считал делом чести держаться так, будто в костюме все сложилось само собой. «Педантическая тщательность» считалась вульгарной, потому что не скрывала предварительного напряжения. Вот почему умение завязать элегантно-небрежный узел на шейном платке стало высоко котироваться именно в эту эпоху.
А если ещё вспомнить об обуви и массе аксессуаров: булавка для галстука, трость, часы – «пока недремлющий брегет не прозвонит ему обед», носовой платок, бумажник и портрезор (специальный кошелёчек для монет), перчатки и цилиндр. После всего этого остаётся удивляться, что Евгений, наш приятель, на самом деле уделял своему внешнему виду не так уж много времени.
|
Иллюстрация из «Журнала джентльмена»
1850-е годы
|
Определение «что такое денди» и в современном мире
осталось тем же, что и во времена Алкивиада: