Искусство раннего Средневековья |
«ТЕМНЫЙ ПЕРИОД» ИСТОРИИ
Иногда для обозначения эпохи историки используют ярлыки, сравнимые с прозвищами людей: становясь привычными и как бы «приклеиваясь», они уже не изменяются даже если больше не кажутся подходящими. Когда был введен термин «средние века», целое тысячелетие европейской истории с V по XV вв. рассматривалось как «темный период», как ничем не заполненный промежуток между эпохой античности и Возрождением. С тех пор наше отношение к средним векам стало совсем иным. Теперь мы назвали бы их «эпохой веры». По мере распространения такого взгляда отношение к средним векам как к «эпохе тьмы» изменилось, и данный эпитет применялся впоследствии преимущественно к началу средних веков. Однако если еще в прошлом веке к этому периоду относили все раннее средневековье по XII в., то сейчас его продолжительность составляет не более двухсот лет: от смерти Юстиниана до начала правления Карла Великого. Возможно, даже это чересчур много. В 650—750 гг., то есть всего за сто лет ядро европейской цивилизации сместилось к северу от Средиземноморья, и начали отчетливо проступать характерные для средневековья черты — в экономике, политике и духовной сфере. Далее мы увидим, что именно в это столетие уходят корни многих важнейших художественных достижений средних веков.
Кельтско-германский звериный стиль
Когда на территорию переживавшей упадок Римской империи пришли с востока германские племена, то вместе с характерными для кочевников предметами быта они принесли очень древнюю и имевшую широкое распространение художественную традицию, известную как «звериный стиль» (см. стр. 60). Для него было характерно сочетание форм как заимствованных из животного и растищихся лент встречался и в древнеримском, и в раннехристианском искусстве, причем особенно часто — на южных берегах Средиземного моря. Но такое сочетание данного орнамента с изображениями в зверином стиле, как на детали кошеля из Саттон Ху, является новшеством, введенным незадолго до того времени, когда неизвестный художник взялся за эту работу.
|
Медицина периода позднего Средневековья |
История
В XIV—XV вв. в общественной и культурной жизни Западной Европы, и прежде всего в Италии, произошли большие перемены. В недрах феодальной общественно-экономической формации зарождался новый капиталистический способ производства. Он требовал нового притока знаний, и ученые обратились к исследованию природы. В противовес средневековой схоластике с ее опорой на авторитеты стал утверждаться опытный метод в науке. Предпочтение отдавалось наблюдению и точному счету. Царицей ваук стала математика: «нет ничего более убедительного, чем число, мера и вес, если только они правильны»,— писал английский врач У. Петти (см. с. 309). В этот период изобретались и совершенствовались измерительные приборы и инструменты. Галилео Галилей конструировал телескоп и создавал первый термоскоп (прототип термометра). Николай Коперник разрабатывал гелиоцентрическую теорию. Поэты и художники стремились отразить в своем творчестве окружающий их мир и человека такими, какими видели их в действительности. Они искали опору в реалистическом искусстве древних, особенно греков. Вот почему этот период позднего средневековья в Западной Европе получил название «Возрождение» (возрождение античной культуры).
Метки: средневековье медицина врач анатомия схоластика инквизитор физиология ятрохимия парацельс химия аптека эпидемия хирургия |
Протоколы обвинительного процесса Жанны д'Арк |
Жанна д'Арк – одна из самых известных фигур Столетней войны (1337-1453). Ко времени вступления на престол короля Карла VII (1422) Франция оказалась в критическом положении – вся северная Франция была оккупирована англичанами, армия была крайне ослабленной, вставал вопрос о независимости французского государства. Ключевым моментом стала осада англичанами Орлеана (1428). Взятие этой крепости открывало им почти беспрепятственное продвижение на юг. В этот момент и появилась крестьянская девушка Жанна д'Арк, уверявшая, что слышит голоса святых, которые побуждали ее к военному подвигу и обещали ей свою помощь. Жанне удалось убедить в своей освободительной миссии военных, она получила военный отряд и, поддерживаемая опытными военачальниками и народной верой, нанесла несколько поражений англичанам. Осада Орлеана была снята.
Метки: париж политика протоколы суд процесс обвинение столетняя война жанна д'арк орлеан |
Молот ведьм |
Что же из себя представляет "Молот ведьм" (об авторах) с ссылкой на текст. "Молот ведьм" или "Hexenhammer" (1-е ,,.., 1486г.) - бесспорно, основной и самый мрачный из всех трудов по демонологии. Он был общеобязательным кодексом, объединявшим древние легенды о черной магии с церковной догмой о ереси, открывшим шлюзы потоку инквизиторской истерии столь широко, насколько это вообще мог сделать печатный труд. Его авторы стремились воплотить в действие библейское указание: "Не оставляй ворожеи в живых" (Исход, 22,18) Руководство для охоты на ведьм переиздавалось, по крайней мере, 13 раз до 1520г. и еще не менее 16 изданий вышло между 1574 и 1669 гг. - многие ранние издания выходили без указания места и времени издания. Известно, по крайней мере, 16 немецких, 11 французских, 2 итальянских и несколько английских изданий (преимущественно поздних - 1584, 1595, 1604. 1615, 1620, 1669 гг.). "Молот ведьм" стал источником вдохновения для авторов всех последующих руководств и удерживал главенствующую позицию даже после появления трудов таких выдающихся авторитетов, как Реми (1595) и дель Рио (1599).
Метки: средневековье инквизиция колдовство демонология ведьмы молот ведьм Колдун чародеи инкуб суккуб демон грех |
Известные инквизиторы |
* Яков Гоогстратен, Hoogstraten (1454–1527) — главный инквизитор Кёльна, преследовал Рейхлина и Лютера
* Томас Торквемада (1420–1498) — испанский Великий инквизитор, духовник Изабеллы Кастильской, доминиканский монах, известен массовыми уничтожениями еретиков и иноверцев, инициатор изгнания мавров и евреев из Испании
* Яков Шпренгер (1436–1495), доминиканский монах, декан Кельнского университета и Генрих Крамер (Инститорис) (1430–1505), доминиканский монах и инквизитор, убивший в Германии более полутысячи «ведьм» согласно «Ведовской булле» папы Иннокентия VIII 1484 года — соавторы «Молота ведьм» (1486), популярной до XVII века инструкции для пыток и обвинения женщин в колдовстве
* Антонио Микеле Гизлиери — доминиканский монах, за инквизиторское усердие на севере Италии папой Павлом IV (1555–1559) назначен Великим инквизитором Рима, стал папой Пием V (1566–1572), канонизирован папой Климентом XI (1700–7121) в 1712 г., 30 апреля в католической церкви объявлен днём Пия V, Покровителя Священной Инквизиции
* Джулио Антонио Сантори, Sanctorius (1532–1602) — c 1582 года Великий инквизитор Рима, в 1592 году — неудачливый претендент на папский престол, в 1600 г. главный судья на процессе Дж. Бруно, отправил на костёр более 50 еретиков
* Роберт Беллармин (1542–1621) — учёный–иезуит, кардинал, главный обвинитель на процессе Дж. Бруно, Великий инквизитор Рима с 1602 года, в 1616 году — главный судья на первом процессе Галилея, запретивший учение Коперника, объявлен святым и доктором Католической Церкви
* Просперо Лоренцо Ламбертини (1675–1758) — учёный, пен–френд Вольтера, Великий инквизитор Рима, с 1740 г. папа Бенедикт XIV, реформатор католической церкви
* Лоренцо Ганганелли (1705–1774) — францисканский монах, Великий инквизитор Рима, с 1769 г. папа Климент XIV, в 1773 году запретил орден иезуитов
* Альфредо Оттавиани (1890–1979) — последний Великий инквизитор Рима, ушёл на пенсию в 1968 году
* Йозеф Ратцингер (родился в 1927 г.) — с 1981 г. глава Конгрегации доктрины веры, с 2005 года — папа Бенедикт XVI
* Вильям Иосиф Левада (родился в 1936 году в Калифорнии) — бывший архиепископ Сан–Франциско, доктор теологии, сменил И. Ратцингера на посту главы Конгрегации доктрины веры в мае 2005 года
|
Известные жертвы инквизиции |
* Жанна д'Арк — сожжена по обвинению в колдовстве 30 мая 1431 года, якобы реабилитирована в 1456 году, канонизирована галликанской церковью в начале XX века
* Жиль де Ре (Gilles de Lavai de Retz, 1404–1440) — французский маршал, соратник Жанны д'Арк, библейский Самсон, обвинён в чудовищных преступлениях и в магических обрядах, сожжён в Нанте в 1440 году, не реабилитирован до настоящего времени
* Луи Беркен (Louis de Berquin) — французский гуманист, сожжен как еретик 17 апреля 1529 года на Гревской площади Парижа
* Этьен Доле (Etienne Dolet, 1509–1546) — французский гуманист, дипломат и писатель, обвинённый в безбожии сожжен в Париже 5 августа 1546 года
* Джордано Бруно — сожжён, как еретик 17 февраля 1600 года, приговор не пересмотрен по настоящее время
* Галилео Галилей — был дважды под судом инквизиции: в 1616 году и в 1633 году, на последнем приговорён к пожизненному заключению, оболган церковниками публикацией фальшивого протокола допроса; вопреки расхожему мнению, его дело не пересмотрено по настоящее время
* Томмазо Кампанелла — находился под следствием и судом инквизиции в 1591—1599 годах, приговорён к смертной казни, освобождён из заключения в 1626 году
* Казимир Лыщинский — польский юрист, ложно обвинённый иезуитами в атеизме сожжен в Варшаве в 1689 году
* Антонио Хосе да Сильва (А. José da Silva, 1705—1739) — португальский юрист и драматург, сатирик, дважды обвинялся инквизицией в тайном иудаизме, сожжён в 1739 году на аутодафе
* Александр Калиостро — находился под следствием и судом римской инквизиции в 1790 году, приговорён к смертной казни 7 апреля 1791 года, за принадлежность к тайным обществам и волшебство, якобы умер в заключении от апоплексического удара 26 августа 1795 года
Метки: инквизиция жертвы жанна д'арк бруно галилей калиостро |
Христианство против науки |
Начало деятельности инквизиции как особого церковного суда для борьбы с ересью и свободомыслием было положено в 1198 папой Иннокентием III. Начал Иннокентиий III с того, что в 1204 г. в борьбе с язычниками поручил монахам ордена цистерианцев в качестве посланцев папы с исключительными полномочиями истребить альбигойскую ересь на юге Франции.Позже в 1209 году он организовал крестовый поход на северофранцузских рыцарей альбигойцев. Истребления людей на севере Франции учиненные этой "карательной бригадой"продолжались с 1209 по 1229 год.Это было начало.Официально по всей Европе инквизиция получила добро на Вселенском (IV Лютеранском) соборе в 1215 г. Христианская инквизиция действовала более шести веков и была отменена папой в 1835 году.
|
Раскрыта ли тайна охоты на ведьм в Средневековье? |
Средневековые ведовские процессы - процессы над ведьмами - и сегодня продолжают смущать умы ученых и тех, кто интересуется историей. Сотни тысяч обвиненных в колдовстве или связи с дьяволом были тогда отправлены на костер. В чем причины столь безумной вспышки боязни нечистой силы, ведовства, охватившей Западную Европу в ХV-XVII веках? Они неясны и ныне. Наука практически всегда рассматривает средневековую охоту на ведьм как нечто вторичное, полностью зависящее от внешних обстоятельств - состояния общества, церкви. Предлагаемая же статья делает попытку объяснить феномен охоты на ведьм, опираясь на частные факты, на первый взгляд малозначительные и не удостоившиеся внимания исследователей. Многое в публикуемой статье может показаться неожиданным. Спешу уверить: обнародуя свои выводы, я не стремлюсь к сенсации, но твердо убежден, что приведенные факты и их анализ заслуживают внимания и дальнейшего изучения.
Для большинства историков (отечественных и зарубежных) охота на ведьм - явление пусть и ужасающее, но вполне отвечающее общему строю суеверного, темного Средневековья. Такая точка зрения весьма популярна и сегодня. А между тем ее легко опровергнуть с помощью хронологии. Большинство ведьм сгорело на кострах инквизиции отнюдь не в начальный период Средних веков. Гонения на колдуний набирало силу в Европе параллельно с развитием гуманизма и научного мировоззрения, то есть в эпоху Возрождения.
Советская историография всегда рассматривала охоту на ведьм как одно из проявлений развернув шейся в XVI-XVII веках феодально-католической реакции. Правда, она не учитывала то, что слуг дьявола вовсю жгли и в протестантских странах: жертвой мог стать каждый, независимо от социального положения и религиозных воззрений. Не избежала подобного взгляда и наиболее популярная ныне социальная теория: охота на ведьм - лишь очень яркий показатель степени обострения внутриобщественных отношений, стремление найти "козлов отпущения", на которых можно возложить ответственность за все проблемы и трудности бытия.
Метки: ведьма инквизиция костры ведьмовские процессы охота на ведьм суд пытки |
Средневековье: культ прекрасной дамы |
Средневековье отвело женщине очень скромное, если не сказать ничтожное, место в стройном здании социальной иерархии. Патриархальный инстинкт, традиции, сохранившиеся еще со времен варварства, наконец, религиозная ортодоксия - все это подсказывало средневековому человеку весьма настороженное отношение к женщине. Да и как еще можно было к ней относиться, если на священных страницах Библии рассказывалась история о том, как злокозненное любопытство Евы и ее наивность довели Адама до греха, имевшего столь ужасные последствия для рода человеческого? Поэтому вполне естественным казалось возложить всю тяжесть ответственности за первородный грех на хрупкие женские плечи.
Кокетство, изменчивость, легковерие и легкомыслие, глупость, жадность, завистливость, богопротивная хитрость, коварство - далеко не полный список нелицеприятных женских черт, ставших излюбленной темой литературы и народного творчества. Женскую тему эксплуатировали с самозабвением. Библиография ХII, ХIII, ХIV веков полна антифеминистических произведений самых разных жанров. Но вот что удивительно: все они существовали рядом с совершенно иной литературой, которая настойчиво воспевала и славила Прекрасную Даму.
Метки: средневековье дама Культ общество отношения Взаимоотношения брак легенда трубадуры |
Средневековое наемничество |
Наемничество конца XV-XVII вв.- исторически значимое, но малоизученное явление, в определенной степени характеризующее общество этого периода. Период позднего средневековья характеризуется в социально-экономическом плане разложением феодального уклада, а в политическом отношении - становлением абсолютизма. Традиционная военная организация феодально-рыцарское ополчение теряло эффективность. Организовать постоянное войско в условиях неразвитых экономики и государственного аппарата оказалось невозможным.
В XIV в. формируется первый тип наемничества, условно, - "низший". Этому способствовал рост товарно-денежных отношений, являющихся базисом наемничества, постепенно замещавшего слабеющее ополчение. Основной чертой низшего типа было сохранение войском феодально-рыцарской структуры при наличии бессрочного найма. Первым вариантом этого типа наемничества является кондотьерский вариант. Сравнительно небольшие, преимущественно конные отряды, полностью обеспечиваемые кондотьером, нанимались к государствам, нуждавшимся в войсках. Гарантией выполнения обязательств был лишь личный договор с их лидером, который, будучи независимым, нередко преследуя свои политические цели, его нарушал, иногда захватывая государственную власть. Более выгодным для нанимателя вариантом был так называемый капитанский (характерный для Англии и Франции). Военачальник-капитан мог назначаться напрямую королем и находился под некоторым контролем. Но постепенно (во Франции) должности капитанов захватывала знать, отстаивавшая сепаратистские устремления. Такой тип наемничества часто не отвечал интересам централизованного государства. К тому же, революция в военном деле потребовала коренных перемен: прежде всего - повышения роли пехоты, а следовательно - значительного увеличения армии, чего кондотьеры не имели возможности обеспечить.
Метки: наемничество рыцарство феодалы |
Десять мифов об инквизиции |
1. Инквизиция была в средневековье.
Инквизиция начиналась в средневековье. А расцвета своего достигла в прославляемую гуманистами эпоху Возрождения и благополучно процветала в период, называемый отечественными историками Новым Временем. Сожжения ведьм на кострах происходили во времена Вольтера и Дидро, в эпоху "просвещения" (конец 18 века). А последнее сожжение на костре еретика (еврея) по приговору "суда веры" состоялось в 1826 году (В это время Пушкин писал "Евгения Онегина"...)
2. Инквизиция - именно и только инквизиция занималась охотой на ведьм.
Неправда. Ведьмовство никогда не считалось почтенным занятием. До 16 века это преступление находилось в ведении светских судов. А после Реформации, когда в Германии никакой инквизиции и быть не могло - костры, на которых сжигали ведьм, полыхали не с меньшей силой, чем в католической Испании. Ну и вспомним, наконец, печально знаменитый Салемский процесс. Дело происходило в Америке. Где никакой инквизиции вообще никогда не было.
3. Инквизиторы пытали несчастных узников с нечеловеческой жестокостью.
Конечно, нам описания орудий пыток кажутся чудовищными. Но напрасно эти вещи ассоциируются у нас только и именно с инквизицией. Вряд ли инквизиторы выдумали хотя бы одну пытку - все это существовало задолго до образования инквизиции. Применение пыток в ходе судебного следствия было нормальной и обычной практикой того времени. Вопреки распространенным представлениям, у инквизиции достаточно редко были свои тюрьмы, палачи и застенки. Обычно инквизиторы пользовались услугами местных "муниципальных" или сеньорских тюремщиков и палачей и вряд ли последние для отцов-инквизиторов старались больше, чем для светских судей.
4. От рук инквизиции погибло неимоверное количество человек.
Метки: инквизиция средневековье |
Кровавый навет |
[«Кровавый навет» (называемый также «легендой о ритуальном убийстве»). Согласно этой легенде] евреи ежегодно приносят в жертву христианского ребенка и используют его кровь в своих ритуалах 238. В связи с кровавым наветом находятся и многочисленные легенды об осквернении евреями гостии, на которой из-за этого выступает кровь, а также представления о евреях-отравителях.
Впервые в истории европейского Средневековья кровавый навет встречается в норвичском деле 1144 г., когда местные евреи были обвинены в том, что накануне христианской Пасхи они купили христианского отрока Уильяма, подвергли его мучениям, подобным мучениям Христа, после чего в Страстную пятницу распяли на кресте и закопали в землю 239. Во второй половине XII в. такие обвинения широко распространились в Англии, Франции и Испании. В течение последующих четырех столетий легенда о еврейском ритуальном убийстве постепенно мигрировала на восток: через германоязычные земли в страны Восточной Европы. При этом с 30-40-х гг. XIII в. (события в Фульде и Вальреасе) евреев стали обвинять не только в ритуальном убийстве христиан, но и в использовании крови жертв с обрядовыми или магическими целями. Кульминация «эпидемии» кровавого навета пришлась на ХV-XVI вв., затем количество обвинений в странах Западной и Центральной Европы стало уменьшаться (думается, что одной из причин этого была Реформация). Однако в восточноевропейских землях (особенно в Польше) кровавый навет получил широкое распространение как раз в ХV-XVII вв 240. В ХVIII-XIX вв. обвинения евреев в ритуальном убийстве преимущественно сохранялись в Польше и на западных окраинах восточнославянского ареала 241.
Метки: кровавый навет ритуал |
Средневековье как тип культуры |
1. ЧЛЕНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА на Древность, Средние Века и Новое время сложилось, как известно, к концу Эпохи Возрождения. Термином Medium Aevum гуманисты обозначали период,ознаменовавший упадок классической латыни, когда на смену литературному языку Цицерона и Горация пришло преобладание «кухоннойлатыни» или «мужицкого языка» (sermo rusticus). Возвращение к высоким стандартам латинской словесности происходит лишь с ХIV-ХV столетий, которые воспринимались гуманистами как время возрожденияклассической древности, и отсюда, собственно, произошло обозначение нового периода итальянской, а затем и европейской истории —Ренессанс. В дальнейшем эта трехчленная периодизация была распространена на историю в целом и сохранилась вплоть до наших дней,хотя понимание внутреннего содержания этих периодов, и в особенности Средневековья, неоднократно и подчас коренным образом изменялось. Изменялись и ныне продолжают пересматриваться хронологические рамки Средневековья.
Долгое время историки датировали начало этой эпохи прекращением императорской власти на Западе (476 г.), а ее завершение — окончательным падением Восточно-Римской (Византийской) империи под ударами турок (1453 г.). В дальнейшем эти временные рамки не раз оспаривались, сдвигаясь в обоих направлениях. Время начала Средневековья колеблется в построениях современных историков в диапазонемежду III веком — периодом глубокого социально-политического кризиса Империи — и вплоть до Х-ХI веков, поскольку многие исследователи настаивают на мысли о живучести античных традиций вплоть до конца I тысячелетия. Таким рубежом склонны полагать смену первого и второго тысячелетий и те медиевисты, которые трактуют Средневековье как христианское (ибо как раз в это время в основном свершается христианизация Европы). Не менее широка амплитуда колебаний в датировке конца Средневековья: одни считают временем его завершения Великие географические открытия рубежа XV—XVI столетий или Реформацию, тогда как другие (Ж. Ле Гофф) говорят об «очень долгом Средневековье», простирающемся вплоть до конца XVIII или даже до первой трети XIX века. В основе столь глубоких разночтений лежат весьма несхожие и противоречащие одна другой концепции средневековой эпохи (об этом ниже), но самая возможность столь разноречивых интерпретаций, несомненно, свидетельствует об условности и даже произвольности понятия «Средние Века».
|
В поддержку долгого Средневековья |
Придумывая термин «средние века», итальянские гуманисты второй половины XV в. (Джованни Андреа, бывший в 1496 г. папским библиотекарем) хотели отделить тех, кого они называли «древними», от самих себя, то есть от «своих современников», людей Ренессанса. Не отменяя христианской хронологии «шести возрастов», отсчитываемых от Сотворения мира, они предприняли попытку создать хронологию мирскую, светскую. Новая периодизация воскресила давнюю, возникшую еще на заре Средневековья оппозицию между древним и современным. Первоначально это противопоставление было исключительно временным (слово «современный», moderne, долгое время означало «настоящий», «сегодняшний»), но постепенно на первый план выступает его оценочный характер. Начавшееся в конце XIII в. формирование понятия прогресса служит сигналом для борьбы с прошлым. Сторонники нового искусства (ars nova) противопоставляют новую музыку музыке «прошлого», созданной до XIV в., современные логики и современные теологи отвергают аристотелизм, эту закваску университетской схоластики XIII в.; в трактате Defensor Pacis (1324) Марсилий Падуанский излагает основы политики, отделенной от религии, и основы государства, отделенного от Церкви; для него термин современный (moderne) означает «новаторский». Сравнивая свои произведения с творениями Чимабуэ и византийских художников, Джотто ощущает себя современным; почитатели его таланта также
считают его творчество современным. Новое благочестие (devotio moderna) порывает с религией, пронизанной суевериями и схоластическим рационализмом, идейной основой религиозной практики XII-ХШ вв. Утверждая современность, рассматриваемую как возврат к подлинной Античности, эпохе Греции и Рима, а также — не будем об этом забывать — ко времени Библии, гуманисты творят свое Средневековье, своего рода темный туннель между двумя блестящими эпохами, расцвет которых отмечен взлетом науки, искусства и литературы. Иначе говоря, культурной революцией.
32
В XVII в. немецкие эрудиты делят историю человечества на три эры: Античность, Средневековье, Новое время (к этому времени уже оформилось понятие века, и Георг Хорн в своем Ноевом Ковчеге (1666) располагает «средние века» (medium aevum) между 300 и 1500 гг.). Великий французский эрудит Дю Канж подхватывает идею, назвав свой опубликованый в 1678 г. объемный Glossarium mediae et infimae latinitas словарем «средневековой латыни». Латинский язык оказался поделенным на две части: античная латынь и латынь средневековая, латынь эпохи упадка.
Метки: культура средневековье общество |
Предпосылки учения Фомы Аквинского |
Значимой характеристикой всего Средневековья, является могущество церкви. Католическая философия, как никогда до или после периода Средневековья, пронизывала социальные и политические отношения эпохи. История католической философии Средневековья делится на два периода, водоразделом между которыми служат века мрака, когда интеллектуальная активность в Западной Европе почти не существовала. Духовное бездействие того периода объясняется Бертраном Расселом как результат борьбы между церковью и аристократией: «С большим трудом, начиная с XI столетия, церкви удается освободиться от феодальной аристократии, и это освобождение является одной из причин выхода Европы из веков мрака». Но из «мрака» уже вышла новая Европа – с одной стороны расцвет католической культуры с другой – ереси, проявляющиеся в частности в обращении к арабско-испанскому (материалистичному) восприятию аристотелевской философии. Интересным является тот факт, что античная философия тем или иным образом была уже интерпретирована учителями церкви – носителями романской культуры, как стержня, на который наслоилось католичество. Однако античная философия пришедшая с востока, переложенная через исламское восприятие завоевывала умы Западной Европы.
Метки: фома аквинский церковь учение философия культура средневековье |
Хронология Крестовых походов |
Метки: Власть церковь крестовый поход |
Рыцарство |
Рыцарство - особый привилегированный социальный слой средневекового общества. Традиционно это понятие связывают с историей стран Западной и Центральной Европы, где в период расцвета средневековья к рыцарству, по сути, относились все светские феодалы-воины. Но чаще этот термин употребляют в отношении средних и мелких феодалов в противовес знати. Зарождение рыцарства относится к тому периоду раннего средневековья ( 7-8 вв.), когда получили широкое распространение условные формы феодального землевладения, сначала пожизненные, позже наследственные. При передачи земли в феод его жалователь становился сеньором ( сюзереном ), а получатель - вассалом последнего, что предполагало военную службу ( обязательная военная служба не превышало 40 дней в году ) и исполнение некоторых других повинностей в пользу сеньора. К ним относились денежная "помощь" в случае посвящения сына в рыцари, свадьбы дочери, необходимости выкупа сеньора, попавшего в плен. Согласно обычаю, вассала участвовали в суде сеньора, присутствовали в его совете. Церемония оформления вассальных отношений называлась оммажем, а клятва верности сеньору - фуа. Если размеры полученной за службу земли позволяли, новый владелец в свою очередь передавал часть ее в качестве феодов своим вассалам (субинфеодация). Так складывалась многоступенчатая система вассалитета ("сюзеренитет", "феодальная иерархия", "феодальная лестница") от верховного сюзерена - короля до однощитных рыцарей, не имевших своих вассалов. Для континентальных стран Западной Европы правила вассальных отношений отражал принцип: "вассал моего вассала не мой вассал", в то время как, например, в Англии (солсберийская присяга 1085 г.) была введена прямая вассальная зависимость всех феодальных землевладельцев от короля с обязательной службой в королевском войске.
Метки: рыцари общество класс средние века ценности иерархия крестовый поход слой рыцарство феодалы оруженосец |
Средние века как термин |
Терминология
Термин «Средние Века» (лат. medium ævum) был впервые введен итальянским гуманистом Флавио Бьондо в работе «Декады истории, начиная от упадка Римской империи» (1483). До Бьондо доминирующим термином для обозначения периода со времени падения Западной Римской Империи до Возрождения было введенное Петраркой понятие «Тёмные века», которое в современной историографии означает более узкий отрезок времени.
В узком смысле слова термин «Средневековье» применяется только по отношению к западноевропейскому средневековью. В этом случае данный термин подразумевает ряд специфических особенностей религиозной, экономической и политической жизни: феодальная система землепользования (феодалы-землевладельцы и полузависимые крестьяне), система вассалитета (связывающие феодалов отношения сеньора и вассала), безусловное доминирование Церкви в религиозной жизни, политическая власть Церкви (инквизиция, церковные суды, существование епископов-феодалов), идеалы монашества и рыцарства (сочетание духовной практики аскетического самосовершенствования и альтруистического служения обществу), расцвет средневековой архитектуры — готики. В более широком смысле данный термин может применяться к любой культуре, но в этом случае он обозначает либо преимущественно хронологическую принадлежность и не указывает на наличие вышеперечисленных особенностей западноевропейского средневековья (к примеру — «Средневековый Китай»), либо, наоборот, указывает на исторический период, имеющий признаки Европейского Средневековья (в основном, феодализм), но не совпадающий по хронологии со Средними веками Европы (например, японское Средневековье).
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Метки: средневековье средние века реформации |
Средние века |
Средние века
Сре́дние века́ (средневеко́вье) — эпоха в истории человечества, охватывающая период с IV по XIV века. В Европе Средние века характеризовались господством феодального экономического и политического строя и христианского религиозного мировоззрения, наступившая после крушения античности. В 14-15 вв средевековье сменилось Новым временем. В некоторых регионах элементы эпохи сохранялись и в гораздо более позднее время.
Средневековье условно делится на Раннее Средневековье (IV—X века), Высокое Средневековье (XI—XIII века) и Позднее Средневековье (XIV—XV века).
Началом средневековья чаще всего считают падение Западной Римской Империи в 476 году. Однако некоторые историки [источник?] предлагали считать началом средневековья Миланский эдикт 313 г., который означал прекращение гонений на христианство в Римской империи. Христианство стало определяющим культурным течением для восточной части Римской Империи — Византии, а через несколько столетий стало доминировать и в государствах варварских племён, образовавшихся на территории Западной Римской Империи.
Относительно конца средневековья у историков нет единого мнения. Предлагалось считать таковым: падение Константинополя (1453), открытие Америки (1492), начало Реформации (1517), начало Английской революции (1640) или начало Великой Французской революции (1789).
Часто средневековье изображают как период регресса по сравнению с античностью. В действительности же упадок коснулся в основном только изящных искусств. В области же техники наблюдался значительный прогресс: появилась более совершенная конная упряжь и повозки с поворотной осью, стремена у всадников, ветряные мельницы, шарнирный руль на кораблях, доменные печи и чугун, огнестрельное оружие, книгопечатание. В средние века появилось организованное профессиональное обучение в виде университетов и выборно-представительные органы в форме парламента (генеральных штатов, кортесов и т. д.).
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Метки: средневековье средние века реформации |
Дневник MiddleAges |
|