Московские дворики |
Метки: деТИ фотографы двор фотографии Москва быт фотография |
Свадебные традиции в СССР |
Фрагменты книги "Советские традиции, праздники и обряды" 1986 года издания. 300-страничный иллюстрированный труд представляет собой инструкцию на все случаи жизни - от свадьбы до обряда посвящения в хлеборобы. Книга была отпечатана в Москве тиражом 70 тысяч экземпляров и стоила по тем временам 2,5 рубля…
До войны из свадьбы никто не делал культа - не до того было. Люди просто заходили в загс и ставили свои подписи, не задумываясь над нарядами. В послевоенных 50-х почти ни у кого не было денег, поэтому на торжества не тратились. Мужчины часто женились в военной форме или самом приличном костюме, женщины доставали свой, часто единственный, вечерний наряд.
Если и праздновали, то дома. Никаких изысков - небольшая вечеринка. В 70-е, когда благосостояние советского народа начало расти, появились и первые проблемы.
В 80-е свадьба в СССР стала по-настоящему хлопотным делом. В условиях дефицита у молодоженов возникала масса проблем. Сложно было достать и платье, и приличный костюм. Во времена антиалкогольной компании возникла еще одна проблема - где взять водки? Именно в эти годы и была написана книга по советским традициям и обрядам.
Глава, посвященная свадебным торжествам, начинается с разъяснения серьезности всего происходящего.
Отдельное место отведено под описание заведующего районным отделом загса и его подчиненных. Так заведующий загсом должен обеспечивать "образцовую работу всех служб, причастных к обрядовому обслуживанию населения, оказывает методическую помощь исполнителям обрядов…
Он должен иметь достаточные знания и опыт, чтобы самому проводить обряды на высоком идейно-художественном уровне". К вопросу о том, какую специальность имеют регистраторы: "исполнители обряда имеют специальное образование, которое устанавливается областными и районными комиссиями.
К исполнению этих функций, особенно в сельской местности, наряду со штатными работниками загса и депутатами местных Советов, привлекаются также работники культуры, учителя и другие лица, которые имеют необходимые способности". К сожалению, пояснения того, какими именно способностями они должны обладать, не приводится.
Поскольку регистратор на свадьбе символизирует госвласть, его наряд также был регламентирован.
Судя по всему, форма работников загса так и не поменялась. Женщины по-прежнему облачаются в бесформенные, но очень торжественные балахоны светлых тонов.
Желательно, чтобы в гостиной Дома или Дворца бракосочетания была установлена чаша-факел.
Помимо факелов, молодоженам рекомендуется позаботиться и о таком атрибуте как книга-альбом "Летопись семьи", который "будет передаваться от отцов к детям, способствовать укреплению семьи".
Далее церемония продолжается в зале регистрации. Там не должно быть ничего вызывающего. На столе, где молодожены расписываются, обязательно должна быть красная скатерть.
Исполнитель обряда обращается к жениху и невесте:
Жених и невеста повторяют за регистратором слова клятвы:
После произнесения этих слов, представители трудовых коллективов и общественности поздравляют молодоженов и дарят им подарки. После выхода молодоженов из обрядового зала их поздравляют родственники и друзья. Родственникам и друзьям рекомендуется дарить не только небольшие букеты былых роз невесте и гвоздик жениху, но и ягоды калины и рябины.
Рекомендации по скромным свадебным букетам в наше время не прижились. Часто между родственниками и друзьями возникает негласное соревнование на самый дорогой букет.
Председатель колхоза им. С.М. Кирова Вознесенского района Николаевской области Герой Социалистического Труда Н.Н. Рябошапка вручает молодым хлеб-соль.
В день свадьбы молодожены обязательно должны посетить памятник В.И. Ленину, монумент или братскую могилу павших воинов и возложить там цветы "в знак глубокого уважения к людям, жизнь которых была великим подвигом и примером служения священному делу Октябрьской революции и защиты социалистической Родины".
Эта традиция не исчезла, а преобразовалась. До сих пор в каждом городе есть свой свадебный маршрут. Делегации молодоженов практически выстраиваются в очередь, чтобы сфотографироваться на память у различных объектов культурного наследия.
Есть в книге и действительно дельные, вечные замечания:
На советских картинах часто изображаются свадебные гуляния. На их обязательно присутствуют дети - желательно в школьной форме, а также люди в национальных костюмах. Часто это женщина в расшитой украинской рубахе и с платком или лентами на голове. Если свадьба проходит в деревне - то гуляют всем селом, с баяном, соседями и самогонкой.
После свадьбы молодой семье рекомендуется отправиться в "свадебное туристское путешествие в столицу, в города-герои, по родной стране". Эта традиция жива и поныне, изменились только направления. Сегодня мало кто поедет осматривать город-герой, молодожены выбирают море и загар…
Метки: фотографии свадьба живопись СССР |
Как свершилась видеореволюция в СССР |
Конец 80-х годов прошлого века был временем больших перемен. Стремление к “западному стилю жизни” прежде всего ярко проявлялось в молодежной среде, менее подверженной догмам заскорузлой морали. Субкультура улиц с первым дуновением ветра свободы стала необратимой движущей силой социокультурных процессов, лавинообразно наползающих на Страну Советов. Видеосалоны и пункты проката кассет – все это было частью нашей жизни в конце 80-х - начале 90-х, когда Советский Союз охватил настоящий видеобум…
Панки, рокеры, металлисты, байкеры, да и все те, кто не был носителем форматного мышления, "требовали перемен", тем самым подталкивая к самотрансформации железные механизмы экономико-политической системы. У них были свои хеви-метал-символы - AC/DC, Iron Maiden, Black Sabbath, Accept…кожаные куртки с металлическими заклепками и шипами, эракезы… - отличные от тех, которые пылились в красных уголках.
С другой стороны, в одной лодке под названием "меломания" находились менее радикальные представители молодежи, те, кто боготворил итальянскую модель и певицу Сабрину Солерно или немецкую Сандру Крету, они же были поклонниками евродиско-команд – Modern Talking, C.C. Catch, Bad Boys Blue, Joy… И где-то посередине находились те, кто слушал синти-поп-команды - YELLO, Kraftwerk, Depeche Mode.
Зарождение электронной музыки, брейк-данса, атмосфера того времени удивительно точно переданы в фильме Карена Шахназарова "Курьер". Недаром он стал лучшим фильмом по опросу журнала "Советский экран" в 1988 году.
Пожалуй, и тех и других объединяло одно – они считались неформалами, не согласными со всем официальным, общепринятым, "колхозно-пролетарским", то, что так долго спускалось сверху административно-командными методами, и казалось, что они, представители современной молодежи, лучше седовласых членов ЦК понимают, как им жить дальше.
Наверное, одну из решающих ролей в контркультурной революции сыграла тогда видеоиндустрия, точнее, ее первые прорывающиеся сквозь асфальтовую толщу масскультурного вакуума ростки.
Выход из-под запрета
У меня теперь миллион друзей,
Их привёл ко мне новый чародей.
Всё, что захочу, мне покажет он,
Мир осветит нам он со всех сторон.
Видео, видео - снова я вижу мерцающий свет.
Видео, видео - стоит включить - и меня с вами нет.
Видео, видео - это не сказка, это не сон.
Видео, видео - стану такой, как она и как он.
Этот, казалось бы, незамысловатый набор слов был больше, чем просто песня из дебютного альбома популярной в Союзе поп-группы "Мираж". Появление видео вообще походило на некую сказку, поверить в существование которой мог только ее заветный обладатель.
В начале 80-х, на закате брежневской эпохи, видеомагнитофонов в стране почти не было. Их попросту не продавали в СССР, а стоили они тогда как "Жигули", да и достать вожделенный "джапоновский видак" можно было только из логова загнивающего капитализма.
Те же, кто смог быстро сориентироваться в условиях перестройки, всякими правдами и неправдами завозили в страну чудо-технику.
Необходимо отметить, что советское руководство все же попыталось уловить тенденцию и в 1984 году приступило к выпуску отечественного аналога японского Panasonic NV-2000. "Электроника ВМ-12" стал первым советским бытовым кассетным видеомагнитофоном формата VHS. Но и стоил он недешево по тем временам – 1200 советских рублей.
И даже за эти деньги, а точнее, за чеки "Внешпосылторга", приобрести его было непросто – что уж говорить, в дефиците было практически все – мебель, ковры, холодильники… Право на приобретение имели ветераны войны и герои труда. Остальные вынуждены были записываться в долгую очередь или же пользовались услугами спекулянтов.
Кстати, с рук "Электронику ВМ-12" можно было взять за 1800 рублей. Импортные видеомагнитофоны стоили в два-три раза дороже. Однако можно было пойти по другому пути – обменять свой автомобиль на японский видеомагнитофон (!).
Социальную значимость видеомагнитофона можно оценить даже по тому факту, что поначалу в телепередаче "Поле чудес" видик разыгрывался в суперигре наравне с главным призом – автомобилем!
О носителях информации, то бишь о видеокассетах, и говорить не приходилось. В свободной торговле они практически отсутствовали, исключение – комиссионные магазины, барахолки, некоторые знали точки, где можно урвать кассету "из-под полы". Цена одной чистой видеокассеты, какой-нибудь National, Grundig или TDK, равнялась среднестатистической месячной зарплате – 100 - 120 рублей (!).
Но, даже став обладателем заветного видика, люди не могли оценить все его возможности. Дело в том, что советские телевизоры были несовместимы с импортной видеотехникой. В СССР действовала устаревшая система SECAM, а на западе – PAL и NTSC. Потому первое время приходилось смотреть фильмы в черно-белом варианте.
Однако наши телемастера и просто народные умельцы стали изобретать декодеры – специальные платы, вшиваемые в телевизор и раскодирующие видеосигнал в цвете. Стоил декодер ни много ни мало, а целую зарплату – 150 - 200 рублей.
Если кто-то из ваших знакомых или родственников имел возможность выехать в загранкомандировку и привезти "оттуда" видик, ваша квартира могла вмиг стать самым популярным в округе местом. Когда же доблестная милиция при поддержке дружинников накрывала такой домашний видеопритон, первым делом отключала электричество.
Дело в том, что кассета из "Электроники" извлекалась механической кнопкой. А из более продвинутых импортных аппаратов – электроприводом. И когда проходил такой "крестовый поход", кассеты из видика извлечь было уже нельзя. И если там, не дай бог, обнаружат "Крестного отца" или "Калигулу", вам не поздоровится.
Правда, особо предприимчивые граждане загодя снимали верхнюю и нижнюю крышки с видика, чтобы "в случае чего" можно было без труда вытащить кассету.
Во второй половине картины Владимира Меньшова "Зависть богов", герои которой живут в Советском Союзе 1983 года, есть примечательная сцена изъятия видеокассеты с фильмом "Последнее танго в Париже" Бернардо Бертолуччи. Помните?
Однако, несмотря на все запреты, препоны и заслоны, уже в перестроечное время "Великая иллюзия" стала-таки ближе к простому человеку.
Эпоха видеосалонов
До середины 80-х зрелищного западного кино на больших экранах СССР практически не было. Прорывом можно считать американскую ленту Джона Гиллермина "Кинг-Конг" (King Kong) 1976 года, которая с опозданием более чем на 10 лет вышла в советский прокат.
У кинотеатральных касс "Дружбы" стояли толпы народа, чтобы попасть на сеанс сентиментальной истории про гориллу. Фильм, кстати, занял 22-е место по посещаемости среди зарубежных лент в советском кинопрокате. Чуть позже вышло продолжение фильма "Кинг Конг жив" (King Kong Lives), популярность которого была настолько высока, что вторая часть заняла уже 15-ю позицию.
В 1988 году в советский прокат вышел "Данди по прозвищу Крокодил" (Crocodile Dundee), чуть позже появились и другие заокеанские картины, на которые зрители буквально ломились толпами.
Однако пустующую кинотеатральную нишу к концу перестроечного десятилетия с легкостью заняли видеосалоны. Именно в этот период резко упали общие сборы в кинопрокате, год от года уменьшалось количество проданных билетов, и это несмотря на то, что, например, "Маленькую Веру" (1988 г.) посмотрели 56 млн человек, а "Интердевочку" (1989 г.) и "Меня зовут Арлекино" свыше 40 млн зрителей. Про центральное ТВ, когда в стране было всего две кнопки, и говорить не приходилось.
В 1986 - 1988 годах видеосалоны росли как грибы после дождя. Чуть ли не в каждой общаге, подвале, ДК и даже в школах появлялись комнаты просмотра видео, где зрителям открывался новый, доселе неизведанный голливудский или азиатский киномир.
Новый "храм кино" имел до неприличия аскетичный вид и представлял собой небольшой зал с парой десятков потертых кресел, взятых с какого-нибудь актового зала или ленинской комнаты. В центре на столе стоял отечественный телевизор "Горизонт" и видеомагнитофон Panasonic.
Толпа молодежи, примчавшаяся на очередной сеанс, протягивала "билетеру" заветный рубль, усаживалась на свободные места, свет выключался, и в лучах кинескопа зрители наблюдали почти священное действо – настоящую магию.
Благодаря гнусавому голосу Леонида Володарского и искрометному юмору переводчика-синхрониста Алексея Михалева миллионы советских зрителей смогли вкусить запретный плод. В перерывах между сеансами крутили видеоклипы, записанные с эфирного вещания западных музыкальных каналов, в т.ч. и с MTV.
Можно было воочию увидеть зарубежных кумиров, которых в жизни доводилось только слушать на кассетах. И ведь никто особо не переживал по поводу кучности и прыгающих кадров. Все лицезрели чудо из-за голов в небольшой экран метров эдак за десять...
И, поверьте, для советских подростков это было круче, чем всякие современные 3D-технологии для детей поколения нулевых. Это был настоящий прорыв, в котором чувствовался вожделенный аромат свободы, независимости и самостоятельности.
Цена заветного билета в видеосалон в один рубль не мешала заполнять залы до отказа. Между прочим билет в кино в то время стоил 20 копеек в "Эрдэме" и 70 копеек в современной тогда "Дружбе".
Организаторы видеосалонов незамысловато разрисовывали "афиши" от руки, выводя фломастерами: "20.00 "Красная жара". В гл. роли А. Шварценеггер. Супербоевик". Эти творения затем развешивали на остановках, столбах, заборах, в близлежащих магазинах.
Обычно анонсировали три фильма – первым, как правило, шли диснеевские мультики или "Том и Джерри", вторыми – "каратэшные" фильмы типа "Их звали костоломы" либо боевики наподобие "Кобры" и, наконец, третьими - какие-нибудь "Эммануэль", "Греческая смоковница" или "Кошмар на улице Вязов" с "Пятницей 13".
Буквально в одночасье культовыми героями советских школьников стали Брюс Ли, Джеки Чан, Чак Норрис, Сильвестр Сталлоне и Арнольд Шварценеггер. На школьных переменах нередки были споры: "Кто круче? Рэмбо или Шварц?" (были и другие варианты). Мальчишки поголовно хотели стать похожими на шаолиней, быстрых ниндзя или самураев, как Шо Косуги (Сё Косуги) или Майкл Дудикофф, восхищались и ловкостью Синтии Ротрок.
Снимки с их изображениями, перефотографированные с восточноевропейских и западных кино и музыкальных журналов, наводнили город. Черно-белые, а затем и цветные фотки можно было купить за все тот же рубль. Цветные стоили дороже – около 3 рублей.
Неудивительно, что в это время появляются первые видеобары. Там впервые можно было посмотреть видеофильмы в отдельных кабинках. Цена посещения была выше, чем в обычном видеосалоне, ведь посетителю предлагался повышенный сервис.
В дальнейшем идея видеосалонов несколько трансформировалась и перешла на другой уровень. Доставка видео была организована на дом. К локальной кабельной сети (небольшой, по сегодняшним меркам) подключался видик из видеосалона и вечером, когда сеансы прекращались, запускалась трансляция на дом или даже микрорайон.
Конечно, делалось это не безвозмездно. "Подписка" на кабельное стоила денег. Жильцы даже приобретали отдельную программу кабельного ТВ, отпечатанную на пишущей машинке.
Эра домашнего VHS
Уже в самом конце 80-х – начале 90-х, когда люди постепенно обзаводились личной техникой типа Akai, Toshiba, Fisher или JVC, видеосалоны начали сокращаться. На смену им пришли пункты видеопроката.
Для любителей посмотреть видео у себя дома имелась достаточно обширная картотека фильмов: комедии, кун-фу, боевики, фантастика, приключения, эротика, "спагетти-вестерны", фильмы о Джеймсе Бонде с Шоном Коннери, Роджером Муром и Тимоти Далтоном, криминальные детективы с Чарльзом Бронсоном, Клинтом Иствудом, Анни Жирардо…
Другие же, наоборот, охотились за западным фестивальным кино, фильмами, прогремевшими в Америке, но находившимися под советской цензурой: "Крестный отец", "Пролетая над гнездом кукушки", "Охотник на оленей", "Последнее танго в Париже", "Почтальон всегда звонит дважды", "Двадцатый век", "Однажды в Америке", "Лицо со шрамом"… У этой публики были свои кумиры – Джек Николсон, Роберт Де Ниро, Аль Пачино.
Тогда же появляются первые видеоманы, которые обмениваются кассетами друг с другом. Смотрели фильмы, что называется, "до дыр", кассета возвращалась хозяину полностью заезженной. Несмотря на то что изображение и звук "плыли", кассету продолжали нещадно эксплуатировать.
Ближе к середине 90-х видеотехника начала поступать в розничную продажу, стали открываться первые магазины, торгующие бытовой электроникой. В страну буквально хлынул массовый поток относительно недорогих видеоплееров Philips, Funai, GoldStar и Daewoo.
Чуть позже появились так называемые видеодвойки – телевизор и видеоплеер – 2 в 1. Тогда уже не было надобности искать знакомых, которые могли бы достать аппаратуру, кино наконец-то пришло в дома наших граждан. Спрос на видеокассеты рос стремительными темпами.
"Видео-АСС" и "Тихий дом"
Возрастающий интерес к заграничным фильмам и сопровождавший его настоящий видеобум приводят к тому, что в сентябре-октябре 1990 года в газетных киосках "Союзпечати" появляется первый журнал о видеофильмах "Видео-АСС Экспресс".
Восемнадцатистраничное черно-белое издание распространяется по стране 200-тысячным тиражом и продается за 2 рубля. Хотя до этого выходили журналы "Советский экран" и "Спутник кинозрителя", но именно "Видео-АСС" был пионером и смог сходу занять новую издательскую нишу.
Почувствовав всплеск интереса к видеофильмам, подростковый журнал "Ровесник" на последней странице открывает рубрику "Видеоклуб", а внутри публикует постеры голливудских звезд. Специальный раздел о кино есть и в роccийcко-амеpиканcкой газете "We/Мы".
Чуть позже издательский дом "Видео-АСС" выпускает собственные киноальманахи и начинает издавать глянцевый журнал "Видео-АСС. Premiere", где публикует свои обзоры и составляет списки-рейтинги известный кинокритик и киновед Сергей Кудрявцев. Появляются и другие видео-каталоги.
Одновременно издательскую видеоволну подхватывает центральное телевидение. В 1991 году на втором канале образуется студия "К-2" ("Команда-2"). Под этим брендом вечерами выходят в эфир аж целых девять (!) авторских программ о кино: "Фрак народа", "Колизей", "Ню", "Персона", "Перпендикулярное кино", "Уловка 22", "Абзац", "Поцелуй в диафрагму", "Сюжет". Авторы последних трех - Борис Берман и Ильдар Жандарев.
Просветительскую работу также ведет кандидат искусствоведения Сергей Шолохов, популярный в конце 1980-х как один из авторов и ведущих публицистической программы "Пятое колесо" на ленинградском телевидении, а с 1991 года начавший выпуск на телеканале "РТР" собственной программы о кино "Тихий дом". Он рассказывает о том, что происходит в зарубежном искусстве вообще и в кинематографе в частности.
В начале 1990 годов в рамках "Тихого дома" выходит программа, посвященная Международному кинофестивалю в Каннах, которая стала отправной точкой создания целой серии "фестивальных" выпусков "Тихого дома" и обозначила новый формат репортажей о крупных кинособытиях. До сих пор у многих поклонников программы музыкальная композиция I Me Mine югославского коллектива Laibach ассоциируется именно с фирменной заставкой "Тихого дома".
На ОРТ (сегодня – "Первый канал") выходит художественно-публицистическая культурологическая передача Константина Эрнста "Матадор". Программа была посвящена преимущественно кинематографу, но круг тем не был только "киношным" и охватывал музыку, рекламу, моду и светскую жизнь.
Также на ОРТ выходит программа журналиста Игоря Мальцева "Видеодром". Чуть позже на канале "ТВ-6 МОСКВА" появляется авторская передача Петра Шепотинника "Кинескоп".
Лавина новых мыслей, свежих идей о кино на телевидении приводит к тому, что в 1995 году закрывается старейшая на советском ТВ передача "Кинопанорама".
Кстати…
"Кооператив, как первичное звено системы кооперации в СССР, призван активно участвовать в экономическом и социальном развитии страны и достижении высшей цели общественного производства при социализме – наиболее полного удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей людей.
В составе кооператива могут создаваться структурные подразделения, отделения, цеха, фермы, мастерские, ателье, магазины, видеосалоны и другие, действующие, как правило, на началах коллективного, семейного или индивидуального подряда".
Из закона "О кооперации в СССР", который стал одним из главных документов перестройки.
Автор: Михаил Русаков
Метки: кино фотографии СССР |
Катастрофы в СССР |
|
ВСХВ-ВДНХ. За кулисами Зелёного театра |
Метки: ВДНХ |
Колтуши и научный городок Павлова. |
|
21 июня 1962 года родился Виктор Цой |
Метки: музыка |
Музыка в СССР. Часть 2. Музыкальный центр |
Метки: техника |
Советские свадьбы |
1. Советские свадьбы условно можно было поделить на:
1. Комсомольские. Ударные стройки, новые города, БАМ. О таких свадьбах любили писать в советских журналах.
2. Деревенские. С массой всякого рода традиций и условностей, выкупами, ряженными, вывешиванием наутро грязной простыни…
3. Городские бедные
4. Городские “мещанские”
5. Городские “продвинутые”
Часто, свадьбы были эклектичны, происходило смешение стилей, что порой приводило к мордобою:
Потом у них была уха и заливные потроха,
Потом поймали жениха и долго били.
Потом пошли плясать в избе, потом дрались не по злобе
И все хорошее в себе доистребили.
(Высоцкий)
|
Советские мозаики |
Фасады советских зданий часто украшались мозаиками. Монументальные панно до сих пор сохранились во многих городах бывшего СССР. На них изображались герои труда – космонавты, шахтеры, сталевары, монтажники-высотники, доярки на пути к светлому будущему. В советское время на этот вид искусства не жалели средств, даже небольшие автобусные остановки украшали красочными мозаичными полотнами…
Эти мозаики, хоть они и ограничены сравнительно небольшим набором цветов, достаточно богаты по сюжетам. Подлинным шедевром радости и счастья являются панно на фасадах детских садов, школ, пионерских лагерей, домов культуры.
Эти панно радуют глаз определенно больше, нежели навязчивая уличная реклама наших дней: позитив и боевые лозунги вместо "современного креатива" с оттенком наживы.
Технически, мозаики советских времен, гораздо ближе к античным. Хитросплетенные орнаменты, разноцветные кусочки смальты, узоры из керамической плитки, мрамора и полудрагоценных минералов - невооруженным глазом видно, что за каждым панно стоят месяцы кропотливой работы множества людей.
В 70-80-тые года, мозаикой стали украшать торцы зданий, холлы учебных заведений. Так как для мозаики использовались привезенные материалы, было решено построить заводы на территории СССР, которые бы сами изготовляли смальту. Сейчас большинство заводов остались в прошлом. Ведь Советское правительство не жалело денег на украшение мозаикой домов, а сейчас это роскошь.
Конечно в то время это были идеологические рисунки, изображение Ленина. На домах культуры, это были счастливые пионеры, октябрята с уверенностью смотрящие в будущее. На зданиях заводов могли красоваться рабочие. Но, не смотря на множество идеологических произведений, можно было найти и достаточное количество сюрреалистических картин.
Везде, где только можно, применялась мозаика. Это наверно была визитная карточка времен Советского Союза. И даже сейчас в большинстве крупных городов бывшего СССР можно найти сохранившиеся произведения искусства, которые напоминают нам о былом величии Советского Союза.
Через столько лет, настенная мозаика продолжает радовать наш глаз, и напоминать нам о давно ушедших годах, о детстве. Об уверенности в завтрашнем дне и о том, какие надежды мы возлагали на наше будущее…
"Карта индустриализации СССР"
Наверно, самая прекрасная и потрясающая мозаика, которая получила гран-при на всемирной выставке искусств в Париже, и золотую медаль, но уже в Нью Йорке, была и остается карта СССР из самоцветов - "Индустрия социализма". Она выполнена в технике флорентийской мозаики.
Эта великолепная мозаика – монументальный памятник имперского стиля времен Советского Союза. Созданием гигантского мозаичного панно из самоцветов, на котором были бы отображены все победы социндустрии, решила отметить коммунистическая партия СССР 20-ю годовщину Октября. Эта идея принадлежала Г. К.Орджоникидзе, наркома тяжелой промышленности СССР.
Выложенная тысячами драгоценных и полудрагоценных камней, карта впервые засияла в 1937-м году на всемирной выставке в Париже. Она должна была поразить воображение европейцев наряду с гигантскими "Рабочим и колхозницей".
Горы на карте — из яшмы, рядом — лазуритовые моря и реки, города — сплошные рубины. Все в полном географическом соответствии с оригиналом.
Самыми дорогими камнями — изумрудами — помечали объекты промышленности. Правда, их большую часть времени хранили в сейфе, как говорится, от греха подальше. Причем, опасались не грабителей, а шпионов — чтобы не служили наводкой.
Впечатляет не только искусство мастеров, создавших панно из самоцветов, но и стоимость произведения. В 1940-х годах карту вывозили на выставку в Нью-Йорк и застраховали ее на 137 миллионов долларов. Трудно даже представить, сколько панно может стоить сегодня.
В специальных чемоданах перевозили фрагменты карты, всего их 96. Делятся они ровно по меридианам и параллелям. Так карту доставляли и на Всемирную выставку в Париже в 37 году.
До 1982-го года карта выставлялась в Эрмитаже, пока не была снята с экспозиции из-за ветхости. Чтобы спасти уникальное произведение искусства реставраторы разработали уникальный метод переноса фрагментов панно на новую основу.
Рядом с картой выставлен еще один великолепный образчик камнерезного искусства – герб СССР, техника исполнения: флорентийская и русская мозаи-ка, резьба по камню, огранка, ювелирные работы, позолота, лепные работы. Материалы: поделочные и ювелирные камни, серебро, алюминий, латунь, текстолит. Диаметр – 130 см. Вес – 200 кг.
Метки: искусство фотографии СССР |
«Большая перемена» советского кино |
У фильма "Большая перемена" легкая зрительская судьба. С первого же показа картина стала поистине народной, и с годами любовь зрителей к этому фильму не уменьшилась. Обласканная славой "Большая перемена" и сегодня собирает у голубого экрана тысячи поклонников разного возраста и поколений. Более 40 лет назад началась работа над съёмками телефильма. Правда, картина сначала называлась иначе… Играть должны были другие актёры… И финал был совсем не таким…
НА САМОМ деле истории про школьного учителя Нестора Петровича больше полвека. Её придумал писатель Георгий Садовников и изложил в 50-х годах прошлого столетия в своей повести "Иду к людям".
"Я год работал учителем истории в школе рабочей молодёжи в Краснодаре. Это произвело на меня столь сильное впечатление, что не написать об этом я просто не мог, — рассказывает Георгий Михайлович. — Режиссёр фильма Алексей Коренев решил, что повесть автобиографична, и на роль Нестора Петровича пробовал актёров, внешне похожих на меня, — Андрея Мягкова и Михаила Кононова (последнего и утвердили).
Но книга не про меня! Я не поступал в аспирантуру и не сох по некой Полине. А взял лишь некоторые сюжеты из жизни. У меня в классе был ученик, смахивающий на Ганжу. Был прототип Нелли Леднёвой, которую сыграла Светлана Крючкова Крупная девушка, работавшая на стройке бетонщицей, влюбилась в меня и всё время норовила проводить вечером до дома: "Вам одному будет страшно".
Фамилии героев родились сами собой. Любителя танцев Ляпишева (Виктор Проскурин) я наградил фамилией секретаря райкома комсомола в Краснодаре. Директор краевого драмтеатра "подарил" свою фамилию Петрыкину (Ролан Быков). У меня был короткий роман с девушкой, которая потом собралась выйти замуж за парня по фамилии Коровянский и спросила у меня: "А что, если я стану Коровянской?" Фамилия показалась мне смешной, и я дал её подруге героя Савелия Крамарова".
Георгий Садовников и режиссёр Алексей Коренев вместе написали сценарий фильма и назвали его "Приключения школьного учителя".
"Что тут началось! — вспоминает Садовников. — В "Вечёрке" в рубрике "Хроника "Мосфильма" появилось малюсенькое сообщение о начале съёмок картины. И уже на следующий день в Министерство образования пришло 400 писем от возмущённых учителей. "Не надо издеваться над учительством! Педагогика и приключения — вещи не совместные!" Мы даже перепугались, когда министерство потребовало сценарий: а вдруг запретят? Но там оказались люди с чувством юмора. И заставили нас лишь поменять название, чтобы не обижать учителей.
Я, режиссёр, оператор Анатолий Мукасей и ещё пара человек из съёмочной группы поехали отметить радостное событие в ресторан Дома литераторов. "За лучшее название ставлю бутылку коньяка!" — предложил я. Толя Мукасей тут же сказал: "Большая перемена". И честно заработал свой коньяк".
ПОМИМО "Большой перемены" режиссёр Алексей Коренев снял такие замечательные фильмы, как "Вас вызывает Таймыр", "Ловушка для одинокого мужчины" и "По семейным обстоятельствам", где Ролан Быков сыграл врача-логопеда с улицы "Ойкого".
"Но в начале карьеры у Алексея были большие идеологические неприятности, — рассказывает Садовников. — В 1957 году он снял фильм "Черноморочка", который обругали даже в "Правде". Ему потом долго не давали снимать самостоятельно, и он работал вторым режиссёром у Эльдара Рязанова.
Поэтому в "Большой перемене" Алексей решил подстраховаться. И вписал в фильм абсолютно инородный эпизод: Нестор Петрович говорит о необходимости рабочему человеку учиться. А текст монолога содрал из… доклада Брежнева. Я потом любил подшутить: "Лёш, а ты не боишься, что Брежнев подаст на тебя в суд за плагиат?"
КОГДА начинаешь копаться в истории создания фильма, понимаешь: а ведь он мог быть совсем другим! "Большая перемена" не исключение. Если бы не ряд обстоятельств и его величество случай, картина могла иметь не только другое название, но и других героев.
Флегматичного учителя истории Нестора Петровича Северова в фильме сыграл актер Михаил Кононов. Михаил Иванович рассказывает:
"Я готовился к другому фильму и только из-за того, что временно находился в простое, решил подработать. Прочитал сценарий и пришел в ужас. Раньше играл серьезные роли, а тут… В общем, я для себя решил, что если и эту роль осилю, значит, наверное, я хороший актер. Взяли меня сразу.
- До вас на роль пробовался Андрей Мягков.
- Думаю, в его исполнении Нестор Петрович получился бы, может, даже лучше, чем у меня. Но у режиссера было свое видение. Я считаю эту работу для себя проходной.
Нестор Петрович (Михаил Кононов) мог полюбиться зрителям в исполнении Андрея Мягкова.
На самом деле кинопроба Андрея Мягкова очень понравилась худсовету. Заодно Мягков пробовался и на Ганжу, но в этом образе не убедил режиссера. В итоге Мягкову предложили остановиться на главной роли. Но Мягков вдруг потребовал, чтобы в фильм взяли и его супругу актрису Анастасию Вознесенскую. Это условие оказалось невыполнимым, и актер отказался играть.
Роль обаятельного лоботряса Ганжи предлагали молодому Юрию Векслеру, ставшему потом известным кинооператором (он, прочитав сценарий, отказался играть). Пробовался и актер Александр Филиппенко.
- У меня тогда было много предложений, и эта проба стала "текучкой", - рассказал Александр Георгиевич. - Всех усаживали за парты и набирали класс для картины. "Большая перемена", конечно, суперфильм, но я ни о чем не жалею - Саша Збруев замечательно сыграл!
Ганжа (Александр Збруев). Роль "примеривал" Станислав Садальский.
Когда я сказал Михаилу Кононову, что Ганжой в фильме мог стать Станислав Садальский, тот поразился: "Ганжа-Садальский - это нонсенс! Слава Богу, что он не попал!"
Заводной Садальский, как показалось, немного переигрывал. Збруев продемонстрировал более "мягкую" игру. Потому ему и отдали предпочтение. Как известно, эта роль мигом прославила актера. И хотя позже Александр Викторович ворчал, мол, надоело, что корреспонденты спрашивают его только об этой роли, но признавался, что в свое время спекулировал славой - продавцы, завидев Ганжу, отпускали ему товар без очереди.
На роль сентиментальной Ледневой, влюбившейся в учителя, пробовались Ольга Науменко, Наталья Гвоздикова, Елена Прудникова и ряд малоизвестных актрис.
Науменко уже хотели утверждать, но вмешался случай. Когда от роли Ганжи отказался Юрий Векслер, он попросил свою тогдашнюю жену Светлану Крючкову (в то время студентку школы-студии МХАТ) отнести сценарий на "Мосфильм".
Леднева (Светлана Крюкова). На роль претендовала Ольга Науменко.
На студии Крючкова в дверях столкнулась с незнакомым человеком, который неожиданно спросил: "А что вы делаете вечером?" Светлана сказала надменно: "А в чем дело?" - "Приходите репетировать". Незнакомец оказался режиссером "Большой перемены" Кореневым.
Вечером на репетиции Крючкова пробовалась на роль жены Ганжи — учительницы литературы Светланы Афанасьевны. Вот что рассказывает актриса:
"Режиссер мне поставил задачу: "Вы - "жена Ганжи". Збруев вас втаскивает в комнату, а вы изо всех сил сопротивляетесь". Збруев меня тащит, а я чувствую, что он побеждает. И от отчаяния я его укусила за палец. Пошла кровь. Режиссер сказал: "Все! Достаточно!" Я пошла домой и по дороге расплакалась от обиды. Только я пришла домой - звонок: "Вы будете сниматься, но в другой роли". Я была потрясена!"
Так, как в песне, "мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает", Крючкову приняли на роль Ледневой, Для Крючковой эта киноработа стала на самом деле "большой переменой" в ее судьбе.
Премьера фильма состоялась в канун выпускного вечера в школе-студии МХАТ. И когда Крючкова появилась на сцене, Олег Табаков, сидящий в зале, кокетливо сказал: "А мы вас вчера по телевизору видели, вы нам очень понравились". Крючкова смутилась, но ее одну из всего курса пригласили на работу все театры Москвы.
А женой Ганжи (кстати, в повести Садовникова учительница и ученик не были женаты) стала молодая актриса Театра им. Моссовета Наталья Богунова.
Молодой учительницей Полиной (возлюбленной Нестора Петровича) могла стать Наталья Гундарева, но, как говорят, ее не взяли из-за пышных форм - режиссер хотел, чтобы учительница была изящной.
Наталья Гвоздикова мечтала сыграть Ледневу, но ей предложили стать Полиной.
Кстати, в одном интервью Гвоздикова сказала, что ее не взяли на главную роль из-за того, что она отказалась пофлиртовать с режиссером. Впрочем, Полина в исполнении Гвоздиковой получилась запоминающейся.
Полиной (Наталья Гвоздикова) могла стать Гундарева.
К сожалению, не сохранились фотопробы Елены Кореневой, претендовавшей на роль Люськи вместо актрисы Азер, и Виктора Павлова - на роль Петрыкина (роль исполнил Ролан Быков).
Поскольку Светлана Крючкова, Наталья Богунова и Наталья Гвоздикова, выбранная режиссёром на роль Полины, были блондинками, последней предложили надеть чёрный парик. "Это был роскошный японский парик, который где-то раздобыл наш костюмер, — вспоминает Наталья Гвоздикова. — Но надевали его в самый последний момент перед съёмкой.
Постоянно ходить в парике, под которым прятали мои длиннющие волосы, было невыносимо. Снимали в очень жарких павильонах или на пляже, где Полина катается на водных лыжах (кстати, актриса сама гоняла на лыжах, не пользуясь услугами дублёра. — Авт.)".
Из-за чёрного парика поклонники не сразу определили в Полине Наталью Гвоздикову. После выхода на экран "Большой перемены" один мужчина аж из Сибири приехал свататься к Полине. И был немало удивлён, что его "любимая" на самом деле светленькая.
"С Юрой Кузьменковым (он играл влюблённого в Полину Федоскина) мы работали вместе ещё в двух картинах, — рассказывает актриса. — И в них мои героини тоже предпочитают ему других кавалеров. Юра потом шутил: "Ну смотри, Наталья! Если мы с тобой ещё раз встретимся на экране и ты опять мне откажешь, я за себя не ручаюсь…"
ЭЛЬДАР Рязанов всегда появляется в маленьких эпизодах своих картин. Алексей Коренев себя не снимал, зато просил поучаствовать в массовках знакомых. Поэтому 9 "А" класс в "Большой перемене" (за исключением главных героев) — это близкие друзья режиссёра.
Девушку с ребёнком сыграла старшая дочь Коренева Маша, которая в то время уже закончила Полиграфический институт и работала художником-графиком (сейчас она живёт в Америке).
У Маши в фильме есть эпизод, в котором она отвечает урок по истории. Чтобы достичь естественности, отец-режиссёр не предупредил дочь о том, какой вопрос ей задаст Нестор Петрович. И Маше пришлось говорить то, что знала…
КОНЕЧНО, Коренев хотел снимать и свою младшую дочь Лену, которая собиралась стать актрисой (она играла в его предыдущей картине, а спустя 10 лет прославилась как Людочка из "Покровских ворот"). "Папа пробовал меня на роль Люськи — ветреной подружки танцора Генки Ляпишева, — говорит Елена Коренева. — Но я решила, что не должна сниматься.
Лена и Маша Кореневы
Во-первых, думала, что не комедийная актриса. Во-вторых, объект моей любви ревновал к съёмкам и некоторым партнёрам. Папе я не говорила об этом. Рассказала о причинах отказа маме, и она меня поддержала. Сейчас я понимаю, какой это был идиотизм с моей стороны. Надо было пойти навстречу папе и не обижать его".
На роль Люськи пробовалась и актриса Нина Маслова. "Я репетировала с Валерой Носиком, который сначала собирался играть Ляпишева, а потом стал Фукиным, — рассказывает актриса. — Но, посмотрев кинопробы, Коренев сказал: "Я хочу предложить тебе сыграть Коровянскую. Обещаю — вашу пару с Крамаровым не забудут".
Кстати, могу похвастаться. Это я на съёмках придумала наш диалог с Савелием: "Что ты мне глазки строишь?" — "А что, я тебе кооператив должен строить?"
Красавицу блондинку Люську, в конце концов, сыграла Ирина Азер. Актриса рассказывает: "Помните сцену, когда Люська ждёт Ляпишева на танцах, а его увёл на лекцию Петрыкин — Быков? Появился кавалер поздно вечером и весь мокрый, потому что бежал по пояс в воде. Витя Проскурин страшно замёрз на съёмке, и, чтобы согрелся, ему налили водки. По-моему, он первый раз в жизни её тогда попробовал. Захмелел и пошёл искупнуться… Все его ищут, а Вити нет… Возвращается раненый. Оказывается, напоролся в пруду на стекло и порезал ногу.
Ногу забинтовали и опять начали снимать. "Витя, я тебя прошу, не надо меня целовать. Камеры стоят так, что ничего не видно. Просто обнимемся, — говорю я хмельному Проскурину. — А он возьми да и поцелуй меня с пьяных глаз по-настоящему. Еле отцепилась. Кажется, именно этот дубль и вошёл в картину.
А другая сцена вообще получилась у меня случайно. Иду я обиженная от Ляпишева в своих белых туфельках, камера работает, и вдруг отваливается каблук. Хорошо, не растерялась. Сняла вторую туфлю, выбросила её и пошла босиком в гордом одиночестве. Не знаю, почему каблук отвалился, туфли были новые".
Модно одетые героини "Большой перемены" стали примером для советских дам. Зрительницы потом приходили в ателье и просили сшить такой же костюмчик, как у Нелли Леднёвой, или такое же платье, как у жены Ганжи.
Наряды эти придумала известный на "Мосфильме" художник по костюмам Шели Быховская. А вот мужчин по сценарию ей пришлось одеть в робу. Все актёры спокойно щеголяли по заводу в рабочей одежде, и только Александр Збруев категорически отказался надевать робу. "Не буду!" — и всё тут. Режиссёр сначала негодовал: "Человек не может работать на заводе в замшевой куртке!" — а потом согласился: стильная курточка придала образу хулигана Ганжи особый шик.
Кстати, внимательный зритель не мог не заметить киноляп, связанный с Ганжой. Помните, он ошпарил на заводе руку? На экране повреждена правая рука. Приходит в медчасть — забинтовывают левую. Сидит Ганжа на лавочке в ожидании жены: в бинте опять правая рука. Заходят домой — левая…
"Что за путаница?" — спрашиваю у сценариста. "Ох, — вздохнул Георгий Садовников, — мы заметили этот прокол на монтаже, но было уже слишком поздно. Чтобы переснять этот эпизод, пришлось бы снова ехать на шинный завод в Ярославль, где снимали ожог Ганжи. Декорации медсанчасти и квартиры были разобраны… Оставили так, как есть.
Я потом заметил ещё несколько ляпов. К Нестору Петровичу подходит учительница физкультуры. Но в вечерних школах не было физкультуры! И учительскую почему-то назвали "учебной частью". А мой друг обратил внимание, что вместо пива Леонов и Збруев пьют квас. Ну не было в тот момент в Ярославле пива! К счастью, все эти киноляпы не повлияли на отношение зрителей к картине".
"КОМПАНИЯ у нас собралась потрясающая, — вспоминает Нина Маслова. — Все молодые, весёлые. Хоть и жили в жуткой гостинице в Ярославле с колоссальным количеством тараканов, всё равно было хорошо. Помню, отмечали 9 Мая. А зарплату нам почему-то не успели заплатить. Походили по комнатам, пособирали с каждого буквально по копейке, но стол накрыли".
АКТЁРЫ в один голос говорят о том, что "Большая перемена" получилась светлой и доброй, потому что на площадке царила дружеская обстановка. Евгений Леонов хлопал по попе (согласно сценарию!) Светлану Крючкову, она в ответ весело колошматила "отца". Заслуженный Евгений Павлович так развеселился, что сам предложил, чтобы его герой забрался в школу через окно — "молодость вспомнил".
"Поскольку группа собралась молодёжная, случались и влюблённости, — рассказывает Наталья Гвоздикова. — Помню, в какой-то газете потом написали: "Евгений Жариков отбил Гвоздикову у Савелия Крамарова". Но, во-первых, я тогда ещё не была знакома с Жариковым. А Савелий…
Не буду отрицать: он несколько раз подвозил меня домой и спрашивал: "Как вы считаете, такая девушка, как вы, может выйти за меня замуж?" Но Крамаров в принципе очень любил женщин. Думаю, помимо меня параллельно у него были и другие симпатии…"
У режиссёра и съёмочной группы не сложились отношения только с исполнителем главной роли Михаилом Кононовым. "Моя сестра рассказывала, что Миша вёл себя на площадке, как актёр, который категорически не доверяет режиссёру, — говорит Елена Коренева. — Сидел в сторонке, демонстративно читал журнал и всем своим видом подчёркивал, что он случайно попал в фильм".
"У Кононова был такой актёрский приём. Чтобы "разогреть" себя, ему надо было с кем-то поругаться, — вспоминает Георгий Садовников. — Помню, однажды он сильно обидел “жену Ганжи” — Наташу Богунову. Пришлось потом её долго успокаивать и утирать слёзы. Но в целом нервных моментов было немного. Съёмки проходили весело".
ТЕЛЕФИЛЬМ был снят по сегодняшним меркам за смешные деньги — 400 тысяч рублей. Школы рабочей молодёжи остались в далёком советском прошлом. А "Большую перемену" по-прежнему смотрят.
Кстати, сначала планировалось, что это будет 2-серийная картина. Потом работа закипела, руководству студии "Телефильм" материал понравился, и было решено сделать 4 серии. Только сегодня, впервые за 40 лет (!), сценарист признался "Суперзвёздам", что в фильме могло быть пять серий.
На съёмках фильма "Большая перемена". Алексей Коренев и Евгений. Леонов
"Время и деньги, выделенные на съёмки, закончились, поэтому мы не стали затевать 5-ю серию. Сейчас жаль, — говорит Георгий Садовников. — Потому что в фильм не вошёл один очень смешной эпизод. Картина заканчивается балом. Но он возник как-то искусственно. По сценарию танцы должны были следовать после спектакля, который решила поставить жена Ганжи. И привлекла к репетициям Нестора Петровича.
Играли "Евгения Онегина", а главную роль взял на себя Тимохин — Крамаров. Оказалось, что в местном драмтеатре у него работает тётка, которая может помочь с костюмами, но при условии: Татьяну должна играть его возлюбленная Коровянская.
У Коровянской, конечно же, ничего не получалось, и за 15 минут до начала представления она сбежала. Жена Ганжи заменить не смогла — она сорвала голос на репетициях. И последней надеждой оказался Нестор Петрович, который единственный знал текст наизусть. Нестора загримировали… Он стал похож на старую графиню из "Пиковой дамы" и в таком виде появился перед Крамаровым. А тот ничего не подозревал… В общем, должно было быть смешно…"
ИСТОРИИ НА СЪЕМКАХ
На съемках Михаил Кононов чуть не утонул в Волге. По сценарию он должен был изображать тонущего, но постеснялся признаться, что плохо плавает. Когда на глазах группы Кононов на глубине стал звать на помощь, все решили, что он так хорошо вошел в роль.
Ролан Быков поплыл к "Нестору Петровичу", по сценарию он должен был его спасать. Лишь на берегу выяснилось, что Кононов по-настоящему тонул.
Натурные съемки производили на ярославском заводе. Однажды охранник тормознул съемочную машину на проходной и потребовал пропуск. Водитель стал говорить, что, мол, мы киногруппа, но охранник уперся. Кто только ни просил его уступить: Ролан Быков, Михаил Кононов, Александр Збруев...
Охранник никого не признал. И только когда из окошка авто высунулся Савелий Крамаров, заводской страж расплылся в улыбке: "А, и ты тут! Проезжайте!"
По сценарию петь в картине должен был Ганжа. Но Збруев оказался не поющим артистом. На съемках в Ярославле актеры по вечерам собирались в номерах гостиницы. Режиссер услышал, как замечательно поет Крючкова, и в Москве пригласил ее к себе домой.
Там ее уже ждал композитор Эдуард Колмановский, он попросил Светлану что-нибудь спеть. Она исполнила "Засыпало все дороги". Тогда было решено отдать песню ей, и композитор написал специально для нее "Черное и белое".
К СОЖАЛЕНИЮ, до 40-летия фильма не дожили многие участники "Большой перемены". Нет Петрыкина — Ролана Быкова, его жены Вали — Люси Овчинниковой, уборщицы тёти Глаши — Валентины Сперантовой, Фукина — Валерия Носика, Тимохина — Савелия Крамарова, Леднёва — Евгения Леонова, профессора Волосюка — Михаила Яншина, милиционера — Ивана Рыжова и фотографа — Владимира Басова.
А актриса Наталия Богунова, известная по роли учительницы русского языка и литературы Светланы Афанасьевны, скончалась на 66-м году жизни 12 августа 2013 года.
Не стало режиссёра Алексея Коренева и композитора Эдуарда Колмановского, написавшего такую трогательную музыку на слова Михаила Танича: "Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает…".
КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ ИЗ ФИЛЬМА:
"Значит, она ваша невеста". - "Да. Но она об этом еще не знает!" (Нестор, Тимохин)
"Разрешите вами восхищаться!" (Нестор)
“Публично чулки не поправлять, юбки не задирать, новыми комбинациями не хвастаться. Всё должно быть шарман, чёрт подери!” (В учительской)
"А эта история на уроке истории?" (Нестор)
"Ты меня еще не знаешь! Вот ты поживешь со мной, ты меня еще узнаешь!" (Петрыкин)
"Я тоже человек: я целоваться хочу!" (Ляпишев)
“У всех отцы как отцы, а ты, как мальчик, всё в школу бегаешь”. (Нелли Леднёва)
"Часто простое кажется вздорным, черное - белым, белое - черным..." (Из песни)
“Что же такое получается! Ходишь-ходишь в школу, а потом — бац! — вторая смена”. (Ляпишев)
“Я наблюдал за вами 7 дней и пришёл к выводу, что вы меня достойны”. (Нестор Петрович)
“Ходють тут всякие, ходють…” (Тётя Глаша)
"Самое прекрасное лекарство - работа". (Директор школы.)
"Нам с Вами надо с Вами что-то делать!" (Нестор)
“Внимание! Аттракцион невиданной щедрости!” (Тимохин)
“Внимание! Аттракцион невиданной жадности!” (Ганжа)
Метки: кино фотографии телевидение СССР |
Евпатория в 80-е годы ХХ века. Часть 1 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
Пятигорск в 60-е годы XX века | Сочи в 80-е годы ХХ века. Часть 1 | Кисловодск в 80-е годы XX века. Часть 1 | Крым в 70-е годы XX века | Кисловодск в 60-е годы XX века |
Метки: 80- е годы курорты |
Война во Вьетнаме |
|
Елец. Парк железнодорожников |
Метки: парк культуры и отдыха |
Журналы СССР. Наш современник. |
Метки: журналы пресса 70- е годы |
ВСХВ-ВДНХ. Павильон "Шелководство" (Молдавская ССР) |
Метки: ВДНХ |
Как покупали гаджеты в СССР |
Метки: торговля 80- е годы 70- |
Рецепты счастья Юрия Никулина |
21 августа 1997 года не стало великого актера и комика СССР Юрия Владимировича Никулина. Народный клоун, с детства полюбивший цирк, но всю жизнь грезивший кино, часто цитировал Ежи Леца: "В природе ничего не пропадает, кроме исполнившихся надежд". Исполнившихся надежд в жизни артиста было немало. В конце жизни великий клоун признался: "По-настоящему я счастлив только тогда, когда люди вокруг меня смеются вместе со мной!"…
За свою карьеру он успел снятся в более чем 40 фильмах и был добрейшим души человеком. Сегодня мы покажем вам подборку известных цитат и истории об этом знаменитом советском актере.
Юрий Никулин родился 18 декабря 1921 года в Демидове, Смоленской области. "Больше всего из детства я помню, как отец впервые привел меня в цирк, мне было шесть лет. С тех пор я на всю жизнь полюбил этот волшебный мир," - вспоминал он.
На фото: Юрий Никулин участвует в школьной художественной самодеятельности.
Мечту сына стать клоуном родители Юры, Владимир Андреевич и Лидия Ивановна, отдавшие много лет театру и цирку, восприняли серьезно, сшили ему костюм и отправились в гости. Оказавшись на публике, юный клоун решил упасть, чтобы всех насмешить. После трех падений смех так и не раздался, а вот мама одной из девочек поинтересовалась: "Он что у вас, припадочный?" Так Никулин вспоминал свой первый клоунский опыт в книге "Почти серьезно...".
На фото: зенитчик Юрий Никулин (2 слева в 1-м ряду) во время войны.
В 18 лет Никулин пошел в армию. Военная служба растянулась на семь лет: он участвовал в Финской кампании и в Великой Отечественной войне, пережил блокаду Ленинграда, был контужен, горел в танке.
После войны Юрий Никулин решил поступать во ВГИК. "Я приехал в институт совершенно спокойный, будучи уверенным в своем поступлении. Я прочитал басню, стихотворение, а вот прозу прочитать мне не дали, в ответ я услышал: - Знаете, товарищ Никулин, в Вас что-то есть, но для кино вы не годитесь. Не тот у Вас профиль, который нам нужен," - вспоминал Юрий Владимирович.
Тогда-то начинающий артист вспомнил о другой своей страсти - цирке. Никулин рассказывал, что на семейном совете долго обсуждали: стоит или не стоит поступать в студию. "Мама склонялась к театру, считая, что рано или поздно, но мне повезет. Отец придерживался другого мнения. — Пусть Юра рискнет, — настаивал он. — В цирке экспериментировать можно".
В отличие от ВГИКа, в студию клоунады при цирке на Цветном бульваре его приняли сразу, причем в стажеры его взял знаменитый Карандаш. Начинающий артист на всю жизнь запомнил завет своего учителя: "Клоун должен казаться глупее тех, кто над ним смеется... казаться, но не быть!"
Несколько лет ушло у молодого клоуна, чтобы найти свой образ, гармонирующий с характером. Со временем Никулин понял, что его персонажу особый грим не нужен: достаточно подчернить веки и подбелить кончик носа.
Много лет партнером Никулина по манежу был Михаил Шуйдин. Легендарный клоунский дуэт - наивный флегматик (Никулин) и его задиристый приятель (Шуйдин) - возник еще в стажерской группе Карандаша.
"Карандаш научил нас многому. Мы познали премудрости кочевой цирковой жизни. Мы научились серьезно и бережно относиться к каждому найденному смешному трюку, умению использовать его в нужный момент", - вспоминал Никулин.
Клоунская пародия на лихих джигитов исполнялась сразу же после номера наездников и потому имела особый успех. Кстати, трюковые лошадки были сделаны по эскизам Никулина.
Репризу "Насос" Юрий Никулин придумал, когда накачивал автомобильное колесо.
Идеи новых номеров Никулину и Шуйдину часто подсказывал сам реквизит. Так появились репризы "Змея", которую клоуны разглядели в обрезках резины, и "Бутылка", реквизит к которой был получен артистами в подарок от хозяина одного японского ресторана во время гастролей.
На фото: Юрий Никулин на одном из своих первых выступлений в цирке изображает "человека из публики", который впервые сел на лошадь (1947 год).
В цирке Никулин познакомился со своей будущей женой Татьяной Покровской. Студентку Тимирязевской академии начинающий артист пригласил посмотреть номер, в котором он должен был изображать человека из зала, желающего научиться ездить верхом. Однако в тот вечер номер не удался: Никулин оказался под копытами лошади. Девушка несколько месяцев посещала "лихого наездника" в больнице, а через полгода они поженились.
На фото: Юрий и Татьяна Никулины и Михаил Шуйдин.
Татьяна, обожавшая цирк, стала для супруга настоящим помощником и советчиком в профессии, а иногда и партнером, как, например, в репризе "Весы".
Позже Никулин возглавил свой любимый цирк на Цветном бульваре, где проработал в общей сложности 50 лет.
Главный режиссёр московского цирка на Цветном бульваре, народный артист СССР Юрий Никулин, уходя из кабинета, оставляет своего "заместителя". 1 декабря 1984 года.
На фото: Юрий Никулин в роли Альберта Клячкина с партнерами Анатолием Грачкиным (слева) и Виктором Громобоевым (справа) в фильме "Неподдающиеся" режиссера Юрия Чулюкина, 1959 год.
Но и мечты о кино Юрий Никулин не оставил. "В детстве я считал, что сниматься в кино могут только гениальные люди, а я же обычный мальчик, где уж там мечтать о съемках", - вспоминал артист. Однако успех первых ролей в фильмах "Девушка с гитарой" и "Неподдающиеся" позволили начинающему киноактеру сказать себе: "Пожалуй, сниматься я могу".
Первый крупный успех Никулина в кино связан с именем Леонида Гайдая, который предложил актеру роль в комедии "Пес Барбос и необычный кросс".
Когда, отбирая актеров, режиссер впервые увидел Никулина, он сказал: "Ну, Балбеса искать не надо. Никулин — то, что нужно". Так возникла легендарная "тройка": Трус (Георгий Вицин), Бывалый (Евгений Моргунов) и Балбес (Юрий Никулин).
На фото: Ростислав Плятт (слева) и Юрий Никулин (справа) на съемках фильма "Деловые люди".
Через несколько лет Гайдай вновь предложил Никулину поработать вместе. На этот раз актеру досталась роль жулика в фильме "Деловые люди" по мотивам новелл О`Генри.
После фильма "Операция "Ы" или другие приключения Шурика" Гайдай решил, что больше отдельных фильмов про Балбеса, Труса и Бывалого снимать не будет. "Хватит. "Тройка" себя изживает", - признал режиссер.
И в "Кавказскую пленницу" Гайдай пригласил актеров лишь для "оживления фильма". "К сожалению, "тройка" стала до приторности популярной. Это был период нашего взлета и одновременно конец нашего совместного выступления на экране", - вспоминал Никулин.
Роль старшего экономиста Семена Семеновича Горбункова в фильме "Бриллиантовая рука" была написана специально для Никулина.
В "Бриллиантовой руке" сыграл и сын актера: Максиму Никулину случайно досталась роль мальчика, которого герой Андрея Миронова принял за святого, идущего по воде.
На фото: Инна Гулая в роли Наташи и Юрий Никулин в роли Кузьмы Кузьмича в фильме "Когда деревья были большими".
Свою первую драматическую роль Юрий Никулин сыграл в фильме Льва Кулиджанова "Когда деревья были большими" - Кузьма Кузьмич Иорданов, опустившийся бывший слесарь, который притворяется отцом девушки Наташи. И хотя актер долго сомневался, сможет ли сыграть эту роль, ему удалось создать очень трогательный образ.
Работа над фильмом "Ко мне, Мухтар!", в котором Никулин сыграл милиционера Глазычева, еще раз доказала актеру: "Самое трудное — играть с детьми и животными, естественнее их нет".
На фото: Юрий Никулин в роли солдата Некрасова и Иван Лапиков в роли старшины Поприщенко.
Сергей Бондарчук несколько раз приглашал Никулина в свои картины, но поработать вместе актеру и режиссеру удалось лишь в 1976 году. Юрий Владимирович сыграл рядового Некрасова в фильме "Они сражались за Родину".
На фото: Юрий Никулин в роли Лопатина и Людмила Гурченко в роли Ники в фильме режиссера А. Германа "Двадцать дней без войны".
От предложения Алексея Германа сыграть Лопатина в симоновских "Двадцать дней без войны" Никулин тоже хотел отказаться: "Стар я, да и темперамент не тот". Однако Герману удалось его уговорить.
На фото: исполнительница главной роли Кристина Орбакайте и Юрий Никулин в сцене из фильма режиссера Ролана Быкова "Чучело".
Кристина Орбакайте, сыгравшая с Никулиным в фильме "Чучело", признавалась: "Я очень благодарна судьбе за то, что познакомилась с Юрием Владимировичем в очень важный период становления меня как человека. Я навсегда запомню его необыкновенно теплую интонацию и полный доброты взгляд".
Юрий Никулин ушел из жизни 21 августа 1997 года в возрасте 75 лет. На все вопросы о счастье великий клоун отвечал так: "По-настоящему я счастлив только тогда, когда люди вокруг меня смеются вместе со мной!"
Известные цитаты:
Никогда не мстите подлым людям. Просто станьте счастливыми. И они это не переживут...
Если каждый из нас сумеет сделать счастливым другого человека, хотя бы одного, на земле все будут счастливы.
Много доброго можно сделать, если у тебя хорошее настроение.
И у нас, ребята, будут наши победы. Главное, чтобы они были не с оружием в руках.
Порой что-то отложишь на завтра и с ужасом думаешь: а завтра — это же практически через несколько часов!
Юрий Никулин в школе
Много доброго можно сделать, если у тебя хорошее настроение.
Слышать смех — радость. Вызвать смех — гордость для меня.
Я всегда радовался, когда вызывал смех у людей. Кто смеется добрым смехом, заражает добротой и других. После такого смеха иной становится атмосфера: мы забываем многие жизненные неприятности, неудобства.
В моей жизни не раз определяющую роль играл именно случай. Анализируя прошлое и раздумывая о нем, я прихожу к выводу, что он бывает только у тех, кто ищет, кто хочет, кто ждет появления этого случая и делает все от себя зависящее для того, чтобы исполнить свою мечту, желание.
Будьте самоучками, не ждите, пока вас научит жизнь.
В природе ничего не пропадает, кроме исполнившихся надежд
Что такое судьба? Когда по одной колее навстречу движутся два поезда. Несутся летя с огромной скоростью ночью, не подозревая, что возможна авария. И все же они не сталкиваются. Почему? А видимо не судьба!
Что такое несчастье? По моему мнению потеря самых близких людей.
Я уже свой тайм отыграл, сейчас — дополнительное время.
Я буду счастлив, если обо мне потом скажут: он был добрый человек. Это не значит, что я всегда добрый. Но доброта — на первом месте.
Я любил обучаться у людей. И перенимать хорошее, что им было присуще. Но самое сильное влияние произвели на меня мои мама и папа.
Молодой Юрий Никулин, 1930-е
Во время вступительных экзаменов во ВГИК в 1946 году Юрия Никулина сняли со второго тура, причем председатель приемной комиссии кинорежиссер Сергей Юткевич категорически заявил: — Молодой человек, попробуйте поступить в какой-нибудь театральный институт. Для кино вы абсолютно непригодны, так что забудьте об этом навсегда.
С раннего возраста Юрий Никулин собирал анекдоты, записывая их в отдельную тетрадь. Однажды это сослужило ему добрую службу в армии. Он поспорил с приятелем на десять пачек папирос, кто больше расскажет анекдотов.
Условие было такое — если соперник знает анекдот, то сразу же надо начинать другой. Едва приятель успевал произнести первую фразу, как Никулин перебивал: "Знаю!" В конце концов начал рассказывать он. И в течении двух часов травил в казарме анекдоты. Никулин не дошел еще до половины, как его признали победителем, поскольку слушатели устали смеяться и время приближалось к утру
Юрий Никулин, Георгий Вицин, Евгений Моргунов, 1981 год. Работа в студии звукозаписи над музыкальной сказкой
Юрий Никулин рассказывал, как однажды в перерыве съемок фильма "Пес Барбос и необычный кросс" он и Евгений Моргунов после сцены взрыва сидели в обгорелой одежде около шоссе, а Георгий Вицин ходил по полянке и напевал: "Куда, куда вы удалились...". Тут мимо проходили колхозники и, увидев обгорелого и оборванного человека, поющего арию Ленского, очень удивились.
— Что случилось? — спросили колхозники.
Моргунов не моргнув глазом ответил:
— Вы что, не знаете? Это Иван Семенович Козловский. У него дача сгорела сегодня утром. Вот он и того... Сейчас из Москвы машина приедет, заберет.
Колхозники очень расстроились.
— Чего жалеть-то, — сказал Моргунов, — артист богатый. Денег небось накопил, новую построит, — и крикнул Вицину: — Иван Семенович, вы попойте там еще, походите. Вицин, ничего не понимая, отвечал:
— Хорошо, попою, — и продолжал петь.
Колхозники пришли в ужас и побежали к даче Козловского. Правда, обратно они не вернулись.
Сотрудник ГАИ остановил Юрия Никулина
Юрий Никулин рассказывал, как во время зарубежной поездки артистам устроили автобусную экскурсию, и гид вдруг сказал в микрофон: "А сейчас будьте внимательны: мы подъезжаем к месту, где все бросили пить и курить!" Автобус повернул за поворот, и все увидели большую надпись: "Городское кладбище".
Как-то Юрия Никулина, загримированного для фильма "Деловые люди", везли с "Мосфильма" в центр города, где должна была происходить съемка эпизода. Пока ехали, Никулин стал репетировать роль. В руках у артиста был большой "кольт", и он, приставив его к затылку шофера, командовал: — Вперед! Налево! Не разговаривать!
Все это происходило вечером, на улицах уже горели фонари, и когда машина подъехала к Арбату, дорогу ей внезапно преградили два черных воронка, из которых выскочила группа захвата. Дело в том, что какой-то регулировщик видел сцену с "кольтом" и по рации сообщил об этом в органы. Но, к счастью, Никулина уже хорошо знали по фильмам "Когда деревья были большими" и "Самогонщики", так что инцидент был исчерпан.
Метки: фотографии СССР |
Питерские ДОТы и памятник Маринеско. |
|
Вятка судоходная |
Метки: 70- е годы 80-е годы |