Частая ошибка патриотов |
Сейчас в патриотическом угаре многие делают глупую ошибку.
Если мы хотим дружить с украинцами, то не следует убеждать их в том, что их исторически не существует, как это сделал наш президент, и как любят подчеркнуть многие блогеры. Это совершенно провальная линия, которая однажды уже привела к образованию независимой Украины (и победе большевиков, к слову).
Я бы советовал отбросить эти грабли подальше. Россия заинтересована в независимой дружественной Украине, а не в ее отсутствии. Тем более, что ведь и современная Россия тоже кое-чем большевикам территориально и исторически обязана.
Наш враг — человеконенавистническая идеология украинства, которая делает невозможным добрососедские отношения между нашими странами. С ней, конечно, рано или поздно будет покончено. Но лучше, если это будет сделано руками самих украинцев.
P.S.
Одним народом мы никогда не были, во времена Древней Руси существовала историческая древнерусская общность славянских племён, а после монгольского погрома начали формироваться великорусский и малорусский этносы. Последний — в четырёхсотлетнем отрыве от Великороссии.
Метки: Украина |
Русы на Каспии |
Совсем иной исход имели морские набеги русов на Каспийское побережье Закавказья, состоявшиеся во время правления Олега. Эти походы не были официальными военными предприятиями «светлого князя», а были организованы на свой страх и риск князьями Черноморской Руси.
В 909 г. русы на 16 судах пристали к острову Абескун в Астрабадском заливе и основательно пограбили его. Но правитель города Сари в Мазендаране (северная провинция Саманидского Ирана на берегу Каспийского моря) по имени Ахмад бен аль-Касим напал ночью на стоянку русов и разбил их. По-видимому, набег носил разведывательный характер или же нападавшими были «русские» купцы, пожелавшие обзавестись рабами для торговли в Хазарии и Багдадском халифате.
На следующий год русы появились в еще большем количестве. Внезапно напав на город Сари, они сожгли его, захватили жителей в рабство и поспешно удалились. Но во время одной из ночевок русы забыли о мерах предосторожности, и та часть их, которая сошла на берег, была истреблена местными жителями. Уцелевшие были добиты уже на море флотилией ширваншаха (правитель северной части современного Азербайджана).
Новая экспедиция русов на Каспий была хорошо подготовлена. По сообщению Масуди, в походе 912/913 г. приняли участие 500 кораблей, на каждом из которых находилось до 100 человек. Это, безусловно, преувеличение, таких сил Таврическая Русь выставить не могла, а древнерусские корабли подобного размера неизвестны.
Продолжение статьи читайте в моём цикле исторических материалов Русское тысячелетие Х—ХХ.
Подписка открывает доступ к архиву. Оформив годовую подписку, вы получаете скидку 20%, есть и другие интересные предложения.
Цикл Русское тысячелетие Х—ХХ обновляется не реже двух раз в неделю, материалы выкладываются в виде подкаста и иллюстрированной текстовой расшифровки.
Подписывайтесь, читайте/слушайте, комментируйте!
Мои книги
https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/
Звякнуть копеечкой в знак одобрения и поддержки можно через
Сбербанк 4274 3200 2087 4403
ЮMoney (Яндекс) 41001947922532
PayPal s.tsvetkov.history@gmail.com
У этой книги нет недовольных читателей. С удовольствием подпишу Вам экземпляр!
Последняя война Российской империи(описание и заказ)
Метки: Русское тысячелетие |
Щемящее фото |
Год 1912, Балканская война. Пленные османские солдаты делят с котёнком кусок хлеба.
Метки: животные и люди |
Как всё было (зарисовка закулисной дипломатии) |
На 99% уверен, что за кулисами дипломатии было примерно так (где-то в декабре-январе, после провала российских мирных инициатив).
— Мистер Байден, в таком случае от антироссийской Украины и ваших в нее инвестиций ничего не останется.
— Мистер Владимир, вот список наших санкций, ознакомьтесь.
Читает...
— Ну что ж, мистер Байден, нефть по 120 и газ по 2000$ нас устраивает.
— Нас тоже, мистер Владимир. За всё заплатит Европа.
Метки: актуально юмор |
Что делать с этой победой? |
Караулов:
Спустя 4 часа после начала войны ВСУ больше нет. Джавелины, Байрактары — всё пошло прахом.
Зеленский, Рада — их тоже уже нет, хотя они этого еще не подозревают.
Украина наша, в той или иной форме.
Но вот победа ли это?..
Сопротивление придёт несколько позже — скорее всего, в виде террористических атак.
Метки: актуально |
Обращение к моим читателям в связи с событиями на Украине |
Дорогие друзья и подписчики, особенно те, кто «я от вас такого не ожидал(а), Сергей»!
А чего вы, собственно, от меня ожидали? Что я, русский человек, буду призывать гром и молнии на головы русских солдат, буду желать смерти как можно большего количества русских ребят в военной форме и поражения России?
Такие ожидания говорят, скорее, об изрядном беспорядке в ваших головах.
Нельзя быть за мир во время войны. Точнее можно лишь одним образом. Нужно вспомнить Суворова: «Победа — враг войны».
Сейчас судьба наших стран решается не в блогах, а на полях сражений. Поэтому давайте отложим эмоции, обиды, недопонимание и подождем развития событий — вдруг окажется, что это не оккупация, а освобождение)).
P.S.
Я поддерживаю исторически прогрессивное и жизненно необходимое дело. И я полностью отдаю себе отчёт в том, что за его осуществление взялся прогнивший, хотя ещё достаточно сильный режим.
Метки: актуально |
Вот сейчас согласен с ВВП |
Прослушал обращение Путина.
Наконец-то услышал слова моего президента.
Только пару раз улыбнулся: когда ВВП обличал «империю лжи» западных СМИ и «декоративные выборы» на Украине.
Удачи ему и всем нам!
Нам нужна реально независимая и дружественная Украина.
Метки: актуально |
Почём художественное слово? |
В книге А. И. Рейтблата (От Бовы к Бальмонту и другие работы по исторической социологии русской литературы.— М.: НЛО, 2009. С. 94) приводится любопытная таблица писательских гонораров в дореволюционной России. Сумма указана в рублях за так называемый авторский лист. Сейчас это — 40 000 знаков вместе с пробелами (около 20 машинописных страниц), раньше, кажется, он был чуть поменьше — ок. 30 000 знаков. В общем, размер «среднего» рассказа — не короткого и не длинного.
Абсолютные лидеры второй половины XIX в., как и ожидалось, — Л. Толстой, Тургенев, Достоевский, Лесков (как видим, рынок оценивал качество литературы достаточно справедливо, с небольшой поправкой на моду).
Видно также, что писатели «второго и третьего ряда», в общем, тоже не бедствовали. Для сравнения: в 1896 г. среднегодовая зарплата рабочих механических и машиностроительных заводов Петербургской губернии составляла 362 руб., равняясь жалованью командира роты (366 руб.) и превосходя жалованье младшего офицера-подпоручика (294 руб.). http://www.adjudant.ru/officer/05.htm
То есть, потратив месяц на написание одного-двух рассказов, можно было получить годовой оклад младшего офицера или рабочего. А «толстый» роман приносил уже значительные по тем временам деньги. Известно, что Гаршин под конец жизни думал писать исторический роман о Петре I, а на гонорар купить себе дом.
Жаль только, что в таблице не указан источник столь подробных сведений. Непонятно отсутствие в списке 1850-1860-х гг. А. Дружинина, который был никак не менее популярен, чем Писемский с Григоровичем. Для проверки привожу несколько цитат, характеризующих положение ведущих русских писателей в начале ХХ в.
Начнем с Чехова. Посылая свое первое «серьёзное» произведение — повесть «Степь» — в редакцию «Северного вестника», Антон Павлович затребовал 200 руб. за лист и получил ответ одного из создателей журнала Плещеева:
«Редакция вся к Вам относится наилучшим образом и просит Вас без церемоний заявлять Ваше желание насчет гонорара… Если эта цена [запрошенные Чеховым 200 рублей] кажется Вам недостаточной, просите прямо, что Вы желаете. Я уверен, что Вы в самом скором времени будете получать по 300 р. и что в будущем этим не ограничится».
И точно, в 1899 г. М. Горький пишет Е. Пешковой о Чехове:
«Неделя» платит ему 500, а Маркс (издатель А. Маркс) за каждый напечатанный лист дает еще 200. Так не платили даже Толстому (явное расхождение с данными таблицы). Но Чехов стоит и большего».
И опять — исключительно верное предвидение. В январе 1904 года газета «Новости дня» сообщала: «Книгоиздательство „Знание“ предложило А. П. Чехову за напечатание „Вишневого сада“ 5 000 рублей — по 1 1/2 тысячи рублей за лист. Гонорар — небывалый в России». Опять расхождение с таблицей.
Следует добавить, что сам Горький был одним из заправил книгоиздательства «Знание» и в качестве такового самому себе платил 1000-1200 руб. за лист. Впрочем, и других писателей не обижал, хотя никогда не возвышал их гонорары до своих.
Ив. Бунин свидетельствует:
«Знание» сильно повысило писательские гонорары. Мы получали в «Сборниках Знания» кто по 300, кто по 400, а кто и по 500 рублей с листа, он (Горький) — 1000 рублей: большие деньги он всегда любил».
Встречал еще такие данные, что после Горького писательский ранжир выглядел следующим образом:
Леонид Андреев — 800-1000 руб.
Куприн — 600-800 руб.
Бунин — 400-600 руб.
Однако подтвердить ссылками не могу.
В целом можно сказать только одно: сказочная эпоха, когда издатели и редакторы готовы были платить наивысшие гонорары не за развлекательную литературу!
Мои книги
https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/
Звякнуть копеечкой в знак одобрения и поддержки можно через
Сбербанк 4274 3200 2087 4403
ЮMoney (Яндекс) 41001947922532
PayPal s.tsvetkov.history@gmail.com
У этой книги нет недовольных читателей. С удовольствием подпишу Вам экземпляр!
Последняя война Российской империи(описание и заказ)
Метки: литература |
"Коммандо". Cоветская версия |
Предположительно 1985 г. Советский солдат на фотографии несет снайперскую винтовку Драгунова, АК-47(АКМ, АК-74?) с прикрепленным гранатометом ГП-25, РПГ, мешок с ракетами, 2 ручные гранаты РДГ-5, штык Калашникова и, наконец, ракетницу СПШ-44.
По поводу гранатомёта на АК-47 есть целый спор.
Метки: разное |
История не кончилась, господа |
Забавно, что давешняя историческая отсылка Путина к истории Российской империи всполошила не столько украинцев, сколько... финнов)).
«Его взгляд на историю России кажется довольно пугающим. Бесспорно, он сделал отсылку к Российской империи», — сказал бывший посол Финляндии в Москве Ханну Химанен (Hannu Himanen) в беседе с MTV Uutiset."Он также упомянул, что некоторым странам независимость была дарована. Был ли в этих словах намек на Финляндию? Тяжело сказать".Химанен говорит, что отношения Финляндии и НАТО — по-прежнему вопрос сугубо Финляндии и НАТО, но ситуация, безусловно, тяжелая и запутанная.«С позиции Финляндии, создалась очень опасная ситуация».
Всё-таки приятно наблюдать за возвращением людей в реальность. А то в свое время глупцы вслед за Фукуямой решили, что обгрызть Россию — это и есть «конец истории».
А история, господа, продолжается, и Россия вновь — её участник и творец.
Метки: актуально |
Будут ли перемены? |
Сейчас многие возлагают надежды на какие-то перемены во внутренней политике Путина.
Это наивность.
Путин признал ЛДНР для того, чтобы продлить жизнь системе, а не для того, чтобы ее изменить.
«Чтобы всё осталось по-прежнему, всё должно измениться»
Лукино Висконти «Леопард» (1963).
Метки: актуально |
Повседневная жизнь русов в IX — начале Х в., обычаи, религия |
Звезда Черноморско-Днепровской Руси засияла в скифской «полунощи» ослепительно и внезапно. В 860 г. константинопольский патриарх Фотий говорил о русах как о народе, который словно возник вдруг из политического небытия: «Народ неименитый, народ не считаемый ни за что, народ, стоящий наравне с рабами, неизвестный, но получивший имя со времени похода на нас, незначительный, но получивший значение, униженный и бедный, но достигший блестящей высоты и несметного богатства».
Что же представляла собой Черноморско-Днепровская Русь IX в.? Лучше всего об этом оказались осведомлены арабские писатели, — отчасти через посредничество хазар и византийцев, но в немалой степени и благодаря собственным наблюдениям. Правда, следует помнить, что в их сообщениях термин «ар-рус» порой распространяется на другие этносы Северного Причерноморья (мы видели это на примере аланов) и на славянское Поморье. Последнее явствует из сообщений арабских авторов X в. (аль-Истахри, Ибн Хаукаль и др.) о трех «группах» или «видах» русов. По их словам, правитель первой группы, ближайшей к Волжской Булгарии, сидел в городе, называемом Куйаба (Киев). Самая «отдаленная» группа носила название ас-Славийа (славянское Поморье). Жители третьей «русской» области, обозначаемой как аль-Арсанийа, якобы убивали всех приходящих к ним чужеземцев (локализация этой «группы» русов до сих пор представляет предмет дискуссий).
Земля русов производила на арабских купцов и путешественников впечатление процветающей страны, в которой свято соблюдаются законы гостеприимства. «У них [русов] много городов, и живут они богато, — пишет Ибн Русте. — Гостям оказывают почет, и с чужеземцами, которые ищут их покровительства, обращаются хорошо. Они не позволяют никому из своей среды грабить и обижать таких пришельцев; если кто-нибудь из пришельцев жалуется им на причиненный ему вред или обиду, они оказывают ему помощь и защищают его». Согласно Гардизи, в пользу потерпевшего взималась половина имущества обидчика. Под это описание подходят скорее многочисленные городища славянского Поморья, потому что в Среднем Поднепровье IX в. археология не знает не только «многих городов», но даже и самого Киева, который еще не перерос стадию родового городища.
Впрочем, говоря о внешнем облике русов и их одежде, арабские писатели явно имели в виду уже представителей Таврической Руси и «Куйабы». Аль-Истахри и Ибн Хаукаль сообщают, что русы носили «небольшие куртки», подобно хазарам и волжским булгарам. Русы «соблюдают чистоту своих одежд, — говорит Ибн Русте, — мужчины носят золотые браслеты (по всей видимости, гривны. — С. Ц.)… Они носят широкие шаровары, на каждые из которых идет до 100 локтей материи; надевая такие шаровары, они собирают их в сборку и подвязывают у колен». Стало быть, диктатором моды среди русов Северного Причерноморья и Среднего Поднепровья был тюрко-арабо-хазарский Восток. Анонимный автор персоязычного сочинения «Худуд аль-Алам» («Книга о пределах мира от востока к западу», конец X в.) добавляет, русы «шьют шапки из шерсти с хвостом, свисающим с затылка».
С растительностью на лице обращались по-разному: «Некоторые русы бреют бороду, другие закручивают и заплетают ее, подобно лошадиным гривам, и красят шафраном» (Ибн Хаукаль). В Тмуторокани и вообще на Таманском полуострове среди «русской» знати получила распространение мода на оселедец. Побывавший здесь в 1237 г. доминиканский монах Юлиан записал, что местные «мужчины наголо бреют головы и тщательно растят бороды, кроме знатных людей, которые, в знак знатности, оставляют над левым ухом немного волос, выбривая всю остальную голову».
В представлении соседних народов образ русов ассоциировался с различными оттенками красного цвета (вспомним, как Прокопий Кесарийский описывал внешность склавенов и антов: «Телом же и волосами... все они чуть красноватые»). Например, восточнославянское слово «рюен» или «руен» («сентябрь») почти буквально воспроизводит название острова Рюген (Руян).
Синоним «рюена» звучит не менее узнаваемо — «русый». В сербском и польском языках «руйан» и «рудый» означает «темно-красный». В раннесредневековых источниках нередко встречается словосочетание «рыжие рутены». Эти известия любопытно сравнить с исследованиями антропологов XIX в., которые говорят о том, что в Европе наиболее высокий процент «рыжих» отмечается среди русского населения Галиции — карпатских русинов. В связи с этим показательна замена Ругиланда — Рудиландом в «Истории» Павла Диакона. Византийцы обыгрывали этническое имя русов, также «окрашивая» его в красный цвет. Епископ кремонский Лиудпранд заметил, что воинов князя Игоря «греки по внешнему виду называют русиями»; в данном случае немецкий писатель имел в виду греческое слово «росиос» — «красный, рыжий». Точно так же в переводе хроники Феофана библиотекарь папы Анастасий, писавший в конце IX в., перевел греческое слово «росиа» не как «русские», а как «красные» (rubea).
Обладая столь яркой, запоминающейся внешностью, русы еще больше подчеркивали свою «красноту» искусственными средствами. Не исключено также, что они применяли какое-то вещество красного цвета в качестве боевой раскраски. Именно так можно истолковать отрывок из «Искандер-наме» Низами Гянджеви:
Краснолицые русы сверкали. Они
Так сверкали, как магов сверкают огни.
В Европе и Передней Азии багряный, пурпурный цвета были символом власти, силы, могущества. Русы широко использовали его для ритуального раскрашивания своей военной атрибутики. Вид их дружин представлял величественное и устрашающее зрелище. Это было не войско, а надвигающееся пламя: кроваво-красные стяги, корабли под рдеющими парусами, «червленые» щиты... Традиция навсегда связала этот «русский цвет» с названием Черного, то есть, собственно, Чермного («Красного») моря (в ирландских сагах оно носит имя Маре Руад, Красное море), которое в X в. называлось также Русским морем — опять все та же прочная связь этноса и цвета.
Воинственность русов, их чрезвычайно высокие боевые качества снискали славу у соседних народов. «Они люди рослые, видные и смелые, — пишет Ибн Русте, — они отличаются мужеством и храбростью», но «смелость их проявляется не на коне, все свои набеги и подвиги они совершают на лодках». По его словам, на войне русы проявляли редкую сплоченность, в бою были необыкновенно упорны и настойчивы, в случае победы — безжалостны: «Если какая-нибудь часть их взывает о помощи, они выступают все вместе, не расходятся и образуют сплоченную силу против своего врага, пока не одержат над ним победу... Высадившись в стране какого-нибудь народа, они не уходят, пока не истребят своих противников, не изнасилуют их жен и не обратят оставшихся в рабство». Сходным образом описывает русов Мискавейх (ум. в 1030 г.), особо выделяя их необычайную выносливость: «Эти русы — племя великое; они не знают отступления, ни один из них не повернет спины, но или убьет противника, или сам будет им убит. Обычно каждый из них несет на себе свое оружие и к себе же привязывает большую часть ремесленных орудий, как то топор, пилу, молот и другие подобные вещи; они сражаются при помощи дротика, щита, меча; они носят на себе столб для палатки и оружие, подобное кинжалу. Русы сражаются пешими...»
Но в мирное время дружины русов представляли собой скопище скорпионов и гремучих змей, норовящих ужалить друг друга, — сказывалась закоренелая привычка к разбойной жизни. «Если у кого-нибудь из них есть хоть немного денег, его брат или товарищ старается его убить или ограбить», — передает Ибн Русте. В этом обществе людоедов и насильников дело доходило до того, что «никто из них не идет удовлетворить свою нужду один, но всегда с ним идут трое его товарищей, и они охраняют друг друга; при каждом меч, потому что среди них мало безопасности и распространено вероломство». «Этот народ плохого нрава», — коротко замечает «Худуд аль-Алам».
Стоит ли после этого удивляться тому, что русы обожествляли меч? Клинок приносил добычу, он же охранял награбленное добро и саму жизнь. Меч был первое, что видел новорожденный ребенок в «русской» семье. По словам Ибн Русте, когда у кого-нибудь из русов рождался сын, отец приносил к ребенку обнаженный меч, показывал его и говорил: «Я не оставлю тебе в наследство имущества, и не будет у тебя ничего, кроме того, что ты приобретешь для себя этим мечом». Меч был не просто оружием русов, но также их моралью и правом. «Если, — продолжает Ибн Русте, — кто-нибудь возбудит тяжбу против другого, он зовет его к суду царя, и там они спорят, если царю удается решить спор, то совершается по его желанию; если тяжущиеся не приходят к соглашению по слову царя, он велит им состязаться своими мечами; чей меч окажется острее, за тем признается победа. Родственники обеих сторон выходят и становятся с оружием; соперники начинают драться мечами; кто одержит верх над своим противником, в пользу того решается спор».
Обычаи русов казались цивилизованным народам настолько дикими, что некоторые арабские писатели даже отказывались верить, что у них вообще существуют какие-либо нравственные понятия. Масуди писал о русах как о народе, «не признающем религиозных законов». Историк XIII в. Амид аль-Мекин, рассказывая о принятии князем Владимиром христианства, также заметил, что у русов «не было до этого времени религиозного закона и не веровали они ни во что». Конечно, буквальное прочтение сообщений арабских писателей неуместно. В словах о безверии русов отразилось специфическое восприятие цивилизациями, исповедовавшими монотеизм, религиозных представлений «варваров». Нечто подобное о религии аланов писал еще Аммиан Марцеллин: «У них не найдешь ни храма, ни святилища, ни даже крытой соломой ниши для алтаря. Обнаженный меч, по варварскому обычаю вонзенный в землю, становится символом Марса, и они набожно поклоняются ему как верховному владыке тех земель, по которым проходят». Меч у русов был священным предметом, на нем приносили клятвы. А веровать в меч, по понятиям поклонников Аллаха, — это то же самое, что не веровать ни во что.
Продолжение статьи читайте в моём цикле исторических материалов Русское тысячелетие Х—ХХ.
Подписка открывает доступ к архиву. Оформив годовую подписку, вы получаете скидку 20%, есть и другие интересные предложения.
Цикл Русское тысячелетие Х—ХХ обновляется не реже двух раз в неделю, материалы выкладываются в виде подкаста и иллюстрированной текстовой расшифровки.
Подписывайтесь, читайте/слушайте, комментируйте!
Мои книги
Метки: Русское тысячелетие |
Из грязи — в плен |
Немецкие солдаты вытаскивают француза из грязи. Пашендейль, 1917 год.
Битву за Пашендейль иногда называют «борьбой в грязи». Миллионы снарядов глубоко взрыхлили землю, а проливные дожди превратили поле боя в болото. В результате воюющие армии начали нести необычные потери — утонувшими в грязевом месиве людьми. Эти жертвы исчислялись тысячами.
Метки: Первая мировая война |
Русский и малоросс – близнецы-братья |
Так считал Гоголь:
«…скажу, что сам не знаю, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Знаю только, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому перед малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены Богом и как нарочно каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой – явный знак, что они должны пополнить одна другую. Для этого самые истории их прошедшего быта даны им непохожие одна на другую, дабы порознь воспитались различные силы их характеров, чтобы потом, слившись воедино, составить собой нечто совершеннейшее в человечестве».
«Русский и малоросс – это души близнецов, пополняющих одна другую, родные и одинаково сильные. Отдавать предпочтение одной в ущерб другой – невозможно».
«Нам, малороссам и русским нужна одна поэзия, спокойная и сильная, — нетленная поэзия правды, добра и красоты… Всякий пишущий теперь должен думать не о розни, он должен прежде всего поставить себя перед лицом того, кто дал нам вечное человеческое слово».
Метки: русские |
Несоответствие международной и внутренней политики РФ |
Почему правильные шаги нашего правительства на международной арене не приносят «чувства гордости и удовлетворения», а только рост паники и недовольства?
А потому что внутри страны ничего не меняется, кроме цен и курса рубля. Можно сколько угодно болеть душой за «русский мир», но факт то, что Россия для наших соседей остается непривлекательной для добровольных союзов страной. А наше правительство остается непривлекательным партнером для союзов с нашими гражданами.
Украина, конечно, больной и чрезвычайно важный для нашей безопасности вопрос. Но куда важнее открыть внутренний фронт: меняться надо нам самим, активнее заниматься внутренней колонизацией и т.д. Постараться, чтобы российские законы заработали в Чечне, Туве, Калмыкии... Сделать, чтобы социальным наше государство было не только в Конституции, но и в жизни. Удивить мир не одними допинговыми скандалами, а достижениями в науке и искусстве. Постараться, чтобы каждый гражданин РФ мог бы с чистой совестью сказать: я живу в свободной стране.
Я уверен, что такая Россия намного успешнее справится со всеми вызовами на международной арене.
Метки: актуально |
А как там в кадре — забыл снять часы или нет? |
Метки: кинематограф |
Университет для всех |
Популярность публичных лекций — характерный признак культурного возрождения общества. Лекционными выступлениями заполнен весь «серебряный век» русской культуры. Естествознание, культура, религия, история — каждая область знания, каждая сфера жизни пробуждала искренний интерес в образованном слое русского общества.
Одним из признанных мастеров публичных выступлений был историк Василий Осипович Ключевский. Его лекции по русской истории пользовались огромным успехом. Художница Е. Д. Поленова писала в дневнике: «Сейчас возвратилась с лекции Ключевского. Какой это талантливый человек! Он читает теперь о древнем Новгороде и прямо производит впечатление, будто это путешественник, который очень недавно побывал в XIII — XIV веке, приехал и под свежим впечатлением рассказывает все, что там делалось у него на глазах, и как живут там люди, и чем интересуются, и чего добиваются, и какие они там».
Елена Дмитриевна Поленова (1850–1898). М., 1902. С. 37–38.
Одну из главных тайн своего мастерства Ключевский раскрыл в таких словах: «Говоря публично, не обращайтесь ни к слуху, ни к уму слушателей, а говорите так, чтобы они, слушая вас, не слышали ваших слов, а видели ваш предмет и чувствовали ваш момент. Воображение в сердце слушателей без вас и лучше вас сладят с их умом».
Ключевский В. О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М., «Наука», 1968. С. 328.
Я рад тому, что публичные лектории вновь становятся частью нашей общественной жизни. Мой вклад в это благородное дело вы можете оценить на моём Ютуб-канале «Забытые истории». Ссылка ниже. Буду рад новым подписчикам!
Мои книги
Метки: лекции видео |
Куда пропали останки Ярослава Мудрого? |
Метки: Ярослав Мудрый |