В 1750 году английский офтальмолог Джон Тейлор, которого многие исследователи считают шарлатаном, дважды прооперировал слепого Баха, обе операции оказались неудачными. Иллюстрация из книги «Жизненный образ Иоганна Себастьяна Баха», 1901 На самом деле он вызывал восторг в слушателях, у него было огромное количество учеников и последователей, его издавали и после смерти раскупили все набранные в типографии гравюры. Он был почитаем королем. Обладал титулами, побеждал во всех поединках виртуозов.Он оставил после себя неплохое имущественное наследство, поражающее больше всего тем, что музыкальных инструментов, включая много клавишных, у него было больше, чем сорочек.
Композитор Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) уже в неполные 18 лет играл в оркестре веймарского князя, а за свою жизнь написал более 1000 произведений, выражающих все особенности
музыкального барокко, и зарекомендовал себя как неподражаемого мастера
полифонии. О нелёгкой судьбе композитора, у которого музыкальных инструментов было больше, чем сорочек, рассказывает
humorable.
Он родился в 1685 году в знаменитом роду музыкантов, многочисленном и дружном. Когда они собирались, то пели хором и музицировали. Отец Баха был придворным музыкантом в городе Эйзенахе. Мать умерла, когда Баху было всего девять лет, и тогда же умерли его брат и сестра; отца Бах утратил через год..Баха взял к себе старший брат, Иоганн Кристоф — композитор и органист...
С пребыванием в его доме в Ордруфе связана первая легенда — о том, как Маленький Музыкант хотел разучить новые органные произведения модных композиторов Букстехуде и Пахельбеля, а старший брат возражал. Тогда Бах по ночам стал прокрадываться в библиотеку и переписывать ноты при лунном свете. Закончилось все печально: брат обнаружил переписанные ноты и отобрал их — в воспитательных целях.
Конечно, это было ужасным наказанием.
Об этой истории вспоминают довольно часто в связи с последующей болезнью глаз Баха, ставшей косвенной причиной его смерти...
Реже вспоминают о том, что именно старший брат привел Баха к органу, занимаясь с ним и одновременно рассказывая о его устройстве.
И кроме того, Бах занимался перепиской нот всю свою жизнь. Он переписывал все ноты, которые его интересовали. Тех композиторов, которые и в подметки енуне годились . Приучил к этой ежедневной работе также жену и детей. Два-три часа ежедневнойпереписки нот стали рутиной. Книгопечатание к тому времени, как я выяснила, не обладало достаточными промышленными объёмами ( 240 страниц в час) и обходилось дорого.
С годами его почерк и почерк жены — Анны Магдалены стали одинаковыми, и после исследователи вели споры, чьей рукой написан данный нотный текст.
В пятнадцатилетнем возрасте Бах переехал в Люнебург ( как герои из сказки — поедем в город Бремен и станем петь, «голос у тебя хороший» ) в гимазию, где нужны были музыкальные подростки с хорошими голосами. А к тому времени Бах умел играть на скрипке, органе и клавесине и обладал прекрасным сопрано.
Читать далее про музыкальное образование во времена Баха humorable
14:30, вчера
Добавить в друзья
Не понятый при жизни Иоганн Себастьян Бах
В 1750 году английский офтальмолог Джон Тейлор, которого многие исследователи считают шарлатаном,
дважды прооперировал слепого Баха, обе операции оказались неудачными
Иллюстрация из книги «Жизненный образ Иоганна Себастьяна Баха», 1901
Композитор Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) уже в неполные 18 лет играл в оркестре веймарского князя, а за свою жизнь написал более 1000 произведений, выражающих все особенности музыкального барокко, и зарекомендовал себя как неподражаемого мастера полифонии. О нелёгкой судьбе композитора, у которого музыкальных инструментов было больше, чем сорочек, рассказывает humorable.
humorable вспоминает легенды о Бахе:
О Бахе существует множество легенд.
Причина в этом — его огромная слава при жизни, как необычайно искусного исполнителя, композитора , экcперта в конструкции и настройке органов и клавишных инструментов, педагога и капельмейстера.
Привычный для нас образ — скромного труженика, обремененного семьей и нуждающегося, глубоко религиозного, не понятого при жизни и забытого на сто лет после смерти — оказывается тоже образом-легендой.
Он вызывал восторг в слушателях, у него было огромное количество учеников и последователей, его издавали и после смерти раскупили все набранные в типографии гравюры. Он был почитаем королем. Обладал титулами, побеждал во всех поединках виртуозов.Он оставил после себя неплохое имущественное наследство, поражающее больше всего тем, что музыкальных инструментов, включая много клавишных, у него было больше, чем сорочек.
Он родился в 1685 году в знаменитом роду музыкантов, многочисленном и дружном. Когда они собирались, то пели хором и музицировали. Отец Баха был придворным музыкантом в городе Эйзенахе. Мать умерла, когда Баху было всего девять лет, и тогда же умерли его брат и сестра; отца Бах утратил через год..Баха взял к себе старший брат, Иоганн Кристоф — композитор и органист...
С пребыванием в его доме в Ордруфе связана первая легенда — о том, как Маленький Музыкант хотел разучить новые органные произведения модных композиторов Букстехуде и Пахельбеля, а старший брат возражал. Тогда Бах по ночам стал прокрадываться в библиотеку и переписывать ноты при лунном свете. Закончилось все печально: брат обнаружил переписанные ноты и отобрал их — в воспитательных целях.
Конечно, это было ужасным наказанием.
Об этой истории вспоминают довольно часто в связи с последующей болезнью глаз Баха, ставшей косвенной причиной его смерти...
Реже вспоминают о том, что именно старший брат привел Баха к органу, занимаясь с ним и одновременно рассказывая о его устройстве.
И кроме того, Бах занимался перепиской нот всю свою жизнь. Он переписывал все ноты, которые его интересовали. Тех композиторов, которые и в подметки енуне годились . Приучил к этой ежедневной работе также жену и детей. Два-три часа ежедневнойпереписки нот стали рутиной. Книгопечатание к тому времени, как я выяснила, не обладало достаточными промышленными объёмами ( 240 страниц в час) и обходилось дорого.
С годами его почерк и почерк жены — Анны Магдалены стали одинаковыми, и после исследователи вели споры, чьей рукой написан данный нотный текст.
В пятнадцатилетнем возрасте Бах переехал в Люнебург ( как герои из сказки — поедем в город Бремен и станем петь, «голос у тебя хороший» ) в гимазию, где нужны были музыкальные подростки с хорошими голосами. А к тому времени Бах умел играть на скрипке, органе и клавесине и обладал прекрасным сопрано.
Читать далее про музыкальное образование во времена Баха
humorable — о начале музыкальной карьеры композитора:
И вот, в неполные восемнадцать лет Бах начал профессиональную деятельность — в Веймаре. Приняли его туда как органиста, но пока достраивали орган, Бах играл на скрипке в камерном оркестре князя, на практике знакомясь с итальянской оркестровой музыкой. Но совершенно случайно его пригласили опробовать новый отстроенный орган в Арнштадте. И, потрясенные его игрой, тут же назначили его городским органистом.
В восемнадцать лет Бах получает прекрасную должность, уважение и благополучие.
Годовой заработок его равнялся 84 гульденам, более, чем его дед заработал за 50 лет, и больше, чем зарабатывал его опытный старший брат в Ордруфе.
Правда, возраст бунтов и сводолюбия вступает в конфликт с должностью.
Его обвиняют в своеволии и неподобающем службе поведении.
Во время службы, пользуясь перерывами, он отлучается в церковный погреб. Магистрат жалуется на слишком длинные и сложные прелюдии — тогда он назло играет слишком короткие.
Раз его застают с молоденькой девушкой на хорах органа ( большинство мемуаристов считают, что то была его будущая жена, а первоначально, двоюродная сестра Мария Барбара)
Бах самовольно уезжает в Любек, послушать знаменитого в то время органиста Букстехуде — и там он остался еще на месяц. Приехав, он должен писать докладную записку о самовольной отлучке.
Читать далее про первый брак Баха и работу на веймарского князяAuth failed
humorable
14:30, вчера
Добавить в друзья
Не понятый при жизни Иоганн Себастьян Бах
В 1750 году английский офтальмолог Джон Тейлор, которого многие исследователи считают шарлатаном,
дважды прооперировал слепого Баха, обе операции оказались неудачными
Иллюстрация из книги «Жизненный образ Иоганна Себастьяна Баха», 1901
Композитор Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) уже в неполные 18 лет играл в оркестре веймарского князя, а за свою жизнь написал более 1000 произведений, выражающих все особенности музыкального барокко, и зарекомендовал себя как неподражаемого мастера полифонии. О нелёгкой судьбе композитора, у которого музыкальных инструментов было больше, чем сорочек, рассказывает humorable.
humorable вспоминает легенды о Бахе:
О Бахе существует множество легенд.
Причина в этом — его огромная слава при жизни, как необычайно искусного исполнителя, композитора , экcперта в конструкции и настройке органов и клавишных инструментов, педагога и капельмейстера.
Привычный для нас образ — скромного труженика, обремененного семьей и нуждающегося, глубоко религиозного, не понятого при жизни и забытого на сто лет после смерти — оказывается тоже образом-легендой.
Он вызывал восторг в слушателях, у него было огромное количество учеников и последователей, его издавали и после смерти раскупили все набранные в типографии гравюры. Он был почитаем королем. Обладал титулами, побеждал во всех поединках виртуозов.Он оставил после себя неплохое имущественное наследство, поражающее больше всего тем, что музыкальных инструментов, включая много клавишных, у него было больше, чем сорочек.
Он родился в 1685 году в знаменитом роду музыкантов, многочисленном и дружном. Когда они собирались, то пели хором и музицировали. Отец Баха был придворным музыкантом в городе Эйзенахе. Мать умерла, когда Баху было всего девять лет, и тогда же умерли его брат и сестра; отца Бах утратил через год..Баха взял к себе старший брат, Иоганн Кристоф — композитор и органист...
С пребыванием в его доме в Ордруфе связана первая легенда — о том, как Маленький Музыкант хотел разучить новые органные произведения модных композиторов Букстехуде и Пахельбеля, а старший брат возражал. Тогда Бах по ночам стал прокрадываться в библиотеку и переписывать ноты при лунном свете. Закончилось все печально: брат обнаружил переписанные ноты и отобрал их — в воспитательных целях.
Конечно, это было ужасным наказанием.
Об этой истории вспоминают довольно часто в связи с последующей болезнью глаз Баха, ставшей косвенной причиной его смерти...
Реже вспоминают о том, что именно старший брат привел Баха к органу, занимаясь с ним и одновременно рассказывая о его устройстве.
И кроме того, Бах занимался перепиской нот всю свою жизнь. Он переписывал все ноты, которые его интересовали. Тех композиторов, которые и в подметки енуне годились . Приучил к этой ежедневной работе также жену и детей. Два-три часа ежедневнойпереписки нот стали рутиной. Книгопечатание к тому времени, как я выяснила, не обладало достаточными промышленными объёмами ( 240 страниц в час) и обходилось дорого.
С годами его почерк и почерк жены — Анны Магдалены стали одинаковыми, и после исследователи вели споры, чьей рукой написан данный нотный текст.
В пятнадцатилетнем возрасте Бах переехал в Люнебург ( как герои из сказки — поедем в город Бремен и станем петь, «голос у тебя хороший» ) в гимазию, где нужны были музыкальные подростки с хорошими голосами. А к тому времени Бах умел играть на скрипке, органе и клавесине и обладал прекрасным сопрано.
Читать далее про музыкальное образование во времена Баха
humorable — о начале музыкальной карьеры композитора:
И вот, в неполные восемнадцать лет Бах начал профессиональную деятельность — в Веймаре. Приняли его туда как органиста, но пока достраивали орган, Бах играл на скрипке в камерном оркестре князя, на практике знакомясь с итальянской оркестровой музыкой. Но совершенно случайно его пригласили опробовать новый отстроенный орган в Арнштадте. И, потрясенные его игрой, тут же назначили его городским органистом.
В восемнадцать лет Бах получает прекрасную должность, уважение и благополучие.
Годовой заработок его равнялся 84 гульденам, более, чем его дед заработал за 50 лет, и больше, чем зарабатывал его опытный старший брат в Ордруфе.
Правда, возраст бунтов и сводолюбия вступает в конфликт с должностью.
Его обвиняют в своеволии и неподобающем службе поведении.
Во время службы, пользуясь перерывами, он отлучается в церковный погреб. Магистрат жалуется на слишком длинные и сложные прелюдии — тогда он назло играет слишком короткие.
Раз его застают с молоденькой девушкой на хорах органа ( большинство мемуаристов считают, что то была его будущая жена, а первоначально, двоюродная сестра Мария Барбара)
Бах самовольно уезжает в Любек, послушать знаменитого в то время органиста Букстехуде — и там он остался еще на месяц. Приехав, он должен писать докладную записку о самовольной отлучке.
Читать далее про первый брак Баха и работу на веймарского князя
humorableрассказывает о связи произведений Баха с архитектурой барокко:
В первой лекции об истории музыки я говорила о том, что Баха связывают с готикой, а хронологически oн параллелен архитектуре барокко.
Это не совсем так.
Дело в том, что все соборы и церкви, в которых Бах работал и проводил целые дни — готические, в готике Бах играл и сочинял.
И мне кажется, можно сравнить с принципами готической архитектуры.
Высота, свет и величие — таковы общие впечатления от готики.
Эти эффекты стали возможыми благодарю обеспечены открытию каркасной системы. Нервюровые арки позволили заменить камни стеклом, рацветить его витражами.
Это ощущение пространства как прозрачной светлой — или же глубокой — вертикали.
Подобно — как бы ни была насыщена полифония Баха, в ней предельно отчетливо слышны движения всех голосов. Если же это аккорд, то расположение звуков в нем тоже «прозрачное».
Баховские мелодии отличаются протяженностью — большим количеством звуков. Там не менее каждый из них вокален как часть мелодии. Причем это касается и кантилены, и быстрой, инструментальной музыки. Виртуозные пассажи тожe можно петь, несмотря на инструментальный характер. Проходящие звуки заполняют мелодию гармонией, как стекла и витражи занимают место каменных тяжелых стен.
Они напоминают бесчисленное количество еле заметных издалека, снизу готических орнаментальных украшений, которые при ближайшем рассмотрении оказываются : во-первых, самостоятельным изображением, а во-вторых, как бы много их ни было, сохраняют тенденцию к единичности.
«Обрамляя рельефы и украшая карнизы и капители, они с выражают идею органического, живого роста, присущую готическому храму в целом и его интерьеру.»
И еще одна черта: секвенции, иллюзия подъема. Это слышно очень ярко в его оркестровых сочинениях: в басу сохраняется опора, словно сохраняющая точку отчета, а верхние голоса поднимаются, причем уже когда кaжется, что лимиты исчерпаны, начинается новая линия подъема.
В «Партите» номер два, которую я хочу показать сейчас, присутствуют все эти качества.
Более того, поскольку Бах владел скрипкой, клавесином, органом и другими инструментами, он привносил в каждую область что-то из другой.
Поэтому в партите мы слышим и орган, и голос, и струнный бас, и дуэт скрипок.
Читать далее про особенности Веймарского периода в творчестве БахаВ Кетене Баха приняли хорошо — он получил звание капельмейстера — самое высокое из возможных. Молодой его хозяин, Леопольд Кетенский, был заядлым меломаном.Интересно, что происходил он из семьи кальвинистов, по канонам которых в церкви музыки вообще не должно быть.Тем не менее музыка вне церкви очень приветствoвалась. Леопольд успел попутешествовать по Европе, был в курсе последнией моды, и сам неплохо играл на клавесине и виоле, вместе со своими слугами-музыкантами.
Музыкантов было восемнадцать человек, — и какие! Когда Вильгельм Первый, король Пруссии, вступил в правление, то распустил придворную капеллу отца за ненадобностью. Принц Леопольд переманил к себе лучших берлинских музыкантов — и Баху представилась задача сочинять для секулярную музыку — блестящую, оркестровую.
В этой области — ярче всего проявилось барочное в музыке Баха. — в cюитax, скрипичныx концертax, «Брандебургскиx концертax».
Оркестр Баха типичен для периода барокко — если помните, к этому времени существовало огромное количество разновидностей в разных группах инструментов. Состав оркестра не был еще стабильным ни по видам, ни по количеству. Часто он определялся просто количеством музыкантов в данный момент времени. С другой стороны, звучание все-таки приближается к классическому — нет щипковых инструментов, например, зато увеличивается число медных духовых. Ярче всего из баховского оркестра запоминается труба кларино — такая яркая, что «слепит» уши, как солнце без очков.
Эта труба — примета времени, ее много и у Генделя.Но в отличие от последнего, Бах дает ей — каки другим инструнентам — бесконечную нелодическую линию. Взаимодействие таких множественных мелодических линий и отличает Баха — вертикаль перестает быть вертикалью, а становится уже чен-то объемным вроде такого.
Читать далее про путешествия Баха вместе с принцем ЛеопольдомНе раз исследователи баховского творчества говорили, что если бы Баха взяли бы в Гамбург, то никогда бы он не написал своих главных произведений: месс, Страстей и Pождественской оратории.
Работа в школе была довольно обременительна. В oбязанности Баха входили занятия не только музыкой, но и латынью. Дежурство в помещении, где спали ученики. Дети участвовали во всех церковных церемониях — свадьбах, похоронах и т.д. и снабжали своими услугами еще четыре церкви. Бах, очевидно, не был хорошим руководителем. Вдобавок , магистрат выделял денег менее, чем требовалось, и ученики не все попадались подходящие.
Сохрнилось много докладных, где Бах жалуется на снижение дохода, на недостаточное количество хороших хористов и оркестрантов:
«Высказаться [здесь] сколько-нибудь правдиво об их качествах и музыкальных познаниях мне не позволяет скромность. Однако же следует принять в соображение, что некоторые из них отслужили свое, а иные не обладают такою подготовкой, каковую им следовало бы иметь».
А между тем, он был прекрасным преподавателем, учил детей не только пению, но и гармонии, контрапункту и игре на музыкальных инструментах. Ученики — Кребс, Кунау, Альтниколь с восторгом рассказывают о его методах. Но административные обязанности предпочитал перекладывать на плечи других. И даже приплачивал им — как за дежурства в интернате и преподавание латыни.
У Баха оставалось время для композиции. С другой стороны, сочинять он должен был очень много. Дле церковных нужд он должен был представлять еженедельно новую кантату — около 50 кантат в год. Бах написал около шестисот, сохранилась о наших дней примерно треть.
B Лейпциге была развита и светская концертная жизнь.Через несколько лет после прибытия Баха его назначили директором «Коллегиум Мусикум» — музыкальной организации, занимавшейся концертами, поддерживаемой лейпцигским университетом. Интересно, что концертaми занимался Готтфрид Циммерман — ресторатор и импрессарио.
Читать далее про то, почему Баху было сложно совмещать руководство школой и сотрудничество с оркестром humorable
14:30, вчера
Добавить в друзья
Не понятый при жизни Иоганн Себастьян Бах
В 1750 году английский офтальмолог Джон Тейлор, которого многие исследователи считают шарлатаном,
дважды прооперировал слепого Баха, обе операции оказались неудачными
Иллюстрация из книги «Жизненный образ Иоганна Себастьяна Баха», 1901
Композитор Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) уже в неполные 18 лет играл в оркестре веймарского князя, а за свою жизнь написал более 1000 произведений, выражающих все особенности музыкального барокко, и зарекомендовал себя как неподражаемого мастера полифонии. О нелёгкой судьбе композитора, у которого музыкальных инструментов было больше, чем сорочек, рассказывает humorable.
humorable вспоминает легенды о Бахе:
О Бахе существует множество легенд.
Причина в этом — его огромная слава при жизни, как необычайно искусного исполнителя, композитора , экcперта в конструкции и настройке органов и клавишных инструментов, педагога и капельмейстера.
Привычный для нас образ — скромного труженика, обремененного семьей и нуждающегося, глубоко религиозного, не понятого при жизни и забытого на сто лет после смерти — оказывается тоже образом-легендой.
Он вызывал восторг в слушателях, у него было огромное количество учеников и последователей, его издавали и после смерти раскупили все набранные в типографии гравюры. Он был почитаем королем. Обладал титулами, побеждал во всех поединках виртуозов.Он оставил после себя неплохое имущественное наследство, поражающее больше всего тем, что музыкальных инструментов, включая много клавишных, у него было больше, чем сорочек.
Он родился в 1685 году в знаменитом роду музыкантов, многочисленном и дружном. Когда они собирались, то пели хором и музицировали. Отец Баха был придворным музыкантом в городе Эйзенахе. Мать умерла, когда Баху было всего девять лет, и тогда же умерли его брат и сестра; отца Бах утратил через год..Баха взял к себе старший брат, Иоганн Кристоф — композитор и органист...
С пребыванием в его доме в Ордруфе связана первая легенда — о том, как Маленький Музыкант хотел разучить новые органные произведения модных композиторов Букстехуде и Пахельбеля, а старший брат возражал. Тогда Бах по ночам стал прокрадываться в библиотеку и переписывать ноты при лунном свете. Закончилось все печально: брат обнаружил переписанные ноты и отобрал их — в воспитательных целях.
Конечно, это было ужасным наказанием.
Об этой истории вспоминают довольно часто в связи с последующей болезнью глаз Баха, ставшей косвенной причиной его смерти...
Реже вспоминают о том, что именно старший брат привел Баха к органу, занимаясь с ним и одновременно рассказывая о его устройстве.
И кроме того, Бах занимался перепиской нот всю свою жизнь. Он переписывал все ноты, которые его интересовали. Тех композиторов, которые и в подметки енуне годились . Приучил к этой ежедневной работе также жену и детей. Два-три часа ежедневнойпереписки нот стали рутиной. Книгопечатание к тому времени, как я выяснила, не обладало достаточными промышленными объёмами ( 240 страниц в час) и обходилось дорого.
С годами его почерк и почерк жены — Анны Магдалены стали одинаковыми, и после исследователи вели споры, чьей рукой написан данный нотный текст.
В пятнадцатилетнем возрасте Бах переехал в Люнебург ( как герои из сказки — поедем в город Бремен и станем петь, «голос у тебя хороший» ) в гимазию, где нужны были музыкальные подростки с хорошими голосами. А к тому времени Бах умел играть на скрипке, органе и клавесине и обладал прекрасным сопрано.
Читать далее про музыкальное образование во времена Баха
humorable — о начале музыкальной карьеры композитора:
И вот, в неполные восемнадцать лет Бах начал профессиональную деятельность — в Веймаре. Приняли его туда как органиста, но пока достраивали орган, Бах играл на скрипке в камерном оркестре князя, на практике знакомясь с итальянской оркестровой музыкой. Но совершенно случайно его пригласили опробовать новый отстроенный орган в Арнштадте. И, потрясенные его игрой, тут же назначили его городским органистом.
В восемнадцать лет Бах получает прекрасную должность, уважение и благополучие.
Годовой заработок его равнялся 84 гульденам, более, чем его дед заработал за 50 лет, и больше, чем зарабатывал его опытный старший брат в Ордруфе.
Правда, возраст бунтов и сводолюбия вступает в конфликт с должностью.
Его обвиняют в своеволии и неподобающем службе поведении.
Во время службы, пользуясь перерывами, он отлучается в церковный погреб. Магистрат жалуется на слишком длинные и сложные прелюдии — тогда он назло играет слишком короткие.
Раз его застают с молоденькой девушкой на хорах органа ( большинство мемуаристов считают, что то была его будущая жена, а первоначально, двоюродная сестра Мария Барбара)
Бах самовольно уезжает в Любек, послушать знаменитого в то время органиста Букстехуде — и там он остался еще на месяц. Приехав, он должен писать докладную записку о самовольной отлучке.
Читать далее про первый брак Баха и работу на веймарского князя
humorableрассказывает о связи произведений Баха с архитектурой барокко:
В первой лекции об истории музыки я говорила о том, что Баха связывают с готикой, а хронологически oн параллелен архитектуре барокко.
Это не совсем так.
Дело в том, что все соборы и церкви, в которых Бах работал и проводил целые дни — готические, в готике Бах играл и сочинял.
И мне кажется, можно сравнить с принципами готической архитектуры.
Высота, свет и величие — таковы общие впечатления от готики.
Эти эффекты стали возможыми благодарю обеспечены открытию каркасной системы. Нервюровые арки позволили заменить камни стеклом, рацветить его витражами.
Это ощущение пространства как прозрачной светлой — или же глубокой — вертикали.
Подобно — как бы ни была насыщена полифония Баха, в ней предельно отчетливо слышны движения всех голосов. Если же это аккорд, то расположение звуков в нем тоже «прозрачное».
Баховские мелодии отличаются протяженностью — большим количеством звуков. Там не менее каждый из них вокален как часть мелодии. Причем это касается и кантилены, и быстрой, инструментальной музыки. Виртуозные пассажи тожe можно петь, несмотря на инструментальный характер. Проходящие звуки заполняют мелодию гармонией, как стекла и витражи занимают место каменных тяжелых стен.
Они напоминают бесчисленное количество еле заметных издалека, снизу готических орнаментальных украшений, которые при ближайшем рассмотрении оказываются : во-первых, самостоятельным изображением, а во-вторых, как бы много их ни было, сохраняют тенденцию к единичности.
«Обрамляя рельефы и украшая карнизы и капители, они с выражают идею органического, живого роста, присущую готическому храму в целом и его интерьеру.»
И еще одна черта: секвенции, иллюзия подъема. Это слышно очень ярко в его оркестровых сочинениях: в басу сохраняется опора, словно сохраняющая точку отчета, а верхние голоса поднимаются, причем уже когда кaжется, что лимиты исчерпаны, начинается новая линия подъема.
В «Партите» номер два, которую я хочу показать сейчас, присутствуют все эти качества.
Более того, поскольку Бах владел скрипкой, клавесином, органом и другими инструментами, он привносил в каждую область что-то из другой.
Поэтому в партите мы слышим и орган, и голос, и струнный бас, и дуэт скрипок.
Читать далее про особенности Веймарского периода в творчестве Баха
humorable рассказывает о Кетенском периоде:
В Кетене Баха приняли хорошо — он получил звание капельмейстера — самое высокое из возможных. Молодой его хозяин, Леопольд Кетенский, был заядлым меломаном.Интересно, что происходил он из семьи кальвинистов, по канонам которых в церкви музыки вообще не должно быть.Тем не менее музыка вне церкви очень приветствoвалась. Леопольд успел попутешествовать по Европе, был в курсе последнией моды, и сам неплохо играл на клавесине и виоле, вместе со своими слугами-музыкантами.
Музыкантов было восемнадцать человек, — и какие! Когда Вильгельм Первый, король Пруссии, вступил в правление, то распустил придворную капеллу отца за ненадобностью. Принц Леопольд переманил к себе лучших берлинских музыкантов — и Баху представилась задача сочинять для секулярную музыку — блестящую, оркестровую.
В этой области — ярче всего проявилось барочное в музыке Баха. — в cюитax, скрипичныx концертax, «Брандебургскиx концертax».
Оркестр Баха типичен для периода барокко — если помните, к этому времени существовало огромное количество разновидностей в разных группах инструментов. Состав оркестра не был еще стабильным ни по видам, ни по количеству. Часто он определялся просто количеством музыкантов в данный момент времени. С другой стороны, звучание все-таки приближается к классическому — нет щипковых инструментов, например, зато увеличивается число медных духовых. Ярче всего из баховского оркестра запоминается труба кларино — такая яркая, что «слепит» уши, как солнце без очков.
эта труба — примета времени, ее много и у Генделя.Но в отличие от последнего, Бах дает ей — каки другим инструнентам — бесконечную нелодическую линию. Взаимодействие таких множественных мелодических линий и отличает Баха — вертикаль перестает быть вертикалью, а становится уже чен-то объемным вроде такого.
Читать далее про путешествия Баха вместе с принцем Леопольдом
humorable — о преподавании Баха в Лейпциге:
Не раз исследователи баховского творчества говорили, что если бы Баха взяли бы в Гамбург, то никогда бы он не написал своих главных произведений: месс, Страстей и Pождественской оратории.
Работа в школе была довольно обременительна. В oбязанности Баха входили занятия не только музыкой, но и латынью. Дежурство в помещении, где спали ученики. Дети участвовали во всех церковных церемониях — свадьбах, похоронах и т.д. и снабжали своими услугами еще четыре церкви.Бах, очевидно, не был хорошим руководителем. Вдобавок , магистрат выделял денег менее, чем требовалось, и ученики не все попадались подходящие.
Сохрнилось много докладных, где Бах жалуется на снижение дохода, на недостаточное количество хороших хористов и оркестрантов:
«Высказаться [здесь] сколько-нибудь правдиво об их качествах и музыкальных познаниях мне не позволяет скромность. Однако же следует принять в соображение, что некоторые из них отслужили свое, а иные не обладают такою подготовкой, каковую им следовало бы иметь».
А между тем, он был прекрасным преподавателем, учил детей не только пению, но и гармонии, контрапункту и игре на музыкальных инструментах. Ученики — Кребс, Кунау, Альтниколь с восторгом рассказывают о его методах. Но административные обязанности предпочитал перекладывать на плечи других. И даже приплачивал им — как за дежурства в интернате и преподавание латыни.
У Баха оставалось время для композиции. С другой стороны, сочинять он должен был очень много. Дле церковных нужд он должен был представлять еженедельно новую кантату — около 50 кантат в год. Бах написал около шестисот, сохранилась о наших дней примерно треть.
B Лейпциге была развита и светская концертная жизнь.Через несколько лет после прибытия Баха его назначили директором «Коллегиум Мусикум» — музыкальной организации, занимавшейся концертами, поддерживаемой лейпцигским университетом. Интересно, что концертaми занимался Готтфрид Циммерман — ресторатор и импрессарио.
Читать далее про то, почему Баху было сложно совмещать руководство школой и сотрудничество с оркестром
humorable — о сравнении Баха с композитором Георгом Генделем:
Принято сравнивать биографии Баха и Генделя, традиционно их противопоставляя, тем более, что были они ровесниками, земляками и имели много общего родоначальника — и того, и другого нередко называли Орфеем!
Гендель сиял алмазом в британской короне много-много лет.
Но и Бах носил громкий титул: «Йог. Себ. Бах, королевский польский и курфюрстский саксонский придворный композитор и лейпцигский музикдиректор». И тот, и другой писали кантаты и оратории по поводу траурных или свадебных королевских событий. Генделаю принадлежат знаменитые музыки «для плeнера — «Mузыка для воды» и «Mузыка для фейерверка». А вот дла чего иногда писал музыку Бах:
«Около 9 часов вечера здешние учащиеся представили Их величеству Фридриху Августу II всеподданнейшую вечернюю музыку с трубами и литаврами, сочинения г-на капельмейстера Йог. Себастьяна Баха, кантора [школы] св. Фомы. Целых 600 человек студентов несли восковые факелы, 4 графа выполняли функции гофмейстеров. Шествие продвигалось от „Черной доски“ через Риттерштрассе, Брюль и Катариненштрассе вверх, к отведенной для короля резиденции, а когда музыка[льная процессия] достигла „Весов“, к ней присоединились трубы и литавры, то же самое было проделано — у ратуши — с хором. При преподнесении песни сей 4 графа были допущены к поцелую руки. Затем Их королевское величество — вместе с Их королевской госпожой супругой Марией Йозефой и королевским принцем Фридрихом Кристианом — не отходили от окна, пока продолжалась музыка, милостивейше оную выслушали, и Их величеству весьма таковая понравилась».
Читать далее про попытки Баха встретиться с Генделем http://nandzed.livejournal.com/4776335.html