
Предполагается, что/ bla /человека, семьи или даже целого народа связано
с определённым местом или существом. Место или существо, с которым
связано/ bla/, называется/ bla gnas/. Если/ bla gnas /будет уничтожено,
существование индивида, от него зависящего, закончится, либо, по меньшей
мере, окажется в смертельной опасности. В некоторых случаях/ bla gnas
/хорошо известно человеку, так как эта черта передаётся по наследству из
поколения в поколение. Очевидным пережитком тотемистических верований
является убеждённость многих тибетцев, что их/ bla gnas /это
определённое дерево (/bla shing/) или животное (/bla sems can/,
сокращение от/ bla gnas kyi sems can/). В этом случае человек
воздерживается от рубки деревьев или убийства животных этого конкретного
вида. Иногда, если человеку неведомо, где находится его/ bla gnas/,
средоточие его жизненной силы может быть определено астрологом. Пусть,
например, астролог обнаружил, что одна из принадлежащих человеку лошадей
является его/ bla gnas/. Тогда ему рекомендуется держать эту лошадь
отдельно от остальных, хорошо её кормить и следить, чтобы на неё не
садился никто кроме него самого или священника.
/Bla gnas kyi sems can/ - "животным жизненной силы" - правителя (/rgyal
po'i bla gnas/) или благородного семейства обычно является тигр, лев,
слон или медведь, тогда как простой народ почитает своими "животными
жизненной силы" лошадей, мулов, овец, волов, яков и т. д.
Распространённое предание гласит, что когда/ Ge sar /сражался с
правителем/ Sa tham/, он вначале убил семь медведей (/bla dred bdun/),
которые были/ bla gnas kyi sems can /этого правителя, и тем вызвал
гибель своего противника. Также в связи с историей о войне/ Ge sar /с
тремя царствами/ Hor ser/,/ Hor dkar /и/ Hor nag /один из текстов
упоминает "рыбу жизненной силы" (/bla nya/) этих трёх государств.
Очень часто к озеру относятся как к/ bla gnas/, от которого зависит
жизнь человека или даже целого народа. Так, например, одна легенда
утверждает, что озеро Ямдок (/Yar'brog mtsho/) является "озером
жизненной силы" (/blamtsho/) тибетского народа и его высыхание приведёт
к гибеди всего населения Страны Снегов. Та же история рассказывает о/
Byang nam ru mtsho/./ Bla mtsho /Бутана является/ Ka la mtsho /недалеко
от Дочена (/rDo chen/), на пути между Фари Дзонг и Гьянце, при этом
соседнее/ Sras mtsho /- "озеро жизненной силы" Сиккима./ Bla mtsho /всех
Далай Лам это/ Chos 'khor rgyal mtsho/, называемое обителью/ dPal ldan
lha mo/, находящееся на юго-востоке провинции Тагпо.
Также существует поверье, что горы могут быть средоточием "жизненной
силы" человека; в этом случае тибетцы говорят о/ bla ri/. Наиболее
известная гора этого рода это/ Bya skya dkar po ri/, которая лежит в
предместьях Лхасы напротив/ lCags po ri/, от которой она отделена рекой/
sKyid chu/. Согласно легенде, последняя гора была/ bla ri /царя/ Glang
dar ma/, непримиримого врага буддизма, и после его смерти/ Bya skya dkar
po ri /начала понемногу двигаться в сторону реки. Если бы не были
приняти меры, гора в конце концов заблокировала бы течение реки и
столица Тибета была бы разрушена колоссальным наводнением. Чтобы спасти
город от этой угорозы, образ/ sGrol ma /якобы мистическим образом возник
на соседней/ lCags po ri/, и считается, что эта фигура и ныне время от
времени следит за движением горы напротив. Вдобавок, во время ежегодной
великой молитвы (/sMon lam chen po/) ламы выполняют специальное
"заклинание/ gtor ma/" (/gtor rgyab/), призванное остановить движение
этой горы, а в это время несколько пушек выстреливают в сторону/ bla ri
Glang dar ma/.
/Bla ri /всех древних/ dharmarajas /(/chos rgyal/) Тибета считается
гора, называемая/ lHa ri rtse lnga/, примерно в полутора днях пути к
юго-западу от Лхасы. Другие/ bla ri /это две горы неподалёку от Лхасы,
известные как/ Bum pa ri /и/ dGe 'phel ri/, о которых иногда отзываются,
как о/ bla ri /тибетского народа.
Не только люди, но и некоторые божества, считается, обладают
собственными/ bla gnas/, и соответственно тибетцы говорят о/ chos skyong
gi bla gnas /или/ srung ma'i bla gnas/. Гора/ Jo mo sil/, например, по
их верованиям является/ bla gnas /неизвестного члена группы/ bsTan ma
/[скорее всего богини/ rDo rje g.yar mo sil/]. Эта гора лежит на
расстоянии одного перехода к северо-востоку от Лхасы, и каждый год
представителями правительства Тибета на неё возлагаются дары.
Из книги Рене де Небески-Войковица "Оракулы и демоны Тибета: культ и
иконография тибетских защитных божеств" http://nandzed.livejournal.com/4764911.html