Академик, председатель Научно-методического совета по охране памятников культуры при Президиуме Академии наук СССР, директор Института истории искусств Академии наук СССР действительный член Академии художеств СССР член-корреспондент Академии архитектуры СССР, научный руководитель Государственных центральных художественно-реставрационных мастерских Министерства культуры СССР - это далеко не полный перечень званий и заслуг Игоря Эммануиловича Грабаря.
Автопортрет в шубе, 1947. Холст, масло. ГТГВ августе - октябре 1902 года Грабарь путешествовал по Архангельской губернии. Вернувшись в Санкт-Петербург с рисунками, фотографиями и этюдами, он написал эту картину.
И. Грабарь. Городок на Северной Двине, 1903. Холст, масло. Музей архитектуры им. А.В. Щусева
Автопортрет с палитрой (в белом халате), 1934-1935. Холст, масло. ГТГПётр Иванович Нерадовский (1875-1962) - художник, хранитель художественного отдела Русского музея (с 1909). Работал во Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины при Наркомпросе с 1919-го, в Третьяковской галерее (1925-1928), Эрмитаже и в Академии истории материальной культуры (1930-е). В 1930-е находился в заключении по сфабрикованному обвинению. В 40-е работал сотрудником Загорского музея заповедника и Центральных реставрационных мастерских. Его научные интересы простирались от искусства Древней Руси до искусства начала XX века.
Портрет П.И. Нерадовского, 1946. Холст, масло. ГТГПётр Дмитриевич Барановский (1892-1984) - инженер-строитель, реставратор памятников архитектуры, искусствовед, организатор и руководитель ярославских реставрационных мастерских (1918-1926), создатель и первый директор Музея народного творчества в Коломенском (1927-1933). В 1920-1930-е разработал методику консервации и реставрации памятников архитектуры, выезжал в многочисленные научные экспедиции на Север и на Кавказ. Репрессирован по делу славистов. В 1933-1936 годах отбывал заключение в сиблаге в Мариинске, а затем жил в городе Александрове, где занимался реставрацией Кремля. Учёный восстановил и спас от сноса более 100 памятников архитектуры, в том числе собор Василия Блаженного в Москве, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, раскрыл из-под поздних наслоений здание Английского двора, палаты Симоа Ушакова и Боровского подворья в Москве, подготовил проект восстановления Крутицкого подворья. Благодаря обмерам и чертежам Барановского в 1990-е был воссоздан Казанский собор на Красной площади в Москве.
Портрет архитектора-реставратора П.Д. Барановского, 1938-1951. Холст, масло. Красноярский художественный музей имени В.И. СуриковаАбрам Маркович Эфрос (1888-1954) - искусствовед, театровед, переводчик, выпускник юридического факультета Московского университета, художественный критик в газете Русские ведомости (1911-1917), заведующий отделом нового и новейшего искусства Третьяковской галереи (с 1920), хранитель отдела французской живописи и заместитель директора ГМИИ в Москве. Дважды подвергался репрессиям - в 1937 и 1950 годах.
Портрет А.М. Эфроса, 1931. Холст,масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь, МинскАнатолий Васильевич Бакушинский (1883-1939) - доктор искусствоведения и профессор Московского университета (с 1924), заведующий Цветковской галереи, сотрудник Третьяковской галереи. Бакушинский занимался изучением произведений искусства, а также вёл просветительскую работу. Автор книг Искусство Палеха (1934), Искусство Мстёры (1934 в сотрудничестве с В.М. Василенко).
Портрет А.В. Бакушинского, 1936. Холст, масло. ГТГВ 1913 году Грабарь стал попечителем, а вскоре директором Третьяковской галереи (1918-1925). Особое внимание Грабарь обращал на политику пополнения фондов Галереи и расширения ее коллекции. Приобретение работ художников авангарда М.Ф. Ларионова, Н.С. Гончаровой, И.И. Машкова, П.П. Кончаловского, К.С. Петрова-Водкина, А.В. Лентулова, Р.Р. Фалька, позволило представить развернутую картину отечественного искусства.
Справа - Пётр Кончаловский (1876-1956). Портрет Н.П. Кончаловской, 1915. Холст, масло. Приобретено Советом Третьяковской галереи, 1916. ГТГ
Роберт Фальк (1886-1958). Солнце. Крым. Козы, 1916. Холст, масло. Приобретено Советом Третьяковской галереи, 1920
Наталья Гончарова (1881-1962). Букет и флакон красок, 1909. Холст, масло. Приобретено Советом Третьяковской галереи, 1913
Кузьма Петров-Водкин (1878-1939). Мать, 1913. Холст, масло. Приобретено Советом Третьяковской галереи, 1918. ГТГОгромное количество произведений влилось в состав Третьяковской галереи после революции из Государственного музейного фонда (1918-1928), созданного и возглавляемого Грабарем. Значительно разросшееся собрание галереи потребовало дополнительного помещения для хранения вновь поступивших произведений. Только лучшие из них попадали в залы, другие - менее значимые, но важные для научных исследований, оказывались в фондохранилище. Параллельно Грабарь энергично и решительно занимался вопросами устройства музейного дела в масштабах Советского государства.

Василий Кандинский (1866-1940). Озеро, 1910. Холст, масло. Поступила в 1924. ГТГ
Илья Машков (1881-1944). Натюрморт. Камелия, 1913. Холст, масло. Приобретено Советом Третьяковской галереи, 1915. ГТГ
Илья Машков. Портрет Н.М. Усовой, 1915. Холст, масло. Приобретено в 1918. ГТГ
Борис Григорьев (1886-1939). Консьержка, 1918. Холст, масло. Приобретено в 1918. ГТГПо инициативе Грабаря 10 июня 1918 года в Москве была создана Всероссийская комиссия по сохранению и раскрытию памятников древнерусской живописи. В число её главных задач входило обнаружение, учет, спасение и реставрация произведений живописи Древней Руси. В 1924 году Комиссия была реорганизована в Центральные государственные реставрационные мастерские во главе с директором - Грабарем (до 1931). За этот период удалось наладить систему государственного управления сферой охраны и реставрации практически всех видов памятников искусства, научную работу в области теории и методики реставрации, организовать публикацию научных трудов. Важным направлением деятельности мастерских являлось проведение научных экспедиций в разные регионы России с целью исследования и реставрации древних памятников. Более 40 из них прошли по Русскому Северу, Поволжью, Уралу, Смоленщине, Крыму, Белоруссии, Туркестану и Кавказу. Стремительно обследовались церкви Москвы, Звенигорода, Владимира, Ростова и Ярославля, Новгорода, Пскова, Кириллова и Ферапонтово, благодаря чему множество древнерусских памятников попадали в музейные собрания.
Копии икон для выставки "Памятники древнерусской живописи. Русские иконы XII-XVII веков" в Европе и Америке (1929-1932)Мастерские развивали связи с крупнейшими музеями Европы и зарубежными учеными, стремились пробудить их интерес к русской иконе. Важным событием стала подготовленная Грабарем и Анисимовым выставка "Памятники древнерусской живописи. Русские иконы XII-XVII века". Она с успехом прошла в Германии, Великобритании и США в 1929-1932 годах. Наряду с известными музейными экспонатами в экспозиции присутствовали нераскрытые памятники, позволяющие во время работы выставки продемонстрировать методы и приемы реставрации.
Копии икон для выставки "Памятники древнерусской живописи. Русские иконы XII-XVII веков" в Европе и Америке (1929-1932)Григорий Осипович Чириков (1882-1936) - потомственный иконописец из крестьян Мстеры. С 1918 года - сотрудник Всероссийской комиссии по сохранению и раскрытию памятников древнерусской живописи. Обследовал стены собора Спасо-Андроникова монастыря, Благовещенского собора в Кремле, им был обнаружен в Успенском соборе на Городке в Звенигороде Звенигородский чин, приписываемый Андрею Рублёву. В 1918-1919 годах раскрыл икону Богоматерь Владимирская, затеи образ Святой Троицы Андрея Рублёва. В 1929-м копировал их и другие иконы для выставки древнерусской живописи в Европе и США 1929-1932 годов. Дважды подвергался репрессиям - в 1928 и 1931 годах.
Портрет реставратора Г.О. Чирикова, 1931. Холст, масло. Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова
Григорий Чириков (1882-1936). Христос Вседержитель, 1929-е. Копия живописи центральной доски средника деисусного (Звенигородского) чина (около 1400, ГТГ). Дерево, темпера. ГТГ
Григорий Чириков. Ангел Златые Власы, коней 1920-х. Копия иконы конца XII-начала XIII. Дерево, темпера. ГРМ
На третьем этаже в небольшом зале развернута инсталляция кабинета Грабаря, где нашли место архивные документы и его научные труды. В качестве искусствоведа он начал научную деятельность в конце 1880-х годов как автор художественных обзоров и литературных эссе в журнале "Нива", затем продолжал печататься в журналах "Мир искусства", "Весы", "Золотой век" и "Старые годы". Постепенно от критических статей Грабарь перешел к монографическим исследованиям. Наиболее известными стали его труды о творчестве архитекторов Д.И. Жилярди и М.Ф. Казакова, иконописцев Андрея Рублева и Феофана Грека, художников русской реалистической школы В.А. Серова и И.Е. Репина.

В выставочном варианте книжного шкафа Игоря Грабаря представлены разные издания. Среди них журналы "Стрекоза", "Пчелка", "Нива", для которых в университетские годы будущий искусствовед писал небольшие юмористические рассказы. По соседству с ними разместились журналы "Мир искусства", "Весы" и "Старые годы". В них Грабарь часто публиковал обзоры выставок, биографии знаменитых художников, заметки о картинах.
После революции Грабарь сотрудничал с журналами "Среди коллекционеров", "Русское искусство", "Красная нива", "Красная панорама". Номера некоторых из них можно найти на книжных полках. Отдельно на стеллажах сгруппированы тома дореволюционной "Истории русского искусства", выпускавшейся в красивых кожаных переплетах издательством И.Н. Кнебеля, и "Истории русского искусства", осуществленной в 13 томах коллективом авторов в советский период. Рядом - иллюстрированные монографии, посвященные В.А. Серову, И.И. Левитану, М.А. Врубелю, изданные до революции, и фундаментальный труд Грабаря о творчестве И.Е. Репина, за который в 1941 году он получил Сталинскую премию. В библиотеке Грабаря непременно находились многотомный энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона и собрание сочинений Н.В. Гоголя. По заказу "Нивы" начинающий художник исполнил многочисленные рисунки к некоторым произведениям писателя.

Здесь же представлены несколько ранних работ Игоря Грабаря. По словам Грабаря, этюд написан "с дилетанта-художника Свентаржицкого, сидящего в профиль на венском стуле, в шубе и в цилиндре".
И. Грабарь. Человек в цилиндре, 1891. Холст, масло. Частное собрание, МоскваНа картине изображён вид из окна доходного дома барона В.Б. Фредерикса в Санкт-Петербурге, в котором жил один из университетсктх товарищей Грабаря.
И. Грабарь. Крыша со снегом. Этюд, 1889. Холст, масло. ГТГ
Прудик у Дельвиговского училища в Москве, 1889. Холст, масло. Частное собрание, МоскваПо подсчетам Грабаря, за свою жизнь он опубликовал более ста научных трудов. Ученый сам раскрыл секрет своей работоспособности. Он объяснил, что на протяжении жизни вставал в 6 часов утра, а ложился спать в 10 часов вечера, "не любил заседать, никогда нигде не бывал по вечерам и по гостям, ибо берег свое время для дела".
Источник информации: этикетаж и кураторские тексты в музейной экспозиции