-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_chto_chitat

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.12.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 99




Что читать? - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://chto-chitat.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss/??ac108cb0, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Роуз Карлайл "Девушка в зеркале"

Понедельник, 27 Сентября 2021 г. 10:30 + в цитатник

Саммер и Айрис Кармайкл - сестры-близняшки из очень богатой семьи. Из-за оригинального условия в завещании покойного мистера Кармайкла никто из них пока не может получить огромное наследство, но Саммер, будучи замужем за состоятельным красавцем, и так не бедствует, ну а Айрис сидит с неудавшимся браком, неудавшейся карьерой и кучей неоплаченных счетов. Но вот однажды с Саммер происходит смертельный несчастный случай, и Айрис понимает, вполне может занять место своей идеальной сестры. Что она и делает.

Повествование написано от лица неглупой и циничной Айрис, и она оказывается хорошей рассказчицей. Разница в характерах сестер и в их восприятии мира, их отношения, семейная история и идиотское завещание мистера Кармайкла - все это мы узнаем постепенно, так как в своем рассказе Айрис плавно смешивает текущие события с воспоминаниями. Первая треть неспешна, но интересна, потому что психологическая сторона весьма хороша и события потихоньку катятся к чему-то этакому. Во второй трети происходит трагический эпизод с Саммер, и на некоторое время повествование становится слишком сумбурным, автор переборщила с экспрессией и это утомляет. Но стоит Айрис принять решение, все упорядочивается и ее рассказ снова обретает четкость. Читать о ее попытках жить не своей жизнью довольно занятно, и именно в тот момент, когда история становится благостно-приторной, сюжет начинает по-хитрому изворачиваться: появляются сюрпризы, раскрываются секреты. О разгадке к тому моменту уже начинаешь догадываться, но все равно она весьма хороша, как и финальный финт.

В середине чуток подзатянуто, но в целом весьма интересно.

https://chto-chitat.livejournal.com/14412846.html


Метки:  

"Отдаленные последствия" Александра Маринина

Воскресенье, 26 Сентября 2021 г. 12:38 + в цитатник

Все переплетено

Поиски виноватого - порочный путь. В эпидемиологии есть понятие "нулевого пациента", но социум устроен по другим законам, и первоначального виновника вы никогда не найдете и не накажете. Просто примите это как факт.

Многие вспомнят громкое дело, связанное с рикошетными жертвами - убийство Виталием Калоевым в 2004 авиадиспетчера Петера Нильсена, которого он винил в авиакатастрофе, унесшей жизни жены и детей. Напомню, столкновение самолетов над Боденским озером произошло двумя годами раньше, и совершенное Калоевым не было спонтанным поступком. Но и о вынашиваемых годами планах мести речь не идет - человек два года ждал от авиакомпании признания своей вины, его игнорировали. Нильсен, по большому счету, тоже не был виноват, он работал в условиях перегрузки и на неисправном оборудовании. Менеджеры компании, которых после разбирательства признали виновными, получили небольшие условные сроки или отделались штрафами. В социальных ситуациях ответственность рассеивается.

Когда происходит что-то страшное, что в одночасье делает обычного человека убийцей, это бьет не только по жертве. Никто не живет в вакууме, у всякого есть родители, жена или муж, братья и/или сестры, дети, друзья, любимые, коллеги. То есть, вот эти последние практически то же, что соседи - покачают головой, может всплакнут, узнав, и продолжат жить дальше. Остальных заденет, сильнее или слабее, но обязательно.

И есть еще виновник. Тот, кто сидел за рулем (штурвал самолета или диспетчерский пульт тут куда реже ДТП). Арест, камера, допросы, суд, этап, после такого не остаешься прежним. А как жить, зная, что отнял/а чужую жизнь? Как это отразится на твоих жене или муже, детях, родителях? Как на финансовом положении семьи и социальном статусе?

Новый роман Александры Марининой об этом. То есть, по закону жанра, об убийствах и расследовании, которое ведут друзья и младшие коллеги ныне отставной Настасьи Павловны, и ей доведется принять участие. Некто начинает убивать людей, совершивших ДТП со смертельным исходом, но отделавшихся минимальными сроками или вовсе оставшихся безнаказанными, всякий раз сопровождая убийство запиской "моему Учителю".

Нити тянутся не только к родственникам и друзьям вовлеченных в ситуацию, но, как ни странно, и к профессору Стекловой, которая занималась разработкой этой темы. И к ее ученикам, и к молодому помощнику, и к медсестре-массажистке, обладающей чудесным умением купировать боль. Она работала с человеком, умиравшим от нераспознанной вовремя болезни, неверный диагноз по которой был поставлен врачом, бывшим такой вот рикошетной жертвой. Молодая женщина любила своего пациента.

Интернеты, тем временем, полнятся роликами на тему: "в городе орудует маньяк", "Полиция бездействует" и "что они от нас скрывают?" А невинный юноша задержан по подозрению и переживает все прелести пенитенциарной системы в ее досудебной ипостаси: КПЗ, СИзо, автозак, девятичасовое сидение в "стакане" на этапе решения о мере пресечения с одним выводом в туалет и стаканом кипятка в качестве дневного рациона. "Отдаленные последствия" впечатляющая книга.

А в аудиоформате - еще и возможность совместить знакомство с новым романом и повседневные дела. А с аудиокнигой в исполнении Игоря Князева - еще и огромное слушательское удовольствие.

https://chto-chitat.livejournal.com/14412734.html


Метки:  

Зои Аарсен "Легкий, как перышко"

Воскресенье, 26 Сентября 2021 г. 10:41 + в цитатник

Это молодежная мистика, нехитрая, но вполне любопытная, если вы любите истории про американских старшеклассников. В центре сюжета - шестнадцатилетняя Маккенна, которая здорово сбросила вес и похорошела, что позволило ей влиться в компанию популярных девчонок. Также к этой компании присоединяется Вайолет - прелестная девушка, вместе с родитедями переехавшая в эту живописную глухомань в штате Висконсин.

Однажды на дне рождения одной из новых подруг Маккенны в рамках дурацкой, но любопытной игры, Вайолет придумывает весьма реалистичные истории, как умрет каждая из них. А потом одна из этих историй сбывается вплоть до деталей и остальные понимают: если они ничего не предпримут, то вскоре поочерёдно отправятся на тот свет.

Ничего этакого: простая мистика, немножко любовных штучек, драматичная история Маккенны. Местами напоминает "Пункт назначения", очень лайт-версия. Читается легко, затянутости нет, сюжетные повороты довольно нехитрые и, кажется, будет продолжение. Неплохое развлекательное чтение.

https://chto-chitat.livejournal.com/14412417.html


Метки:  

"Звезда и крест" Дмитрий Лиханов

Суббота, 25 Сентября 2021 г. 18:23 + в цитатник

Скажите, эта дорога приведёт к храму?

Глубокий тектонический слом рушил страну все глубже и дальше. Опутывал города очередями. Гнал на площади протестовать против партии и власти, наивно полагая, что новая власть будет лучше прежней, дарует вожделенную колбасу и свободу, от которых у русского человека, как известно, сплошной понос.

В самом деле? Какое интересное социально-антропологическое наблюдение. Плохо не то, что такие книжки пишутся. Хуже, что подобное кликушество пытается мимикрировать под серьезный разговор о Боге и о вере. Уровень "Звезды и креста" ближе всего к агиткам из "Похождений бравого солдата Швейка", вроде этой: "Когда ему снесло голову, она еще некоторое время катилась и кричала: "Долг спеши, солдат, скорей исполнить свой, даже если смерть витает над тобой!"

Гашека вспомнила не случайно, псевдоисторическая часть сочинения Дмитрия Лиханова, представляет белетризованное переложение "Жития и страдания святого священномученика Киприана и святой мученицы Иустины", и написана именно в таком стиле, поражая обилием чудес и диковин на погонный метр текста. Печально что скромные чудеса Христовы (замироточил крест, куст гибискуса расцвел белыми, вместо красных, цветами) - сильно уступают в описательной яркости диавольским искусам язычества.

Нехорошо это, воля ваша. Почему живописец, прежде чем писать лики святых, изучает канон, постится, берет благословение, а подступаться к агиографии дозволено, не помыв рук и рта? Антиохийская часть, по правде говоря, не согласуется сколько-нибудь убедительно с современной российской. Кроме имени Киприан, взятого героем в монашестве, ничто не связывает обратившегося волхва, ставшего христианским великомучеником с героем России, принявшим постриг.

История инока Киприана, в миру Валерия Анатольевича Буркова, заслуживает того, чтобы быть рассказанной правдиво и без разлюли-малиновой сусальности. Равно как говорить сегодня, когда есть ивановское "Ненастье" и "Жажда" Геласимова, об афганской войне с интонациями программы "Скандалы. Интриги. Расследования", особенно если на самом деле ничего не расследуешь и никаких интриг не раскрываешь - должно быть стыдно.

Две сюжетных линии романа безуспешно пытаются свести новейшую историю России и раннее христианство (250-300 гг) натужными параллелями духовного пути героев, объединенных именем Киприан. Самое интересное, что имей Дмитрий Альбертович смелость рассказать о жизни героя без купюр, параллели могли бы быть убедительнее. История Киприана пережила века не в последнюю очередь потому. что не боится рассказывать о вещах богомерзких и страшных, которые епископ творил до обращения.

Однако автор решил, что умилительная сказочка в духе "когда был Ленин маленький, с кудрявой головой" будет воспринята читателем лучше, предельно выхолостив часть Сашки. Прототип, сын высокопоставленного военного (что не одно и то же с детьми писательской номенклатуры, офицеры своих детей чаще в ежовых рукавицах держат), который бунтовал против отцовского диктата и переживал период "трудной подростковости", а после гибели отца добился отправки на войну.

o-r.jpg

И восстановился на службе после того, как лишился обеих ног - как Маресьев выучился ходить и танцевать на протезах. Учился, а затем преподавал в Военной академии, был Советником Президента по вопросам социальной защиты лиц с ограниченными возможностями, много помогал ветеранам. И пил запоями, и жена наверняка много чего с ним пережила. Но вот про это не надо - решает автор, оставляя книжного героя холостяком. Такое себе монашество в миру, плавно перешедшее в реальное иночество.

Взять идеальную фактуру, обвешать ее финтифлюшками, вроде демагогических рассуждений на тему "такую страну просрали" и спиритических сеансов, на которых дух Сталина (ну да, а кого же еще вызывать) предскажет, что собирателем земель русских будет Владимир, а спасителем России Алексей (какой интересно? тот-кого-нельзя-называть? да у нас фронда, господа). Ввести линию Киприана-Иустины, не иначе обозначив культурную преемственность с "МиМ", для чего-то предварив всякую главу эпиграфом на греческом и на латыни (прямо вот так, мда).

И получить на выходе невразумительный, стилистически скверный талмуд, который скорее позорит православие, чем содействует ему. Что ж, отрицательный результат - тоже результат. По крайней мере, у нас есть пример "как не надо писать о христианстве"

https://chto-chitat.livejournal.com/14412210.html


Метки:  

Триллеры и cozy-детективы

Суббота, 25 Сентября 2021 г. 13:25 + в цитатник
Всем привет, прошу помощи у уважаемых членов сообщества в поиске книг жанра cozy-детектив и серий триллеров/детективов, объединенных главным героем. Прочитаны и очень любимы Луиза Пенни, Фред Варгас, Франк Тилье, Майкл Крейвен, Крис Картер (серия про Роберта Хантера), ранний Жан-Кристоф Гранже. Не зашли Ю, Несбе, Стиг Ларрсон, Джоанна Флюк.
Спасибо!
PS поиском искал, что-то подошло, но огромный таки объем информации, все не прочитать )

https://chto-chitat.livejournal.com/14411860.html


Метки:  

Кайра Руда "Самый лучший день"

Суббота, 25 Сентября 2021 г. 13:25 + в цитатник

Пол Стром и его жена Мия отправляются в живописный коттеджный посёлок, дабы провести запланированные Полом идеальные выходные. Однако идиллии не получается - все идет не по плану и в итоге приобретает совершенно неожиданный оборот.

Перевод любительский и повествование от лица главгероя поначалу кажется слишком многословным, но все же чем-то увлекает. Наверное, тем, что Пол - хитрозадый социопат, но рассказывает свою историю так, будто он - хороший, правильный парень. Ну и что, что все всегда должно быть, как он хочет, и он готов добиваться этого любым способом, от скрытых манипуляций до явного давления - он же просто охренительно умный и знает, как правильно жить эту жизнь. Как все должны жить эту жизнь, чтобы быть удобными Полу Строму. От подобной поглощенности собой аж дух захватывает и становится здорово не по себе. Рассказывая о текущих событиях Пол то и дело ныряет в прошлое, но эти экскурсы имеют значение, так как раскрывают, что он за человек, и способствуют пониманию ситуации. С некоторыми аспектами своей личности они борется - удачный штрих, заставляющий гадать, справится он или сорвется. Также любопытно наблюдать, как Пол выкручивается в сфере эмоций, эмпатии-то он лишен, зато быстро соображает.

У Пола имеется сценарий идеальных выходных, которые должны показать его безупречным мужем и укрепить Мию в ее роли послушной жены, но все идет не так, что сбивает его с толку. Какие секреты прячет Пол Стром и чем все это закончится?

Довольно увлекательно за счет своеобразного главгероя.

https://chto-chitat.livejournal.com/14411746.html


Метки:  

"Найти виноватого" Джеффри Евгенидес

Пятница, 24 Сентября 2021 г. 12:32 + в цитатник

В зеркале своем отыщи виноватого

Делла ощущает непреодолимое желание выбраться. Иди. Не останавливайся. Возможно, она встретит там кого-то. Например, друга.

С малой прозой Джеффри Евгенидеса мне повезло больше, чем с романами. С крупными его формами бывало чувство погружения в глубоко чуждую, нездоровую и неопрятную психику. в которой придется теперь до конца барахтаться. У рассказов то неоспоримое достоинство, что утягивают они не так глубоко и если в каком-то пространстве совсем неуютно, нужно только потерпеть - скоро все закончится.

Справедливости ради, таких в сборнике немного. Два, совсем не моих, "Прорицание вульвы" - в духе "Эйфории" Лили Кинг, об антропологе, который считает себя совершенно свободным от предрассудков, но в племени с глубоко чуждыми европейской культуре сексуально-эротическими привычками, всеми силами старается оградить себя от инициации. И "Старинная музыка" - безнадежная история семьи неудачников, осаждаемых коллекторами, а казалось, такие надежды подавали.

Титульный рассказ, где герой переживает кризис середины жизни, много пьет, изменяет жене с няней и не находит ничего лучше. чем рассказать ей об этом на сеансе семейной терапии. А жена не находит ничего лучше, чем выставить его из дома. добившись судебного запрета на приближение. То есть, прощать здесь не принято? Стоит раз оступиться, и можешь ставить на себе крест? С "Найти виноватого" я пережила примерно то же, что с антропологической историей - бесполезный опыт.

"Таймшер" отец рассказчика на старости лет пускается в безумные финансовые авантюры со спекуляцией недвижимостью и уже разорен, но, судя по всему, чувствует себя совсем недурно. "Прихотливые сады" мужик подхватывает хорошенькую автостопщицу, но к ней прилагается страшная подружка, которая все обламывает и убивает сценарий соблазнения при помощи кости Блаженного Августина. "Спринцовка" - биологические часики тикают но героиня, пока не готовая к ЭКО, решается на рискованный эксперимент: смешать семя трех мужчин, собранное на специально устроенной вечеринке и оплодотворить себя этим прибором.

Моя тройка лидеров по возрастающей. Третье место "Воздушная почта", парень приезжает в Индию, подхватывает амебную дизентерию, морит себя голодом, попутно достигая духовного просветления, и все это время пишет воображаемые письма родителям, которые места себе не находят от тревоги за него. Второе -"По свежим следам" - умненькую американку индийского происхождения, которая собирается в колледж, родня пытается выдать замуж за индийца. В отчаянии девушка делает то, чего делать ни при каких обстоятельствах не следует.

Лучшее - "Нытики". Делла (88 лет) и Кэти (двадцатью годами моложе) дружат дольше, чем вы живете, большую часть этого времени перечитывая вместе книгу "Две старухи" об индианках, брошенных своим откочевавшим племенем умирать, вместо этого выживших, наладивших совместный быт, охоту, рыбалку, собирательство. И сейчас, когда Делла с прогрессирующим альцгеймером перевезена сыновьями в убогий дом престарелых, Кэти приезжает к ней с той же книгой. Но привозит и что-то, куда более важное. Чудесный рассказ. Грустный, нежный, горький.

В том, что Евгенидес большой мастер, не сомневалась с первой прочитанной у него страницы. Но одно дело понимать "от ума", другое - принимать всем естеством. ощущать события как происходящие с тобой. С романами не получилось, с некоторыми рассказами - да.

https://chto-chitat.livejournal.com/14411476.html


Метки:  

Нечто странное в замкнутой компании

Четверг, 23 Сентября 2021 г. 22:02 + в цитатник

Буду благодарна, если посоветуете книги о том, как в небольшой компании людей начинается нечто странное :) Желательно, без мистики.

Что-нибудь наподобие «Десяти негритят» и т.п. Агаты Кристи, «Отеля „У погибшего альпиниста“» и «За миллиард лет до конца света» Стругацких.

https://chto-chitat.livejournal.com/14411090.html


Метки:  

5 пикантных фактов из жизни Сергея Есенина.

Четверг, 23 Сентября 2021 г. 14:32 + в цитатник
Здравствуйте уважаемые.
Скоро у нас очередной день рождения Сергея Есенина. И вот решил текст написать :-)

У меня к нему отношение двоякое, честно скажу. Я признаю его гениальность, и некоторые его произведения, даже несмотря на мою холодность к поэзии, я настолько люблю, что даже что-то помню наизусть. Причем как прекрасную тонку и яркую лирику, так и что-то более хулиганское, типа вот этого вот:

Гениально, если честно.

Но в общем и целом я к нему нерасположен. Ибо как человек, он был довольно своеобразен, и "свинячил" по жизни немало. Точнее скажу так - гораздо больше, чем мог и должен был бы.
И вот некоторые из не очень красивых фактов о его жизни я приведу сегодня. О некоторых вы, наверняка, знали, а вот о других, возможно, нет.


1) Есенин и потустороннее
Чем больше я читаю о жизни поэта, тем больше я убеждаюсь в том, что это был не совсем обычный человек. Точнее совсем необычный. Его необычности, внутренний свет (или мрак) всегда привлекали к нему далеко не самых простых людей в истории. Пожалуй, впервые это разглядел Григорий Распутин. Да-да, тот самый. Могу предположить, что он увидел борьбу света и тьмы в душе молодого человека и решил вытащить его к свету, оказав покровителство. Есенин знал царскую семью, общался с царскими детьми и даже писал стихи цесаревнам.

Позже его одним из лучших друзей стал Яков Блюмкин, хоть и авантюрист высочайшей пробы, но при этом тоже человек непростой, обожающий мистику и хорошо разбирающийся в ней. И так с Есениным было всю жизнь. Очень многие сильные и яркие люди тянулись к нему, видели в нем что-то. И отнюдь не только стихи. Да и не только люди. Его обожали животные. Особенно собаки. Птицы летели к нему. А вот дети старалсиь сторонится, что интересно. Видимо видели в нем много тьмы. Он тоже не испытывал к ним интереса, даже к собственным.

В общем, тема эта интересная, и если будут какие то еще дополнительные материалы, то я ее как-нибудь продолжу.

3) Есенин и женщины
В общем то, это продолжение предыдущего пункта. Женщины на него бросались как мотыльки на огонь. И дело не только в его привлекательности (он симпатичен был, но не в запое конечно), к славе или стихам. Вовсе нет. Чувствовали в нем что-то такое...роковое, но привлекательное. Яркий пример - Айседора Дункан, которая стала его второй супругой. Одна из самых знаменитых людей времени, старше его на 18 лет, богатая и успешная, которая почти не понимала русский (Есенин к слову не знал английского) - не только полностью потеряла голову, но и 3 года терпела его закидоны, хотя с каждым годом он свинячил все больше и больше.

У Есенина было 3 официальных жены и куча любовниц. Сам он в пьяном угаре хвастался что у него было более 3000 женщин. Врал, конечно, но связей у него было действительно немало, мягко говоря. Причем абсолютно разные, от ярких и интересных особ, типа Надежды Вольпин и заканчивая уличными проститутками. Хотя больше всего на свете он боялся....сифилиса. Но женщин было полно. Да и супруги какие монументальные... Кроме Дункан это еще и Зинаида Райх, в будущем супруга самомго Всеволода Мейерхольда (который, к слову, воспитывал детей Есенина),

а еще Софья Толстая, внучка Льва Николаевича.

Интересно, что даже после своей смерти (а я убежден, что его убили - не пойму правда за что именно) он оказывал огромное влияние на женские души. Его литературный секретарь – Галина Артуровна Бениславская застрелилась на могиле поэта через год после смерти Есенина.
Вот такие вот дела.


3) Есенин и вредные прывычки
Есенин пил, причем запойно. Периоды были, когда он неделями "не просыхал" и его похмелье было страшным. Все свои матерные стихи он сочинял именно в пьяном виде - это происходило у него легко и непроизвольно. Его загулы стали легендарными. Хотя с алкоголем связана и одна интересная легенда.

Есенин очень любил кутить по субботам в Курзале на Сестрорецком Курорте (и я его понимаю - место превосходное). Сначала напивался в одном из 2 ресторанов, потом буквально "на бровях" влезал на сцену и начинал читать стихи. От худших к лучшим. Читал где-то час к концу чтения был абсолютно трезв и читал столь вдохновенно и красиво, что те, кто хоть раз слышали его не могли забыть никогда. Именно там.

Кроме "синьки" Есенин еще и много курил, предпочитая папиросы "Сафо", некоторое время был заядлым кокаинистом и часто употреблял гашиш. Только к опиуматам не пристрастился, хоть и на этом спасибо :-)


4) Есенин и гомосексуализм.
Еще одна очень скльзкая тема. Я говорил выше, что женщины буквально атаковали поэта. Но на самом деле, не только женщины, не только.... Многие мужчины пытались в нем увидеть не только поэта и друга, но и любовника. Его покровителем был известный бисексуал Сергей Городецкий, очень странные отношения были у Есенина с Анатолием Мариенгофом.

Тот писал по его смерти подобное:
Сергун, чудесный!
Клен мой златолистый!
Там червь,
Там гибель,
Тленье там.
Как мог поверить ты корыстным
Ее речам.

Ну а главная и самая странная дружба у Есенина была, конечно же с одним из самых известных гомосексуалистов империи Николаем Клюевым. Этого интересного человека мы с вами более подробно разбирали вот тут вот: https://id77.livejournal.com/1127050.html
Клюев обожествлял и любил Есенина. Очень желал перейти к физическим контактам. Клюев писал вот такое вот:
А у меня изба новая —
Полати с подзором, божница неугасимая,
Намел из подлавочья ярого слова я
Тебе, мой совенок, птаха моя любимая!


Отвечал ли Есенин? Я не знаю. Думаю, нет. Но отношения (пусть дружеские) у него были и с активными гомосексуалистами. Хотя, справедливости ради, дружбы он никогда не ценил в полном объеме.

5) Есенин и хулиганство
Думаю, поэтом всегда был и будет настоящей иконой хулиганов. Ибо любил побузить. В советское время на него были даже возбуждены 4 уголовных дела. Все по бузе и по дракам. Как выпьет, любил Есенин подраться. А боец, к слову, был отличный.

В ранней юности учился у извеситных церковых борцов в Рязани, отлично освоил бросковую технику, а еще у него был отменный удар с левой. Так что драться и любил и мог. Правда, несколько раз не мог расчитать силу и превосходящие силы соперников его отделывли знатно. Хотя происходило это нечасто. Большую часть кулачным поединков Есенин выигрывал вчистую.

Вот такие вот фактики о великом поэте и сомнительном человеке.
Приятного времени суток.

https://chto-chitat.livejournal.com/14411003.html


"Вавилон-Берлин" Фолькер Кучер

Четверг, 23 Сентября 2021 г. 14:27 + в цитатник

Здесь мой город, мой Вавилон

Вчера один труп русского, сегодня второй. Эти люди рискованно живут! Может быть, они имеют дело не с теми, с кем надо.

Когда к отменному литературному материалу прилагает талантливые руки Том Тыквер, и на свет является самый дорогой неанглоязычный сериал: восхитительный стильный ретро-нуар - об источнике немудрено позабыть. Книга Фолькера Кучера, тем не менее, стоит нескольких добрых слов

На самом деле, первый роман о похождениях комиссара берлинской полиции Гереона Рата называется Der nasse Fisch - мокрая рыба. Идиома, обозначающая то же, что русский "глухарь" или "висяк" на профессиональном сленге немецкой полиции. Хотя в этом случае некоторые аспекты совпадают буквально. Труп мужчины, который перед смертью подвергался чудовищным пыткам, вытаскивают из воды и да, это не выглядит преступлением, которое удастся раскрыть по горячим следам.

Вскоре удается выяснить, что он был русским и каким-то образом связан с исчезнувшей недавно певицей кабаре Ланой Никорос, псевдоним которой не что иное, как анаграмма Светланы Сорокиной - русской графини эмигрантки, выступающей под этим именем. Молодой амбициозный комиссар берлинской полиции Гереон Рат, недавно переведенный из Кельна в, берлинскую полицию нравственности понимает, что для него это расследование шанс получить работу в отделе убийств (знаменитом отделе А).

Нельзя не сказать несколько слов о возникновении этого подразделения, созданного усилиями тогдашнего его шефа Эрнста Генната, известного как "полный Эрнст", который прославился инновационным и очень эффективным подходом к расследованию убийств. Он добился, чтобы в группу по расследованию входило от четырех до шести человек, если нужно - с кинологом, сопровождающим служебную собаку. По его проекту была оборудована "машина убийств" - передвижная лаборатория на базе Даймлер-Бенца. Тот Геннат, что шеф Рата в книге - именно он.

На дворе двадцать девятый, Веймарская республика еще кажется вполне жизнеспособным социально-политическим конструктом. Да. коррумпирована и аморальна, но гостиничный номер по-прежнему можно снять за пять марок, а неделя жизни в пансионе обойдется вам в пятнадцать.

Восхитительное смешение бюргерской респектабельности с бурной ночной клубной жизнью. Самая сильная в Европе коммунистическая партия и Рот-Фронт с одной стороны, нарождающийся национал-социализм и чернорубашечники - с другой. Эмигранты и агенты сталинских спецслужб. Организованная преступность, проституция, оружие, наркотики, тонны золота эмиграции, которое ищут все - поистине "Вавилон-Берлин"

Написано хорошо, из худого материала доброго фильма не получилось бы. И атмосфера передана великолепно, такое, знаете, между Ремарком и Ишервудом, сильно проще обоих и с уклоном в криминал. Но детектив стоящмй. И развязка нетривиальная.

https://chto-chitat.livejournal.com/14410536.html


Метки:  

Сара Пирс "Санаторий"

Четверг, 23 Сентября 2021 г. 14:26 + в цитатник

Детектив полиции Элин Уорнер вместе с бойфрендом приезжает на помолвку своего брата Айзека, которая состоится в фешенебельном отеле "Вершина", где его невеста трудится заместителем управляющего. "Вершина" построен в швейцарских Альпах на месте старого санатория для туберкулезников, точнее, старый санаторий перестроен в ультрасовременное здание и теперь выглядит одновременно величественно и жутковато.

Элин в последние годы жизнь здорово потрепала, так что отпуск вроде бы пришелся кстати, но тут Лора, невеста Айзека, бесследно исчезает. Элин давно подозревает братишку кое в чем нехорошем, так что исчезновение Лоры вполне может быть на его совести. Однако параллельно вокруг закручивается непонятная триллерная жуть, которая усиливается, когда снежная лавина отрезает отель от мира.

Повествование очень неторопливо: автор описывает душевное состояние Элин, отношения с сопровождающим ее бойфрендом-архитектором, семейную драму с участием Айзека, травмирующий эпизод на работе, из-за которого героиня вконец расклеилась, личные истории других персонажей. Как детектив Элин так себе - как вообще можно пытаться кого-то спасать и что-то расследовать, не разобравшись с паническими атаками, неуверенностью в себе и психологической травмой, делающей из тебя мямлю?

Тем не менее, начало интригует: какой-то псих в странной маске, пропавший архитектор, намеки на прошлое санатория, то бишь нынешнего отеля, выкрутасы Айзека, а там и убийство подоспело. Плюс описание отеля и окрестностей довольно атмосферно.

Какое-то время сюжет вполне адекватно запутывается, вырисовывается любопытное направление и триллерная жуть, но ближе к концу автор перестаралась с "вот-это-поворотами", и получилось чуток безумно, зато история с санаторием не раскрыта до конца - и это при таком-то потенциале.

https://chto-chitat.livejournal.com/14410292.html


Метки:  

"Друг" Сигрид Нуньес

Среда, 22 Сентября 2021 г. 17:03 + в цитатник

Друзья на всю жизнь, порой мы ждем их всю жизнь

Всякий раз, видя свои книги в книжном магазине, он чувствовал себя так, словно ему что-то сошло с рук. Джон Апдайк.

Великое множество смыслов, элегантно упакованное в небольшой объем - это "Друг". История трансформации жестоких ранящих обстоятельств в опыт чистого счастья. Радость неожиданного обретения на пути, где ждешь уже только потерь. Физический дискомфорт и социальные неудобства, которые перестают быть решающим аргументом, когда решаешь не отказываться от действительно для себя важного.

Книга принесла Сигрид Нуньес , которой на тот момент было 69 лет, Национальную книжную премию. Роман-эссе, фабула которого укладывается в одно предложение: после самоубийства старого друга, женщина забирает его пса, учится сосуществовать с ним, и ее одиночество заканчивается.

В то время, как реальное содержание распространяется во всех возможных направлениях, охватывая множество актуальных в сегодняшнем мире тем. Оборотная сторона улучшения качества жизни - старость, с немощью и болезнями. Социальное неравенство. Женский вопрос. Отношения человека и домашних животных. Новые стандарты социальной корректности. Писательство как ремесло.

Обо всем этом Сигрид Нуньес говорит просто, изящно, находя удивительно точные слова. Мне довелось почти буквально пережить описанную в романе ситуацию: близкий человек уехал, а необходимость заботиться об огромном псе досталась мне - то и дело узнавала себя в описанных ситуациях.

Самое интересное. что когда сюжет вывернется наизнанку и друг окажется живым, его собачка, которую героиня приютила на пару недель, карликовой таксой, а рассказ об Аполлоне плодом трансформировавшего мир писательского воображения, ты, читатель скажешь: не верю! Верните меня туда, где она читает, а огромный дог слушает, положив умную бошку на ее затекающие ступни.

https://chto-chitat.livejournal.com/14410065.html


Метки:  

Блейк Пирс "Идеальный вид" и "Идеальный роман" (Джесси Хант - 6 и 7)

Среда, 22 Сентября 2021 г. 17:03 + в цитатник

Продолжение цикла о профайлере при полиции Лос-Анджелеса Джесси Хант, притягивающей к себе всевозможных психов, вероятно, в силу близкого родства с одним из них.
Читать серию нужно по порядку.

"Идеальный вид"
Перевод местами кривоват, но несмотря на это читается легко. В "Идеальном виде", как и почти всех романах цикла, две составляющие: основная в виде текущего расследования, и фоновая, связана с маньячинами в жизни Джесси и их очередными выкрутасами.

Первая в данном случае - это расследование убийства местного политика, которого накачала наркотой и задушила в номере отеля притворившаяся дорогой проституткой молодая женщина. С такими вот простыми детективными историями у автора нелады, они у него получаются совсем незатейливыми и этот случай не исключение - у нас банальный убийца с банальной мотивацией, и все очевидно едва ли не с начала.

Маньячная линия более удачная - это долгая, постепенно развивающаяся история, начавшаяся аж в первой книге. Местами тоже предсказуемо, тем не менее интересно, что же автор там дальше придумает.
Для развлекательного триллера вполне неплохо.

"Идеальный роман"
Эта книга поинтереснее нескольких предыдущих. Первая линия повествования рассказывает об убийстве юной девушки, которое местные полицейские старательно пытаются замять - настолько старательно, что активно лезущая не в свое дело Джесси имеет все основания опасаться за свою жизнь. Злодей в итоге оказывется чуток... опереточным, но в целом история интересная и с наметкой на продолжение.

Традиционная эпопея "маньяки и прочие члены семьи Джесси Хант" также продолжается довольно любопытным образом: с одной стороны, предсказуемо, а с другой - до конца автор ситуацию не проясняет и это интригует.

Вполне неплохой детектив.

https://chto-chitat.livejournal.com/14409821.html


Метки:  

Последний дюйм

Среда, 22 Сентября 2021 г. 16:24 + в цитатник
Джеймс Олдридж - австралийский писатель, большую часть жизни проживший в Англии. Во время войны был военкором, и первые его произведние - про войну, и особенно он любил писать про летчиков. "Дело чести" про английских летчиков, и "Морской орёл" - про австралийских. А героем рассказа "Последний дюйм", написанного через 12 лет после войны, является безработный американский летчик, перебивающийся случайными заработками где-то в Египте. Рассказ был сразу же переведен на русский и опубликован, и только через 2 года вышел на английском. Тогда же появилась и легендарная советская экранизация.

Фильм делали люди, далекие если не от войны (у режиссеров Тео Вольфовича и Никиты Курихина, вместе с автором канонической песни про Боба Кеннеди, Марком Соболем, на троих 4 ордена Красной Звезды, 4 - Отечественной Войны, плюс "За отвагу" у Соболя), то уж от Америки точно – два польских еврея, бежавших от нацистов (композитор Вайнберг и певец Рыба) и три советских фронтовика, названных выше, создали удивительный по своему проникновению в американскую душу фильм. Что они знали об Америке? Романы Хемингуэя да песню американский летчиков «На честном слове и на одном крыле» в исполнении Утесова. Oни даже не знали, где ставить ударение в фамилии Кеннеди. И тем не менее, фильм получился на редкость «американским», в хорошем смысле. Упорство несгибаемых американских колонистов, никогда не сдающихся (“never give up!”), вылившееся в обостренное чувство собственного достоинства (защищавшееся с кольтом у пояса), мужество и стойкость, и, конечно, ярко выраженный индивидуализм. От ковбоев и пионеров и до Мак Мерфи из Кукушкиного гнезда.

И, что особенно удивительно, песня. Не музыка – музыка Вайнберга хороша, но «безлика». Такую музыку не будут играть на гитаре и банджо небритые летчики. Но слова Соболя – они на удивление «в точку». Настолько, что я много лет считал их переводом – Если бы американские летчики знали эту песню, она была бы наверняка столь же популярна, как «Бомбардировщики», была бы «своей» для них, и по духу, и по сердцу.

Я не называю здесь актеров, потому что игра актеров – за исключением мальчика, так актером и не ставшего, - довольно посредственная, что, однако, не мешает этому фильму быть заслуженно культовым.

И в заключение – моя попытка придумать тот самый не существующий оригинал. Мой Боб – бесфамильный, но зато я дал ему происхождение – южные штаты США (Алабама, Джорджия и т.п.).

We are against a fiery wall
But through the smoke I can see
As Bob is dancing like at a ball:
“What do I care about y’all,
And why should you care about me?”

Bombs are falling, the world now ends,
And turns into burning hell
But Bob is laughing - makes no sense -
“What do I care, my dear friends,
And you shouldn’t care as well!”

When a stray bullet ended it all,
Bob was in his last sortie,
And, spitting blood, he could barely drawl
“What do I care about y’all,
And why should you care about me?

With the Lord I’ll make my own amends,
If into sins we fell,
No need for medals or monuments,
What do I care, my dear friends,
And you shouldn’t care as well!”

https://chto-chitat.livejournal.com/14409553.html


Дамба. Микаэль Ниеми

Среда, 22 Сентября 2021 г. 00:25 + в цитатник
Mikael_Niemi__Damba.jpegЯ не люблю фильмы-катастрофы – слишком банально. Но с книгой-катастрофой я столкнулась впервые. И хотя принцип тот же – впечатления гораздо более сильные. Несколько часов с широко открытыми горящими глазами в судорожном перелистывании страниц – редкостный эффект погружения!

Недостатки у книги те же что и у фильмов подобного жанра – высвеченные автором фигуры персонажей кажутся стереотипными, их злоключения можно счесть нарочитыми, спасения – слишком чудотворными, но, признаюсь честно, думать об этом в процессе чтения было просто некогда. Саспенс! Саспенс! Саспенс! Все в буквальном смысле течет и меняется, разрушается и смывается безумным потоком воды и саспенса.

Это третья книга Ниеми, которую я прочитала, и надо заметить, что все три - поразительно разные. Я даже не скажу навскидку, что их объединяет… Ну, место действия разве что и предельная натуралистичность.

Каждый герой проживает этот день в своих прилагаемых обстоятельствах – депрессивный пилот хочет самоубиться, его дочь лелеет недавно зародившуюся жизнь, старик с психически больной женой размышляет о жизни, отморозок предается насилию, художница поневоле отмечает особые оттенки цвета, мать спешит на помощь дочери. Все такие разные, они смотрятся очень живыми и естественными на фоне разворачивающейся стихии и трагедии.

Микаэль Ниеми прикладывает электроды энергичного сюжета к оголенным нервам читателя и постоянно увеличивает напряжение лишь порой отвлекаясь на воспоминания или рассуждения героев. И у него находится место и время и для метких зарисовок человеческих переживаний и для саамского колорита.

И где-то в затопленном доме плавает книга "Популярная музыка из Виттулы" - очаровательное камео – роман, с которого начался успех Микаэля Ниеми в Швеции.

https://chto-chitat.livejournal.com/14409388.html


"Лягушки" Мо Янь

Вторник, 21 Сентября 2021 г. 16:19 + в цитатник

Дети - цветы жизни

Пусть расцветают сто цветов.
Мао Цзэдун

Вряд ли в китайской традиции дети так связаны с цветами, как в нашей, не говоря о том, что приходилось слышать и такой вариант заглавной фразы: "дети - это цветы на могиле родителей". Но уж очень заманчивым показалось соединить тему детства с лозунгом про сто цветов, которым Учитель Мао призывал к гласности и критике: вы указываете Партии на ее недостатки - мы исправляемся. Не факт, при этом. что наши представления об исправлении совпадут. Интеллигенция поначалу опасалась, потом поверила, подставилась. Тут-то ее и накрыло культурной революцией. Не совпали взгляды.

О культурной мы читали в "Красном гаоляне" нобелианта, "Лягушки" открывают следующую страницу новой истории Китая. Принятый в 1979 году закон "Одна семья - один ребенок" призван был ограничить рождаемость, традиционно высокую в аграрных обществах. Двадцатый век с техническим прогрессом, победой над голодом, успехами фармакологии резко снизил детскую смертность. Перенаселёность климатически благоприятных Юга и Юго-Востока Китая грозила ресурсной катастрофой. Характер демографической политики из рекомендательного стал запретительным.

То есть, в точности противоположным стимуляционному современной России, где платят материнский капитал за второго и солидное пособие до трех лет на третьего. В Китае, согласно закону, рождение второго грозило штрафом, сопоставимым с нашим маткапиталом. Там много было всего: пропаганда контрацепции, разные методы стерилизации, аборты. На самом деле, это сработало и количество детей в семье за полвека снизилось с шести в среднем до трех детей на каждые две семьи.

Да и не был закон так уж непреложно суров. В северных провинциях двух детей разрешалось иметь, а в случае, если хотя бы один из супругов принадлежал к национальному меньшинству - и трех. В сельской местности разрешение на второго ребенка давали, если первой рождалась девочка. Можно было поехать рожать на Север, в этом случае в идентификационной карте ребенка были ограничения на получение некоторых социальных благ на Юго-Востоке. Можно было в родить Гонконге, куда китайцам не требовалась виза, а новорожденному автоматическое присваивалось гонконгское гражданства. Наука умеет много гитик.

Об этих нюансах Мо Янь не считает нужным упомянуть Понятно, драма о том, как правительство учинило геноцид головастиков, изрядно утратит в убедительности, примись он рассказывать, что пути обхода существовали, но герои предпочли головами таранить Вликую стену государственных установлений. Итак, акушерке Ван Синь, равно преданной своему ремеслу и своей Партии приходится взять на себя дополнительные обязанности, прямо противоположные приведению в мир новых людей.

Легко ли это? А сами как думаете? В одночасье оказаться в конфикте с друзьями, соседями, родичами, односельчанами, с самой своей внутренней сутью. Да, в помощь тебе государственная машина давления и подавления, твоя убежденность в правоте Мао - а все же. Роман в псевдоэпистолярном жанре, как серия писем драматурга к литературному наставнику с последовательным хронологическим изложением событий своего детства, ранней юности, взросления, утраты любимой жены, новой женитьбы и позднего отцовства. Завершает повествование пьеса-эпилог.

Главное событие - смерть первой жены, которую вынуждают к аборту на седьмом месяце, буквально угрожая сравнять с землей дом родителей, у которых пряталась, и дома ближайших соседей. Это, жемчужина книги, наряду с шедевральным эпизодом поедания угля. Покажи, как сельские дети сначала принюхиваются к привезенной куче угля, потом пробуют на язык, раскалывают, жуют, а на следующий день у всего класса на уроках черные уголки рта и все непрерывно жуют - вкуснотища. Покажи такое, и не нужно объяснять, что жили голодно.

Мо Янь поразительно талантлив, и он рассказывает о малых мира сего, не имеющих голоса. чтобы говорить за себя. Такая последовательная гражданственная позиция заслуживает всякого уважения. Оставлю на совести автора неполное и неточное освещение вопроса, он на стороне сельской бедноты, на стороне женщин, и говорит от их лица. Однако вот эта лягушачья тема с претензией на глубокую метафоричность, она к чему?

К чему мильон терзаний с суррогатным материнством? Нас так подводят к выводу, что запреты порождают криминал и расшатывают мораль? Спасибо, понятно, хотя были законные и куда менее затратные способы обхода. Как коррелирует с романом история ресторана "Дон Кихот"? Намек, что борец за права униженных бывает принимаем за сумасшедшего, непонят и осмеян? Принято. А все же нет, это не "Красный гаолян"

https://chto-chitat.livejournal.com/14409208.html


Метки:  

"Слава" Даниэль Кельман

Понедельник, 20 Сентября 2021 г. 14:07 + в цитатник

Симулякры

"Настоящее"! Это слово значит так много, что в конечном счете не значит ничего.

Немного постмодерна от самой большой надежды немецкой литературы, почему бы нет? Можно рассмотреть с первым словом в качестве ключевого, и умилиться как немного - всего 170 страниц. Можно со вторым, отметив, что некоторый эмоциональный гандикап постмодерна обычно компенсируется избыточной интеллектуальностью. Можно взять словосочетание "большая надежда" в буквальном смысле и тогда это будет знакомство с многообещащим автором, а можно как идиому в диккенсовом смысле - куда более спорном. И наконец "немецкого", в мире, где рулит англоязычие, прочие европейцы должны поддерживать друг друга. Ну, вы понимаете.

В полном жанровом соответствии, девять историй, составляющих девять частей "Славы", не то, чтобы вовсе никак не связаны. Скорее их связь намечена пунктирно. О Кельмане говорят, как об испытывающем серьезное влияние латиноамериканского магического реализма, так вот, скорее Кортасар, чем Борхес. И скорее Кубин, чем Кафка, если искать соответствий среди его соотечественников.

Человек, после долгого безнадежного противостояния социальным нормам, сдается и покупает первый в своей жизни мобильник. И оказывается участником чужой. Звонки и сообщения, которыеон принимает, явно адресованы кому-то другому. Кому-то более успешному, богатому, знаменитому, осиянному славгой. Скажете. не бывает такого? Вот и в службе поддержки сотового оператора то же ответили. А я скажу бывает, еще как. Мой билайновский номер тоже оказался "с прошлым", правда принадлежал не суперзвезде, а девице, набравшей кредитов, все время, пока пользовалась им, была осаждаема коллекторами.

Смертельно больная пожилая дама выбирает эвтаназию и по дороге к последнему приюту встречает Творца. Писательница едет в центральноазиатскую страну, подменяя коллегу, и что из этого выходит. Клерк откомандирован начальником на симпозиум, где должен провести презентацию. По удивительному совпадению, в том же отеле в тот же день дает пресс-конференцию его любимый писатель - вот бы рассказать ему о себе, может вставит в книжку.

Интересно? Скорее да. Понравилось? Скорее нет. Целостного произведения не вырастает из разрозненных фрагментов, сшитых на живую нитку, а персонажи не обрастают плотью, не наполняются пульсирующей кровью. Камео автора чаще вредит истории, чем идет на пользу. Однако перевод Татьяны Зборовской хорош.

https://chto-chitat.livejournal.com/14408959.html


Метки:  

"Жизнеописание Льва" Наталия Репина

Понедельник, 20 Сентября 2021 г. 11:15 + в цитатник

Умеющий ходить не оставляет следов

Иногда я решаю, что, поскольку ничего с этим поделать не могу, надо просто жить, стараясь причинять как можно меньше ущерба миру.

Миру нужны все. Те, кто созидает; кто сохраняет и приумножает; кто разрушает (да, и они тоже). А еще миру нужны чувствующие его боль как свою. Что? Прийти на свет лишь за тем, чтобы быть обнаженным нервом, через который время от времени проходит электрический разряд? Нести на плечах боль и горечь всех бессловесных? Корчиться в муках и не иметь никого, с кем можно было бы разделить эту ношу?

Но так неправильно. Неужели? А кто-то обещал особую правильность в отношении лично тебя? Есть люди, их немного, на самом деле - исчезающе мало, кожа которых очень тонка. Иногда кажется, что ее словно бы и вовсе нет, острые углы этого мира оставляют на них синяки и кровоподтеки, раны и царапины. Таков мальчик Лева. Живет с бабушкой и мамой, дед его был первой скрипкой в оркестре большого театра, но умер до рождения внука. А папы он никогда не знал.

Пухловатый, робкий, книжный. Грезит подвигами, мечтает о дружбе, об участии в общем героическом деле. Обычный советский мальчишка семидесятых. Необычно в нем желание исправить мир. Хотя бы тот кусочек, что рядом. Заложить подходящими по размеру камнями выбоины в дороге возле дачи. И быть как все. Вот как раз этого в него не положено. Тяжелое имя Лев. Располагает к величию, но несет в сердцевине семена бродяжничества и неустроенности.

Три части "Жизнеописания Льва" как катабасис (сошествие в ад). Ностальгически-сладкое советское детство с летом на даче Переделкино отравлено первыми манифестациями того, что станет внутренней сутью Левушки: физическая непереносимость лжи, невозможность причинить живому боль - и горечью отверженности. Мальчишечья реальность предполагает умение соврать и оборванные в большом количестве зеленые бузинные ягоды (пули).

А вокруг кипит жизнь, в которой все обыкновенные и все обыкновенное. Адюльтер красивой соседки с брутальным хирургом, по которому тайно вздыхает мама Левы. Ревность мужа соседки, "Красное и черное" с красавцем Соррелем по телевизору, чуть было не случившийся пожар, походы в библиотеку и событие века - поимка милицией беглого преступника, убитого при задержании.

Вторая часть, в которой Лёве тридцать два, он работает в библиотеке - фиаско после филфака МГУ, и живет теперь уже с мамой. В огромной, просящей ремонта квартире в престижном дорогом районе Москвы. Неженат и девушки нет. Была одна, которая нравилась, но не нравился он. Толстый неловкий стеснительный. Да ведь и сам решил в какой-то момент, что гнаться за внешней броскостью ему неинтересно. Имел случай приодеться, когда еще учился и не был так толст. Но к чему?

Наткнувшись случайно на фамилию Сызранцев, с которой уже встречался, когда писал диплом по Мандельштаму, принимается искать. И находит, как ни странно, музей этого талантливого неизвестного поэта. Ну как, музей, просто довольно запущенную квартиру, где по сей день живет его престарелая вдова и дальние родственники, которые добиваются присвоения статуса музея-квартиры, пока безрезультатно. Вот если бы Лёва помог. На дворе девяностые, слом старого, массовое вхождение нового, возвращенные имена отсутствие регламента, а к нему проявляет интерес муниципальная чиновница, в чьем ведении объекты культуры.

Третья часть - наши дни и рассказ от лица женщины, бывшей тогда, четверть века назад, участницей истории с музеем и симулякром Сызранцева. Теперь Полина живет в другом месте и ей ужасно досаждают соседи сверху, во втором часу ночи принимающиеся за уборку. Такую, громкую, с передвиганием мебели и гудением пылесоса. Нет, больше никто не просыпается. Может быть у нее просто кожа тоньше? Пробовала разговаривать с ними, обещают больше так не делать и принимаются снова, стоит ей вернуться к себе.

И вот, она случайно встречает Льва, к которому не должна бы, по всему, питать теплых чувств, но боже, в каком он виде. Встретит, потеряет, и, повинуясь закону притяжения, согласно которому подобие стремится к подобию, станет искать Льва...

Наталия Репина написала горькую, но по-своему совершенную книгу о мире, в котором люди-совесть, люди-боль живут рядом с людьми-опарышами, людьми-недотыкомками. А почему так? Да кто же знает. Наверно потому что миру нужны все.

https://chto-chitat.livejournal.com/14408604.html


Метки:  

ищу старый пост

Понедельник, 20 Сентября 2021 г. 11:14 + в цитатник
Добрый день! Некоторое время назад в сообществе было обсуждение уроков литературы в разных странах - где как построены, где их вообще нет и они объединены с языком. Теперь не могу найти пост. Кто-то поминт такое и может кинуть ссылку?

https://chto-chitat.livejournal.com/14408238.html


Метки:  

"Дюна" о разнице читательского и зрительского восприятия

Воскресенье, 19 Сентября 2021 г. 18:41 + в цитатник

Не была фанаткой Дени Вильнёва: люблю "Прибытие", которое уступает "Истории твоей жизни" Тэда Чана, а "Бегущего по лезвию" так и не посмотрела, впрочем, "Мечтают ли андроиды об электроовцах" тоже благополучно не прочла. Но "Дюну" в прошлом году, когда ждали премьеры фильма, отложенной из-за самоизоляции, одолела. И вот, что я вам скажу - кино круче (можете кидать в меня тапками).

Знаю, что у эпопеи Фрэнка Герберта море поклонников, среди которых есть и совершенно одержимые, вспоминается давний сетевой тред, когда не отозвалась узнаванием на "spice", и немедленный вывод собеседника: "Фантастики вы не любите и не знаете". Так вот, люблю, знаю, но некоторые вещи, вроде огромных червей, которые выныривали в культовом фильме Дэвида Линча из-под земли, когда бы ни наткнулась на то кино - они казались такой мерзостью, что тотчас переключала канал. Здесь черви решены иначе. Да, страшны, но в них и величие, не уродливые монстры, а выражение хтонической мощи Арракиса.

А сцена с коробкой боли. Вот ни разу не видела картины полностью, но на этот эпизод бесконечно наталкивалась. Там, помнится, так натуралистично показывалась обугливающаяся рука - брр. В новом фильме страдание Пола Атрейдеса показано игрой Тимоти Шаламе, практически только лицом, и впечатление ничуть не слабее, а того омерзения не испытываешь. Ну. это все частности - мне возразят, тебе вот не нравится в стиле садистской частушки: "мальчик засунул - обуглились кости, долго над шуткой смеялися гости", - а кому другому это в самый раз. Сомневаюсь.

Жизнь не стоит на месте, новое время отмечает новая эстетика: бегемотоподобие барона Харконнена в исполнении Скарсгарда ничуть не менее омерзительно, чем бородавчатая кожа его кинопредшественника, но когда принимался летать тот, это производило впечатление скорее комичное, когда воспаряет чудовищная туша в новом фильме, тебя передергивает от жути и отвращения.

Техника еще - просто космическая разница, боги мои, как хороши стрекозоподобные геликоптеры сегодняшней "Дюны" в сравнении с летающими чемоданами прежнего фильма, какое величие в громадинах карбонов, переносящих драги для добычи меланжа. Как выгодно отличаются щиты в современном исполнении от призматических цилиндров прошлого.

И общая эстетика фильма. Немыслимой красоты пейзажи Дюны. Свое цветовое решение для каждой из планет, остающихся, тем не менее, в рамках пятисот оттенков серого (простите за невольную ассоциацию): темно-серая в черноту Харконненов, графитовая императорская, дымчато-серая Атрейдесов, серо-песочный Арракис. Все монохромно, никакой пестроты. и так восхитительно, что глаз не оторвать.

Ах, ну и главное, роман экранизирован не полностью, рискну предположить, что будет даже не две, а три части. однако оно и к лучшему. Такой замечательный материал в качестве литературного источника заслуживает бережного обращения, которое Дени Вильнев и продемонстрировал.

https://chto-chitat.livejournal.com/14408131.html


Метки:  

Поиск сообщений в lj_chto_chitat
Страницы: 546 ... 497 496 [495] 494 493 ..
.. 1 Календарь