-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_chto_chitat

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.12.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 99




Что читать? - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://chto-chitat.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss/??ac108cb0, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Без заголовка

Вторник, 17 Августа 2021 г. 10:56 + в цитатник
Всем привет!

Посоветуйте хорошие сборники эссе / статей. Темы - любые, главное, чтобы для чтения не требовалось быть специалистом в теме и не о религии.
Искусство, литература, наука, философия и пр.

Из прочитанного:
- У. Эко "Заклятие Сатаны"
- Уильям Гибсон "Я больше не верю курсиву"
- Д. Воденников "Воденников в прозе"
- Х. Кодзима "Гены гения"
- Р. Сапольски "Кто мы такие?"

Собираюсь читать У. Эко "С окраин империи".

Больше спасибо всем, кто откликнется.

UPD.: надеюсь, ни один совет от меня не ускользнул.

1. Владимир Зисман "Путеводитель по оркестру и его задворкам"
2. Маруся Климова (Татьяна Кондратович) "Моя АНТИистория русской литературы"
3. Александр Лацис "Почему плакал Пушкин?"
4. Бенедикт Сарнов "Сталин и писатели". Четыре книги
5. Джон Мосери "Маэстро и их музыка. Как работают великие дирижеры"
6. Григорий Яковлев "Спорные истины «школьной» литературы"
7. Николай Вавилов "Некоронованные короли красного Китая"
8. Александр Багаев "Презумпция лжи"
9. Дмитрий Быков, " Календарь. Разговоры о главном "
10. Захар Прилепин, "Книгочёт. Пособие по новейшей литературе с лирическими и саркастическими отступлениями"
11. Михаил Веллер, "Перпендикуляр"
12. У.Эко "Картонки Минервы"
13. А.Перес-Реверте "Корсарский патент", "С намерением оскорбить", "Корабли на суше не живут"
14. Поляринов "Почти два килограмма слов"
15. Исайя Берлин "Философия свободы. Европа"
16. Исайя Берлин "История свободы. Россия"
17. Клод Леви-Стросс "Печальные тропики"
18. Эрвин Панофский "Этюды по иконологии"
19. Макс Фрай "Книга для таких, как я"
20. Лурье "Такой способ понимать"
21. Игорь Меламед. О поэзии и поэтах. Эссе и статьи.
22. Дж. Оруэлл. Статьи
23. Померанц
24. Монтень "Опыты".
25. Джон Фаулз "Кротовые норы"
26. Харуки Мураками "Радио Мураками"

https://chto-chitat.livejournal.com/14386897.html


Метки:  

"Ветер западный" Саманта Харви

Понедельник, 16 Августа 2021 г. 17:39 + в цитатник

Кому память, кому слава, кому темная вода

Времена года возвращаются, и никуда от них не денешься. То нас заливает, то печет как на сковородке, мы страдаем от жажды, и, глядь, у нас всего вдоволь, а потом опять пусто. Зима, а за ней весна. Солнце то высоко, то низко, пшеница сперва зеленая, потом золотистая, а потом и нет ее. И у каждого года сил в запасе не меньше, чем у предыдущего.

Фантомовские книги редко проходят незамеченными, Фантом Пресс из немногих на российском издательском рынке, кто делает ставку на качество, выпуская немного, но лучшего. Их читают, обсуждают, обвешивают рецензиями - такое скорее норма, чем исключение. Однако у этой резонанс какой-то ажиотажный, а имея в виду потенциальную непопулярность темы: средневековая деревня, грязь, смрад, неуют, вечная сырость от реки, копоть, дикость нравов - так и вовсе немыслимый.

Отчего так? Не иначе, слово животворящее, о "Ветре западном" рассказывала на Медузе Галина Юзефович, а все, чего она касается, тотчас обращается, нет, не в золото, в куда более ценную по нынешним временам материю - информповод. С одним "но" - разброс мнений прямо-таки диаметральный, от совершенного принятия до резкой неприязни со всем спектром промежуточных градаций. Мне трудно понять упреки в адрес книги, что не детектив, не средневековый, и картинки какие-то страшненькие, хотя признание в пережитом с ней литературном оргазме представляются вовсе клиникой.

Потому, предуведомление. 1. Не берите Саманту Харви если ожидаете встретить атмосферный интеллектуальный детектив со средневековым колоритом и местным Холмсом, вроде "Имени розы", возьмите какого-нибудь Перес-Реверте, да хоть "Фламандскую доску" 2. Настройтесь на то, что здесь будет физически ощутимый неуют. 3. Расследования как такового тоже не случится, но погрузиться в извилистый внутренний мир обитателей деревни Большое Дышло придется, оно вам надо?

Если на последний вопрос ответ положительный, то за мной, мой читатель. Смотрите, вот деревенька на берегу бурной реки. Вокруг плодородные земли и урожай бывает хорошим,и скот на заливных лугах нагуливает жирок. А все же дыра дырой, и от Цезаря далеко, и от, ну, от всего, в общем. Вот если бы выстроить мост, жизнь заиграла бы иными красками. Паломники потянулись бы через Оукэм к местным святыням, платья подорожную, здешний сыр и молочные продукты можно было бы взять на продажу в соседний город и благосостояние всячески улучшилось бы. И на местных перестали бы смотреть как на идиотов.

Они дважды принимались строить, но в разлив река все смывала. Дважды идейный вдохновитель, местная знаменитость, богач, балагур, музыкант с говорящим именем Томас Ньюман жертвовал на строительство значительные суммы, а ко времени описываемых событий, после второго смыва перегорел. Не хочет больше связыватьсяс этим безнадежным делом.

По времени все совпадает с Масляной неделей, которая для рассказчика этой истории, священника Джона Рива (ещё одно говорящее имя) стала временем расставания с любимой сестрой. Семью годами моложе него, Анни была не только самым близким, понимающим человеком, но ещё и вела их совместное хозяйство. Проза жизни, однако же куда приятнее возвращаться в теплый дом, где вкусная еда, где тебя ждут. А теперь сестрёнка ещё и часть вещей забрала, которых в их скудном бытии никогда в избытке не было. а впереди Великий Пост, и в боковой стене церкви образовалась дыра, надо думать, как заделать.

И вот тут пропадает Ньюман. То есть, священник почти не сомневается - утонул, вот и рубаха его приметная, ярко-зелёная полощется в реке, зацепилась за корягу. Что случилось, оступился поскользнулся и утонул, помог кто или вовсе самоубийство?

Знаете, по большому счету неважно, что случилось, важнее как смерть местного пассионария отразится на жизни остальных. А хорошего ждать не приходится. Для расследования прислан благочинный - церковный следователь, сколько понимаю. Несчастье, что бы ни явилось его причиной, бросает тень на всех жителей деревни, на весь этот бестолковый люд. Не убили, так довели до смерти, и козла отпущения непременно найдут, чтобы показательно наказать. Смерть на костре, а вы думали выговор с занесением в личное дело?

И ещё земли Ньюмана, без его деловой хватки, без умения противостоять любым посягательствам, очень скоро отожмет алчный монашеский орден, который давно на них зарится. И как тут прикажете осуществлять миссию духовного водительства?

Вот так все непросто в этой истории. А жизнь, меж тем, течет по однажды заведенному не нами кругу, и кажется, что всегда так будет. Но завтра все изменится.

https://chto-chitat.livejournal.com/14386438.html


Метки:  

Помогите найти книгу: эпизод с абстрактной картиной

Понедельник, 16 Августа 2021 г. 17:39 + в цитатник
В одной из прочитанных в детстве книг был такой эпизод: художник нарисовал нечто абстрактное, на первый взгляд - мазня, но другие герои книги, подойдя к этой картине, видели что-то свое, из своей жизни - кто-то увидел войну, где побывал, кто-то пожар, произошедший по его вине, и т.д.
Сейчас хочу освежить этот момент в памяти, но не могу найти. Мне казалось, что это "Ожидание" Радия Погодина, но просмотрела весь текст - нету. То ли это не Погодин, то ли Погодин, но другое произведение? Заранее спасибо!

UPD: это все-таки Погодин, «Книжка про Гришку». Нашлась!

https://chto-chitat.livejournal.com/14386346.html


Метки:  

Книги июля

Понедельник, 16 Августа 2021 г. 17:38 + в цитатник

А. Грубер. Смертельный хоровод. Хороший детективный триллер, как и всё у Грубера. Это четвертая история из серии о профайлере Мартене С. Снайдере. Сразу несколько сотрудников полиции вдруг покончили с собой. Или их убили? Что-то есть в их прошлом, что их объединяет, и бывшая ученица Снайдера подозревает, что её учитель в курсе тех давних дел. В итоге ему приходится взяться за это расследование, хотя он пока отстранён от дел после скандала.

Н. Гейман. Звёздная пыль. Очень люблю фильм, снятый по этой книге. Захотелось почитать первоисточник. Мне понравилось. Могу сказать, что фильм сняли очень близко по книге, хотя и сместили нюансы, добавили сказочности и зрелищности. В книге всё более жизненно)

А. Индридасон. Трясина. Очередная книга из списка насоветованных "настоящих детективов". Да, здесь есть преступление и расследование. И это могло быть интересным из-за специфики Исландии - малочисленность населения, общая база жителей, родственные связи. Но написано так скучно! Герои картонные, характеры их вообще не понятны, диалоги иногда странные, всё какое-то неестественное. Еле дочитала.

Ф. Флэг. Добро пожаловать в мир, Малышка! Это вторая книга, прочитанная мной у этого автора. И мне опять очень понравилось. Всё так по доброму описывается. И история интересная, с интригой. И атмосфера небольшого городка Америки прошлого века передана великолепно. И любопытно было читать о том, как менялись СМИ: от новостей до сенсаций. А ещё становится понятнее, почему сейчас такой перекос в сторону толерантности - маятник качнулся в другую сторону)

Э. Гарза. Когда я стала тобой. Психологический триллер. Одна женщина случайно узнает, что в её городе живёт её полная тёзка, которая посещает того же врача и тот же спортклуб. И решает с ней сблизиться, видя в ней родственную душу. Это о навязчивых отношениях. И о том, что всё может оказаться не тем, чем кажется вначале. Не слишком неожиданный поворот, но довольно интересно.

З. Хеллер. Хроника одного скандала. Скандал в том, что взрослая женщина - замужняя, с двумя детьми да ещё и работающая учителем, - закрутила роман со своим несовершеннолетним учеником. Но интересно не это, а то, что рассказана эта история женщиной, которая не может жить собственной жизнью, ей надо обязательно прилепиться к чужой и вытеснить оттуда всех, став её центром. И вот она описывает, как она это делает целенаправленно, что при этом чувствует. Прям какая-то психиатрия.

Дж. Халлетт. Выйти из чата. Этот роман написан необычно. Практикантам - помощникам адвоката (и нам, читателям) - предоставлены распечатки смс, переписки в чатах и электронных писем некой группы людей. И надо понять, что произошло, почему, и кто виноват. Не всем такой формат пришёлся по душе, есть негативные отзывы, что ничего не понятно. Поэтому я начала читать фрагмент. И меня так увлекло, что я не смогла остановиться, купила и прочитала всю книгу. Мне понравилось. Очень необычные ощущения, как будто подглядываешь за чужой жизнью. Но интересно пытаться понять, кто убийца. И мне это удалось)

https://chto-chitat.livejournal.com/14386102.html


Метки:  

Помогите найти рассказ

Понедельник, 16 Августа 2021 г. 03:30 + в цитатник
Несколько лет назад я читала рассказ, или даже, пожалуй, зарисовку, в стилизации под фольклор, напевное, такое, повествование и как бы полусказочное. Про поморский семейный быт. Помню там было что-то про ребятишек и ласковые слова, которых матерям никогда для них не жалко. Почти лубочная зарисовка.

Я думала, что это Шергин,"Поморские были и сказания", но не могу у него найти.

https://chto-chitat.livejournal.com/14385690.html


"Желание быть городом" Дмитрий Бавильский

Воскресенье, 15 Августа 2021 г. 14:13 + в цитатник

Желание подарить город(а)

Иной раз существенна не "фактурка", а послевкусие и желание сравнить впечатления. Причем не только от картин и алтарных конх с мозаиками, но и от самого факта перемещения по Италии, способного превратиться в роман о жизни внутри странной, ни на что не похожей вненаходимости.

Список индивидуальных достижений у всякого свой. Есть среди них такие, какими намечаешь быть более матери-истории ценен: дом-дерево-сын (отчего дочь не котируется?) Есть вещи сиюминутные и преходящие, которые однако отчего-то имеют для тебя значение: переплыть Берингов пролив, подняться на Эльбрус, посетить тридцать пять итальянских городов и о всяком рассказать что-нибудь интересное, прочесть все, номинированное на Большую книгу в текущем году.

Так получилось, что италийский травелог-рекордсмен Дмитрия Бавильского стал завершающей книгой моего нынешнего БК-марафона вообще и тринадцатой книгой чертовой дюжины ее короткого списка. А зачем, все-же, человек совершает эти бессмысленные геройства, которых никто не оценит, в лучшем случае пожмут плечами, скажут: "Ну вот такой он..." Причин много, основных две. 1. Потому что не может не делать. 2. Потому что может это сделать. Предикат возможности (кто понимает) - совпадение необходимого и достаточного условий.

Итак, что собой представляет "Желание быть городом"? Меня учили, что хороший вопрос содержит в себе половину ответа, в данном случае так оно и есть, название объясняет: "Итальянский травелог эпохи Твиттера в шести частях и тридцати пяти городах" Не многовато? В самый раз, В Большой книге тоже четыре десятка романов, что не помешало мне все их прочесть, о большинстве рассказав. Да и будет о себе любимой.

Посвященная памяти художника Бориса Бергера - друга, который умирал в то время, как автор был в роли раба, прикованного на галере своего вожделенного-вымечтанного-до мелочей продуманнгого путешествия, книга навеяна "Образами Италии" Павла Муратова, имя спутницы которого, Нины Берберовой тотчас взметнуло ворох ассоциаций: биограф Чайковского, жена Ходасевича, сбежала с из России с ним, состоящим в браке, будучи любовницей. Прекрасная Нина и в итальянском путешествии в статусе конкубины, может оттого Павел Павлович ограничивается рассказом о достопримечательностях. Много увиденного при полном отсутствии смотрящих.

Времена меняются, сегодняшнему читателю. избалованному мультижанровостью и разного рода постмодернистскими штучками со сломом четвертой стены интересно не только "что ты видишь и как умеешь об увиденном рассказать" (желательно в режиме реального времени) , но и "кто ты будешь такой?" Как добирался до этого места, где остановился на ночлег, сколько заплатил за посещение галереи, а за постой, а за продукты в супермаркете?

И не говорите, что это не стоящие внимания мелочи, из мелочей складывается жизнь. Наша, обычных людей, которые мечтают путешествовать, видеть, слышать, обонять, осязать мир во всем его многообразии, но вечно держит ввязаность в кучу обязательств дом-семья-работа. Да и финансово, не будем лукавить, российскому провинциалу с зарплатой в неплохом случае 500 евро, подробность о том, что подсветка в музеях для удачной съемки обойдется в сумму от пятидесяти центов до одного юро, поможет в планировании путешествия.

Итак, первая утилитарная составляющая книги налицо. Но если бы только за тем - не стоило бы и огород городить. На самом деле, книга не о том. И даже не про Твиттер, куда автор ежедневно выкладывает по дюжине коротких заметок. Хотя уверена, что Твиттер Бавильского место более осмысленное, чем у Александра, скажем, Пелевина.

Структурно "ЖБГ" выстроено как серия заметок в процессе осмотра очередной достопримечательности. Затем несколько более развернутый, но достаточно компактный рассказ о впечатлениях, набитый на телефон тут же, но уже не на бегу, а примостившись в каком-нибудь закуте. После, вечернее подробное резюме. И совсем потом, домашние размышления на какую-то из тем.

Так вот, книга и не о картинах-фресках. То есть, о них, конечно, и рассказывает ДБ с раздражающей эрудицией. Да, вот именно это ощущение, все никак не могла понять, отчего злюсь, читая, пока не поняла, что завидую ему чернейшей завистью. Даже не тому, что он там, а я здесь, но тому, сколько всего знает о художниках, скульпторах архитекторах, как свободно рассуждает о картинах, фресках, статуях, зданиях - материях, в которых чувствую себя изрядным профаном. Но, познавшая изысканные радости потребления в другой, литературной сфере (салют, Виктор Олегович), не могу не понимать, чего лишена здесь и сейчас, будучи не собеседником, а слушателем, не всегда поспевающим за вольной мыслью докладчика.

Так было до Павии, где могила Боэция, где Бавильский рассказывает о своем знакомстве с "Утешением философией", а я вспоминаю свою встречу с великим трактатом, и наши избранные цитаты совпадают, и я понимаю, что теперь уже люблю его со всем пылом, какой читатель вообще способен испытывать в отношении автора.

А потом очень скоро Венеция, которую знает и любит, и даже написал о ней книгу. Физически ощущаешь, как бурлацкая лямка взятых на себя добровольно обязательств падает с него, плечи распрямляются, дыхание перестает быть экономными вдохами марафонца на дистанции. И, вместе с ним, чувствуешь себя жеребенком на луговых травах. И там Глеб Смирнов, которого любишь читать в Фейсбуке. И венецианское биеннале - ух ты, как он рассказывает про современное искусство! И все вообще хорошо, жаль - кончается.

Отличная книга, которая может помочь при планировании итальянского путешествия, а может подарить Италию сидящему за домашним компьютером соотечественнику - великое благо интернета позволяет, читая, увидеть то, что видел автор.

Зато какое здесь, в разноязыкой толпе, гротескное и наполненное одиночество...

https://chto-chitat.livejournal.com/14385559.html


Метки:  

"Остров Крови" (Молли Блэкуотер 3) Ник Перумов

Воскресенье, 15 Августа 2021 г. 01:12 + в цитатник

Жар-Птица

Над землею когда-то птица
Человека сильней царила...
...И была она так прекрасна,
Так чертила, пела согласно,
Что решила с Богом сравниться
Неразумная эта птица.
Н.Гумилев "Готтентотская космогония"

Добровольная сдача, после всех опасностей, что претерпела сама Молли и ее друзья для спасения от Департамента, могла бы показаться неразумной. Но ее семья в заложниках, а для братика Билли в мире, где стихийная магия убивает носителя, это означает неминуемую и скорую смерть. Мальчика надо обучать в землях варваров, умеющих управляться с этим, и удастся ли - зависит только от нее.

Но прежде повезут саму Молли. Морем, на загадочный Остров Крови, во многих смыслах оправдывающий название. Месторождение гематита окрашивает почву в кроваво-красный цвет. Поместье Найт-холл, чьи владельцы принадлежат к высшей аристократии Империи, ежегодно собирает под своим кровом представителей лучших ее семейств - голубую кровь. И будет еще одно значение, о котором лучше не говорить.

Так или иначе, Молли везут, дабы пройдя финальные испытания, она стала одной из них. Тоиссь? Докторова дочка? Из приличной, но ни разу не родовитой семьи встала вровень с пэрами? Да, потому что существует Статут - документ, регулирующий принадлежность к числу подлинно избранных, и согласно ему, наличие у соискателя одной особенности перевешивает древность рода и все прилагаемые финтифлюшки. У Молли - уверен лорд Спенсер - эта характеристика имеется.

Осталось подтвердить итоговыми тестами в присутствии высшей аристократии, и все двери откроются перед ней. Титул, богатство, блестящая партия, место равной среди лучших. а главное, спасение близких. Никакая такая партия, вы понимаете, нашей девочке не нужна, ей одиноко, грустно, страшно. И да, вместе с ней на остров для чего-то везут прежнюю гламурную куколку Китти Миддлтон из Моллиного класса, хотя теперь, после пребывания в лечебнице при Департаменте, девочка мало похожа на прежнюю задаваку Кейт.

И да, вместе с ней на остров, незамеченной мышкой серой-белой-несмелой плывет волшебница Ярина. единственный маг, способный превращаться в кого угодно. Но как же этого мало для спокойствия и уверенности, как смутно-мутно-страшно. "Остров Крови", третья часть истории Молли Блэкуотер, оправдывает ожидания поклонников фэнтези: динамика нарастает, напряженность усиливается, интриги затягиваются все более тугими петлями.

Больше - книга не только встраивается в общую концепцию magnym opus Перумова "Упорядоченное", но оказывается ввязаннойв круг космогонических теорий Терри Пратчетта, Стивена Кинга, Дэвида Митчелла. Удивительно, но тезис о некоей, наделенной немыслимыми возможностями группе, паразитирующей на носителях сверхспособностей, так или иначе присутствует у троих самых заметных авторов жанра.

Равно как тема зверобогов. Скорее не богов, а Хранителей-зверей, призванных поддерживать статус-кво. Все-таки богоподобие, равенство богам - это привилегия избранных героев из числа людей (куда деваться, гуманоидного шовинизма не чужды двуногие прямоходящие без перьев). Хотя вот о перьях стоит отдельно, изначальный тотем героини Жар-птица изрядно теснит антропоцентризм истории (смайлик).

Вновь срастутся былые части
И опять изведают счастье.
В белых перьях большая птица
На своей земле воцарится.

https://chto-chitat.livejournal.com/14385368.html


Метки:  

Рецензия на книгу Клифорда Саймака «Город».

Воскресенье, 15 Августа 2021 г. 01:10 + в цитатник

Про собачек и людей.


Роман Клифорда Саймака «Город» был впервые опубликован после Второй мировой войны в 1952 году. И состоит из цикла рассказов, которые писались в военный период с 1944 по 1951 год. Эти восемь рассказов, наполненных беспокойством о судьбе человечества, писатель объединил в роман. В 1973 году был написан и опубликован девятый рассказ — «Эпилог», который также вошёл в цикл.

В итоге роман состоит из следующих глав-рассказов, объединённых общими комментариями:

* Город» (1944)

* «Берлога» (1944)

* «Перепись» (1944)

* «Дезертирство» (1944)

* «Рай» (1946)

* «Развлечения» (1946)

* «Эзоп» (1947)

* «Простой способ» (1951)

* «Эпилог» (1973)

Каждый из этих рассказов показывает цивилизацию в непростой, «ключевой» момент своего развития. В тот момент, когда необходимо принять судьбоносное решение. И вроде бы каждый раз такое решение выглядит правильным. Но в итоге приводит к развалу и увяданию.

Безусловно война, на которой погибло более 70 млн. людей, и ожидания новой, ещё более страшной ядерной бойни, отразилась на настроении романа.

Собственно два великих романа фантастики двадцатого века «Город» Клиффорда Саймака и «Марсианские хроники» Рэя Бредбери говорят об одном и том же: любая цивилизация хрупка и неминуемо начинает уничтожать сама себя. Это происходит с такой же неотвратимостью, как весну сменяет лето и осень, а затем приходит зима.

В «Марсианских хрониках» уцелевшее человечество селится на останках другой, погибшей марсианской цивилизации.

У Саймака на месте марсиан оказывается человеческая цивилизация, на её призрачных останках селятся разумные собаки, а за ними и другие существа. Последними в цепочки оказываются муравьи, но и они гибнут.

Процес «гибельной эволюции» занимает тысячелетия, и человечество исчезает, превратившись с помощью генной инженерии в существа иной расы, обитающей на Юпитере. Писатель оговаривается, что человечество приобретает рай, за счёт собственной смерти. Явление знакомое.

«Город» — выдающаяся литература, которая конечно относится не только к жанру фантастики. Роман насыщен смелыми философскими и нравственными идеями. Он пронизан гениальной интонацией неумолимого увядания. Которое служит предвестником нового этапа, новой жизни, но уже на другом уровне. Здесь, на примере отдельной семьи (Вебстеры) показана старость человечества. Это «осень патриарха» , пора мудрости и усталости, пора неизбежной смерти, когда уже ничего нельзя изменить, а можно лишь настроиться на вечный круговорот вселенской жизни.

В 1953 году роман был завоевал «Международную премию по фантастике» в категории художественной прозы.

Думаю, роман не предназначен для широкой аудитории. Во первых: он — грустный. Во-вторых — философский. Вдобавок автор пользуется лексикой, вызывающей справедливое замешательство современного человека:

В тексте отсутствует мат и шутки ниже пояса. Читатель не найдёт в книге детективный сюжет, крутых парней и ещё более бесшабашных девчонок. Даже нет никакого насилия и крови.

Повествование, по-существу идёт с точки зрения историков-литературоведов из расы собак и очень старого робота.

Однако, многие ( в том числе и я) полагают, что это один из лучших романов философской фантастики 20-века. Думаю, сейчас наша цивилизация переживает сложный период своего развития, и возможно необходимо вновь перечитать эту непростую книгу.

На русском языке роман впервые был издан в переводе Льва Жданова в серии «Библиотека современной фантастики» в 1974 году, позднее переиздавался множество раз.

https://chto-chitat.livejournal.com/14384933.html


Метки:  

Детские детективы

Пятница, 13 Августа 2021 г. 23:51 + в цитатник


Посоветуйте увлекательные и нестрашные детективы для девочки девяти лет, желательно серию книг. Уже прочитана и очень понравилась серия про Мейзи Хитчинс.

https://chto-chitat.livejournal.com/14384865.html


Метки:  

"Сталь, пар и магия" (Молли Блэкуотер2) Ник Перумов

Пятница, 13 Августа 2021 г. 13:57 + в цитатник

Заблудившаяся дрезина

Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон!
Н. Гумилев "Заблудившийся трамвай"

Истории с продолжением бывают двух сортов. Случается, что автор напишет книжку с обаятельным героем, который многим нравится, и мир просит "расскажи еще что-нибудь про него/нее". А он и сам уже стучится цыплячьим клювиком в скорлупу белого шара, просится наружу. Бывает наоборот, изначальная эпичность героя/ини очевидна, и начало воспринимается именно как начало, а продолжение естественно как дыхание. История Молли Блэкуотер из таких

Ну, потому что Ник Перумов тяготеет к эпическому жанру. И потому что какой смысл рассказывать о девочке, наделенной мощным магическим даром в мире, отчаянно нуждающемся в исправлении, когда не намерен рассказать, что и как она станет для этого делать? То есть, простая логика: сказавши "а", говори и "б". Он говорит и продолжение не обманывает ожиданий.

Действие "Стали, пара и магии" перемещается из заснеженных лесов русскис в Норд-Йорк, куда героиня вернулась после усмирения вулкана Черной горы. Позади поездки на самом экзотическом виде транспорта, какой можно представить - скачки на медведе (ну нет, не настоящем, оборотнем окажется мальчик Всеслав, который помог ей с побегом).

Позади обучение у Старшей Вольховны, самой сильной чародейки этого мира, у которой вместо горшков на частоколе натыканы головы имперских военных (ужас!), да не просто торчат, а разговаривают. Позади наука, сдобренная изрядным количеством березовой каши (кто жалеет розги, вредит ребенку), и таинственная запретная комната, в которую настрого заповедано входить, ну совсем как в сказке про Алую бороду!

Я не оговорилась, по тексту разбросана уйма отсылок к реалиям и культурным артефактам нашего мира. в которых незначительно изменены детали, вроде Кейт Мидлтон и Билла Мюррея среди персонажей, упоминания "Книги о чудовищной собаке" сочинения сэра Генри Баскервиля или момента, когда глава Департамента говорит: "взгляд, конечно, очен варварский, но верный - как писал один старый поэт". Какие-то из ссылок опознает юный читатель, для других необходима более плотная ввязанность в культурный контекст. Знаете, это ощущение. что читаешь умную вещь, автор которой не задается целью расплющить тебя собственным ментальным превосходством.

Впереди встреча с суровой родиной-матерью, которая начнется засадой и арестом с препровождением в Департамент вместе со всей семьей, а продолжится авантюрным сюжетом с фейковым признанием в вербовке для шпионажа в пользу варваров и мгновенной перевербовкой в качестве двойного агента, которую лорд Спенсер произведет не потому, что поверит Молли, а в автоматическом режиме.

Ей теперь долго никто не будет верить, несмотря на множество тестов, отрицающих наличие магии. То есть? То есть, надорвалась, усмиряя вулкан, вычерпала себя до дна. и это только самое начало. Дальше будет невероятно интересно, хотя, признаюсь, катакомбный колорит канализационных коллекторов не вполне моя эстетика. Но что уж тут поделаешь, когда надобно скрываться?

https://chto-chitat.livejournal.com/14384501.html


Метки:  

"За краем мира" (Приключения Молли Блэкуотер, #1) Ник Перумов

Четверг, 12 Августа 2021 г. 19:47 + в цитатник

Дева черной воды

Только раз оттуда в вечер грозовой
Вышла женщина с кошачьей головой
Но в короне из литого серебра
Н.Гумилев "Лес"

Янг-эдалт от самого интересного, умного, непростого автора, пишущего сегодня по-русски в жанре фэнтези. Не говорю "российского", потому что Ник Перумов последние двадцать три года живет в Америке. Они с супругой семья ученых, переезд изначально связан был с работой.

Почему подростковое фэнтези от писателя, тяготеющего к эпической форме? Ну, во-первых, здешний мир органично встраивается в концепцию вселенных Упорядоченного космогонической теории Перумова. Во-вторых, почему бы нет? Нынешний мир сильно помолодел. Я сейчас не о стремлении выглядеть внешне моложе, а о немыслимых объемах информации, которые приходится усваивать, о необходимости постоянно учится и переучиваться. Мы и психологически инфантильнее сотен поколений предков, которые взрослели и старели раньше, может оттого пристальнее смотрим на детей.

И еще одна неочевидная, но важная для правильного понимания книг о Молли Блэкуотер вещь: с точки зрения эзотерики России соответствует Лошадь и возраст младшего школьника, Америке - Бык и подросток. Перумов на грани между двумя странами, а действующими силами в этих его книгах становятся условные американцы и Rooskies. Теперь о мире. Знакомому с "Адой" Набокова, это отчасти напомнит Антитерру с ее Эстотией и Татарией, и совершенным отсутствием прочего мира, не играющего в повествовании сколько-нибудь заметной роли.

Здесь та же смещенная, относительно нашей, география, в которой технологичное Королевство со столицей Норд-Йорк граничит (и находится в состоянии перманентной войны) с Русской равниной - теми самыми русскис, отсталыми в технологическом отношении, однако имеющими мощных магов.

Объясню подробнее, здешние русскис не тождественны русским или даже славянам вообще. Как подданные Королевства не в большей мере американцы, чем англичане или англосаксы. Больше того, методы экспансии Королевства, связанные с вытеснением русскис с исконных земель, сильно напоминают как американское go West, так и российское продвижение на Восток: империя всегда действует имперскими методами.

То есть, имеет смыл усвоить, это не ура-патриотическая пропагандистская агитка с подлыми пиндосами на роли злодеев, но достаточно сложный собирательный образ. Это мир стимпанка, где всюду: от локомобилей и боевых бронепоездов до пишущих машинок пар, который, напомню, вырабатывается горением угля. До двигателя внутреннего сгорания и высокооктановых продуктов переработки нефти там не додумались, а уголь горит грязно, потому Норд-Йорк город буквально закопченный - оборотная сторона прогресса.

Русскис в своих вольных лесах дышат свежим воздухом и снег у них белый, но ватерклозетов, sorry, не имеется. Хотя их могущественные чародейки недурно управляются с природным вулканическим теплом - зона там сейсмическая. И вот теперь очередь магии. В реальности "За краем мира" она абсолютное зло, за проявление которого в Королевстве подвергают репрессиям не только несчастного, у кого способности обнаружились, но всю его семью. Почему?

Потому что начинаясь серией благоприятных для носителя совпадений, ее вторжение в жизнь продолжается ночными кошмарами, а спустя некоторое время, человек просто сгорает или взрывается, сея вокруг себя разрушения. За "чистотой рядов" следит Департамент (аналог всех известных спецслужб). И теперь буквально несколько слов о сюжете, я расскажу в ближайшие дни обо всей серии, восполнив некоторые лакуны синопсиса в рецензиях на следующие книги, этим текстом важнее сориентировать в картине мира и снять основные вопросы.

Итак, двенадцатилетняя Молли, дочь поездного врача, маниакально увлеченная поездами (здесь они воплощение героизма. силы и престижа), внезапно обнаруживает у себя начало проявления магии. Пройдя спектр ощущений смертельно больного, да к тому же заразного человека, качели между отрицанием и принятием, она привлекает внимание Департамента и решает бежать из дома, чтобы защитить, по крайней мере, родных, если уж самой ей не спастись. Все последнее время рядом с ней оказывается мальчик из пленных русскис, который помогает спланировать побег.

Нанявшись юнгой на бронепоезд, Молли следует в земли дикарей и, в первом же бою, когда ее магические способюности выходят из-под контроля, едва не убита соотечественниками как ведьма. Спасают ее два чудо-зверя, оборотень-медведь, тот самый мальчик Всеслав и волка, -его сестра. После чего Молли попадает в обучение к грозной ведунье русскис, Бабе-Яге Старшей, имеющей свои планы на нее и ее недюжинный дар, которая объяснит:

У всего на свете цена есть. Есть цена у пара, у тварей Королевства железных: земля развороченная, леса сведённые, реки обмелевшие, воздух дурной, каким и дышать - то вредно. Есть, однако, и у магии цена. Великое искусство нужно, чтобы направлять, а не вычерпывать.

https://chto-chitat.livejournal.com/14384330.html


Метки:  

"Эластичность. Гибкое мышление в эпоху перемен" Леонард Млодинов

Среда, 11 Августа 2021 г. 11:17 + в цитатник

Охота к перемене

Мы люди перешагиваем границы. Мы рвемся на новые территории, даже когда нам хватает ресурсов там, где мы есть. Другие животные так не поступают.

Старинное китайское проклятие "Чтобы ты жил в эпоху перемен" реализовалось сегодня для всего человечества и нельзя сказать, чтобы мы были особенно недовольны своим временем. То есть, всегда найдутся ностальгирующие по старым добрым временам, о которых понятия не имеют. Но абсолютное большинство не может не оценить возможностей, предоставленных эпохой перепроизводства. Вдоволь вкусной разнообразной еды и красивой одежды на любой вкус, быстрый удобный транспорт и хорошие дороги, многообразие и доступность форм досуга.

И конечно информация - возможность мгновенно дотянуться до любой или почти любой, за считанные часы получить необходимый для решения определенной проблемы багаж знаний, на добывание которых в прежние времена уходили недели и месяцы. Оборотная сторона этого изобилия перманентный стресс., связанный с необходимостью решать сотни задач, прежде перед нами не встававших.

В идеале, если посадить постоянно недоедавшего человека на высококалорийную диету, он обрастет мускулатурой, волосы заблестят и лягут красивой волной, кожа засветится здоровьем. В реальности жирные сосульки волос не сумеют прикрыть откуда-то вылезших прыщей, а вместо мышц оттопырится брюшко. К счастью, у ментального тела, в отличие от физического, есть встроенный механизм защиты. который Леонард Млодинов называет эластичным мышлением.

Избавляться от удобных представлений и отставлять убеждения, открываясь новому; умение полагаться в равной мере и на логику, и на интуицию, производить и воспринимать идеи; желание экспериментировать и терпимое отношение к неудаче. Свойства, которые и раньше пригождались, а сейчас становятся необходимыми.

В противовес нисходящему способу решения проблемы, аналитическому мышлению, идеальному для работы в стабильных условиях - эластичное есть способ мышления снизу вверх. Когда готовое решение находится мгновенным соединением двух или нескольких объектов из разных сфер, которых прежде никому не приходило в голову совмещать.

Именно креативность, утверждает "Гибкое мышление в эпоху перемен", позволила предкам человека прямоходящего выжить в послеледниковый период, когда численность популяции сократилась до отметки вымирания. Более склонные к оседлости, неандертальцы ушли, не оставив по себе следа.

Опираясь на данные нейробиологических исследований, автор утверждает, что у человека есть встроенный эволюционный механизм поощрения, когда найденное креативное решение сопровождает усиленная выработка эндорфинов. Отчасти в этом объяснение нашей любви к разгадыванию загадок на всех уровнях, от шарад и кроссвордов до прорывных научных идей.

Замечательно интересный нонфикшн от одного из лучших в современном мире популяризаторов научных идей в великолепном переводе Шаши Мартыновой.

https://chto-chitat.livejournal.com/14384032.html


Метки:  

"Дом падших ангелов" Луис-Альберто Урреа

Среда, 11 Августа 2021 г. 00:47 + в цитатник

Быть мексиканским отцом

- Брат, - пробормотал Младший Ангел, вытирая глаза, - это лучшая история, что я в жизни слышал.

Рассказ, который заставил младшего Ангела смеяться до слез, на самом деле история окончательного отторжения его племянника Индио от семьи, когда юноша решает заявить о своей транссексуальности в довольно эпатажной манере - пригласив отца, мать и деда в клуб на свое выступление, где предстает перед ними в образе Шер. Ну, знаете, это: агрессивного толка, утрированная женственность, перья, стразы, бикини, сиськи, а писюна как-бы и нет. На самом деле есть такое приспособюление уздечка, которая через ряд мучительных манипуляций прячет член и яички, но мама этого не знает, и она вскрикивает, увидев первенца: "Где его писька?" А молодой человек, не удовлетворившись уже произведенным эффектом, подходит к деду и начинает петь как-бы для него, зазывно прижимаясь грудью.

Все это время дед, который, надо сказать, вовсе не являл образец высокоморального поведения, и ангелы, старший с младшим, живое тому доказательство: второй рожден любовницей, в то время, когда папа состоял в законном браке. Так вот, дед не сказал ни слова, а на другое утро старший сын нашел его на полу в ванной - инфаркт. "Это ты знал. А теперь знаешь почему. Старший Ангел произнес это так торжественно и скорбно, что Младший не смог сдержаться. - Что, папа так сильно не любил Шер? И оба скорчились от хохота, хотя Старший Ангел и ругался сквозь смех и приговаривал "Ничего смешного!"

Но на самом деле смешно ведь, правда? Ну, просто потому, что в жизни перемешано трагическое со смешным и одного без другого не бывает. Все в этой книге так, все смешалось, как в доме Облонских и нет, это не семейная сага. Это два дня из жизни большого мексиканского семейства, дед и бабка которого перебрались в Америку, вдоволь наевшись горького хлеба эмиграции, детям было уже чуть полегче пробиваться в жизни - но самую малость, внуки уже совсем американцы, и по-испански почти не говорят, а есть уже и правнуки.

И вся эта толпа собирается под крышей родительского дома на празднование юбилея главы клана - Старшего Ангела (фамилия у них такая, Анхель). Совмещенного с похоронами матриарха, мамы Америки. Ну вот так как-то совпало, что бабушка решила умереть накануне последнего дня рождения сына. Почему последнего? Потому что \он умирает от рака, терминальная стадия. Но не настраивайтесь в этой книге на стон, плач и скрежет зубовный. На самом деле, вся она будет такой, как тот фрагмент, о котором я рассказала в начале.

Ты прожил долгую достойную жизнь, в которой дурацкому тоже находилось намало места. А теперь ты умираешь. Собери всех, простись с ними по-человечески, попроси прощения за все плохое, поблагодари за все хорошее, посмейся, поплачь, подерись, станцуй, спой, выпей напоследок. И позволь этой жизни продолжаться без тебя.

https://chto-chitat.livejournal.com/14383685.html


Метки:  

Стрит-арт. Саймон Армстронг

Понедельник, 09 Августа 2021 г. 23:48 + в цитатник
IMG_20210809_201827-01.jpegДавно хотела почитать что-нибудь про стрит-арт. А тут собралась писать о нем статью и решила, что сейчас или никогда.

"Стрит-арт" Саймона Армстронга – лаконичная, самоуверенная, ёмкая обзорная книга из серии "Основы искусства" издательства Ad Marginem, в которой маленькими последовательными эссе создается общее и весьма симпатичное представление о столь любимом мной граффити.

Я люблю город, как явление и не мыслю городского пространства без стрит-арта. Для меня это такой же полноправный язык города, как архитектура или обрывки разговоров прохожих. Легендарному Бэнкси приписывают замечательную фразу: "Раскраска улиц – это не просто забава для зевак, это составная часть города". И с этим я абсолютно согласна.

Конечно, мой обывательский нос обычно морщится от тегов, которыми пестрят заборы, стены и подземные переходы, но теперь я лучше понимаю природу этого бомбинга (вообще, это больше похоже на инстинкт) и знаю его историю. Вообще, меня очень тронула авторская позиция, объясняющая популярность граффити торжеством подросткового мышления. И если посмотреть на эти подписи, как на попытки юных людей сказать, что они существуют, ищут себя, хотят найти связь с миром, то становится невозможно на них всерьез сердиться. Протест юности, выливающийся порой в вандализм – всего лишь переходный этап взросления и становления личности.

Как верно замечает автор: "Стрит-арт вносит в городскую среду, насквозь пронизанную контролем и наблюдением, элементы юмора и игры". И я с удовольствием играю в эту игру уже несколько лет – фотографирую все встреченные граффити, и мне приятно, что в книге Армстронга нашлось место и зрителю, как важной части уличного искусства. У меня есть фотографии уже не существующих в реальности рисунков и для меня они ценны, как подтверждение сиюминутности всего происходящего.

"Одной из особенностей граффити является их очаровательная, по-своему дзенская эфемерность. Красота мимолетна. Любой тег, пис или даже мурал может быть закрашен другим или уничтожен буквально на следующий день. Поэтому увидеть ее – счастье, своего рода честь: когда вы окажетесь в том же месте снова, ее наверняка уже не будет"

Декриминализация и даже легализация уличного искусства не отменяют его протестной, контркультурной сути. Не думаю, что публичное признание убьет свободолюбивый дух граффити!

Провела отличный вечер за чтением и замечательно уложила в своей голове историю движения и различные познавательные факты.

P.S.
Если вы, как и я, любите забавные байки вас ждут два чудесных бонуса – история про граффити "Здесь был Килрой" и Сталина, и замечательное происшествие на аудиенции императора Франца I по поводу вандализма. Интригу раскрывать не буду – читайте Армстронга))))

https://chto-chitat.livejournal.com/14383601.html


"Толстые" книги жаркого лета эпохи короновируса

Понедельник, 09 Августа 2021 г. 18:30 + в цитатник

Жара и вынужденное ничего-не-деланье побуждают к чтению толстых книг. Хотя после них часто остается только чувство законченной тяжелой работы.

1. Кэтрин Энн Портер "Корабль дураков". Чтение оказалось бы эмоционально тяжелым, однообразным и скучным, если бы не виденный ранее прекрасный фильм Стенли Крамера, с которым я мысленно соизмерял действия персонажей книги.
Корабль дураков - это некоторая аллегория на человечество, замкнутое в рамках ноева ковчега. Трагедия Германии, взрастившей Гитлера и пережившей после Седана два сокрушительных поражения, объективно должна была случиться. У ее истоков - снобизм, самодовольство, старательно культивируемый обществом расизм и антисемитизм немцев бисмаркового периода (см. также "Августовские пушки"). И на фоне этой книги меня поражает перерождение немецкого менталитета после горьких 40-годов. По моим многочисленным впечатлениям и встречам, немцы - это очень дружелюбные, предельно корректные и отзывчивые люди, хотя и придерживающиеся строго принятых правил. А что надо нам, русским, чтобы так измениться?...

2. Умберто Эко "Маятник Фуко". Это - моя четвертая прочитанная книга раскрученного итальянца (и, вероятно, будет последняя). Она претендует на "анализ историко-культурной сумятицы", но свидетельствует лишь об опасности умственной неаккуратности. Смешано без внятного смысла огромное количество имен, дат, исторических фактов разной степени вероятности, касающихся, в основном, тамплиеров, каббалы и масонов. Если большой массив ранее читанной литературы по тамплиерам (начиная с "Ларца Медичи") кричал мне "уж хватит о них", то масоны всегда меня интересовали (фильм "Пепел" не в счет) не больше, чем, скажем, проблема генерации майских жуков. Основная сюжетная линия очень затянута, фрагментарна и напоминает скомканные куски газет, перемежающихся вялотекущими попытками представить книгу как искрометную пародию на историческое мифотворчество.

3. Дмитрий Быков "Остромов, или ученик чародея". Снова о масонах, но многопланово и гораздо беллетристичнее. Включает похождения некого Остапа Бендера на ниве эзотерики и, вперемежку с этим, историю восторженного юноши Дани (в реальности Даниил Андреев). И вот на этом фоне в течение 5 лет (1925-30 гг) на страну надвигается тень мрачного и бессмысленного людомора, вершимого какими-то безграмотными упырями, которые поначалу кажутся вполне несерьезными. Мне понравились хорошо выписанные женские образы (даже колоритная Тамаркина) и трогательная и печальная лирическая линия Дани и Нади. Но часто нить повествования расползается как море манной каши, нагромождается тысячью ненужных подробностей, которые, как мне кажется, были написаны для создания объема произведения, а не ради сюжетной целостности. Учитесь хлесткой краткости как у Ильфа и Петрова, дорогой Дмитрий Львович, а не погоней за авторским листажом.

4. Евгений Гришковец "Театр отчаянья". Многие талантливые писатели, написав горы книг, забывали написать свою автобиографию. Евгений Валерьевич об этом не забыл и подробно шаг за шагом осветил свой жизненный путь. Если пропустить ситуации явно саморекламного характера, то повествование читается не без интереса. Советская школа начала 80-х, служба в морфлоте на знаменитом Русском, бум студенческих театров, масса интересных персонажей, история становления автора как актера и режиссера в 1987-97 гг. Все написано вполне хорошим русским языком, но 1500 стр. на планшете для автобиографии явно многовато.

5. Достоевский "Неточка Незванова". "Я читал повесть всю ночь с субботы на воскресенье. Закончил под утро. Уснуть не смог. Совсем. Оделся, вышел из дома и побрёл куда-то пешком. Ботинки были мокрыми вдрызг… Голода и жажды я не испытывал. Вернувшись домой, я хотел только одного: срочно взять повесть "Неточка Незванова" и начать её читать сначала" (Гришковец "Театр отчаянья"). Эта цитата всколыхнула меня, несмотря на свою давнюю отстраненность к Достоевскому - вот он, незамеченный мною бриллиант.
Русская литература состоит из страдания. Страдает или персонаж, или автор, или читатель. А если все трое - то это шедевр русской литературы" (из современных рецензий). Буду откровенен, сегодня читать эту повесть было почтительно больно. Процесс погружения в книгу стал для меня актом осознанного мазохизма в формате литературы. Три совершенно простеньких истории (гибель непризнанного гения, страдания девочки-воспитанницы и обвинения в адюльтере) рассказаны в надрывно-истерической манере, с каким-то безжизненным пафосом и с огромными композиционными дырами. Если поместить ее сейчас на Самиздате под другим именем, повесть не потянула бы и на плохонькую "мыльную оперу".

6. Марина Строк "Обрученные судьбой". Время Великой Смуты XVII века на Руси и судьба сводит знатного литовского шляхтича и дочь московского боярина. Они должны ненавидеть друг друга, движимые кровной местью, ибо их народы схлестнулись меж собой в жестокой войне. Но, наперекор остальным людям, наперекор их собственной воле, они полюбили…
По сути - стандартная мелодрамка. Но действие происходит под Витебском, где родился мой отец. Кто я в рамках нашего "единого" народа? И в книге много бытовых зарисовок, позволяющих это понять. Интересен контраст менталитетов: раньше московская княжна живет только на женской половине без доступа посторонних, ходит только в церковь, охраняемая мамками, волосы и шея тщательно закутаны, бесформенное платье, скрывающее фигуру, говорить имеет право только с отцом и только, если он ее спросит. И вот она попадает в замок ополяченных магнатов - там дамы с пышными прическами в облегающих платьях с открытыми плечами, весело отплясывающие мазурку и скачущие на конях. Срам-то какой!!! А тут еще столкновение католичества, православия и униатства. Но наша княжна - тоже дама не промах.

https://chto-chitat.livejournal.com/14383315.html


Метки:  

"Портрет мужчины в красном" Джулиан Барнс

Понедельник, 09 Августа 2021 г. 13:27 + в цитатник

Строим планы, бинтуем раны

Сентиментальность - это когда неубедительно; когда убедительно - это искусство, грусть и жизнь.
Ален Фурнье

Он разный на самом деле. Совсем мой Барнс - это "Глядя на солнце", "Предчувствие конца" и "Одна история", всякая в свое времпя зацепила чем-то, да так и сидит алмазной иголкой в сердце. Девочка, которая говорила с квартировавшим у них во время войны пилотом, после выросла в ничем не примечательную молодую женщину, вышла замуж за полисмена, прожила двадцать несчастливых лет в браке и, забеременев, вдруг ушла от мужа, родила, официанила в забегаловках, ребенок все детство в ресторанных подсобках, а потом муж умер и она неожиданно для себя унаследовала его домик с небольшим капитальцем, и смогла не работать, а в старости решила путешествовать и объездить семь чудес света.

Или вот парень с девушкой, он ее любил, она его нет, он познакомил ее с друзьями, она выбрала самого яркого из них и женила на себе, потом тот покончил самоубийством, а наш герой тихо прожил свою жизнь, женился, был счастлив, родил дочь, развелся по обоюдному согласию, оставшись в приятельских отношениях с бывшей женой, а в глубине существа все не мог понять, почему, за что первая любовь так с ним поступила. А потом неожиданно получил наследство, какую-то совсем небольшую сумму от... матери той своей любви. А то, что дальше, прекрасное и ужасное в своей обыденности, скручивает тебя так, что вздохнуть не можешь.

Или вот еще, ему было девятнадцать, когда они познакомились, ей сорок восемь, она была замужем и мать двух взрослых дочерей. Кто мог знать, что это окажется любовью на всю жизнь? Кто, что она уйдет от мужа и они станут жить вместе? Кто, что она начнет прибухивать и алкоголь разрушит то, что оказалось не под силу разорвать целому миру - их взаимную привязанность? Но любовь, жалкая, больная, истерзанная, обращенная в созависимость, любовь не умрет до конца.

А "История мира в 10,1/2" главах меня не то, чтобы вовсе не тронула, скорее испытываю к ней сдержанную приязнь. А по "Шуму времени" дочь писала диплом и я, чтобы понять, что чувствует она, прочла эту книгу в оригинале. И это был даже не первый Барнс, читаный по-английски, хотя переводят его замечательно. То есть, я хочу сказать, что знаю - Барнс разный. Все же продолжая ожидать от очередной книги, что это будет как "Глядя на солнце".

Ну, не в этот раз. "Портрет мужчины в красном" не роман. То есть, сквозная история в нем есть, потому что в биографической прозе ее не может не быть. Родился, учился, женился, добился. Но даже этой сквозной биографии Барнсу удастся каким-то образом избегнуть. Вы, читатель, ничего не узнаете о детстве героя в семье протестантского священника, о его службе военврачом в период франко-прусской войны, почти ничего о детях, которых было трое, и сын Жан сделал дипломатическую карьеру. А в книге словно бы одна дочь Кэтрин с ее любовью-ненавистью к отцу.

Или вот Оскар Уайльд, который почти никакого отношения к гинекологу Поцци не имел, кроме разве того, что был человеком знаменитым, а этот доктор водил знакомство со многими знаменитостями , в том числе с аристократом геем Робером де Монтескье, с которого эпатажный писатель в значительной мере лепил свой образ "распылителя красоты". А Марсель Пруст, практически без изменений, с поразительным портретным сходством ввел бароном Шарлюзом в свое "Утраченное время".

А гениальная Сара Бернар как раз имела, пережив в юности кратковременный роман с Поцци, которого называла "доктором Богом", она на всю жизнь сохранила в ним нежную дружбу и осталась его благодарной пациенткой. Кстати же, ногу ампутировало ей именно он, и произвел операцию в лучшем виде (ну, насколько это определение применимо к подобным обстоятельствам).

И несколько описанных в книге случаев террористических атак с использованием огнестрельного оружия, которым публичные люди подвергались со стороны неуравновешенных особ - такая примета времени, тоже, к сожалению, имели. И гинекологические операции, которых этот доктор произвел без счета, "Друг женщин" - надпись на его памятнике. А также его труды по клинической гинекологии, во многом способствовавшие тому, что миома матки, перестав звучать приговором, стала рядовой операцией.

Так о чем все-таки книга? О времени, в котором было много хорошего, хотя и скверного хватало, и которое двигалось по пути прогресса, невзирая. Где было бы сейчас человечество, не случись идиота террориста с пистолетом и мировой бойни, которая за его выстрелами последовала? И возможно о том, что "есть в мире что-то, что не терпит стен"

https://chto-chitat.livejournal.com/14382946.html


Метки:  

"Лига выдающихся джентльменов." Том второй Алан Мур

Воскресенье, 08 Августа 2021 г. 14:50 + в цитатник

Непримиримые противоречия или Лига распадается

В том лесу белесоватые стволы
Выступали неожиданно из мглы.
Из земли за корнем корень выходил,
Точно руки обитателей могил.
Под покровом ярко-огненной листвы
Великаны жили, карлики и львы,
И следы в песке видали рыбаки
Шестипалой человеческой руки.
Н.Гумилев "Лес"

"Лига выдающихся джентльменов", пятую часть которой количественно составляет не менее выдающаяся леди Вильгельмина Мюррей, снова в деле. На сей раз их задачей будет оборонить землю от нашествия марсианских треножников из "Войны миров" Уэллса, при помощи биологического оружия, созданного доктором Моро из другого романа дедушки мировой фантастики.

Межличностные отношения внутри великолепной пятерки претерпевают серьезные изменения. Капиан Немо, прежде относившийся к работодателям-англичанам со сдержанной неприязнью, по результатам текущей кампании сделает вывод, что не может участвовать в затее с Лигой вовсе, ввиду непримиримых противоречий. Джекил-Хайд (из каковой пары мы будем иметь дело практически с одним только Хайдом, все больше напоминающим марвеловского Халка) все более нежно привязывается к Мине и проникается все большей неприязнью к человеку-невидимке Гриффину.

Мисс Мюррей не в силах прогтивиться детскому обожанию, коим дарила героя своих девичьих грез Алана Квотермейна, тот отвечает ей взаимностью, не смея поверить своему счастью. И то сказать, Мина в блеске цветущей молодости прекрасна, в то время как возрастной Квотермейн, чей организм к тому же изрядно истощен приемом наркотиков, производит на окружающих впечатление не ее любовника, а скорее престарелого папаши. Забегая вперед, эта пара найдет способ поправить положение вещей, но упс, об этом пока молчим.

Алан Мур не без изящества обрамляет начало второго тома марсианской интерлюдией с участием в начале Джона Картера (персонаж "Принцессы Марса" Эдгара Берроуза, кто не помнит), именно оттуда, с Марса летят на Землю чудовищные треножники. Не потому, что там их родина, но потому, что оказанное тамошними жителями сопротивление заставило их обратиться к Земле, которую сочли более легкой добычей.

А в конце сюрпризом читателю дневник Вильгельмины, странствующей сначала по британским островам, далее везде в поисках чудес и диковин, которые в великом множестве находит. И вот в этой-то литературной части романа автор покуражился над неокрепшим читательским головным мозгом вволю. Потому что сюда вошли все фантастические твари из легенд, мифов, народных и авторских сказок, сколько их есть на свете.

Сюжеты перемешаны в самых невероятных сочетаниях, канонические герои, вроде Алисы, Питера Пэна или нарницев узнаются не сразу и элемент постмодернистской игры придаст чтению дополнительной прелести в глазах продвинутого ценителя. Не оттолкнув поклонника, ориентированного на графический роман, который пролистает финальную часть без ущерба для девственности своего мозга.

К вопросу невинности, "Лига" совершенно точно не то чтение, которое можно рекомендовать детям. Специфически хардкорная, довольнно жестокая сексуальность романа выводит его из числа вещей, о каких можно сказать: "Сядь, почитай книжку с картинками"

https://chto-chitat.livejournal.com/14382609.html


Метки:  

"Соборяне" Николай Лесков

Суббота, 07 Августа 2021 г. 21:41 + в цитатник

ahilla.ru

И пошел я искать праведных.
Лесков.

Не говорите, что Лесков сегодня неактуален. Православный портал , названный в честь дьякона Ахиллы Десницына, не то, чтобы мог состязаться в посещаемости с инстаграмной страничкой Оли Бузовой, но вполне себе солидное сетевое присутствие со многими тысячами подписчиков на нескольких платформах. Праведности не тягаться в популярности с наиболее продаваемыми тремя "С" и одним "Д" информационной сферы, да ведь она и не продается. Но потребность в ней есть всегда и взыскующий находит.

Удивительно, что при маниакальной одержимости русской литературы идеей духовности с умением отыскивать ее в самых неожиданных сюжетах, вроде юноши, зарубившего топором двух женщин или дамы, оставившей сына мужу, жившей с любовником и покончившей жизнь самоубийством - удивительно, что в сферу ее внимания практически не попадали люди, чьей жизненной стезей было хранить и блюсти чистоту духа.

Вот разве "Житие протопопа Авакума", которого никто по архаичному слогу нынче не читает. Отчего так? Может оттого, что Русская Православная церковь изрядно скомпроментировала себя сращением с государством и обслуживанием его интересов? На начальных этапах соединение православия с самодержавием было условием выживания страны, позже стало частью триединства национальной идеи. Чем прочнее склеивались, тем меньше было доверия церковнослужиелям, и вот уже у Пушкина "Сказка о попе и работнике его Балде", а у Тургенева скабрезная поэма "Поп".

А все-таки они были. Праведники не только по должности, но по призванию, окормлявшие паству своих скромных приходов, кто в душевной теплоте беседовал о Боге и истину царям с улыбкой говорил. Откуда бы, в противном случае, явилось столько священнослужителей, о которых узники сталинских лагерей вспоминают с благодарностью и уважением?

Лесковские "Соборяне" из таких. Жили в маленьком уездном Старгороде протопоп Савелий Туберозов, священниr Захарий Бенефактов да дьякон Ахилла Десницын, и попечением этой троицы держалось в нем благочестие. Бездетный отец Савелий олицетворял разум этого триединства, кроткий многодетный Захарий душу, а изгнанный из стjличной консистории за экспансивность и неумение вовремя остановиться Ахилла - телесную ипостась.

Позже, символическим отражением этой троицы станет памятник в виде пирамиды - приземистой, разлапистой и довольно неуклюжей, но какая уж есть, идеальных взять негде. А в городе. символически отражающем страну, меж тем новые веяния, просвещение, атеизм, нигилизм. И нужно сообразовывать как-то с ними прежнюю веру, да не на уровне: "Если бы мы происходили от обезьян, то нас теперь водили бы по городам Цыганы на показ и мы платили бы деньги за показ друг друга, танцуя по приказу Цыгана или сидя за решеткой в зверинце."

Уровень вопиющей дремучести демонстрирует в книге скорее поборник науки дебиловатый учитель Варнава. Чего стоит вываривание бесхозного утопленника с тем, чтобы из отделенных от мяса костей сделать скелет, дабы служил школьным пособием. Вы вообще можете представить преподавателя, который занимается подобной хренью? То есть, в нашей школе скелет был, мы убеждены были, что он гипсовый или пластиковый, но вот смотреть на уроке на анатомическое пособие, а перед глазами твой препод варит полуразложившегося трупака, после разбирая по косточке - буэ.

Надобно отметить, что при всей нелепости ситуации с костями, на ней в книге построено множество презабавнейших коллизий, читать которые без смеха трудно. Юмор Лескова мрачный, часто безнадежный, но качества он отменного и поднимается порой до салтыковщедринских сатирических высот, но без едкой злобы последнего. Все же "колокольному дворянину", который при попытке разумного хозяйствования был обкраден крестьянами и разорился далеко было до пламенного трибуна, знавшего народу истинную цену и дравшего с него три шкуры, зато же и имение имевшего отменное.

И еще об одном удивительном совпадении. Здешний Майор просто брат-близнец капитана Лебядкина из "Бесов" Достоевского, увидевших свет одновременно с "Соборянами", а его стихи к миллионерше Мордоконаки совершенно могли бы быть написаны идиотическим капитаном. Удивительно, что два этих романа выраженно охранительной антинигилистической направленности опубликованы одновременно.

При несомненных литературных и языковых достоинствах, сюжет "Соборян" вяловат, структура рыхловата, а финальное поголовное вымирание старгородского поповства не выглядит достаточно мотивированным. Просто жили-жили, претерпевая невзгоды и находя утешение в вере, а потом вдруг взяли, и в одночасье друг за другом умерли. Не спешите нас хоронить.

https://chto-chitat.livejournal.com/14382582.html


Метки:  

Нечто из Норт Ривер - Кристиан Роберт Винд

Суббота, 07 Августа 2021 г. 03:07 + в цитатник
Найденные были съедены изнутри живьём. Сначала были обнаружены тела домашних животных, а потом и людей.

В устье реки и раньше творились странные вещи. Северные племена индейцев верили в то, что её исток - священное место, и что людям туда ходить нельзя.

Священные места были потревожены первыми поселенцами, и, вскоре после этого, на близлежащих землях начал гибнуть скот, а потом и люди...

Почему зло вернулось в наши дни?

Холодные грунтовые воды. Даже летом земля на глубине 15 футов остается промерзшей. Промерзшая земля сохранила останки с древних времён не тронутыми временем, не разложившимися. И вот, сущность, в которую верили древние племена индейцев, вернулась из пустоты...

Каким образом, погибшая вчера девушка, как ни в чем не бывало вернулась домой, а останкам, найденным вместе с её курткой на месте предполагаемой гибели, - сотни лет? Почему меняется поведение, после соприкосновения человека с неизведанным? Как теперь определить, в ком именно находится чудовище?

Пожиратель лиц как перчатки меняет молодые тела городка Норт Ривер. Поймать и остановить его практически невозможно. Его преданный и невидимый зверь следует за ним по пятам, выдавая свое присутствие лишь тем, кто может полагаться на свое шестое чувство.

https://chto-chitat.livejournal.com/14382135.html


Метки:  

Рецензия на роман Владимира Орлова «Альтист Данилов»

Пятница, 06 Августа 2021 г. 20:47 + в цитатник

О демоне, который любит музыку.

Замечательная, добрая и умная книга написанная в 80-х годах прошлого века (золотой век мировой фантастики). Роман, написанный у стиле магического реализма, принёс автору мгновенную известность и положил начало цикла «магических» произведений Орлова «Останкинские истории: «Аптекарь» (1988), «Шеврикука, или Любовь к привидению» (1990).

«Альтист Данилов» впервые был издан в журнале «Новый мир» № 2—4 за 1980 год. Первое книжное издание было в 1981 году, изд. «Советский писатель».

Обложка первого издания (теперь это уже антикварная редкость).
Обложка первого издания (теперь это уже антикварная редкость).

На первый взгляд роман кажется простым: подумаешь, демон живет среди людей. Он может перемещаться в любую точку пространства со скоростью мысли, парить в облаках, любит «купаться в молниях». Разве этим удивишь современного читателя.

Но в романе есть очень много интересных пластов.

1. Музыка. Есть не так много литературных произведений, где ТАК описана музыка. В романе она живая, полна мистицизма и скрытого смысла.

Кроме описания классической музыки автор рассказывает о некоторых новаторских музыкальных идеях. Например, «тишизм», впервые эта концепция была представлена в 1952 году американским композитором Д.Кейджем: во время исполнения участники ансамбля не извлекали звуков из своих инструментов, поскольку звуки несовершенны, а музыка должна звучать лишь в душе, и тогда она будет истинным искусством

2. Быт советского интеллигента времен застоя (примерно 70- е годы). Здесь есть ассоциации с романами Стругацких. Описано вкусно, правдиво и присутствует «эффект погружения» читателя в атмосферу «брежневской эпохи».

3. Теория мироустройства — очень сильно для времени написания романа. Интересная концепция с элементами каббалистического подхода (вспомним, что роман написан в 80-е годы и большинство и слов то таких не знали).

4. И самое вкусное ( на закуску): теория Бога.

Многих моих друзей удивляет и даже возмущает, что Бог предстаёт в романе синим быком. Но если бог «непознаваем» и «непостижим» почему ему не предстать «синим быком» ( кстати Зевс в образе быка уже был у древних греков), «красной коровой» или горящим кустом. Не буду спойлерить сюжет, для тех, кто не читал. А кто читал, те отлично знают, как автор описал «Непознаваемого и Непостижимого»

Признаюсь, мне нравятся фантастические книги, где фантастика является средством, позволяющим взглянуть на мир под незнакомым для читателя углом. Мне нравится, когда в книге есть литература, хороший слог, описание, объемные характеры персонажей, идеи и знания. Думаю, этот роман именно такой.

https://chto-chitat.livejournal.com/14382002.html


Метки:  

Поиск сообщений в lj_chto_chitat
Страницы: 546 ... 492 491 [490] 489 488 ..
.. 1 Календарь