-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_chto_chitat

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.12.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 99




Что читать? - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://chto-chitat.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss/??ac108cb0, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Помогите опознать

Среда, 05 Мая 2021 г. 00:49 + в цитатник
Детская книга, вроде в американская потому что была няня негритянка, главное лакомство жженный сахар, он там упоминается раз десять, приключения детей, как они играли, жили, но вроде ещё не учились.
Книжка толстая с цветным переплётом с иллюстрацией на обложке.

https://chto-chitat.livejournal.com/14319690.html


Посоветуйте книги об Америке во Второй Мировой войне.

Среда, 05 Мая 2021 г. 00:48 + в цитатник
Долгие десятилетия мое сознание было оккупировано советской пропагандой в отношении Второй Мировой войны. Была героическая Великая Отечественная, а Вторая Мировая шла к ней вторым вагоном. Да, знаю, читала, оккупация Франции, героические английские летчики, высадка в Нормандии, да всю историю в целом понимаю. Поводом для размышлений стала лекция Тамары Эйдельман о Черчилле. Что позиция Рузвельта на тегеранской конференции в вопросе где открывать второй фронт - на Балканах или в Нормандии - была такая: а где погибнет меньше американских парней.
Посоветуйте книгу об участии Америки во Второй Мировой. Лучше художественную. Но не как она его ждала. А о том на кой хрен он туда поперся. Это была обязательная мобилизация? Что они думали, что чувствовали, эти парни. Зачем им была война в далекой Европе?

https://chto-chitat.livejournal.com/14319533.html


Павел Чжан и другие речные твари

Среда, 05 Мая 2021 г. 00:48 + в цитатник
Vera_Bogdanova__Pavel_Chzhan_i_prochie_rechnye_tvari.jpegДействие романа "Павел Чжан и другие речные твари" происходит в будущем, но назвать это фантастикой нельзя. Скорее будущее становится увеличительным стеклом, которое укрупняет до некоторого даже легкого гротеска существующие проблемы, старательно нами игнорируемые сегодня.

Вера Богданова из массы конспирологических теорий выбрала те, что имеют неплохие перспективы для осуществления в действительности – гегемония Китая над Россией и тотальная слежка путем чипирования. Хотя сама автор в послесловии пишет, что в первую очередь хотела бы привлечь внимание к насилию над детьми в детских домах. И надо заметить ей это удалось. История Чжана, по сути, дагерротип трагедии Джуна из "Маленькой жизни" Янагихары, только отраженный в российском кривоватом зеркале мрачного будущего.

Для дебюта книга более чем удачна – никаких хвостов и случайных персонажей, все развешанные ружья выстреливают и очерченные линии зацикливаются. Не роман, а частный случай синдрома отличницы. Это даже можно назвать легким недостатком.

Яркие герои – несомненный плюс, как и тонко показанная разница их внутреннего мира и внешнего проявления. Закрытый "человек в футляре" Павел Чжан и его альтер-эго по имени Шваль (этакая демоническая концентрация психологической травмы) – прекрасный образчик двойственности. Милая Соня, плавно качнувшаяся от доброты и открытости к выстраданной религиозности. Во всех смыслах добрый молодец Лыков. Каждый прошел свой болезненный метаморфоз став в конце книги немного другим человеком. И эта психологическая динамика, кстати, то, чего мне часто не хватает в современной литературе.

Предсказуемо, но от того не менее печально выглядит и финальное разочарование Чжана в Пекине – "параллельный мир оказался до боли знакомым", как пел Чиграков.

Полумистическая тьма, сгущаясь к концу вокруг героя, изрядно отдает Достоевским и в эти знакомые тени и сгустки страхов придают роману дополнительные объем и глубину.

И, конечно, очень правильно и естественно, что книга вышла в серии "Актуальный роман" Редакции Елены Шубиной, потому что это текст в гораздо большей степени о настоящем, чем может показаться на первый взгляд.

https://chto-chitat.livejournal.com/14319270.html


Корен Зайлцкас "Учитель драмы"

Среда, 05 Мая 2021 г. 00:47 + в цитатник

Это история Грейс Мюллер - молодой женщины, мастерски умеющей притворяться, жульничать и прокручивать аферы, чтобы получить необходимое или желаемое. Рассказ ведется от лица героини, повествование то скачет в прошлое, то возвращается в наше время. Грейс - девочка, живущая с прощелыгой-отцом, Грейс - жена почти разорившегося торговца недвижимостью, Грейс - аферистка с двумя детьми, играющая роли, меняющая маски, чтобы получить то, в чем нуждается.

Плавный рассказ Грейс захватывает, наблюдать за ее хитроумными манипуляциями и аферами довольно увлекательно. Не хуже и психологическая сторона, и триллерные нотки. А вот эпилог в виде письма подкачал, на диво нудный.

Но в целом неплохая книга.

https://chto-chitat.livejournal.com/14319000.html


Метки:  

Прогулка богов - Кодзи Судзуки

Среда, 05 Мая 2021 г. 00:47 + в цитатник

Что если вы попали... в секту?

Не отмахивайтесь от этого сразу! Нет. Никто не смог воспользоваться тем, что вы якобы никому не нужны, потому что это не так, или тем, что ваша жизнь не удалась, например. Никто не смог воспользоваться тем, что вы не знаете куда идете, или любой другой особенностью вашего характера для того, чтобы вовлечь вас в "новую религию" и использовать. Никто не занимался гипнозом.

Что если всё это произошло по совершенно другим причинам? Вы - благополучный человек, и у вас не ни единой причины вступать в религиозные секты. Вы даже никогда не думали, что вас эта тема хоть как-то затронет, но в один прекрасный день оказалось, что друг детства и однокурсник, известная телеведущая и даже ваш любимый человек - это и есть секта... Как такое могло произойти, и что, если секта - это вообще ВСЕ?



https://chto-chitat.livejournal.com/14318633.html


Метки:  

Книги апреля

Среда, 05 Мая 2021 г. 00:47 + в цитатник
В этом месяце прочитала 9 книг. Для меня это рекорд) Наверное, это потому что почти всё мне очень понравилось.

- Мы против вас. Ф. Бакман. Это продолжение очень понравившегося мне Медвежьего угла. Рассказывается о жизни того же маленького городка и о его соперничестве с соседним. К уже известным героям добавляются новые, и во всё теперь ещё примешиваются политика и толерантность. Интересно, что нам отсюда кажется, что эта толерантность уже "встроена по умолчанию" во всех европейцев. Но оказывается, что это только в больших городах, а в таком "медвежьем углу" отношение такое же, как в нашей глубинке. И интересно, как меняется это отношение и собственные принципы при столкновении с ситуацией лицом к лицу, с конкретными людьми, которых ты знаешь давно, но, как оказалось, не до конца... Написано сильно, как и первая книга. Но я уже стала замечать авторские приёмы, которыми это достигается. В Медвежьем углу мне это не так бросалось в глаза. Возможно, потому что это была первая книга Бакмана, которую я прочитала.

- Числа. В. Пелевин. Это очень смешная книга. Как легко подтянуть всякую фигню под свою теорию и интерпретировать одни и те же знаки в любую, нужную в данный момент, сторону. И это всё так серьёзно))) Я повеселилась от души, читая её.

- Чужое терзание. В. Макдермид. Триллер-детектив от шотладской писательницы. Серийный убийца уже давно пойман и проходит принудительное лечение в специальном заведении, но вдруг серия убийств возобновляется. За дело берется специально созданный отдел полиции. Параллельно с этим у них в производстве ещё и дело о пропаже детей. Понравилось, что расследует всё не гений-одиночка, а команда, и каждый человек здесь важен.

- Ночь длиною в жизнь. Т. Френч. Эту книгу очень рекомендовали, как мне помнится, именно в этом сообществе как отличный детектив. Но я разочарована. Читается легко, но само расследование так себе. Через две трети книги уже всё понятно, но продолжаются "копания в грязном белье" семьи главного героя. И никого не жалко. Все очень неприятные: делают вид, что любят друг друга (и поэтому так себя ведут), но чувствуется, что это лицемерие. Если это лучший "детектив" автора, то остальные я точно читать не буду.

- Тревожные люди. Ф. Бакман. Книга о стокгольмском синдроме. Правда, террорист не настоящий, а так. Написано в фирменном стиле автора, но что-то к третьей книге он мне уже поднадоел. И вообще, здесь мне не хватило глубины и характеров. Люди показались картонными, а всё такое приторно сахарно-ванильное, что еле дочитала.

- Охотники за головами. Ю. Несбё. Лучший специалист по поиску персонала - "охотник за головами" - сталкивается с реальным охотником за головами. И ему приходится применить всю свою хитрость и изворотливость и приложить немало усилий, чтобы не стать жертвой. Это такой хороший боевик с неожиданными ходами, которые так прописаны в книге, что я подумала, что это идеально для экранизации. И, как оказалось, есть такой фильм! И это тот редкий случай, когда фильм мне понравился больше, чем книга. Потому что, в книге были некоторые моменты, которые меня смутили или показались лишними и нелогичными. В фильме именно их убрали, и получилось идеально!

- Собиратели ракушек. Р. Пилчер. Этот роман рекомендовали в запросе "хорошая книга с хорошим концом". Так и есть. Очень приятное повествование о жизни в Англии. История трёх поколений. Первое поколение представлено английским художником и его молодой женой-француженкой. Их жизнь пришлась на период второй мировой войны, и о ней мы узнаём из воспоминаний их единственной дочери, которая представляет второе поколение. Ну а третье поколение - это внуки художника. А "Собиратели ракушек" - это картина, которую этот художник подарил своей дочери. Здесь есть и любовь, и некотрая тайна, и интересные судьбы и характеры. И всё своевременно, без лишней затянутости. Рекомендую для отдыха - морального и душевного.

- Смерть с уведомлением. А. Грубер. Все уже знают, оказывается, этого автора, а я только сейчас для себя открыла. Это настоящий триллер про маньяка, как я люблю)) Он похищает человека и даёт родственникам подсказку и 48 часов на разгадку и спасение жертвы. Очень интересно здесь о работе психолога - как можно из человека сделать чудовище. Главный сыщик - Мартин С. Снейдер - гениальный профайлер, специалист по серийным убийцам. Своими странностями, замашками и эксцентричным асоциальным поведением мне он очень напомнил Шерлока в исполнении Камбербэтча. Я себе его так и представляла в процессе чтения, хотя по описанию он выглядит совсем иначе))) Помогает ему в расследовании мюнхенский полицейский Сабина Немез, которая вовсе не исполняет роль Ватсона, а полноценно участвует в расследовании, и многое удаётся раскрыть именно благодаря ей.

- Смертный приговор. А. Грубер. Это второй роман из цикла о профайлере Мартене С. Снейдере. И опять он не обходится без помощи Сабины Немез, которая теперь учится в академии БКА под его началом. На занятиях они разбирают старые нераскрытые дела, между которыми вдруг обнаруживается связь... Тоже очень захватывающий триллер!
Грубера буду читать ещё))

https://chto-chitat.livejournal.com/14318356.html


"Кто они такие" Габриэл Краузе

Среда, 05 Мая 2021 г. 00:46 + в цитатник
Он автор или Заводной апельсин 2020
Я хочу жить опасной жизнью на грани бытия.

Книга была в длинном списке прошлогоднего Букера. По крайней мере, многочисленные читатели Goodreads отметили ее тегом 2020-booker longlist, хотя русскоязычные источники не называют Габриэля Краузе в числе номинантов. Так или иначе этот литературный дебют заслуживает внимания. Вынесенное мной в заглавие "он автор" здесь в двух основных значениях, и первое, как ни странно, не то, что на поверхности.

На криминальном сленге, ямайском английском социально неблагополучной среды некоторых лондонских районов, эта характеристика сообщает окружающим, что человек пользуется заслуженным уважением. Примерно как "криминальный авторитет" русскоязычных реалий, хотя содержательным значением скорее отличается. Сколько понимаю, в российской уголовной среде это человек, неоднократно отбывавший срок, в то время, как в Южном Килберне образца две тысячи шестого, настоящий "автор" не только мутит дела, но и ловко избегает наказания.

Второй смысл тот, что очевиден "Кто они такие" беллетризованная автобиографическая проза, повествующая о буйной юности автора, уж и не знаю. насколько правдиво, в сторону преувеличения или преуменьшения творимой им в ипостаси налетчика, уличного бойца и пушера Снупза жути. Скорее всего истина где-то посередине. Делал он всякие нехорошие дела, хотя внешне это вряд ли было так зрелищно и круто, каким ему представлялось.

О чем книга? О смышленом талантливом и болезненно честолюбивом сыне польских эмигрантов в первом поколении. Семья ожидаемо небогата, район ожидаемо "нехороший", где верховодят и задают тон темнокожие бандюки в основном с ямайскими корнями. Форма одежды кроссовки, треники, худи, бомбер, балаклава. Обилие золотых цепей, чем массивнее, тем лучше. Язык общения ямайский лондонский арго. Музыка рэп, умеющий чеканить, получает некоторые преимущества в здешней оценочной шкале.

Снупз может, он и в баттлах, случалось, побеждал, так-то он университетский мальчик, Ницше и Шекспира изучает, на роялях играет, и всякое такое. Но этим не обеспечишь надежной славы и уважения. Только сила, агрессия, ежесекундная готовность дать отпор и отомстить за оскорбление, нечувствительность к боли. Тот особый сорт отбитости, который делает человека подобием стальной крысы, его Снупз не без успеха в себе культивирует.

Во время очередного налета - скока в терминах книги, мы с ним знакомимся. И не знаю, как у вас (в топовых рецензиях Goodreads видела сравнение с "Дорогой" Кормака Маккарти) но моя мгновенная и чудовищной силы реакция была в точности как на "Заводной апельсин" Энтони Бёрджеса. Такое: вот мразь, нападает с оружием на беззащитных людей, да еще и бахвалится этим - придушить гаденыша!

Этот уровень эмоциональной вовлеченности сохранится все время чтения. О чем бы ни рассказывал Краузе, равнодушными этот текст не оставит. Станешь ненавидеть его, презирать, сочувствовать, злиться, жалеть, ощущать его ужас и отчаяние с той же интенсивностью, какая включится, когда на первых строчках затянет в этот водоворот. Странная, на взгляд среднестатистической россиянки, разновидность расизма, когда человеком второго сорта среди людей всех оттенков коричневого, делает тебя белокожесть.

Предельно брутальная маскулинная мачистская среда, в которой молодой красивой женщине отводится роль секс-обслуги; немолодой и/или некрасивой - просто обслуги. Впрочем, молодость и красота тут отцветают быстро, а невинности, заодно с большинством иллюзий, можно лишиться, неудачно войдя в лифт не с тем/теми или поднимаясь-спускаясь по лестнице одного из многоэтажных домов, которые здесь, словно в насмешку, названы именами деятелей культуры и искусства: Моцарт ("царт"), Диккенс.

Образ жизни целой социальной прослойки, где наименее криминальным способом добывания денег и, в конечном итоге, хлипким экономическим базисом, становится наркоторговля, а актуальные в гопнических кварталах лихих российских девяностых вопросы: С какого раёна? и Такого-то знаешь? - звучат сегодня не так далеко от Биг-Бэна и моста Ватерлоо. Да какая, на фиг, недостаточная социальная помощь, они просто не заточены под то, чтобы жить законопослушной жизнью и нести социальную ответственность.

В общем, есть о чем подумать, есть что обсудить. Говоря о книге, нельзя не сказать о блестящем переводе Дмитрия Шепелева, люблю его со времен "Подменыша" Джой Уильямс. С этим суперсложным, с лексической точки зрения, текстом, он справился превосходно. Странно органичное соединение литературной речи умного искушенного рассказчика со сленгом, где обсценные выражения не чрезмерны, но уместны. Замечательное чувство языка. И да смотрела интервью Габриэля Краузе, он даже теперь, спустя пятнадцать лет, парняга хоть куда. В худи и массивной цепи поверх.

https://chto-chitat.livejournal.com/14318105.html


Метки:  

Общество как головоломка

Вторник, 04 Мая 2021 г. 00:34 + в цитатник
А подскажите, пожалуйста, книги, которые можно условно назвать «социологический детектив»? Суть: герой попадает в некоторое новое для него общество, и чтобы выжить (или преуспеть), ему нужно разобраться, как оно устроено – а устройство его вовсе не очевидно для чужака. То ли власти специально напускают туману, то ли местные жители привыкли к сложившемуся порядку вещей и считают его единственно возможным и не нуждающимся в объяснениях, то ли имеются какие-то коренные культурные различия между героем и новым для него обществом.

Примеры произведений:
- Стругацкие, «Обитаемый остров» - герой вроде бы и узнаёт ещё в начале, что тут за мир, однако его знания постоянно дополняются и уточняются до самого финала;
- Гарри Гаррисон, «Неукротимая планета» - больше про прикладную экологию, но общественное устройство тоже играет роль;
- Станислав Лем, «Эдем» - непонятность общества выкручена на максимум, оно в прямом смысле слова инопланетное и совершенно нечеловеческое;
- Ф.Кафка, «Замок» - с уклоном в сюрреализм и вообще кафкианство.

Может показаться, что любое произведение про попаданцев, извиняюсь за тавтологию, попадает в эту категорию. Но – нет. Там чаще всего окружающий мир или знаком из истории (июль сорок первого, на героя ползут немецкие танки), или в общем понятен (средневековье, обычная феодальная иерархия власти, только с добавлением магии), или с готовностью обрисовывается дружелюбными аборигенами («Путешествия Гулливера»).
Не совсем подходят и произведения со сложным миром, который просто раскрывается постепенно. Во «Властелине Колец» мы сперва не знаем ничего о назгулах или о судьбе Мории, но не потому, что «власти скрывают», просто хоббиты не очень-то интересуются глобальной политикой.
Также все примеры тут подобрались из фантастики, но я вполне допускаю, что книга может быть и реалистической. Например, история европейца, приехавшего в Японию или там в Африку.

https://chto-chitat.livejournal.com/14318076.html


Метки:  

"Ополченский романс" Захар Прилепин

Вторник, 04 Мая 2021 г. 00:34 + в цитатник
Пожранный Жругром
- А я на скрипке играл.
- Как? - не поверил Лютик.
- А вот так, скрып-скрып, - серьезно ответил Скрип, изобразив, что держит скрипку и пилит ее смычком. Он был особенным. Они все были особенными.

Он тоже был особенным, когда ворвался в стагнирующую русскую литературу нулевых со своей пацанской прозой: военной как в "Патологиях", прибандиченной как в "Восьмерке", ностальгирующе-остросюжетной как в "Черной обезьяне", горько-безнадежной, агрессивной, ниспровергающей основы - как в "Санькье".

А потом была "Обитель". Великая книга, вопиюще несовременная к моменту выхода, когда все уж четверть века, как начитались лагерной литературы и возвращаться, вроде, не планировали. "Обитель" задала новый вектор осмыслению коллективной травмы/вины, насильно вывернув нацию из колеи иванов, не помнящих родства к локациям "вспомнить все" и "анализируй это". Почти по Грибоедову: "чтоб искру заронил Он в ком-нибудь с душой, кто мог бы, словом и примером, нас удержать, как крепкою вожжой, от жалкой тошноты по стороне чужой"

За "Обитель" Прилепину стоит быть благодарными, сколько бы чуши он ни написал потом. Потому что после была война, и он сделал свой выбор. Каждый правый имеет право, ультраправый не меньше любого другого, и я верю, что политическая активность писателя, плод его глубокого внутреннего убеждения. Есть, однако, некоторые проблемы. И первая в том, что милитаристски ориентированное творчество с неотвратимой закономерностью перестает быть таковым Забыл, не знал или не поверил, что музы молчат, когда бьют пушки? Печально, но Муза, похоже покинула его окончательно.

А вторая, по порядку, но не по значимости, в том, с эргрегором российской государственности, Жругром не стоит заигрывать или пытаться обыграть на его поле. Ему ничего не стоит перемолоть и куда большие, чем прилепинское, дарования. Далеко за примерами ходить, не надо, довольно вспомнить обоих Александров Сергеевичей. Хотя там было физическое уничтожение носителей, после чего нация в одном случае обзавелась солнцем поэзии, а во втором сокровищница пополнилась алмазом "Шах". Сомневаюсь, что за Прилепина что-нибудь дадут, он в труху перемолот.

И это страшно, на самом деле, когда на твоих глазах дар божий выжирают изнутри. Читала "Ополченский романс" и плакала злыми сухими слезами: "Покушал любимый. Ты погляди, Федор, от сарделек одни шкурки остались..." (с) Первая новелла "Жизнь" еще почти тот, прежний Прилепин. Чертова дюжина остальных, все дальше скатывается в невыносимую, содержательно и стилистически убогую топорность, автором которой с равной долей вероятности мог бы выступить хоть Вася Пупкин, хоть Скрып, Худой или Лютик из числа персонажей.

Для чего вообще нужно пребывание на этой войне? Скажете, за идеалы, затем, чтобы защитить людей? Ох, не смешите меня пожалуйста. Чтобы те, что наверху, могли без помех пилить бабло, а те, что внизу, познать спектр ощущений опричной вольницы? Теплее, но все еще не вполне. А знаете, какая самая главная причина? Нипочем не догадаетесь - лицо капитана Лесенцова. Дело в том, что на войне, дети, оно обретает какую-то особой скульптурности лепку, в то время, как в мирной жизни плывет, утрачивая значительность: скулы уже не те, и морщины с обветренностью не так хороши.

Что за... Мать-мать-мать! Не чокаясь.

https://chto-chitat.livejournal.com/14317652.html


Метки:  

книги апреля

Понедельник, 03 Мая 2021 г. 10:36 + в цитатник
Оливер Сакс
Человек, который принял жену за шляпу

читает Игорь Князев
Это ворох историй от невролога и нейропсихолога Оливера Сакса о том, как разнообразно можно сбрендить и как разнообразно можно с этим справляться или не-справляться.

Френк Герберт
Еретики Дюны

Это, пожалуй, самая сильная из четырёх.
Запутанные интриги, масса героев и тайн, стремительное развитие, отлично прописанные роли, даже эротическая сцена есть) Просто какой-то новый качественный уровень, Дюна была очень хороша, но Еретики просто супер.

Роберт Сильверберг
Человек в лабиринте

Перечитывала. Старая, очень качественная фантастика. Космос, отшельничество, чувство долга, приключения. И лабиринт этот для убийств - мне всегда нравился! Но в этот раз я просто смаковала как хорошо прописано то, что фонит из Дика Мюллера, будто автор Ялома и прочих продвинутых психотерапевтов читал) А книга 1968 года!

Тёртон Стюарт
Семь смертей Эвелины Хардкасл

читает Marsianin73
Ох и понаверчено... В целом это детектив, но ГГ переселяется из одного тела в другое и именно за счёт этого пытается разгадать, кто убийца. Плюс там бродит Чумной Лекарь с подсказками, плюс Лакей (это внезапно отрицательный персонаж, какого фига он "лакей" так и неясно), плюс в последней трети книги ещё столько безумного прибывает, что оторваться невозможно, хотя бред, брееед!))

Клиффорд Саймак
Что может быть проще времени

Перечитывала. Тема мракобесия в противовес прогрессу раскрыта очень хорошо, заигрывания со временем не одобряю)

Алексей Винокуров
Люди Черного дракона

читает Всеволод Кузнецов
Рассказы о жизни после революции 1917 года на реке Амуре, которую китайцы называют "Чёрный Дракон".
Местами занятно и смешно, местами трогательно, местами с морализированием. Начитано мастерски, настроение ностальгическое и доброе, получила много удовольствия.

Ирвин Ялом
Дар психотерапии

Методичка для терапевтов, кратенькие напоминания плюсов и минусов профессии.

https://chto-chitat.livejournal.com/14317522.html


«Андеграунд, или Герой нашего времени» Владимира Маканина

Понедельник, 03 Мая 2021 г. 09:35 + в цитатник


Вещь потрясающая, изумительная вещь! Какое чувство слова, какие обороты, какие типажи! И как филигранно все это упаковано.

Про андеграунд, советский, понятно – сегодня-то такой штуки нету. На сломе эпох – оттуда сюда. Главный герой – Петрович, 54 года (потом будет 55), агэшник. Писатель, который давно не пишет. Ничего… Зато сторожит. И бомжует. В общем, балансирует на грани выживания.

До середины романа сплошное наслаждение – калейдоскоп, нет – фейерверк колоритнейших персонажей (собственно, фейерверк авторских их характеристик, а сами-то персонажи обыденные, таких на каждом шагу…), в сменяющих одна другую бытовых зарисовках. А потом начинается погружение во тьму… В лучших традициях позднесоветских мемуаров о репрессиях честных и благородных.

Героя пытают в психушке. Милые такие врачи, дипломированные, все-все понимающие. И даже соглашающиеся с неоднозначностью их труда в недавнем тоталитарном прошлом.

Садисты, сатрапы? Борца с режЫмом? Нет и нет. За героем-то два трупа и рвущаяся из-под контроля совесть (уж как он ее ни уговаривал…). Так что не вполне традиции и совсем уже не лучшие – всего лишь жизнь, обычная.

А с режимом тем никто не борется. И не боролся. Агэшников-писателей/поэтов не печатают, художников не выставляют. Почему? А черт его знает! Про неформат еще никто не слышал. Талант есть. А все равно не публикуют! Нет, лизать задницы или правильно любить родину не предлагают. Просто не нужны – перепроизводство в государстве гениев.

Гении государство тоже не любят. Вот Костя Рогов, андеграундный романист с породистым лицом, тот, что позже повесится, утратив дар слова, отказывается сторожить на пару с Лениным, пусть тот хоть и на портрете. Жить не на что, а у него прин-ци-пы… Смешно. И грустно. Это борец? Нет, скорее, клоун. Потому что не те прин-ци-пы… Но оголенная душа, не перенесшая потерю божьего дара… При том, что ведь так ничего и не напечатали. Вот такие люди в этом андеграунде.

Ну, вот наступила она, эра свободы. Печатайся – не хочу. Да, нужны деньги. Хотя бы на тираж. Но больше-то никаких препон. И что? Зыков, писатель-агэшник, хороший писатель, добившийся успеха, сетует, что вынужден постоянно выступать на социально-политическом поле – то заявлением каким, то письмом, то еще чем. И не когда попросят, а – сам! И к литературе это уже не имеет никакого отношения, ни-ка-ко-го. А то забудут в миг, выпадешь из поезда – и не будет больше книжек, новых книжек… И гадостно ему на душе…

Зыкову-то гадостно за прошлое, за, в общем-то, незаслуженную, случайную тень, наброшенную сексотом, когда-то подслушавшим пьяную речь, но мы-то понимаем… А есть ли какая разница между тогда и сейчас, между тем временем диктатуры идеологии и посредственности и нынешним с его полной свободой, как бы свободой? Знак изменился, но больше-то – ничего.

Петрович наш тоже не отдал своего Я, не поступился принципами. Но ведь от него ничего и не требовали. Никто не требовал. Даже не намекал. Стучать? Нет, это было не предложение, это была подстава. Да и на кого стучать-то? Врагов народа вокруг нет, зато сплошь алкоголики. Вот "Вероничка, андеграундная маленькая поэтесса. Она была пьянчужкой, прежде чем стать представителем демократов от такого-то района." И в политике как не разбиралась, так и не разобралась.

Такая забавная полудетская игра. Правда, в реальной жизни за ту игру люди жизнями платили…

Андеграунд. Поле бесконечной битвы с тенью. И даже толком непонятно, что за тень. Возможно, что своя собственная. Такая специфическая ниша для настоящих талантов, требующая от своих адептов или, наоборот, дающая им что-то неуловимое, но очень-очень важное… И ради этого важного талант готов отправить свой дар в утиль.

Агэшник – тот, "кто умеет видеть вне света, а то и вопреки ему". Но стоит ли это умение прошедшей впустую жизни? И что с того обществу?

И тут встает вопрос функционирования искусства как такового…

Если кто еще не понял, роман – не сатира. И не мемуары в стиле Варлама Шаламова. Это философия, глубокая философия.


https://chto-chitat.livejournal.com/14317137.html


Метки:  

«Двойник» Жозе Сарамаго

Понедельник, 03 Мая 2021 г. 09:34 + в цитатник

После "Слепоты", очарован стилем Сарамаго.

Диалоги без тире, страницы без абзацев, как будто распутываешь бесконечный клубок слов, и эта монотонность повествования не раздражает, а скорее, завораживает, вводит, при глубоком прочтении в гипнотическое состояние, когда возможно всё, даже больше, чем всё.

Для меня, поклонника Кафки - Сарамаго - это португальский Кафка.

https://chto-chitat.livejournal.com/14316849.html


Книги, прочитанные в апреле 2021 года

Понедельник, 03 Мая 2021 г. 04:20 + в цитатник
Здравствуйте уважаемые.
Начало месяца, а значит, пришло время выложить список прочитанных мною книг за прошлый, снабдив их небольшими оценками.
В очередной раз напомню, что цель сего действа проста – помочь вам с выбором возможно интересных для Вас фолиантов и уберечь от траты времени на те произведения, которые не стоят вашего внимания. Строго прошу не судить -ибо все, естественно, исключительно моя точка зрения :-)
Итак...
1. Р. Брындза - Черные пески
Оценка: 5 Ограничения: нет. Жанр: детектив
Очень даже понравился этот автор. И даже первая книга о Кейт Маршалл, хотя больше по душе серия про Эрику Фостер. Но давно его не читал и успел соскучится :-) Это вторая книга про Маршалл, и ИМХО, она лучше чем первая. Мне понравилось. Ныряя со своим сыном в искусственном водоеме, Кейт наша труп. И хоть она уже давно не в полиции, ей не давало это покоя. Она решила докопаться до истины...
Вывод: хороший крепкий мастер детективного жанра с интересными книгами.

2. Д. Нокс - Сирены
Оценка: 5 Ограничения: нет. Жанр: детектив
3. Д. Нокс - Улыбающийся человек
Оценка: 5 Ограничения: нет. Жанр: детектив
Новый для меня автор, которого я случайно нашел. Его хвалил уважаемый мною Ли Чайлд, и я решил посмотреть - что именно он пишет. Начал со второй книги, а казалось, что знаменитая - первая. А мне вот о вкусу больше пришлась именно "Улыбающийся человек". Но и "Серены" неплох. Мощные криминальные триллеры с элементами драмы, в центре которых находится человек с непростой судьбой, ставший детективом, и которому, кажется больше подходит быть преступником. Но это только кажется. Много психологии, наркотиков, насилия в действиях, которые происходят в британском Манчестере.
Вывод: Достойный автор! Интересно.

4. А. Иванов - Ненастье
Оценка: 4 Ограничения: нет. Жанр: эссе, драма
Вы уже наверное в курсе, что я большой поклонник творчества Алексея Иванова. Он - молодец. Не все книги его я люблю, но читаю всегда с интересом. Оказывается, некоторые пропустил. Например,эту. По которой, оказывается, даже сериал сняли. Но его я не смотрел - а книгу прочитал. Не без удовольствия, хотя.... Такая полная безнадега. Полнейшая.... Читал кусками медленно.. Из-за этого и оценку чуть снизил. Хотя, по гамбургскому счету, книга очень качественная. В центре сюжета непростая судьба бывшего солдата, отдавшего свой долг в Афганистане Германа по прозвищу Немец в вымышленном городе Батуеве. Срез эпохи с конца 80-х по наш дни.
Вывод: Отлично, но очень тяжело читать....

5. Д. Спейн - Кто убил Оливию Коллинз
Оценка: 4 Ограничения: нет. Жанр: детектив, социальная драма
Довольно любопытный ход, когда действие ведется от всех героев, в том числе и умершей/погибшей. И как то так получается, что детективный сюжет отходит несколько на второй план, после выхода на поверхность всех проблем и "скелетов в шкафу" персонажей.
Вывод: На удивление, довольно любопытно. Хотя, подойдет не всем :-)

6. Х. Бакхейд - Встретимся в Раю
Оценка: 4 Ограничения: нет. Жанр: детектив
А вообще большой любитель скандинавского нуара. Хотя не все заходит на ура. Как и эта норвежская книга. В принципе - не скажу, что плохо, но вряд-ли буду читать иные книги этой серии. Слишком много такого чересчур скандинавского. Главный герой - странный и больной физически Торкильд Аске когда то был офицером в особом отделе полиции, но из-за собственной трагической ошибки он не только лишился должности, но и сел в тюрьму на три года. И тут его уговорили стать консультантом известной норвежской писательницы Миллы Линд, чтобы помочь ей с материалом для новой книги. Стоило ли это делать?
Вывод: в принципе, автор обязательно найдет своих читателей. Но я вряд-ли буду читать еще. Хотя...

7. Т. Шмыга - Счастье мне улыбалось
Оценка: 5 Ограничения: нет. Жанр: мемуары, театр
Интересная и яркая личность была Татьяна Шмыга - настоящая дива советской оперетты. И с большим удовольствием прочел книгу ее мемуаров. Вот реально интересно.
Вывод: хорошая книга.

8. Ж. Фреско - Все лучшее,что не купишь за деньги
Оценка: 5 Ограничения: нет. Жанр: философия, фантастика.
Я очень хорошо отношусь к Жаку Фреско. Он идеалист и мечтатель, и то, что он предлагает, малоосуществимо. Но так интересно и, по-своему, привлекательно. Думаю, изучать его систему (Проект "Венера") можно с этой книги. Очень интересно.
Вывод: Попробуйте. Как минимум, интересно :-)

9. И. Фуников - по понедельникам чудес не бывает
Оценка: 3 Ограничения: нет. Жанр: юмор, сатира, медицина, байки
Якобы дневниковые записи участкового терапевта. Местами неплохо, но в целом - просто не мое. Вот откровенно не понравилось почему-то. Слишком как-то. Чрезмерный медицинский юмор.
Вывод: Не мое

10. А.Шишов - Красные командиры Гражданской войны.
Оценка: 4 Ограничения: нет. Жанр: история, Гражданская война, Армия.
Сборник биографий известных красных командиров. Но зачасую с оценкой автора на е или иные события, и уж тем более, личностей, я не согласен был. Но в целом молодец - собрал в одну книгу интересных людей. Идея простая,но мало кто осуществлял.
Вывод: Можно почитать.

11. В. Васильевский - Варяго-русская и варяго-английская дружина в Константинополе XI и XII веков.
Оценка: 4 Ограничения: нет. Жанр: история.
Серьезная историческая работа. И очень качественная. И тема интересная. Но....как очень тяжко пошла. Читал буквально по капле и еле осилил. Вот даже не могу понять почему. Тема то, повторюсь, интересная.
Вывод: На любителя.
Приятного времени суток.

https://chto-chitat.livejournal.com/14316544.html


Без заголовка

Воскресенье, 02 Мая 2021 г. 18:36 + в цитатник
Мистическая история о монастыре и привидениях

В детстве я читала один роман, не помню автора и с тех пор не получилось найти. Может кто вспомнит.
Роман в готическом духе, в котором фигурировал монастырь и картина в оном. Картина изображала монахиню и с этим была связана драматическая история. Монахиня была то ли грешница, то ли невинно пострадавшая. Кажется, эта монахиня являлась приехавшему туда на постой юноше в качестве привидения. Действие происходит в 19м веке или еще ранее.

upd: Как ни странно внезапни нашла сама
РИХАРД ФОСС Камальдолянка
В сети есть в сборнике "Мертвый Гость".

https://chto-chitat.livejournal.com/14316532.html


Александра Бруштейн."Дорога уходит в даль"...

Воскресенье, 02 Мая 2021 г. 18:36 + в цитатник

Книга «Дорога уходит в даль…» Александры Бруштейн, повествующая о жизни девочки – подростка в дореволюционной России – моя любимая книга с самого детства. Последние двадцать, а может и тридцать лет я тщетно пыталась найти ее в библиотеках, в магазинах, или в книжных обменниках. Я даже прочитала ее год назад в онлайн формате, но ощущение было не то. И вот, мечта моя наконец сбылась, книга Бруштейн Александры, выпущенная «Детгизом» в 1959 году, является отныне моей собственностью. Правильнее сказать не книга, а трилогия, но в названном мною издании только две части - «Дорогая уходит в даль», написанная в 1955 году и «В рассветный час», написанная в 1958 году.

Действие происходит во второй половине 19 века. Автор вспоминает, как во время болезни Александра 3 были сокращены , а после смерти царя и вовсе отменены уроки в институте. Колеса бричек тогда были без резиновых шин, а воздушными шарами человек не мог управлять, а мог летать, только подчиняясь ветру ( автор рассказывает о покорителе неба на воздушных шарах - герое Древницком). Место действие - город. Город, который раньше был польским, еще раньше литовским, а теперь стал русским. Город, где люди были недовольны людьми другой нации. Показательны слова мороженщика, который, «шастая» с громадным коробом на голове, все лето торговал мороженным - «Здесь все друг на друга, русские - «это все поляки», поляки - «А зачем русские к нам пришли, здесь наше царство было», а литовцы - «не польское царство, а наше литовское», а жидов здесь и за людей не считают». Власть делала все для того, чтоб взаимная неприязнь людей разных национальностей друг к другу усилилась: автор описывает чувство возмущения судебной системой, которое вызвал у нее и ее родных и знакомых процесс против вотяков (удмуртов). Как живет главная героиня в таком многонациональном городе? Хорошо живет, у нее хорошие родители, которые ее любят и объясняют, что такое хорошо, и что такое плохо, есть горничные, вначале немка, потом француженка, есть кухарка Юзефа.

Девочка Саша случайно присутствует на вступительных экзаменах в институт в двух группах, или отделениях. Вопросы для поступающих детей аристократов и богачей были очень просты, Сашу не спрашивали, хотя она так и рвалась отвечать, а вот вопросы для поступающих девочек - евреек и других «инославных» были намного сложнее. Саша поступила. В первый день институтских занятий она впервые поняла, что она – другая. Она спросила у отца Якова Ефимовича, известного врача-хирурга, бесплатно лечащего бедных больных на дому и бесплатно же работающего в двух госпиталях, –« Я юдейская, что это значит». Отец объяснил, потом сказал окружающим, - «Что ж, девочка проживет жизнь и не увидит плохих людей, их очень много на свете. Жаль, что она сталкивается с ними так рано, но что поделаешь». «Взрослый, если плохой, то навсегда плохой, до самой смерти, и то бывают исключения. А дети тем и хороши, что у них все еще может меняться». Сам отец Саши был честным и порядочным человеком, в том числе не подавал руку тюремному доктору, как не подавала руки подобным докторам вся передовая общественность. Да, Яков Ефимович влиял на дочь, учил, запрещал плакать в трудные минуты. Например, в первый день занятий девочка пошла в школу одна, потому что он запретил сопровождать ее и маме, и горничной, и кухарке Юзефе. Он сказал, что придя к нему на могилу, Саша должна сказать -« Я твоя дочка, Пуговица. Я живу честно, никого не обижаю, работаю, хорошие люди меня уважают».

Мать девочки работала в благотворительном обществе, которое опекало и приобщало детей к ремесленному делу. Ремесленник за обучение получал несколько рублей, а общество контролировало и проверяло, чему научился мальчик, действительно ли он учится портновскому делу или же только ухаживает за детьми мастера. Проблема была в том, что никто из профессионалов не связывался с благотворительными обществами, им не нужны были эти рубли и мастера выбирали себе в ученики того, кого считали нужным, а не того, кого назначит общество. Вот и получалось, что дети у мастеров неудачников, у «ковырялок», как говорил Сашин отец, не очень - то хорошо осваивали изучаемое ремесло.

Родители работали, а Саша семь лет училась в институте, в котором тяжело было учиться не только выходцам из еврейских семей, но и полячкам. Девушкам - полькам запрещено было говорить друг с другом на родном языке. Ксендз, приходящий в институт, должен был польским ученицам, своим соотечественницам, религиозные знания – основы католицизма - давать на русском языке.

Саша и ее подруги помогают двоечницам исправить оценки, а все польские девочки в русском языке были двоечницами. Девочки обучают подруг тайно, чтобы «синявки»- учительницы в синих костюмах, а главное – классная наставница Дрыгалка, не узнали. Подтягивающие ежедневно собиралась на квартирах, выставив предварительно охрану в лице мамы или бабушки. «Никакие совместные поступки для неизвестных начальству целей воспитанницам не разрешены. Это действие скопом». Саша прекрасно знала, что ее как еврейку, сразу могут исключить за любое действие «скопом». Но все равно она делала то, что считала нужным.

Очень интересна тема воспитания высокомерной девочки Тамары, поднятая в книге. Коллега и друг Сашиного отца, Рогов, старый военный врач, очень добрый и очень честный человек, взял опеку над двумя детьми - сиротами. У Рогова был денщик, татарин, плохо говоривший по - русски. Когда татарин взял упавшие яблоки, поднял, протер своей одеждой и снова положил их на блюдо, сирота Тамара взяла и начала забрасывать его этими яблоками. Делала это она при своих подружках, не зная, что так делать нельзя - дети воспитывались в семье с «другими» принципами». Девочки - свидетельницы окаменели, а Тамара сказала им «Мой дедушка таких денщиков даже по морде бил». «Твой дедушка был свинья», - сказала ее одноклассница. Слезы, истерика начались у Тамары, особенно после того, как Рогов заставил ее извиниться перед денщиком, «русским солдатом». « Я всю жизнь в армии служу, а ты, девчонка, фитюлька, шляпка, - ты смеешь русскому солдату такие слова говорить?» Потом Рогов учил Тамару не произносить слово «Жид». «Но ведь ты русский», _- не поняла Тамара. « Я русский интеллигент, а русская интеллигенция этого подлого слова не признает». В общем, Тамара постепенно меняется в лучшую сторону и помогает подругам подтягивать отстающих девочек.

Революционные события также затрагиваются в произведении: учителя, подготавливающего Сашу в институт, арестовывают, Саша слышит, что накануне 1 мая хозяева всех «добрых хлопцев» -геть за ворота». Но Сашу, как мне кажется, больше волнует такой вопрос, который она задает себе - «Что делать с плохими людьми, чтобы они не портили жизнь хорошим».

Мне особенно понравилось привычка воспитанниц института обожать кого-либо. Можно обожать учителя, тогда надо его карандаш, лежащий на столе, повязать ленточкой. Можно обожать старшеклассниц, тогда надо все перемены ходить за ними, и поднимать платок, почтительно, если одна из обожаемых его уронила. Можно старому замызганному кочегару приносить окурки, ведь этот кочегар такой «Дуся, он ужасный Дуся».

Мне показалось интересным, хотя и спорным, мнение отца Саши, что плохие люди не меняются. Наверное, это так. Но хочется верить в лучшее, я думаю, что плохой человек, (кстати, что это такое - плохой человек, может, он просто тупой человек) должен измениться в лучшую сторону. Мне, кстати, больше с воспитательной точки зрения понравился врач Рогов. Он говорил - «Человеку ничего прощать нельзя, человека надо учить, и с него надо требовать, тогда он и будет человеком». Да, еще я очень жалею, что мне некому сказать - «Ох, какой ты Дуся, просто ужасный Дуся».

В общем, я хочу, чтобы вы прочитали эту книгу. И узнали, если не знали, что Александра Бруштейн – замечательный писатель и человек. До революции она работала в вечерних школах, в бесплатных учебных заведениях, после революции также учила, писала пьесы для ТЮЗов. Всю жизнь делала других людей хорошими.

« Папа, мой папа! Через 50 лет после этого вечера, тебя, 85-летнего старика расстреляли фашисты, занявшие наш город. Ты не получил даже того трехаршинного домика, который тебе сулила Юзефа, и я не знаю, где тебя схоронили. Мне некуда прийти сказать тебе, что я живу честно, никого не обижаю, что я тружусь и хорошие люди меня уважают…Я говорю тебе это - здесь».

https://chto-chitat.livejournal.com/14316151.html


"Тринадцатый подвиг Геракла" Фазиль Искандер

Воскресенье, 02 Мая 2021 г. 18:35 + в цитатник
Как писать частицу "не" в нашей солнечной стране
Вообще Чик заметил, что чем слабее умственно человек, тем меньше он чувствует оттенки. Оттенки — это лакомство умных, вот что заметил Чик.

Блистательный, яркие, густо окрашенные национальным колоритом, порой уморительно смешные рассказы Фазиля Искандера о Чике были и остаются читательским наслаждением. Современные, несмотря на то, что написаны в шестидесятые, а рассказывают о еще более ранних пятидесятых. Читать удовольствие, слушать аудиокнигой еще большая радость, а когда в исполнении Игоря Князева - чистый восторг

Сегодня их легко воспринять как оду счастливому советскому детству и удивиться, почему эту литературу не поднимают на знамя сторонники идеи о стране, которую мы потеряли. Потому же, почему в собственно советское время эта чудесная проза не только не стала хрестоматийной, но попросту обходилась вниманием: не издавалась и не переиздавалась, в отличие от гор идеологически выдержанного словесного шлака, не входила в число рекомендованной для внеклассного чтения. А если и входила, то достать и реально прочесть возможности все равно не было и массовый читатель познакомился с этими чудесными рассказами только в позднеперестроечный период.

Отчего так? Наверно оттого, что Искандер не лакировал действительность, а показывал жизнь такой, какая есть. Люди у него часто говорят одно, подразумевая совсем другое - а признание такого рода двоемыслия, хотя бы и относящегося к бытовой сфере, в Советском Союзе, где нормой были эзопов язык, чтение между строк и кухонная откровенность, было крайне нежелательно - признай за этим право на жизнь в одной сфере, ну как распространится крамола на остальные? Нет уж, пусть лучше эти рассказы останутся в серой зоне не выдающейся в библиотеках, и от того благополучно забываемой литературы.

Примерно в том же положении в Советском Союзе были книги Владислава Крапивина, в полном соответствии с пелевинским тезисом об элитном интеллектуальном потреблении, доступные лишь детям номенклатурных работников. Теперь можно всем, но уже как-бы не очень интересно, так? Не совсем так. Замещающих вариантов, на самом деле, хватает: сериалы, сети, компьютерные игры и музыка в наушниках. Однако уровнем возможности осмысления хорошая литература превосходит большинство альтернатив. А просто возможность выбрать, что тебе по вкусу, уже хороша.

Я переслушала вчера эти рассказы, которые прежде читала в разное время. В большинстве узнавая себя в детстве - по большому счету разница между книжным мальчиком и девочкой, для которых важно утвердить свой авторитет и в дворовой среде, не так велика. Чик именно такой герой, смышленый, крепкий, открывает для себя мир элитных радостей литературы, но не может позволить себе пребывать в статусе ботана. Да и не его это, природная бойкость, подвижность требуют познавать жизнь во всех ее проявлениях.

Характерное для полукровок и детей, воспитывавшихся не в традиционной семье умение усидеть на двух стульях. Странные, занятные, забавные логические построения, которыми оправдывает свои, не всегда безупречные с точки зрения общепринятой морали, проступки. Взаимодействие и способы нахождения общего языка с самыми разными людьми из своего окружения, все это так узнаваемо. Хотя допускаю, что изначально цельная натура, без этой внутренней раздвоенности воспримет Чика не с той безоговорочной приязнью.

Моим фаворитом был и остался рассказ "Защита Чика", вчера точно так же умирала со смеху над несчастным дядей и Акакием Закидоновичем, как в первый раз вот и теперь смеюсь.

https://chto-chitat.livejournal.com/14315792.html


Метки:  

Стефан Анхем "Мотив Х" (Фабиан Риск -4)

Суббота, 01 Мая 2021 г. 20:38 + в цитатник

Линий повествования несколько.
В первой женщина по имени Молли Вессман с ужасом узнает, что ночью кто-то вторгся в ее дом: неизвестный сфотографировал, как она спит, и отрезал часть ее волос. Полиция не принимает Молли всерьез, и женщина оказывается совершенно беззащитной перед преступником, которым может оказаться, кто угодно.
Вторая - о расследовании жестокого убийства мальчика сирийского происхождения. Очевидный мотив - ксенофобия, но кто знает.
Третья - о серийном убийце, принимающем маньячные решения посредством броска игральных костей.

Вдобавок продолжается история, касающаяся Фабиан Риска и одного из его коллег, которого Риск подозревает черт знает в чем. Также несколько глав посвящены событиям в Дании, но сотрудница датской полиции Дуня Хугор на это раз остается за кадром.

Повествование идет в среднем темпе, кровавая жуть присутствует, детективные штучки, как обычно, смешиваются с деталями личной жизни персонажей.
В целом роман интересен, если вы любите скандинавские детективы, но часть сюжетных линий не завершена, то бишь придется подождать, чтобы узнать, чем дело кончится.

https://chto-chitat.livejournal.com/14315565.html


Метки:  

"Доктор Гарин" Владимир Сорокин

Суббота, 01 Мая 2021 г. 12:37 + в цитатник
Сорокин-квест
- Я не пробировал ничего уже десять лет.
- И прекрасно! Вы дождались продукта нового поколения.

Не могу. сказать, чтобы продукт нового поколения от Сорокина превзошел лучшие из его прежних. Интереснее и ярче "Манараги", но "Метели" и "Теллурии", прямым наследником традиций которых должен явиться, сильно уступает. Вы уж не обессудьте, Владимир Георгиевич, но мы, читатели, так устроены, не можем не сравнивать впечатлений от нового с тем, что уже знаем. И по этой субъективной шкале новый роман примерно так же отстоит интенсивностью ощущений от двух лучших ваших, как конус-трип от пирамидки.

Где "Метелью" тебя скручивало экзистенцией, "Доктор Гарин" дарит впечатления, без которых вполне можно было бы обойтись, хотя раз уж есть - давайте, пусть будут. Итак, доктор Платон Ильич, везший в Долгое вакцину от черной боливийской зомби-лихорадки, обрел фамилию, которая напомнит тем, кто знаком с творчеством Алексея Толстого о создателе гиперболоида, равно талантливом и беспринципном.

И не только ее, но элитную клинику, где практикует методику имени себя, в горном Алтае, безупречную репутацию и непререкаемую славу в научном мире (далан, земский врач? а что, вы разве не знали, колода порой тасуется причудливо, но талант непременно пробьет себе дорогу). И две титановых ноги, взамен обмороженных в том памятном путешествии. Признаюсь, новый доктор нравится мне гораздо больше прежнего, но так уж мы устроены, что ворюга нам милей, чем кровопийца (зчркнт) светило с мировым именем предпочтительнее рефлексирующего интеллигента нищеброда.

Однако теперь он крут и даже применяет свою эксклюзивную методику к лечению застарелых неврозов у былой элиты мировой политики, людей-задниц. Чего непонятно, всякое по-настоящему разумное политическое решение должно быть серьезным образом высижено, для того, в специальных генных инкубаторах за сотню лет до описываемых событий вывели особый сорт людей-жоп: огромные ягодицы, маленькие ручки, большие глаза и рот, и больше ничего.

Эта популяция политиков достаточно успешно способствовала мировой стабильности, но теперь они списаны, ведущие роли снова у двуногих прямоходящих без перьев, что предсказуемо ведет к применению в локальных конфликтах ядерного оружия и прочим пренепреятнейшим эксцессам. В результате одного из таких клиника профессора Гарина разрушена, а он, вместе со спасенными пациентами и персоналом, вынужден пуститься в новое странствие на плечах Маяковских (не забыли, что все мы стоим на плечах гигантов?).

Не лишенный занятности пятисотстраничный текст проведет нас с дохтуром через многие приключения с самыми разными порождениями прихотливой авторской фантазии и непременным участием телесного низа. В продолжение которых, герою предстоит не только подтвердить профессиональную квалификацию, но и поддержать мущинское реноме.

Нынешний Сорокин мудрее и лиричнее прежнего, а кроме того, о, как на склоне наших лет нежней мы любим и суеверней, сияй, сияй, прощальный свет любви последней, зари вечерней! Скажу без экивоков, эпизод с буквой "Л" в финале (кто прочтет - поймет) тронул меня чуть не до слез. Автор и тут, конечно, не обошелся без ерничества, но такой уж это писатель, хотя бы для поддержания реноме, должен смазать краски будня, плеснув, в общем, разным.

https://chto-chitat.livejournal.com/14315413.html


Метки:  

"Метель" Владимир Сорокин

Суббота, 01 Мая 2021 г. 10:41 + в цитатник
Предчувствие Теллурии
- Эй, пошел, ямщик!
- Нет мочи. Коням, барин, тяжело.
Пушкин "Бесы"

Как он все угадал: доктор Гарин, едет в Долгое, он должен быть там с вакциной, его ждет Зильберштейн, который привил Вакцину-1, а он, Гарин, везет Вакцину-2. Есть мнение, что сюжетов в мировой литературе не тридцать шесть по Польти и не шесть по Воннегуту, а всего два: "Илиада" и "Одиссея", война и странствие, в таком случае "Метель" "Одиссея". Постмодернистская повесть, вневременная и современная, в стилистике и традициях русской классической прозы от Пушкина до Чехова. Рада, что не прочла раньше, теперь, в преддверии "Доктора Гарина", о котором говорят как о продолжении, явился повод. Если честно, "Гарина" я уже начала и да, по крайней мере в части "мы пришьем ему новые ножки, он опять побежит по дорожке", все сходится. Но по порядку.

Простая история, доктор едет-едет сквозь снежную равнину, порошок целебный людям он везет, уже не старте натыкается на серьезное препятствие - у очередного станционного смотрителя нет лошадей. Хотя да, совершенно неясно, отчего не продолжить поездку на тех казенных санях с ямщиком и лошадями, на которых он сюда добрался. Тайна сия велика есть, а магия текста такова, что абсурдную, в сути, ситуацию принимаешь как должное, не задаваясь вопросами и отключая логику.

Так или иначе, ехать подряжается хлебовоз Перхуша на самокате в пятьдесят лошадиных сил. Буквально. То есть, стандартная характеристика транспортного средства сто, сто пятьдесят лошадей здесь овеществляется. У Перхуши табунок в пятьдесят лошаденок, всякая величиной с куропатку. Это, сколько могу судить, первая манифестация мультивселенной Сорокина, которую с людьми и животными привычного размера делят гиганты и крохи. Как если бы свифтовы Лилипутия и Бробдингнег сосуществовали в одном пространстве, только не с Англией XVIII века, а с Россией рубежа XIX-XX.

Вообще, эффект потрясающий, когда писатель известный равно с эпатажностью и ниспровержением устоев, как замечательный стилист, обращается к сказочным реалиям мужичка-с-ноготок, колобка, репки, Джека-бобовое зерно, помянутых доктора Айболита и Гулливера, совмещая все с естественностью "как тут и было". То есть, читатель не задается вопросами, откуда взялись великанские кони, размером с трехэтажный дом, равно как маленькие лошадки Перхуши или, к примеру, витаминдеры с их живородящим войлоком.

Позже, в "Теллурии" будет объяснено, что история с размерами результат генных экспериментов, а умное тесто продукт высоких технологий. Выходит это будущее? Но отчего тогда в антураже и декорациях царской России? Дай ответ. Не дает ответа. Да он и не нужен, по большому счету. Довольно радости от встречи с ясным прозрачным стилистически безупречным литературным русским. Так а дальше-то что было? Ну, нанял он того мужика с пятью десятками крохотных коняшек, а потом? И поехали в Долгое. Дорога не задалась с самого начала. Не успели отъехать, сломался один из полозьев, напоровшись на пирамидку из чрезвычайно прочного прозрачного материала.

Там несколько таких разбросано под снегом. Позже доктор пожалеет, что не поддался порыву забрать с собой, эти пирамидки окажутся новым продуктом витаминдеров, стоимостью в небольшое состояние, утерянными по ротозейству одного из них. Стоп, а это еще кто такие? Специальные люди, разрабатывающие, синтезирующие и торгующие измененной реальностью. Наркобарыги, что ли? Ну, можно и так сказать, хотя в космогонии людей-потеряшек Сорокина эти вещи не для запретных удовольствий, скорее способ самопознания, который в "Теллурии" наследуют гвозди.

Кое-как подлатав возок эластичным бинтом, останавливаются заночевать на мельнице, где вполне себе обыкновенная и вовсе не прекрасная мельничиха замужем за лилипутом мельником, к тому же бранчливым сверх всякой меры. Перхушина бы воля, он бы к ним ни ногой, но когда такое дело... Ему, Перхуше, вовсе не следовало бы соглашаться на эту поездку. Вообще-то я хотела озаглавить этот текст "Мужик и мудак", склонившись к более политкорректной версии, однако сути это не меняет. Как мы ненавидим напыщенного пустозвона доктора, как сочувствуем ямщику. Что не отменяет нелестного для нас факта отношения книжных людей к категории Гариных. Умеет Владимир Георгиевич предъявить зеркало в котором ты, какой есть. За то и любим. Ненавидя.

https://chto-chitat.livejournal.com/14315235.html


Метки:  

Посоветуйте книгу, пожалуйста

Суббота, 01 Мая 2021 г. 02:17 + в цитатник
Недавно прочла роман В.Каверина «Два капитана» и очень хочется что-то подобное еще раз прочесть...

Может быть вы можете порекомендовать книгу русского автора, где повествование ведется от лица благородного главного героя с мудрым и добрым голосом? Желательно о жизни первой половины прошлого века (но необязательно). И, конечно, хотелось бы, чтобы в конце все было хорошо.:)

https://chto-chitat.livejournal.com/14314968.html



Поиск сообщений в lj_chto_chitat
Страницы: 546 ... 479 478 [477] 476 475 ..
.. 1 Календарь