-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_chto_chitat

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.12.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 99




Что читать? - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://chto-chitat.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss/??ac108cb0, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Артём Каменистый. «Набирая силу» . Альфа-ноль 2.

Четверг, 28 Января 2021 г. 01:01 + в цитатник


Есть такая обложка. И теперь она у меня не в приоритете.

Так как это вторая книга серии, особо расписываться не буду. Называется роман "Набирая силу" и этим, в принципе, всё сказано. Но по сравнению с первой книгой мир расширился и стал интереснее, наметились какие-то перспективы. Характеристики второстепенных персонажей стали более развернутыми, история мира и клановые разногласия получили хоть какие-то объяснения, расширился бестиарий, добавились новые локации, даже появилась интрига и детективная линия.








иллюстрация, как всегда, хороша!

Герой продолжает кач и набираться ума-разума. Усложняются его умения, появляются кое-какие артефакты. Вырисовывается направление развития персонажа, но книга заканчивается простым открытым финалом. Все квесты песочницы и окружающих локаций выполнены, но перспективы развития главного героя вырисовываются заманчивые. Как по мне, так вторая книга получилась интереснее первой.


Не очень хотел выкладывать рецензию, но вроде обещал… Не всем нравится Каменистый и жанр в котором он пишет, некоторые высказывают негатив и удаляются, но есть люди, готовые критиковать конструктивно. Благодаря таким читателям я узнал три новых имени в этом жанре и даже нашел книги, правда, пока не читал Спасибо вам огромное!

А вот ещё обложка. И судя по тому, что Гедар значительно прокачался, такая подойдёт больше.




https://chto-chitat.livejournal.com/14247961.html


Метки:  

Лунная трилогия Йена Макдональда

Среда, 27 Января 2021 г. 19:57 + в цитатник
макдональд.jpegА что, если взять "Игру престолов", классический бразильский сериал и корпоративные войны, и запулить это всё на Луну? Получится лунная трилогия Йена Макдональда)))

Локация – Луна
Луна популярна. На вскидку за последние годы – "Державы земные" Трэвис Коркоран, "Красная луна" Ким Стэнли Робинсон, "Гелий-3" Ярослав Гжендович, "Артемида" Энди Вейер.
И проблемы везде примерно одного плана – выживание, сепарация от Земли и попытка построить новое общество. Безуспешная попытка. Хотя я понимаю очарование иллюзии, что создать новый мир проще не в привычных реалиях, а там, где фронтир, жизнь или смерть, и бесконечная передозировка адреналина, создающая чувство осмысленности жизни.

Общественный строй – капиталистический феодализм
В центре внимания у Макдональда пять семей-корпораций, где по левую руку - "бизнес и ничего личного", а по правую - династические браки, родовитые заложники, фамильные крепости.
Вообще, меня бесконечно удивляет популярность этого приема – перенос в будущее архаичных форм управления. Неужели это такой социологический пессимизм, когда авторы уверены, что ничего нового и приличного в системе управления людьми придумать невозможно, а значит надо запихнуть прошлое в будущее?

Герои – Железные руки, Первые клинки и Орлы луны
Звучит как редкостный паноптикум и, по сути, им и является. В центре внимания автора бразильское семейство Корта, специализирующееся на добыче гелия. Есть еще австралийские металлисты Маккензи, медленно запрягающие и быстро едущие транспортники - русские Воронцовы, китайская династия Суней – главная по финансам и информации, и загадочные поселенцы из Ганы – Асмоа, которые отвечают за продовольствие и биотехнологии. Как и у Джорджа Мартина, семья семьей, но в каждой есть свои гении, злодеи и аутсайдеры и великий (как эпический "лунный хер", вытоптанный колонистами на реголите) вопрос – кому передать власть, чтобы все не развалилось к чертовой бабушке.
Ярких персонажей много, и особенно интересны сильные женщины, хотя, я бы сказала, что все они имеют примерно один и тот же типаж, что делает их немного скучными.
Не скажу, что мне удалось завести любимчиков среди персонажей, хотя мрут они не так резво, как в "Игре престолов" и вполне есть время привязаться, но как-то не хочется. Разве что Луна Корта, частично повторяющая образ Арьи Старк, вызвала симпатию и интерес.

Общество и технологии – секс, наркотики и рок-н-ролл
Одна из причин, по которой лунная трилогия Макдональда хоть и опасно балансирует, но все же удерживается на острие таки научной фантастики – это дивный новый мир, созданный автором. Только благодаря вниманию к инженерии, механике, физике, биологии и социологии эта история не падает в мутную мыльную оперу а-ля сага о Форкосиганах. Системы и структуры, изображенные автором, не совершенны, к ним возникает масса технических вопросов, но все же они есть и это позволяет эпопеи встать несколько выше, чем условному бразильскому сериалу "Богатые плачут даже на Луне".
Лунное общество молодое, но даже 50-60 лет достаточно, чтобы попытаться выстроить отличные от Земли общественные нормы, в которых национальность, религия, пол и гендер, уступают место в первую очередь договоренности между человеком и человеком, независимо от остальных нюансов. Это любопытно, хотя, когда доходит дело до местной юридической практики – я фигею от абсолюта, в который автор попытался возвести силу договора и от беспредела в виде поножовщины, в форме которой могут решаться судебные споры. Очень своеобразно и не очень достоверно на мой вкус…
Лунный мир, где много секса и насилия и мало воздуха и воды – необычен и интересен. Воистину, Луна – суровая хозяйка (привет, Хайнлайну).
С технологиями тоже не просто. Они достаточно сложны, чтобы обеспечить выживание, закрыть базовые потребности (за определенное вознаграждение, ибо на Луне действует правило – ни вздоха за бесплатно) и даже создать специфическую лунную роскошь. Но в тоже время они и несовершенны, причем как с точки зрения книжной реальности (например, никто не пытается решить проблему гравитации и не озабочен радиацией), так и с точки зрения сюжетных, пусть не ляпов, но спорных моментов (например, как происходит ограничения нищего человека в кислороде, если единственное вмешательство в организм прилетающего землянина – это припаивание электронной контактной линзы с доступом к сети?)

Резюме – читать, если…
Со всеми плюсами и минусами трилогия Макдональда – увлекательное чтение, где есть что обсудить помимо того, кто, как, с кем спит (и, а что, так можно было?!)
Думаю, это может быть одинаково интересно и любителям эпических саг типа "Песни льда и пламени", и ценителям классической и современной научной фантастики.

https://chto-chitat.livejournal.com/14247852.html


Поиск предка Гарри Поттера :)

Среда, 27 Января 2021 г. 15:02 + в цитатник
Тридцать семь лет назад, отдыхая под Анапой, читал и не успел дочитать взятую у соседа по "пляжной коммуналке" детскую книжку. Всё что помню - маленький волшебник принёс из волшебной школы двойку. После наступления эпохи Интернета пытался отыскать и так и эдак. Нашёл книжку с названием "Маленький волшебник и большая двойка", купил через Алиб. Оказалось, даже близко не то. Обычная детская "повседневность" от какого-то немецкого писателя. И эту книжку я тоже читал у пляжного соседа. Издана в Киргизии.
Соседи, кстати, были из Киргизии. Возможно, искомая книга оттуда же. Может, и ничего интересного, но сидит в памяти детства, как заноза.

https://chto-chitat.livejournal.com/14247521.html


Метки:  

"Крысиный король" Чайна Мьевиль

Среда, 27 Января 2021 г. 15:01 + в цитатник
Я ломаю ваши мышеловки об колено и жру сыр у вас на глазах. Я ссу вам в глаза. У меня самые твердые зубы в мире. У меня усы. Я – герцог сточных труб, я владыка подземелья. Я король.

Где-то у Стругацких, не вспомню только, где, и гугл мне не в помощь, вставная новелла, одна из многочисленных баек, которыми обмениваются герои. Военный в увольнительной на вечеринке знакомится с девушкой, а когда она предупреждает, что знакомство может быть для него опасным, беззаботно отмахивается - ему ли, боевому офицеру бояться уличной шпаны? Идет провожать новую знакомую и на пороге дома она говорит: "Я королева городских крыс". Не помню. что было дальше, но хорошо помню состояние культурного шока, в который эти слова ввергли меня, читавшую. Еще у Оруэлла в "1984" главный страх Смита крысы, помните?

Моя первая в жизни встреча с серым зверьком ознаменовалась диким желанием влезть на стул, да там в ближайшие пару часов и оставаться, но нельзя - дело было на двухмесячной педагогической практике, работала учителем и воспитателем класса шестилеток, и во время урока через проход между партами метнулась довольно крупная крыса. Нужно было успокоить детей, показать, что ситуация под контролем, потому взяла швабру, деловито шурудила в том углу, где она скрылась, бодро проскандировала, что завхоз с этим разберется, после продолжила урок. Но пережитая тогда смесь ужаса и омерзения, со мной до сих пор.

Что ж мы их так не любим? Ну вот, как-то так исторически сложилось. Потому, назвать выбор Чайной Мьевилем героя для дебютного романа рискованным, значило бы сильно смягчить и разбавить впечатление. Однако он это сделал, назначил супергероем нового времени человека-крысу, заодно обозначив приоритеты дальнейшего творчества: гранж, нуар, панк с высочайшей степенью толерантности к маргиналам всех сортов. Ему было двадцать шесть. Он рискнул. И победил.

Савл, герой "Крысиного короля", молодой человек, после смерти мамы воспитанный отцом, с которым в детстве был очень близок, но к подростковому возрасту испытал отторжение (как часто случается). Да так и не примирился со своим неловким полноватым порядочным папой ко времени начала событий. Еще этот его нелепый отцов марксизм, который в глубине души и Савлу импонирует (Мьевиль придерживается марксистских взглядов, у него и диссертация на эту тему) - но это ж курам на смех, сегодняшний молодой человек должен любить танцевальную музыку джангл, а не идеи замшелого бородатого философа.

Вернувшись как-то поздно и в изрядном подпитии, Савл не удостаивает отца даже тем, чтобы зайти в его комнату поздороваться, хотя видит, что тот не спит, ждет его возвращения. А среди ночи вырван из похмельного сна полицией - папа разбился насмерть, упав с их седьмого этажа, и по всему, это не самоубийство. Как главного подозреваемого, сына увозят в участок, откуда ему помогает бежать тощий, страшно вонючий но феноменально сильный мужичок.

Который открывает герою невероятную вещь: он не человек вовсе, а полукровка. Мать юноши была крысой-оборотнем, ради любви к никчемному человечишке отринувшей связь с королевской крысиной семьей, а отца убил не кто иной, как Гаммельнский Крысолов, открывший сезон охоты. Убил по ошибке, спутав с Савлом. Теперь только дядя, Король и усердие в овладении клановой мудростью может спасти парня.

Как вам идея стать крысой? Жить в канализации, жрать всякое дерьмо с помоек и не мучиться несварением? Что-то не очень? А бегать по стенам, цепляясь за мельчайшие шероховатости, прыгать по крышам, не боясь свалиться, обрести нечеловеческую силу и ловкость? Уже лучше? Хочется, не хочется - приходится. Тем более, что Крысолов со своей флейтой уже на тропе войны, и он опасен. По крайней мере, в этом Крысюк не обманул. А в чем-то другом обманул? Не без того.

Отличный дебют, динамичное действие, непредсказуемый финал, и довольно комфортно читается, несмотря на откровенную маргинальность, что для Мьевиля скорее не характерно. Большинству его книг нужен подготовленный читатель, мне даже не стыдно признаться, что культовый "Вокзал потерянных снов" одолела лишь с третьей попытки. Подходящие для первого знакомства с писателем, вровень с "Крысиным королем", пожалуй только еще "Рельсы" Легкое, но не легковесное чтение.

https://chto-chitat.livejournal.com/14247333.html


Метки:  

Стимпанк

Среда, 27 Января 2021 г. 01:43 + в цитатник
Добрый день, дорогие сообщники! Пожалуйста, порекомендуйте хорошего стимпанка) Прям вот такого, с дирижаблями, пневмопочтой и прочими радостями. Хотя и другие поджанры тоже можно, не только стилизацию под викторианскую эпоху. Только не классику (Уэллс, Верн), она прочитана) Уильяма Гибсона и Тима Пауэрса тоже не надо. Панов в планах есть. Можно даже детско-подростковую, если прямо хорошая. Спасибо заранее всем, кто откликнется:)

P.S. Жаль, что соответствующего тэга нет.

https://chto-chitat.livejournal.com/14247152.html


Метки:  

Без заголовка

Среда, 27 Января 2021 г. 01:43 + в цитатник
Добрый день!
Давно видел книгу карманного формата, скорее всего советского издания, на русском. На обложке были изображены пагодообразные строения и азиатские войны.
Книга художественная, посвящена какой то средневековой войне азиатских стран (Японии/Корее/Китая), точно не помню.
Помню, что одного из полководцев характеризовали так: он все время опасался атаки с тыла, и словно в подтверждение этой мысли, одни его глаз был косым.
Спасибо!

https://chto-chitat.livejournal.com/14246752.html


Метки:  

"Как остановить время" Мэтт Хейг

Среда, 27 Января 2021 г. 01:41 + в цитатник
Слава безумцам, которые живут так, как будто они бессмертны, – смерть иной раз отступает от них.
"Обыкновенное чудо" Евгений Шварц

Древняя омонимическая хохма: "Я не стар, я Superstar!" Так вот, герой Мэтта Хейга ни разу не суперстар и звездой за свою долгую жизнь никогда не бывал, хотя музыкант он хороший, играет на двух десятках инструментов, и ему не раз случалось зарабатывать этим на жизнь, частенько срывая аплодисменты. Но с большой славой как-то не складывалось: может харизмы недоставало, может не располагала жизнь в режиме "беги, кролик, беги", без возможности задержаться на одном месте более, чем на восемь лет и тесно сблизиться с кем-то. Скорее второе.

Потому он не superstar, а просто стар. В календарном, не в биологическом смысле. Тому Хазарду четыре с лишним столетия, хотя больше сорока вы бы ему не дали. Никакой магии, генетический сбой. Если существует аномалия, заставляющая преждевременно стареть - прогерия, почему не может быть обратного механизма, названного в книге агерией? Отчего тогда современной науке неизвестны подобные случаи? А вот поставьте себя на место человека, который, благополучно дожив до пубертата, вдруг перестает расти.

Физически будучи здоровым и крепким, чувствуя себя превосходно. То есть, необходимости обращаться к врачу, привлекая к себе внимание, нет. Впрочем, внимание не замедлит явиться, вовсе не того рода, какое может обрадовать. Четыре сотни лет назад носитель подобного свойства запросто мог быть обвинен в колдовстве, в наши просвещенные времена геронтократии публичность почти гарантированно обеспечит, что тебя "заберут на опыты". Вы бы хотели для себя такого? Вот и он не хочет: плавали - знаем!

Для меня "Как остановить время" - третья встреча с прозой Мэтта Хейга, узнала о нем месяц назад, когда "Полночная библиотека" стала выбором читателей Goodreads 2020 - что ж, присоединяю свой голос "Клуб призрачных отцов". того же восторга не вызвал, сомневалась даже, что продолжу знакомство, но книга уже была в читалке, "Отчего не попробовать?" - подумала. И влюбилась.

Секрет не в сюжете, обыгрывающем давнюю мечту человечества "лет до ста расти нам без ста-рос-ти!", не в историческом антураже (кропотливо воссозданном), даже не в обаянии шекспировского "Глобуса" где герой некоторое время сопровождал спектакли игрой на лютне или встречи в парижском баре с Фицджеральдом. Дело в том, что этой книге и ее герою совершенно веришь.

У нас ведь две крайности: ромфант в промышленных масштабах поставляет вампирятину с молниеносными и неуязвимыми красавцами миллиардерами (а что еще делать, когда в твоем активе вечность без болезней и старости? богатеть). Или противоположность, планида Вечного Жида - скитаться в нищете, прячась по задворкам и боясь обнаружить себя, чтобы не стать мишенью чужой враждебности. То и другое романтично, хотя апеллирует к противоположным полюсам романтики. То и другое не про нас с вами.

А как повели бы себя мы, случись сделаться обладателем подобного свойства? Да так же. Освоить ремесло, которое гарантированно прокормит, и жить потихоньку, не в серебре и не в нищете. От дорого-богато не отказались бы, но когда живешь как перекати-поле, богатства не копятся. А к преступным способам обогащения у него душа не лежит, просто не злодей, не забыли, что в основе всякого крупного состояния лежит преступление?

Что, и не полюбить никого за всю жизнь? Отчего же, было. Давно, еще в юности, а болит до сих пор. А впрочем, пока жизнь продолжается, в ней столько всего может случиться. Отличная книга. Из тех, что цепляют и не отпускают, пока не дочитаешь

https://chto-chitat.livejournal.com/14246520.html


Метки:  

"Охота за "Красным Октябрем"

Среда, 27 Января 2021 г. 01:41 + в цитатник
Не могу назвать это рецензией, поскольку в книге я прочитал только первую главу. В тексте столько антисоветской клюквы, что больше не смог. Чего стоит только замполит подводной лодки, с его присказкой "во славу Родины!".
Но удивило - почему я до сих пор не знал, что фамилия этого персонажа-замполита - Путин, и его убивают прямо в конце первой главы? В общем всем, кто разделяет идеалы свободы и светлого Запада и мучается от того, что проклятый мордор все еще не разрушен и управляется темнейшим - читать обязательно! тем более книга написана очень обстоятельно, с множеством технических, политических и прочих подробностей (ну или пседоподробностей, это по сути неважно).

https://chto-chitat.livejournal.com/14246313.html


Почекаев Р. Право Золотой Орды

Вторник, 26 Января 2021 г. 05:03 + в цитатник

Почекаев Р.Ю. Право Золотой Орды. Серия `История и культура Золотой Орды`. Вып. 8. Ред. И.М. Миргалеев. Казань: Институт истории АН Республики Татарстан им. Ш. Марджани. 2009г. 260с. Мягкий переплет, Обычный формат.

Если обратиться к диалектике понятий «право» и «закон», что редко принято в отечественном обществоведении, то в абстрактных рассуждениях можно уехать весьма и весьма далеко, тем паче, что в разных общественных системах соотношение между ними неодинаково. Право это то, что разрешено человеку в повседневной практике, то, что присуще ему просто по факту существования в каком-то обществе, в какой-то социальной среде. Закон – система ограничений со стороны государства, спущенные сверху нормативы поведения и наказания за них.

Кстати, это вполне применимо и к Востоку. Яркий пример – мусульманское право, разветвлённое по системам мазхабов, дающих порой предельно разное толкование принятым нормам, зависящих от того, какой правовой школе принадлежит кади. Сасанидское право, недавно мною рассматриваемое, также скорее указывало судьям на то, как принято разбирать судебные тяжбы, а не декларировало сверху какой-то их порядок. Законы же часто декларировали отношения между обществом и властью, обязательства общества перед властьпридержащими, а также устанавливало нормативы наказаний за уголовные преступления. Я упрощаю, но, по сути, это так. Право – снизу, закон – сверху.

Поэтому книга с названием «Право Золотой Орды», написанное уже знакомым мне историком-юристом Романом Почекаевым, вызвала и недоумение, и интерес. «Яса Чингисхана» не давала особой надежды на то, что на территории его империи действует хоть какое-то право, кроме права сильного. И тут вдруг – право Золотой Орды…

Не секрет, что Поволжье и североказахстанские степи в XIII-XV вв. вмещали в себя множество разных культур и хозяйственных систем, существовать которым в рамках одной единственной формы законотворчества было нельзя, да в то время мало где такие системы существовали вообще (если не брать в расчёт, скажем, Ирландии под владычеством английского меча, или территорий испанских мудехаров). Поэтому, главный вопрос – каковы же были границы правотворчества в Золотой Орде, и каковы были границы законодательной власти?

Но по порядку. Давая общий фон развития права в степях (и там оно было), автор вспоминает многочисленные комплексы обычного права тюрок – торе, мусульманского мазхабного права, прав и привилегий итальянских колоний Причерноморья… И оно продолжает оставаться лишь фоном. Дело в том, что Почекаев писал свою кандидатскую по теме «Ярлыки ханов Золотой Орды», поэтому сферой его внимания становится деятельность хана, его возможности и властные полномочия. Итак, каковы пределы власти хана, точнее, в каких сферах жизни его влияние было определяющим?

Хан издавал ярлык, документ, имеющий правовую силу, в разной конфигурации и с разными, скажем так, полномочиями. По сути, его власть была ограничена представлениями о его удачливости и управленческом умении, в частности, о его полководческих талантах… и соблюдением постановлений собственных ярлыков. Не совсем ясно из книги, кто же ограничивал власть правителя, по всей видимости, высшие представители родовой степняцкой знати, военная элита, вряд ли в этом принимали участие, скажем, булгарские города. В любом случае, хан являлся и объектом права, и его субъектом, что уже весьма интересно.

Управленцами, осуществлявшими государственную политику, были военные предводители – баскаки и наместники областей – даруги.

Однако хан издавал ярлыки. Являлись ли они законодательными актами в полном смысле этого слова? Несмотря на свою диссертацию, Почекаев может твёрдо лишь указать влияние ярлыков на элиту Золотой Орды, их форму и содержание, которые чаще всего обращены либо к частным лицам, либо к конкретным группам населения, скажем, иностранным торговцам или управленческому аппарату. Автор резюмировал эту проблему, отметив, что ярлыки обладали безусловной юридической силой, однако чаще всего имели конкретного адресата, не обозначив границы их действия.

Кстати, Почекаев немало пишет о действии ханских ярлыков на Русь. Она находилась вполне в обороте власти хана, и он точно также извлекал налоги с населения, используя князей как даруг, раздавал иммунитеты митрополитам, налоговые и судебные (!), а порой – смещал и ставил на стол правителей (в особенности этим грешил Узбек, весьма грубо вмешивающийся в дела Руси). Почекаев делает вполне закономерный вывод не о симбиозе двух начал, как любил писать уважаемый Лев Гумилёв, а о давлении со стороны более сильной державы, практически полной вассальной зависимости, которая просто в разные годы имела разный характер.

Конечно же, классическое осуществление власти средневекового правителя – налоги, принимающие многочисленные и разные формы. Например, форму подвода, то бишь обеспечения ханского войска фуражом, транспортом и шанцем. Налоги же, натуральные или денежные, были делом спорадическим, и на редкость непостоянным. Взимание налогов могло быть на редкость либеральным (стандарт – 10% с дохода осёдлых, 1% приплода (копчур) – с кочевников). Десятина с осёдлых, «бурч харадж», была подушной, и взималась в самых разных объёмах, зависит от времени, общеполитической ситуации и нужд государства – особенно это почувствовали русские княжества в эпоху хана Узбека. Не стоит забывать и о торговом и приграничном налоге, наравне с подушным налогом являющийся основным источником поступлений в ханскую казну. Стоит ли говорить, что основной чиновничий аппарат, который существовал в Орде, следил за сбором налогов, подсчитывал доходы землевладельцев и торговцев. Посредством ярлыков хан мог предоставлять налоговый иммунитет (самый близкий для нас пример – русская церковь), и суюргальное пожалование – нечто вроде прекария, предоставление необлагаемой собственности.

Итак, каковы полномочия? Как обычно в эпоху средневековья – прежде всего сбор налогов, судопроизводство, чеканка монеты. Последнее наиболее интересное, оно не относится напрямую к сфере права, но очень важно само по себе. К несчастью, Почекаев не слишком охотно останавливается на финансовой стороне торговли и правах купцов, но делает это редко. Он лишь отмечает, что со стороны власти существовал определённый протекционизм, обложение налогами внешних товаров. Однако это толкование самого Почекаева, как мне кажется, здесь более вероятно банальное получение прибыли, в силу внешнеобращённой политики ханов. Существовал судебный надзор за рынками, чиновники – «мудехары» решали тяжбы между торговцами, однако это не слишком похоже на регулирование экономики. Почекаев делает вывод, что система контроля попросту не сложилась, однако возникает вопрос, а должна ли она была сложиться? Быть может, это просто не входило в круг интересов государства, которое могла рассматривать торговлю не как регулируемую сферу, как это было в более поздних политических системах, а как самоуправляемую структуру, из которой можно извлекать налоги?

Но, что характерно, уголовные наказания распространялись на многие сферы жизни общества, хотя, конечно, прежде всего, карались преступления против власти. В ведении кадий и судов-дзаргу оставались также имущественные тяжбы, где они выступали в качестве третейских судей, либо тяжёлые дела, такие, как убийство, однозначно карающееся смертью.

Если резюмировать, то можно с полным правом поставить вопрос: влияло ли государство на частную жизнь подданных с помощью законодательства? Выступая в качестве судей и взимая налоги, власть не вмешивалась в религиозную и приватную жизнь подданных… Хотя банальное насилие со стороны властей никто не отменял, по всей видимости, никаких сдержек власти со стороны общества не существовало. Конечно, не совсем ясна ситуация с правом собственности – было ли понятие о принадлежности всей земли хану, что было позже характерно для русской царской власти? Судя по всему, вряд ли, хотя Почекаев приводит данные по высшим слоям общества, в которых имели место и конфискации, и дары. В ярлыках речь идёт скорее о наследовании или ненаследовании статуса и привилегий, которые имели куда более серьезную ценность.

В целом, что уже мною подчеркивалось ранее, ордынское государство было внешнеориентированным (что напоминает?), его усилия растрачивались не на создание коммуникаций, рынков, не в разработке эффективных институтов управления, а в активной внешней, чаще всего просто военной политики. Соответственно, внутренняя политика, в том числе и правовая, реализовывалась в основном в форме налогового регулирования, то есть – извлечения средств на интриги ближневосточного и панмонгольского миров. Даже тот же Мамай, идя против русских княжеств, рассчитывал получить необходимый ему для ближневосточной политики «выход». Но, существовала система уголовного законодательства и защита имущественных прав, основанные, по факту, на местном праве, несмотря на то, что решение принимал государственный чиновник. Юрисдикция ярлыков была широка, но Почекаев, к сожалению, не приводит существенных данных о ярлыках, которые были обязательны к исполнению всеми подданными ордынских ханов, так и не выяснены границы ханской власти, пусть даже не формально-юридические, а, наверное, важнее культурные, ментальные ограничения.

Ответы на вопросы о низовом праве мог бы дать анализ мусульманской юридической системы, имевшей хождение в Орде, на которой были часто основаны тяжбы, решаемые кади и, вероятно, даругами. Однако Почекаев почти не останавливается на этом вопросе. Я уж не говорю, что юридическая терминология подвержена только компаративному анализу с современным правом, но её внутреннее содержание остаётся на втором плане, хотя иногда автор пытается придать им контекстуального объёма.

В итоге мы получаем полезную и интересную книгу, которая, увы, не даст нам ответов на все вопросы. Однако, на нынешний момент, это одна из немногих обобщающих работ по истории средневекового права в Золотой Орде, которую будет полезно прочесть и любителям социальной, и юридической истории… Особенно она будет интересна любителям истории России, которые найдут там немало интересных замечаний по поводу господства ордынской власти над княжествами.

https://chto-chitat.livejournal.com/14246131.html


Ищу книгу -американский детектив-боевик

Вторник, 26 Января 2021 г. 05:02 + в цитатник
Книга американского автора --выходила ЕМНИП в начале 2010х В ней американский спецназовец (или полицейский) как турист приезжает на какой то карибский остров и там к нему за помощью обращается американка превращенная в сексуальную рабыню в местном борделе. (Чем кончилось - не помню)

https://chto-chitat.livejournal.com/14245699.html


Неудавшееся погружение во тьму. «Остромов, или Ученик чародея. Пособие по левитации» Дм. Быкова

Вторник, 26 Января 2021 г. 05:02 + в цитатник


Впечатления противоречивые.

Многословно чрезвычайно, впрочем не сказать, что словоблудно – слог-то хороший. Просто словесный поток уж очень, хм, многоводный. Лишний, пустой…

Разговоры, разговоры, а действия-то – почти что ноль. Потому за сюжетом, который в разговорах да мыслях, следить сложно.

И вне сюжета – философствование. Про жизнь, про ее смысл, про талант, про творчество, про совесть, про добродетель, про порок, про, про, про… Бесконечное… Тягучее… Теряющееся в неразличимом бормотании… Бессмысленное… Но с претензией!

Поначалу все никак не отделаешься от ощущения какого-то подражания – прежде всего, Пелевину, а то Пастернаку и М. Булгакову, Ильфу с Петровым.

Подробностей множество, качественных подробностей. Вполне путеводитель по Петербургу. Замечаний, точно подмеченных деталей, критики разного рода – вагон. Но вне критики… получается не очень, не хватает чего-то. Авторской самодостаточности?

"Персонажей тоже много, многих я уже не вспомню…" Главные, неглавные, проходные, эпизодические. Скрупулезно описанные, изукрашенные, пережеванные. Друг с другом и с сюжетом несвязанные. Для чего? Нет ответа…

Роман из жизни, хм, оказавшейся не удел еврейской интеллигенции. Не русского дворянства и не русского купечества, и даже не русской интеллигенции, а именно интеллигенции еврейской, хотя и мнящей себя интеллигенцией российской. 1925 год, Ленинград. Под конец добираются и до 1939.

Герои – лишние люди. Невписавшиеся. А вернее, никчемные, при любом строе никчемные. Правда, вот, героям их никчемность недоступна. Она и автору недоступна, поскольку он некоторым образом себя с теми героями отождествляет.

Даня, со всех сторон персонаж положительный – потому что ни разу душу свою не заложил. А мог бы? Или просто не успелось? Все-таки что-то в отношении него гложет…

Остромов, персонаж, хм, не совсем отрицательный – даром, что аферист и шарлатан, хоть и небесталанный, – разводит главным образом представителей власти, а среди них – преимущественно чекистских бонз. Разве же оставляющий в дураках ЧК может быть отрицательным? Но как можно играть с ЧК, с этой имманентно демонической машиной вечно кровавого режима? Во-о-от. Автор-то, в отличие от героя, понимает.

С другой стороны, Остромов-то наш не наивный мечтательный вьюнош, все детство проведший на благолепном Западе и только что оттуда возвратившийся – вполне себе жулик, до недавнего времени достаточно успешно гастролировавший по провинции. Он что, не в курсах, какая в стране уже скоро десять лет как власть, что играть с нею себе дороже? Чай, не 18 год! Разве что автор Бендера нашего за уши притягивает… Но тогда о какой достоверности может идти речь? Вся логическая конструкция рушится.

Да, откровенная антисоветчина. Впрочем сегодня она ненаказуема. Но вот это постоянное "они", через губу и с презрением… Презирай, однако страну и жизнь-то перевернули и власть приобрели не безграмотные лапотные "они", а вполне образованные интеллигентные их руководители, преимущественно еврейской национальности. Лапотные "они" – только фронтсимвол новой жизни, но хозяева – совсем-совсем персонажи иные, так что… И если руководство то полагать глупым и необразованным, в отличие от себя, то как объяснить, что те империю разрушили и все приобрели, а вы, такие умные и продвинутые, оказались и продолжаете пребывать в дерьме?

Не та страна, не тот народ, не то время – все не то! Когда же это кончится? Когда же придет цивилизованная европейскость? Или когда же ее кто принесет? А пока – только томление интеллигента от безысходности и торжество аферистов, баламутящих и без того мутную воду.

Что хотел показать автор? Что каждый сам кузнец своего счастья? Что ищущему да дастся? Что советская власть вообще и ее ГПУ в частности абсолютное зло? Что чистой душе в советской, в русской действительности места нет и мироздание само выдавит ее в высшие эоны, или… по-тихому лишит разума и тем избавит от муки? Или что автор имеет претензию на мастерство в изящной словесности?

Все-таки критик беллетрист неполноценный. Когда критик пытается стать беллетристом, получается графоман.


https://chto-chitat.livejournal.com/14245457.html


Метки:  

"Дары волхвов" рассказы О.Генри

Понедельник, 25 Января 2021 г. 14:28 + в цитатник
Дар волхва
Основные характеристики прозы О. Генри: здравый смысл и юмор, сдобренные сентиментальностью. О. Генри дозирует сантименты так, что когда все заканчивается свадьбой или подвигом, раздражения нет, есть благодарность - и даже не ему, не писателю, а самой жизни за то, что она помнит о справедливости.
"Гений места" Петр Вайль

Рассказы О.Генри в ряду артефактов, определявших социокультурный код советского человека, были возможно, не так заметны, как дилогия Ильфа с Петровым и романы Стругацких, - ближе к "Мастеру и Маргарите". Та же несколько большая чувствительность и высокий уровень разобранности на цитаты. Микстура, укрепляющая веру в жизнь, где сила, вечно желающая зла, порой творит добро.

Яркие архетипы, неизменный панчлайн в финале, восторг мгновенного узнавания сюжетов, которому не вредит множество повторов, сближают их с фильмами Гайдая и Данелии. Да ведь мы и пересматривали "Вождя краснокожих" столько же, и так же хохоча, как с "Иваном Васильевичем". "Тресту, который лопнул" в плане комедийности не так повезло, но смотрели его не меньшее количество раз.

Петр Вайль называет О.Генри певцом Нью-Йорка и наверняка имеет для этого серьезные основания, его эссе о писателе чудесный подарок всем поклонникам. Но для меня О.Генри рассказчик обо всем мире, включая маленькие сонные провинциальные городки, бесчисленные деревни Гадюкино, банановые республики, на роли одной из которой недолго довелось побыть и отечеству. Не поклонница имперской идеи, но если надо непременно выбирать из двух зол, пусть уж лучше империя (в глухой провинции, у моря).

Любимые с детства рассказы О.Генри, к которым нельзя не вернуться. А потому время от времени возвращаешься: открывая бумажный томик, пересматривая снятый по ним фильм, заливая в читалку файл электронной книги - и всякий раз воспринимаешь известное чуть по-новому. Теперь ко множеству возможностей встретиться с прозой О.Генри добавилась аудиокнига, прочитанная лучшим из возможных голосов, сочетающая лицедейство с безупречной исполнительской манерой и отменным музыкальным оформлением.

В сборник вошло тридцать шесть новелл, включая титульную. Какие-то из них помнишь лучше и любишь больше: "Один час полной жизни", "Деловых людей", "Трест, который лопнул", "Родственные души", "Волшебный профиль", "Дороги судьбы", "Горящий светильник" и "Третий ингредиент". Другие вспоминаешь с трудом, с третьими вообще сомневаешься, читала ли когда-нибудь прежде.

Равно хороши и любимы не могут быть по определению, пишущее человечество еще не запатентовало способа приводить все тексты одного автора к единому знаменателю, да и мы ведь меняемся с годами, чего не ценили раньше, внезапно вспыхнет ярким светом, затмив прежних фаворитов. Как случилось у меня в этот раз с "Голосом большого города":

Чикаго говорит: "Добьюсь!", Филадельфия: "Надо бы...", Новый Орлеан говорит: "В мое время...", Луисвилль: "Почему бы и нет?", а что Нью-Йорк?

И все же, любимое с детства, любимо навек. Снова идешь "Дорогами судьбы", проживаешь "Один час полной жизни", и получаешь лучшие на свете подарки - "Дары волхвов"

https://chto-chitat.livejournal.com/14245293.html


Метки:  

Питер Свенсон "Восемь идеальных убийств"

Понедельник, 25 Января 2021 г. 14:28 + в цитатник

Книжный магазинчик "Старые черти" находится в атмосферном историческом районе Бостона и специализируется на детективах. Уютное местечко с котиком Ниро в числе персонала, и смесью новых и подержанных книг. Бог знает, сколько лет назад, совладелец магазина Малкольм составил и вывесил в блоге "Старых чертей" список детективов, в каждом из которых описывается идеальное убийство. "Незнакомцы в поезде", "Убийства по алфавиту" и так далее, итого восемь романов.
И вот теперь к нему является агент ФБР Гвен Малви и сообщает, что некто совершает убийства в соответствии с этим списком, вероятно, приняв идею идеального преступления слишком близко к сердцу.

Роман написан от лица Малкольма, который излагает неспешно, спокойно, в меру обстоятельно, в меру красочно, касаясь всего понемногу. Хороша атмосфера книжного магазинчика, полного детективов, с двумя работниками плюс Малкольм и кот, а за окнами февральские вьюги и чокнутый убийца... или не чокнутый, а просто хитроумный?

У Малкольма есть свои секреты, на которые он с самого начала интригующе намекает, и они оказываются весьма любопытными, но в целом сюжетные повороты несложные и угадать злодея труда не составляет. В книге четыреста с хвостом страниц, но роман занимает только около трехсот, а остальное - это пояснения, так что сама история довольно короткая.

Не шедевр, но в принципе неплохо, не в последнюю очередь из-за наличия в сюжете книжного магазина с котом и кучей детективных романов - этакая изюминка, сглаживающая простоту разгадки.

https://chto-chitat.livejournal.com/14245068.html


Метки:  

Роберт Гэлбрэйт "Дурная кровь" (Корморан Страйк - 5)

Воскресенье, 24 Января 2021 г. 14:58 + в цитатник

К бывшему военному следователю, а ныне владельцу детективного агентства Корморану Страйку обращается некая женщина с просьбой расследовать исчезновение ее матери, произошедшее сорок лет назад.

11 октября 1974 года доктор Марго Бамборо должна была после работы встретиться с подругой в пабе, однако так и не пришла. Полиция подозревала, что Марго стала жертвой серийного убийцы, как раз резвившегося в тех краях, однако, когда маньячину поймали, о судьбе доктора Бамборо он ничего не сообщил: то ли темнил, то ли правда не знал, кто ж его, заразу, разберет.

Страйк и его коллега Робин Эллакот приступают к расследованию, надеясь выяснить, что же случилось с Марго Бамборо сорок лет назад.

Попытки раскрыть "висяк" - дело чертовски увлекательное. Свежий взгляд на известные факты и полицейские материалы, повторные опросы свидетелей - с одной стороны, через сорок-то лет сложно что-нибудь припомнить, но с другой - причины, по которым кто-то что-то умолчал, уже могли потерять актуальность, так что есть шанс получить новую информацию. Правда, некоторые фигуранты уже на том свете, как и ведущий детектив, с которым в период расследования приключилось душевное расстройство. Зато маньячина, убивший семь женщин и подозреваемый в похищении и убийстве Марго еще живой, вдруг он выдаст что-нибудь интересненькое?

По ходу действия выясняются новые детали, в контексте которых происходит переосмысление уже известного, и расследование то и дело сворачивает в неожиданных направлениях. То бишь, детективная линия весьма насыщена: тут вам и маньячная нотка, и тайны беззастенчиво брешущих фигурантов, и сюрпризы, и хитрые сюжетные финты. Очень захватывающе и увлекательно.

Излагает автор прекрасно, но неспешно. Как всегда, немало лирических отступлений. Сложные отношения главных героев, их размышления, события из жизни занимают приличное количество эфирного времени - это характерная особенность серии. Временами танцы с бубнами, которые Страйк и Робин уже которую книгу вытанцовывают друг вокруг друга, утомляют, но не в этот раз - эта история со всеми ее составляющими очень гармонична.

Маньячная нотка чертовски хороша, впечатляет. В описаниях присутствует некая доля жутких подробностей, но без перегиба. Вопрос, причастен ли серийный убийца к исчезновению Марго, остаётся открытым почти до конца, хватает и других подозреваемых и возможных вариантов. Разгадка интересная и не из очевидных.

Отличная история, как по мне, лучшая книга цикла.

https://chto-chitat.livejournal.com/14244802.html


Метки:  

"Тысячелетний мальчик" Росс Уэлфорд

Воскресенье, 24 Января 2021 г. 14:57 + в цитатник
Вечно - это очень долго. Вечность длится, пока ты не взбунтуешься.

Мир без границ. Невзирая на сегодняшние ограничения из-за коронавируса и невозможность путешествовать физически. На самом деле, реально она и до COVID-19 не у всех была, не будем себя обманывать: одним дорого, других работа не отпускает, третьим трудно решиться без знания языка, и для абсолютного большинства сочетание в разных пропорциях этих трех факторов.

А все равно сегодня большой мир ближе к малому миру каждого из нас. Чтобы убедиться, довольно взглянуть на книги. Так много хороших и разных, кажется, еще никогда не бывало. Детская литература не исключение. Что, свои писать разучились? Да нет же, у нас есть отличные детские книги. Как по мне, большинство переводных в подметки не годится "Кареглазому Громовику", "Тубогачу" и "Убыру" Шамиля Идиатуллина, "Герде" Эдуарда Веркина, "Таксу" Елены Арифуллиной, "Кошкам" Алексея Грашина. Но на вкус, на цвет товарищей нет, пусть цветут сто цветов и всякий найдет себе по вкусу (по цвету).

Английский писатель Росс Уэлфорд пишет детскую фантастику. Его дебютный роман Time Travelling with a Hamster ("Путешествия во времени с хомяком") сразу завоевал симпатии читателей и благосклонность критиков. После были What not to do if you turn invisible ("Чего не следует делать, если вы стали невидимкой"), The Dog who saved the World (собака, которая спасла мир"), The Kid who Came from Space ("Ребенок, пришедший из космоса").

"Тысячелетний мальчик" - история одиннадцатилетнего Альфи, сочетанием магии и драматичных обстоятельств застывшего в этом неудобном возрасте на добрую тысячу лет. Не имея возможности повзрослеть, встретить любовь и состояться в профессии, построить дом, вырастить детей. Вынужденного таиться и прятаться от докучного любопытства, которое в любой момент может стать смертельно опасным.

Теперь, произошедшая в его жизни трагедия, освобождает героя от необходимости жить вечным ребенком. Пришла пора обрести друзей и вновь запустить маятник остановленного времени. Огромная удача для этой незамысловатой истории на русском языке - аудиокнига в исполнении Игоря Князева, великолепного с персонажами-детьми.

https://chto-chitat.livejournal.com/14244562.html


Метки:  

Человек в теле животного

Воскресенье, 24 Января 2021 г. 14:57 + в цитатник
Здравствуйте.
Пожалуйста, подскажите книги, в которых человек превращается в животное, сохраняя при этом человеческое сознание.
Подходят оба варианта:
1. Человек стал таким не по своей воле и вернуться обратно либо невозможно, либо надо пройти сложный квест.
2. У человека есть такая суперспособность и он может превращаться туда-сюда по собственному желанию.

Спасибо тем, кто откликнется.

https://chto-chitat.livejournal.com/14244322.html


Книги декабря и итоги книжного 2020 года

Воскресенье, 24 Января 2021 г. 04:22 + в цитатник
1. Фредрик Бакман "Тревожные люди"



ПоследнийНовый роман популярного писателя, книги которого я перечитала все без исключения. Как всегда, трогательно и душещипательно, Бакман умело нажимает на все чувствительные точки, ни один читатель не уйдет равнодушным. Обыгрывается стокгольмский синдром - грабитель захватывает заложников, а те вдруг становятся с грабителем заодно. Понравилось, рекомендую.

2. Ирина Якутенко "Воля и самоконтроль. Как гены и мозг мешают нам бороться с соблазнами"



Отличная книга, научпоп, написана хорошим языком, воды немного, или она не слишком заметна, читать было интересно. Начинается с зефирного эксперимента, и дальше проводит обзор всех более-менее заметных подобных экспериментов на эту тему.

3. Дебора Фельдман "Неортодоксальная. Скандальное отречение от моих хасидских корней"




Одноименный сериал по Нетфликсу стал очень популярным, а я решила сначала прочитать книжку. Это записки девушки, которая выросла в среде бруклинских хасидов и никогда не знала другой жизни, об ее внутренней жизни и о том, как она пришла к решению уйти от мужа, порвать с религией и жить светской жизнью. Основано на реальной истории. Книга мне очень понравилась, рекомендую. Кстати, обложка книги это постер к сериалу с Широй Хаас в главной роли.

4. Джулия Эндерс "Очаровательный кишечник. Как самый могущественный орган управляет нами"




Очень интересная научно-популярная книжка, нашла там для себя немного нового и полезного, освежила знания. Конечно, это далеко не учебник, и воды многовато, но такие книги, написанные легким и доступным языком, тоже очень нужны, особенно для неподготовленного читателя.

Итоги года:

За этот год я прочитала 51 книгу, ровно столько, сколько планировала (в прошлом году книг было 50). Планирование, кстати, очень помогает держаться в рамках, если бы не это, то я бы прочитала намного меньше (у меня было время, когда я за год прочитала всего три книги). А так я все время держала в голове, что мне нужно читать примерно одну книгу в неделю, четыре книги в месяц, и этого плана я и придерживалась. В последний месяц мне пришлось чуть-чуть постараться, чтобы уложиться в срок. Если бы у меня не было плана, я бы никуда не спешила и не прочитала и половины этих книг. В следующем 2021 году планирую замахнуться на целых 52 книги.

Из этих книг только четыре были полностью прочитаны только глазами (7.8%, в прошлом году было 10%), остальные книги были аудиокнигами. Каждую неделю я начинала читать новую аудиокнигу, как правило, во время поездок на машине, во время вечерних прогулок с собакой и занятий спортом. Если аудиокнига к концу недели не дочитывалась, то я дочитывала ее глазами. Обычно у меня выходит в среднем 8-10 часов аудиочтения, только маленькие книги укладываются в этот формат, средняя книга обычно больше. Глазами я читаю намного быстрее, и добиваю книгу за пару часов. Одна из книг была визуальной новеллой, читать ее пришлось глазами, ее чтение заняло у меня те же 9 часов и около трех дней.

Лучшие книги 2020 года: "Блуда и Мудо" Алексея Иванова (Иванов - величайший российский писатель современности), "Вонгозеро" и "Живые люди" Яны Вагнер (для чтения был выбран очень удачный момент, я ее прочитала в начале пандемии, произвело очень сильное впечатление), "Город женщин" Елизабет Гилберт (вот просто отличный роман). Я не стала включать в этот список несколько прочитанных за этот год книг Бакмана, потому что и выбрать трудно , и в памяти по прошествии времени они все сливаются в одно душераздирающее и слезощипательное чтиво. Еще хочу отметить детективные романы Таны Френч, которые я все прочитала за этот год, но они тоже у меня все слились в один. И особо хочу отметить визуальную новеллу "Чок-чок, зубы на крючок" Анастасии Ерохиной - это сам по себе очень необычный формат книги-игры, с несколькими вариантами развития сюжета, читать было интересно и местами даже страшно, и очень, очень зрелищно. А начался и закончился у меня год, что символично, с книг моей любимой писательницы Дины Рубиной, в прошлом году я дочитывала "Наполеонов обоз", который в прошлом году я выбрала любимой книгой, поэтому в этом году уже не могу его выбрать, а закончила я прошлый год и начала этот чтением ее сборника "Единственный голос", который тоже не хочу выбирать, потому что это всего лишь сборник рассказов, частично собранный из отрывков из ее романов.

Худшие книги года: "Как-то лошадь входит в бар" Давида Гроссмана, я ее не стала дочитывать, было стыдно и неловко (а спектакль по этой книге посмотрела с удовольствием), "Тайны жизни Ники Турбиной" Александра Ратнера (вся книга как подсматривание в замочную скважину и грязное смакование пикантных подробностей) и, конечно, "Счастливые люди читают книжки и пьют кофе" Аньес Мартен-Люган, очень глупая и банальная книга, на которую мне больше всего было жаль моего времени.

Статистика за прошлые годы:
2020 - 51 книга
2019 - 50 книг
2018 — 45 книг
2017 — 31 книга
2016 — 7 книг
2015 — 10 книг
2014 — 3 книги
2013 — 21 книга
2012 — 55 книг
2011 — 48 книг
2010 — 48 книг

https://chto-chitat.livejournal.com/14243984.html


Поиск книги

Суббота, 23 Января 2021 г. 23:47 + в цитатник
Добрый день!Подскажите пожалуйста,что за книга-простая,небогатая девушка выигрывает путевку на модный горнолыжный курорт,там катаются богатые люди,и ее тоже принимают там за свою,с нею знакомятся,приглашают на лыжные прогулки, на вечеринки и посиделки,никто не догадывается,что она "считает копейки",кажется дело происходит в Германии,но могу ошибиться,дочитала до момента,где ей по-настоящему понравился парень,он упал в раздевалке,сломал ногу,и она помогала ему,потом книгу забрали,хотелось бы дочитать,название какое то длинное по-моему,то ли "мужчины высшего света включены",то ли что то похожее.Може быть кто то читал?

https://chto-chitat.livejournal.com/14243778.html


"Гений места" Петр Вайль

Суббота, 23 Января 2021 г. 15:04 + в цитатник
..., а человек красит место
На линиях органического пересечения художника с местом его жизни и творчества возникает новая, неведомая прежде, реальность.

А в самом деле, что раньше: курица или яйцо? Место красит человека или человек место? Забавно, что до этой книги Петра Вайля, воспринимала поговорку лишь в применении к социально-карьерной сфере - места в общественной иерархии. Неважно, мол, что N начальник, а NN простой землекоп, если первый ничего не соображает в том, что делает, ленив и необязателен, так и не будет ему почета, а хорошего добросовестного работника даже занимаемое им скромное место не лишит уважения окружающих. Как-то так, чушь, конечно. Мусорщика, как бы ни был хорош со своими баками, никогда не оценят по той же шкале, что банкира или телеведущую, хотя бы и небольшого ума.

И только с "Гением места" впервые приложила народную мудрость к географическим координатам, впервые осознав: а вот здесь работает. Сам по себе факт рождения/проживания в Нью-Йорке, Париже или Москве не делает горожанина исключительно интересной персоной. Хотя выгодно отличает его от жителя деревни Большое дышло. Куда важнее концентрация ярких, талантливых, трудолюбивых и предприимчивых людей, приехавших в любой из мегаполисов хотя бы и из села Гадюкино, создающих неповторимую ауру этого места: "Питер - культурная столица", "Москва никогда не спит".

И те, кого Гений места выбирает в качестве выразителей этого духа, мифотворцев, создателей его персональной легенды. А аот тут другая посконная мудрость "где родился, там и пригодился", не работает. Случается, из за тридевяти земель приходят, чтобы воспеть город лучше любого из горожан или рассказывают о нем, ни разу не побывав, да так, что рассказанное становится сутью. Чем была бы в нашем сегодняшнем понимании Троя без Гомера? Верона без Шекспира?

В этом смысле Вайль концентрированное выражение сути гения места. Космополит в подлинном и лучшем смысле этого слова, поставил все на свободу и творчество - и выиграл. Сумев не только на своем опыте доказать, что хлеб чужбины не всегда горек, но и нам объяснить, накормив своими пятью хлебами многие тысячи читателей. И слушателей, что немаловажно в наше оксюморонное время, огромных скоростей и стояния в пробках; мира_без_границ и ограничений-из-за_коронавируса.

В русскоязычном пространстве существует отличный аудиовариант "Гения места", прочитанный Игорем Князевым, не только эталонным чтецом, но и большим энтузиастом этой книги. Признаюсь, не взяла бы ее или взяла очень нескоро, когда бы ни его восторженная аттестация, и да. это был прекрасный подарок. Венеция Яго и Верона Джульетты теперь мои в той же мере, в какой Толедо Эль Греко и Веласкеса, нелюбимый Андерсеном Копенгаген, ненавидимый Флобером Руан, воспетый Дюма Париж, Вена Малера и Гашека, Нью-Йорк О.Генри, и бесконечное множество других городов-имен.

Резюмируя: "Гений места" - сборник совершенных по форме и замечательных по содержанию историй, который нельзя причислить ни к одному из традиционных жанров. Путевые заметки, культурологическое исследование, литературоведческая эссеистика, рассказы об архитекторах, музыкантах, живописцах, гастрономический травелог - все это и не только. Тот случай, когда целое много больше суммы составляющих. Совершенный читательский восторг, подаренный встречей с умным, эрудированным и талантливым автором.

https://chto-chitat.livejournal.com/14243379.html


Метки:  

Л. Улицкая. Зеленый шатер

Пятница, 22 Января 2021 г. 23:20 + в цитатник


В 60-е годы я была ребенком, жизнь казалась необыкновенно доброй и справедливой. Понятие ШЕСТИДЕСЯТНИКИ я услышала, став взрослой. Долго разбиралась, кто они такие. Сначала они казались мне совершенно непонятными людьми, которые почему-то выступали против власти... Я ведь верила, как и большинство из моего окружения тому, что писали в газетах и говорили по радио.

Позже я поняла, что в стране (и не только в нашей!) не может быть все хорошо или все плохо. Жизнь в ЛЮБОМ государстве, как лоскутное одеяло, соткана из светлых и темных лоскутов. И, замалчивая темные стороны, власти никогда не смогут убедить своих граждан в том, что их жизнь безмятежна и благополучна.

Итак, Л. Улицкая в своем романе, показывает зарождение и развитие диссидентства в нашей стране.

В начале пятидесятых, в одной из московских школ судьба свела в одном классе трех мальчишек — Илью, Сашу и Миху. Они были из разных по достатку и образованию семей, но у каждого из них было что-то такое, что выделяло его среди одноклассников.

Так, например, Саша, тонко организованный мальчик, занимался музыкой, ходил с бабушкой в музеи и театры. Конечно, это вызывало насмешки ребят в классе.

А Миху, живущего с теткой и ее больной дочкой, именно этим и притягивала семья Саши. Вместе с другом он с головой окунался в литературу и театр, что делало и его жизнь богаче, но, к сожалению, отдаляло от одноклассников.

Илья же, живущий с одной мамой, очень стеснялся своей бедности. Отсюда его экстравагантные поступки в школе, которыми мальчик пытался скрыть свое положение.

Через всю жизнь пронесли друзья теплые чувства друг к другу. Ребятам повезло — их учитель Виктор Юльевич привил им любовь к Москве, к истории, научил думать и анализировать. Можно сказать, что он подготовил эту троицу к будущему диссидентству...

После школы дороги друзей, как это часто бывает, разошлись. Они по-прежнему дружат. Но у каждого появились новые знакомые... Читатель вступает в круг знакомых каждого из трех друзей. И с этого момента роман как бы распадается на множество рассказов о людях, казалось бы не связанных друг с другом. Но постепенно эти истории, словно пазлы, складываются в объемный сюжет, рассказывающий о том, как и почему каждый из друзей окунулся в диссидентство.

Шестидесятники (так назовут их позже) вступили в жизнь, полные светлых надежд. Казалось, что страна, вздохнувшая свободно после смерти Сталина, отныне будет жизнь совершенно иная - открытая, свободная от страхов. Но все пошло совсем не так... И потому нещадно ломались судьбы людей. Вот и Миха, доверчиво раскрытый миру, влюбленный в своих учеников, лишенных слуха, не выдержал суровых испытаний... Его друзьям, Илье и Саше, повезло больше. Но им, к сожалению, пришлось уехать из страны...

Мне показалось, что роман слишком перегружен действующими лицами. Порой мне было трудно вспомнить где и когда ранее появлялся тот или иной персонаж. Иногда судьба появившегося нового героя так и повисала в воздухе, никак не связываясь с главными героями...

Вместе с тем, мне было очень интересно прочитать о диссидентах — людях, о которых было не принято говорить в 60-80-х годах прошлого века. Конечно, появилось много мемуаров и фильмов о том давнем уже времени. Но роман, как художественно произведение, несомненно, еще больше расширил познания о стране моего детства и юности.

https://chto-chitat.livejournal.com/14243194.html



Поиск сообщений в lj_chto_chitat
Страницы: 546 ... 465 464 [463] 462 461 ..
.. 1 Календарь