Артём Каменистый. «Набирая силу» . Альфа-ноль 2. |
![]() Есть такая обложка. И теперь она у меня не в приоритете. Так как это вторая книга серии, особо расписываться не буду. Называется роман "Набирая силу" и этим, в принципе, всё сказано. Но по сравнению с первой книгой мир расширился и стал интереснее, наметились какие-то перспективы. Характеристики второстепенных персонажей стали более развернутыми, история мира и клановые разногласия получили хоть какие-то объяснения, расширился бестиарий, добавились новые локации, даже появилась интрига и детективная линия. |
![]() иллюстрация, как всегда, хороша! Герой продолжает кач и набираться ума-разума. Усложняются его умения, появляются кое-какие артефакты. Вырисовывается направление развития персонажа, но книга заканчивается простым открытым финалом. Все квесты песочницы и окружающих локаций выполнены, но перспективы развития главного героя вырисовываются заманчивые. Как по мне, так вторая книга получилась интереснее первой. Не очень хотел выкладывать рецензию, но вроде обещал… Не всем нравится Каменистый и жанр в котором он пишет, некоторые высказывают негатив и удаляются, но есть люди, готовые критиковать конструктивно. Благодаря таким читателям я узнал три новых имени в этом жанре и даже нашел книги, правда, пока не читал Спасибо вам огромное! А вот ещё обложка. И судя по тому, что Гедар значительно прокачался, такая подойдёт больше. ![]() |
Метки: фантастика |
Лунная трилогия Йена Макдональда |
|
Поиск предка Гарри Поттера :) |
Метки: где найти |
"Крысиный король" Чайна Мьевиль |
Я ломаю ваши мышеловки об колено и жру сыр у вас на глазах. Я ссу вам в глаза. У меня самые твердые зубы в мире. У меня усы. Я – герцог сточных труб, я владыка подземелья. Я король.
Где-то у Стругацких, не вспомню только, где, и гугл мне не в помощь, вставная новелла, одна из многочисленных баек, которыми обмениваются герои. Военный в увольнительной на вечеринке знакомится с девушкой, а когда она предупреждает, что знакомство может быть для него опасным, беззаботно отмахивается - ему ли, боевому офицеру бояться уличной шпаны? Идет провожать новую знакомую и на пороге дома она говорит: "Я королева городских крыс". Не помню. что было дальше, но хорошо помню состояние культурного шока, в который эти слова ввергли меня, читавшую. Еще у Оруэлла в "1984" главный страх Смита крысы, помните?
Моя первая в жизни встреча с серым зверьком ознаменовалась диким желанием влезть на стул, да там в ближайшие пару часов и оставаться, но нельзя - дело было на двухмесячной педагогической практике, работала учителем и воспитателем класса шестилеток, и во время урока через проход между партами метнулась довольно крупная крыса. Нужно было успокоить детей, показать, что ситуация под контролем, потому взяла швабру, деловито шурудила в том углу, где она скрылась, бодро проскандировала, что завхоз с этим разберется, после продолжила урок. Но пережитая тогда смесь ужаса и омерзения, со мной до сих пор.
Что ж мы их так не любим? Ну вот, как-то так исторически сложилось. Потому, назвать выбор Чайной Мьевилем героя для дебютного романа рискованным, значило бы сильно смягчить и разбавить впечатление. Однако он это сделал, назначил супергероем нового времени человека-крысу, заодно обозначив приоритеты дальнейшего творчества: гранж, нуар, панк с высочайшей степенью толерантности к маргиналам всех сортов. Ему было двадцать шесть. Он рискнул. И победил.
Савл, герой "Крысиного короля", молодой человек, после смерти мамы воспитанный отцом, с которым в детстве был очень близок, но к подростковому возрасту испытал отторжение (как часто случается). Да так и не примирился со своим неловким полноватым порядочным папой ко времени начала событий. Еще этот его нелепый отцов марксизм, который в глубине души и Савлу импонирует (Мьевиль придерживается марксистских взглядов, у него и диссертация на эту тему) - но это ж курам на смех, сегодняшний молодой человек должен любить танцевальную музыку джангл, а не идеи замшелого бородатого философа.
Вернувшись как-то поздно и в изрядном подпитии, Савл не удостаивает отца даже тем, чтобы зайти в его комнату поздороваться, хотя видит, что тот не спит, ждет его возвращения. А среди ночи вырван из похмельного сна полицией - папа разбился насмерть, упав с их седьмого этажа, и по всему, это не самоубийство. Как главного подозреваемого, сына увозят в участок, откуда ему помогает бежать тощий, страшно вонючий но феноменально сильный мужичок.
Который открывает герою невероятную вещь: он не человек вовсе, а полукровка. Мать юноши была крысой-оборотнем, ради любви к никчемному человечишке отринувшей связь с королевской крысиной семьей, а отца убил не кто иной, как Гаммельнский Крысолов, открывший сезон охоты. Убил по ошибке, спутав с Савлом. Теперь только дядя, Король и усердие в овладении клановой мудростью может спасти парня.
Как вам идея стать крысой? Жить в канализации, жрать всякое дерьмо с помоек и не мучиться несварением? Что-то не очень? А бегать по стенам, цепляясь за мельчайшие шероховатости, прыгать по крышам, не боясь свалиться, обрести нечеловеческую силу и ловкость? Уже лучше? Хочется, не хочется - приходится. Тем более, что Крысолов со своей флейтой уже на тропе войны, и он опасен. По крайней мере, в этом Крысюк не обманул. А в чем-то другом обманул? Не без того.
Отличный дебют, динамичное действие, непредсказуемый финал, и довольно комфортно читается, несмотря на откровенную маргинальность, что для Мьевиля скорее не характерно. Большинству его книг нужен подготовленный читатель, мне даже не стыдно признаться, что культовый "Вокзал потерянных снов" одолела лишь с третьей попытки. Подходящие для первого знакомства с писателем, вровень с "Крысиным королем", пожалуй только еще "Рельсы" Легкое, но не легковесное чтение.
Метки: Мьевиль |
Стимпанк |
Метки: что читать научная фантастика кибер-панк поиск книг что читать - фэнтези что читать - фантастика что читать? |
Без заголовка |
Метки: Япония поиск книги поиск книг историческая |
"Как остановить время" Мэтт Хейг |
Слава безумцам, которые живут так, как будто они бессмертны, – смерть иной раз отступает от них.
"Обыкновенное чудо" Евгений Шварц
Древняя омонимическая хохма: "Я не стар, я Superstar!" Так вот, герой Мэтта Хейга ни разу не суперстар и звездой за свою долгую жизнь никогда не бывал, хотя музыкант он хороший, играет на двух десятках инструментов, и ему не раз случалось зарабатывать этим на жизнь, частенько срывая аплодисменты. Но с большой славой как-то не складывалось: может харизмы недоставало, может не располагала жизнь в режиме "беги, кролик, беги", без возможности задержаться на одном месте более, чем на восемь лет и тесно сблизиться с кем-то. Скорее второе.
Потому он не superstar, а просто стар. В календарном, не в биологическом смысле. Тому Хазарду четыре с лишним столетия, хотя больше сорока вы бы ему не дали. Никакой магии, генетический сбой. Если существует аномалия, заставляющая преждевременно стареть - прогерия, почему не может быть обратного механизма, названного в книге агерией? Отчего тогда современной науке неизвестны подобные случаи? А вот поставьте себя на место человека, который, благополучно дожив до пубертата, вдруг перестает расти.
Физически будучи здоровым и крепким, чувствуя себя превосходно. То есть, необходимости обращаться к врачу, привлекая к себе внимание, нет. Впрочем, внимание не замедлит явиться, вовсе не того рода, какое может обрадовать. Четыре сотни лет назад носитель подобного свойства запросто мог быть обвинен в колдовстве, в наши просвещенные времена геронтократии публичность почти гарантированно обеспечит, что тебя "заберут на опыты". Вы бы хотели для себя такого? Вот и он не хочет: плавали - знаем!
Для меня "Как остановить время" - третья встреча с прозой Мэтта Хейга, узнала о нем месяц назад, когда "Полночная библиотека" стала выбором читателей Goodreads 2020 - что ж, присоединяю свой голос "Клуб призрачных отцов". того же восторга не вызвал, сомневалась даже, что продолжу знакомство, но книга уже была в читалке, "Отчего не попробовать?" - подумала. И влюбилась.
Секрет не в сюжете, обыгрывающем давнюю мечту человечества "лет до ста расти нам без ста-рос-ти!", не в историческом антураже (кропотливо воссозданном), даже не в обаянии шекспировского "Глобуса" где герой некоторое время сопровождал спектакли игрой на лютне или встречи в парижском баре с Фицджеральдом. Дело в том, что этой книге и ее герою совершенно веришь.
У нас ведь две крайности: ромфант в промышленных масштабах поставляет вампирятину с молниеносными и неуязвимыми красавцами миллиардерами (а что еще делать, когда в твоем активе вечность без болезней и старости? богатеть). Или противоположность, планида Вечного Жида - скитаться в нищете, прячась по задворкам и боясь обнаружить себя, чтобы не стать мишенью чужой враждебности. То и другое романтично, хотя апеллирует к противоположным полюсам романтики. То и другое не про нас с вами.
А как повели бы себя мы, случись сделаться обладателем подобного свойства? Да так же. Освоить ремесло, которое гарантированно прокормит, и жить потихоньку, не в серебре и не в нищете. От дорого-богато не отказались бы, но когда живешь как перекати-поле, богатства не копятся. А к преступным способам обогащения у него душа не лежит, просто не злодей, не забыли, что в основе всякого крупного состояния лежит преступление?
Что, и не полюбить никого за всю жизнь? Отчего же, было. Давно, еще в юности, а болит до сих пор. А впрочем, пока жизнь продолжается, в ней столько всего может случиться. Отличная книга. Из тех, что цепляют и не отпускают, пока не дочитаешь
Метки: фантастика |
"Охота за "Красным Октябрем" |
|
Почекаев Р. Право Золотой Орды |
Почекаев Р.Ю. Право Золотой Орды. Серия `История и культура Золотой Орды`. Вып. 8. Ред. И.М. Миргалеев. Казань: Институт истории АН Республики Татарстан им. Ш. Марджани. 2009г. 260с. Мягкий переплет, Обычный формат.
Если обратиться к диалектике понятий «право» и «закон», что редко принято в отечественном обществоведении, то в абстрактных рассуждениях можно уехать весьма и весьма далеко, тем паче, что в разных общественных системах соотношение между ними неодинаково. Право это то, что разрешено человеку в повседневной практике, то, что присуще ему просто по факту существования в каком-то обществе, в какой-то социальной среде. Закон – система ограничений со стороны государства, спущенные сверху нормативы поведения и наказания за них.
Кстати, это вполне применимо и к Востоку. Яркий пример – мусульманское право, разветвлённое по системам мазхабов, дающих порой предельно разное толкование принятым нормам, зависящих от того, какой правовой школе принадлежит кади. Сасанидское право, недавно мною рассматриваемое, также скорее указывало судьям на то, как принято разбирать судебные тяжбы, а не декларировало сверху какой-то их порядок. Законы же часто декларировали отношения между обществом и властью, обязательства общества перед властьпридержащими, а также устанавливало нормативы наказаний за уголовные преступления. Я упрощаю, но, по сути, это так. Право – снизу, закон – сверху.
Поэтому книга с названием «Право Золотой Орды», написанное уже знакомым мне историком-юристом Романом Почекаевым, вызвала и недоумение, и интерес. «Яса Чингисхана» не давала особой надежды на то, что на территории его империи действует хоть какое-то право, кроме права сильного. И тут вдруг – право Золотой Орды…
Не секрет, что Поволжье и североказахстанские степи в XIII-XV вв. вмещали в себя множество разных культур и хозяйственных систем, существовать которым в рамках одной единственной формы законотворчества было нельзя, да в то время мало где такие системы существовали вообще (если не брать в расчёт, скажем, Ирландии под владычеством английского меча, или территорий испанских мудехаров). Поэтому, главный вопрос – каковы же были границы правотворчества в Золотой Орде, и каковы были границы законодательной власти?
Но по порядку. Давая общий фон развития права в степях (и там оно было), автор вспоминает многочисленные комплексы обычного права тюрок – торе, мусульманского мазхабного права, прав и привилегий итальянских колоний Причерноморья… И оно продолжает оставаться лишь фоном. Дело в том, что Почекаев писал свою кандидатскую по теме «Ярлыки ханов Золотой Орды», поэтому сферой его внимания становится деятельность хана, его возможности и властные полномочия. Итак, каковы пределы власти хана, точнее, в каких сферах жизни его влияние было определяющим?
Хан издавал ярлык, документ, имеющий правовую силу, в разной конфигурации и с разными, скажем так, полномочиями. По сути, его власть была ограничена представлениями о его удачливости и управленческом умении, в частности, о его полководческих талантах… и соблюдением постановлений собственных ярлыков. Не совсем ясно из книги, кто же ограничивал власть правителя, по всей видимости, высшие представители родовой степняцкой знати, военная элита, вряд ли в этом принимали участие, скажем, булгарские города. В любом случае, хан являлся и объектом права, и его субъектом, что уже весьма интересно.
Управленцами, осуществлявшими государственную политику, были военные предводители – баскаки и наместники областей – даруги.
Однако хан издавал ярлыки. Являлись ли они законодательными актами в полном смысле этого слова? Несмотря на свою диссертацию, Почекаев может твёрдо лишь указать влияние ярлыков на элиту Золотой Орды, их форму и содержание, которые чаще всего обращены либо к частным лицам, либо к конкретным группам населения, скажем, иностранным торговцам или управленческому аппарату. Автор резюмировал эту проблему, отметив, что ярлыки обладали безусловной юридической силой, однако чаще всего имели конкретного адресата, не обозначив границы их действия.
Кстати, Почекаев немало пишет о действии ханских ярлыков на Русь. Она находилась вполне в обороте власти хана, и он точно также извлекал налоги с населения, используя князей как даруг, раздавал иммунитеты митрополитам, налоговые и судебные (!), а порой – смещал и ставил на стол правителей (в особенности этим грешил Узбек, весьма грубо вмешивающийся в дела Руси). Почекаев делает вполне закономерный вывод не о симбиозе двух начал, как любил писать уважаемый Лев Гумилёв, а о давлении со стороны более сильной державы, практически полной вассальной зависимости, которая просто в разные годы имела разный характер.
Конечно же, классическое осуществление власти средневекового правителя – налоги, принимающие многочисленные и разные формы. Например, форму подвода, то бишь обеспечения ханского войска фуражом, транспортом и шанцем. Налоги же, натуральные или денежные, были делом спорадическим, и на редкость непостоянным. Взимание налогов могло быть на редкость либеральным (стандарт – 10% с дохода осёдлых, 1% приплода (копчур) – с кочевников). Десятина с осёдлых, «бурч харадж», была подушной, и взималась в самых разных объёмах, зависит от времени, общеполитической ситуации и нужд государства – особенно это почувствовали русские княжества в эпоху хана Узбека. Не стоит забывать и о торговом и приграничном налоге, наравне с подушным налогом являющийся основным источником поступлений в ханскую казну. Стоит ли говорить, что основной чиновничий аппарат, который существовал в Орде, следил за сбором налогов, подсчитывал доходы землевладельцев и торговцев. Посредством ярлыков хан мог предоставлять налоговый иммунитет (самый близкий для нас пример – русская церковь), и суюргальное пожалование – нечто вроде прекария, предоставление необлагаемой собственности.
Итак, каковы полномочия? Как обычно в эпоху средневековья – прежде всего сбор налогов, судопроизводство, чеканка монеты. Последнее наиболее интересное, оно не относится напрямую к сфере права, но очень важно само по себе. К несчастью, Почекаев не слишком охотно останавливается на финансовой стороне торговли и правах купцов, но делает это редко. Он лишь отмечает, что со стороны власти существовал определённый протекционизм, обложение налогами внешних товаров. Однако это толкование самого Почекаева, как мне кажется, здесь более вероятно банальное получение прибыли, в силу внешнеобращённой политики ханов. Существовал судебный надзор за рынками, чиновники – «мудехары» решали тяжбы между торговцами, однако это не слишком похоже на регулирование экономики. Почекаев делает вывод, что система контроля попросту не сложилась, однако возникает вопрос, а должна ли она была сложиться? Быть может, это просто не входило в круг интересов государства, которое могла рассматривать торговлю не как регулируемую сферу, как это было в более поздних политических системах, а как самоуправляемую структуру, из которой можно извлекать налоги?
Но, что характерно, уголовные наказания распространялись на многие сферы жизни общества, хотя, конечно, прежде всего, карались преступления против власти. В ведении кадий и судов-дзаргу оставались также имущественные тяжбы, где они выступали в качестве третейских судей, либо тяжёлые дела, такие, как убийство, однозначно карающееся смертью.
Если резюмировать, то можно с полным правом поставить вопрос: влияло ли государство на частную жизнь подданных с помощью законодательства? Выступая в качестве судей и взимая налоги, власть не вмешивалась в религиозную и приватную жизнь подданных… Хотя банальное насилие со стороны властей никто не отменял, по всей видимости, никаких сдержек власти со стороны общества не существовало. Конечно, не совсем ясна ситуация с правом собственности – было ли понятие о принадлежности всей земли хану, что было позже характерно для русской царской власти? Судя по всему, вряд ли, хотя Почекаев приводит данные по высшим слоям общества, в которых имели место и конфискации, и дары. В ярлыках речь идёт скорее о наследовании или ненаследовании статуса и привилегий, которые имели куда более серьезную ценность.
В целом, что уже мною подчеркивалось ранее, ордынское государство было внешнеориентированным (что напоминает?), его усилия растрачивались не на создание коммуникаций, рынков, не в разработке эффективных институтов управления, а в активной внешней, чаще всего просто военной политики. Соответственно, внутренняя политика, в том числе и правовая, реализовывалась в основном в форме налогового регулирования, то есть – извлечения средств на интриги ближневосточного и панмонгольского миров. Даже тот же Мамай, идя против русских княжеств, рассчитывал получить необходимый ему для ближневосточной политики «выход». Но, существовала система уголовного законодательства и защита имущественных прав, основанные, по факту, на местном праве, несмотря на то, что решение принимал государственный чиновник. Юрисдикция ярлыков была широка, но Почекаев, к сожалению, не приводит существенных данных о ярлыках, которые были обязательны к исполнению всеми подданными ордынских ханов, так и не выяснены границы ханской власти, пусть даже не формально-юридические, а, наверное, важнее культурные, ментальные ограничения.
Ответы на вопросы о низовом праве мог бы дать анализ мусульманской юридической системы, имевшей хождение в Орде, на которой были часто основаны тяжбы, решаемые кади и, вероятно, даругами. Однако Почекаев почти не останавливается на этом вопросе. Я уж не говорю, что юридическая терминология подвержена только компаративному анализу с современным правом, но её внутреннее содержание остаётся на втором плане, хотя иногда автор пытается придать им контекстуального объёма.
В итоге мы получаем полезную и интересную книгу, которая, увы, не даст нам ответов на все вопросы. Однако, на нынешний момент, это одна из немногих обобщающих работ по истории средневекового права в Золотой Орде, которую будет полезно прочесть и любителям социальной, и юридической истории… Особенно она будет интересна любителям истории России, которые найдут там немало интересных замечаний по поводу господства ордынской власти над княжествами.
|
Ищу книгу -американский детектив-боевик |
|
Неудавшееся погружение во тьму. «Остромов, или Ученик чародея. Пособие по левитации» Дм. Быкова |
Метки: Быков рецензия |
"Дары волхвов" рассказы О.Генри |
Основные характеристики прозы О. Генри: здравый смысл и юмор, сдобренные сентиментальностью. О. Генри дозирует сантименты так, что когда все заканчивается свадьбой или подвигом, раздражения нет, есть благодарность - и даже не ему, не писателю, а самой жизни за то, что она помнит о справедливости.
"Гений места" Петр Вайль
Рассказы О.Генри в ряду артефактов, определявших социокультурный код советского человека, были возможно, не так заметны, как дилогия Ильфа с Петровым и романы Стругацких, - ближе к "Мастеру и Маргарите". Та же несколько большая чувствительность и высокий уровень разобранности на цитаты. Микстура, укрепляющая веру в жизнь, где сила, вечно желающая зла, порой творит добро.
Яркие архетипы, неизменный панчлайн в финале, восторг мгновенного узнавания сюжетов, которому не вредит множество повторов, сближают их с фильмами Гайдая и Данелии. Да ведь мы и пересматривали "Вождя краснокожих" столько же, и так же хохоча, как с "Иваном Васильевичем". "Тресту, который лопнул" в плане комедийности не так повезло, но смотрели его не меньшее количество раз.
Петр Вайль называет О.Генри певцом Нью-Йорка и наверняка имеет для этого серьезные основания, его эссе о писателе чудесный подарок всем поклонникам. Но для меня О.Генри рассказчик обо всем мире, включая маленькие сонные провинциальные городки, бесчисленные деревни Гадюкино, банановые республики, на роли одной из которой недолго довелось побыть и отечеству. Не поклонница имперской идеи, но если надо непременно выбирать из двух зол, пусть уж лучше империя (в глухой провинции, у моря).
Любимые с детства рассказы О.Генри, к которым нельзя не вернуться. А потому время от времени возвращаешься: открывая бумажный томик, пересматривая снятый по ним фильм, заливая в читалку файл электронной книги - и всякий раз воспринимаешь известное чуть по-новому. Теперь ко множеству возможностей встретиться с прозой О.Генри добавилась аудиокнига, прочитанная лучшим из возможных голосов, сочетающая лицедейство с безупречной исполнительской манерой и отменным музыкальным оформлением.
В сборник вошло тридцать шесть новелл, включая титульную. Какие-то из них помнишь лучше и любишь больше: "Один час полной жизни", "Деловых людей", "Трест, который лопнул", "Родственные души", "Волшебный профиль", "Дороги судьбы", "Горящий светильник" и "Третий ингредиент". Другие вспоминаешь с трудом, с третьими вообще сомневаешься, читала ли когда-нибудь прежде.
Равно хороши и любимы не могут быть по определению, пишущее человечество еще не запатентовало способа приводить все тексты одного автора к единому знаменателю, да и мы ведь меняемся с годами, чего не ценили раньше, внезапно вспыхнет ярким светом, затмив прежних фаворитов. Как случилось у меня в этот раз с "Голосом большого города":
Чикаго говорит: "Добьюсь!", Филадельфия: "Надо бы...", Новый Орлеан говорит: "В мое время...", Луисвилль: "Почему бы и нет?", а что Нью-Йорк?
И все же, любимое с детства, любимо навек. Снова идешь "Дорогами судьбы", проживаешь "Один час полной жизни", и получаешь лучшие на свете подарки - "Дары волхвов"
Метки: ОГенри аудиокниги |
Питер Свенсон "Восемь идеальных убийств" |
Метки: детектив |
Роберт Гэлбрэйт "Дурная кровь" (Корморан Страйк - 5) |
Метки: детектив |
"Тысячелетний мальчик" Росс Уэлфорд |
Вечно - это очень долго. Вечность длится, пока ты не взбунтуешься.
Мир без границ. Невзирая на сегодняшние ограничения из-за коронавируса и невозможность путешествовать физически. На самом деле, реально она и до COVID-19 не у всех была, не будем себя обманывать: одним дорого, других работа не отпускает, третьим трудно решиться без знания языка, и для абсолютного большинства сочетание в разных пропорциях этих трех факторов.
А все равно сегодня большой мир ближе к малому миру каждого из нас. Чтобы убедиться, довольно взглянуть на книги. Так много хороших и разных, кажется, еще никогда не бывало. Детская литература не исключение. Что, свои писать разучились? Да нет же, у нас есть отличные детские книги. Как по мне, большинство переводных в подметки не годится "Кареглазому Громовику", "Тубогачу" и "Убыру" Шамиля Идиатуллина, "Герде" Эдуарда Веркина, "Таксу" Елены Арифуллиной, "Кошкам" Алексея Грашина. Но на вкус, на цвет товарищей нет, пусть цветут сто цветов и всякий найдет себе по вкусу (по цвету).
Английский писатель Росс Уэлфорд пишет детскую фантастику. Его дебютный роман Time Travelling with a Hamster ("Путешествия во времени с хомяком") сразу завоевал симпатии читателей и благосклонность критиков. После были What not to do if you turn invisible ("Чего не следует делать, если вы стали невидимкой"), The Dog who saved the World (собака, которая спасла мир"), The Kid who Came from Space ("Ребенок, пришедший из космоса").
"Тысячелетний мальчик" - история одиннадцатилетнего Альфи, сочетанием магии и драматичных обстоятельств застывшего в этом неудобном возрасте на добрую тысячу лет. Не имея возможности повзрослеть, встретить любовь и состояться в профессии, построить дом, вырастить детей. Вынужденного таиться и прятаться от докучного любопытства, которое в любой момент может стать смертельно опасным.
Теперь, произошедшая в его жизни трагедия, освобождает героя от необходимости жить вечным ребенком. Пришла пора обрести друзей и вновь запустить маятник остановленного времени. Огромная удача для этой незамысловатой истории на русском языке - аудиокнига в исполнении Игоря Князева, великолепного с персонажами-детьми.
Метки: аудиокниги детская фантастика |
Человек в теле животного |
|
Книги декабря и итоги книжного 2020 года |
|
Поиск книги |
|
"Гений места" Петр Вайль |
На линиях органического пересечения художника с местом его жизни и творчества возникает новая, неведомая прежде, реальность.
А в самом деле, что раньше: курица или яйцо? Место красит человека или человек место? Забавно, что до этой книги Петра Вайля, воспринимала поговорку лишь в применении к социально-карьерной сфере - места в общественной иерархии. Неважно, мол, что N начальник, а NN простой землекоп, если первый ничего не соображает в том, что делает, ленив и необязателен, так и не будет ему почета, а хорошего добросовестного работника даже занимаемое им скромное место не лишит уважения окружающих. Как-то так, чушь, конечно. Мусорщика, как бы ни был хорош со своими баками, никогда не оценят по той же шкале, что банкира или телеведущую, хотя бы и небольшого ума.
И только с "Гением места" впервые приложила народную мудрость к географическим координатам, впервые осознав: а вот здесь работает. Сам по себе факт рождения/проживания в Нью-Йорке, Париже или Москве не делает горожанина исключительно интересной персоной. Хотя выгодно отличает его от жителя деревни Большое дышло. Куда важнее концентрация ярких, талантливых, трудолюбивых и предприимчивых людей, приехавших в любой из мегаполисов хотя бы и из села Гадюкино, создающих неповторимую ауру этого места: "Питер - культурная столица", "Москва никогда не спит".
И те, кого Гений места выбирает в качестве выразителей этого духа, мифотворцев, создателей его персональной легенды. А аот тут другая посконная мудрость "где родился, там и пригодился", не работает. Случается, из за тридевяти земель приходят, чтобы воспеть город лучше любого из горожан или рассказывают о нем, ни разу не побывав, да так, что рассказанное становится сутью. Чем была бы в нашем сегодняшнем понимании Троя без Гомера? Верона без Шекспира?
В этом смысле Вайль концентрированное выражение сути гения места. Космополит в подлинном и лучшем смысле этого слова, поставил все на свободу и творчество - и выиграл. Сумев не только на своем опыте доказать, что хлеб чужбины не всегда горек, но и нам объяснить, накормив своими пятью хлебами многие тысячи читателей. И слушателей, что немаловажно в наше оксюморонное время, огромных скоростей и стояния в пробках; мира_без_границ и ограничений-из-за_коронавируса.
В русскоязычном пространстве существует отличный аудиовариант "Гения места", прочитанный Игорем Князевым, не только эталонным чтецом, но и большим энтузиастом этой книги. Признаюсь, не взяла бы ее или взяла очень нескоро, когда бы ни его восторженная аттестация, и да. это был прекрасный подарок. Венеция Яго и Верона Джульетты теперь мои в той же мере, в какой Толедо Эль Греко и Веласкеса, нелюбимый Андерсеном Копенгаген, ненавидимый Флобером Руан, воспетый Дюма Париж, Вена Малера и Гашека, Нью-Йорк О.Генри, и бесконечное множество других городов-имен.
Резюмируя: "Гений места" - сборник совершенных по форме и замечательных по содержанию историй, который нельзя причислить ни к одному из традиционных жанров. Путевые заметки, культурологическое исследование, литературоведческая эссеистика, рассказы об архитекторах, музыкантах, живописцах, гастрономический травелог - все это и не только. Тот случай, когда целое много больше суммы составляющих. Совершенный читательский восторг, подаренный встречей с умным, эрудированным и талантливым автором.
Метки: аудиокниги культурология путешествия |
Л. Улицкая. Зеленый шатер |
|